Федеральный округ- Новороссия. Чем вызвано такое предложение?

Елена Афонина и Андрей Баранов вместе с экспертами и слушателями обсуждают, чем вызвано предложение о формировании нового федерального округа и когда наконец государство начнет принимать жесткие решения в миграционной политике

Е. Афонина:

- Приветствуем всех, кто слушает радиостанцию «Комсомольская правда» в Москве и других городах вещания. В течение ближайшего часа, как всегда, по воскресеньям в прямом эфире с вами ведущий программы - Андрей Баранов.

А. Баранов:

- Здравствуйте, и Елена Афонина.

Е. Афонина::

- На Санкт-Петербургском экономическом форуме, общаясь с журналистами, глава Запорожской области Евгений Балицкий сказал следующее. Давайте послушаем.

Е. Балицкий:

- У нас, конечно, будет создан федеральный округ. Так же как, в принципе, во всей России, будет создан федеральный округ, который будет включать в себя новые территории и вновь присоединенные территории, освобожденные от украинского нацизма. Когда президент примет это решение, я не знаю, это сугубо его прерогатива, тут не Госдума и не Совет Федерации, здесь именно решение президента. Когда он примет это решение, то будет создан и федеральный округ, и будет создана должность под конкретного человека. Я думаю, что это должно быть в ближайшее время.

А. Баранов:

- Итак, в этот федеральный округ должны войти Крым, Севастополь, ДНР, ЛНР и Херсонская и Запорожская области. Здесь будет образован такой новый субъект федерации.

Е. Афонина::

- Ну, а чем вызвано такое предложение, давайте мы сейчас и попробуем понять, обсудить. Политолог Александр Казаков с нами на связи.

А. Казаков:

- Здравствуйте.

Е. Афонина:

- Много было по этому поводу сказано после того, как прозвучала вот эта часть общения Евгения Балицкого с журналистами. Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, чуть-чуть раньше приоткрыл завесу тайны, выдал те планы, которые готовятся, или это не имеет никакого глобального значения, это просто вот обычная рутинная работа?

А. Баранов:

- Ну да, вроде уже не первый год об этом говорили.

А. Казаков:

- Ну да, и округ этот в большинстве своем предлагают назвать Новороссия, Новороссийским. Тоже по понятным причинам, потому что, слава богу, этот политико-географический термин у нас вернулся в риторику Верховного Главнокомандующего. У этого вопроса есть как минимум два измерения. Есть одно – административное, и есть второе – политическое. Я бы, с вашего позволения, сначала о политическом сказал, потому что там очень интересные обертоны появляются. Во-первых, мы помним, мы с вами не в Киеве живем, поэтому мы не аквариумные рыбки, мы помним, что «Русская весна» начиналась как раз под флагом Новороссии. И флаг помним, который еще конфедераткой называли, он похож на флаг американской Конфедерации южан.

Е. Афонина:

- И Владлена Татарского помним, светлая память ему: «Будет Новороссия, будет».

А. Казаков:

- И парламент Новороссии у нас был. Олег Царев его возглавлял. И потом как-то постепенно политический термин «Новороссия» у нас из публичного дискурса пропал. И вместо него остался термин «Донбасс». Как вы понимаете, все это было неспроста. В силу разных обстоятельств мне довелось присутствовать, точнее, участвовать в некоторых совещаниях в Москве, где этот вопрос буквально обсуждался. Если вы думаете, что что-то происходит само собой в политике, нет, ничего само собой не происходит. И где были приведены вполне себе аргументы, почему нужно постепенно съезжать с понятия «Новороссия» и въезжать в понятие «Донбасс». И в этом, с точки зрения политической, было очень большое значение. Это был, по большому счету, по-честному, отказ от претензий. Потому что мы прекрасно с вами знаем, что входит в Новороссию в дореволюционном значении. Даже карты все смотрели. Малороссийская губерния, Новороссийская губерния. Прекрасно понимаем, что это большая юго-восточная дуга от Одессы до Харькова. Понятие «Слобожанщина» сейчас только втаскивают киевляне для того, чтобы отгрызть у нас часть Новороссии. У них не получится.

И вот с точки зрения политической, термин «Новороссия» тогда это вполне конкретно было осознаваемо, это разговор о политических претензиях. Если мы новый округ федеральный называем Новороссийским, Новороссией, то это претензии, в том числе, и на Запорожье, и на Николаев, и на Одессу. И все наши люди, наши люди с большой буквы, прекрасно эти смыслы отсюда вычитывают. Так что это политическое измерение термина.

Есть административное. Но административному значению этого термина больше подходит Юго-Западный федеральный округ. Потому, что все остальные круга у нас определяются по географическому контексту.. Даже Поволжье и Сибирь - это географические понятия в данном случае. И тогда это опять отказ от претензий. Есть экспансионистское обозначение этой административной как бы идеи. А есть, наоборот, редукция политической идеи. Причем вы же помните, насколько она была вдохновляющей. Вы же помните, как она воодушевляла весь наш огромный многонациональный народ. И перевести, редуцировать это на простые административные и управленческие решения — это так выпустить пар и перевести наше народное сознание на такие простые административные рельсы. Вот в такой вилке мы как бы существуем.

Что касается административного, это понятно. Владимир Владимирович, напомню, ввел сами федеральные округа, тогда еще смеялись, что Владимир Владимирович услышал идею Владимира Вольфовича Жириновского вернуться к екатерининским временам и разделить Россию на огромные губернии. Даже тогда число совпадало. Потом новый округ появился. В том числе, и для решения того вопроса, который вы будете обсуждать в следующей части.

А. Баранов:

- Этот новый округ, западные границы его, они же сейчас очень подвижны. Фактически, это линия боевого соприкосновения, где идут ожесточенные бои. Каким образом он будет зафиксирован? Идем ли мы к переговорам? Или все-таки пока об этом рано говорить? Собственно, ведь округ не может быть без четких прописанных границ.

А. Казаков:

- Конечно. Только вот именно западная граница этого округа будет государственной, а восточная – административной границей, каковой она и сейчас является? Есть понятие, в которое заложен экспансионистский смысл. А есть, наоборот, такой смысл на торможение. Я вас могу уверить, можете потом проверить, когда это произойдет. Линия боевого соприкосновения не будет нашей западной границей и быть не может, потому что часть нашей территории оккупирована врагом. Прежде всего, она должна быть освобождена. Я вам тоже напомню, это ближняя история, и лучше такие вещи помнить. Сначала мы признали ДНР и ЛНР. За несколько дней до начала специального информации. И на следующий день после признания главным вопросом, который обсуждался во всех федеральных студиях, на телевидении, на радио, везде, и я в этом принимал участие, был вопрос: а в каких границах? И я как раз-то на одном из федеральных эфиров сослался на высказывание при признании, что ДНР и ЛНР признаются в их конституционном образе. А есть конституция, например, ДНР, я её знаю наизусть, она при мне писалась, я тогда был советником Александра Владимировича Захарченко, где границы ДНР – это границы бывшей Донецкой области. Ровно то же самое с ЛНР. То есть, принимая это, заметьте, не манифестируя, не объявляя это в микрофон на весь мир, но принимая такое решение, это уже было объявление войны. Потому, что эта часть территории должна была быть освобождена. Тем более, если это касается России, а не ДНР и ЛНР.

Поэтому эта линия сегодняшнего фронта не будет границей. Это я вам гарантирую. Но с вероятностью 99%, это уже версия, и бывшие административные границы Луганской, Донецкой, Запорожской и Херсонской областей тоже не станут нашей западной границей, по одной простой причине. Главная задача специальной военной операции – это задача безопасности. И, как теперь мы понимаем, то есть декларировалось - жителей Донбасса, но теперь мы понимаем, что это жители российской территории до 2014 года. И термин «санитарная зона», «зона безопасности», он уже как бы вошел в обиход и наших врагов, а наш-то - тем более. Поэтому и эти границы не будут. Исходя именно из вопросов безопасности, не из-за вопросов бытования языков, народов, национального состава. Нет. Очень просто.

Поэтому и возвращение слова «Новороссия» в официальную риторику нашего Верховного Главнокомандующего, я думаю, совершенно неспроста, учитывая то, что я рассказывал про 2014 год. Одесса – русский город.

Е. Афонина:

- Есть определённый вектор на торможение, не с нашей стороны. Об этом всё чаще пишет зарубежная пресса.

А. Баранов:

- Вот из здание The Hill, это парламентская газета Конгресса Соединённых Штатов, пишет, что практически все политические и деловые лидеры в Европе, Ближний Восток почему-то они выделяют, считают, что украинский конфликт закончится тем, что Украина навсегда уступит России какую-то часть территории. Возможно, пишет The Hill, Донецк, Донбасс и южное побережье вдоль Черного моря до Крыма. Время от времени кто-то высказывает предположение, что России удастся занять всю территорию страны. Но ни один человек не предположил, что Украина сможет полностью и навсегда изгнать россиян с украинской территории, как это декларирует президент Зеленский. Если это так, если наиболее вероятным исходом на Украине является какой-то раздел страны, то почему, пишет The Hill, мы сейчас не ведем реальных дискуссий о прекращении войны? Так вот, может быть, уже доходит до наших западных «партнеров», а, в общем-то, недругов, мысль о том, что пора остановиться, затормозить, пока Украина окончательно не развалилась, и зафиксировать вот эту статус-кво, не позволяя России идти дальше, то, о чем вы говорили? То есть, возьмите то, что взяли, и хватит. Все устали от войны, и мы напрягаем силы. Видимо, Запад рассчитывает на то, что Россия может пойти на такое паллиативное, промежуточное какое-то решение. Возможно ли такое развитие событий, с вашей точки зрения?

А. Казаков:

- Нет, невозможно. По объективным причинам, потому что статус-кво – это оба прямых участника конфликта оказываются в ситуации поражения. И мы, именно так это будет воспринято в нашем обществе, причем не в ура-патриотическом сегменте, а во всем нашем обществе. Украина - тем более. Сразу после этого Зеленскому надо вешаться, причем публично на Майдане. Чтобы все видели и проверили, что он действительно повесился. Мы не можем на это пойти. Потому, что статус-кво – это совершенно не такая простая категория, как кажется.

Вот смотрите, в одной стране, с которой мы воюем лет восемьсот, по их инициативе, кстати, все время, Германия, у них была дискуссия в 1916 году, когда стало понятно, что военной победы у них не будет. Они это поняли сами. И тогда появились очень серьезные силы. В частности, канцлер того времени Второго рейха, которые говорили, что надо остановиться и сохранить то, что было. И тогда им задали простой вопрос: а тогда жертвы ради чего? Чтобы сохранить то, что было? Если вы, тем более в нашей ситуации - специальную военную операцию начали мы, да, нас поставили в такие условия, узкий коридор, всё такое, всё это Владимир Владимирович уже рассказывал, но мы начали СВО, это было наше волевое политическое решение. По большому счёту, посмотрим ещё через десять, что будет в учебниках, но по большому счёту мы нажали на стартовый крючок возможной Третьей мировой войны. Это мы сделали. И после этого статус-кво? Это вообще нереально.

Сейчас и у нас стране, и за рубежом многие оценивают такой ядерный электорат, скажем так, ядерный милитаристский электорат Путина у нас в стране в 10 миллионов человек. Имеется в виду, что это люди взрослые и так далее. И убежденные. 10 миллионов человек.

А. Баранов:

- Не мало?

А. Казаков:

- Это очень много.

Е. Афонина:

- Для 146 миллионов? Ну ладно, дети - убираем.

А. Казаков:

- На самом деле не только дети. И молодежь, она у нас в особой стране живет, воспитание получила в 90-е - в начале нулевых. 10 миллионов – это огромная аудитория, отряд, скорее, такой, с которым вообще нельзя не считаться. Это не просто декларируют, я вижу, я главный путиновед России, я вижу, что Владимир Владимирович (книжку же бестселлер не зря написал) верит в то, что он говорит. Что Россия вышла в период обновления, возрождения, еще один старт, двадцать восьмое дыхание. Без этого отряда это нереально. И поэтому по внутриполитическим мотивам и по внешнеполитическим мотивам это неприемлемое для нас решение. И Путин никогда на него не пойдет. На Западе это знают, они об этом пишут. У них другие аргументы, но они это тоже понимают. Они понимают, что Запад может окончить этот конфликт только одним способом, о котором Путин и мы говорим. Перестаньте оружие поставлять. Но, если они это сделают, тогда граница Юго-Западного федерального округа, сами понимаете, будет западней Житомира.

Е. Афонина:

- А вот можно вас чуть-чуть поправить? Есть другой способ, и о нем тоже, собственно, говорят. И Владимир Владимирович об этом говорил, так или иначе, и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил: Запад будет убирать Зеленского. Владимир Владимирович сказал про 2025 год, это все на Питерском форуме.

А. Казаков:

- Он потом поправился - до конца года.

Е. Афонина:

- Вы говорите, что только если перестанут поставлять оружие. А если, собственно, уйдет вот этот странный человек в футболке хаки, точнее, не уйдет, а его уберут, это тоже вариант? Или нет в данной ситуации?

А. Баранов:

- Смотря кто его заменит. А там, кстати говоря, те еще ястребы.

А. Казаков:

- Да, линейка потенциальных сменщиков. Владимир Владимирович сказал, что на Западе уже есть там определенное количество людей для замены. Но, по крайней мере, те, которые в публичном пространстве фигурируют, там единственный человек, который более здравомыслящ, чем Зеленский, это Разумков, но у него очень мало шансов. Остальные такие же отмороженные.

А. Баранов:

- Там еще Ермак, да, и все эти остальные, которые...

Е. Афонина:

- Кстати, The Times пишет, что Андрей Ермак сосредоточил в своих руках всю власть -и военную, и дипломатическую. Все источники на Украине говорят именно об этом.

А. Казаков:

- Так и есть. Если просто механически перечислить даже его официальные посты, он же и в Совете безопасности есть. Он просто секретарь. Так он секретарь канцелярии. Он в Совете безопасности, в Совете обороны. Он присутствует везде. Он от имени страны ведет международные переговоры. Фактически, это узурпация. Но с другой стороны, можно объяснять Зеленскому: когда тебе ручки и ножки отрежут, но ты будешь живой, я типа вместо тебя. Потому, что, с точки зрения формально-юридической, у Ермака есть шанс. Его может парламент назначить председателем правительства, и он будет легальным. А Зеленский уже нелегальный. И он типа: я тебя прикрою. Даже если по росту, по комплекции посмотреть, может прикрыть. Но на самом деле, понимая натуру Ермака, он же первый и свернет шею Зеленского. Ермак замазан кровью не меньше Зеленского. Порошенко начал эту войну в 2014 году. Он замазан так же. Причем замазанность кровью, то есть чувство вины, за которую невозможно извиниться, а тем более простить, это формулирует наш Следственный комитет, заводя уголовные дела. Вот и Тимошенко туда тоже попал. То есть у нас с той стороны нет тех, которые сейчас функционируют.

А. Баранов:

- Это означает, что переговоры вести с Киевом, кто бы их ни представлял из нынешней команды, невозможно. Они будут продолжать войну до того конца, который определен им Господом Богом.

А. Казаков:

- Да. Андрей, а мы не собирались вести переговоры с Киевом. Вообще-то об этом Путин тоже уже говорил, и не один раз.

А. Баранов:

- И Песков сказал, что сейчас вообще никаких возможностей и перспектив для переговоров нет.

А. Казаков:

- А зачем? Путин же сказал: зачем вести переговоры с тем, кто не принимает решения? Смысл? Это танцы цапель и журавлей, что ли? Какой смысл?

А. Баранов:

- Фламенко.

А. Казаков:

- Переговоры надо вести с тем, кто принимает решение. На сегодняшний день это глубинное государство Соединенные Штаты. Путин об этом тоже сказал. Это единственный субъект для переговоров, который нас устраивает. Сергей Викторович Лавров тоже сказал. Причем он дорожную карту даже объявил. У нас не все ее восприняли. Он сказал, что если у них, то есть Соединенных Штатов, возникнет запрос на разрешение конфликта и переговоры, то все очень просто. Они звонят нам. Это важно. Они - нам. Потом приезжают сюда. Если не в Кремль, то в Сочи. Привозят предложения свои. А мы посмотрим.

А. Баранов:

- Через неделю начнется пресловутая конференция Швейцарии. Все-таки, видимо, Соединенные Штаты будут продолжать вести на людях линию о поддержке Украины столько, сколько нужно. Кому - не знаю. Хотя, если вдруг там мы увидим, что они чуть-чуть снизят свою риторику, значит, действительно, вы правы, речь идет о том, что они в поиске компромиссов.

Е. Афонина:

- В Киеве приговорили к пяти годам военнообязанного из Донецка за отказ воевать в рядах ВСУ. Он сказал: а с той стороны границы у меня жена, мать и отец. Воевать я не буду. Получил пять лет. Это пока первый такой случай?

А. Казаков:

- Во-первых, это даже не первый случай. Это, начиная с 2014 года, когда солдаты отказывались стрелять в мирных жителей в Донбассе. И там было то же самое. Среди моих друзей сколько у них братьев, сестер, родителей по разные стороны этой самой линии. Тогда – разграничения, а сейчас – соприкосновения. Тонкая разница. Нет, далеко не первый. Это еще и результат эволюции киевского режима. Потому что пять лет назад его просто бы убили на улице, не доводя до суда. А сейчас его судили и посадят. Но, правда, выжить в украинской тюрьме тоже проблематично. Потому что там есть свои объединения нациков. Не зря же делают татуировки нашим - «сепар» и так далее. Поэтому это не первый. И лучше не станет никогда, пока этот режим существует, будет только хуже.

А. Баранов:

- Мы видим, да, люди бегут, они должны начать минировать Тису по границе. Люди подрываются, теряют ноги, конечности.

А. Казаков:

- А до этого расстреливали мирных, которые пытались просто выйти из зоны боевых действий. Они их расстреливали. Этот режим звереет все больше и больше.

Е. Афонина:

- Буквально несколько минут назад, когда мы общались с политологом Александром Казаковым, советником первого главы ДНР Александра Захарченко, я вот слушала Александра Юрьевича и вспоминала то, о чем в своем Telegram-канале рассказывал Олег Царев. Он как раз собирает те случаи, когда граждане Украины по паспорту являются абсолютно русскими по менталитету, по целям, по устремлениям. И вот рассказ реальный об одном из таких мужчин, который на Украине буквально продал всё для того, чтобы купить, уж я не знаю, сколько ему это стоило, все эти, ну, понятно, что липовые справки о состоянии здоровья. Сумел выехать из Украины, это буквально недавно было. Решил, что, слава богу, всё страшное позади, и в «Шереметьево» его развернули обратно. Не прошёл вот эту самую фильтрацию в аэропорту «Шереметьево». Ну, и далее открытый вопрос: куда теперь этому человеку податься?

На Санкт-Петербургском экономическом форуме президент нашей страны как раз большой блок отвел именно теме миграции. То, о чем я сейчас рассказала, это всего лишь один маленький эпизод в череде огромных проблем, которые накапливались и в итоге вылились вот в такую оценку президента.

А. Баранов:

- Вывод, который сделал Владимир Путин, что «осмысленная миграционная политика в России пока не выстроена». Целую кучу проблем он тут перечислил. Во-первых, вызывает сомнения эффективность работы миграционной службы в системе МВД Российской Федерации. В своё время у нас была Федеральная миграционная служба. Ее, как сказал президент, по причинам безопасности влили в МВД, но, видите, пока не очень работает. Миграция не должна создавать в России проблемы на рынке труда и для граждан в быту.

Е. Афонина:

- «Нужно вернуться к обсуждению миграционной политики как можно быстрее, нельзя делать вид, что проблемы не существуют», - сказал президент. И вот именно поэтому мы задаем вопрос и вам, наши уважаемые радиослушатели, инашему эксперту, который сейчас присоединится к нашему эфиру. А вопрос следующий. Как вы считаете, какая основная проблема миграционной политики России? И сейчас эту тему мы будем обсуждать с нашим следующим экспертом - миграционный эксперт, кандидат политических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы, директор АНО «Академический альянс» Михаил Бурда. Михаил Александрович, здравствуйте.

М. Бурда:

- Добрый день. Очень важная тема. И я, честно говоря, совсем не удивлен, что на Петербургском экономическом форуме вопрос миграции был затронут президентом. И, кстати говоря, его обсуждали и на других площадках. Уже, наверное, очень много было сказано о тех проблемах которые формируют проблемное поле миграционной политики России. Я начну от общего к частному. Мне видится, что основная проблема, что мы смотрим на миграцию, я имею в виду в первую очередь органы власти, как некое наследие постсоветских миграций начала 90-х, когда необходимо было выстраивать связи с государствами постсоветского пространства, которые получили независимость, вывозить оттуда наших русскоязычных беженцев, которые там дискриминации подвергались. У нас первые российские миграционные законы как раз связаны с беженцами, с вынужденными переселенцами из этих государств. А потом, соответственно, вот этот вектор, он остался, он трансформировался и на трудовую миграцию.

Если в конце 90-х и, наверное, даже в начале 2000-х из тех же самых центрально-азиатских республик действительно приезжали, во-первых, не в таком количестве, а во-вторых, все-таки специалисты, которые не могли найти себя там, но при этом они имели и уровень образования, уровень квалификации, то сейчас массовая внешняя трудовая миграция стала абсолютно неквалифицированной. Есть исследования моих коллег-экспертов, которые говорят о соотношении запроса российского рынка труда и качества той трудовой миграции, которая к нам приезжает. Она абсолютно не соответствует. Ростат, по данным Федеральной службы труда и занятий, фиксирует, что потребность рынка труда в России составляет 1,9 миллиона человек. Это действительно есть вакансии. Если мы смотрим, какие это вакансии, понимаете, это не курьеры, это не таксисты, это не сфера торговли. Это квалифицированные рабочие, те, кто работает на производстве, умеют работать на станках. Современные станки требуют практически инженерного образования. Это квалифицированные и высококвалифицированные профессии.

А массовая трудовая миграция, которая у нас из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, не может покрыть этот дефицит.

А. Баранов:

- Зачем мы их принимаем, Михаил Александрович? Ясно, что там нет таких людей, которых вы сейчас назвали, с такими качествами.

М. Бурда:

- Да, их там нет, может быть есть, но единицы. Мы их принимаем, потому что у нас, во-первых, нет системы фильтрации, я бы сказал, миграционной, организованного привлечения, когда конкретному работодателю нужно столько-то работников для такой-то деятельности, на такой-то срок. Они приехали, предположим, что-то построить или же убрать урожай. Вот они приехали, отработали в конкретном месте и уехали домой. Без членов семьи, без изменения правого статуса. У нас законодательство сейчас для граждан государств СНГ – это патенты. У нас раньше много критиковали разрешение на работу, квотирование. Там было достаточное количество минусов, и коррупционная составляющая присутствовала, безусловно. Но, по крайней мере, в таком случае у нас работник был привязан к работодателю хоть как-то. И мы примерно понимали, действительно работодатели давали знать, сколько нужно работников. А сейчас мигрант приезжает, оформляет патент, работает он, не работает, может быть, он патент просто как охранную грамоту здесь использует от сотрудников правоохранительных органов. И работает где-то по каким-то договорам фиктивно.

То есть никаких критериев отбора для иностранцев из этих государств. На рынке труда, по статистике, правда, сейчас МВД не публикует в открытом доступе, это надо смотреть Росстат, по моим сугубо личным расчетам, у нас 85% – это три государства: Узбекистан, Таджикистан и Киргизия.

А. Баранов:

- Правильно.

М. Бурда:

- Но это ненормально на самом деле.

А. Баранов:

- Тут наши слушатели согласны с вами. Константин из Свердловской области, который постоянно слушает наши программы, пишет: «Надо сделать нам так, как это, например, в Эмиратах. Никаких детей, кумовей и жен к нам не пускать. И еще за хулиганство и драки сразу же выгонять от страны за счет того, кто их пригласил. И еще ни в коем случае не предоставлять им жилье в жилых домах. Ликвидировать коррупцию по приобретению паспорта, по гражданству России. Срок пребывания у нас строго ограниченный и только на работе, на объектах. А не шляться, где попало. Нужно знать русский язык и так далее».

М. Бурда:

- Хорошая инициатива. Вот еще на что обращу внимание. По поводу коррупционной составляющей. Коррупция это же движение в две стороны. Да, есть мигранты, которые пытаются решить свои вопросы. Но они же не сами себя ставят на миграционный учет в те же самые «резиновые» квартиры. Они же не печатают эти сертификаты о знании русского языка на коленке. Это многомиллиардный бизнес, которым занимается целая, так сказать, большая компания миграционных лоббистов, начиная от диаспо,. каких-то правозащитных центров, они себя позиционируют как правозащитные центры. Там целый пласт общественных организаций, которые кормятся за счет мигрантов, за счет решения их проблем. Это и чиновники. Когда проводятся миграционных рейды, сколько у нас «резиновых» квартир? Там по 100, по 200, по 500 человек прописано. Это же конкретный сотрудник эту регистрацию сделал.

Е. Афонина:

- История рассказана была человеком, которого я очень хорошо знаю, история следующая. Поскольку у нас при получении регистрации временного пребывания или ВНЖ нужно обязательно, чтобы у тебя была регистрация конкретно по какому-то месту жительства. И ежегодно эту регистрацию надо приходить и, ну, типа, отмечаться, приходить лично, естественно, в миграционный отдел по району, где ты зарегистрирован. Если ты пропустил это, не знал, кстати, история с одной из русских семей, которая из Казахстана приехала, она, в том числе, и связана с тем, что у нас глобальное, тотальное незнание, и люди не понимают, откуда они должны черпать эту информацию. Итак, ты должен прийти и отметиться, что вот он я, всё, тебе ставят отметочку, всё нормально. Если ты пропустил эту отметочку, то ты платишь штраф. Для того, чтобы заплатить штраф, тебе нужно прийти к участковому. Он составит протокол, дальше оплачиваешь, идёшь, ставишь отметочку.

Вот что мне рассказали. Пришёл человек к участковому, да, не знал, пришёл, говорит: честно заплачу штраф, всё, хочу жить по закону, нужно поставить отметку, я хочу на ВНЖ подаваться. И спрашивает: скажите, ну у нас район плохой, мигрантов много, наверное, многие к вам приходят с таким вопросом? Он говорит: за два года вы первый. Представляете, это значит, русский человек, который просто реально хочет жить по закону, но нет у нас информированности о том, что меняется, в какое время и что еще придумали. Он первый оказался, кто решил честно заплатить штраф. А где все остальные? Вопрос открытый.

А. Баранов:

- Давайте сейчас еще одну грань не выстроенной миграционной политики возьмем. Смотрите, какую мы бомбу под себя подложили, заключающуюся в том, что сюда везут мигранты за собой чуть ли не весь кишлак. И, в частности, детей. И вот что мы видим по статистике. 12% детей мигрантов в России не говорят по-русски. Это 25 тысяч человек в нашей системе образования. И это число растет в геометрической прогрессии. Растут люди, которые вступят через несколько лет в нормальный возраст и будут совершенно не ассимилированы, совершенно сваренные в своем диаспорском чугунке, будут абсолютно чужды нашей культуре, нашему языку, нашим традициям и будут представлять опасность для нашего населения. Что нужно делать с этими детьми? Детский омбудсмен Мария Львова-Белова подняла вопрос о том, чтобы для таких школьников и дошкольников ввести специальные программы подготовки и чуть ли не специальные классы и даже школы, где будут учиться эти дети интенсивно русскому языку и русским традициям, русскому образу жизни.

Е. Афонина:

- Да, но если учесть, что такие школы уже создала сама жизнь, вот в Новосибирске официально пять школ – 99% дети мигрантов. Все, это уже анклавы. Для этих школ уже все решено. Что нам с этой ситуацией делать? Это же на будущее уже. Это даже не сегодняшний день.

А. Баранов:

- Да, это действительно бомба на будущее.

М. Бурда:

- Мы, к сожалению, в том виде миграционной политики, которая у нас на сегодняшний день реализуется, поступательно движемся и наступаем ровно на те же самые грабли, на которые наступали западноевропейские государства, которые с такой внешней миграцией столкнулись несколько десятилетий назад. Там тоже все начиналось с трудовой, а закончилось тем, что мы сейчас видим, что и пригороды Парижа и Берлина уже исключительно гетто, анклавы.

А. Баранов:

- Брюссель вообще превратился в миграционный город.

М. Бурда:

- Новосибирск вот вы привели пример. У нас есть Котельники подмосковные, Обнинск в Калуге, наукоград который превратили в кишлак, откровенно говоря в какой-то момент. Таких примеров достаточно много. Когда мы говорим о проблеме детей мигрантов, на мой взгляд, мы здесь больше говорим о следствии, а не о причине. А причину я в первой части нашего эфира обозначил. Основание нахождения этих детей в России, они сюда как приехали, с кем и зачем? Если их родители - трудовые мигранты, кто-то один, папа, например, работает здесь. Он зачем сюда привез всю семью вместе с детьми?

А. Баранов:

- Да на халяву потому что.

М. Бурда:

- Да. На каком основании они здесь временно находятся? У нас массовая миграция это внешняя трудовая, она абсолютно доминирующая. С учетом особенно тех государств, откуда приезжают. По моему глубокому убеждению, трудовой мигрант, приезжая в Россию, должен приезжать один. И те дефиниции, которые сейчас есть в законодательстве, которые позволяют привозить членов семьи, они должны быть отменены. Это для начала. И тогда, соответственно, вот эта проблема будет, скажем так, в дальнейшем купирована.

Но что касается тех, кто здесь есть, конечно, это ненормально, когда у нас формируются целые мигрантские классы. Президент об этом сказал, что таких классов быть не должно. Но как это обеспечить, особенно в тех же самых Котельниках, где местные жители у нас уже все этнозаместились, я бы сказал, замещающая миграция произошла. Значит, должны быть какие-то специальные программы. Мы продолжаем до сих пор играть в такую худшую форму мультикультурализма. Наверное, не надо так делать, потому что, если дети мигрантов здесь учатся, они должны становиться россиянами. И учить русский язык, учить наши традиции. Пусть хороводы водят в кокошниках. Да, это нормально.

Недавно мне попадался сюжет. В Ираке, в Багдаде какая-то кафедра русского языка в местном институте, они там пели «Катюшу», водили хороводы. Почему наши мигранты не хотят это делать? А я скажу - почему. Потому что к нам приезжают те люди, которые, в том числе, подвергаются определенным гонениям в своих государствах за счет того, что они являются представителями радикального ислама. И в Таджикистане, и в Узбекистане, и в Киргизии, и в Казахстане приняты соответствующие законы. И вот эти люди тащат свой радикализм сюда. Скоро мы придем к требованию халяльной еды в столовую, что Новый год мы не должны отмечать.

А. Баранов:

- Ну, это то, что мы видим в Германии.

М. Бурда:

- Это уже звучит.

Е. Афонина:

- «Вкусно, и точка» уже объявила о том, что у них будет халяльное меню.

А. Баранов:

- А вот постное не вводили.

М. Бурда:

- Понимаете требования? Я вот тоже один раз был в гипермаркете, не буду называть. Там есть халяльная еда, кошерная. Яблочный Спас когда был, я говорю: а у вас яблоки освящены? Они говорят: нет. А почему у вас вот халяльная еда, есть кошерная есть, а вот освященной еды нет? Почему такая дискриминация происходит? Вы кому хотите угодить здесь? Это вопросы вызывает. Нельзя быть идеальным для всех, под все культурные особенности подстраиваться. Если люди приезжают в Россию, они должны жить по нашим светским законам, чтить наши традиции, нормы общежития. А иначе никак. Если эти люди, я допускаю, для них религиозные нормы и ценности могут быть определяющими и главенствующими, это нормально, это их выбор. Но в таком случае есть другие государства, где религиозные нормы являются определяющими, наверное, им будет комфортнее жить в тех государствах.

Когда я приезжаю в отпуск в те же Арабские Эмираты, я понимаю, в какую страну я приезжаю, и какие определенные культурные традиции местных я не должен нарушать. В том числе, во-первых, по закону, но и в том числе, с точки зрения уважения традиций и культуры. И мне бы хотелось, чтобы те мигранты, которые прибывают в России, собственно, точно так же относились и к нашей культуре. Сколько мы видим рост изнасилований, посягательств на несовершеннолетних.

Е. Афонина:

- Бастрыкин привел статистику, она очень тревожная, 43% - рост преступности.

М. Бурда:

- Потому что там женщины считаются с более младшего возраста. Поэтому они совершенно по-другому смотрят.

А. Баранов:

- Они должны смотреть нашими глазами.

М. Бурда:

- Далеко не лучшие представители приезжают.

А. Баранов:

- Вот вы сейчас назвали Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию. Там очень много мигрантов из Индии. Я не видел там буддистских пагод везде понастроенных, чтобы там везде курились благовония буддистские, люди ходили и кричали «Харе Кришна» или прочее. Знают они свое место. Приезжают без жен, без детей, без всяких родственников. Живут, это не назовешь гетто, это такие поселения, вполне комфортные, со всем снабжением работают, зарабатывают деньги, отсылают домой и уезжают после истечения срока контракта. Все довольны.

Е. Афонина:

- Буквально на этой неделе глава Крыма Сергей Аксенов предложил свой пакет по мигрантам. Там те предложения, о которых, в том числе, мы и говорим, это и ответственность за незаконное пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, и штрафы довольно большие, вплоть до выдворения, которые есть. Аксенов очень подробно об этом рассказал. Задумок, идей много, но реализуются на данный момент какие-то или половинчатые, или вообще это все, знаете, как будто: ну, давайте чуть потом. Вот оно когда начнет реализовываться? Какого момента мы ждем?

М. Бурда:

- Ну, смотрите, у нас главы субъектов действуют в рамках тех полномочий, которые у них определены законодательством. Они на сегодняшний день не очень большие, откровенно говоря. В первую очередь, я бы хотел здесь отметить, что у нас 33 субъекта уже, это достаточно большое количество, больше трети, и есть субъекты, где действительно, как Краснодарский край, он 3-4 место занимает по количеству иностранных граждан привлекаемых, которые на миграционном учете находятся. Соответственно, вводят различные, кто-то больше, кто-то меньше, ограничения на привлечение иностранных работников в отдельные сферы экономической деятельности. Первопроходцами Калининград был с бывшим губернатором Антоном Алихановым, Калуга с Шапшой. Они вообще вышли из программы по добровольному переселению соотечественников, когда просто Шапша приехал в миграционный центр и увидел, кто у нас соотечественники, то есть люди, не говорящие по-русски, получают российские паспорта. Это как бы стало такой каплей последней, когда Калуга вышла.

Е. Афонина:

- Но это все на уровне субъектов федерации, на федеральном уровне.

М. Бурда:

- У нас концепция государственной миграционной политики, основной документ, она у нас до 2025 года. Сейчас 2024 год, уже половина прошла. Время как раз, когда подготовить либо существенную переработку этой концепции, либо новую концепцию. Вот как только у нас концептуальный документ будет готов, где будет у нас и организованное привлечение мигрантов, и когда мы соотечественников…

А. Баранов:

- Будем ждать, когда подготовятся.

Е. Афонина:

- Спасибо большое. Михаил Бурда, миграционный эксперт, кандидат политических наук был с нами на связи.

Подписывайтесь на новые выпуски нашего подкаста на любой удобной платформе и слушайте, когда удобно!

Александр Казаков
Михаил Бурда