Финляндия учит Украину бороться с Россией: о чем свидетельствуют уроки истории

Финляндия учит Украину бороться с Россией: о чем свидетельствуют уроки истории
Андрей Баранов вместе с экспертами и слушателями обсуждают, почему вдруг Финляндия начала учить Украину бороться с Россией.

А. Баранов:

- Это «Национальный вопрос». В студии Андрей Баранов. Сейчас мы будем говорить о том, почему вдруг наш давний сосед, вообще образец добрососедства – Финляндия – вдруг устами своего президента Александра Стубба стала одним из таких напористых, если не сказать злых, противников нашей страны, вступив в НАТО в этом году. На недавней встрече с Трампом среди других европейских лидеров господин Стубб сказал, что мы научим Украину, как иметь дела с русскими, у нас хорошая практика 1944 года, мы разобрались, научим и их разобраться, разберутся и они. А что же было в 1944 году? И хорошая ли это практика, и надо ли действительно Украине ее брать? Об этом мы поговорим с нашим экспертом, с финским журналистом и общественным деятелем Кости Хейсканеном.

К. Хейсканен:

- Здравствуйте, Андрей. Здравствуйте, дорогие зрители, слушатели «Комсомольской правды».

А. Баранов:

- Кости, что в 1944 году было такого, что господин Стубб говорит, что это хороший пример для Украины?

К. Хейсканен:

- На самом деле Финляндия капитулировала, подписала мирное соглашение с Советским Союзом. Но Александр Стубб, по-моему, плавает в истории. Александр Стубб забыл вообще все хорошее, что Российская Федерация, что царь-батюшка сделал для Финляндии и, конечно же, Советский Союз. В 1944 году Финляндия обратилась к Советскому Союзу, чтобы спасти свое население от голода. И в конце 1944 года, когда еще…

А. Баранов:

- …шла война вовсю.

К. Хейсканен:

- Советский Союз находился сам в войне с фашистской Германией. И были тоннами отправлены в Финляндскую Республику и сахар, и рожь, и пшеница, и даже кондитерские изделия. И вот это всё хорошее, то, что было в наших тяжелых отношениях, это всё забывается. И Александр Стубб забыл, что Финляндия участвовала в геноциде мирного населения Карелии и вообще Советского Союза. Но он почему-то хочет всех научить, он как такой наместник, он решил, что будет одним из главных регуляторов, что по его указке будет действовать Зеленский. Как вы помните, в советской истории был такой Мальчиш-Кибальчиш. И вот Зеленский, он напоминает этого Плохиша, который делает всякие гадости, пакостит. А вот эти буржуины – это Стубб, Мелони, Мерц, Макрон и все остальные. И когда он даже хочет что-то сделать хорошее, они ему все время говорят: нет, мы должны делать пакости, мы должны делать всякие гадости, мы не пойдем ни на какие примирения.

А. Баранов:

- Да, только это был Мальчиш-Плохиш. Мальчиш-Кибальчиш-то был хороший.

К. Хейсканен:

- Да. И вот этот момент, он очень хорошо просматривается. Просроченный президент, у которого как бы по Конституции Украины нет полномочий, а он делает все, что он хочет. Он срывает мирные переговоры. Ну, естественно, это Великобритания, конечно, Финляндия, Франция, Германия, Италия, все, кто его поддерживает. И они как бы руководят им, он – как марионетка в этом кукольном театре.

А. Баранов:

- Давай вспомним, что же было в 1944 году. Итак, в сентябре Финляндия выходит из войны, объявляя, кстати, войну Германии. И в Лапландии идут сражения между финской армией и германскими частями, расквартированными там тогда, и достаточно кровопролитные. После войны подписывается мирный договор. По этому договору Финляндия уступает Советскому Союзу Карельский перешеек, тот, который был зафиксирован территориально по границе 1941 года (мартовский Московский договор после советско-финской войны). Кроме того, части территории в Карелии, район Петсамо (сейчас это Печенга наша), острова в Финском заливе переходят под контроль Советского Союза и военно-воздушная и военно-морская база Ханко, которая действовала до 1956 года. Потом Никита Сергеевич Хрущев от нее отказался и Финляндии вернул, мы ушли с этой базы. Но добрососедство было. Так называемая линия Паасикиви — Кекконена (Урхо Калева Кекконен – финский президент, 26 лет он был у власти, с 1956-го по 1982-й). Прекрасно ладили. Мы построили там атомную станцию «Ловииса», гнали туда нефть, газ, финские туристы приезжали на выходные в Ленинград, все было нормально. Финский ширпотреб, который никому, в общем-то, наверное, не был бы нужен в Западной Европе, шел сюда.

И вот, пожалуйста, пришли к чему? Финляндия в НАТО, вооружается, строит стену вдоль всей границы с Россией. А самое главное, ведет себя омерзительно. С населением 5,5 млн человек угрожает нам, говорит, что в Финляндии сильнейшая армия. Финское общество, оно готово к этому? И почему так быстро нормальный менталитет финнов (хорошо ведь относились, ну, по крайней мере, нейтрально, к Советскому Союзу, к России) так мгновенно перестроился? Неужели вот так прям: ах, напали на Украину? Когда на Ирак нападали Соединенные Штаты, я не думаю, что в Хельсинки были демонстрации против этого, или когда бомбили Югославию, тоже большие демонстрации были. Сейчас-то почему?

К. Хейсканен:

- Андрей, вы совершенно правы. Но тут надо добавить, что еще и немцы, когда уходили, они написали большие плакаты: «Финны, вы нам никакие не союзники и не братья». И сожгли Рованиеми, уничтожили, разграбили, как говорится, до фундамента. Немцы сделали тоже много пакостей в отметку за то, что Маннергейм не стал их больше поддерживать. Да, жили хорошо. Я – ребенок двух стран, я всегда делал все, чтобы Финляндия и России дружили, издавал журналы на русском и финской языке, делал репортажи. Но превратился в изгоя, потому что, когда в 2022 году я прилетел делать проект «Из России – с любовью», а началась специальная военная операция, я для себя понял, что, как и мои предки, я не могу предать ни этих людей, ни память о моих предках, которые приехали из Финляндии в Советский Союз. И, как бы трудно ни было, все равно здесь живут замечательные люди. Это не касается политиков. А то, что русские люди, они замечательные. И финны, даже ветераны, со мной ездили в конце 90-х, в 2000-х годах, и они очень трепетно относились к российским ветеранам, обнимались, вспоминали те времена и говорили, что мы делали ошибки. Но, к сожалению, Александр Стубб, он у нас выступает в разряде, как говорится, неофашистских новых финнов. И у него какая-то глобальная идея, что он будет указывать России. В том числе он без конца оскорбляет президента Российской Федерации.

А. Баранов:

- Это правда. Он говорит, что Путин понимает только силу, с ним надо быть гораздо более строгим и т.д.

К. Хейсканен:

- Я смотрю на все это с документальной точки зрения. Когда я был в президентском пуле Тарьи Халонен, когда все обнимались, Валентина Ивановна Матвиенко, все приезжали в Финляндию, все приезжали в Россию, как они могли предать? Как они могли предать эту дружбу? Как они могли поверить в эту всю украинскую чушь, которую разнесли? И Финляндия, она же стала теперь, как вторая Украина. Сегодня, в День независимости Украины, в Хельсинки на Сенатской площади, которую создали по подобию Санкт-Петербурга, благодаря как раз российскому императору Александру Первому и последующим, у Финляндии была своя независимость, княжество Финляндское…

А. Баранов:

- Великое княжество Финляндское, да.

К. Хейсканен:

- Да, Великое княжество Финляндское. Все всегда дружили, ездили. Но очень позитивные моменты. Например, в субботу была встреча друзей России с послом Российской Федерации в Хельсинки господином Кузнецовым, и там было где-то две сотни гостей. И ему дали выступить, чтобы он с позиции Российской Федерации рассказал. Да, это, конечно, пожилые люди, уже многие на пенсии…

А. Баранов:

- Кости, ты сказал про времена Тарьи Халонен. Я вспоминаю один из ее визитов в Петербург. Там говорили о том, что Александр Первый действительно дал возможность существовать финскому сейму. И тогда она такую фразу произнесла: тогда финны впервые почувствовали себя нацией. А до этого, при шведах, такой возможности у них не было. И за это были очень благодарны тогдашнему российскому императору, за то, что, таким образом, было поднято финское самосознание, ну, и зачатки суверенитета. Я уж не буду говорить, что настоящую свою независимость Финляндия получила из рук Владимир Ильича Ленина аж в декабре 1917 года, буквально сразу после революции.

Вот тут нам пишут: «Похоже, что Финляндия выступает в роли застрельщика будущего конфликта (видимо, мирового – А.Б.) по совокупности фактов. Время покажет».

Кости, у меня такой вопрос. Народ финский, ему все равно или он действительно сейчас вот так негативно настроен к России? Почему? Ведь в приграничных районах люди потеряли работу, там тысячи людей лишились работы, стоят пустые магазины, огромные супермаркеты, которые были построены для русских туристов, для челноков, они все заброшены сейчас и не работают. То есть люди лишились заработка, лишились денег из-за действий Хельсинки, действий финских властей. Почему к России-то такое плохое отношение?

К. Хейсканен:

- Потому что людей зомбировали. Финская пресса, она даже сегодня радуется налетам украинских БПЛА на Российскую Федерацию. Из России сделали страну-изгоя. И сегодня этот шабаш на Сенатской площади в День независимости Украины, Александр Стубб без конца несет полную чушь о том, что Украина должна выйти победителем. И все эти моменты, они зомбировали большинство жителей.

Конечно, приграничные территории очень сильно пострадали. Но уже прошла первая забастовка против того, что закрыта граница, теперь она расширяется. 1 сентября планируют сделать какую-то акцию с чемоданами в Лаппеенранте, приграничном городе, и вообще продолжить эти антиправительственные манифестации против закрытия границы. Это разрушило семьи, семьи не могут встретиться, друзья не могут. Но правительство Финляндии, в том числе и премьер-министр Петтери Орпо, который заявил, что финские власти не будут отправлять свои войска, но будут помогать технически и во многих других смыслах украинским ВСУ и, соответственно, Украине. И недавно Янне Яаккола, командующий Вооруженными силами Финляндии, слетал в Пентагон и тоже там что-то обсудил.

Понимаете, Финляндия готовится быть каким-то форпостом. Хотя в свое время Урхо Калева Кекконен, хотя он еще не был тогда президентом Финляндии, в Швеции сказал, что у Финляндии, как говорится, нет мощи быть форпостом Запада против СССР. И многие другие финские политики, в том числе и главнокомандующий, генерал Густав Хегглунд говорил, что Финляндии всегда нужно дружить с Российской Федерацией. Но, к сожалению, все, что происходит, такое ощущение, что идет какая-то подготовка к 2030 году. Так, в кулуарах финского парламента говорят о том, что будет какая-то большая заваруха. И Александр Стубб заявил, что у него есть какие-то секретные данные о том, что…

А. Баранов:

- А в Германии говорят, что в 30-м году Россия нападет на Европу, и будет большая война, которая перерастет в третью мировую. И кончится это все тем, что Земля будет вращаться вокруг Солнца без человечества на ней, очевидно. Вот что Стубб говорит. «Экономика России меньше, чем у Италии, и лишь немного больше, чем у Испании (хотя мы на 4-м месте в мире, не говоря уж про Европу – А.Б.). Три года назад она хотела лишить Украину независимого суверенитета». Никто не собирался лишать суверенитета, говорили: ребята, остановитесь, прекратите, давайте договариваться. Нет, не захотели. «В этом году продвинулись менее чем на 1%. Резервы России истощены». Ну, я не знаю. Продвигаемся. Может, и не надо так быстро продвигаться, чтобы класть людей. А вот то, что Украина потеряла 1 млн 700 тыс., как сейчас выяснилось, об этом почему-то в Финляндии не говорят. Кости ты же сам говорил (тебя, кстати, цитируют российские издания), кто такой Стубб. Ты говорил, что он с детства в американских школах и университетах учился, жена у него – британка, дома они говорят по-английски. То есть он уже даже не финн, а то ли англичанин, то ли американец. Кекконену приписывают фразу: не ищи друзей далеко, а врагов близко. А вот Стубб делает наоборот – друзей он ищет за океаном, в Соединенных Штатах, а врагом делает соседнюю страну, Россию, с которой были нормальные отношения. Кости, может быть, у людей в Финляндии осталось какое-то чувство реванша за советско-финляндскую войну 1939-1940 годов, за потерянные территории, и сейчас они хотят отомстить? Может быть, здесь глубинное какое-то чувство, и мы этого не понимаем?

К. Хейсканен:

- Андрей, безусловно, этот чувство реванша, то есть, помогая Украине, мы отомстим за потерю карельских земель, за все утраченное. Потому что Финляндия собирает огромное количество гуманитарной помощи. Сейчас, например, собирают гидрокостюмы, маски, акваланги. Для чего? Чтобы делать какие-то диверсии. Финские инструктора без конца ошиваются на Украине, в том числе и погибают, и получают ранения, но их туда все равно едет большое количество. Если рассматривать, какая Финляндия все-таки маленькая страна, безусловно, этот реванш многие хотят. И, поскольку из России сделали страну-изгоя, и Украина, как многие пишут, что это наше дело, соответственно, хотят отомстить, хотят обескровить Россию. Это заявляет и Александр Стубб. И Александр Стубб, он даже сейчас, когда закончил писать книгу о политике, он ее писал 5 лет, он написал, что я начал ее писать на английском. То есть он думает по-английски. И он все время возносит Америку в какой-то культ, какая это невероятная страна, хотя сама Финляндия считается самой счастливой. Но, к сожалению, уже многие годы Финляндия несчастливая страна, потому что очень большое количество и суицидальных моментов, и больницы переполнены в Финляндии, алкоголизм, наркомания и т.д., очень большая безработица.

А. Баранов:

- Вторая в Европе (10,5%), после Испании. Испания на первом месте, Финляндия, увы, на втором по безработице.

К. Хейсканен:

- Да. И тут надо еще сказать, что Александр Стубб заявил о том, что нам все равно придется потом, когда все это закончится, выстраивать отношения с Российской Федерацией, но мы будем их выстраивать на своих, как говорится, правилах. А захочет ли Российская Федерация после того, как он почти каждый день обливает российского президента, министра иностранных дел, других членов правительства, выстраивать с таким маразматиком и лжецом отношения? Это совершенно другой вопрос. И захочет ли вообще Российская Федерация, как говорится, открывать границу с Финляндской Республикой, где граждане говорят, что мы хотим поехать? А я всегда говорил, что надо, чтобы и россияне могли ездить в Европу, как они и ездили. Потому что из людей сделали изгоев.

А. Баранов:

- Это верно. Вот ты говоришь о гидрокостюмах. Сейчас Стубб выступает одним из застрельщиков провокаций против так называемого теневого флота, то есть российских танкеров с нефтью, в Финском заливе, еще где-то. Если сейчас, действительно, Финляндия вместе с эстонцами предпримут что-то (эстонцы уже пытались один раз это сделать) против танкеров с российской нефтью, и в этом будет след Финляндии, мы можем столкнуться с очень серьезными проблемами. Не хотелось бы, чтобы это было. Дай бог разума господину Стуббу, пусть лучше играет в гольф с Трампом. Ну, посмотрим, как дальше все будет идти.

Кости, большое тебе спасибо за этот разговор. Мы еще не раз будем встречаться с тобой и по тематике СВО, и подбрасывает нам и Финляндия тоже все время темы для разговора. Не хотелось бы, чтобы это были совсем грустные темы типа того, что я сказал, если будут какие-то диверсии против российского флота. Но мы всегда рады тебя видеть в эфире.

Подписывайтесь на новые выпуски нашего подкаста на любой удобной платформе и слушайте, когда удобно!