Молдавия на грани гражданской войны?
Е. Афонина:
- В течение ближайшего часа, как всегда, по воскресеньям в прямом эфире с вами ведущие программы Андрей Баранов.
А. Баранов:
- Здравствуйте. И Елена Афонина, как всегда.
Е. Афонина:
- Поговорим о маленькой стране с большими последствиями, если можно так сказать, потому как Молдавию сотрясают не только внутренние противоречия и проблемы, но, похоже, на эту страну делают весьма серьезную ставку. А вот кто и зачем, я думаю, мы обязательно обсудим.
А. Баранов:
- Безусловно.
Е. Афонина:
- Когда я готовилась к программе, просто статистику увидела и, чтобы завершить эту тему с мигрантами, вот для понимания – кажется, СВО началось и все мигранты из России уехали, никто сюда ехать не хочет, все боятся. Ничего подобного! Во втором квартале 2022 года в нашу страну въехало рекордное за шесть лет число трудовых мигрантов. Рекордное за шесть лет! Ну, понятно, какие страны у нас традиционно являются поставщиками рабочей трудовой силы и именно эти страны требуют к себе особого уважения. Хотя нет. Кстати, вот Молдавия не на первых позициях у нас…
А. Баранов:
- Но хватает тоже. Есть даже своя диаспора, они участвуют в своих выборах. Там, кстати, сейчас тоже ситуация накаляется, там даже не до выборов, идут сигналы о том, что вот-вот может вспыхнуть гражданская война, с одной стороны, в Молдавии, потому что ширится просто негодование деятельностью президента Санду и правительства ее. Гагаузия кипит, в самом Кишиневе мы видим, что творится. Многотысячные демонстрации, которые полиция довольно брутально разгоняет. Это с одной стороны. А с другой, есть данные о том, что, спевшийся с западом Кишинев в лице той же самой мадам Санду, готовит открыть второй фронт против России в Приднестровье. Начать там боевые действия, покончить с Приднестровской молдавской народной республикой и тем самым выполнить обходную операцию запада. И 101-я воздушно-десантная дивизия Соединенных Штатов впервые в истории была размещена в Румынии. Это как бы намек на то, что такая поддержка будет оказана в случае чего.
Е. Афонина:
- В общем, мала Молдавия, а проблем много. Главный редактор портала RuBaltic.Ru Александр Носович сейчас с нами на связи и политолог Андрей Сафонов. Здравствуйте.
Давайте мы сейчас попытаемся разобраться в той ситуации, которая сложилась. Действительно, мне кажется, как-то незаслуженно мало уделяют внимания именно этому направлению и вот только в последнее время как-то начали обращать внимание…. Андрей Михайлович, вот сначала по Приднестровью, у вас-то как там – тихо, спокойно? Что сейчас у вас?
А. Сафонов:
- Сейчас внешне ситуация как бы кажется спокойной, но фишка заключается в том, что одним из основных вопросов стал газовый. А именно в результате сокращения Россией поставок газа для акционерного общества «Молдовагаз», которое является дочкой Газпрома и распределяет газ по берегам Днестра, конечно, ситуация такова, что стало этого газа не хватать. Для Молдовы в первую очередь. И она даже обратилась к Приднестровью с предложением вместе обсудить эту проблему. Но при этом пока еще не решен вопрос о пропуске в Приднестровье фур с лекарствами, которые были закуплены в России и Беларуси, хотя пропустили одну фуру с продовольствием. И второй момент – радикалы в молдавском парламенте, принадлежащие к партии власти, требуют объявить Россию террористическим государством. Что, конечно, означает определенный замах на разрыв отношений с Москвой. Пойдут ли они дальше, посмотрим. Но ситуация такая, что ее надо каждодневно отслеживать.
А. Баранов:
- А насколько серьезна опасность того, что начнутся прямые столкновения? То есть, какая-то гражданская война? Или это пока лишь народ бунтует втихую, так скажем?
Е. Афонина:
- Если бунтует.
А. Баранов:
- Да. Возможен ли майдан какой-нибудь в Кишиневе, по аналогии с украинским, когда люди просто пойдут на учреждения власти?
А. Сафонов:
- Если анализировать объективно, там проблема в чем? Дело в том, что оппозиция сама по себе расколота. Есть, например, партия ШОР, есть некоторые представители других партий, которые многие на индивидуальной основе идут и протестуют. Но в то же время, судя по всему, партия власти подговаривает других оппозиционеров заявлять, что те, кто протестует, это не настоящая оппозиция, дескать, это неправильные протестанты или, как говорит Батька Лукашенко, протестуны, поэтому не надо к ним присоединяться. Конечно, это снижает потенциал протеста. Но то, что удается собрать практически каждое воскресенье более 50 тысяч человек, для Молдовы, которая по сути дела обескровлена и реформами так называемыми прозападных, прорумынских националистов, и, конечно же, падением уровня жизни, и ростом цен, я считаю, что это очень большая цифра. И судя по всему, протесты не будут пока спадать.
Е. Афонина:
- Александр, что вы скажете о том, а что происходит, например, в тех же олигархических кругах Молдавии? Потому что когда мы говорим о какой-либо стране, всегда имеем в виду, что политика политикой, но политика с денежным мешком – это уже совсем другая история.
А. Носович:
- Если говорить о Молдавии и молдавских олигархах, то нынешняя власть два года уже ставит себе в заслугу то, что она от этих олигархов избавилась. В первую очередь, от Влада Плахотнюка, который до 2019 года фактически управлял Молдовой через свои теневые схемы. Они в самом деле избавились, правда, не в одиночку, а с участием пророссийских политических сил, при участии иностранных государств, включая Россию. Но самое удивительное, что, когда они приходили к власти, команда Майи Санду, народ на это реагировал позитивно, на слова о том, что они помогли стране избавиться от олигархов, то сегодня этих олигархов вспоминают с ностальгией. Это мне говорят все мои знакомые в Кишиневе. У них возникла ностальгия по тому самому Плахотнюку, который вообще-то был криминальный авторитет. С ним связаны многочисленные скандалы, в том числе, скандалы с наркотрафиком в Европу, тем не менее, на фоне нынешней власти даже он воспринимается как позитивное, светлое прошлое в молдавской истории, потому что он хотя бы не гнал Молдавию к войне. Вот главная претензия к нынешней молдавской власти, пожалуй, состоит в том, что они гонят Молдавию к войне.
Е. Афонина:
- А в чем это выражается? Что является доказательством того, что действительно направление сейчас в сторону войны?
А. Носович:
- Пункт первый. Представители молдавской власти начали говорить об отказе от нейтралитета, который прописан в молдавской Конституции и о вступлении в НАТО. Сближение с НАТО уже идет ускоренными темпами.
Пункт второй. Молдавские власти по факту уже не соблюдают нейтралитет и активно помогают вооружению украинской армии в Одесской области. Оружие, горюче-смазочные материалы для ВСУ под Одессу идут через молдавскую территорию, для этого используется молдавский аэропорт и молдавская железная дорога.
Пункт третий. Последние недели молдавская власть начала усиленно качать тему мобилизации в республике Молдова. Для чего проводится мобилизация? Для участи в военных действиях. Кто угрожает Молдавии, в открытую не говорится, но подразумевается, что Россия. Подразумевается, что, если Россия дойдет до Одессы, то Молдавия должна будет охранять свою границу или вообще прямо включаться в военные действия на стороне Украины. И все эти факты, которые я перечислил, они один с другим суммируется, но у молдавского общества возникает четкое ощущение, что не позднее весны будущего года они будут воевать.
И четвертый факт – это вот та самая дивизия в Румынии, про которую вы сказали.
А. Баранов:
- Александр, а каким образом вообще Кишинев собирается проводить мобилизацию в стране, половина общества которого нелояльна власти? Мало того, что многие просто не хотят воевать, мы это видим и по нашей стране, и по той же Украине, и в Молдавии, но мало того, что не хотят, а откровенно не хотят поддерживать Санду и ее правительство. На что они рассчитывают?
А. Носович:
- Они рассчитывают на НАТО, на Румынию, на США. Больше им не на кого рассчитывать, потому что сейчас молдавская власть рекордно непопулярна за всю историю этой страны. Сейчас рейтинг Майи Санду где-то в районе 15% и никаких предпосылок для того, чтобы он рос, не существует.
Второе. Вы правильно сказали, даже эти рейтинги не учитывают Приднестровье, которое де-факто отдельная страна, хотя весь мир считает ее частью Молдовы. Если считать еще и с Приднестровьем, тогда популярность Майи Санду где-то 7-8%. Естественно, при таких цифрах поддержки войны не начинают и мобилизации не проводят.
И третий фактор – это безвизовый режим с Евросоюзом. Если молдавские власти начнут объявлять мобилизацию, то та молодежь, которая еще не успела сбежать из Молдавии за последние годы, сделает это моментально.
А. Баранов:
- Нет, ну, они поставят в качестве заградотряда 101-ю дивизию американскую и она будет фильтровать потоки, я так понимаю. Андрей Михайлович, скажите, пожалуйста, если вдруг Молдавия объявит мобилизацию, как себя поведет Приднестровье? Оно будет оставаться нейтральным до последнего или придется уже вспоминать 1992 год?
А. Сафонов:
- Приднестровье в данном случае все 32 года своего существования исходит из того, что можно будет к великому сожалению вновь погрузиться в атмосферу конфликта. Это действительно так. Поэтому, разумеется, порох держится сухим, но и наличие союзных российских войск на территории ПМР тоже несколько…
А. Баранов:
- Там сколько людей? 6000? Меньше?
А. Сафонов:
- Там меньше гораздо. Где-то группировка российских войск – это и оперативная группа, и миротворцы – до 2000 человек.
А. Баранов:
- Ну, это погоды не делает все-таки…
А. Сафонов:
- Там вот какая ситуация. Всегда можно развернуть определенное количество бойцов, включая систему народного ополчения, которое еще где-то по подсчетам имеет место быть до 20 с лишним тысяч человек. Запасы вооружения кое-какие имеются. Вопрос в другом – надо учитывать, что в случае объявления мобилизации со стороны Молдовы часть людей, которая нелояльны националистам, они, конечно, постараются уйти в Приднестровье, а часть в другие места. Тогда это, конечно же, не облегчит задачу создания агрессивного костяка вооруженных сил для Кишинева. Кроме того, я полагаю, что в Кишиневе прекрасно понимают о том, что противостояние России западу сейчас настолько сильно и остро, что нанести удар по Приднестровью, не получив удара в ответ, вряд ли получится. Поэтому пока идут меры экономического давления.
А. Баранов:
- Вот я хотел как раз об этом спросить. Сегодня сообщение пришло, что Газпром подтвердил поставки газа Молдавии в ноябре на уровне октября, предварительная цена – 821 долларов за 1000 кубов. Но они и эти деньги не платят. Те самые, о которых Путин на Валдайском форуме говорил, что мы им скидку даем большую, а они и эти деньги не платят. Так, может, хватит нянчиться с ними и прекратить поставки? Александр, вы как считаете?
А. Носович:
- Молдавия за газ платить не может вообще. Она его может получать только по чисто символической цене, потому что это страна-банкрот. И в Москве это прекрасно понимают. И на этой неделе наше президент на Валдайском форуме прямо сказал, что это по его личному указанию Газпром дал Молдове очень большую скидку, при том, что она даже по этой скидке не может каждый месяц выплачивать полную стоимость. То есть, для России вопрос отношений с Молдовой по газовому вопросу – это вопрос гуманизма и милосердия.
А. Баранов:
- Минуточку. Не можешь? Веди себя политически лояльно. А они еще говорят, что мы вас террористическим государством объявим… и деньги не платят. Пусть без газа сидят, дровами топят.
Е. Афонина:
- Действительно, очень непонятно.
А. Баранов:
- Может, люди подумают там? Сказать – ребята, вы обалдели окончательно, что ли?
А. Сафонов:
- Дело в том, что они играют постоянно на нервах у Москвы, причем, какого рода? В последний момент, когда истекает срок, аванс всегда перегоняется. Но при этом есть так называемый исторический долг Молдовы в количестве 700 с лишним миллионов долларов за много лет. Сюда Приднестровье никакого отношения не имеет. И этот долг они так вот балансируют. Вроде бы отказываются платить. У них было несколько аудиторов – четыре норвежца и три британца – которые должны сделать вердикт: есть такой долг или нет? И если есть, то сколько и надо ли платить? Вот где-то к 1 марта они должны выдать окончательное свое решение. Поэтому, мне кажется, что сейчас кишиневская власть пытается на некоторое время побалансировать и избежать разрыва с Газпромом, соответственно, обеспечить поставки газа. Но одновременно идет лихорадочная работа по поиску других источников, с тем, чтобы в нужный момент, как им представляется, постараться порвать отношения с Газпромом и национализировать Молдовагаз, а заодно захватить молдавские газотранспортные сети, которые де-факто находятся в российской собственности.
Е. Афонина:
- Андрей Михайлович, вы знаете, если сейчас брать объемы того, о чем мы говорим, тут Северные потоки подрывают и то ничего – все вздрогнули, утерлись и дальше пошли…
А. Баранов:
- Александр, вы согласны с таким прогнозом нашего коллеги?
А. Носович:
- Да, вполне. Молдавская власть с 24 февраля пытается балансировать, потому что они поняли после 24 февраля, что они находятся в принципе в той же самой ситуации, что и Украина. Это тоже прозападная страна, которая не является в то же время частью НАТО и которую НАТО может легко подставить. Но другой вопрос, что Майя Санду и ее команда в этом отношении не самостоятельны. Они зависимые люди, это все выходцы из фондов Сороса, откровенные марионетки…
Е. Афонина:
- Независимых не осталось. Александр, вопрос – России зачем Молдавии? Наш интерес в чем? Мы не понимаем – зачем вот эти игры? Даем газ, не даем газ, вы террористы… Зачем это?
А. Носович:
- Во-первых, Приднестровье. Я всегда говорю, что Приднестровье для нас это то же самое, что Калининградская область. Вот если бы мы Калининградскую область бросили, когда у нее проблемы, вот то же самое для нас бросить Приднестровье. Для нас это вопрос интересов смысле авторитета, влияния России в мире. Во-вторых, Молдавия, если говорить о народе, а не о власти, это достаточно пророссийская страна. Там даже без Приднестровья побеждали неоднократно на президентских и парламентских выборах политики и политические силы, которые за Россию…
А. Баранов:
- Посмотрим, как они эту власть будут брать.
Е. Афонина:
- Совершенно верно. Спасибо. Александр Носович и Андрей Сафонов были с нами. Благодарим наших уважаемых экспертов по теме Молдавии, а в студии были Андрей Баранов.
А. Баранов:
- И Елена Афонина. До свидания.