Как россияне относятся к современным праздникам

Как формировать систему ценностей у будущего поколения через государственные праздники
Депутат Госдумы Николай Николаев обсуждает вместе с политологом, руководителем Политической экспертной группы Константином Калачевым, как формировать систему ценностей у будущего поколения через государственные праздники.

Национальные праздники — часть государственной идеологии. Руководство страны нередко вводит новые праздники в качестве ответа на вызовы, которые стоят перед государством. В то время есть памятные даты и торжества, которые отмечаются по всему миру. Как формируется «календарь праздников»? Об этом депутат Госдумы, ведущий программы «Общее будущее» на радио «Комсомольская правда» Николай Николаев поговорил с политологом, руководителем «Политической экспертной группы» Константином Калачевым.

ПОТЕРЯ САКРАЛЬНОСТИ

Н. Николаев:- Прежде чем мы начнем разговор, хочу, конечно же, поздравить всех с праздником — Днем России. На днях у себя в Instagram провел своеобразный чемпионат праздников среди своих подписчиков. Новый год — главный праздник, это и так очевидно, а второе место для меня оказалось удивительным. Это День любви, семьи и верности (в голосовании приняло участие более 3 тысяч человек, поэтому результаты можно считать вполне себе репрезентативными). Надо сказать, что День России выбыл на первом туре, проиграв Международному женскому дню аж 500 голосов. Константин Эдуардович, какой у вас самый главный праздник, и чем для вас является День России?

К. Калачев: - Для меня главный праздник — День Победы. Новый год я, конечно, люблю, как и все, тем более что я многодетный отец (пятеро детей), и трудно не любить Новый год, и трудно забыть об этом празднике, когда ты постоянно думаешь о подарках. Что касается Дня России, то он у нас установлен в честь принятия Декларации о суверенитете России. В 90-м году была принята Декларация о суверенитете России, а в 91-м году страна обрела полный суверенитет, поскольку Советский Союз распался. Я думаю, в связи с тем, что у многих есть ностальгия по СССР, и не все согласны с выходом России из Советского Союза, наверное, этот праздник воспринимается не так ярко. И, что интересно, я в День России был на ВДНХ, где шли концерты. Звучала в основном музыка, посвященная Дню Победы. То есть все инсталляции, все выставки, все было посвящено разгрому немцев под Москвой, первому успеху Красной Армии. И мне кажется, что День России содержанием в полной мере до сих пор еще не наполнен. Потому что события 90-го и 91-го года люди воспринимают неоднозначно, а чего-то другого предложить не смогли. Поэтому в День России звучит музыка, посвященная нашей победе над немецко-фашистскими захватчиками.

Н. Николаев: - Да, восприятие Дня России достаточно сложное. Я вижу это даже по комментариям. Многие пишут, что это не наш праздник, верните нам наши праздники, то есть такая советская ностальгия присутствует. Но в целом создается впечатление, что праздники в наши дни теряют свою сакральную составляющую. Многие люди больше ценят лишний выходной, чем его глубинный смысл. Понятно, что День Победы, наверное, действительно выбивается из общего перечня наших праздников. Есть ли еще какие-то праздники, на ваш взгляд, которые действительно близки и обладают каким-то смыслом, из тех современных, которые у нас есть?

К. Калачев: - Для начала прокомментирую то, что люди говорят. Я думаю, здесь есть четкое деление. С учетом демографической проблемы, которая есть в нашей стране, снижением рождаемости, старением населения, те, у кого есть дети, рады каждому празднику. Каждый выходной, который ты можешь провести с детьми, это уже сам по себе праздник. Хотя, конечно, есть родители, которые сокрушаются, что не могут в этот день сдать ребенка в школу и детсад, но это плохие родители.

Что касается тех праздников, которые появились уже после провозглашения российского суверенитета и распада СССР, честно говоря, я не большой поклонник этих праздников. Я традиционалист, мне 57 лет, и как и многие другие, отдаю предпочтение 8 Марта или, скажем, Новому году. Что касается Дня любви, семьи и верности, это же новый праздник. Кстати, в свое время я участвовал в избрании мэра Мурома (тогда еще там этот праздник не отмечался так широко, история Петра и Февронии была мало известна), как раз посоветовал избранному мэру (он до сих пор мэр Мурома) раскручивать тему Петра и Февронии, поставить там памятник, организовать соответствующие мероприятия, привлечь внимание федерального центра. В конце концов теперь в Муроме в соответствующий день проходят большие концерты. Во времена президентства Медведева во всем этом принимала участие его супруга. Какое-то участие я в этом тоже, можно сказать, принял.

Я думаю, что напоминать людям о любви, семье и верности — это хорошо. Хотя сама история Петра и Февронии неоднозначна, но как повод лишний раз вспомнить о семейных ценностях — это прекрасно. И я думаю, что из новых праздников этот, наверное, выглядит наиболее удачным.

ХОТЕЛОСЬ СВОЕГО, РУССКОГО

Н. Николаев: - Думаю, вряд ли многие ответят, где такой город Муром, и с первой попытки покажут его на карте.

К. Калачев:- Во Владимирской области, кто не знает.

Н. Николаев: - Тем не менее, действительно, зародившись в Муроме, праздник обрел почти всенародную любовь. За какой период это удалось сделать?

К. Калачев:- Буквально за считанные годы. Я думаю, была потребность что-то противопоставить Дню святого Валентина, который очень хорошо зашел в России для молодого поколения, но не был понят и принят людьми среднего и старшего возраста. То есть людям хотелось чего-то своего, русского, традиционного. И в принципе чем больше праздников, тем лучше. Я не отрицаю День святого Валентина, в этот день я тоже поздравляю любимых. Поэтому я думаю, что был спрос — появилось предложение. Вообще праздник укореняется там и тогда, когда он соответствует народной повестке, то есть тому, что люди действительно хотят, что востребовано. А в начале 2000-х, я думаю, востребованность семейных ценностей была весьма и весьма высока. Между прочим, как раз тогда мы осознали, в какую демографическую яму попадаем. Тогда, уже с участием нашего президента, начинается программа повышения рождаемости, кто-то скажет, что насаждение, а кто-то скажет, что выдвижение семейных ценностей. Собственно, тема детства, тема семейности, тема материнства, тема брака, она у нас получила активное развитие именно в 2000-е годы. Собственно говоря, и сейчас, как мне кажется, эта тема является одной из главных в повестке, в том числе для руководителей нашей страны, потому что общество наше действительно стареет, и есть серьезная необходимость для страны с такими огромными просторами повышать рождаемость, улучшать демографию.

Н. Николаев: - Календарь праздников — сильнейший элемент любой идеологии. Вспомните, каждая религия формирует собственный календарь, сетка таких праздников, памятных дней, которые, если так можно выразиться, держат своих адептов в постоянном тонусе. Вспомните Советский Союз, достаточно быстро был сформирован собственный календарь праздников, альтернативный церковному: 1 мая, День Великой Октябрьской революции и так далее.

К. Калачев: - Собственно, Новый год — альтернатива Рождеству.

Н. Николаев: - Абсолютно верно. И вот сейчас наступает новая «зеленая» идеология, которая тоже формирует собственный календарь: День воды, День Земли, День диких животных и так далее. Если посмотреть на существующую сетку, она достаточно переплетенная. Какие бы вы назвали?

К. Калачев: - День народного единства, безусловно, надо вспомнить. Я думаю, что системообразующим и всех объединяющим является день 8 марта, хотя феминистки протестуют зачастую. Кстати, праздник, как-никак, международный.

Н. Николаев: - Он изначально феминистский.

К. Калачев: - Да, а теперь феминистки, наоборот, отрицают этот праздник. Если говорить о других международных праздниках, которые у нас укоренились, 1 мая празднуют в странах третьего мира, но не очень празднуют в целом ряде развитых стран. Если говорить о праздниках, которые у нас отличаются по календарю от других стран, на самом деле есть праздники, объединяющие всех. Это День отца и День матери. Кстати, мы с вами говорили про семейные праздники. Моя бабушка переводила слово «семья» как «семь я», у нее было четверо детей. Поэтому День любви, семьи и верности, например, моей бабушке был бы очень даже по душе.

Что же касается Дня отца и Дня матери, то они празднуются в разных странах в разные дни. То есть американский День отца или День матери не совпадает по датам с российскими. Но это те общие ценности, которые объединяют всех. И практически в любой стране есть свой День отца и свой День матери.

А если говорить о специфических наших праздниках, это профессиональные праздники, в первую очередь. И нельзя забывать, конечно, День защитника Отечества. Хотя многие историки до сих пор удивляются выбору даты, что же такого происходило 23 февраля, что позволило именно эту дату выбрать в качестве праздничной. Но сама необходимость такого дня — Дня защитника Отечества не ставится под сомнение никем. Особенно теми, кто служил в армии, как это делал, например, я.

ПАТРИОТИЗМ КАК СВЕРХИДЕЯ

Н. Николаев: - Любой праздник становится официальным именно по решению государства. И поэтому государство имеет возможность формировать идеологию этих праздников. Как вы считаете, каких праздников нам сейчас не хватает? Если брать именно формирование идеологии России на будущее…

К. Калачев: - Содержание многих праздников растет снизу. Я не думаю, что государственная идеология присутствует в Дне рыбака. Я думаю, что рыбаки сами наполняют этот праздник своим собственным содержанием.

Н. Николаев: - Но это и не является всероссийским праздником, мне кажется.

К. Калачев: - Рыбаков у нас все меньше. А что касается государственной идеологии и праздников, то есть прекрасный пример — День российского единства, который должен напоминать нам о наших исторических корнях. Может быть, не всегда удачным было информационное сопровождение этого праздника. Но в последние годы было сделано многое, чтобы наполнить праздник содержанием. Снимали соответствующие фильмы и программы, объясняющие корни этого праздника, его роль и значение.

Понятно, что все так или иначе сводится к понятию «патриотизм». То есть, собственно, если говорить о государственной идеологии, а у нас по конституции не предусматривается, кстати, государственная идеология, слава Богу, но если говорить де-факто о государственной идеологии, то это, в первую очередь, любовь к Отечеству, это патриотизм. Это интересы страны выше личных интересов. Хотя в жизни чаще всего это не так.

Н. Николаев: - Праздник, мне кажется, становится по-настоящему народным, если его празднование сопровождается какой-то традицией, какими-то поведенческими вопросами.

К. Калачев: - Согласен…

Полный вариант интервью смотрите на сайте радио «Комсомольская правда» и на YouTube-канале NIKOLAEV Podcast.