Заставляя забывать историю Запад пытается изменить национальное сознание

Национальный вопрос
Елена Афонина и Андрей Баранов вместе с экспертами и слушателями обсуждают, чем опасно переписывание истории своей страны

Е. Афонина:

- Приветствуем всех наших радиослушателей. В прямом эфире с вами ведущие программы «Национальный вопрос» Андрей Баранов.

А. Баранов:

- Здравствуйте. И Елена Афонина.

Е. Афонина:

- Сегодня будем говорить о достаточно болезненных и важных вещах. Создается полное ощущение, что Запад, заставляя забывать историю, пытается изменить национальное сознание. Не так давно посол США в Сербии Кристофер Хилл посоветовал молодежи Сербии оставить историю историкам, ненависть – негативным людям. И вместо этого искать работу в американских компаниях. Потому что молодежь должна думать о собственном развитии. Такое ощущение, что этот наказ посол давал и молодежи в нашей стране.

А. Баранов:

- Безусловно. Есть уже одна страна, где американцы добились этого. Она находится на другом конце света, называется Япония. Там молодежь считает, что атомным бомбардировкам подверг кто угодно, только не Америка. Примерно треть считает, что это был Советский Союз. Совсем недавно американский посол, высокий представитель сказал: какая ужасная трагедия, которая заставляет нас задумываться обо всем плохом, о судьбах мира, произошла в Хиросиме и Нагасаки. Ни словом не упомянув, что эту трагедию учинили американцы, которые сожгли заживо сотни тысяч людей. А потом еще полмиллиона умерло в жутких муках от радиации. Вот так и переписывается национальное сознание.

И теперь они хотят провернуть нечто подобное с нами. С Украиной уже получается.

Е. Афонина:

- С нами на связи писатель, публицист, автор Telegram-канала «Сыны монархии» Роман Антоновский.

Р. Антоновский:

- Добрый день.

Е. Афонина:

- Мы привели пример Сербии, потому что не американцам говорить о том, что нужно забыть историю. И нашей молодежи они говорили практически то же самое. Когда единственная цель – уехать из России на Запад. Мы до сих пор пожинаем плоды этой политики. А почему в таком случае так важно отрубить этот исторический хвост?

Р. Антоновский:

- Потому что люди, которые не знают свою историю, не гордятся и не уважают это, они становятся рабами других народов. С американцами все ясно. Они работают на то, чтобы всех убедить, что величайшее достижение человечества – это демократия по американскому образцу. Хотя сейчас у многих закрадывается сомнение, а так ли это, после того, как мы видим, то Трампа на выборах прокатили с такими каруселями, какие ни одному африканскому государству с почтовым голосованием не снились. Америка на первом месте и по количеству заключенных в тюрьме, опережая многие страны.

А как у нас – взяли и украли наши деньги, которые были размещены в зарубежных банках и ценных бумагах. Даже уже израильтяне задумываются, а так ли это безопасно – вкладывать деньги в доходные американские и европейские бумаги, если чуть кому-то не понравится в Америке или в Лондоне наше правительство, могут у нас все украсить или, как у русских, просто даже у частных лиц по беспределу отжимать активы, дома, бизнес, только потому что это люди определенной национальности, на данном этапе враждебной американцам.

Нам на самом деле самое лучшее противоядие от этого – это в нашей культуре, в образовании проводить идеологию, соответствующую нашему с вами патриотизму. Это очень легко. У нас великая нация с кучей достижений. Если правильно и интересно об этом рассказывать молодежи, то молодежь будет этим патриотизмом заряжаться. У меня в подписчиках есть молодые ребята. Мне недавно десятиклассник из Вологды написал, что они до сих пор пишут сочинение по изданию 2018 года, где есть эссе русофоба Виктора Ерофеева, где он уничижительно называет березку нашу замечательную карликовым деревцем, а вообще уничижительно выражается о российской нации.

У нас даже нашу конституцию надо дальше реформировать. Потому что она была написана при колониальном правлении, при Ельцине. И тот факт, что у нас по конституции не должно быть идеологии, чем козыряют всякие либералы, а вот, как же так, мы из истории уберем всяких псевдоисториков типа Тамары Эйдельман (иноагента), пусть у нас будет плюрализм мнений, у нас же нет идеологии. Поэтому мы пожинаем плоды.

Допустим, в замечательной стране Венгрии, когда консерваторы во главе с Орбаном пришли к власти, они первым делом переписали конституцию, вписали туда христианские принципы, венгерские национальные интересы. И страна сразу стала во всех отраслях жить в соответствии с венгерскими национальными интересами. Они намного раньше нас запретили у себя ЛГБТ-пропаганду. Потому что, если конституция основана на христианских принципах, какое тут ЛГБТ, когда содомия считается по Библии грехом.

Нам сейчас нужно принять тоже у себя идеологию и все подавать – и в культуре, и в образовании с русской точки зрения. Потому что я не устану повторять, самые трудные санкции – те, которые мы на себя наложили. К счастью, у нас после начала спецоперации страна стала очищаться, но до сих пор на некоторых постах остались наиболее умные, хитрые агенты Запада, которые публично в соцсетях ничего не писали, но просто сидят на своих местах и продолжают гадить. Где-то не дали площадку под концерт патриотической рок-группы. Где-то внедрили какую-то методичку.

Е. Афонина:

- На больную мозоль наступили. Просто россыпь информации по этому поводу. На глаза в Telegram попалась и Диана Арбенина, которая в июле собирается на стадионе «Спартак» выступать.

А. Баранов:

- Кстати говоря, фанатское сообщество «Спартака» как раз поддерживает Донбасс и шлет туда гуманитарную помощь.

Е. Афонина:

- И вот эта вопиющая история, что гала-концерт 9 мая в Екатеринбурге, ведет Александр Устюгов. Он что-то перепостил, сказал, что «лучше и не напишешь». А пост был полностью против России, спецоперации, Путина. 12 июня 2022 года Владимир Машков поехал в Донбасс, посетил Донецк. Журналист его спрашивает: как вы относитесь к Александру Устюгову? А также к подобным Устюгову актерам, что высказались против спецоперации? Машков ответил однозначно: «Этих людей для меня не существует». А Устюгова приглашают вести концерт 9 мая.

А. Баранов:

- Надо предполагать, что вести концерт он должен с такими словами пафоса в честь подвига наших отцов, дедов, прадедов, восхищаться их мужеством, когда они боролись с фашизмом. А перед этим человек говорит: нет, фашисты – это Россия, они напали на белую и пушистую Украину.

Е. Афонина:

- Роман, это что такое?

Р. Антоновский:

- Еще раз говорю, что здесь нужна системная работа. С одной стороны, что кто-то делает с каким-то умыслом, а некоторые делают по глупости, просто бизнес. Наконец-то отменили в «Крокусе» концерт этого Jah Khalib, украинского рэпера, который высказывался против спецоперации. Но при этом, если мы посмотрим дальше афишу, то в «Крокусе» будет выступление Анжелики Варум, которая тоже была против спецоперации. При этом в «Крокус» в свое время звали выступать Акима Апачева. То есть «Крокус» - тупо бизнес. Они готовы давать площадки всем людям, кто может собрать зал, вне зависимости от их взглядов. И точно так же работают многие.

Был вопиющий случай на Суперкубке России по футболу в прошлом году, где выступила Группа «Би-2», потом выяснилось, что просто агенты группы «Би-2» - это постоянный подрядчик питерских ребят из администрации, которые просто предложили заработать. А если бы у нас был закон, который ввел бы штрафы для всех организаций, фестивалей и площадок, приглашающих людей, которые высказываются против России и спецоперации, они бы знали, что они тогда заплатят больше, чем прибыль от концертов. Они бы автоматом перестали их приглашать.

Е. Афонина:

- Мы пытаемся понять, почему, действуя таким образом, Запад добивается своей цели, что это за действия, просто забыть историю. Причем это сказывается не только на Украине, но, в частности, не могли пройти мимо вопиющего факта, о котором уже многие сейчас пишут и говорят. Это то, что вести концерт 9 мая в Екатеринбурге будет актер Александр Устюгов, который обвинял жителей Донбасса во лжи и говорил о том, что если вы увидите, что где-то пишут: «Где вы были 8 лет?», то это боты. И при этом играл во множестве патриотических фильмов – «28 панфиловцев», «Викинг», «Годунов» и т.д.

А. Баранов:

- Деньги получил и всё.

Е. Афонина:

- Совершенно верно. Сейчас выходит еще несколько проектов с его участием. Все у него в порядке, он играет и в театре, и в кино, при этом спецоперацию осуждает и пр. И будет вести концерт 9 мая. Тот концерт, на который приходят люди, для того чтобы как раз об истории, о предках и о нашей общей памяти и поговорить.

Роман, вы начали говорить о том, что либеральные СМИ там как-то особо действуют, и нам бы у них поучиться. Расскажите, о чем вы.

Р. Антоновский:

- Можно и нужно учиться у своих врагов тем вещам, в которых они сильны. Как, например, действует Запад через массовую культуру. К примеру, сняли очень крутой, зрелищный, классный сериал «Чернобыль». Люди, посмотрев сериал «Чернобыль», они что выносят для себя? То, что атомная энергетика – это ужасно, а если атомная энергетика из России, это кончится катастрофой. И когда вышел этот сериал, буквально через пару недель, когда у нас произошло великое научное свершение – была спущена на воду первая в мире и в истории плавучая атомная электростанция, в британской газете The Guardian вышел заголовок «Плавучий Чернобыль».

Е. Афонина:

- Можно я скажу по «Чернобылю»? Снимал его, как мы знаем, продюсер Роднянский, иноагент, хулитель России.

А. Баранов:

- А вы про английский фильм говорите?

Р. Антоновский:

- Да.

Е. Афонина:

- Я говорю про наш «Чернобыль». Он тоже отличился. Потому что в том интервью, которое в вину ставят Козловскому, от 2021 года, там тоже он много чего понаговорил – и по поводу России, Чернобыля, и по поводу того, что нельзя сдавать к определенному сроку объекты, и т.д. Так вот, Козловский в роли сопродюсера (основным был Роднянский), режиссера и актера (он там главную роль сыграл). Теперь представьте, какие деньги он поднял на этом проекте.

А. Баранов:

- Да бог с ними, с деньгами, важно, как он себя ведет.

Р. Антоновский:

- Знаете, мы иногда сами тоже не следим. Вот, например, насколько я знаю, на деньги Фонда кино был снят «Непосредственно Каха», комедия якобы про Краснодарский край, замечательный край замечательный край настоящих хороших людей, где, собственно, все женщины были показаны как проститутки, мужчины – как жулики. Я не понимаю, после просмотра этого фильма какую гордость там можно было вынести. Почему про Кубань нельзя было снять нормальную, добрую комедию, не показывая жителей этого прекрасного региона какими-то отбросами общества?

Е. Афонина:

- А ведь это тоже, кстати, про историю. И «Чернобыль» про историю, и те лагеря, которые Козловский предложил создать, чтобы мы туда приезжали и каялись. Такие лагеря по принципу home video Освенцима. Вот мы должны в России создать такие площадки, куда все русские будут приезжать, падать на колени и каяться. Потому что у нас был ГУЛАГ, и потому что кровавый Сталин много чего понатворил. По мнению некоторых актеров, так надо действовать.

А. Баранов:

- Вы, Роман, говорили о старых учебниках, которые до сих пор используют в школах в качестве учебного пособия. А ведь это очень важное дело. Сейчас переписываются напрочь именно учебники истории, где пишут такую галиматью. Причем это делают на Украине в первую очередь. Вот недавно наш представитель в ООН Небензя один из таких учебников продемонстрировал и, обращаясь к сидящему напротив представителю Франции в ООН, говорит: «Вы знаете, Николя, что вы украинец?» У того глаза округлились. «Да, а вот украинский учебник, здесь написано, что поскольку предками французов были галлы, то это те самые галлы, которые пришли из Галичины, и все современные французы – это потомки украинцев. Как и все остальные, даже евреи, и те потомки украинцев». В зале раздался смех, быстро затихнувший видимо. Там американский представитель помахал рукой, чтобы никто не реагировал подобным образом. Но вот что делается. Ведь это читают и впитывают с 1 класса, 3-го, 4-го. И пошло-поехало.

Е. Афонина:

- И плюс к этому Польша и Украина, они же тут объединились, собираются общий учебник истории создавать.

Р. Антоновский:

- Знаете, на самом деле тут тоже такая история. Сейчас одна из методик, как хотят раскачать Россию, это на Западе пытаются раскачать тему деколонизации. Якобы мы угнетаем другие коренные народы России, поэтому создают всякие эти признанные иноагентами карликовые структуры типа Форум свободной Азии, свободной Бурятии, где состоят 5 бурятов, которые с рождения живут в Америке и в Европе. Здесь вот этот нарратив деколонизации здесь идет в унисон с тем, что мы еще не избавились вот от этого советского наследия, когда каждому народу России давали воспевать какого-то героя, который боролся с Российской империей якобы за самоопределение этого народа. У башкир есть Салават Юлаев, который вообще ни одного боя не выиграл в армии Пугачева, и чем он вообще хорош, до сих пор непонятно. И то же самое, был скандал, когда пытались в Тобольске назвать аэропорт именем Ермака, и какие-то сибирские армяне-сепаратисты возбухли, что это якобы угнетатель татар. Потому что людям в школе не преподавали то, что хан Кучум, с которым воевал Ермак, был узурпатором, который убил хана Едигера, который присягнул Ивану Грозному, и все было нормально, а Кучум вообще прискакал из Бухары. Причем у каждого коренного народа нашей большой родины есть люди, которые внесли большой вклад в развитие нашей страны, будь то Российская империя или СССР.

А. Баранов:

- Да, исторических личностей много действительно. Но речь идет о том, когда дают целую тенденцию русофобии, когда все мажется черной краской, все, что связано с Россией, с Москвой.

Е. Афонина:

- Неважно, какого периода.

А. Баранов:

- Да. Я уж не говорю о ХХ веке. Тут вообще ужас какой-то. Нет, оказывается, еще с далеких времен несчастный украинский народ стонал. От Екатерины стонал, которая подарила Одессу, фактически всю Новороссию. Дюка Ришелье оставили. Вот он приехал, не спрашивая никого, остался в Одессе и для нее сделал. А Екатерина, которая приняла этого Ришелье, бежавшего от ужасов революции, и сделала своим наместником…

Р. Антоновский:

- Знаете, даже один одесский блогер, сохранивший зачатки адекватности, сказал, что если вы сносите памятник Екатерине Великой, снесите и Одессу. Потому что главный памятник Екатерине – Одесса, которую она, собственно, основала. По большому счету, все города Украины были основаны русскими императорами. Там нет ни одного города, который был бы основан там каким-нибудь гетманом. Поэтому украинские историки пытаются цепляться за историю Запорожской Сечи, потому что это единственное, что там более-менее было…

А. Баранов:

- Ну, Киев был не русским императором основан, надо исходить из исторической правды. И другие города есть.

Р. Антоновский:

- Киев был основан дружинниками новгородского князя, который потом пришел и вернул его. Допустим, попытка чтить даже князя Святослава, она очень забавная. Потому что украинцы считают князя Святослава своим, хотя князь Святослав был представителем новгородской династии, хотя и Киев, и Новгород – это были русские города. Но если можно пошутить над украинцами, то, по большому счету, отношение Святослава к Киеву было как к некой полуколонии…

А. Баранов:

- Я бы воздержался от того, что и в обратную сторону говорят: все остальные – фигня, русские над всеми были, русские всему начало положили. Давайте избегать этих крайностей. Потому что в этой крайности сейчас находятся и Украина, и Польша, и Прибалтика, и все остальные за ними.

Р. Антоновский:

- Знаете, мне не нравится это: мы не такие, мы не такие. Просто мы в отличие от прибалтов и украинцев, когда мы говорим, что русские – величайший народ мира, который внес огромный вклад в культуру, спорт, науку и т.д., мы же не врем. Потому что действительно у нас есть Достоевский…

А. Баранов:

- С этим никто не спорит.

Е. Афонина:

- Как это с этим никто не спорит? Здесь, в студии, - нет.

А. Баранов:

- Я говорю, с этим вашим посылом никто не спорит.

Р. Антоновский:

- Я вообще считаю, что люди, которые говорят, что нельзя гордиться тем, что, допустим, русский просто от рождения, это представители нации, которым действительно в отличие от нас нечем гордиться. Наоборот, когда ты гордишься своими предками, это на тебя накладывает большую ответственность. Потому что, если ты хочешь быть писателем, тебе нужно писать не хуже, чем Толстой и Достоевский. Хочешь быть музыкантом – тебе нужно писать музыку не хуже, чем Рахманинов. Хочешь быть военным – тебе нужно воевать не хуже, чем Суворов или Рокоссовский. Я считаю, что можно и нужно гордиться, можно и нужно всем рассказывать то, что мы – великая нация. Потому что когда мы показываем, что мы крутые и великие, даже люди извне хотят с нами дружить, а приезжие сюда мигранты хотят ассимилироваться и стать русскими, а не говорить, что вы, русские, пьянь подзаборная, мы будем жить по своим законам.

Е. Афонина:

- Спасибо большое за то, что приняли участие в нашем эфире.

А. Баранов:

- Вот такие комментарии к нам пришли на первую часть программы. Вот тот, который выражает общее мнение, нам написал Александр из Пермского края: «А что нам, России, мешает защищать свою великую историю по миру? Надо уже от слов, от обороны и от оправданий перейти к наступлению. Время такое». Сказано верно, пожалуй, с этим надо соглашаться и действовать.

Е. Афонина:

- Тем более, мы знаем, где надо уже не просто в наступление переходить, а давать и по рукам, и губам бы тоже дать. Хочу представить нашего эксперта. На связи с нашей студией историк Евгений Спицын.

Е. Спицын:

- Добрый день.

Е. Афонина:

- Послушаем монолог Лаймы Вайкуле, а потом выскажем все, что думаем по поводу того, что она сказала на этой неделе.

Л. Вайкуле:

- Люди, которые говорили про памятники, что они хотят пойти преклонить голову перед памятником солдату, чтобы вспомнить отца... Пойди на кладбище к своему отцу в той стране, где он живет, и преклони свою голову. Это же просто памятник. Это же не место захоронения. Мне это тоже непонятно. Если ты приехал откуда-то, и твои родные похоронены где-то, поезжай туда и преклоняй свою голову. Никакой художественной ценности он не имеет. И что вот это? Тем более в Латвии в последнее время там просто приходили выпивать. И после праздников оставляли просто свалку. Что хорошего? Пока Россия не приватизировала и День Победы, и все на свете, это что, все им? Если бы еще плохо, нет, только хорошее. Все им принадлежит. Ценность пропала. Как Украина пострадала, Белоруссия, да все, весь Советский Союз пострадал во время войны 1941-го. Нет, теперь одна Россия, танки по Красной площади, мы победители. А где остальные?

Я даже не говорю уже, это возмущение про этих несколько сотен человек, которые идут к памятнику Свободы, вы понимаете, эсэсовцы и так далее. Это тоже все неправда. Вернее, отчасти это люди, которые были по другую сторону. Вот и все. Например, мой родственник, мамин брат, был по другую сторону. А папа был по эту сторону. Такое было время. Надо это понимать, надо это уважать. И как-то стараться из этого не раздувать такое. Но сегодня нам надо из этого раздувать такой большой скандал.

Е. Афонина:

- Давайте, Евгений Юрьевич, пожалуйста, вам слово.

А. Баранов:

- Итак, Россия приватизировала Победу.

Е. Спицын:

- Да, к сожалению, Вайкуле уже под семьдесят лет, видимо, у ней преждевременно начался старческий маразм. Насчет приватизации истории и, в частности, Дня Победы. Слушайте, а кто отказался от празднования этого дня? Мы, что ли, заставили эстонцев, латышей, литовцев, украинцев и далее по списку, отказываться от этого дня, не проводить Парады Победы в столицах своих республик? По-моему, это решение было принято именно местными властями. В той же Беларуси Парад Победы проводится. И мы всегда подчеркиваем, что победа в Великой Отечественной войне была, как Вайкуле совершенно справедливо сказала, победа всего советского народа и Советского Союза. И Латвийская советская социалистическая республика была составной частью Советского Союза. Причем замечу, что в войсках рабоче-крестьянской Красной армии сражались, в том числе, этнические латыши.

А. Баранов:

- Дивизия целая была.

Е. Спицын:

- Которые участвовали в освобождении своей родной республики. И положили за это многие и многие жизни. Теперь вот она говорить о том, что, дескать, у нее со стороны мамы человек воевал по ту сторону. Я согласен, если этот человек был призван по мобилизации, если он воевал в рядах вермахта. Всякое бывало. Но когда человек добровольцем вступал в дивизию Ваффен СС и воевал именно в этой дивизии, а я напомню, что по Нюрнбергскому трибуналу и сама СС, все вооруженные части СС признаны преступной организацией. И любое упоминание этих структур, а уж тем более марши эсэсовцев, это прямое нарушение приговора Нюрнбергского трибунала. Это должно соответствующим образом караться. Но этого не делают нигде. Прежде всего, в республиках Прибалтики.

Почему в той же Прибалтике запрещены все коммунистические символы, участникам Великой Отечественной войны на стороне рабоче-крестьянской Красной армии запрещено маршировать, запрещено отдавать дань памяти, носить государственные награды, и так далее? А ветераны войск СС преспокойно ходят с нацистскими наградами, мне трудно назвать это наградами – побрякушками. Их приветствуют, им дарят цветы, аплодируют. Это все пропагандируется. Лукавит наша престарелая Вайкуле.

По поводу памятников. Памятники ставят не только на могилах, не только на захоронениях. Памятник – от слова «память».Мы в данном случае отдаем должное, отдаем дань памяти каким-то важным событиям и вехам в истории нашего государства, нашего народа. Освобождение Латвии от немецкой оккупации, прежде всего, самого латвийского народа – это есть дань памяти и уважения тем бойцам и командирам, которые сражались за свободу Латвии и которые отдали свою жизнь за эту свободу.

Напомню госпоже Вайкуле, что именно благодаря России, русскому народу Латвия впервые обрела государственность, независимость в начале ХХ века. До этого территория Латвии находилась под пятой бог знает кого. Прежде всего, немецких крестоносцев. Именно там была построена, именно немцами, а не латышами столица будущего Ливонского ордена – город Рига, нынешняя столица Латвии. На протяжении многих столетий на этой территории хозяйничали немецкие, датские, шведские бароны.

И только в начале XVIII века эта территория оказалась в составе Российской империи. Причем я замечу, что мы заплатили шведской короне по Ништадтскому миру за эти территории внушительную сумму.

А. Баранов:

- За Курляндию.

Е. Спицын:

- Два миллиона ефимков. Но Курляндия вошла в состав Российской империи попозже. Дело в том, что Курляндия, а это южная часть современной Латвии, она входила в состав Речи Посполитой. Когда шел процесс раздела Речи Посполитой, то по Третьему разделу вместе с Литвой в состав России вошла и Курляндия. Но до этого это было Курляндское герцогство, которое было вассально от Российской империи.

Напомню фигуру того же Эрнста Иоганна Бирона, который был фаворитом Анны Иоанновны. Так что уж латышам-то печалиться о своей судьбе в составе Российской империи, а затем и Советского Союза, я думаю, не очень стоит. Потому что именно во времена Советского Союза появилась национальная литература, появился национальный театр, появился национальный кинематограф, появилась национальная Академия наук. А латвийские деятели культуры стали общеизвестными знаменитостями и пользовались колоссальной любовью.

Е. Афонина:

- И появилась Лайма Вайкуле в принципе. И был снят сериал «Долгая дорога в дюнах».

А. Баранов:

- Я уж молчу о Раймонде Паулсе. Хочу добавить, что буквально на днях в Латвии парламентом был принят официальный закон о запрете праздновать 9 мая. Это к вопросу о том, кто приватизировал Победу, а кто на нее наплевал и растер. Не то что не рекомендовано – запрещено праздновать 9 мая. Это День Европы, больше ничего.

Е. Спицын:

- Вот вам и ответ на вопрос, а она еще обвиняет Россию, что мы приватизировали. Да вы сами отказываетесь от своего исторического наследия, причем славного наследия. Я еще добавлю, когда был пацаном, у меня дома была хорошая библиотека. А любимейшим писателем моего отца, а он был известный книгочей, был Вилис Лацис, легендарный латвийский писатель.

А. Баранов:

- А вот сынок его пошел в другую сторону.

Е. Афонина:

- Кстати, про сынков, внуков и так далее. Нас тут очень неприятно царапнула информация о том, что, понятно, сейчас готовятся большие концерты, в том числе и на государственном уровне, где будут звучать песни военных лет. А вот внуки, а может, и правнуки наших великих композиторов и поэтов-песенников не дают разрешение на использование произведений в этих концертах.

А. Баранов:

- При этом сами внуки живут в Америке, в Европе и так далее.

Е. Афонина:

- По крайней мере, о двух фамилиях точно известно. Это Евгений Долматовский и Модест Табачников, композиторы. Их потомки запретили нам здесь в России каким-то образом использовать произведения их предков.

А. Баранов:

- Кто они такие – запрещать?

«Жаль время эфира, - пишут нам из Ханты-Мансийского округа, - в котором обсуждаются особы паразитического образа жизни и их извращенные фантазии (это о Лайме, очевидно). Спасибо Спицыну. Вот ЛИЧНОСТЬ».

Е. Афонина:

- Вернемся к внукам великих наших и поэтов-песенников, и композиторов, которые писали те песни, которые стали действительно символом Великой Отечественной войны. И сейчас нам запрещают исполнять эти произведения. Что скажете, Евгений Юрьевич?

Е. Спицын:

- Во-первых, я что-то сомневаюсь, что потомки этих наших действительно выдающихся деятелей советской культуры, ветеранов войны… Я напомню, что и один, и другой, они были ветеранами войны, причем воевали на фронте. Долматовский…

А. Баранов:

- В плену был, бежал из лагеря, между прочим.

Е. Спицын:

- И войну он закончил в Берлине, Евгений Долматовский, наш легендарный советский поэт. Это не наследие этих персонажей, это наследие всей нашей страны. И я думаю, что их предки наверняка прокляли бы своих потомков, которые вот так по-свински относятся к этому наследию. Мы пели, поем и будем петь великие песни великой войны, которые воодушевляли наш народ на героические подвиги, которые сыграли колоссальную роль в мобилизации нашего народа, поднятии боевого духа нашей армии, которая свернула шею фашизму. И не этим нерадивым, мягко скажем, потомкам, предавшим память своих дедов и отцов, указывать, что нам петь, когда нам петь и т.д. Мы хоть каждый день будем петь эти песни. А мы знаем хорошо эти песни и стихи того же Евгения Долматовского.

Е. Афонина:

- Евгений Юрьевич, возвращаясь к предыдущей теме. Вот мы тут обсуждали одного актера, который осудил спецоперацию, нелестно отзывался о президенте и пр., он будет вести в Екатеринбурге концерт 9 мая, некий Александр Устюгов, известный актер. Что скажете? Человек, который так относится к сегодняшнему дню нашей страны, он может честно, так, как должно в этот день, вести подобное мероприятие?

Е. Спицын:

- Во-первых, вы сказали, что он известный. Я вообще киноман своеобразный, и всех актеров великого советского кино могу назвать, разбуди меня среди ночи, и я назову. Я недавно встречался с нашими легендами – Юрием Владимировичем Назаровым, Людмилой Васильевной Зайцевой и другими деятелями нашей культуры, они приходили ко мне на презентацию моей книги. Я хочу вам сказать, что это были подлинно народные актеры. А какой-то Устюгов, ей-богу, я его не знаю. Передо мной нынешняя когорта этих актеров, актрис (я не хочу просто в эфире ругаться) мелькает, как какая-то непонятная череда каких-то актеров бесконечных мыльных опер и сериалов. Ну что, бабло побеждает всё. В данном случае ему наверняка заплатили деньги…

А. Баранов:

- Конечно.

Е. Спицын:

- И он презрел все свои внутренние убеждения и сегодня говорит одно, завтра другое, послезавтра третье. Это лишний раз характеризует эту публику, которая беспринципна и которая может продать не то что свои убеждения, а мать родную за деньги. Поэтому он действительно будет надевать маску широго патриота, истинного, так сказать, борца с нацизмом и вести этот концерт, посвященный великой победе нашего народа. Ну, мне печально, что такие персонажи приглашаются для ведения подобного рода концертов.

Е. Афонина:

- Евгений Юрьевич, знаете, они ведь оправдываются. У него в посте была строчка, кстати, из песни «Хотят ли русские войны». В этом году не будет шествия «Бессмертного полка», а в прошлом году у меня эмоции были такие, что хотелось этих молодых людей (их было двое) в черных плащах… Они пришли на «Бессмертный полк», прошли, видимо, «Бессмертный полк», я не знаю, что у них была за фотография, но на обратной стороне была приклеена скотчем бумажка «Они сражались не за это». И «Хотят ли русские войны» у Устюгова – это примерно то же самое. И 9 мая он тоже будет говорить: они сражались не за это. Что скажете по этому поводу?

Е. Спицын:

- К сожалению, сейчас хватает у нас лицемерия в разных социальных слоях, в разных поколениях. Это, кстати, вопрос об информационной пропаганде и информационной войне. Потому что надо честно признать, что пока пропаганда у нас работает слабо. Это во многом еще и наследие тех реформ в системе образования, которые проводились четверть века. Давайте честно скажем, у нас, по сути дела, выросло не одно потерянное поколение. Я не хочу здесь унизить наших сыновей, дочерей, а теперь уже и внуков, я хочу во многом возложить здесь вину на государство и те кадры, которые готовило это государство. И ту идеологию, которая проповедовалась. Говорят, у нас, дескать, не было никакой идеологии. Но давайте не будем лукавить, у нас была идеология, в том числе и государственная, она просто не артикулировалась на официальном уровне. У нас была идеология эгоцентризма, у нас была идеология антисоветизма, антикоммунизма и т.д. И во многих сегментах это все остается. Мы не соединяем в единое полотно нашей истории, хотя призывы об этом звучат уже давным-давно с самых высоких трибун.

Вот у нас до сих пор не решена проблема единого учебника. Кстати, в апреле этого года исполнилось ровно 10 лет, как президент Путин поставил эту наиважнейшую общегосударственную задачу. Я вам хочу сказать, что все 10 лет эту задачу «выполняют» одни и те же персонажи, которые за эти 10 лет увешаны огромным количеством государственных наград. У меня сразу возникает вопрос. А за что им вручали эти государственные награды, в том числе ордена «За заслуги перед Отечеством» и Государственные премии?

Е. Афонина:

- По поводу «они сражались не за это». Знаете, у меня есть свое объяснение тем, кто так считает. Если бы они сражались не за это, то русские солдаты не погибали бы сотнями тысяч под Варшавой, Белградом, Веной. Они бы остановились на границе и не начали бы сражаться «не за это», как считают некоторые. Донбасс – это же не наше, говорят они, чего мы туда? Вы правильно сказали, нет связи, мы не можем почему-то эту логическую цепочку объяснить, что русский солдат – солдат-освободитель.

Е. Спицын:

- Да, это была великая освободительная миссия советского солдата. Ведь надо же понимать, что надо было удушить фашизм, германский нацизм в его логове. Эту задачу понимали все прекрасно. И мы действительно положили сотни тысяч жизней наших солдат и офицеров за освобождение многострадальной Европы. Вы посмотрите на кадры кинохроники, как встречали советские войска буквально во всех городах освобожденной Европы. Это было безмерное ликование людей, которые изнывали от нацистского ига. Вы посмотрите, насколько были сильны идеи социализма, коммунизма в Европе. Именно это, кстати, напугало наших вчерашних союзников.

Вспоминайте план Маршалла. Главнейшим условием этого плана было изгнание представителей коммунистических и прочих левых партий из правительств стран. И тут же взяли под козырек те же французы и итальянцы. Я вспоминаю, что один из крупных политиков Чехословакии тогда писал, что если бы кто-то из политиков Чехии или Словакии заикнулся о том, что он не исповедует социалистические взгляды, он тут же бы рухнул в пропасть абсолютной неизвестности. Это его выражение. То есть эти идеи были колоссально популярны среди простого народа. Потому что они видели, что несла им армия-освободительница. И популярность нашей страны была колоссальная. Сейчас, безусловно, нынешнее поколение европейцев ничего этого не знает. Более того, им сознательно вдалбливают в голову искаженную историю войны, представляют дело таким образом, что мы несли, так же как и гитлеровские оккупанты, советскую оккупацию, что мы измывались над этими народами, унижали их достоинство, честь, эксплуатировали и т.д. Хотя было все в точности до наоборот. И вы абсолютно правы, что нам давным-давно надо выйти из окопов и вести наступательную информационную историческую войну на этом фронте. Потому что сейчас главная задача (вот я вижу эту главную задачу) – срочно создавать общемировое движение «Долой фашизм». Потому что угроза фашизма, наступление этой угрозы еще не осознано многими и многими людьми и у нас в стране, и за рубежом. Что такое фашизм? Это неизбежность войны, которая может погубить всю нашу планету и человечество.

Е. Афонина:

- Спасибо большое. Историк Евгений Спицын был на связи с нашей студией. Мы благодарим наших радиослушателей, которые достаточно активно писали, оставляли свои комментарии. Ну, а с вами в эфире были мы, Андрей Баранов…

А. Баранов:

- …и Елена Афонина.

Е. Афонина:

- Всего доброго.