Кто на самом деле готовится к войне на Украине: пять верных признаков

Национальный вопрос
Елена Афонина и Андрей Баранов вместе со спецкором «Комсомольской правды» Александром Коцем обсуждают ситуацию вокруг Донбасса

Е. Афонина:

- В студии ведущие программы – Андрей Баранов.

А. Баранов:

- И – Елена Афонина. Здравствуйте!

Е. Афонина:

- Мы приветствуем наших радиослушателей. И сразу скажем, что в нашей программе будут две темы. Поговорим об агломерациях и о предложении Алексея Кудрина создать эти агломерации, в частности, одна из них будет с центром в Татарстане.

А. Баранов:

- Очень интересное предложение. Совершенно неожиданное, думаю, что вы поучаствуете в обсуждении.

Е. Афонина:

- Но начнем мы с той ситуации, которая сейчас продолжает развиваться вокруг Украины: Донбасс, Европа и прочие заинтересованные лица.

А. Баранов:

- Вчера ведь был судный день, точнее, назначен был на вчерашний день – на 22 января 2022 года. Чуть ли не в ноябре Запад в унисон затрубил о том, что именно в этот день ожидается массированное российское вторжение на Украину аж с трех сторон: через границу с Белоруссией, с Крымского полуострова и далеко идущие планы вплоть до захвата столицы и так далее.

Но, как обычно, Россия на войну не явилась. Уже 23-е, а никаких массированных действий, слава богу, нет и не предвидится.

Е. Афонина:

- Так кто же, на самом деле, готовится к войне на Украине. Об этом мы предлагаем поговорить в прямом эфире. И с нами специальный корреспондент «Комсомольской правды» Александр Коц. Александр готов ответить на наши вопросы и на вопросы наших радиослушателей. Саша, приветствуем!

А. Баранов:

- Саша, добрый день!

А. Коц:

- Добрый день!

А. Баранов:

- Александр совсем недавно вернулся из очередной командировки на Донбасс. И сейчас давайте посмотрим, что происходит в эти дни и чего нам ждать. Саша, так что, вот продолжают на Западе говорить: Россия, остановись! Россия, перестань готовиться к войне.

Действительно, что-то там есть? Наши армады танков, стоящие с ревущими моторами? «Грады»?

А. Коц:

- Нет, мы, конечно, реагируем на угрозу со стороны западных границ. И, безусловно, группировка военная, которая находится по границе с Украиной, она сейчас усилена. Но это не говорит о готовящемся вторжении. Мы можем задавать вопросы, допустим, Соединенным Штатам: почему у них усилены группировки к югу от границы с Канадой и к северу от границы с Мексикой? Почему у них так много войск в промежутке между этими двумя странами?

Если серьезно, то это какое-то безумие уже, информационная истерия, подогреваемая в основном западными СМИ и примкнувшими к ним спикерами стран, которые полагают, что мы собираемся вторгнуться. В основном, конечно, первую скрипку играет даже уже не США, а Британия. Истерия! Я смотрю на эти заявления. И, честно говоря, я предполагал, что в такой истерии жить на Украине сейчас просто опасно для психического здоровья, ну, я не представляю: в условиях постоянного такого нагнетания как там жить? И я у своих подписчиков в Telegram, а там из 78 тысяч подписчиков добрая половина, наверное, из Украины, судя по постоянным комментариям, я вот у них спросил: как вы это все воспринимаете? Что у вас там творится в головах, в магазинах, в погребах ваших? И так далее. Так вот, 90% моих подписчиков из Украины говорят, что уже надоела эта истерия, никто ни про какое вторжение России не верит, причем, достаточно большое количество людей с сожалением говорят, что мы уже не верим, что вы придете. То есть, ждут этого вторжения. Ну, какая-то часть украинского общества, не все, конечно, а самая большая часть общества, наверное, она, как и везде, аполитична. И инертна.

А. Баранов:

- Конечно, ждет какой-то определенности.

А. Коц:

- Хоть какой-то, да. Сдасться на милость победителю, как говорится.

А. Баранов:

- Ты сказал, что из Британии первая скрипка раздается. Действительно, вчера и позавчера пришли (хоть стой, хоть падай!) две новости. Одна из них: Лондон предложил создать Польше и Украине тройственный союз, то есть, вернулись к временам Антанты, и конкретно сказано: против России и Белоруссии. Сварганили карту, где Россия и Белоруссия указаны как враждебные государства. Трехсторонний этот союз обозначен, страны НАТО. И стрелочками желтенькими, как Лондон собирается помогать. Далековато, все-таки, от новой линии фронта-то, но там базы: в Германии английские, в Румынии, в Прибалтике, в той же Польше. И через стрелочки показано, как все это будет.

Министр транспорта об этом и сказала вчера, кстати, позавчера она напросилась на визит в Москву в феврале: обсуждать, в том числе, Украину с Лавровым. Об этом союзе, что ли, будет рассказывать? Удивительные люди!

И второе. Опять-таки, из Лондона. Россия собирается поставить пророссийское правительство в Украине и назначить пророссийского президента Евгения Мураева, бывшего депутата Верховной Рады. Через несколько часов из США сказали: мы с огромной озабоченностью отнеслись к заявлению Министерства иностранных дел Великобритании. И требуем от России соблюдать суверенитет Украины. И не назначать никаких… То есть, они верят в это, что ли?

А. Коц:

- Там еще смешнее было, опять же, от МИДа Великобритании, когда они сказали, что мы подготовим пакет санкций даже не за вторжение, а за то, что Россия поставит оккупационное или марионеточное правительство на Украине. И у меня вопрос: а если это правительство будет избрано украинским народом? Все равно за это получит Российская Федерация санкции или как?

На самом деле, да. Этот тройственный союз – это же не единственный союз Великобритании, который направлен против России. У Великобритании сейчас достаточно плотный союз с Турцией, который так же направлен против…

А. Баранов:

- Но он не оформлен в конкретную, так сказать…

А. Коц:

- Не оформлен, да.

А. Баранов:

- … в альянс.

А. Коц:

- Негласный такой союз. Еще один союз, который направлен против России и против Белоруссии, да ради бога, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось, вот, да, и видно откровенно, что уже Белоруссию под одну гребенку одним цветом на этой карте покрасили вместе с Россией, будут против нас работать. Пожалуйста! Но вот все происходящее напоминает фильм «Хвост виляет собакой», где была выдуманная война, в которую поверили все. И тут тоже пытаются мир убедить в некоей угрозе, которая исходит от России. И которая совершенно неминуема. И уже, не знаю, где-то через неделю-две нам уже будет грозить санкциями, если мы не будем вторгаться на Украину: вот если завтра не вторгнитесь, мы введем против вас санкции! Ну, до смешного уже доходит.

При этом звучат, все-таки, какие-то голоса разума из Европы, в частности, из Германии, где за бедного генерала, министра обороны или кто он там…

А. Баранов:

- Он был командующим ВМС Германии.

А. Коц:

- Морскими силами, да.

А. Баранов:

- Он заявил о том, что Крым никогда не вернется, став Украиной. Ну, честно говоря, правду сказал.

А. Коц:

- Ну, это очевидные вещи.

А. Баранов:

- Затравили сразу! И заставили написать рапорт об отставке. Посол Украины Мельник в Германии сказал, что этого недостаточно. Этой отставки. У Германии мания величия, мы требуем пересмотреть всю политику в отношении России.

А. Коц:

- Мне кажется, мания величия у украинского МИДа, потому что не только посол, Кулеба иностранных дел Украины тоже выступает с такими заявлениями. Вот где мания величия! Мы не простим вам то, что мы вот клянчили-клянчили опасных игрушек, а вы нам не дали, только 5 миллионов евро дали на госпиталь.

Да потому что лечить этих людей надо, ей-богу! Им оружие опасно в руки давать, а госпиталь – пожалуйста.

Е. Афонина:

- Вот сейчас про оружие и предлагаю поговорить. Словами словами, но, простите, если пребывают на Украину самолеты явно не пустые из Британии, не знаю, насколько информация…

А. Баранов:

- Шесть транспортников.

Е. Афонина:

- Девять.

А. Коц:

- Около десяти уже. Да.

Е. Афонина:

- И вот не знаю, Саша, насколько эта информация подтверждена, что партия американского оружия массой в 90 тонн прибыла 22 января в Борисполь. Якобы это, да…

А. Коц:

- Это все почему-то противотанковое оружие идет. Считается, видимо, что Россия будет танковыми клиньями вторгаться на Украину, будто нам больше чем вторгаться нечем.

Действительно, сначала из Канады пришли противотанковые ракетные комплексы. Это, конечно, не уровень «Джавелинов» или американских тех же ПТУРов TOW, которыми они снабжали боевиков в Сирии. Это, скорее, такие недоПТУРы, но уже перегранатометы, то есть, усовершенствованные гранатометы. Это то, что приходило из Великобритании.

Из Америки – тоже противотанковое вооружение, тоже недоПТУРы, но достаточно серьезные на дистанции 500 метров противотанковые типа гранатометы. Единственное, специалисты разглядели на маркировках, что контракт поставки был 2006 год, собственно, а срок годности у этих орудий 10 лет, то есть, в 2016 году срок годности этого противотанкового вооружения уже вышел.

Это, конечно, не сильно говорит о работоспособности, у нас до сих пор, допустим, на вооружении в Донбассе есть противотанковые комплексы, к которым ракеты 70- годов идут, ничего, срабатывают, правда, не всякий раз.

Е. Афонина:

- Саша, Германия в этом смысле исключение: она не будет отправлять оружие на Украину. Это сказал канцлер Германии Шольц. Но при этом, как мы видим, сама Украина прямо-таки топает ножкой и кричит: а давайте! Причем, они требует, по-моему, сто тысяч бронежилетов и шлемов для бойцов сил территориальной обороны.

А. Коц:

- Они видят, что Германия оружия давать не хочет, дайте нам хотя бы бронежилеты и каски для отрядов территориальной обороны, которую никто не формирует. Это, опять же, я выяснил из опросов своих подписчиков. Нет этих движений, то есть, вообще, ситуация уникальная, когда Украина трубит во все трубы о том, что Россия вот-вот нападет с трех сторон, при этом военная группировка украинская усиляется исключительно на линии разграничения в Донбассе. Мне пишут люди из Сумской области, из Харьковской, не города, а пограничные села, говорят: слушайте, у нас не роют рвы, у нас не ставят противотанковые ежи, у нас не усиляется граница, ну, то есть, когда ты ждешь вторжения извне, ты каким-то образом стараешься защитить свои границы. А тут этого ничего нет. Никакие территориальные органы обороны не формируются. Есть что-то на бумаге, бумага эта спущена в регионы, регионы должны финансировать все территориальные батальоны из своих региональных бюджетов, а они, естественно, этого делать не хотят. И вот присутствуют эти территориальные батальоны только на бумаге.

При этом стягиваются все новые силы к линии разграничения в Донбассе. Это похоже больше на подготовку некоей вооруженной провокации на линии разграничения, нежели на подготовку к отражению российской агрессии.

Е. Афонина:

- Саша, снимаю из информационных лент. «Вооруженные силы Украины перебросили реактивные системы залпового огня «Ураган» в район сел Краснополье и Адамовка к северо-западу от Славянска. Об этом сообщили в управлении народной милиции ДНР.

А. Баранов:

- Это напрямую уже наводка, да.

Е. Афонина:

- Это что?

А. Баранов:

- Там до Донецка добивает?

А. Коц:

- Ну, до Донецка из-под Славянска вряд ли добьет, если мне не изменяет память, на 80 километров бьет. А до Славянска 100 километров. Но никто не мешает подтянуть всю эту огневую мощь ближе, учитывая, что линия разграничения проходит в паре километров от Донецка, а надо подтянуть всего километров на двадцать-сорок до какой-нибудь Дружковки или до Константиновки. И там развернуться, открыть огонь.

Это не только на этом направлении стягиваются мощные реактивные системы залпового огня. Вообще, все последние полтора месяца это даже не разведка ДНР, не разведка Минобороны фиксирует, это фиксирует организация ОБСЕ, которая фиксирует, во-первых, исчезновение техники и вооружения из мест их хранения, где они должны храниться по минским соглашениям, во-вторых, появление их вдоль линии разграничения, где их быть просто не должно. Но фиксируется уже их применение по территории ДНР и ЛНР. И это применение уже идет ежедневно. Если мы посмотрим на статистику последнего месяца, то не было ни дня, чтобы не было, как говорят, нарушения режима прекращения огня. Это уже набившее оскомину выражение, но которое отражает нынешнюю действительность. И да, республики вынуждены отвечать. Они отвечают. Украинцы тоже несут потери. Но надо понимать, что то, что сейчас сконцентрировано у линии разграничения, это на каких-то участках в три, на каких-то в пять превышает возможности и ДНР и ЛНР. И тут очень важны заявления российских высших чиновников о перспективах Украины в случае, если они решатся на эту вооруженную авантюру. Гаврилов, наш представить в Вене, заявил о том, что Россия не потерпит в случае силового сценария в Донбассе, напомню, что ранее начальник Генштаба, а уж куда официальнее, начальник Генштаба России Валерий Герасимов заявил, что Россия (я цитирую дословно) «будет пресекать любые силовые провокации».

А. Баранов:

- Вот тут-то я хотел бы тебя поподробнее спросить, исходя из твоей поездки в ДНР и ЛНР, если нам придется пойти по аналогии с 2008 годом на операцию по принуждению к миру, то есть, по отражению украинской агрессии в сторону этих республик, и будет контактный бой. И нам придется защищать людей с российскими паспортами, там живущих, на что надеются эти люди? Они готовы принять эту помощь? Или просят просто помочь оружием? Говорят, что справятся сами?

А. Коц:

- Тут что лукавить: все ждут российскую армию, все ждут, когда российский солдат станет гарантом безопасности российского гражданина и не только российского, проживающего в Донбассе. Но при этом, знаете, есть такое мнение, что если уж российские войска войдут, то это должна быть такая серьезная масштабная операция по принуждению к миру, то есть, если люди, когда сравнивают с Грузией, там немного не доделали – есть такое мнение. Надо было идти до Тбилиси, ставить лояльное Российской Федерации правительство. И гуманитарными и прочими усилиями делать эту страну дружелюбной в отношении российских граждан, в отношении Российского государства.

Здесь люди говорят то же самое. Во-первых, очень будет жалко, если как бы будут просто подавлены точки напряжения вдоль линии разграничения, но не будут возвращены Луганс, Мариуполь, ой, Славянск, Мариуполь и так далее. То есть, если выйдут не на рубежи административных границ бывших областей Луганска и Донецка. Другие говорят, что, в принципе, это не решает проблемы, о которой говорил Владимир Владимирович Путин, говорят, что тут, безусловно, надо брать и Харьков, и Киев, и Одессу. И делать сухопутный коридор в Крым, сухопутный коридор в Приднестровье, где, кстати, последние дни что-то зашевелились в Молдавии в военном отношении.

То есть, люди в Донбассе, несмотря на то, что живут уже 8 лет между миром и войной, в какой-то перманентной серой зоне, тем не менее, у них остается стратегическое мышление, в котором они считают, что надо брать по максимуму от Украины, надо формировать этот буфер против НАТО. И есть такое ощущение, что санкции, будь то «оккупация Славянска» или «оккупация Харькова» - они будут одни и те же. То есть, страдать за меньшее? Они готовы страдать за какую-то сверхидею, за что-то большее, нежели просто выйти на границы бывших областей.

Но я говорю, прежде всего, о пассионариях, о тех, кто там находится в окопах, о тех, кто с 2014 года выступал под знаменем Новороссиии среди русского мира. А в большинстве своем, конечно, людям надоела война. Хочется определенности хоть какой-то. И даже просто признание этих республик с соответствующими дальнейшими шагами, никто не признает же просто ради признания, да? Соответственно, признал, надо помогать и оружием, и размещением баз, как в Южной Осетии и в Абхазии. Конечно, думаю, что большинство жителей Донбасса выступят за это, чтобы кончилась война, наконец. И началась спокойная жизнь.

Е. Афонина:

- Нам написал Пермский край, что украинская власть просто хочет воспользоваться истерикой Запада, стараясь выклянчить побольше вооружения. Из Нижегородской области: «Война, война, кругом война, вам что, интересно, когда бахнет? Что это вам даст? Реально что?».

А. Баранов:

- Нам интересно узнать, что сделать, чтобы не бахнуло.

Е. Афонина:

- Саша, за эти восемь лет этот фальстарт был не единожды. И опять все уходило в песок. Сейчас эта ситуация уже доведена до предела?

А. Коц:

- Мне, честно говоря, я не припомню такого накала. Особенно в выступлениях официальных лиц различных государств с учетом Британии и США. Сейчас ощущение, что есть некий план по втягиванию России в войну, по провоцированиию любыми путями, чтобы Россия включилась в этот конфликт, так или иначе. Все прекрасно знают, что иначе мы не ввяжемся. А как вот так? Они прекрасно знают. Это единственный вариант – провокация в отношении мирного населения на территории Донбасса. И по внешним признакам все идет к этому.

Времена ждут не простые, времена ждут исторические нас. Мне кажется, что просто так этот пар не уйдет.

Е. Афонина:

- Спасибо, Саша!