Вокалист Lumen Рустем Булатов: Мы корнями очень глубоко в русском роке. Поэтому с трепетом относимся к Юрию Шевчуку

Участник группы Lumen Рустем Булатов.
Ко дню рождения вокалиста «ДДТ» Радио «КП» попросило Тэма рассказать о знакомстве со старшим товарищем и о том, почему Уфа - главная кузница музыкальных кадров в России

М. Антонов:

- Друзья, в настоящем хит-параде на Радио «Комсомольская правда» мы хотели бы вспомнить еще об одной дате – день рождения Юрия Шевчука. Юрия Юлиановича вы слышали в предыдущем хит-параде. Он рассказывал о своих родителях, которые воевали на фронте. И мы решили сегодня патриарха рока не беспокоить, а позвонить коллективу, который с родины Шевчука, тоже музыкой занимаются. Я бы сказал, дружат, может Рустем меня поправит? Дружба? Приятельство? Наставничество? У нас группа «Люмен» - Рустем Булатов. Приветствую! Тэм, приветствую!

Р. Булатов:

- Здравствуйте!

М. Антонов:

- Так вы друзья или приятели? Или это вот такое курирование старших товарищей чуть более младших товарищей?

Р. Булатов:

- Ох, наверное, все вместе. Разница в возрасте значительная. Нам приятно это приятельство. И возможность общаться с легендами нашего рока. Но это, скорее, всего по чуть-чуть. Конечно, Юрий Юлианович совсем недавно, будучи в Уфе, где снимался новый видеоклип группы «ДДТ» на одну из предстоящих песен, которая скоро выйдет у коллектива, он и нас пригласил на эту съемку. Сказал, что хочу собрать всех уфимских друзей.

Р. Булатов:

- Тэм, а когда вы начинали в 98-м году, оно было - вот понимание? Вы начали заниматься музыкой, группа «Люмен» - это не первый десяток лет на российской сцене. А было понимание, что «ДДТ» - это круто? Или, наоборот, хотелось саму на вершину горы забраться?

Р. Булатов:

- Нет, конечно, такого не было. Дело в том, что мы – один из тех коллективов, который начинал больше с русского рока. Здесь вот, если с коллегами об этом разговаривать, то коллективы достаточно четко градируются на тех, кто по подъездам сначала играл песни русского рока, а кто сразу впитывал культуру иностранную. И в зависимости от этого, кстати, это сильно заметно. Ощущается по уже современному настоящему творчеству этих коллективов.

Мы корнями очень глубоко в русском роке. И поэтому ко всем отцам-основателям относимся с большим уважением. И с трепетом.

М. Антонов:

- А как произошло понимание, что вы узнали? Я много интервью «ДДТ» слышал, сам с Юрием Юлиановичем разговаривал, он в редких интервью не упоминает, а когда речь идет про Уфу, про музыкантов, он редко не упоминает ваш коллектив. И вот как это все произошло, когда вы впервые услышали, что Шевчук слушает вас? Он позвонил? Приходил на концерт? Он в интервью упомянул, а вы прочитали. Как это было?

Р. Булатов:

- Я не знаю, в какой момент Юлианыч познакомился с нашим творчеством. Но вот наше личное знакомство произошло в совершенно для нас удивительных обстоятельствах. Мы играли на фестивале в городе Петербурге, где так же участниками этого фестиваля были группы «ДДТ». Это был не первый наш крупный фестиваль. Мы привыкли к тому, что хэдлайнеры, команды, которые закрывают фестиваль, они обычно появляются на площадке ближе к своему выступлению. После этого выходят на сцену. Мощно играют, так же быстро и мощно собираются. И вот есть возможность поздороваться, перекинуться парой фраз, но не более того.

Каково же было наше удивление, когда мы Юрия Юлиановича, уже поднимаясь на сцену, встретили там, на лестнице. Он был на этом фестивале практически с самого начала. И внимательно смотрел все выступления. Именно тогда мы и познакомились. Юрий Юлианович весь наш сет от начала до конца простоял на сцене, на лестнице сбоку. И послушал все, что мы играли. И после этого подошел, сказал очень приятные и добрые слова о том, что у нас все классно. И мы хорошо играем.

М. Антонов:

- Господи, я представляю, что вы там между собой на сцене: нас Шевчук слушает! Давайте не лажаем сегодня!

Р. Булатов:

- Вроде того. Мы играли хуже, чем обычно, если честно.

М. Антонов:

- Правильно. Ответственность – всегда коленочки немножко дрожат.

Тэм, а почему вот из Уфы так много музыкантов? Я, когда рос, свердловский рок – это отдельная волна была. И были уральцы такие. Московские, ленинградские рок-клубы, потом уже питерские, а потом вдруг Уфа становится такой кузницей. Это стимул от Шевчука пошел? Или так и было всегда?

Р. Булатов:

- Мне очень сложно о таких вещах рассуждать, потому что я не могу процесс посмотреть снаружи. Я, находясь внутри, мне кажется, что в Уфе очень много музыкантов, очень талантливых и разносторонних, которые творят в совершенно разных стилях. Но знакомясь с ребятами из других городов, спрашиваем, как у них дела, выясняя кто и чего играет, оказывается, что у нас во многих городах происходит все то же самое. Просто мы об этом не знаем.

Недавно со мной на связь вышли ребята из города Ставрополя. Они сейчас там делают фестиваль. И они сказали, что мы, когда начали подымать волну, что давайте сами хоть что-нибудь сделаем, по всяким репетиционным точкам, по подвалам, так сказать, отыскали тридцать коллективов на Ставрополь. И представьте себе масштабы того, что творится в стране вообще, если в Ставрополе, а это не самый крупный областной центр, но там есть тридцать групп, которые играют только рок-музыку. И которые готовы выйти на сцену. И сыграть несколько песен. Значит, у нас везде все хорошо. Просто нужно заниматься музыкальной археологией.

М. Антонов:

- Да.

Р. Булатов:

- И раскапывать эти таланты.

М. Антонов:

- Последнее, что из Уфы было раскопано – это FACE и Morgenshtern. Это тоже ваши земляки.

Р. Булатов:

- Да.

М. Антонов:

- Не знаю, Тэм, как вы относитесь к их творчеству?

Р. Булатов:

- Честно скажу, я знаком с творчеством. Я там не все понимаю.

М. Антонов:

- И не вы один.

Р. Булатов:

- Чаще больше не понимаю. Но я у себя в соцсетях уже отмечал, в интервью говорил, готов это еще раз повторить, что у FACE был потрясающий альбом «Пути неисповедимы», в котором он ушел далеко за рамки привычного многим его творчества. И показал себя, как человека, который совсем другими категориями и мыслит, и творит. Вот этот альбом я понял от корки до корки. Он мне очень понравился.

М. Антонов:

- То есть, эти ребята не позорят Уфу, надо так сказать? Дают новый импульс.

Р. Булатов:

- Ох, мы сейчас свалимся в сложные философские категории, но я могу сказать так. Существуют две такие большие группы с противоположными мнениями. Кто-то считает, что художники, поэты, музыканты своим творчеством меняют общество. И своими мыслями меняют общество. Но я сторонник того, что творческие люди, они, в первую очередь, отражают общество. И становятся широко известным, популярным то, что в обществе уже созрело. Поэтому появление FACE и Morgenshtern, других исполнителей, которые примерно о том же самом говорят со сцены, это был вопрос только времени. Потому что они просто озвучили то, что уже давно в головах. И в социальных сетях у молодого поколения.

М. Антонов:

- Я согласен.

Р. Булатов:

- И о чем они между собой разговаривают постоянно. Это нельзя не принимать, ни отвергать, это просто нужно понять, чем дышит поколение, которое младше нас.

М. Антонов:

- И вполне возможно, что эту передачу сейчас слушает какой-нибудь паренек, который так же сидит, но уже не в подъезде с гитарой, а где-нибудь в более приличном месте. И у него получше гитара, чем у нас они были когда-то, когда мы начинали. И тоже, вполне возможно, вырастет какой-нибудь шикарный музыкант.

Мы сейчас будем слушать песню, Тэм, которую вы записали. Не нравится мне слово «кавер-версия», но произнесу: кавер-версия на песню «ДДТ» «Ввязался в бой». Почему именно эта песня была выбрана?

Р. Булатов:

- Нам хотелось сделать какую-то совместную с Юрием Юлиановичем песню. И очень хотелось взять что-то не банальное. Потому что первое, что в голову там приходит – это то, что у всех, что называется, в плей-листах, но песня «В бой» сама по себе очень нам понравилась. Как и весь тот альбом «Пропавший без вести» - потрясающая работа. И самое главное, нам очень хотелось, чтобы это была совместная работа. А Юрий Юлианович там написал строки, которые никто, кроме него, так выразительно и мощно подать не сможет. Эти вот речитативы, которые начинаются со второй половины песни. И я даже на репетициях как-то ребятам обозначал, что здесь будет идти такой текст, потому что я считаю, что я это не могу со сцены нести.

К счастью, у нас была возможность несколько раз эту песню исполнить живьем с Юрием Юлиановичем. И потом наступил счастливый момент, когда Шевчук приехал в Уфу, к нам на студию. И на студии мы зафиксировали альбомную версию вот этой композиции.

М. Антонов:

- Друзья, предлагаю эту песню послушать. В YouTube есть запись из концерта – совместное выступление «Люмена» и Шевчука. Посмотрите. Но это все равно две разные подачи – альбомную версию вы услышите сейчас. А как происходило на концерте, можно увидеть на видеозаписях.

Тэм, спасибо большое! И поздравления прозвучали. С днем рождения Юлианыча поздравили?

Р. Булатов:

- Всем добра. И светлых хороших дней! Спасибо вам большое.

М. Антонов:

- Спасибо!