Гарик Сукачев: Я никогда не буду никуда уезжать
М. Антонов:
- Друзья, у нас две даты. Первая. 25 лет назад, в феврале 1997 года, перестало биться сердце Анатолия Крупнова, музыканта, актера и вы, вполне возможно, не слышали группу «Черный обелиск», которую создал Анатолий Крупнов, не смотрели фильм «Научная секция пилотов», где он сыграл одну из ролей. Может быть, вы не слышали группу «Шах», где свое мастерство бас-гитариста Анатолий Крупнов оттачивал, но вы точно слышали две песни, которые крутились в 90-х на радио, по телевидению – это «Дорожная» и «Я остаюсь». И вот песня «Я остаюсь», которой 30 лет, получила вторую жизнь благодаря Игорю Ивановичу Сукачеву, он с нами сегодня в студии. Игорь Иванович, здравствуйте.
И. Сукачев:
- Здравствуйте.
М. Антонов:
- Ну и вот этот проект масштабный, 30-летие песни «Я остаюсь». Я не знаю, как вы всех собрали. Это что? По дружбе, принудительно?
И. Сукачев:
- Никак не принудительно, конечно же, но есть кому мне помогать, вот как можно сказать. Во-первых, у меня есть администрация, во-вторых, Саша Юрасов, который и был директором группы «Черный обелиск», и был дальше еще администратором в группе «Неприкасаемые», где Толя тоже играл на бас-гитаре, а теперь он работает с Женей Маргулисом и он тоже очень помог этими всеми обзвонами ребят и т.д. Но, конечно же, я сам тоже обзванивал, прежде всего, тех, с кем дружу, лично, и тех, кого хорош знаю, предположим, в приятельских отношениях. В основном питерцев обзванивали… хотя Олегу Гаркуша я тоже позвонил сам, но с Князем, например, я не был лично знаком, и кое-кого я не знал лично просто, вот и все. Поэтому все было просто.
М. Антонов:
- Вы говорите, что не были знакомы… Но вот говорят – рокеры, понятно, приятно увидеть «Аукцион», «Чайф», «Бригаду С» и т.д. А вот «Город 312» - это же попса, а вот 2517 – это же реперы, зачем вы их позвали, как вы могли? То есть, предали рокерство настоящее…
И. Сукачев:
- Да, у нас этих вот, сидящих дома, перед компьютером или перед телефоном, которые на работу не хотят, наверное, устраиваться просто, их как грязи вообще, этих идиотов диванных и идиоток… К сожалению, мир несовершенен, они рождаются с упорством дятла, они во все времена были, просто прежде мы их не видели никогда, до изобретения мобильной связи, но это не говорит о том, что их не было никогда.
Ладно, отвечу на вопрос. Дело в том, что не было никаких списков. Вот мы говорили, собрались у меня в офисе – я, Саша Юрасов, Виктор Майоров, директор моей группы, наша Вика, которая занимается всеми средствами массовой информации – вот мы сели вчетвером и стали обсуждать, как это будет, что я хочу. Соответственно, как я уже сказал, я созвонюсь с этими ребятами, с этими ребятами, с этими… а Саша Юрасов сказал – у нас на «Квартирнике» очень много прекрасных музыкантов всегда выступает… давай с кем-нибудь я поговорю. И, между прочим, все случилось довольно быстро. Потому что был «Квартирник» у Маргулиса Сережи Воронова с проектом «Делай свое дело», который я продюсировал, и это была большая коллаборация, и там как раз было огромное количество артистов, которые участвовали в пластинке Сергея Воронова, и другие артисты. И вот как раз Ая была там. Потому что снимается не одна, а две передачи сразу же. То есть, снимался «Город 312» и еще какие-то группы, и я просто приехал туда, встретил всех и со всеми поговорил. Соответственно, с Женей Маргулисом лично, с тем, чтобы я смог снять на «Квартирнике» у Маргулиса публику. Он сказал – пожалуйста, приезжай, когда тебе нужно. И все. Дальше это календарно-постановочный план и первое, что я снимал – и я снимал, и съемочная группа «Квартирника» Маргулиса дала материал свой для меня – к счастью, там было очень много камер и мы сняли всю публику…
М. Антонов:
- Если вы будете смотреть клип, вы обязательно услышите песню, а клип будете смотреть, вот режиссер-постановщик – это Игорь Иванович Сукачев.
И. Сукачев:
- Это не тяжелая совершенно работа, спасибо Жене, спасибо Саше Юрасову, конечно же. Спасибо всем зрителям. Я вышел и сказал речь. Эту речь я говорил всем. Заключается она в простых вещах. Я сказал – дорогие друзья, вас здесь очень много, сейчас мы поставим вам песню Толи Крупнова «Я остаюсь» в его исполнении. И почему я это сделаю? Потому что я хочу сделать музыкальное видео, в котором, надеюсь, примет участие очень много людей, и я хочу сделать аудио. И хочу, чтобы вы внимательно послушали эту песню. И если у кого-то из вас возникнут какие-то внутренние сомнения с текстом этой песни, какое-то внутреннее несогласие с текстом этой песни, или вы не хотите принимать в этом никакого участия, то знайте, дорогие друзья, «колхоз – дело добровольное». Поэтому послушайте, пожалуйста, внимательно. Вот и все. Мы поставили, люди послушали и тут же начали кричать. Дальше мы сказали, что дайте нам 20 минут, чтобы мы поставили камеры и никто не ушел, все остались. Это был наш самый первый съемочный день и опять же, благодаря и Жене, и Саше, он был спонтанным. Потому что я не ожидал, что сегодня приехав я смогу снять эти кадры, которые вошли… И точно так же обстояли разговоры со всеми исполнителями и со всеми музыкантами. И все. Потому что в песне есть высказывание, мы сейчас живем в очень непростом времени, хотя я вообще не припомню, когда в России жили в простые времена, тем не менее, сейчас времена трагичные для всех. Не только в России, но и вообще в мире. Мы присутствуем в очень непростом времени. И каждый человек по-своему относится к этому времени. И, конечно же, я никакого права не имею кого-то втравливать в свое видение мира. Потому что у каждого своя голова на плечах, каждый делает свой выбор. И это не просто слова – я так отношусь к человеческой жизни, к человеческим судьбам, стараюсь относиться с уважением к людям. Поэтому все, кто здесь участвовали, это, безусловно, люди, которые хотели в этом участвовать. Вот и все. Никого уговаривать мне не пришлось. К сожалению, даже не всех я смог снять, потому что людей было больше, музыкантов было больше и т.д. Но я тоже завишу от календарно-постановочного плана, артисты зависят от своего гастрольного графика, и в какой-то момент я понял, что я не смогу просто это смонтировать. Потому что очень много людей. И смонтировать звук на студии – это тяжело. Соня Кругликова-Ефремова, с которой я работаю всю свою жизнь, просто месяц положила на то, чтобы это звучало.
М. Антонов:
- Вы же оставили бас-гитару тоже?
И. Сукачев:
- Там три бас-гитары.
М. Антонов:
- Одна из них – Анатолия Крупнова?
И. Сукачев:
- Да. Соответственно, и голос Толика Крупнова там есть, безусловно. Простите, что я так долго… мне кажется, что это никому неинтересно… Но давайте дождемся комментариев.
М. Антонов:
- А комментарии простые. Сукачев взял и опубликовал не просто кавер-версию, не просто памяти Анатолия Крупнова или юбилей песни – манифест!
И. Сукачев:
- Ну, потому что Толя и писал манифест. Он писал эту песню ровно тогда, когда была та самая пресловутая колбасная эмиграция, которая началась, как вы помните, в 1989 году и продлилась довольно долго. Там прямые слова. Просто, когда мы жили во времена чуть-чуть поспокойнее, мы относились к тексту как к веселому тексту. А здесь как будто, может быть, молодой человек не хочет покидать эту съемную квартиру, а его девушка говорит – надо отсюда уезжать. Предположим, так кто-то к этому относился. Но текст-то прямой довольно-таки и понятный.
М. Антонов:
- Слишком много чужих среди нас.
И. Сукачев:
- Да, да. Ну, это же во все времена было. Я повторяю – я никого не пытаюсь ни осудить, ни предъявить кому-то что-то. И учитывая то, что мы с вами вспомнили всю эту шушеру диванную, которая пишет ежедневно, и это не когда началась спецоперация, это уже годы - угрозы, угрозы, мы тебя убьем, повесим, расстреляем… сейчас мы к тебе придем и мы вздернем тебя на первом суку – и их жду-жду, а они чего-то никак не идут…
Ладно, бог с ними, с этими людьми. Я думаю, что это тоже какой-то определенный ответ – конечно, не им, а людям приличным, которые приходят в наши и в ваши социальные сети, которым интересно. Чем я занимаюсь, чем занимается моя группа и вообще, каким образом я живу на планете Земля и в Москве, в моем любимом городе. И, конечно же, это к ним, если говорить обо мне лично, это к ним обращено. Потому что люди, помимо вот этих, приличные люди тоже задают какие-то вопросы, которые касаются их внутреннего определения и т.д. И если говорить обо мне лично – да, это мой ответ. Да, он такой – я русский. Я никуда не собирался никогда уезжать и никогда не буду никуда уезжать. Я сын фронтовика, солдата, и партизанки Великой Отечественной войны. Моя родина – это моя родина. И цитата из старой песни «Грустить с тобой, страна моя, и праздновать с тобой!». Вот и все. Я точно такую же ответственность несу за все, что происходит в моей стране, и всегда понимаю, что или часть моего счастья, или часть моей вины лежит на мне лично, в силу того, что я русский человек и это моя родина. Вот я с этим родился, меня с этим и в гроб положат. Но я повторяю, что никакого диалога – вот сейчас стали писать газеты «Сукачев ответил» - я никому ничего не отвечаю. Я выражаю только самого себя. И у меня нет никаких ответов кому либо. Ну, если это не в рамках интервью, как у нас с вами сейчас.
М. Антонов:
- Да. А когда была записана песня «Все это рок-н-ролл»?
И. Сукачев:
- 1992 год.
М. Антонов:
- 30 лет! Давно не собирались рокеры, вот так, все вместе, чтобы выступить единым фронтом, да?
И. Сукачев:
- Да.
М. Антонов:
- И здесь опять же возникает вопрос – все, закрыто, точечка поставлена?
И. Сукачев:
- Я не знаю. Есть кое-какие мысли, я не готов их просто озвучивать сейчас.
М. Антонов:
- Хорошо. Я одного не могу понять, Игорь Иванович, как такие разные люди… знаете, есть теория шести рукопожатий и такое ощущение, что, кого ни возьми, выйдешь на Гарика Сукачева. Почему? Я объясню. Металлист, любящий тяжелую музыку – Анатолий Крупнов. Сын театральных родителей Михаил Олегович Ефремов. Талантливый писатель, шпана, хулиган, тем не менее, Иван Охлобыстин. Блеснувший и получивший свою славу, снимающийся в 90-х в таком постперестроечном кино, красавец и сердцеед Дмитрий Харатьян. Как вы их всех объединяете? Что это?
И. Сукачев:
- Ну, вы сейчас вообще близких друзей перечислили моих.
М. Антонов:
- Это я еще фронтовика, потерявшего ногу, Петра Ефимовича Тодоровского, не вспомнил. И все тянутся к Гарику.
И. Сукачев:
- Я не знаю, мне нечего ответить. Помните цитату из Маугли? «Мы с тобой одной крови – ты и я». Вот и все.
М. Антонов:
- А это интуитивно чувствуется?
И. Сукачев:
- Ну да. Мною – да. В силу того, что я фаталист, я не верю в случайности вообще, вообще не верю в случайности, я верю только в закономерности. Но есть еще старая поговорка «Кто верит в случайности, тот не верит в Бога». Поэтому это какие-то закономерные вещи. То есть, у каждого человека есть круг и он такая же часть этого круга, безусловно. То есть, внутри самого себя он объединяет этот круг, как вот наше человеческое тело, да, и внутри этого человеческого тела как бы живет этот круг разнообразный, да, близости. Так же мы являемся частью какого-то нашего круга для нашего близкого друга и для подруги. И как мы любовь находим. Вот просто влюбился или влюбилась до беспамятства… или давайте так – полюбил. И это остается для кого-то, предположим, на долгие годы, а для кого-то, как для вашего покорного слуги, навсегда. И это такая же абсолютно штука. То есть, вот эти обретения – это люди, которые в любом случае каким-то образом часть тебя самого.
М. Антонов:
- То есть, предателей не было в окружении?
И. Сукачев:
- Среди близких друзей – нет, конечно. Друга нельзя предать.
М. Антонов:
- На самом деле, друга можно предать, но это…
И. Сукачев:
- Ну, Володя давным-давно это спел – «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг – а так». Но это познается действительно или высоко в горы рисковать жизнью, или идти на фронт, и т.д. Какими бы мы разными ни были, какой бы разный взгляд на жизнь, на политику ни был у моих друзей – а мы разные абсолютно люди – один такой, а другой – другой, но не это самое главное. Самое главное – что мы очень близки. И мы позволяем себе не ссориться никогда. Никогда не орать друг на друга что называется до кровавых соплей и уж точно никак не оскорблять друг друга. Никак. Я ж постоянно повторяю и повторяю – у каждого своя голова на плечах, каждый имеет право относиться к своему месту в мире так, как он относится. Самое главное – чтобы он его понимал, чтобы он его ощущал и чувствовал, это место.
М. Антонов:
- Да, я понимаю.
И. Сукачев:
- Это тоже какие-то части, это нельзя определить, объединить. Вы сказали о Петре Ефимовиче Тодоровском – все, наверное, сказано его словами, когда уже была готова картина «Праздник» и мы сидели в монтажной с Петром Ефимовичем, уже я занимался музыкой, которую написал Петр Ефимович в мой фильм, и мы сидели, и он это сказал, я с удовольствием это повторю. Вот, Гарик, какая удивительная штука (а я был тогда на 20 с лишним лет моложе) – вы молодой человек, вы не застали войну, вы многого не видели, то, что связано с моей молодостью, но я не могу понять, каким образом вы похожи на меня, как вы это делаете, я не могу понять. В человек другой, казалось бы, культуры, но у меня есть полное ощущение, что мы с вами ровесники. Не по возрасту, а по каким-то внутренним определениям, по какой-то внутренней сути. Мне было просто приятно. Мне нечего, наверное, ответить, хотя, мне кажется, я много уже сказал по этому поводу.
М. Антонов:
- Примерно так же сравнивали и творчество Высоцкого. Зеки считали его за своего, фронтовики говорили, что не могли поверить, что эти песни поет человек, не воевавший.
И. Сукачев:
- Совершенно верно. Поэтому это помимо нас, я всегда говорю – мы впитываем культуру, мы впитываем все. Рождаясь, мы – губки. Малыш – это губка, он в себя впитывает все – и хорошее, и плохое. Восторженный мальчик или восторженная девочка начинает впитывать в себя искусство, конечно же, музыку, изобразительное искусство, стихи, все, что угодно. Это восторженные натуры. Я тоже был восторженной натурой, честное слово. Потом мне это сильно мешало, когда я стал старше.
М. Антонов:
- То есть, розовых очков не осталось совсем?
И. Сукачев:
- Нет, их не осталось в довольно молодом возрасте. Но я по-прежнему верю в дружбу, я по-прежнему верю в любовь, я по-прежнему верю, что хороших людей больше, чем всякого дерьма. Потому что, как известно, что на поверхности плавает. А там, под водой, прекрасные, разноцветные рыбки и кораллы.
М. Антонов:
- Я этим летом убедился еще в одном. Я понял, что, если мы собираемся с друзьями и выпивается – не так, чтобы в умат, а для настроения, как идеально все-таки под «Спит ковыль», господи…
И. Сукачев:
- Да что вы? Я удивлен.
М. Антонов:
- Вы знаете, и прямо думается. И выпивается. И думается.
И сейчас мы пойдем к концерту 31 июля в Москве, летняя сцена… и вот выходит Гарик Сукачев. С чем выходит? Это что будет?
И. Сукачев:
- Сыграем концерт и все. А что это будет?
М. Антонов:
- Нет, это будет концерт, наполненный чем? Потому что творчества-то много…
И. Сукачев:
- Ну, у нас есть сет свой, этот сет не очень большой, он длится один час, поэтому за один час мы сыграем то, что мы сможем сыграть за один час. Вот и все.
М. Антонов:
- Новое или проверенное?
И. Сукачев:
- Нет, конечно же, на таких фестивалях новое почти никто никогда и не играет. Потому что люди приходят хорошо провести время, послушать любимые песни, кто-то любит подпевать, кто- то танцевать и т.д. Поэтому обычно программы, и я не исключение здесь из общего правила, играются песни, которые публика знает. Прежде всего.
М. Антонов:
- Вы не поверите, но в нашем разговоре сейчас появится группа «Руки вверх» внезапно. Собрал Лужники. Много тысяч.
И. Сукачев:
- 72 тысячи.
М. Антонов:
- Да.
И. Сукачев:
- Баста – 70, а как раз… О, Александр Анатольевич у вас это и сказал, между прочим, дня два или три назад.
М. Антонов:
- Да, наш верный слушатель…
И. Сукачев:
- Да, видите, Альцгеймер еще не до конца ко мне пришел…
М. Антонов:
- А самому стадиончик?
И. Сукачев:
- Нет, конечно. Я убежден, что я этого никогда не соберу сейчас уже. Такое количество людей, конечно, не придет на мой концерт, безусловно. Я в этом убежден, и даже не пробовал и пробовать не буду. Потому что, если говорить о Василии, о Басте, то это современная музыка, это и рэп, и в то же время очень хорошая эстрада. То есть, это здорово сделано. И это современно. Люди более молодые ходят на это. Если говорить о «Руки вверх» - это для девочек 12 лет, которые уже своих и дочек, и, может быть, кое-кто и внучек привели. Это очень милые, прекрасные, добрые тексты, запоминающаяся музыка. Ну, так же, как у «Ласкового мая». И это, конечно же, привлекает огромное количество девушек. Потому что ответ всегда на поверхности. Битломания началась с 12-летних девочек.
М. Антонов:
- С простеньких текстов на самом деле.
И. Сукачев:
- И с совсем простых текстов, да. Я полюбил девочку, ей было 17 лет, а я спать не могу… если вы послушаете «Битлов», кое-кто знает, конечно же, английский язык и вы поймете, какая это слезливая «чепуха». Которая перевернула весь мир. И это только и является доказательством… Вот мы с вами идем в театр, предположим, да. В любом театре, когда мы с вами зрители, мы сидим среди зрителей, вот сейчас начнется спектакль, через несколько минут, и мы оглядываем публику. И, когда мы смотрим на публику, мы видим, что женщин значительно больше, чем мужчин. Женщины трепетнее. Мужчине просто пойти с ребятами пивка попить. А его тут на «Гамлета», понимаешь, гонят. Или на балет, да. «Был в балете, мужики девок лапают», да…
М. Антонов:
- «Девки все на подбор в белых тапочках», да.
И. Сукачев:
- Да, да.
М. Антонов:
- С другой стороны, ведь кто Алешу Дмитриевича для большинства открыл?
И. Сукачев:
- Ну, да…
М. Антонов:
- Гарик Сукачев, который спел «А я милого узнаю по походке».
И. Сукачев:
- Ну, не только. Мы с Сашей несколько песен…
М. Антонов:
- Кто «Боцман и бродяга», кто Вертинского по-другому переосмыслил? Кто Есенина спел? Казалось бы, ведь все – вот оно, берите…
И. Сукачев:
- Нет, нет, я знаю уже очень давно, я это знаю и меня, во-первых, это никак не тревожит, поверьте мне. Это 70 тысяч человек на огромном стадионе или это 7 тысяч человек на стадионе поменьше, или это 700 человек в каком-то клубе – меня это никак совершенно вот так, знаете ли, «а я хочу, я хочу» - ничего со мной такого подобного даже в мыслях не бывает никогда. По одной простой причине. Потому что я понимаю, что наш зритель взрослый. Ну, я же его вижу, и на наших концертах очень много людей, которые мои ровесники, которые старше меня.
М. Антонов:
- То есть, заигрывать с молодежью вы не собираетесь?
И. Сукачев:
- Зачем? Это бессмысленно. Потому что я давно понимаю, что я вообще ничего для молодежи не пишу. В силу того, что я давно не молодежь. Когда я был молодежь, была «Бригада С» и мы были молодежью, и бла-бла-бла и, конечно, мы собирали эти 70 тысяч, 500 тысяч, как все наши товарищи…
М. Антонов:
- Фрэнк Синатра в конце своей жизни…
И. Сукачев:
- Это совсем другое.
М. Антонов:
- В конце своей жизни Фрэнк Синатра выпускает альбом «Дуэты», в том числе, дуэт с Боно.
И. Сукачев:
- Да, я знаю, я слушал все это.
М. Антонов:
- И вот, казалось бы, да, сейчас я могу представить коллаборацию, раз уже мы применяем это слово, Гарика Сукачева, ну и Баста все-таки уже возрастной, ну, с кем-нибудь помоложе.
И. Сукачев:
- Начнем с того, а кому я из молодых нужен, в силу того, что молодость – это молодость? На фиг им этот дед нафталинный сдался? В данном случае – я. На фиг он сдался-то? Мне никто особо никогда ничего не предлагал. Вот тот, кто мне предлагал, так или иначе, люди, которых я знаю, вот мы сегодня вспомнили 2517, вот пару лет назад позвонил Андрюшка Бледный, я приехал к ним на студию и он сказал – мы делаем новую пластинку, можешь одну песенку нашу сделать? Я сказал – да, конечно, пацаны, я вообще вас люблю и уважаю. И все. Но это товарищеские какие- то вещи. А то, о чем вы сказали, это, простите, мировые звезды, это огромный шоу-бизнес, это просто совсем другое.
М. Антонов:
- Мы так не умеем, или у нас путь другой немножко?
И. Сукачев:
- У нас совсем другой путь, конечно же. Наше искусство не является, я имею в виду не все искусство, конечно же, но, если говорить о рок-музыке, прежде всего, оно не является интернациональным, транснациональным, оно глубоко национальное искусство. И это связано, да, с Россией, с тем, как мы устроены, какие наши внутренние переживания и т.д. Я повторяю – меня это же не волнует с точки зрения ай-ай-ай, гипс снимают, клиент уезжает, Лелик, что делать? Никак совершенно. Я просто констатирую определенные факты. Это факт – вот и все. Но из любого правила есть исключение, но в рок-музыке, по крайней мере, международной победы у нас не было ни одной, за исключением созданного Стасом Наминым проекта «Парк Горького».
М. Антонов:
- Да, скоро будет юбилей.
И. Сукачев:
- Да. Сейчас новый состав Стас сделал и в августе можно будет, кстати, увидеть этот новый состав – я тоже с удовольствием посмотрю, в Зеленом театре как раз юбилей, и мы там успеем, мы просто в этот же день прилетаем. Я Стасу сказал, что я постараюсь успеть...
М. Антонов:
- Как в старые добрые времена… Осталось добавить Бон Джови, Синдереллу… и получится тот концерт. Ведь я же был на том концерте…
И. Сукачев:
- Ну да, да… Это ни хорошо и ни плохо, что так происходит. Соответственно, давайте вспомним группу «Ленинград», которая пока что еще никому не снилось… последний тур группы «Ленинград» - это все футбольные стадионы, которые были построены к чемпионату мира по футболу, и «Ленинград» сыграл, не помню, на всех стадионах или нет, но почти на всех они сыграли, и там везде были аншлаги. Это доказывает – что публика любит, как она любит и т.д. Есть искусство, которое очень широкое, есть которое чуть поуже, а есть клубные группы. Это не отменяет, что есть такие крутые клубные группы, на которые собирается 300 человек, предположим, но это верные поклонники, это люди, которые очень здорово разбираются в этой музыке, но их всего 300. На 12-миллионный город. Москву я имею в виду сейчас. И это ни хорошо и ни плохо – это очевидный факт и это тоже здорово. Потому что, с одной стороны, музыканты делают свое любимое дело и отдают это публике, и на них приходят 300 людей, которые приходят получить удовольствие, с одной стороны, а, с другой стороны, просто оценить для самого себя. Это же круто очень.
М. Антонов:
- Друзья, посмотрите клип «На дорожную», там вы увидите их всех. Сидящего на диване Гарика, чистящего зубы Сергея Воронова, и Анатолия Крупнова, которого мы сегодня вспоминали…
Игорь Иванович, спасибо большое.
И. Сукачев:
- Спасибо вам. Извините за болтливость.