Вынудит ли киевскую власть пойти на переговоры с Россией угроза исчезновения коренного населения Украины?

Национальный вопрос
Андрей Баранов и Елена Афонина вместе с экспертами и слушателями обсуждают, а возможны ли мирные переговоры с нынешним руководством Украины и какие решительные меры надо принять для наведения порядка в вопросе миграции

Е. Афонина:

- Приветствуем всех, кто слушает радиостанцию «Комсомольская правда» в Москве и в других городах вещания. В программе «Национальный вопрос» с вами будут ведущие Андрей Баранов…

А. Баранов:

- Здравствуйте. И Елена Афонина.

Е. Афонина:

- Сегодня у нас будут две темы. Во второй части нашего эфира мы поговорим о тех предложениях (а их на этой неделе было достаточно), которые могут навести порядок в вопросе миграции. На связи с нами будет депутат Государственной Думы Олег Нилов.

А. Баранов:

- А начнем мы с Украины. Хотя сейчас основная тема находится южнее, на Ближнем Востоке, но все это связано. Кстати говоря, на следующей неделе в США будут рассматривать в очередной раз вопрос о выделении средств. Раньше речь должна была идти об Израиле и Украине, но теперь, наверное, речь пойдет только об Израиле, и Украине ничего не достанется, ее опять попросят подождать. Это один повод.

Второй. Исполняется ровно 10 лет с начала так называемого АТО – антитеррористической операции, объявленной баптистским пастором, тогдашним руководителем Украины Турчиновым. И это было началом кровавого геноцида на Донбассе, который продолжался 8 лет, до того, как началась СВО, и удалось отбросить эти карательные войска.

СВО продолжается уже два с лишним года, и появляются предложения о переговорах. Поначалу, как мы помним, Зеленский полностью отвергал такую возможность, вообще даже издал указ, запрещающий самому себе вести переговоры с нынешним российским руководством. Но вот недавно в интервью газете Bild впервые заговорил о возможности обсуждения некого мирного плана с участием России.

Е. Афонина:

- И сейчас на связи с нашей студией посол МИД России по особым поручениям по преступлениям киевского режима, бывший посол Луганской Народной Республики в России Родион Мирошник.

Родион Валерьевич, сегодня – День памяти жертв украинской агрессии. И тут можно вспомнить, что за последние годы Украина не просто убивает мирных жителей (хотя слово «просто» в данной ситуации, конечно, звучит кощунственно), она устраивает настоящие террористические акты, знаете (если это слово здесь применимо), классические, когда на определенных людей идет охота. Пожалуйста, на этой неделе Василий Прозоров, в Москве на него готовилось покушение. В Луганске опять обстрел. Давно мирный Луганск не подвергался обстрелам.

А. Баранов:

- И уж совсем катастрофа в Токмаке случилась.

Е. Афонина:

- И то, что случилось в Токмаке. На данный момент уже 16 погибших, среди них дети, 30 человек в больнице в очень тяжелом состоянии. Просто били по мирным домам, как они это делали все эти 10 лет. Тогда возникает вопрос. Мы о каких в принципе договоренностях – стамбульских ли, еще каких-либо, можем говорить?

Р. Мирошник:

- Знаете, мы будем все-таки исходить из того, что любой конфликт все равно закончится какой-то договоренностью. К сожалению, это проза жанра. Многим это не нравится, но, тем не менее, в конечном итоге будет так. Я при этом совершенно не говорю о том, что это будет какая-то договоренность с Украиной или с украинским режимом. То есть все равно будет какая-то договоренность, которая восстанавливает систему безопасности и систему какой-то координации, обеспечения на следующие годы, чтобы государства Европы, государства мира, то есть крупные геополитические игроки, существовали по неким правилам.

Сейчас эти правила разрушены. Сейчас эти джентльменские договоренности, которые были созданы после потрясений Второй мировой войны, в период потепления в 60-70-х, они поломаны. Они поломаны в основном потому, что американцы почувствовали себя гегемоном, и они решили брать на себя эту полицейскую функцию, функцию определения трактовок достигнутых договоренностей и всего прочего. Знаете, сейчас договоренности в каком-то итоге будут. При этом нужно констатировать, что на сегодняшний день их нет. Нет никаких договоренностей, нет процесса переговоров, есть только определенное движение, ну, такое броуновское движение с разных сторон, когда обсуждаются какие-то идеи, нарабатываются принципы, нарабатываются позиции, по которым те или иные стороны конфликта готовы пойти навстречу друг другу. При этом я сразу говорю, сама тема переговоров, она абсолютно непопулярна. Потому что переговоры всегда заканчиваются неким компромиссом. Потому что всегда есть завышенные ожидания с разных сторон, и каждая из сторон занимает позицию, ну, стремление к тому, чтобы были достигнуты именно ими сформулированные требования, и никак иначе.

Я сразу могу оговориться. Я 8 лет принимал участие в переговорах. Если вы хотите сорвать переговоры, озвучьте их условия в паблике. На этом переговоры закончатся. Тут же будет сформирована группа людей, которые будут активно это лоббировать, отстаивать, требовать докладов. Переговоры ведутся за закрытыми дверями, они ведутся доверенными лицами, которые обладают правом достигать договоренностей и выполнять обязательства, взятые в ходе переговоров.

А. Баранов:

- Тут турки какой-то план свой представили.

Е. Афонина:

- Да, и не просто представили. Буквально на днях прошла встреча президентом двух стран – России и Белоруссии, Путина и Лукашенко. Потом уже, общаясь с журналистами, Александр Григорьевич сказал… Давайте послушаем фрагмент его выступления.

А. Лукашенко:

- Сегодня момент (это, прежде всего, для украинцев и для Запада) сесть за стол переговоров и окончательно договориться. Принцип один. Путин в этом плане молодец, он не отступает от своих прежних заявлений. Документы есть, они парафированы и российской, и украинской стороной. Давайте вернемся к этим документам и от этого будем плясать. Или остановимся на тех принципах, которые заложены в документах. Очень хороший момент для Украины и кураторов украинских принять решение. Его надо принимать.

У Володи Зеленского 21 или 22 мая заканчивается срок полномочий. Может создаться ситуация, когда тот же Путин скажет: ребята, а с кем подписывать договор? Полномочия у президента Украины истекли. Сегодня мы подпишем с ним, допустим, какой-то договор, завтра вы придете к власти, станете президентом, вам это не понравится. А они умеют это делать, как по Минским соглашениям, помните. Они это всё отбросят и скажут: да это нелегитимный президент подписывал, и я вообще этого не знаю, - новый президент скажет. Может такое случиться? Особенно, не дай бог, там Петр Порошенко придет к власти. Извините, он это всё похерит и скажет: я этого не знаю, знать не хочу, нелегитимный президент. Завтра ему на карман надавят (миллиарды же жмут всегда) американцы и скажут: продолжай войну. И будет продолжаться война. Поэтому, как говорил первый президент России, загогулинка какая-то есть.

Е. Афонина:

- Ну, парафированы – это те, которые 2022 года, которые Борис Джонсон сорвал, как потом стало известно, своим приездом и разговорами о том, что воюйте.

А. Баранов:

- Кстати, маленькая загогулинка. В Еврокомиссии уже сказали, что продление полномочий Зеленского – это внутреннее дело Киева. То есть всё, он может продлевать. Они считают, что это все нормально, все отлично.

Е. Афонина:

- Родион Валерьевич, что скажете? Есть же база, и дальше, от нее отталкиваясь, куда отталкиваться будем, в какую сторону?

Р. Мирошник:

- Александр Григорьевич даже в этом фрагменте, который вы поставили, говорит, что были достигнуты договоренности, они были парафированы. Тем более что они не опубликованы, они существуют сегодня только в тех форматах, которые слиты западными СМИ. Поэтому далеко не всё доступно людям, которые обсуждают эти истории.

Во-вторых, время существенное прошло, то есть прошло около двух лет, потому что в июне были остановлены полностью переговоры в стамбульском формате, и больше они никуда не двигались. Александр Григорьевич говорит, что нужно базироваться на принципах, которые тогда упоминались. И как раз они могут ложиться в канву каких-то переговоров, будь то стамбульские, китайские, еще какие-то варианты. То есть сегодня существует достаточное количество сценариев. Но принципы, которые, по крайней мере, в стамбульских переговорах использовались, это то, что территория, которая сегодня контролируется киевским режимом, она не может находиться под контролем западников, она не может иметь внешнее кураторство, не может снабжаться вооружением, не может снабжаться финансами и не может управляться извне. То есть это было заложено, и от этого принципа мы не отказываемся. Мы прекрасно понимаем, что в противном случае эта территория, находясь под влиянием то ли НАТО, то ли западных каких-то кураторов, она будет для нас токсична, и мы получим просто промежуток времени, а потом вновь разгорится конфликт, и это не будет системным урегулированием.

Говорить о территориальных историях, наверное, несвоевременно. Потому что за это время 4 бывшие украинские территории вошли как конституционные территории Российской Федерации, и никто отменять Конституцию России ради этих договоренностей точно не будет, они будут находиться в составе России, и это не обсуждается, и предметом обсуждения в этом смысле не будет.

А. Баранов:

- Тут нам слушатели пишут. Александр, Пермский край: «Договариваться и переговариваться с кем? Не одиножды обманувшим, можно сказать, кинувшим нас, Россию, Зеленским? Опять Минск-3 или Стамбул-4? Какие будут гарантии от нелегитимного Зеленского? Батька правильно сказал, гарантии должны быть железобетонными».

Ставропольский край: «О каких договоренностях может идти речь с этими абсолютно беспринципными и лживыми людьми? После всего произошедшего, после всей этой наглой лжи как хоть кому-то из них можно верить, как вообще можно верить им и Западу?»

Е. Афонина:

- А сейчас мы хотим обратиться к нашим радиослушателям вот с каким вопросом. Как вы считаете, вынудит ли киевскую власть пойти на переговоры с Россией угроза исчезновения коренного населения Украины? Теперь объясним, почему появился такой вопрос.

А. Баранов:

- Киевский экономист Алексей Кущ провел анализ и сделал такие удручающие для Украины и для ее народа выводы. По его оценкам, демографический профиль Украины после войны – 25 миллионов человек, не больше. То есть население страны будет 25 миллионов, из которых 10 миллионов – пенсионеры, 5 миллионов – дети, примерно 2-3 миллиона – инвалиды и ветераны, то есть люди, которые получают определенные социальные выплаты, а экономически активное ядро – примерно 7-8 миллионов человек. Причем самое поразительное, отмечает этот социолог, экономически активное ядро населения сокращается намного быстрее, чем численность всего населения, которая тоже падает. Это объясняется тем, что в стране остаются в основном либо пенсионеры, либо дети, которых родители не могут вывезти за рубеж. Ну, а экономически активная часть населения всеми способами покидает страну. То есть Украина рискует остаться без народа, без населения. Может быть, хоть это заставит нынешний режим подумать о том, чтобы остановить эту мясорубку, в которую ее Запад поместил и заставляет крутиться там бесконечно, и все-таки пойдет на какие-то договоренности, на пересмотр своей упертости? Хотя понятно, что ему это будет сделать сложно.

Е. Афонина:

- Родион Валерьевич, что скажете? Тем более, тут говорят, что уже на следующей неделе Зеленский окончательно подпишет закон о мобилизации без демобилизации.

Р. Мирошник:

- Вы зачитали сейчас ремарки, которые написали наши радиослушатели. Ожидаемо они возмущаются, поэтому я хочу тезисно сказать. Во-первых, речи о том, что сегодня идут переговоры, просто нет. Причем факторов, которые говорят за то, чтобы не вести переговоры, их достаточно большое количество.

Во-первых, Зеленский сегодня - просто интерфейс Запада, и к самостоятельным действиям он просто неспособен. Во-вторых, легитимность его вызывает большие сомнения. И третье. И западники основные сегодня стоят на грани замены. То есть в Британии ожидаются выборы, в Евросоюзе выборы, в США выборы. Поэтому на исходе пребывания этих лидеров при власти вести с ними какие-то договоренности, чтобы потом пришли их оппоненты и всё начать сначала, скажем так, не самая эффективная история. И плюс ко всему положение на поле боя нас совершенно не располагает к тому, чтобы сейчас быть вынужденными вести переговоры. То есть мы продвигаемся вперед, сегодня Украина терпит серьезное поражение, она пытается проводить террористические акты, на которые мы будем отвечать, и отвечать будем жестко, и использовать весь свой военный потенциал. В конце концов, Зеленский до сих пор не сказал, что он настроен на ведение переговоров, то есть не отменил свой указ, которым просто запрещает их вести. Так что на самом деле обсуждения продолжаются, но факта переговоров нет, и каких-то серьезных оснований говорить о том, что они начнутся завтра, тоже пока не предполагается. Но Россия открыта к переговорам.

А опасность потерять… Знаете, Запад очень мало волнует то, что происходит с этой страной. То есть они рассматривают ее даже хуже, чем колонию. Потому что они рассматривают весь ресурс этой страны, как природные ископаемые, территорию, логистику, так и людей. Поэтому сейчас, когда принимается закон о мобилизации, его главная задача – посчитать весь ресурс, который способен воевать, на какое количество людей можно рассчитывать. И западники считают очень просто – сколько людей стоит провести один день войны, 1000, 1500 человек? Ну, и давайте посчитаем, сколько тогда будет зарегистрировано, и сколько их нужно призывать каждый месяц, обучать и т.д., и сколько времени Украина еще протянет в этом противостоянии.

А. Баранов:

- Согласны наши слушатели. Вот Дмитрий из Тверской области пишет: «Есть основания полагать, что Зеленскому и его команде как раз поставлена задача значительно понизить численность украинского населения. Западу нужны ресурсы Украины, как они выражаются, без фауны». Из Свердловской области пишут: «Нет, не вынудит перспектива потери народа к переговорам. Главарям и идиотам на народ Украины наплевать абсолютно. Врагам, наоборот, надо очистить эту территорию от народа, такая цель у них, им нужна эта территория».

Е. Афонина:

- Родион Валерьевич, вы можете объяснить эту логику? Когда из недели в неделю видишь, листая зарубежную прессу, одну статью апокалиптичнее другой (я имею в виду, для Украины). Потому что неожиданно все как с цепи сорвались – и на фронте у них беда… Это не мы говорим, это не «кремлевская пропаганда», там от Германии до Америки, включая Британию, все издания показывают и рассказывают, как мужики от мобилизации с Украины бегут, сколько им это стоит. Очереди в Праге, для того чтобы документы успеть продлить, прежде чем объявят эту тотальную мобилизацию. Это же не мы говорим, это там, за рубежом, говорят. Для чего и для кого они это делают?

А. Баранов:

- Или, может быть, меняется отношение?

Р. Мирошник:

- Кардинально отношение не меняется. Сейчас я не вижу такого тренда, который бы сказал: всё, на Украине надо поставить крест, они проиграли, и надо сделать главное – перестать ее снабжать. Не происходит этого сейчас. Да, американцы долго воюют, пытаются выделить эти 60 миллиардов, которые они планировали выдать Украине, но пока этого не происходит, они дают команды своим спойлерам, и они выделяют огромные суммы денег. Это и Германия, и Япония, и Франция, и Великобритания и пр. То есть они отчисляют достаточно большие ассигнования на продолжение ведения военных действий. Поэтому кардинального изменения отношения к ситуации на Украине не произошло. Кардинального желания сохранить жизнь украинцам, знаете, по-моему, там и не ночевала эта мысль. Потому что ресурс есть ресурс.

Знаете, как в былые века их совершенно не интересовала популяция или численность людей в Африке, так их сейчас не интересует количество людей, проживающих на территории Украины. Они просто их считают ресурсом. Ресурс, для того чтобы достигать каких-то своих собственных целей. Поэтому на данный момент я не вижу существенного изменения со стороны Запада. Есть какие-то голоса, но, знаете, часто они мотивированы давлением на парламенты, для того чтобы они выделили деньги. И вот эта постановка вопроса краеугольного камня – если мы сейчас не дадим денег, то Россия выиграет, а если Россия выиграет, значит, она пойдет дальше, она пойдет захватывать Европу, потребует Аляску взад и т.д., просто до абсурда можно все это довести.

Е. Афонина:

- Знаете, еще очень важный вопрос, который, кстати, пытался донести на площадке ООН постпред России в ООН Василий Небензя. Давайте послушаем.

В. Небензя:

- Хочу сказать нашим западным коллегам следующее. В своем русофобском угаре, потакая во всем своему детищу – киевскому режиму, вы взрастили монстра. Его активность уже не ограничивается собственной Украиной, где клика Зеленского узурпировала власть, подавив инакомыслие, и чинит беззаконие над собственными гражданами, открыто глумится над памятью жертв германского нацизма и героизирует его пособников. Его террористические щупальца уже открыто видны за пределами Украины. И если сегодня проблемы в этой связи возникают у России, то это не значит, что завтра они не доберутся куда-то еще. Ведь связь с реальностью украинский главарь уже потерял и адекватно ее оценить больше неспособен. Неровен час, и ваш Франкенштейн может ополчиться и на вас в бессильной злобе от неспособности переломить ситуацию на фронте и перед лицом неминуемого поражения. А оружия и всего остального вы ему для этого предоставили достаточно.

Е. Афонина:

- Родион Валерьевич, о чем говорил Василий Небензя?

Р. Мирошник:

- Василий Небензя говорил о том, что мы многократно повторяли перед этим. Украина – не только антироссийский проект. Украина – это американский или англосаксонский проект, направленный и против Европы в том числе. Сейчас, пользуясь ситуацией на Украине, Европу поставили в энергозависимость, в финансовую зависимость, очистили склады, заставили их платить за украинский кризис. Дальше совершенно спокойно обученные, обстрелянные, вооруженные боевики Украины могут быть развернуты и направлены, к примеру, в сторону Венгрии, в сторону Словакии или в сторону Польши. Сейчас даже об этом говорят украинские радикалы. Так что, знаете, эту обезьяну с гранатой можно отправить в любую сторону, главное, чтобы она подчинялась своему хозяину, а хозяин известен.

Е. Афонина:

- Только вопрос, останется ли человеческий ресурс у этой «обезьяны с гранатой».

Р. Мирошник:

- Останется. Знаете, вот эти страны, которые достаточно сильно изнежены… Я говорю, и о Румынии, и о Польше, и о Венгрии, и о Словакии. У них нет Вооруженных сил, прошедших вот это горнило войны. Поэтому даже несколько дивизий создадут фантастические проблемы всем этим государствам вместе взятым, если вдруг они развернутся и решат пойти в ту сторону. Жестко противостоять им далеко не каждое европейское государство будет способно. Опять же, мобилизовать все свои усилия вместе против этих украинских боевиков, пока я не вижу такого серьезного и значимого потенциала для этого.

Е. Афонина:

- Родион Валерьевич, спасибо большое за ваше участие в нашем эфире. А сейчас мы коснемся очень важной темы, которая сейчас не просто активно обсуждается, но и уже предлагаются определенные решения, для того чтобы навести порядок в вопросе миграции. Какие решительные меры надо для этого принять, мы хотим спросить у наших радиослушателей. С нами депутат Государственной Думы Олег Нилов.

Я хочу начать вот с чего. После страшной трагедии в «Крокус Сити Холле» буквально каждую неделю ФСБ говорит о том, что задержаны выходцы, скажем так, одной из стран Средней Азии. И эта неделя не стала исключением. По данным ФСБ, уроженец Средней Азии (ну, мы понимаем, из какой он страны) в ноябре прошлого года приехал в Россию. Трудностей при пересечении границы он не испытывал. При этом у себя на родине даже успел посидеть в тюрьме. Там же, в тюрьме, установил контакт с террористами, под влиянием которых вступил в международную террористическую организацию. Вот с этим багажом он приехал в Москву, провел разведку у одной из синагог столицы, приобрел компоненты для изготовления самодельного взрывного устройства, хотел устроить взрыв во время массового скопления людей. При задержании оказал сопротивление и был нейтрализован. В Донецкой Народной Республике банда из 6 граждан той же самой среднеазиатской страны была задержана. Готовили теракт на военном объекте. Все эти видеокадры есть, посмотреть их можно, это всё официальная информация.

Олег Анатольевич, у нас возникает вопрос. Если каждую неделю мы видим только верхушку айсберга (а мы понимаем, сколько еще пластов там, внизу, о которых, может быть, нам не рассказывают, которые в разработке), действительно, ситуация более чем серьезная. Что в этой связи на этой неделе предложили депутаты Государственной Думы, и все ли ваши предложения поддержали?

О. Нилов:

- Самое главное, что требуется, это серьезная реформа всего миграционного законодательства. Я надеюсь, что новое правительство займется этим, ну, если не в первую очередь, то и не во вторую. Это проблема, я считаю, самая злободневная, в том числе для государственной безопасности России, ну и, конечно, миллионов наших сограждан.

Предложений, как реформировать законодательство, примеров предостаточно, не надо изобретать велосипед. Саудовская Аравия, Катар, Эмираты показали многократно и опробовали все методы, с помощью которых можно регулировать миграционным и головным законодательством так все процессы, что в разы большее количество трудовых мигрантов не создают проблем местным гражданам и государству. Поэтому примеры есть. Для этого, я надеюсь, хватит и политической воли. Во всяком случае, у меня, у моих коллег давно подобные предложения, что называется, положены на бумагу, вносятся, отвергаются, мы будем опять вносить.

На прошлой неделе мы внесли предложение, которое касается не десятка миллионов, так скажем, граждан, которые безвизово въехали в Россию, являясь гражданами других стран, и пребывают здесь как бы как туристы, 90 дней по закону, не имея ни копейки, как правило, в кармане. Вот эти «туристы» гастролируют, порой с криминальными последствиями, очень тяжкими и многочисленными. А есть категория, это сотни тысяч граждан тех же самых республик, о которых вы в основном говорили сейчас, которые становятся гражданами нашей страны. Сотни тысяч каждый год. В итоге их уже миллионы в нашей стране. Да, это те граждане, которые пользуются абсолютно всеми правами, иногда даже быстрее и больше получают этих социальных благ и какой-то поддержки и помощи, ну, являются более активными, пробивными и т.д. Но когда дело касается, допустим, защиты нашей страны, этих граждан мы не видим ни на призывных пунктах, ни в рядах мобилизованных, ни тем более в рядах добровольцев. Конечно же, есть исключения, и не нужно тут всех мерить одним аршином, но статистика – вещь упорная.

В криминальных сводках тоже огромное количество вот этих новоявленных граждан, которые после получения паспорта забывают о клятве-присяге, которая является обязательной при вступлении в гражданство. Вот эта присяга и стала предметом нашей очередной такой поправки законотворческой, где мы предложили к имеющемуся тексту присяги, где гражданин клянется соблюдать Конституцию, законодательство, быть верным, полезным России, защищать ее и т.д., в конце, как это часто и было, и есть в присягах военных людей многих стран, буквально два предложения. «И если я нарушу обязательства, данные в этой клятве-присяге, то пусть покарает меня суровая кара закона, вплоть до прекращения гражданства Российской Федерации». Вот такую поправку мы с коллегами внесли.

А. Баранов:

- А есть ли у нас возможность контролировать? Есть ли механизм, для того чтобы контролировать, выполняют ли они эти свои обязательства или нет?

О. Нилов:

- Самый простой способ контроля – это уголовное дело, это осуждение...

А. Баранов:

- Но на всех уголовное дело не заведешь, следователей не хватит.

О. Нилов:

- Подождите. При преступлении закона вот этот новоявленный гражданин получает либо штраф, либо срок, во всяком случае, он уже, что называется, на учете. И если это тяжкое преступление, тягчайшее преступление, то сразу же, я считаю, при осуждении его по уголовным тяжким статьям, и даже не очень по тяжким статьям, если это неоднократно, то должно наступать в результате этого закона…

А. Баранов:

- Мы знаем очень много случаев, когда эти люди выходят сухими из воды, отделываются административными наказаниями, а то и вовсе с помощью диаспор, различных обществ, которые здесь расплодились, избегают этого наказания. Больше того. Вот сейчас задержаны после теракта в «Крокусе» 4 человека. Так вот, министр иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Мухриддин выступил с претензией к России. Он сказал, что «демонстрация в открытом информационном пространстве кадров задержания предполагаемых исполнителей террористического акта недопустима. Цена признания, добытого таким образом, всем хорошо известна. В результате непродуманной информационной кампании формируется негативное восприятие в отношении граждан Таджикистана и таджиков, что недопустимо». И вообще, они готовы чуть ли не визы для россиян вводить.

О. Нилов:

- Я тоже считаю, что очень странное, мягко говоря, поведение данного министра иностранных дел, который в первые часы этого теракта просил прессу, что называется, не возводить тень на его граждан. Там уже была информация, но он до последнего пытался какую-то хорошую мину строить при вот такой статистике. Потому что, конечно, эта вопиющая статистика, огромное количество преступлений сограждан этого господина министра отчасти происходит потому, что данный министр, министр внутренних дел, безопасности этой страны и других стран относятся к этому, закрыв глаза, уши и все, что можно и нельзя. Вот это потакание, я не знаю, по какой причине, может быть, выгодно избавляться от таких криминальных сограждан и отправлять их сюда, в Россию, я не понимаю этого поведения.

А. Баранов:

- Просто они там и заработать не могут, и, естественно, это будет криминальная масса, которая может перерасти в политическую.

Е. Афонина:

- Олег Анатольевич, давайте вспомним, что Эрдоган поступил очень жестко и очень быстро. С 20 апреля граждане Таджикистана обязаны выехать с территории Турции. А далее вводится визовый режим для них. То есть это все принимается очень быстро. Давайте подумаем, а куда эти граждане Таджикистана поедут после того, как они вернутся из Турции? Работы в Таджикистане нет, возможности оставаться там у них тоже, наверное, нет (мы подозреваем, что там могут быть и разные террористические завязки). Где они окажутся? Несложно догадаться.

А. Баранов:

- Конечно, здесь.

О. Нилов:

- Абсолютно согласен. Вот эта поправка, она решает вопрос лишения гражданства и возвращения на родину тех, кто приехал сюда и решил здесь стать откровенно на криминальную тропу. Тех граждан, которые приняли гражданство и работают, соблюдая все законодательство, уважая наши традиции, историю, культуру, понятно, что мы должны только приветствовать законопослушных граждан.

Е. Афонина:

- Олег Анатольевич, продолжая наш разговор о тех инициативах, которые сейчас предлагают депутаты… Я понимаю, что это точечная мера, конечно, нужно всю систему менять, но, тем не менее, с чего-то начинать надо. Буквально на днях в первом чтении был принят законопроект, направленный на борьбу с фиктивными браками для получения вида на жительство в России по упрощенной схеме. Насколько я знаю, за этот законопроект проголосовали все депутаты, кроме одного. Один, который был против, это Константин Федорович Затулин. Я общалась с ним, попросила объяснить, что ему так не понравилось. Он говорит: а как же эти люди без регистрации временного пребывания будут тут жить и работать, им нечего кушать, семью кормить. В общем, слезная история по поводу того, как жить бедному мигранту. Вы эту инициативу поддержали, насколько я понимаю.

О. Нилов:

- Двумя руками. И так же, как вы, не понимаю коллегу Затулина, который всю свою жизнь борется за то, чтобы наших соотечественников вернуть как можно быстрее, без всякой бюрократии на нашу родину историческую. Но наших исторических соотечественников, которые говорят по-русски, во всяком случае, у них были русские татары, чеченцы в роду, знают культуру, знают историю и хотят вернуться на свою историческую родину. Вот за это он выступает, и я двумя руками его поддерживаю. Но чем больше он выступает за это, тем больше у нас, сотнями тысяч, легализуются как раз не те представители нашей России, империи, Советского Союза и Отечества, а те, у которых не просто нет никакого желания учить язык, культуру, грубо скажем, ассимилироваться, во всяком случае, во втором, третьем поколении. Нет, все больше тех, которые хотят нас ассимилировать в свою веру, в свою культуру или, не дай бог, в какие-нибудь ваххабитские образования. И почему-то у него возникают такие острые реакции на то, когда мы хотим закрыть доступ вот таким представителям, усложнить им проблемы здесь свободного пребывания, гастролирования, да еще и со своими семьями и т.д. Конечно, я поддержал эту инициативу и сказал больше авторам. Я считаю, что за фиктивный брак должна быть уголовная ответственность. Дальше надо идти. За фиктивную регистрацию в «резиновых» квартирах у нас тоже всё больше какие-то штрафы. Я не видел, во всяком случае, большого количества уголовных дел с посадками тех, кто предоставляет такие «резиновые» квартиры.

Е. Афонина:

- Олег Анатольевич, мы уже говорили об этом в одном из наших эфиров, когда даму-правозащитницу, которая уже несколько тысяч мигрантов в своей «резиновой» квартире зарегистрировала, приглашают на Круглый стол по вопросам миграции. Это же абсурд. Сейчас по Telegram-каналам, кстати, расходится видеозапись одного из адвокатов, который выиграл дело, и в итоге девушка, которая зарегистрировала за деньги у себя в квартире также энное количество мигрантов, отделалась всего лишь штрафом. И он говорит: и дальше будем, потому что нет такого закона, и этим людям ничего не грозит (он имеет в виду владельцев «резиновых» квартир). И правда, ничего не грозит.

По поводу брака у меня единственный вопрос. Я не очень понимаю. Представим себе, для того чтобы получить регистрацию временного пребывания, мигрант должен сюда въехать и, как вы говорите, по туристической визе где-то дней 90 прожить. Он как за это время где-то работает, что-то кушает, где-то живет и даже успевает познакомиться с гражданкой Российской Федерации, влюбить ее в себя, для того чтобы потом пойти и заключить брак? Слушайте, у нас мужчины годами ухаживают за женщинами, и то они им отказывают. А Константин Федорович говорит: это же мы против браков с иностранцами. Да не против браков, а против вот такой схемы, когда за эти 90 дней они успевают зарегистрировать брак не пойми с кем, и это дело поставлено на конвейер.

О. Нилов:

- Да, абсолютно согласен.

А. Баранов:

- Олег Анатольевич, а может быть, нам поглубже посмотреть? А зачем мы вообще даем гражданство в таком количестве этим мигрантам? Зачем мы позволяем им тащить сюда свои семьи? Вот вы в начале нашего обсуждения сказали, что прекрасный опыт Саудовской Аравии, Катара, других государств Персидского залива. Там ты приезжаешь один, без семьи, на определенный срок, получаешь свой патент, получаешь за это плату, живешь где-то типа гетто (оно вполне приличное). Отработал этот срок – до свидания. Никаких тебе детей, бабушек, теть, жен и т.д. И никакого гражданства Саудовской Аравии не получают. Зачем мы это делаем?

Вот нам пишут из Тверской области: «Нужно перестать ретушировать проблему с мигрантами, перестать выдавать трудовым мигрантам гражданство России, начать сокращать их приток из Средней Азии, вводить полноценную идентификацию прибывающих».

О. Нилов:

- Вы попали, что называется, не в бровь, а в глаз. Я вам сейчас дам цифру, сколько трудовых мигрантов официально оформили патенты на сегодняшний день. 2 миллиона 100 тысяч. А цифра пребывающих здесь вместе с ними или рядом с ними по-серому, по-черному или в виде родственников раз в 10, может быть, больше. Во всяком случае, миллионов 10-15 плюсом еще есть. Представляете себе, какая это огромная ноша на бюджет, на социалку, школы, больницы, транспорт и т.д., всё это миллионами наших неграждан используется. Кто за это платит? Бюджет. Поэтому слишком дорогое удовольствие – вот этот дешевый, как кому-то кажется, труд трудовых мигрантов.

А. Баранов:

- Это неквалифицированная рабочая сила, они ничего не умеют, кроме того, что поднять блок и перетащить его. Это не врачи, не какие-то ученые, которые могут действительно внести свой вклад в развитие нашей страны. Это обычные жители аулов, кишлаков, которые приезжают сюда и за эти небольшие копейки, которые отсылают домой (а теперь не отсылают домой, все их домашние здесь), вот и живут здесь, осмелели, перестали вообще на что-то смотреть. Действительно, это политическая пандемия уже, вопрос миграции стал принимать такие формы.

О. Нилов:

- Я вам еще дам одну информацию. Сейчас идет обсуждение в рабочей группе, которая создана в Государственной Думе под руководством вице-спикера Яровой Ирины Анатольевны. Вопрос, как сделать практически невозможным приезд сюда семей, да еще с детьми, этот вопрос поставлен. Я надеюсь, мы в ближайшее время решим этот вопрос. Да, в том числе из гуманитарных соображений мы не можем сюда разрешать въезд семей, которые будут жить не просто в «резиновых» квартирах, а в нечеловеческих каких-то, стесненных условиях, да еще вместе с детьми, стариками и т.д. Вот здесь кроется еще одна такая история, очень криминальная. Ну, представьте себе, один трудовой мигрант, он может себя прокормить, что-то сэкономить, отправить домой, на родину. Но если он привозит сюда целую семью, как правило, многодетную, где заработать на неквалифицированной работе такие деньги, чтобы хватило и на то, чтобы квартиру снять? Цены, как правило, очень кусаются на аренду хорошего жилья, где по нормам, что называется, будут жить и дети, женщины, старики. Нет, конечно же. Значит, это будут нечеловеческие условия. Где взять деньги, для того чтобы учить, лечить, как должно? Значит, есть необходимость пойти на вторую, на третью работу. А возможно, есть необходимость пойти на какую-то криминальную тропу. Вот что еще создает до кучи, что называется, пребывание здесь этих семей. Поэтому ни в коем случае (это моя позиция и многих коллег) вместе с трудовыми мигрантами, которые должны оформить патент… Лучше, чтобы они его оформили на том берегу, у себя на родине, и там произошел отбор квалифицированных, нужных стране кадров. И самое главное, чтобы они приезжали сюда (вот это в законодательстве арабских стран главная позиция) под полную ответственность и гарантии работодателя. Вот предприятие крупное, стройка, сельские какие-то предприятия принимают этого мигранта, размещают его, обеспечивают всем необходимым - социалкой, отдыхом и зарплатой. И они же несут за него полную ответственность. Шаг влево, шаг вправо – они же должны обеспечить его депортацию.

Е. Афонина:

- Олег Анатольевич, что-то подсказывает, что бизнес, хоть средний, хоть крупный, на себя такую ответственность возлагать не спешит.

О. Нилов:

- Нет, на крайнем обсуждении этой рабочей группы присутствовали представители в ранге заместителей министров большинства отраслей – и строительной, и замминистра сельского хозяйства, и многие другие представители…

Е. Афонина:

- Олег Анатольевич, они поддержали?

О. Нилов:

- Крупный бизнес готов брать такую ответственность.

Е. Афонина:

- Спасибо огромное. Депутат Государственной Думы Олег Никлов. Видите, какая позитивная информация в финале нашего эфира.

С вами были Андрей Баранов и Елена Афонина. Спасибо большое.

Подписывайтесь на новые выпуски нашего подкаста на любой удобной платформе и слушайте, когда удобно!