Михаил Козырев: Новый альбом Оксимирона войдет в историю и уже растаскивается на цитаты

Журналист, теле- и радиоведущий Михаил Козырев
В эфире Радио «Комсомольская правда» журналист, теле- и радиоведущий рассказывает о возвращении Оксимирона

М. Антонов:

- Возвращаемся к нашему разговору про Мирона Яновича, который у нас совсем недавно состоялся. Помните, вы разу Аршавина, по-моему, процитировали: «Ваши ожидания – это ваши проблемы»? Ну, как ожидания все-таки, они оказались в полной мере удовлетворены?

М. Козырев:

- Ну, в первую очередь нужно сказать, что независимо от художественной ценности альбома и микстейпа, Оксимирон, конечно, бог маркетинга. Потому что настолько умно спланировать все, что предшествовало выходу пластинки, это точно не каждый артист может – сначала выпустить такую мощную песню, как «Кто убил Марка», которая вызывает огромные дискуссии, потом выпустить микстейп, в котором предыдущее творчество как на ладони всё, и несколько новых песен. И в заключение, когда все уже выпустили пар, когда все уже, как могли, изгалялись над тем, что вот они, обломанные ожидания, просто забить гвоздь в эту дискуссию, 22 новых песни, одна лучше другой. Альбом потрясающий абсолютно, альбом войдет в историю, он будет, конечно, и уже растаскивается на цитаты. Альбом такой силы и плотности насыщения текстами, что я, безусловно, каждому из интересующихся творчеством и вообще, что происходит в современном рэпе, из слушателей радио «Комсомольская правда», безусловно, порекомендую не просто так воткнуть его в машине или в плеер, а взять, открыть ноутбук, открыть текст каждой песни, еще рядом, по правую руку иметь открытую Википедию. Потому что в каждой песне у вас будет как минимум 20 поводов заглянуть, что конкретно упоминается в той или иной строчке, что это за культурное событие, как переводится тот или иной кусочек песни на французском или на английском, кто эти люди, которых Окси упоминает. Короче, это, помимо всего, еще, конечно, просветительское достижение. Поскольку если хотя бы небольшая часть любителей современного рэпа, молодежи заглянет в источники, чтобы понять, о чем хотел сказать автор, то ему уже нужно выдавать премию просветителя за повышение планки уровня образования тех, в общем, не взрослых, а молодых слушателей.

М. Антонов:

- Знаете, мы с вами приходит к словосочетанию «оксимироновское либретто» такое. То есть подстрочник обязательно нужен. У меня вот какой вопрос. А у вас передозировки информацией не случилось? Потому что вы сказали: спрессовано, скомпоновано. У меня такое ощущение, что Мирон попытался в этих 22 треках сказать: ребята, те 6 лет, когда меня не было, я за всем следил, и я вам сейчас расскажу. И вот он выдал.

М. Козырев:

- Да, это, безусловно, так. И, как многие уже шутят, это прессованная в поэтические строчки лента новостей, мемов и тегов, которые в социальных сетях каждый день в огромном количестве проносятся мимо нас. Но это, что называется, zeitgeist, в этом есть дух времени, мы живем в состоянии какой-то невероятной скорости, водоворота информационного, и каждый день нас бомбардирует огромное количество этих вот разрозненных фактов, тегов, хэштегов. И кто лучше, чем автор, у которого есть такого масштаба талант, может их скомпилировать и создать из них вот это ощущение нынешнего момента.

Очень важное мое ощущение заключается в том, как ты чувствуешь великих людей, которые рядом. Я уверен, что те люди, которые ходили по одним и тем же улицам с Маяковским, или с Блоком, или с Хармсом, они, в общем, не очень отдавали себе отчет, что вот эти странные, неказистые, непричесанные скуластые парни на самом деле на веки войдут в историю. Они для них были просто современниками и не более того. Точно так же, как люди, которые общались с Мариной Цветаевой или с Анной Андреевной Ахматовой, невозможно было понять, что вот эти женщины, они составят богатство русской культуры ХХ века. Это на близком расстоянии, как правило, не ощущается.

Вот у меня несколько моментов в жизни, несколько артистов вызывали такое ощущение. Я счастлив, что они живут со мной в одно время, что я живу с ними в одно время, что это мои современники. И вот последний сильнейший пример этого – как раз Оксимирон. Это понятно, что ты имеешь дело с каким-то явлением космического масштаба. Другое дело, что для большинства людей, привыкших к потреблению поэзии совершенно не в таком виде, это вообще непонятно, как и с чем это едят, и это вызывает отторжение. Но для этого нужно проделать над собой небольшое усилие. Просто не захлопнуть плеер и не отключить функцию «плей» в тот момент, когда ты услышишь первый трек, а просто заставить себя почитать и вникнуть. И ты поймешь, что это поэзия как раз калибра великих русских поэтов, в ХХ веке это и Серебряный век, это и расцвет поэзии в оттепель. Из того же самого корня растет что Евтушенко, что Рождественский, что Вознесенский. Это поэт именно такого калибра. Можете мне сейчас не верить на слово, можете даже не пытаться, но я уверен, то это то имя, которое ваши дети передадут вашим внукам.

М. Антонов:

- Спасибо большое. Михаил Козырев был у нас в эфире. Ну, а мы слушаем Оксимирона.