Чем планетаризм опасен для человечества

Елена Афонина вместе с Николаем Николаевым и слушателями обсуждают, что из себя представляет планетаризм, почему это явление может стать новой мировой религией и какие опасности оно таит в себе для человечества

Е. Афонина:

- Приветствуем всех, кто слушает радиостанцию «Комсомольская правда» в Москве и других городах вещания. С вами я, Елена Афонина, и это программа «Национальный вопрос». Сегодня мы хотим затронуть очень важный, на наш взгляд, на взгляд нашего гостя, вопрос. Давайте задумаемся. Очень часто мы с вами обсуждаем вопросы политики. Мы говорим реже об экономике - ну, не наша это сфера. И еще реже мы говорим о тех процессах нравственных, которые идут, но которые почему-то оказываются где-то на вторых, а то и третьих ролях. Именно поэтому, когда возникает определенное желание соединить эти, казалось бы, разнонаправленные процессы в единую стройную систему и показать, что она вполне конкурентоспособна, как новая религия, вот тогда хочется поговорить об этом подробнее с человеком, который сегодня у нас в студии. А это депутат Государственной Думы Николай Николаев. Николай Петрович, здравствуйте.

Н. Николаев:

- Здравствуйте.

Е. Афонина:

- Могу сказать сразу нашим радиослушателям, что когда ты видишь книгу, которая называется «Новая мировая религия», то у тебя начинается, знаете, некое опасение, что там может быть. Вы не побоялись свою книгу назвать именно так. Теперь у меня вопрос. О какой религии вы говорите? И что такое в вашем понимании религия?

Н. Николаев:

- Знаете, во-первых, наверное, надо сказать о том, что религия – это не обязательно религия в конкретного бога или в каких-нибудь духов и т.д. На самом деле чувство религиозности и вообще явление религии, оно связано с верой, то есть с принятием как истины, без каких-либо доказательств, с верой в определенную идею, в определенный абсолют. И здесь может быть очень много самых разных вариантов. На самом деле в истории и нашей страны, и мира можно увидеть достаточно много примеров. Ну, возьмем тот же самый марксизм, который родился как научная теория, и действительно, учеными он и разрабатывался как научная теория, но одновременно с этим он стал предметом веры. И тут мы уже видели самые разные проявления и атрибуты, которые так походили на привычное христианство в России.

И действительно, если сейчас со многими пожилыми людьми, которые работали в те времена, поговорить, они скажут: да, действительно, я верил. Обратите внимание на этот глагол – я верил. Поэтому религия может быть разная. И именно поэтому в книге как раз предложен определенный анализ тех движений, которые кажутся на первый взгляд достаточно разрозненными. Я имею в виду те движения (политические, идеологические), которые сейчас есть на территории Западной Европы, которые несут определенные ценности, которые, опять же, навязываются всему миру. И речь идет здесь и о так называемой зоозащитной повестке, и о движении в защиту климата, и движение ЛГБТ, транссексуализма и т.д. И видно, что когда политики выступают западноевропейские, когда общественные деятели выступают, когда мы видим какие-то шествия и т.д., мы одновременно видим целый ряд лозунгов, которые все вот эти, казалось бы, разрозненные движения соединяют воедино.

Обратите внимание еще вот на что. Что все они, так или иначе, апеллируют к тому, что нам надо спасти планету, и самое главное то, что они обосновывают себя именно тем, что, например ЛГБТ, это же естественно для планеты, естественно для живых существ. Вы посмотрите, 10% баранов или еще кого-то, они являются гомосексуальными. Поэтому, значит, и человек как еще один вид живого существа наравне с собаками, кошками и т.д., тоже для него это нормально. То есть вот этими законами природы, законами планеты обосновывается множество вещей. И в результате теряется человек. Потому что основным источником вот этой истины, источником этики, что самое важное, источником даже права является некий абстрактный закон природы, закон планеты Земля.

Вот именно поэтому, объединив все вот эти движения и зафиксировав (можно сказать так), что все они зиждутся, надо сказать, на искренней вере своих адептов, можно говорить о том, что мы сейчас являемся свидетелями развития определенного единого нового религиозного феномена.

Е. Афонина:

- А как он называется?

Н. Николаев:

- Я предложил его назвать планетаризм. На самом деле этот термин не я придумал, потому что в различных философских работах ранее он уже звучал, и звучал именно для демонстрации того, что планета и границы планеты являются неким абсолютом в самых разных направлениях. Мне кажется, что именно это название наиболее отражает саму суть того общего, что есть во всех этих движениях.

Е. Афонина:

- Николай Петрович, не очень понятно, а чем существующие религии не устраивают тех людей, которые хотят найти себя в чем-то другом? Ведь они тоже говорят о единении человека и природы, о высших духовных ценностях, о значимости каждой жизни и пр. Почему и когда, собственно, появилась необходимость в рождении именно той религии, о которой вы сейчас говорите?

Н. Николаев:

- Ну, как мы можем увидеть по истории, такая потребность была всегда. Потому что религии появляются, и появлению новой религии предшествует всегда определенная деградация старой. Если мы посмотрим на то, что происходило на территории Западной Европы, начиная с 60-х годов прошлого века, мы видим жуткий кризис западного христианства. Это началось, еще когда проходил Второй Ватиканский собор, который, что называется, развернул лицом к клиенту всю веру. И мы видим, к чему это сейчас привело, когда Папа Римский размахивает радужным флагом, а буквально неделю-две назад две новости, которые подряд шли. Что англиканская церковь будет благословлять однополые браки, а теперь уже и католическая церковь в Германии тоже собралась это делать.

Конечно же, люди, которые теряют определенные жесткие моральные ориентиры, они ищут что-то новое. И надо сказать, что если каждый из наших слушателей вдумается в свои ощущения, никогда не бывает человека без веры. Даже человек, который говорит «я атеист», - отлично, значит, он не верит в бога, но он верит в определенные ценности. Именно поэтому это не означает, что если человек атеист, то он будет громить все на свете, у него не будет законов никаких и т.д., потому что у него нет этого этического закона, данного богом. Нет, ничего подобного. Вот такая религия, вера есть абсолютно у каждого. И поэтому если происходит определенная деградация такой коллективной веры, как это произошло в Западной Европе (понятно, что это не 100%, но очень многие страны это потеряли), то люди начинают искать. И, конечно же, если они начинают искать, они всегда находят.

Е. Афонина:

- В таком случае можно ли говорить о том, что каждая такая вновь возникающая религия (а мы сейчас говорим о планетаризме, насколько я понимаю, где-то начиная, наверное, с 60-70-х годов)…

Н. Николаев:

- Да, с 70-х годов.

Е. Афонина:

- Это по факту молодая религия. Молодая религия всегда агрессивна. И то, что мы сейчас видим – «если ты не с нами, то ты не просто против нас, ты вообще должен уйти с нашего пути куда-нибудь туда, на обочину жизни», вот такая агрессивность, она почему притягивает, а не отпугивает? Причем, заметьте, не только потенциальных адептов этого планетаризма, но и людей, занимающих весьма солидные политические и экономические посты. Почему не отпугивает?

Н. Николаев:

- Я думаю, что речь, прежде всего, о том, что люди, которые искали какие-то основы для себя, большой смысл большой жизни, не конкретно закончить институт и заработать миллион, а цели существования человечества, они обрели эту базу, основу, поэтому, конечно, они хотят донести эту новую истину до всех. Но обратите внимание, все мировые религии, так или иначе, хотя у них есть много общего, но есть огромное количество расхождений. И человечеству потребовались тысячи лет, для того чтобы найти вот этот баланс. И то, надо сказать, немножко искрит иногда, но, тем не менее, баланс этот найден. Кстати, наша страна как пример вот такого сосуществования больших групп людей, регионов, у которых разные взгляды религиозные, это как раз доказывает то, что этот баланс был найден. И тут, представьте, абсолютно новая этика, новая мораль, новые ценности, которые, как слон в посудной лавке, врываются и начинают говорить: нет, ребята, вы абсолютно неправы, на самом деле человек – это не венец творения, человек – это один из многих видов живых существ – собачки, кошечки, лошади, ну, и где-то там человек. На самом деле интересы человека стоят ниже, чем интересы джунглей, или природы, или еще чего-то такого. Вот этот дисбаланс жуткий, он вызывает не менее сильную реакцию.

Е. Афонина:

- Николай Петрович объясняет некоторые процессы, которые лично для меня были такими разрозненными эпизодами, которые в общую картину как-то не складывались. Когда ты видишь каких-нибудь зоозащитников, боевых феминисток, людей, которые выходят с радужными флагами, или людей, которые, как, например, Грета Тунберг, уверяют, что через 5 лет (а это она писала в 2018 году) планета перестанет существовать, люди в это искренне верят. Что их заставляет идти за вот этой идеей планетаризма?

Николай Петрович, давайте подробнее объясним, как, казалось бы, эти не сочетаемые пазлы складывается в одну картину, которая захватывает умы миллионов. Это не десятки тысяч, это миллионы. Почему их эта идея действительно вдохновляет, в чем ее суть?

Н. Николаев:

- Знаете, все началось с появления нескольких таких ключевых идей, философских работ, научных работ в начале 70-х годов. Во-первых, в конце 60-х появилась первая цветная фотография Земли, сделанная из космоса, которая облетела весь мир, и люди, наконец, увидели, какой у нас маленький красивый, замечательный шарик, на котором мы все находимся, и деваться нам некуда, вот эта концепция – наша Земля как единый дом для всех. После этого появился целый ряд вот таких работ. Во-первых, это так называемая гипотеза Геи Джеймса Лавлока, ученого, который работал в НАСА, который на самом деле пошел дальше нашего Вернадского и сказал, что вообще Земля – это разумная некая субстанция, это организм саморегулирующийся, который дает нам свои законы, и который, если мы не будем слушать, то все будет плохо.

Обратите внимание сразу. Потому что когда говорят, что нет законов… Давным-давно было написано, еще святыми отцами в христианстве, потом многими проповедниками и т.д. Всегда была концепция такая, что Бог установил определенные законы, а значит, они неизменяемы. Если Земля сама устанавливает законы, то Земля, как мы помним, она постоянно меняется, значит, и законы тоже меняются.

Следующее, что появилось в начале 70-х годов, это знаменитый доклад «Пределы роста», который был сделан так называемому Римскому клубу, который показал на математических моделях, что если мы вот так оставим все, как есть, то нас будет слишком много на Земле, и Земли на всех не хватит. И вот эти сценарии, которые были предложены, практически все они были печальные, и показывали, что человечество идет к этому апокалипсису. И на самом деле самое большое зло, которое есть на Земле, это именно человечество. Вот сочетания всех этих философских идей, научных разработок (очень серьезных, кстати, научных разработок), они создали определенную картину.

Но что произошло после этого? Одно дело, когда христианство или ислам распространялись на большие территории. Для этого требовались сотни лет. Потому что апостолы шли пешком из города в город, надо было распространить эту информацию, в рамках маленькой страны она бы распространялась несколько лет. А тут выходишь к микрофону, перед камерами, и вот тебя уже видит весь мир. И, конечно, за это время технического прогресса у людей появился колоссальный инструмент, потрясающий по своей силе, распространения вот этих идей. На самом деле научные идеи, которые были предложены и Лавлоком, и в этом докладе «Пределы роста», они вдруг стали предметом веры миллионов. Да, действительно, ученые, если посмотреть, они действительно продолжают и сейчас спорить, и наши ученые, и западные ученые рассматривают различные гипотезы. Но их мнение уже мало кого интересует, потому что эти идеи стали предметом веры миллионов. И как только появляется предмет веры, то появляется и несколько следующих характеристик. Во-первых, веру, если человек во что-то искренне поверил, он всегда будет защищать, невзирая ни на что. Да, будут говорить… Вы привели пример с Гретой Тунберг. Она 5 лет назад сказала, что Земля закончит свое существование, а мы на самом деле еще здесь. Что сейчас скажет Грета Тунберг, она что, скажет «я была неправа»? Да никогда в жизни. Она скажет: вот именно потому, что мы, наши тысячи, сотни тысяч, миллионы людей, которые борются с вами за климат, благодаря нашей вере и благодаря нашим действиям, именно благодаря тому, что мы покупаем электрические машины, не выбрасываем СО2 и т.д., именно поэтому мы еще живы. То есть этот механизм защиты веры, он будет всегда работать.

И, наконец, второе, тоже очень важное. Дело в том, что как только появляется вера, вот такая, коллективная вера, сразу появляются определенные догмы. И появляется такая простая подсказка – а что такое правильно, что такое неправильно, что такое хорошо, что такое нехорошо. И те люди, которые верят, они уже не думают о результате, они думают только о том, правильно он поступил с точки зрения вот этой веры своей, своих идеалов, или неправильно. Собственно говоря, и всё. Поэтому когда мы видим, например, вот эти безумные абсолютно, можно сказать, дьявольские эти гей-парады, на которые собирается 3-4 миллиона человек, это не значит, что 3-4 миллиона человек, они все вот этой странной ориентации. Нет, там есть абсолютно нормальные люди, которые искренне верят в то, что это правильно, и будут отстаивать это как идею, не для себя, можно так сказать, а именно как идею.

И вот именно все вот эти движения как раз, вы посмотрите, к чему привели. Во-первых, они привели к абсолютной деградации западных церквей. Они привели к тому, что идут агрессивные нападки на все традиционные общества, на все ценности, которые в исламе, в православии.

Е. Афонина:

- На этику и мораль, это тоже очень важно. Потому что, простите меня, мужчина, который надевает женскую одежду, себе набивает грудь и идет в школу преподавать, это в страшном сне такое представить невозможно, но это реальность. Новая реальность, о которой вот как раз вы говорите.

Н. Николаев:

- Вы знаете, даже не надо смотреть на вот такие экстремальные проявления. Вы обратите внимание даже вот на, я не знаю, кино или мультики, которые появились в последние десять-двадцать лет, как абсолютно новое явление. Вы обратите внимание, что героями – самыми добрыми, самыми замечательными, самыми совестливыми являются кто? Монстры. Ну как? А самым злым в этом вопросе является кто? Человек. И примеров здесь масса. Вы посмотрите, я не знаю, начиная от «Аватара» какого-нибудь, заканчивая мультиками про разных монстриков.

Вообще в нашем традиционном понимании вот вся эта нечисть – это всегда было что-то отрицательное. А человек был венцом творения, был чем-то положительным. Причем не важно, здесь речь идет не только христианстве или о исламе. Нет, вы вспомните, что в марксизме, в нашем советском марксизме-ленинизме кто был венцом творения? Человек.

Е. Афонина:

- Человек, конечно.

Н. Николаев:

- Все делалось ради чего? Ради человека. И, в том числе, и природа сохранялась тоже ради человека, ради его благополучия. А сейчас получается, что те ценности, которые тогда зародились и в которые люди действительно верят, они перевернули, с нашей точки зрения, все с ног на голову. И это все, почему речь идет именно, я предлагаю посмотреть на это как на религию, потому что это все основывается не на каких-то политических выкладках, нет. Речь идет о ценностях, в которые верят миллионы людей, за вот эти годы искренне поверили. И, соответственно, они ведут себя так. Потому что любая вера она диктует, каким образом человек будет себя вести.

Е. Афонина:

- Очень важный вопрос, Николай Петрович, мы понимаем, что традиционные, ну, давайте называть их так, традиционные религии все-таки направлены на самосовершенствование, на то, чтобы мир стал лучше. В данной ситуации мы говорим, если мы говорим о планетаризме, это религия разрушения. Потому что людей должно стать меньше. А каким образом их должно стать меньше? Это значит, или иди самоубейся, или не рожай. Но это же… А как еще иначе? Другого варианта не может быть.

Н. Николаев:

- В этом плане, кстати, очень интересно посмотреть, я собрал в книге вот эти лозунги, которые звучат на одних и тех же шествиях, кстати. И вот эти плакаты, которые нам вполне, может быть, даже понятны: «Спаси планету – посади дерево». Или «Спаси планету – убери мусор». Для нас это тоже нормально. Но есть и другие лозунги одновременно: «Спаси планету – стань геем». Или: «Спаси планету – убей себя». Я абсолютно не шучу. И это есть, это можно увидеть и в интернете, если мы находимся на территории нашей страны, и не в интернете, а просто на улице, если мы поедем, например, в Западную Европу.

Поэтому это кардинальное изменение, действительно, морали. Это кардинальное изменение вообще понимания того, что такое хорошо и что такое плохо. Потому что совершенствование – это вот, с нашей точки зрения, совершенствование мира ради человека. А с позиции, если мы говорим о том, что природа является абсолютом, то здесь человек только лишний.

На самом деле очень интересно, что все, что я говорю, это не пустой звук, потому что все эти ценности они начинают реализовывать на практике через юридические документы, через законы отдельных стран, и так далее. Дело в том, что в свое время на основе вот этой идеи – «гипотезы Геи» была разработана юридическая гипотеза, так называемая юриспруденция планеты Земля. Это был такой деятель Томас Берри, он умер в 2009 году, но он оставил, и я в книге это привожу, определенный свод правил, которые проистекают, юридических правил, законодательных правил, которые проистекают от как раз вот этой концепции. И там, например, очень много сказано о том, что есть не только права человека, а я повторяюсь, я не шучу, что у камней есть право камней, у птиц есть право птиц, и так далее, и так далее.

Отсюда, кстати, происходит, в том числе, и абсолютное изменение понятия собственности. Потому что, как записано в этом документе, собственность – это уже не традиционное, что вот я собственник и я владею какой-то вещью или каким-то предметом, объектом. Нет, а собственность – это уже система взаимоотношений между собственностью и владельцем. То есть у собственности есть права по отношению к владельцам, и так далее.

Но самое важное даже не появление вот этого документа. Самое важное, что этот документ он был взят на вооружение Организацией Объединенных Наций, уже более десяти лет проводятся ежегодно конференции по гармонии на планете Земля. И готовятся доклады, которые выпускаются от лица Генерального секретаря ООН, где четко написано, какие страны сколько законов приняли в соответствии с этой концепцией. И мы сейчас видим уже, что речь идет о сотнях этих законов, когда и суды, и законодательные органы определенных государств, например, присваивают права тем или иным объектам.

Не ограничения, вы поймите, это не ограничения для людей. У нас тоже есть особо охраняемые природные территории. Мы о них беспокоимся ради себя самих. А здесь – нет, здесь право, например, горы или право реки, или право еще что-то. Это абсолютное изменение вообще всей концепции не только моральной, но теперь, как мы видим, и правовой.

Е. Афонина:

- Мне просто интересно, до каких границ мы сужаем рамки? Потому что право бактерий, микробов оно тоже… Это же тоже часть планеты Земля. Ну, давайте тогда отдадимся на волю микробам и бактериям, и пусть нас съедят.

С нами в студии автор книги «Новая мировая религия. Опыт сравнительного размышления о планетаризме», философ, религиовед Николай Николаев. Николай Петрович, мы затронули очень важные темы с вами. Времени остается мало. Я очень хочу от имени наши зрителей, слушателей поинтересоваться. Скажите, пожалуйста, вот как все то, о чем мы сейчас говорим, применимо ли к территории нашей любимой страны России? Потому что у нас есть прописанное в конституции, что брак – это союз мужчины и женщины. У нас есть традиционные религии, все, что не подходит, считается или извращением, или радикализмом. Мы та страна, которая, в общем, смотрит на этот процесс, вот то, о чем вы написали в книге, со стороны. Пока со стороны или нет? Как вы считаете?

Н. Николаев:

- Я считаю, что, к сожалению, мы уже смотрим не со стороны. Именно поэтому нужно очень серьезно осознать степень и масштаб вот этого явления, его характер именно религиозный. Потому что нету никакого закулисья или какого-то заговора нескольких злых людей, которые вот все это изобретают. Нет, это уже несут с собой определенные люди, и компании есть. Ну, мы посмотрим, что такое ESG. Это правила устойчивого развития для компаний, для городов, для государств. То там тоже зашиты вот эти ценности.

И мы не можем сказать, что вот мы абсолютно изолированы. В конце концов, вы вспомните, что у нас до сих пор проводится достаточно много операций по смене пола. Ну, интересная тема, да, именно с точки зрения вот морально-нравственной оценки. Но это проходит у нас в стране. И поэтому, если мы будем очень четко осознавать уровень и масштаб того явления, с которым мы встретились, мы будем и реагировать соответствующим образом. Потому что на какое-то религиозное движение, на сильнейшее движение, которое подкреплено верой миллионов, невозможно отвечать только на политическом уровне. Это нужно более глубокие вещи. Это то, о чем сейчас мы начинаем только говорить. О наших ценностях, о том, во что мы именно верим, какие у нас корни, и так далее.

Потому что любая религия, любые ценности они не должны быть внутри нас. Они должны идти вне, они должны… Грубо говоря, мы не должны занимать позицию оборонительную ни в коем случае. Мы должны транслировать свои ценности вне – в другие страны, в другие общества. Мы должны нести вот нашу благую весть. Но для того, чтобы это делать, мы должны это осознать, прежде всего, для себя. И вот мне кажется, что, если мы будем об этом говорить, если мы не будем стесняться говорить о ценностях, о религии, о том, во что мы верим, то тогда, что называется, победа будет за нами.

Е. Афонина:

- Тогда возникает вопрос. Вот смотрите, когда вы в предыдущей части упомянули о том, что приняты определенные резолюции ООН, и так далее, и так далее, которые соблюдают, которым следуют, возникает вопрос. давайте возьмем, как кажется многим, самую демократичную страну – Соединенные Штаты Америки, где в ряде штатов действует по-прежнему закон о смертной казни. Он есть? Есть. Берем другую сторону. Если сейчас та же Грета Тунберг очень сильно печалится по поводу того, что не все используют экологичное топливо, мол, типа отодвигается срок его внедрения, давайте вспомним, что в Европе сейчас те, ну, например, боевые машины, которые идут по территории европейских стран, наверное, отравляют воздух гораздо жестче, чем автомобили, которые ездят там на пятом EURO топливе и так далее.

Но тогда вот эта логика не очень понятна. То есть, с одной стороны, люди видят и рисуют себе идеальную картину мира, которую, по большому счету, они же сами и разрушают. Ну, не они лично, а те, кого они выбирают как руководителей своих стран. Вот у меня как-то диссонанс вот тут происходит некий. Нет?

Н. Николаев:

- Почему? Вы же обратите внимание, что… кто назначен виновным во всем этом. Виновной назначена Россия, традиционные государства. Именно поэтому, обратите внимание, что один из основных ударов наносится по православной церкви. Не только вот сейчас мы обсуждаем все страшные события, которые происходят в Киево-Печерской лавре. Нет, речь идет о расколе православия, о попытках именно политизировать веру, подмять под себя именно православные церкви поместные. И то же самое происходило, кстати, и с исламом. Ведь не секрет, что в одной из европейских стран, например, появилась такая альтернативная исламская мечеть, на которой развевается вот этот радужный флаг. Да, это тоже есть. И в котором, соответственно, свои речи выдает женщина, которая выдает себя за учителя ислама.

Это правда. Это то же самое, что происходит и с христианством. И об этом нужно говорить. И обратить внимание на то, что, если мы сейчас не будем укреплять именно свои какие-то ценностные воззрения, если мы их не осознаем, если мы действительно не понесем вовне свои ценности и свою религию, свои традиционные взгляды, то это будет все значительно хуже. Потому что никто с той стороны не остановится. А, как я уже сказал, вы посмотрите, зло уже назначено, кто является злом.

Поэтому человек, который живет сейчас в Европе, покупает гамбургер без мяса или, я не знаю, смотрит, как бы ему лампочку прикрутить, чтобы ничего лишнего в атмосферу не вышло, на велосипеде катается вместо машины, он видит, что он-то молодец, да, и что он свои ценности все преследует, а вот он открывает телевизор, включает телевизор: а вот они – злые ребята. Россия, арабский мир. Вот они злодеи. И именно поэтому нам ни в коем случае нельзя стесняться, я повторюсь, наших ценностей. Мы должны ими гордиться и мы их должны нести дальше.

Е. Афонина:

- Ну что же, я просто хотела бы, чтобы мы сейчас, вот у нас остается буквально несколько минут, тем не менее, может быть, для наших слушателей проговорить, что это за ценности. Вот как вы о них пишете в вашей книге. Там же ведь очень хороший и подробный разбор идет всего того, что даже здесь у нас вызывает определенные дискуссии. Право человека на рождение, на смерть, аборты и прочее. То есть все то, что у нас здесь пока тоже не имеет однозначного ответа. А может ли он быть? А можем ли мы создать в рамках одной страны абсолютно идеальную систему ценностей? Или это невозможно, как вы считаете?

Н. Николаев:

- Вы знаете, у нас слишком большая страна, чтобы думать о том, что вообще все будет очень абсолютно однородно. Нет. Но обратите внимание, что в истории нашей страны превалируют как раз взгляды именно традиционные. И более того, даже в тех ценностях, которые закладывались нашим столетним почти марксизмом, многие вопросы, например, отношение к человеку как к венцу творения, отношение к окружающей действительности, отношение к труду, в конце концов, - это все имеет одни корни. И на самом деле абсолютно пересекается. И многие этические вопросы, многие ценности, которые представлены самыми разными религиозными направлениями, присутствующими в нашей стране, они едины.

И вот именно их и нужно культивировать. Именно то, что всегда было для всех ценно. Это ценность человеческой жизни, это безусловное право человека на семью, на то, что рождение детей – это хорошо, на то, что именно крепкая семья, многодетная семья она является основой не менее крепкого общества. Которое, кстати, может уже варьироваться с точки зрения политических идеологий. Но какая бы идеология ни была снаружи, если у нас крепкая большая семья, мы все равно будем абсолютно защищены от какого-то такого внешнего воздействия

И, кстати, здесь очень важно тоже понять, что речь не идет ни в коем случае о том, что мы не болеем за природу. Или мы отрицаем, например, изменение климата. Нет. Но только в традициях нашего народа, и я знаю это не понаслышке, потому что я объехал более половины регионов России, как раз занимаясь вопросами природопользования, вопросами экологии, есть масса традиций, которые действительно берегут природу, охраняют те ценности, которые есть. Но цель другая. Цель, прежде всего, это благополучие человека. а не то, что мы сейчас видим во многих странах, когда человек отодвигается на десятый план как абсолютное зло, потому что мы должны сделать здесь что-то зеленое. Не зеленое – самоцель. Человек – вот это вот самое главное.

Е. Афонина:

- Спасибо огромное. Я просто хочу обратиться к нашим радиослушателям. Я понимаю, что все темы, которые были затронуты в вашей книге, я просто рекомендую вам ее прочитать, потому что там, действительно, есть очень, на мой взгляд, интересные и рассуждения, и приводятся конкретные примеры, о которых многие из нас просто, может быть, не догадываются, или они не фиксируются в этом информпотоке, который идет. Вот эта книга она позволяет как раз не просто систематизировать все то, что сейчас происходит, причем сделано это очень просто, очень понятно, это я как человек, прочитавший книгу, могу вам точно сказать. Но и плюс к этому, наводит на очень серьезные размышления.

И вот то, о чем сейчас Николай Петрович сказал, мне кажется, что это очень важно. Потому что мы в последнее время все чаще задаем вопрос и себе самим, и людям, которые отвечают за то, как наша страна представлена на международной арене, мы спрашиваем: а какие мы? Вот какую Россию мы сейчас с вами строим, если мы говорим о том, что это новая Россия, которая должна сейчас подавать пример. Какой? Ответ на этот вопрос вы тоже найдете в этой книге.

Так что, Николай Петрович, спасибо вам огромное. Во-первых, за то, что вы написали книгу о новой мировой религии. Еще раз скажу, что для многих это, действительно, станет открытием. Ну, и спасибо за то, что это действительно очень просто, понятно, четко и логично написано. Ну, философ, религиовед, спасибо огромное вам.

Николай Николаев был с нами в студии. И я еще раз рекомендую нашим радиослушателям все-таки не сосредотачиваться в каком-то узком коридоре, а чуть-чуть взглянуть на самые важные проблемы, которые происходят в мире, с высоты именно осознания этих процессов. Спасибо.