Евгений Маргулис - про протесты: «Когда начинаешь понимать, что за этим стоит, наступает состояние ужаса»

Евгений Маргулис в гостях у Радио «Комсомольская правда».

Евгений Маргулис в гостях у Радио «Комсомольская правда».

Писатель Владимир Торин и музыкант Евгений Маргулис обсуждают, зовет ли сегодня рок на баррикады, чем интересна работа с молодежью, к чему приведут протесты в России, каков друг Андрей Макаревич и как родилась песня «Мой друг лучше всех играет блюз»

В. Торин:

- Добрый день! Мы разговариваем о нашем будущем, в котором теперь возможно все. Итак, сегодня у нас в студии замечательный музыкант Евгений Маргулис. Здравствуй, Евгений!

Е. Маргулис:

- Здравствуй, Владимир!

В. Торин:

- Евгений – человек-легенда, который мог себе позволить уходить из «Машины времени», возвращаться, играть все, что считал нужным и даже у агентов КГБ тогда. И он проходил под подпольной кличкой «Звездочет».

Е. Маргулис:

- Было такое, да.

В. Торин:

- Итак, я к чему? Только что перед эфиром нам играла на гитаре девушка прекрасная Арина Карманова. Она сочиняет песни. Мы сегодня много говорим о молодых людях, которым 16-18 лет. И мы все знаем, почему мы о них говорим все чаще и больше, потому что в последние дни именно они являются предметом некоего межполитического торга. Они договариваются друг с другом, кто и куда выходит, а кто не выходит.

Евгений Шулимович, вы человек, который прожил большую жизнь в искусстве. И знает, как это было, когда рок был против нынешних порядков, прежних порядков, за будущее что-то. Рок всегда стоял утесом в авангарде некоей борьбы.

Сейчас вы прошли несколько этапов этой борьбы. Что вы скажете про сегодняшнюю молодежь, про музыку, про рок? И что, может, не рок является музыкой, которая зовет на баррикады?

Е. Маргулис:

- Ты понимаешь, если возвращаться назад, то так как музыка была под запретом, именно та музыка, которая не звучала на радио и ее не показывали в телевизоре, то она была, конечно, сразу протестной. Представь, когда по радио идут произведения, посвященные партии, народу, профессиям и прочей какой-то ерунде, а тут ты начинаешь петь себе о том, что переживает человек. И сразу же песня попадает в ряд антисоветских. Это уже бунт. Хотя ты милейший человек, ходящий на работу к восьми утра, но позволяющий себе писать какие-то другие песни.

В принципе, по большому счету, ничего не поменялось. Молодежь у нас абсолютно нормальная. Есть, конечно, идиоты, есть нормальные, но этого никто не отменял. Музыка немного другая, но я не хочу классифицировать музыку, как… Я уже говорил где-то, что в какой-то момент я начинаю себя чувствовать своим отцом, который на все новое начинал фырчать, называл это собачьим лаем. Мне это нравится, отцу не нравится, потому что он из позапрошлого века.

Есть хорошее и есть плохое, поэтому, послушай, меняются только соблазны. А все остальное незыблемо. Хорошая музыка и плохая музыка. Хорошая, что нравится мне, плохая, что мне не нравится.

В. Торин:

- Вот так!

Е. Маргулис:

- Ты считаешь, что я не прав?

В. Торин:

- Женя, я всегда с тобой во всем согласен, потому что ты для меня являешься абсолютным кумиром. Итак, какая сегодня музыка хорошая? Назовите имена.

Е. Маргулис:

- Понимаешь, в виду того, что я отслушиваю-то всегда много. И то, что мне нравится, я всегда показываю. Всегда есть команды, которые меня поражают. Но я, как нормальный человек, музыку воспринимать не могу, потому что меня, в первую очередь, интересует сама музыкальность, как человек владеет голосом, инструментом, как сочиняет. На самом деле, все сочинено уже давно. Много лет тому назад. А правильно их уложение, которое тронет тебя, то таких немного, но попадаются очень хорошие артисты.

В. Торин:

- Кто нравится Маргулису?

Е. Маргулис:

- Послушай, много кто нравится. Есть достойные люди. Залезьте на страницу «Квартирника» и увидите тех людей, которых вы наверняка не знаете. Я их тоже не знал до определенного момента, пока случайность не помогла мне познакомиться с их искусством. Вот, скажем, команда «Пицца», о которой я не слышал до прошлого года, попала ко мне совершенно случайно. У меня есть дружок, у которого три близнеца о восьми годах. И мы сидели, пили чай, вдруг я услышал, что они отслушивают какую-то клевую песенку. Кто такие? – Дядь Жень, ты чего, не знаешь? Это же «Пицца»! Я – ни ухом, ни рылом. Ну, естественно, интернет-образованный, полез, посмотрел. Если мне что-то хорошее попадается, я сразу скачиваю альбом и слушаю, чтобы понять степень разврата артистов. И мне понравилось. И я тут же их нашел, и мы тут же сняли.

В. Торин:

- Прекрасно! И нужно объяснить нашим радиослушателям, что существует удивительная программа. Сегодня есть программа, которая называется «Вписка у Маргулиса», где Евгений уже мэтр, легенда, общается с совершенно молодыми ребятами, которые имеют огромное количество подписчиков в TikTok, в Instagram и которые поют свою музыка. Так?

Е. Маргулис:

- Да, у меня есть соведущий замечательный пассажир по имени Саша Степанов. В миру он ST, кстати, очень хороший поэт с хорошим чувством юмора, с хорошо поставленной речью, эрудированный. И у нас такая передача «отцы и дети», то есть, я в качестве отца, он в качестве детей приводит мне героев интернета с миллионными просмотрами. И я пытаюсь понять, почему это может понравиться. То есть, есть очень достойные. Есть конченные упыри, а есть достойные. И у достойных большое будущее.

Я не хочу никого называть. Будет желание – посмотрите.

В. Торин:

- Заходите в YouTube и программа «Вписка у Маргулиса».

В. Торин:

- В YouTube – не уверен, но она висит на платформе PREMIER TV. И там 16 выпусков, которые мы сделали. Отсняли просто посмотреть.

В. Торин:

- И приходят друг к другу разные эпохи!

Е. Маргулис:

- Ты мне напомнил старинную шутку кавээнскую. Новосибирские ученые решили скрестить кита с бегемотом не ради эксперимента, а просто позырить. Я и говорю…

В. Торин:

- И очень много вопросов про программу «Квартирник у Маргулиса». Тут очень сильно ругается одна газета, что вот Первый канал опять показывает «Старые песни о главном», которые его спасают, а все одно и то же. И говорят, «…да, конечно, спасает только душевнейший «Квартирник» Евгения Маргулиса на НТВ, но многие ли способны создать такую атмосферу дружбы и искренности, как Маргулис с его неожиданным подбором гостей и репертуара. Спасибо им, что они живые».

Е. Маргулис:

- Это их мнение, но, на самом деле, первые коменты, когда выходит программа, они всегда негативные, Мне кажется, что пишут одни и те же. «В прошлом году программа была лучше, в этом полная дрянь».

В. Торин:

- Каким-то удивительным образом Евгению удается создать некую душевную атмосферу. Его все почему-то любят.

Е. Маргулис:

- Ну почему, не все.

В. Торин:

- Кто-то из «Машины времени» рассказывал: как же так, не бывает так, что человек ушел, а потом его обратно взяли еще раз, спустя несколько лет. Потому что с Женей все дружат. Как удается вот эта удивительная дружба со всеми?

Е. Маргулис:

- Ты понимаешь, давно живу. А во-вторых, это все мои друзья. И все знают, что если я ухожу из группы, значит, что-то мне не нравится. Долго объяснять это я не собираюсь, потому что я так устроен. Не нравится – я отваливаю сразу же. Мне нравится заниматься тем, что нравится мне. Если у нас получается, я возьму Андрея Макаревича, если у нас получается писать песни вместе, то мы пишем. Не получается – лучше этим не заниматься.

Мы написали до фига песен и с Лешкой Романовым. Но в какой-то момент мне становится неинтересно. И хочется заниматься чем-то другим. Тогда я занимаюсь чем-то другим. А если я возвращаюсь, по своей воле я не возвращаюсь никогда. Я как Чип и Дейл, которые спешат на помощь. Меня зовут, когда группа начинает загибаться. Когда начинается творческий кризис. Я, получается, кризис-менеджер в данный момент. Тогда находим какую-то другую историю, другую мелодику. И мы начинаем вместе работать. Потому мне опять это наскучивает, и я отваливаю.

В. Торин:

- Вы как человек, который все время в творчестве?

Е. Маргулис:

- Не совсем в творчестве. Я сказал, что у меня организм устроен так, что я люблю заниматься тем, что нравится лично мне. Если что-то мне не нравится, даже сулящее какие-то там блага человеческие, я не буду этим заниматься. Большой кайф, что у человека есть работа, которая нравится.

В. Торин:

- Которая в кайф.

Е. Маргулис:

- Мне хочется именно этим заниматься.

В. Торин:

- Чем вы сейчас увлечены? Что делаете сегодня?

Е. Маргулис:

- Сегодня я бездельничаю, беседую с тобой. Хотя идей было навалом. У нас какие-то съемки намечаются. Потом я сегодня рыхлил ящик стола, где у меня набросаны всякие черновики. У меня три года назад вышел альбом, надо подождать еще два года. Я выпускаю раз в пять лет. И что-то там доделать, что-то дописать. Но за время этой пандемии, на удаленке я записался со многими приличными людьми. С немцами записался, с украинскими дружками, с белорусскими, с московскими. Как-то так, жизнь проходила. Наконец-то нашел повод научиться записываться дома, никуда не ходя. Вот такая история.

В. Торин:

- Какую песню из тех, которые удалось записать во время пандемии, стоит послушать?

Е. Маргулис:

- Да бог его знает. Опять же, на вкус и цвет…

В. Торин:

- Мы проводили опрос: какую песню Евгения Маркулиса вы знаете? Конечно, с гигантским отрывом победила песня «Мой друг».

Е. Маргулис:

- Это понятно. Есть такое слово – интерес. Если у тебя есть интерес, ты можешь нарыть что угодно. Поэтому интересуйтесь. Не буду я вам ничего советовать.

В. Торин:

- Происходят удивительные, страшные, непонятные, загадочные сдвиги в обществе, в мире. Еще год назад никто даже представить не мог того, что происходит сейчас с пандемией, с беспорядками, очень много всего, что еще год назад казалось фантастикой. А теперь уже – не фантастика. Вы прошли через много итераций, когда рок был под запретом, потом, когда он был очень востребован, сейчас опять какая-то странная история. Что будет? Старинный мудрый еврейский совет дайте. Как быть, к чему готовиться?

Е. Маргулис:

- Мир поменялся, все поменялось. Хорошую фразу сказал много лет тому назад Михаил Михайлович Жванецкий. Пережили невзгоды, переживем и изобилие. Поэтому удивить чем-то лично меня сложно. Потому что мы видели все.

В. Торин:

- Пандемия, я думаю, все-таки удивила.

Е. Маргулис:

- В 70-е годы, когда была вспышка холеры, тоже было все перекрыто. Правда, об этом никто не знал, потому что не было такой информационной поддержки. Но было будьте здрасьте как. Опять же, тут играют какие-то геополитические истории. И надо смотреть, кому что выгодно. Но я не политик. Я не могу комментировать то, что я не особо знаю. И поэтому надо готовиться, что будет не хуже, а будет весьма интересней. А вот это интересное подразумевает два состояния – плохо и неплохо.

В. Торин:

- И что же будет?

Е. Маргулис:

- Не знаю. Тут, опять же, надо смотреть, к чему стремится мир. Одно рождает другое. Кому война, а кому мать родная. За то время, что была пандемия, народ научился пользоваться интернетом так, что мало не покажется. История онлайновых концертов показала несовершенность интернета. Потому что рушились картинки, голос отстает от музыки. Какие-то усовершенствования появились. Что-то там появилось, помогающее тебе смотреть в 3D. Технологии меняются в лучшую сторону. Что остальное поменяется, мы с тобой увидим, когда закончится пандемия. Надо настраиваться на худшее, но если получится лучше, это будет очень хорошо.

В. Торин:

- Твое личное отношение к тому, что происходит сейчас в России, в Москве, когда выходят люди противостоять, на какие-то несогласованные акции, их забирает милиция. В основном это молодежь. И многие из них пытаются быть похожими на тех молодых людей, которые были лет тридцать назад очень активные. Тот же Цой, тот же рок, который шел впереди всего протеста. Как ты к этому относишься?

Е. Маргулис:

- За то время, что мы освободились от рабства, появилась другая молодежь, другие интересы, другие приоритеты. Когда раскачивается лодка, ты прошел все это много лет назад, ты понимаешь, что может быть. А молодняк не понимает, он не знает, что было раньше. Он не видел штурм Белого дома, ГКЧП и прочее. Но когда ты начинаешь понимать, что за этим стоит, естественно, наступает состояние ужаса.

Опять же, история, которая вдруг неожиданно стала умалчиваться. Появляются статьи в интернете по поводу того, что Великая Отечественная война – это не то, что вы думали. И ты начинаешь понимать, что через какое-то времени, если мы не будем об этом помнить, мир, потому что ему не нужна наша история, он это забудет. Поэтому все-таки надо слегка образовываться и понимать, что за этим может быть.

В. Торин:

- Мы, уже зная, как это все бывает, обычно вслед за такими серьезными потрясениями идут очень большие проблемы, связанные и с экономикой…

Е. Маргулис:

- Конечно, китайская мудрость: не дай бог жить в эпоху перемен.

В. Торин:

- Еще один вопрос. Вот у тебя есть друг – Андрей Макаревич. Как так вышло, что была знаменитая статья в «Комсомольской правде», где ругали ансамбль «Машина времени» и конкретно Андрея Макаревича, прошло какое-то время, его очень сильно хвалили, президент Путин шел с ним по брусчатке Красной площадки. А потом вдруг раз – опять начали ругать. Все время как-то не в унисон с властью. Это хорошо или плохо?

Музыкант и власть, особенно сейчас, когда большие группы молодежи говорят о некоем протесте, выходе куда-либо. Что можете сказать по этому поводу?

Е. Маргулис:

- В какой-то момент ты начинаешь становиться более узнаваемым, медийным персонажем и, конечно, власть обращает на тебя внимание. Я на это никогда не шел, потому что для того, чтобы комментировать какие-то политические события, нужно хотя бы понимать, что происходит. И понимать, кому это выгодно. Мы – медийные персоны. Мы – музыканты. И не всегда адекватно оцениваем нашу силу слова, потому что мы не очень разбираемся, кому и что нужно. Поэтому я стараюсь не комментировать и не дружить.

В. Торин:

- Кстати…

Е. Маргулис:

- Я имею в виду не Андрей Вадимовича, с которым я дружу и мне абсолютно все равно, что он думает, так или иначе, потому что нам есть, о чем говорить.

В. Торин:

- У вас огромная история дружбы!

Е. Маргулис:

- Но мнение он свое имеет. Правильное или не правильное, это его чисто история. Я не лезу в политику, потому что я в ней не особо понимаю. И что-то говорить, указывать? Как медийный персонаж я не могу. Возвращаюсь к тому, что я говорил, что я не очень понимаю саму историю геополитики.

Я занимаюсь только искусством и дружу со всеми.

В. Торин:

- Вот так делает Евгений Маргулис!

Е. Маргулис:

- На самом деле, я никогда ничего ни у кого не просил. И мне хорошо. Ты же понимаешь, стоит один раз запустить коготки туда, куда не надо, то…

В. Торин:

- И увязнет вся птица.

Е. Маргулис:

- Да. На примере человека, опять же, который был обласкан властью.

В. Торин:

- Так? Тут спрашивают, правда ли, что ты придумал название программы «Смак» Макаревича?

Е. Маргулис:

- Я придумал название «Смак».

В. Торин:

- Как это было?

Е. Маргулис:

- Это, по-моему, начало 90-х, Макар пошел в телевизор. Он неплохо готовит. И решил сделать из этого неплохое шоу. Шоу получилось. И это предложение – прийти на канал, было озвучено на моих глазах. Он говорит, что надо придумать название. И я вдруг неожиданно вспомнил пакеты югославские консервированных сухих супов, которые продавались в Москве в начале 70-х. Они назывались «Смак». Он говорит, ну, это название… Говорю, послушай, как представить? Смак – это С Макаревичем. Он говорит- клево! Он мне за то, что я придумал название, спустя лет двадцать подарил очень хорошую гитару. Знаешь, роялти такое получилось. Отличная гитара!
В. Торин:

- Сколько у тебя гитар дома?

Е. Маргулис:

- Дома? Шесть, наверное. Остальные распиханы по студиям, кто-то на них из друзей играет. Все гитары, они разные, но вот я выбрал для себя три любимых инструмента, наверное, четыре. И на них поигрываю спокойно.

В. Торин:

- «Мой друг лучше всех играет блюз» - это про кого-то конкретного песня?

Е. Маргулис:

- Нет, это примерно как история «She’s leaving home» «Beatles». Я читал историю создания, на самом деле, они хотели быстро дописать песню, сгонять в магазин за бананами. Слезливые песни пишутся быстрее.

В. Торин:

- Есть история создания песни «Мой друг играет блюз»?

Е. Маргулис:

- Том Уэйтс. У нас же культурная программа. Я заснул, напившись чаю, на даче Андрея Вадимовича. И у нас в магнитофне, а такой реверсный был магнитофон, кассета доигрывают до конца и переворачивается. Был Том Уэйтс. Я заснул под него почему-то на кухне, проснулся под него. И рядом лежала гитара. И я ее схватил, попал на этот странный до диез аккорд прямо сразу. И мне понравилось звучание, потому что до этого аккорда как-то руки никогда не доходили.

Сегодня, когда мы играли с девочкой, я же показал историю «парикмахерских аккордов». И тут то же самое! Всегда играл «парикмахерскими», а тут раз! Это характеристика – парикмахерские – придумана великим Юрием Саульским.

В. Торин:

- Надо объяснить нашим радиослушателям… Это что?

Е. Маргулис:

- Это чистые аккорды – ля-минор, соль-мажор, ре-минор и фа-мажор.

И схватил этот аккорд, что-то начал мурчать себе какой-то мотивчик. Пристроил еще один правильный аккорд ля-мажор седьмой, но в неправильном расположении. Уж коли первый аккорд взял неправильно, нефига остальные правильно. И показал Макару, который спустился на кухню, наверное, посмотреть, умер я или нет. И мы как-то очень быстро ее написали.

В. Торин:

- Песня, состоящая из неправильных аккордов с немного неправильным ритмом…

Е. Маргулис:

- Она как-то вот зашла. Оказалось, что ее начали изучать в музыкальных школах, потому что там что-то необычное. По мне просто состояние похмелья и не более того. Я не очень запрещенное сказал?

В. Торин:

- Пока все хорошо. Для рок-музыканта это вполне…

Е. Маргулис:

- Это было такое, это было давно. Сейчас мы другие.

В. Торин:

- Мы говорили о программе «Вписка у Маргулиса». Ты не ощущаешь себя таким динозавром?

Е. Маргулис:

- Нет, не ощущаю. Я понимаю, что происходит. Тексты стали другими, пишут по-другому, ритмика другая. Что мне не нравится в современной музыке, даже не современной, а в современных исполнителях. Они все поют одинаково. Вот появилась манера немного подвывая, коверкая слова и все поют одинаково. Раньше ты, слушая по радио массу артистов, мог определить, кто это поет, то сейчас для меня вот нет возможности. Кто это? Монеточка или еще кто-то? Хотя Монеточка…

В. Торин:

- Монеточку узнаешь.

Е. Маргулис:

- Монеточка, мне понравился ее последний альбом, не традиционный по текстам, клевый, молодежный. Но мне интересно другое. К первому альбому ты идешь долгую жизнь. Выходит первый альбом, стреляет. И дальше наступает время второго и третьего. И тут масса артистов сдувается. То же самое на Западе. Только гениальные, у них все получается.

В. Торин:

- Вот сегодня для молодежи наставление от опытного гуру, человека, который смотрит сейчас на молодых музыкантов в своей программе «Вписка у Маргулиса». Человек, который знает, как формируются какие-то протесты, как потом они сдуваются, видел это уже неоднократно на протяжении нескольких десятилетий. Вот твое отношение к нынешним молодым, что им стоит делать, что им делать не стоит? И вообще – как им жить? Помните, был фильм «Легко ли быть молодым».

Е. Маргулис:

- Я тебе хочу сказать, что я сейчас обращаю внимание на молодых музыкантов. Я имею в виду – музыкантов, не компьютерщиков, не людей, которые занимаются… сейчас я найду слово, оно звучит весьма противно, которые умеют играть на гитарах… Я тебе после передачи скажу, какое слово мне пришло в голову. Но у нас же культурная передача. И класс музыкантов очень высокий. Когда мы начинали, мы учились по записям на магнитофонных бобинах.

Тимур Мардалейшвили, гитарист группы «Аракс», играющий на тот момент совершенно восхитительно, но играющий в каких-то диких совершенно позициях. Оказалось, что он снимал партии Блэкмора и Джимми Пейджа на убыстренной скорости. Вот чем отличаются иностранные музыканты от наших, они играют значительно неудобнее, чем мы. Растяжки какие-то другие.

Возвращаясь к тому, какие сейчас музыканты и как их обучают. Очень много появилось за это время видеоуроков. Очень много появилось профильных факультетов в музыкальных школах. Они другие совершенно. И лучше, чем мы. Такого, чтобы, как в наше время, был какой-то гитарист, не знающий нот, такого я, думаю, уже нет.

Что я могу пожелать? Чтобы такое слово как «интерес» руководило молодым человеком. Чтобы было интересно. Интересно читать, интересно анализировать, интересно чему-то учиться. Но опять же, как старик Ленин говорил, мы же все-таки на «Комсомольской правде»: учиться, учиться и учиться! Но не забывать о том, что я знаю большое количество эрудированных идиотов. Ребята, развивайтесь, читайте больше, интересуйтесь. Потому что интересом движет желание кайфовать от этого мира. Это странно, конечно, но читайте и учитесь. Больше читать книг. Читать, учиться какому-то профильному делу.

В. Торин:

- Три книги от Евгения Маргулиса, которые стоит прочитать?

Е. Маргулис:

- За последнее время, как это ни странно, я прочитал книжку Лешки Чумакова, нашего певца, она еще не вышла. Он мне дал ее почитать – авторский вариант. Симпатичная, интересная. Потом попалась мне книга Кита Ричардса, которая называется «Жизнь». Понравилась, потому что очень много пересекающихся моментов. А из художественной литературы я что-то себе отложил, но не смотрел.

В. Торин:

- Мы понимаем, что сейчас очень многое меняется в стране, в мире. Совет от Евгения Маргулиса – больше читать, жить с интересом, иметь какой-то интерес в жизни. И заниматься чем-то, например, музыкой.

Е. Маргулис:

- Можно заниматься чем угодно. Главное – делать это хорошо и погружаться полностью в ту историю, которая тебе интересна. И та, которая может заинтересовать твоих визави.

В. Торин:

- Твой первый период в «Машине времени», потом была группа «Воскресение», потом опять «Машина времени».

Е. Маргулис:

- Да нет, там до фига было всего. И Антонов, и «Аракс», еще какие-то промежуточные проекты. Но опять же, время было другое. И не было такого официального разрешения на работу. Поэтому нам приходилось, как говорил один великий конферансье Алексей Алексеев, нам пришлось привоняться к тому, что происходило вокруг нас. От этого и работа с какими-то певцами филармоническими, не особо известными. Они были страшно заслуженные, но на них никто не ходил. Мы были не заслуженные, но на нас ходили все. В общем, мы кормили филармонию. За это, кстати, по башке и получили. Потому что находилась масса завистников, которые писали всевозможные письма в ОБХСС и прочие организации.

В. Торин:

- Спасибо! Это было невероятно, это приятно.

Понравилась программа? Подписывайтесь на новые выпуски в Яндекс.Музыке, Apple Podcasts, Google Podcasts, ставьте оценки и пишите комментарии!

Для нас это очень важно, так как чем больше подписчиков, оценок и комментариев будет у подкаста, тем выше он поднимется в топе и тем большее количество людей его смогут увидеть и послушать.