Как помочь отрасли обращения с отходами «встать на ноги»

Юлия Вячеславовна Грищенкова, глава представительства GIZ в Российской Федерации
Говорим об этом вместе с главой представительства GIZ в Российской Федерации Юлией Грищенковой

- Сегодня мы работаем в открытой студии «Комсомольской правды» на втором международном форуме-выставке «Чистая страна». И у нас в гостях Юлия Вячеславовна Грищенкова, глава представительства GIZ в Российской Федерации. Это немецкая компания, которая уже 40 лет работает вообще в принципе работает на мировом рынке и в связи с этим у меня такой вопрос. Опыт компании огромный - несколько десятилетий. Вот вы здесь на форуме делитесь опытом или чему-то новому учитесь?

- Рада снова быть с «Комсомольской правдой», у «Комсомольской правды» в гостях. Там мы давно работаем и мы такие мультиспециализирующиеся в разных областях устойчивого развития, конечно, экология и система обращения с отходами - это одна из отраслей, где в последние полтора-два десятка лет мы бОльшее количество проектов проводим. И здесь мы, конечно, хотели бы поделиться конкретными практическими результатами наших проектов, которые мы ведем на протяжении последних лет в Российской Федерации.

- А давайте подробнее об этих проектах поговорим.

- С удовольствием. Это два больших проекта, один из них сейчас заканчивает первую фазу по обращению с отходами. Мы запустили этот проект практически одновременно с запуском реформы в Российской Федерации и очень рады, что смогли чем-то посодействовать, особенно нашим пилотным регионам. Мы работали как и с министерством природных ресурсов и экологии, и с публично правовой компанией «Российский экологический оператор», с ассоциацией «Чистая страна», и с пилотными регионами. У нас их три - Воронеж, Калуга и Курск.

- А в чем заключается вообще работа этого проекта вашего? Как он работает и каким образом происходило это взаимодействие с реформой, которая в России до сих пор еще идет?

- Спасибо за вопрос. Как раз мы работаем системно, то есть, выстраиваем как бы конструкцию нашего проекта по четырем направлениям. Это работа с органами государственной власти в плане доработки и изменения законодательной и нормативной базы, то есть, чтобы были рамки, понятные и хорошо выстроенные для участников отрасли. Второе направление - это демонстрационные проекты и пилотные регионы, где наш опыт прежде всего организации отрасли и обращения с отходами в Германии показываем, доводим до сведения экспертов и российских чиновников, и с помощью экспертов отбираем те моменты, которые могут быть имплементированы в Российской Федерации с поправкой, конечно же, на российские реалии. Пилоты, безусловно, повышение квалификации и просветительская деятельность - это третье направление. И распространение результатов, собственно, чем мы и занимаемся с помощью вашей «Комсомольской правды» и других средств массовой информации, публикуем различные и научные, и прикладные статьи, готовим различные брошюры для детей по тому, как можно грамотно сортировать мусор, что сейчас повсеместно вводится в Российской Федерации. Производим социальную рекламу и бесплатно предоставляем нашим партнерам по лицензии, естественно, для использования.

- Какие самые ключевые моменты, вернее, даже самые важные достижения проекта GIZ вы уже можете выделить относительно проекта, про который вы сейчас рассказываете?

- Безусловно, самые важные достижения находятся в сфере законодательной базы и в сфере пилотной деятельности. Но также и в образовательной. Был проведен масштабный, очень крупный анализ законодательной базы Германии и России, ?? правовой, - это труд порядка 500 страниц, который делался по договору финансирования с УралНИИэкология, это подведомственная организация Минприроды. И на основе этого труда частично были и будут привнесены какие-то новеллы в нормативную базу российского законодательства в сфере обращения с отходами. Второй значимый результат - это работа в пилотных регионах, это анализ территориальных схем обращения с отходами и конкретные два пилотных демонстрационных проекта в двух муниципальных образованиях Воронежской области - в городском округе Нововоронеж и в сельском округе Рамонский район, где мы создали концепцию, ну, естественно, на основании определенных аналитических разработок, концепцию организации раздельного сбора, два модельных концепта, которые уже внедряются и сопровождаются не только аналитической бумажной работой концептуального характера, но и поставкой оборудования в виде мусоровозов и контейнеров. То есть, у нас вот эти два муниципалитета практически более чем на 70% за счет проектов обеспечены техникой для организации раздельного сбора. Два учебно-методических комплекса, порядка 300 человек поучились на базе Российского Университета дружбы народов в Москве и на базе Торгово-промышленной палаты в Воронежской области из числа специалистов в сфере обращения с отходами. Прекрасные брошюры для детей, около тысячи детишек посетили зеленые уроки, очень большое количество - порядка 200 преподавателей - прошли методические семинары и могут теперь масштабировать вот эти, нести к детишкам экологические знания, потому что, конечно, если дети научат взрослых в домашней обстановке разделять отходы, то мы немножечко продвинемся вперед на пути к циркулярной экономике.

- А есть ли какие-то трудности в продвижении ваших технологий? Как народ вообще воспринимает вашу работу? Потому что мы понимаем, что то, что вы сейчас несете в наши российские регионы, вот в те пилотные регионы, про которые вы говорите, это все-таки мировой опыт, где уже отношение к отходам идет уже на осознанно потребительском уровне. У нас пока этого еще нет и до этого, мне кажется, еще идти и идти. Вот как воспринимают? Есть ли сопротивление?

- Вы знаете, я думаю, мы гораздо ближе к этому находимся, чем многие думают. Определенный скептицизм, конечно, присутствует, но, во-первых, как я уже сказала, если не попробовать это на каком-то конкретном примере, то можно сколь угодно долго теоретизировать. Германия к этому шла несколько десятков лет. Конечно, в Российской Федерации всегда любят ставить очень амбициозные цели и достигать их в рекордно короткие сроки. Я все же думаю, что там за пять лет это, конечно, нереально, но за пять лет реально немножко трансформировать сознание. И что было хорошо, вот эти регионы, в которые мы зашли с нашим проектом, во-первых, они сами этого хотели. Во-вторых, они понимали, что в старой конструкции уже не получается. И в-третьих, они реально открыто выдали всю текущую информацию и спросили совета. А когда существует вот такая партнерская открытость, всегда можно найти, где находятся узкие места в системе и их грамотно расшить. Плюс мы, конечно, свозили коллег в Германию, еще вот в допандемические времена, показали это все тоже от домохозяйства и дальше, тоже и с вашими коллегами, с журналистами, удалось посотрудничать, как в домохозяйстве в Германии это происходит, куда потом везут эти отходы, как они сортируются, как они перерабатываются, то есть, это было показано на примере. И я думаю, что, если мы вот так комплексно подходили бы в рамках каждого региона и начали бы с муниципалитета, где все обозримо и где можно узкие места посмотреть, то все, я думаю, получится. Так что я оптимист в этом смысле. Я вижу больше положительных примеров, чем недостатков. Их тоже хватает. Прежде всего, они заключаются в том, что цикл не замкнут, то есть, если человек сортирует отходы и потом видит, что их сваливают в один мусоровоз, то он не видит смысла в этом. Если говорить о материальной стороне дела, я думаю, что, если бы были какие-то послабления в плане тарифной политики для тех людей, домохозяйства которых разделяют отходы, это бы еще внесло определенный импульс в то, чтобы система заработала.

- Одно из направлений ваших - это продвижение наилучших доступных технологий. Что вы можете рассказать по этому поводу? И какие это технологии?

- Наилучшие - это значит самые передовые. А доступные - это технологии, которые по минимуму в двух местах уже реально работают. То есть, это не какие-то экспериментальные образцы, а работающие технологии, направленные на то, чтобы загрязнение окружающей среды через промышленные производства было как только это возможно сведено к минимуму. Мы активно участвовали во внедрении этой системы, очень рады, что смогли плотно повзаимодействовать с профильным департаментом министерства природных ресурсов и экологии, которое выступало пионером и двигателем этого процесса, с российским бюро наилучших и доступных технологий. И участвовали в разработке так называемых отраслевых справочников, в которых описываются технологии. Не называются марки, но описываются принципы. Мы работали опять же в пилотных отраслях, потому что проект всегда имеет начало и конец и ограниченную бюджетную базу - это горнодобывающая промышленность, цементная и нефтехимическая. Но наибольшим образом, я думаю, мы продвинулись в цементной промышленности, мы помогали первопроходцам в направлении получения комплексных экологических разрешений наших пилотных предприятий, которые в числе первых 15-и в прошлом году получили эти комплексные экологические разрешения.

- Можете сказать, в каких регионах хотя бы эти предприятия?

- В Тульской области, за Уралом, под Екатеринбургом. У нас было порядка восьми пилотных предприятий и наибольшей проработки нам удалось достичь в сфере цемента. Там, кстати, есть взаимодействия с отходной отраслью использования альтернативных источников топлива для выработки энергии. То есть, таким образом тоже достигается замкнутый цикл экономики.

- И давайте сделаем таких 3-5 основных тезиса. Вы уже назвали один - тарифная политика. Вот что-то еще, какие-то тезисы, которые нас приведут к тому, что вот мы как можно быстрее придем к осознанному экологическому потреблению здесь в России. Вот что нам должно в этом помочь, помимо тарифной политики, которую вы уже назвали?

- Ну, я думаю, что для участников рынка и для промышленных предприятий должна быть понятна законодательная база, что можно, что нельзя. Достаточно высокие штрафы тем, кто сделал то, что нельзя, четкие учет и контроль, в частности, в системе МДТ как раз один из элементов возможности получения комплексного экологического разрешения - это внедрение непрерывного автоматического автоматизированного контроля. То есть, когда широкой общественности будет доступна информация о выбросах и сбросах с промышленного предприятия твоего региона, тогда, естественно, предприятия будут за этим тоже следить.

- Это контроль общественный или государственный?

- И то, и другое. Это сейчас в процессе становления, естественно, натыкается на определенные препоны с точки зрения нежелания многих предпринимателей инвестировать в это и один из моментов, я думаю, что это дальнейшая разработка государственных стимулов внедрения наилучших доступных технологий и модернизации производства, если это положительным образом влияет на экологию. Если государство поможет путем внедрения некоторых инструментов зеленого финансирования, то предприниматели, я думаю, себе не враги.

- Спасибо вам большое.

- Спасибо.