«Таможенная карта» станет сервисом одного окна для всех трансграничных операций
А. Иванов:
- Друзья, приветствую! В Москве прошел Международный таможенный форум – одно из главных событий года для всех, кто занимается экспортом, импортом продукции. И сегодня в гостях у студии «Комсомольская правда» генеральный директор крупнейшей платежной системы «Таможенная карта» Андрей Возмилов. Здравствуйте, Андрей Валерьевич, рады вас приветствовать!
А. Возмилов:
- Добрый день!
А. Иванов:
- Первый вопрос. С чем вы приходили на этот форум? Какие темы сейчас на повестке дня у всех, кто связан с трансграничными операциями?
А. Возмилов:
- Алексей, спасибо. Как мы все знаем, таможенные службы, Федеральная таможенная служба, она активно цифровизует все свои процессы. Утверждена в мае прошлого года стратегия-2030. И вот в рамках этого мы, безусловно, ориентируясь на развитие Федеральной таможенной службы. На форуме обсуждали возможности взаимодействия, некая синергия между коммерческим сегментом рынка и Федеральной таможенной службы.
Мы, как «Таможенная карта», очень активно сейчас развиваем сервис именно в цифровой области, ориентируясь, в первую очередь, наверное, на сегмент малого и среднего бизнеса. И вот сейчас бизнес заинтересован в каких-то таких легких не дорогих сервисах, где бы они могли, в том числе, самостоятельно осуществлять таможенное декларирование, совершать платежи, собственно, вот то, что презентовала на форуме «Таможенная карта». Мы запустили нашу новую операционную систему, которая называется ТАМО. Мы презентовали сегодня руководству Федеральной таможенной службы. На нашем стенде был первый зам руководителя ФТС Давыдов Руслан Валентинович. В общем-то мы видим, что есть определенное одобрение. И как бы мы дальше будем с сообществом обсуждать, что еще дополнительно нужно для того, чтобы вот мы могли этот сервис развивать и подстраивать под развитие государственных структур.
А. Иванов:
- Я хочу попросить вас рассказать немного поподробнее о сервисах «Таможенной карты», что вы предлагаете? Допустим, если представить себе начинающего экспортера продукции, импортера продукции, тот, кто еще не знаком с вашими услугами, я так понимаю, что это не только платежи в режиме 24 на 7.
А. Возмилов:
- Да. Абсолютно точно. В этом году мы запустили новую операционную систему. Ее цель – мы хотим просто предложить такое удобное современное цифровое решение для участников ВЭД. И показать, что, в принципе, осуществление внешнеэкономической деятельности просто, прозрачно и как бы не сложно. В частности, мы ориентируемся, конечно же, на предпринимателей, которые только думают о том, что выходить на западные рынки или не выходить, искать контрагентов. Это равно интересно как импортерам, так и экспортерам.
В текущем режиме наша операционная система помимо платежей, как вы сказали 24 на 7, мы реализовали процедуру декларирования импорта. Сейчас у нас в активной фазе проработки уже тема по экспорту. Мы планируем экспорт завершить к декабрю. И у нас появятся интерфейсы, услуга по декларированию именно экспортных операций.
В 2021 году у нас появились еще дополнительные сервисы. Мы предлагаем помощь и поддержку с точки зрения юридического консультирования, с точки зрения экспертной поддержки по правильному оформлению деклараций. Сейчас у нас такая гибридная схема. У нас есть помощь и поддержка экспертов. Она делается как удаленно, так, в принципе, можно обратиться к нашему эксперту и на аутсорсе полностью мы можем помочь клиенту за него подготовить декларацию. Составить, подобрать правильный пакет документов, чтобы не терять время на таможне.
Сейчас у компаний, просто особенно у малого и среднего бизнеса не хватает компетенций. У них нет соответствующих операционных систем или ПО для того, чтобы можно было к этой инфраструктуре цифровой ФТС получить доступ. Ну, и мы понимаем, чтобы прохождение - декларация товара проходила в онлайне, ФСТ декларирует, что это в течение полутора часов проходит, все должно быть заполнено правильно, документы должны быть подобраны в соответствии и так далее. Как раз, наша система с помощью наших экспертов уже офлайн сейчас позволяет эти вещи делать с точки зрения импорта. Как я уже сказал, экспорт у нас ожидается в конце года.
Мы работаем с шестьюдесятью банками, я бы сказал, шестьдесят плюс. То есть, все крупнейшие банки – мы с ними в партнерских соглашениях. Они все имитируют нашу «Таможенную карту», то есть, у нас крупнейшие банки, которые работают с нами, например, Сбербанк, банк «Открытие», Райффайзен, Росбанк – вот они уже имитируют виртуальную карту. И, собственно, клиент, как правило, если обратился к нам на сайт, обратился к нам на сайт или обратился в банк, хочет получить «Таможенную карту» и наш сервис, правила в этом банке – есть возможность имитировать нашу карту. Либо он может выбрать любой банк, зайти на наш сайт. И можно посмотреть, какие банки являются эмитентами «Таможенной карты».
Безусловно, есть большой потенциал для роста. Сейчас, если говорить укрупненно про рынок, то рынок сконцентрирован на… у нас есть институт таможенных брокеров и таможенных представителей. И крупные компании, в том числе и малый, и средний бизнес, они, как правило, используют услуги вот такого рода организаций. И, соответственно, декларируются через них.
Мы сейчас видим просто вот во втором полугодии 2021 года всплеск, идет очень большое обращение на наш там колл, на интернет-сайт запросов именно малого и среднего бизнеса. Значит, компании понимают, что такой сервис ФТС предлагает. Они хотели бы, ну, то есть быстро декларироваться и попадать вот в эти зеленые списки таможни. Они формируются, ну, если клиент постоянно ввозит груз и качественно оформляет декларацию, если вопросов нет, их уже, они попадают в зеленый список, и там декларирование происходит еще быстрее.
Ну, как раз мы предлагаем такой аутсорс, понятный и прозрачный, где они могут абонентское обслуживание купить, могут просто какую-то разовую услугу купить, вот просто один раз иногда помочь с какой-то сложной декларацией, а дальше они уже как бы сами могут работать в нашей системе.
Наши все сервисы они связаны с Федеральной таможенной службы. Без них мы как бы не можем ничего предоставлять. Поэтому, как я уже сказал, да, действительно, они активно двигаются, у них есть стратегия «2030». Мы видим много точек соприкосновения. У нас идет очень активный диалог вот на разных этапах. Вот, как я уже говорил, по юридическим лицам, по декларированию мы процесс завершаем в этом году. Но просто как пример, сейчас очень активно обсуждается, и в том числе в таможенной службе, работа с физическими лицами. Мы все понимаем, что планка вот беспошлинной, беспошлинного ввоза она вот сейчас 200 евро, да, не так давно она была 1000. А есть ожидания, вот были ожидания, что с 1 ноября будет 50. Но, видимо, это не случится. Есть определенные сложности именно в зоне ЕврАзЭС.
То есть Российская Федерация к этому готова. Планка будет опускаться. И мы хотим тоже сделать сервис для физлиц. В частности, вот мы подготовили уже VP, мы сейчас начинаем тестирование с ФТС пассажирской декларации. То есть это когда физическое лицо – резидент Российской Федерации, везет груз, ну, не знаю там, купил дорогой фотоаппарат или там какие-то ценности, из-за границы, да, везет физически, там на самолете или там на машине, вот. Мы хотим предложить сервис, чтобы наш клиент смог за границей там в удобное время, не знаю…
А. Иванов:
- Развалившись в кресле в гостинице.
А. Возмилов:
- Да, задекларировать данный товар, оплатить пошлину, получить в каком-то виде акцепт таможни. И уже при прохождении таможни проходить через зеленый коридор, собственно, и показать на смартфоне вот конкретный чек. То есть вот мы идем в физических лиц. И как раз я хотел сказать, что, безусловно, мы это делаем вместе с Федеральной таможенной службой. И вот, собственно, стараемся цифровизовать сервис и расширять его, в том числе с юрлиц переходить на физиков.
Вообще в принципе мы хотим на платформе сделать такую синергию, чтобы клиент в принципе все вопросы, которые связаны с трансграничным перемещением груза, будь то импорт или экспорт, мог на нашей платформе решать. Безусловно, это в партнерстве с и транспортными компаниями, и с логистическими компаниями. Но чтобы вот он мог работать в одном окне и решить все свои вопросы, начиная от контрагента, страховки, транспортной компании, оплаты и декларирования.
Еще, наверное, один аспект я хотел бы обязательно отметить. Мы сейчас активно развиваем Тамошколу. Это такой образовательный портал. Мы видим большую потребность в том, что не хватает знаний, навыков и компаниям малого, среднего бизнеса, и в крупном бизнесе. Собственно, мы запустили сейчас первый курс, вот как начать деятельность ВЭД. Запустили сейчас симулятор, который показывает, дает возможность клиенту попробовать заполнить декларацию, посмотреть и увидеть, что это не сложно и можно в общем-то самостоятельно эту компетенцию у себя внутри компании нарастить, ну и, собственно, не тратить деньги для аутсорса.
Проводим вебинары тематические различные. Вот по маркировке товаров. То есть стараемся напитывать нашу аудиторию, наших клиентов новыми знаниями и навыками. И предлагаем нашим клиентам разработать, разрабатывать курс под аттестацию специалистов. То есть, например, раз в год в сжатом виде проводить работу с командой компании, которая занимается ВЭД, рассказывать, что изменилось, что нужно учесть, и так далее. и потом это понесем, конечно, в сегмент малого и среднего бизнеса.
Мы видим, что малый и средний бизнес они восстановились, ну, кто работает на территории Российской Федерации в рублевой зоне. И уже смотрят активно на запад. Я, наверное, бы так осторожно сказал, что этот спрос будет увеличиваться. Я думаю, следующий год будет прямо такой волнообразный рост.
А. Иванов:
- Спасибо. Андрей Возмилов. Если вы хотите начать торговать с западом или с востоком, но не знаете, как, вы знаете, к кому обращаться. Генеральный директор крупнейшего оператора платежных систем таможенных платежей «Таможенная карта» Андрей Возмилов был в студии радио "Комсомольская правда". Спасибо.
А. Возмилов:
- Да, спасибо всем.