Нужна ли России закрепленная в Конституции государственная идеология
Е. Афонина:
- В прямом эфире ведущие программы «Национальный вопрос»Андрей Баранов и Елена Афонина.
Прозвучало предложение, что нужно сформулировать государственную идеологию, цели нашего общества. Желательно закрепить все это в конституции. Об этом сказал председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
А. Бастрыкин:
- Я думаю, что это положение о приоритете традиционных российских ценностей, наших социальных ориентиров в развитии нашего государства и общества, в котором жить нынешней молодежи, должно быть тоже закреплено в положениях конституции Российской Федерации. Не надо стыдиться патриотизма, не надо стыдиться наших традиций, наших достижений, побед. Сколько было попыток снизить уровень, значение Великой Победы великого советского народа в Великой Отечественной войне. Сегодня в странах Прибалтики, в Европе сносятся памятники, посвященные советским солдатам, освобождавшим Европу. Многие моменты, о которых я сказал, нуждаются в серьезном изучении, обсуждении.
Е. Афонина:
- И закреплении в конституции. Вопрос слушателям: нужна ли России закрепленная в конституции государственная идеология?
С нами на связи публицист Дмитрий Лекух. Дмитрий Валерьянович, здравствуйте.
Д. Лекух:
- Здравствуйте.
А. Баранов:
- Не первый раз выносится предложение определить национальную идею после 1991 года, когда возник такой идеологический вакуум у нас. Я помню, даже Ельцин поручал Академии наук в течение месяца выработать национальную идею. Ничего не получилось. Путина не так давно спросили: а есть ли у нас национальная идея? Он сказал: да, это патриотизм. А теперь это слово прозвучало и от главы Следственного комитета. Нужно ли вносить это в конституцию? Или патриотизмом и так должно быть пропитано общество?
Д. Лекух:
- Начну с простого. По первой части с уважаемым докладчиком согласен абсолютно. Этот вопрос требует изучения. И для начала хотя бы формулировки, помимо патриотизма, что такое национальная идея. Или что такое патриотизм в нашем понимании. Что такое национализм в нашем понимании. У нас, как у любого суперэтнического государственного образования, многонациональный национализм. Как его определять? Такие вещи нуждаются в формулировках. Этим должно заниматься образованное сословие, а не давать по тапкам через Верхний Ларс и заниматься обустройством собственных кошельков большей частью и собственной личной жизни.К сожалению, с девяностых не справляются.
Когда возникают наши новоявленные товарищи коммунисты, при всем уважении, у меня возникает вопрос: а ничего, что вы уже проиграли? То, что мы победили в Великой Отечественной войне, мы проводим по этому поводу парады воинские и шествия «Бессмертного полка». Потому что мы несем победителей. Нам важно помнить, что мы народ-победитель. А вот поражение нам не нужны.
Нас столько лет унижало наше собственное образованное сословие, к которому и я сам принадлежу, причем во всем и целенаправленно. Помните, этот замечательный анекдот о том, что у вас, русские, зато дети красивые, а вот все, что вы руками делаете, у вас это что-то… Это так говорить о народе-победителе, который в интересную пятую позицию поставил всю вашу хваленую Европу в 1945 году. Тут же «трупами завалили» и все остальное. Хотя почитайте воспоминания гитлеровских генералов, первое, что бросается в глаза, «сытые наглые русские рожи в белых полушубках, в белых валенках, им тепло, у них отличный тыл и отличное снабжение». А не вот эти зачумленные солдатики, которых нам все время рисовали. Возможно, на каких-то участках фронта было и так. Но я говорю о тренде.
А. Баранов:
- Но это понятно. Так все-таки надо ли нам законодательно записывать в основной закон положение: национальной идеей является то-то и то-то.
Д. Лекух:
- Эта часть вопроса значительно сложнее. Я не знаю на него ответ. Обсуждать надо, а ответа нет. Как любой человек, прошедший через советские годы, давно живу, повзрослел в те времена, первое высшее образование в те времена получал, поэтому я слишком хорошо помню, что такое советская идеология, в том ее безобразном сусловском виде, которая досталась в лице того же товарища Горбачева. И к чему она привела, я тоже помню. Для начала надо глубоко изучить вопрос, не забалтывая его, а обращаясь к народу, который оказался значительно умнее, к счастью.
А. Баранов:
- Каким должно быть это обсуждение?
Д. Лекух:
- У нас есть блестящий опыт с советских времен – общественная дискуссия. Это более-менее нормально. Есть задача – сформулировать государственную идеологию. Значит, надо работать. Просто не надо превращать ее в какое-то закоснелое торжество, а сделать живой.
Е. Афонина:
- Понятно, что идеология – это некий набор формул, которые сами по себе не могут быть многосложными, красиво поэтически складными. А в конституциях других суверенных стран есть понятие «идеология»?
Д. Лекух:
- С чего начинается конституция наших заклятых друзей из-за океана? «Мы, народ Соединенных Штатов…» Вся национальная идея сформулирована в первой строке.
А. Баранов:
- Национальная идея должна подразумевать под собой какую-то цель, к чему общество должно стремиться, каким быть, чтобы эту цель достичь. Ее надо сформулировать.
Д. Лекух:
- Первый шаг – формулировка задачи. Нужна государству идеология, нужна обществу национальная идея? Нужна. Но прежде мы должны получить образ будущего. То есть понять, чем мы хотим. Если мы это сформулируем, это будет более или менее понятно народа, тогда можно приступить к формулированию национальной идеи и к внесению ее к конституцию. Она может быть в двух-трех словах, как в конституции США, выражена. Но сначала надо понять образ будущего. И об этом говорил не раз президент.
Е. Афонина:
- Нам бы еще с настоящим разобраться. Когда нам говорят, что у нас многообразие мнения, но при этом русский народ должен сам решать, как относиться к тем, кто сбежал, поливает Россию, или сбежал и возвращается, вот Вячеслав Володин сказал, что релокантов в России не ждут, но есть и другие мнения. Пожалуйста, они себя прекрасно чувствуют, возвращаются. Я сейчас говорю не о рядовых айтишниках, которые убежали. Понятно, испугались, вернулись, их никто не знал, не знает и знать не будет. Я говорю именно о тех, к кому прислушиваются, чьим мнением пытаются объяснить какие-то свои поступки и действия. У нас до сих пор не выработано отношение к этим людям. Говорят: пусть русский народ сам рассудит. А что он рассудит, если в данной ситуации речь идет о том, запрещать или разрешать, давать возможность зарабатывать или не давать?
Зачитаю несколько сообщений от слушателей. «Идеология нам нужна, но смотря какая. Например, идеология, связанная с поднятием экономики России, ее усилением. Она у нас почему-то на последнем месте». «Да, нужна, как и раньше, за веру, царя, Отечество». «Думаю, что для России нужны новые победы. С победами придет сам патриотизм». «Национальная идея нам категорически нужна, в том числе и закрепленная в конституции». Предлагают закрепить в конституции благосостояние россиян. Омская область: «Нафталиновыми победами сыт не будешь. Поднять производство своих товаров».
Вернемся в сегодняшний день. То в одном театре вдруг обнаруживается пьеса дамочки, которая сбежала и поливает Россию грязью, то другой признанный иноагентом вдруг обнаруживается как человек, с которым одна из компаний в России совместно закручивает некий рекламный продукт. Еще какие-то странные вещи появляются. С иноагентами более-менее понятно. Но не всех же запишешь в иноагенты. Там, где речь идет о сомневающихся, говорят: у нас в стране что не запрещено, то разрешено. Утритесь, будем и дальше с ними работать.
Д. Лекух:
- Народ приговор вынес. Мы давно уже имеем дело не с артистами, а с медийным продуктом, который ничего из себя не представляет, кроме того, что мы, медийщики, их как лягушку через одно отверстие надуваем. Обратите внимание на нашу великую певицу Аллу Борисовну Пугачеву. Сколько воплей было, что, когда она уедет, земля на Тверской разверзнется, Кремль прибежит ее следы целовать. Кто-нибудь заметил ее отъезд?
А. Баранов:
- Обсуждают.
Д. Лекух:
- В интернете ее никогда особо не любили. Ее называли народной певицей, а вот народу она, как выясняется, по барабану. Когда-то она была народной певицей. А сейчас последние двадцать лет – это «Рождественские встречи» и надутый медийный продукт. А кто переживает? Не народ, а те ребятишки, которые сидели… Любой заказ, бюджетный контракт – он контракт о двух концах. Кто-то получает деньги, в том числе артисты на корпоративах, а кто-то их платит. Открою страшную тайну, тот, кто платит, обычно получает откат. И налаживать снова эти производственные цепочки без Аллы Борисовны и без кучи релокантов очень непросто. Не к нам же с вами идти договариваться, чтобы мы им откатывали?
Не надо бояться тех, кто вдает по тапкам через Верхний Ларс. Потом возвращается. Бойтесь тех, кто остается в кабинетах. Они никуда не уехали. Для того, чтобы разобраться с ними, достаточно просто навести порядок. И никакой государственной идеологии не требуется. Достаточно существующей на сегодня. Потому что это чистой воды «вот на эти 3 процента живут». Это корпоративное мышление, это отлаженные цепочки, начиная от артистов. Почему они сейчас суетятся? Новый год, елки, корпоративы. Видели цифры в райдерах? Или вы думаете, что все эти цифры достаются именно артистам? Они достаются и рекламному отделу, и продюсеру. Здесь кто с кем договорится. Когда вымыло эту доблестную часть нашего населения, стало не с кем договариваться. А люди уже шубы женам пообещали. Они их торопят: давайте, возвращайтесь.
Е. Афонина:
- Есть еще очень сладкие государственные деньги на развитие культурных проектов в разных областях.
Д. Лекух:
- Их тоже нужно распределять.
Е. Афонина:
- Есть очень хорошие приятные глазу и кошельку контракты. Если человек уже не просто оскандалился, а если есть четкие доказательства, как одна галеристка, которая в Екатеринбурге хлопнула дверью, сказала: я не буду работать с филиалом Пушкинского музея в нашем городе, потому что я против политики России. После этого она получила очень хорошую кормушку в одном из центральных регионов нашей страны. Там стала куратором какого-то проекта на государственные деньги. Это она учила в Екатеринбурге на выставке букву Z стирать и делать вид, что это посетители стирали. А так-то ее коробило от этого. Сейчас нормально, все, уже ходит с благим лицом, улыбается и рассказывает, как она будет выставки устраивать и какие именно. Это только один пример.
В Екатеринбурге на днях будет публичное мероприятие, на котором будет выступать еще один журналист, который всячески поливал, его издание собрало миллионные штрафы, а теперь он ведущий спикер на городском мероприятии. Это как? Какую идеологию мы собираемся прописать в конституции, если мы до сих пор не можем понять, кто эти люди, как к ним относиться?
Д. Лекух:
- Записать это в конституцию – это не поможет. Надо просто спрашивать с того, кто в этой дамочкой подписал контракт в одном из центральных регионов России. У любого контакта всегда два конца. На каком основании ты подписал с ней контракт? Такие вопросы задавали нашим издателям. Но у нас частный издатель, он честно сказал: потому что я так вижу, поэтому у меня Акунин, иноагент, будет все равно хедлайнером.
Е. Афонина:
- Театр, который ставил оскандалившуюся Асю Волошину, которая сбежала из России, сказал, почему пьеса ее идут у них в театре: мы за политикой не следим. А один из частных коллекционеров на выставке в Екатеринбурге сказал следующее: это у вас СВО, а у меня – нет.
Д. Лекух:
- Здесь не надо ничего с ними делать. Не надо им запрещать возвращаться. Давайте просто снимем их и тех, кто им платит, с государственных, окологосударственных, околобюджетных и бюджетных денег. Если мы это сделаем, эти вопросы уйдут на второй план. Всему есть время и место. Возможно, даже не любимые мною спектакли того же Богомолова нормально бы смотрелись в помещении бывшего «Театра на Юго-Западе», где уборщица должна быть и чтобы кошками дохлыми воняло. Нельзя это тащить в академический театр ни при каких обстоятельствах. Давайте все поставим с головы на ноги. Благодаря СВО эти процессы сейчас у нас происходят в экономике, когда начинают уже производственники говорить, а не только банкиры. Может быть, мы и в культуре это попробуем сделать? Это абсолютно нормальный процесс. Стоять на ногах правильнее, чем стоять на башке и изображать задницей, что ты постмодернист. Не нравятся русскому народу говорящие задницы. И поющие трусы не нравятся.
А. Баранов:
- Скажут: цензура, притеснение. На Западе вой поднимут точно. Нам, правда, уже не привыкать.
Е. Афонина:
- Глава федерального проекта по безопасности и борьбе с коррупцией Виталий Бородин предложил внести поправки в закон о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, чтобы те, кто поливает грязью Россию, обратно не возвращались. Ему уже ответили: конституцию читайте. Не могут разобраться – пущать или не пущать. Давать людям зарабатывать государственные деньги в нелюбимом государстве или не давать.
А. Баранов:
- Запись в конституции ничего не даст, как мне кажется. Хотя это надо обсуждать.
Е. Афонина:
- Вот что на наш вопрос пишут из Краснодарского края: «Да, нужна закрепленная в конституции идеология». Евгения из Москвы: «На псевдоидеологии патриотизма американского типа ничего не будет. Общество должно быть единым, как в советское время, а не патриотизм рабов в угоду службы на корпорации хозяев. Западные общества деградируют от такого псевдопатриотизма феодально-рабовладельческого общества». Красноярский край: «Национальную идею озвучил Александр III. Именно потому, что страна огромная, богатая природными ресурсами, Россия может существовать как империя, или она не будет существовать вообще».
Еще одно предложение прозвучало от депутата Госдумы Султана Хамзаева. Он считает, что в стране должен был федеральный закон о русском народе. Наций в России много, народ – один, заявил он. И пояснил, что ранее был советский народ, затем началась игра слов. И сейчас используется словосочетание «многонациональный народ Российской Федерации». Он сказал, что русский народ – это славяне, а также многонациональный народ Дагестана, Татарстана, Чечни, Башкирии и так далее. Иногда сами чиновники неправильно интерпретируют и путают, искусственно сужая понятие «русский».
На связи с нами руководитель правозащитного центра Всемирного русского народного собора, исламовед, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев.
Р. Силантьев:
- Добрый вечер.
Е. Афонина:
- Завтра начинает свою работу Всемирный русский народный собор. Сначала в Храме Христа Спасителя, во вторник в Кремле. Будет возможность про смыслы, идеи и прочее не просто поговорить, но и услышать мнение авторитетных людей. Нужно ли закрепить в федеральном законе понятие «русский народ»?
Р. Силантьев:
- У нас в конституции написано, что русский язык – это язык государствообразующего народа. В России только один государствообразующий народ – это русский. С этим все в порядке. Что касается идеи, чем нация от народа отличается, все-таки нация – более высокая иерархически совокупность людей, нежели народ. Можно поговорить о расширительном понимании русского народа. Но я сторонник того, чтобы вернуть в обиход, в том числе и в документы, понятие, которое сложилось в царской России, что русские состоят из групп: из великороссов, из малороссов, из белорусов. Давайте вернем эту практику и будем называть, к примеру, меня и вас великороссами. Это очень правильная идея. И глава государства великороссов упоминал.
А. Баранов:
- Как тут не вспомнить статью Владимира Ильича Ленина «О национальной гордости великороссов», где как раз шла речь о межнациональных отношениях и о том, что нациям небольшим такое превышение другой нации над ними кажется иногда обидным. Поэтому и предлагается в этом законопроекте под понятием «русский народ» объединить всех живущих на территории России людей.
Р. Силантьев:
- Тогда это российский народ.
А. Баранов:
- Мы все чаще слышим «русская армия» в сводках с СВО. Правда, об этом говорят блогеры.
Е. Афонина:
- Нет, я уже слышала именно «русские танки», «русские военные». Это звучит на федеральных каналах.
А. Баранов:
- Да и за рубежом нас всех называют русских.
Р. Силантьев:
- Так мы исторически и есть русские.
А. Баранов:
- А вот мигранты, которые приезжают сюда, получают российское гражданство, могут подпадать под понятие «русский народ»? Или это будет особняком?
Р. Силантьев:
- Я думаю, не будут подпадать. У нас и советского народа не получилось создать. Зачем это все делать, я не совсем понимаю. Правда, с точки зрения иностранцев что русские, что российские – это одно и то же. Давайте оставим все как есть. Русским надо особое место выделить, без русских нашего государства не было бы. Без любого другого народа Россия бы состоялась, без русских – нет. Действительно, государствообразующий народ. Да, можно ввести понятие русского чеченца, если бы современная Чечня вошла в состав не России, а Османской империи, чеченцы как народ бы исчезли, стали бы турками. И не только чеченцы, те люди с Кавказа, которые туда уехали, свою идентичность не сохранили бы.
А. Баранов:
- Черкесы сохранили. Это к слову.
Р. Силантьев:
- Не только черкесам так повезло. Но целые народы исчезли. В России бы они сохранились. У нас ассимиляцией не занимались. Да, есть русские чеченцы, а есть чеченцы турецкие. Корейцы, которые проживают на Сахалине и составляют довольно высокий процент населения, даже которые из чистокровных корейских семей, они внешне отличаются от корейцев южных. Возможно ввести понятие русского корейца или корейца нерусского. Это нормально. Зачем это прописывать в законе?
Е. Афонина:
- Вы сказали, что ассимиляцией не занимаемся. В таком случае, а чего мы требуем от современных мигрантов, которые сюда приезжают, ассимилироваться не хотят, сохраняют свою культуру, общение и поведение. И нам почему-то это не очень нравится. Мы видим, на что идут региональные власти, чтобы снять остроту момента, убрать хотя бы часть конфликтов, которые возникают, в первую очередь, на почве бытовой и трудовых отношений. Регионы отказываются от водителей-мигрантов. Челябинская область, губернатор запрещает им водить маршрутки и такси. Тульская область, со следующего года такие же запреты. Плюс еще запрет заниматься торговлей табаком, алкогольными напитками, работать водителями пассажирского транспорта, включая такси, и на предприятиях общепита. Курганские власти запрещают мигрантам работать в общественном транспорте, образовании, производстве детского питания.
А почему пошли именно таким путем, почему начинают вводить определенные ограничения для людей – не граждан Российской Федерации?
Р. Силантьев:
- Люди трезво смотрят на обстановку. Очень высокий уровень преступности среди мигрантов. Сильно выше, чем среди коренного населения. Причем преступления эти очень резонансные, связанные с массовыми драками, с изнасилованиями и убийствами. И коренное население это совершенно не радует. Поскольку существуют подозрения, что к нам не лучшие представители тех же среднеазиатских республик приезжают. Судя по всему, от многих из них были бы рады и там избавиться. Только не за наш счет желательно это делать.
Насчет ассимиляции, к примеру, в Саудовской Аравии мигранты составляют порядка 40 %, а где-то и большинство населения. Их никто там арабами не делает, но и гражданства не дают, и льгот не выписывают. Люди приехали работать, им платят, они уезжают обратно. Немало индуистов работает в этих странах, но что-то не припоминаю, чтобы храм Шивы или Кришны построили для них. Видимо, и такие подходы есть. Да, у нас есть проблемы с мигрантской преступностью. Есть правда строительного сектора, которому мигранты нужны. А есть правда силовиков, социальщиков, системы образования, которые от этого одни минусы видят.
А. Баранов:
- А что дает запрет мигранту на вождение автобуса?
Р. Силантьев:
- Это повышает безопасность дорожного движения.
А. Баранов:
- А если русский парень сядет и влетит в столб, это будет ничего?
Р. Силантьев:
- У коренного населения законопослушность значительно выше. И умение водить автотранспорт тоже проявляется. У нас непропорционально много происшествий, связанных именно с мигрантами в этой сфере. Люди не умеют водить или не соблюдают нормативы, чуть ли не круглосуточно за рулем находятся. Может, у них так принято на родине, а у нас так не принято.
А. Баранов:
- Запрет распространяется на тех, кто не имеет российского гражданства. Если мигрант получит гражданство, он запросто может быть водителем такси или автобуса. Но привычек своих он не изменит.
Р. Силантьев:
- Вопрос – стоит ли давать всем гражданство. Я считаю, что не стоит. Каждый раз привожу в пример те же страны Персидского залива. Очень сложно получить там гражданство.
Е. Афонина:
- В Госдуме предложили запретить мигрантам работать курьерами, водителями и продавцами. С такой идеей выступил заместитель председателя Госдумы Петр Толстой. Петр Олегович считает, если у человека русский язык не государственный, то он не должен работать в публичных местах.
Когда начинают действовать запретами, к чему это приводит. Достаточно серьезные рейды проходят по не очень благополучным районам в разных городах, по складским помещениям, откуда вот таких людей выгребают десятками, а то и сотнями, у которых нарушен режим пребывания в нашей стране. Мне рассказали о следующей схеме. Те, кто хотели получить гражданство Российской Федерации, чтобы пользоваться всем пакетом услуг неограниченно, мужчины теперь останавливаются на пороге ВНЖ, который дает все те же преференции, что и у других граждан России, кроме единственного – эти люди не обязаны служить, на воинский учет тоже не обязаны вставать. Жены идут дальше, они гражданство получают. Дальше с мужьями разводятся фиктивно. И начинается красота по поводу того, что семья многодетная, давайте больше, еще больше. Женщина, как правило, не работает или работает благодаря бирже труда на копейки, что позволяет ей стать малообеспеченной многодетной матерью.
А. Баранов:
- Материнский капитал ей уже положен.
Е. Афонина:
- А вы говорите – не работать курьерами и продавцами. Тут уже такие схемы разрабатываются. А потом нам говорят: эти люди законов не знают, они же не подозревают, что надо на воинский учет вставать. С какой стороны подойти к этой проблеме?
Р. Силантьев:
- Надо заканчивать с советским наследием в этой сфере, где только у русских не было каких-то привилегий, у остальных они были. И жить, как положено при капитализме. Если нужны рабочие, привозить строго рабочих, честно платить им зарплату, но гражданство не давать и семьи привозить не давать. А если приезжают семьями, то исключительно за свой счет эти семьи пусть лечатся, учатся и никаких пособий не получают. Очевидные вещи. У нас мигранты в основном даже не в строительстве, а в торговле работают.
Я месяц назад был в Северо-Курильске. Там надо строить гостиницу, школу. И там все население – 3 тысячи человек. Местных строителей нет, их надо завозить. Завезите туда людей, пусть они построят школу. И перевозите их на следующий объект. Надо Мариуполь отстроить – прекрасно, завезите хороших строителей. Только завезите уже готовых строителей, а не как у нас бывает, когда человек сначала приезжает, а потом начинает искать работу, поскольку квалификации у него нет, его никто особо нигде не ждет. У нас глава государства в мае заявил, что интересы коренного населения надо во главу угла ставить.
Е. Афонина:
- Он постоянно говорит о том, что не в ущерб коренному населению, в приоритете коренное население, мы не можем как в Европе. Но это все звучит чуть ли уже не десятилетие.
Р. Силантьев:
- Я вижу хорошие подвижки. То, что делают регионы, это прекрасно. Меньше будет у нас преступности, мигрантов. Они не заместят коренное население. Раз они нужны для конкретных вопросов, давайте для этого их использовать, но не более того. Гражданство давать не надо, не надо разрешать привоз семей.
А. Баранов:
- Если уже привезли, что с ними делать? Тут нужен баланс. Если говорить о миграции из центральноазиатских государств, то это позволяет нам привязывать их себе, держать немножко. Они знают, что огромная часть их бюджета формируется из денег, которые присылаются из России. Если мы их всех выпрем отсюда, они отдадут в объятья турок или Китая. Правда, в Китае не забалуешь. Запад подхватит их. И получим пояс недружественных государств во главе с Казахстаном, с самой большой по протяженности границей.
Р. Силантьев:
- Из Казахстана миграция не такая уж и большая. При этом отношение к нам в республиках Средней Азии не очень хорошее при таком количестве мигрантов с их стороны. Если мы ужесточим миграционную политику, наоборот, нас сильнее уважать начнут. То, что мы сейчас делаем, воспринимается не как знак уважения, а как знак слабости. Мы эту дурацкую советскую систему дружбы народов воспроизводим. Она что в Советском Союзе не работала, не было там никакой дружбы народов.
А. Баранов:
- Не скажите, все-таки была.
Р. Силантьев:
- Не было.
А. Баранов:
- Мой опыт молодости и юности говорит о том, что была.
Р. Силантьев:
- Как только советская власть у нас ослабла, еще до развала Советского Союза, все начали увлеченно друг друга резать. И армяне с азербайджанцами, и турки-месхетинцы.
Е. Афонина:
- А уж русских как гнали из бывших республик Советского Союза.
А. Баранов:
- Потому что был баланс, был кнут и был пряник. И на этом держалось.
Р. Силантьев:
- Именно, что был кнут. Как только кнут исчез, сразу вся дружба народов закончилась. Видимо, не самая удачная была схема. Давайте от нее уже отходить.
Е. Афонина:
- Недавняя астраханская история с самым крупным отравлением наркотическими препаратами. Двадцать лет такого не было. Показали троих молодых людей, которые занимались тем, что привозили туда наркотики, а потом уезжали в другие регионы. Каждому из них по 18 лет, один сказал на плохом русском языке: приехал для того, чтобы на стройке работать. Но там денег надо было. И дальше пошел в наркобизнес. Приехал работать на стройку, но там грязно, пыльно, тяжело, лучше пойду наркотики продавать. Об этом постоянно говорят и Следственный комитет, и МВД, что наркотрафик и распространение наркотиков – это чуть ли не каждое четвертое преступление. Об этом тоже надо говорить. Не хотят люди работать честно, многие из них.
Р. Силантьев:
- Есть хорошая зарубежная практика. Хочешь в России работать и жить постоянно, выучи русский язык, культуру у себя, за свои деньги. Мы можем открыть специальные платные курсы в этих республиках. Сдай экзамен, приезжай. Но при этом еще имей профессию. Хочешь работать на стройке? Получи необходимую профессию. Приезжай туда, где тебе уже готово рабочее место, работодатель за тебя будет нести ответственность. Если ты вместо стройки пойдешь наркотики распространять, работодателю тогда надо выписывать штраф. Зачем он нам преступность увеличивает?
Я считаю, что строительный сектор, который привлекает мигрантов, должен за каждого человека персонально нести ответственность. Устроили массовую драку на стройке – надо обременить работодателя штрафами многомиллионными, чтобы такого не повторялось. Сейчас практически каждую неделю эти массовые драки происходят.
Е. Афонина:
- По идее, у нас и так бизнес должен нести ответственность, причем очень серьезную, за нелегалов, которые обнаруживаются. Но это есть. Еще несколько лет назад были единичные случаи, никто этой проблемой тогда не занимался. Но парочку нелегалов найдут, и как-то бизнес штрафы платил. Сейчас их выгребают сотнями на складах, где они работают. Они там за холодильниками прячутся при каждом рейде. А где ответственность бизнеса, который владеет этими складскими помещениями и товарами?
А. Баранов:
- Нет такого преступления, на которое бы не пошел капиталист за 300 % прибыли. Это вечная проблема: я свой карман буду набивать хоть наркоманами, хоть преступниками. Если мне это выгодно, если я на этом заработаю, я буду это делать. Это капитализм. Многие так и рассуждают.
Р. Силантьев:
- Про 300 % прибыли – это марксистская бредятина. Нормальные капиталисты себя так не ведут. По большей части нормальные капиталисты – люди патриотически настроенные. Патриоты своей страны. А чтобы не было такого, чтобы люди за холодильниками прятались, давайте сделаем так, чтобы бизнесу было просто невыгодно это делать. Есть масса способов создать невыносимые условия для таких правонарушений. Это мы делать умеем. Запреты прекрасно работают. Так разобрались с игровым бизнесом и много с чем еще.
Е. Афонина:
- Спасибо.
Подписывайтесь на новые выпуски нашего подкаста на любой удобной платформе и слушайте, когда удобно!