Вокалист Lumen Рустем Булатов: Песня «Я так люблю свою страну и ненавижу государство» - очень важная для нас. Мы ее играем на каждом концерте уже 15 лет

Группа Lumen
В эфире Радио «Комсомольская правда» вокалист группы Lumen Рустем Булатов - о работе над новым альбомом и творчестве коллег-музыкантов

М. Антонов:

- Подготовка к новому альбому, перенос тура, ближайшие концерты, взаимоотношения с коллективом. О новых песнях, о том, что происходит вообще в музыкальном мире, прямо сейчас, со специально приглашенным гостем, в нашей рубрике «Что нового, чувак?»

Друзья, в «Настоящем хит-параде» у нас сегодня группа «Lumen» и Рустем Булатов, Тэм Булатов, он с нами на прямой связи. Тэм, привет.

Р. Булатов:

- Приветствую всех.

М. Антонов:

- Почему мы позвонили? Во-первых, у вас перенос тура. Как, впрочем, у многих музыкантов.

Р. Булатов:

- Да, к сожалению, так случилось.

М. Антонов:

- Во-вторых, появилась информация, птичка принесла на хвосте, что со следующего года (во-первых, информация о том, что вы пишете новый альбом, это здорово) вы все-таки откроете счет, на который можно будет присылать какие-то средства в помощь для записи альбома. Правильно всё?

Р. Булатов:

- Безусловно, мы запустим в следующем году новую историю с краудфандингом, потому что непростые сейчас времена, и нам нужна помощь наших слушателей в создании новой пластинки. Но мы, скорее всего, поступим так же, как поступили в прошлом году, когда записывали альбом «Покажите Солнце». В прошлом году нам на запись альбома не хватало ровно 1 рубля. Я думаю, что с этим новым альбомом у нас примерно такая же история, нам 1 рубля не хватит на то, чтобы все доделать и выпустить. Все будет происходить, скорее всего, в каких-то рамках взаимовыгодных обменов, нежели некая просьба совсем уже помощи и спонсирования.

М. Антонов:

- То есть какие-то плюшки от «Lumen» обязательно будут?

Р. Булатов:

- Да, конечно.

М. Антонов:

- Слушай, Тэм, я вот о чем хотел спросить (как бы это так помягче сказать). Одно дело, когда музыканты выпускают альбом, и потом уже нравится он поклонникам или тем, кто впервые послушал, не нравится… Знаешь, как Аршавин говорил, «ваши ожидания – это ваши проблемы». А здесь ведь люди могут сказать: я денежку перевел, а они записали то, что мне не нравится, в общем, верните «Lumen» 18-летней давности, я это хочу слушать. Нет зависимости от того, что помощь от слушателей, она ставит вас в зависимость перед ними, и вы уже будете думать не о том, как записать песню, а понравится она публике или не понравится?

Р. Булатов:

- Нет, такой зависимости у нас никогда не было. Есть наши слушатели, которые обижаются за это, но в этом вопросе мы с первых дней занимаем достаточно жесткую и непримиримую позицию, что мы занимаемся творчеством только для того, чтобы самовыражаться. Нам важно какие-то впечатления, ощущения от жизни, от окружающего нас мира пропустить через себя и этим поделиться. Мы будем этим заниматься без оглядки на то, понравится наша точка зрения кому-то или нет.

М. Антонов:

- Когда только русский рок начинался, запрещали Гребенщикова, «Машину», с критикой обрушивались на «Агату Кристи». Сейчас какое-то удивительное время, начинают щемить рэперов (в частности, про земляка Моргенштерна ты наверняка слышал). Что ты думаешь по этому поводу?

Р. Булатов:

- Вопрос такой достаточно на самом деле сложный. Мне трудно оценивать ситуацию только с позиции музыканта, мне мешает мое, пусть неоконченное, но все-таки высшее юридическое образование, которое заставляет меня еще и с этой точки зрения посмотреть на творчество очень многих моих коллег по сцене. Есть совершенно четкий перечень того, что недопустимо высказывать в публичных выступлениях, в том числе, если это высказывание в какой-то творческой форме – песни, фильм или что-то еще. Нельзя пропагандировать экстремизм, нельзя пропагандировать употребление наркотиков. И там есть совершенно четкий, конкретный список того, что еще нельзя говорить со сцены или записывать в микрофон и распространять. И в том случае, если в композициях все-таки есть такая, скажем, запрещенка, то вопрос, когда тебе начнут щемить, это только вопрос времени, когда, собственно, компетентные органы об этом узнают и заинтересуются твоей особой и что ты несешь. Учитывая невероятную популярность, как вы уже сказали, моего земляка Алишера, для меня не стоит вопрос, почему его творчеством заинтересовались. Я скорее недоумеваю, почему…

М. Антонов:

- …почему так поздно?

Р. Булатов:

- Поздно, конечно. Потому что во многих песнях есть совершенно неприкрытые выражения о том, как, собственно, проходят дни Алишера.

М. Антонов:

- Обычных рэперов, скажем так.

Р. Булатов:

- Да, обычных рэперов, скажем так.

М. Антонов:

- Как ты думаешь, вернется или переждет, пересидит какое-то время?

Р. Булатов:

- На мой взгляд, должно произойти следующее. Если следственная машина запустилась, то будут происходить какие-то уже действия следственные. Это в том случае, если заведено реальное уголовное дело. Потому что об этом пока ничего не слышно. Есть только недовольный глава Следственного комитета и, собственно, на остальных фронтах пока тишина. Если все-таки возникнет настоящее уголовное дело, то будут проведены какие-то действия, а именно: экспертизы, постановление, розыск подозреваемого. Таким образом, сильно будет зависеть от того, будет ли реальное дело, настоящее разбирательство или это закончится просто таким руганием в Сети. Ну и, собственно, в зависимости от того, что решат экспертизы. Может быть, наши профессионалы-лингвисты не увидят там никакой вредной общество подноготной и посчитают, что в такой форме допустимо высказываться. Тоже вполне себе возможный вариант. Потому что нам-то может казаться все что угодно, а специалистам и суду может показаться что-то третье, что-то другое.

М. Антонов:

- Тэм, у меня вот какой финальный будет вопрос. С позиции человека, который прожил часть жизни (мы находимся в декабре 2021 года), и вдруг, допустим, в альтернативном где-то мире Рустем Булатов еще не сочинил песню (и не спел) «Государство», песню группы «Lumen». Кто не знает, послушайте – «Здесь типа демократия, на самом деле царство Я так люблю свою страну и ненавижу государство». Сейчас бы, когда было бы решение писать исполнять, еще раз подумал бы или спокойно бы исполнил ее?

Р. Булатов:

- Так получилось, что это очень важная для нас песня, мы ее играем на каждом концерте. И перед каждым исполнением этой песни в течение уже трех лет мы говорим одну и ту же мысль…

М. Антонов:

- Все совпадения случайны?

Р. Булатов:

- Нет. То, что меня сейчас беспокоит очень сильно. Я не согласен с произошедшей в 18-м году пенсионной реформой. Я считаю, что у нашего государства, у нашей страны есть другие возможности изыскивать необходимые средства, нежели заставлять огромное количество людей работать буквально до собственной смерти. Буквально. У нас не такой высокий уровень жизни, у нас мужчины в стране умирают очень рано. Поэтому 65 – это для многих работать до гроба. Это неправильно. И мы продолжаем сочинять не менее злые песни, просто они, может быть, становятся не настолько популярными, как песня «Государство». Потому что это такой манифест, частушки абсолютно понятные, поэтому популярные.

М. Антонов:

- То есть делаете вы это без оглядки на Роскомнадзор?

Р. Булатов:

- Без.

М. Антонов:

- Тэм, спасибо, что был сегодня с нами. Рустем Булатов, группа «Lumen» готовят новый альбом. В 22-м году тур. Сбор средств на Planeta.ru, если я не ошибаюсь, будет. В общем, следите за информацией, Тэм обязательно обо всем будет рассказывать.

Р. Булатов:

- Всем добрых дней. И до самых скорых встреч. Пока, друзья. Спасибо.