Как оживает мировая экономика и восстанавливаются экономические связи между странами
А. Иванов:
- Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире Радио «Комсомольская правда». У микрофона Алексей Иванов. Мир потихоньку оправляется от пандемии коронавируса, и лучше всего это заметно по тому, как оживает мировая экономика, как восстанавливаются связи между странами, государствами. Об этом мы сегодня будем говорить с гостем в нашей студии, генеральным директором национально значимой платежной системы «Таможенная карта» Андреем Возмиловым. Андрей Валерьевич, рад вас приветствовать.
А. Возмилов:
- Спасибо большое. Добрый день.
А. Иванов:
- Мы с вами встречались незадолго до конца 2021 года, и уже тогда вы отмечали, что действительно не только восстановилась экспортно-импортная деятельность, но и даже выходила на допандемийные значения. Насколько этот тренд сохранился по итогам 2021 года или, может быть, даже укрепился?
А. Возмилов:
- В принципе мы сейчас видим уже данные ФТС, итоги подведены. 2021 год получился, в общем-то, несмотря ни на что, очень хорошим с точки зрения бизнеса, с точки зрения Российской Федерации. В целом, если говорить про сборы, сборы превысили 7 трлн. рублей и увеличились на 51% к прошлому году.
А. Иванов:
- Это таможенные сборы?
А. Возмилов:
- Таможенные сборы, да. То есть мы обычно на этот индикатор смотрим, и он прямо пропорционален объемам.
А. Иванов:
- Это включает пошлины и сборы?
А. Возмилов:
- Это пошлины, да, это и импорт, и экспорт. Я сейчас более подробно расскажу, в деталях. Из важного, что эта цифра говорит. В полтора раза больше, чем прошлый год. Безусловно, здесь основным драйвером, конечно же, являлся экспорт, и экспорт в части энергетических наших ресурсов. Мы видели высокие цены на газ, нефть. Это действительно привело к тому, что наши объемы в части экспорта существенно выросли. Но если смотреть на импорт, импортная составляющая тоже вела себя достаточно неплохо, объемы сборов по импорту увеличились на 26% к прошлому году, а прошлый год, как мы помним, он уже был лучше, чем допандемийный 2019 год. То есть в принципе ситуация очень неплохая, не побоюсь этого слова, мы предполагали рост в пределах 25-30% и наши прогнозы сбылись.
Если говорить про объемы бизнеса -«Таможенной карты», то мы тоже здесь показываем, в принципе повторяем динамику импортного рынка, мы выросли на 30%, и наш оборот составил 903 млрд. рублей по итогам 21-го года. Наверное, если говорить про импорт, еще буквально два слова скажу. Он более показателен, потому что он очищен от этих всплесков цен, которые в том числе и на политическом фоне выросли на газ и нефтепродукты. Здесь ситуация очень здоровая. Если говорить про отрасли, основным драйвером, конечно, являлись машины и оборудование и электроника. Тут мы, наверное, можем говорить на примере именно нашего портфеля, здесь мы как раз обладаем полной аналитикой, и мы видим, что именно этот отраслевой сегмент дал наибольший прирост. Автомобили и оборудование выросли на 50% и электроника и электротовары – на 37%. Практически все отрасли с точки зрения импорта выросли. Мы видим достаточно большой рост в химической промышленности, это в первую очередь полуфабрикаты для фарминдустрии для российской. Мы видим большой рост объемов именно в непродовольственных товарах, это обувь, одежда и т.д. То есть в принципе видим, что рынок восстановился, спрос не меняется, он тоже растет, ситуация в экономике в 21-м году, на наш взгляд, очень неплохая сложилась.
А. Иванов:
- Одним, наверное, из ключевых трендов 21-го года экономических, который затронул без преувеличения весь мир, это была инфляция. И мне хотелось бы понять, когда вы говорите о существенном росте импорта, существенном росте экспорта, это прежде всего в денежном выражении или в физическом?
А. Возмилов:
- Да, Алексей, абсолютно правильно. По сути, этот прирост, о котором я говорил, 51% таможенных сборов, там две составляющие. Безусловно, первое – это физический рост. А сразу, забегая вперед, скажу, что практически по всем отраслям и экспорта, и импорта мы видим рост в натуральном выражении. И, безусловно, вторая часть – это в денежном выражении, это инфляция и курсовая разница. Но, опять же, давайте на примере. Скажу, допустим, про автомобили. Это показательно, наверное, с точки зрения импортной составляющей. Как я уже сказал, в целом сборы в части автомобилей и оборудования, они увеличились на 49%, при этом физический объем импорта легковых автомобилей вырос в 1,5 раза и грузовых автомобилей в 1,5 раза. То есть в принципе видно, что объемы в физическом выражении, они растут, и растут существенно. И забегая вперед, тоже скажу, наверное, это не секрет, с точки зрения, например, легковых автомобилей практически всех марок, и брендовых топов, и в том числе эконом-сегмента, скажем так, корейские автомобили, китайские, сейчас существенный дефицит, большой отложенный спрос в Российской Федерации. Это связано в том числе и с проблемой с чипами, с полупроводниками. Также мы видим рост стоимости в этой части. И все это показывает то, что 22-й год будет не менее хорошим, горячим, и рост в сегменте автомобилей и электроники, он, на наш взгляд, гарантирован.
А. Иванов:
- Несмотря на то, что показатели очень хорошие с точки зрения бизнеса, понятно, что все равно 21-й год еще был такой, немножко в кризисном режиме проходил, потому что очень много ограничений. Какие основные проблемы, тренды, с которыми сталкивались участники внешнеэкономической деятельности, и как они их решали, в том числе, наверное, и с вашей помощью?
А. Возмилов:
- Ключевое, конечно, это логистика. Проблема с логистикой в 21-м году – это, мне кажется, такая красная нить, которая по всему году как бы двигалась. Мы помним, что когда случились эти первые пандемические ситуации в 20-м году, логистика вся нарушилась, и возникла куча проблем по всем направлениям транспортным.
А. Иванов:
- Перекосы.
А. Возмилов:
- Да. То есть логистические цепочки разрушились, и возникли проблемы во всех транспортных ветках. Это и авиа-, и автосообщение, и железнодорожный транспорт. Многие вещи, на мой взгляд, наверное, решить удалось, но в целом проблема с логистикой, она продолжит существовать весь 22-й год. Проблема в чем? То есть логистические цепочки остановились, сейчас проблема основная в стоимости. Потому что практически все компоненты подорожали, то есть и контейнерные перевозки (это, наверное, самая существенная и болезненная вещь), они выросли в 5-7 раз, скажем так, в целом, то есть это существенно.
А. Иванов:
- Вот это инфляция на самом деле.
А. Возмилов:
- Ну да. И здесь тоже проблема связана в первую очередь даже не с тем, что какой-то трафик на железных дорогах. Как правило, эти перевозки мультимодальные, там есть и корабли, дальше это перегружается на железную дорогу или автотранспорт. И вопрос даже связан не с себестоимостью услуг, а отчасти и в большей части стоимость подорожала в связи с дефицитом контейнеров. То есть эта проблема была ключевая в 21-м году, и я думаю, что в 22-м году она продолжит свое решение. Опять же, с чем это связано? Потому что когда случилась пандемия, произошел большой переток из Евразии грузов в Северную Америку, и он проходил именно с использованием контейнеров.
Второй показатель, наверное, это проблема с полупроводниками. Это коснулось, конечно, болезненно и автомобильной промышленности, и электроники, и, в общем-то, многих сфер, кто использует какие-то, скажем так, «умные» вещи, компьютеризацию и т.д. То есть это и в оборудовании сложном, и в машиностроении эти все вещи тоже как бы используются. На это наложилось еще то, что, опять же, энергетический кризис, скажем так, в конце года, в 4-м квартале развился в Европе. Все это как бы в копилку дало разгон инфляции и дополнительно рост стоимости. И 22-й год, мы тоже видим ожидания, что, например, обувь и одежда предполагаем, что вырастут процентов на 40 в этом году. Автомобили продолжают дорожать. Я даже сейчас не знаю, аналитики наперебой сейчас предлагают цифры, но вот первый квартал, говорят, на 20-30% стоимость тоже вырастет. Это связано в первую очередь в России с дефицитом. Но второе – себестоимость автомобилей растет.
А. Иванов:
- Но, насколько я знаю, ни сырьевой, ни энергетический экспорт (то, к чему мы стремимся), он тоже увеличивается. Какие там сейчас тенденции?
А. Возмилов:
- Да, Алексей, наверное, тоже это один из важных трендов 21-го года. Произошел, я бы сказал так, скачок очень серьезный именно с точки зрения несырьевого экспорта. Несырьевой экспорт по итогам 21-го года вырос на 36%, что очень много, и мы таких движений рынка не видели. Что же с точки зрения экспорта у нас продвигается, что мы продаем? Основные направления – это химическая промышленность, металлургия, деревообработка, машиностроение и сельское хозяйство. Особенно радует, сельское хозяйство Каждый год кратно увеличивается объем экспорта, и это все происходит после 14-го года, когда начались санкции, и здесь мы очень хорошо перестроились. Например, тоже показательным является поставка продовольствия в Турцию, в 21-м году тоже еще один у нас такой рекорд – Турция обогнала Китай по покупке товаров, продукции продовольствия и сельского хозяйства в Российской Федерации. Они сейчас занимают 12% доли из того, что мы вообще экспортируем, покупает Турция. Это в первую очередь подсолнечное масло, ячмень, отруби, ну, все, что связано с зерновыми культурами. Это тоже очень большой скачок, и по Турции тоже мы очень существенно выросли, показательно как раз с точки зрения несырьевого экспорта.
А. Иванов:
- Андрей Валерьевич, я бы у вас спросил еще, что, собственно, «Таможенная карта» делает для бизнеса, что вы в 21-м году, какие у вас итоги по вашей компании, может быть, какие-то новые сервисы вы ввели? Потому что я знаю, что вы пытаетесь развиваться в направлении сервисов полного цикла для экспортеров и импортеров продукции.
А. Возмилов:
- Да, Алексей, для нас тоже был очень такой хороший, я считаю, продуктивный год, мы очень серьезно трансформировали нашу бизнес-модель. Я анонсировал это в начале года, и «Комсомольской правде» мы об этом говорили, и в ряде других изданий. На сегодня мы из себя представляем национально значимую платежную систему и предоставляем уже существенный комплекс дополнительных услуг для ведения внешнеэкономической деятельности. В этом году помимо самого сервиса таможенных платежей, которые мы делаем, 24х7, мы за пустили собственную систему декларирования, мы зарегистрировали и аккредитовали в федеральной таможенной службе операционную систему с названием ТАМО, которая на сегодняшний день позволяет осуществлять не только платежи, но позволяет осуществлять декларирование импортных операций резидентами Российской Федерации. Забегая вперед, скажу, что экспортная часть у нас сейчас на выходе, мы сейчас в активной фазе тестирования, а с федеральной таможенной службой планируем этот сервис запустить уже в первом квартале 2022 года. Таким образом, мы будем говорить о том, что в рамках нашей операционной системы ТАМО ОС мы по итогам первого квартала предоставим полный комплекс для декларирования – как импортерам, так и экспортерам. Дополнительно мы развернули достаточно серьезные сервисы по экспертной и юридической поддержке для клиентов– это и помощь в декларировании, и подбор кодов ТН ВЭД, проверка контрагентов, помощь в формировании контрактов импортных, экспортных и т.д. То есть, в принципе, большой комплекс услуг мы сейчас уже реализовали в общем-то по аналогии такого МФЦ для участников внешнеэкономической деятельности.
А. Иванов:
- Вы произнесли такое словосочетание «отложенный спрос», да. И я думаю вот о чем. Сейчас начинают во всем мире снимать ограничения по коронавирусу. Мне кажется, те процессы, которые были в 2021 году, в 2022 году будут только ускоряться. Вот чего нам ждать? Будет ли инфляция ускоряться? Вы уже сказали, что цены на автомобили растут вверх. Вообще, какие основные тенденции вот именно в сфере международной торговли вы ждете?
А. Возмилов:
- Здесь такой очень широкий спектр. Сейчас сложно, наверное, сказать, что именно, что точно сложится, ну, давайте я попробую сказать вот основные направления. Первое. Сейчас эксперты тоже гадают почему – как в Европе, так и в Китае, что самое болезненное, в Китае, очень серьезно развивается энергетический кризис. Ну, в Китае, например, это связано отчасти с тем, что Китай полностью восстановился от пандемических проблем и на фоне восстановления всей мировой экономики резко возрос спрос на все. А мы знаем, что все производится в Китае, как ни крути. В этой связи потребовалось больше энергии, а Китай в целом сейчас работает в основном на угле. То есть, 50% энергоемкости – они на угле. Повлияли политические факторы, тоже так же, как и в Европе, там проблема с Австралией, а Австралия была ключевой поставщик угля на территорию Китая, и вот здесь возник дефицит. Ну, это как бы предыстория, но опять же я смотрел вот то, что считают аналитики, вот энергетический кризис – это будет, наверное, один из таких сдерживающих факторов в развитии мировой экономики в 2022 году. Это повлечет за собой определенные ограничения с точки зрения производства и поставок продукции практически во всех направлениях, потому что комплектующие, большую часть каких-то вот деталей и частей делает Китай. И это повлечет за собой, к сожалению, и рост стоимости, то есть, инфляцию. Мы сейчас тоже наблюдаем за тем, как происходит инфляционный всплеск очень серьезный в США. Слава богу, у нас торговые отношения с США небольшие в общем объеме, но уже видно, что и эксперты как бы делают оценки, что есть такой термин импорт инфляции – он уже импортируется в Европу и, соответственно, все равно каким-то образом нас это коснется. Ну и как показывает жизнь, цены на товары, как правило, растут, они никогда не падают. Поэтому, наверное, инфляция в следующем году будет не ниже, мне кажется, 2021 года. Центральный банк сейчас делает все, что с этим связано, чтобы как-то попытаться это ограничить, но, я думаю, что рост цен практически по всем категориям товаров он будет и, в том числе, если касаться, например, каких-то производств наших основных, ключевых, вот то, что вы говорили не нефтегазовый сектор, да, а это вот машины, оборудование – то, что мы производим, химическая промышленность фармацевтика – это все будет связано с тем, что будет удорожание комплектующих и, к сожалению, там полуфабрикатов…
А. Иванов:
- Андрей Валерьевич, я знаю, что «Таможенная карта» в 2021 году заключила свой первый пилотный договор с одним из российских регионов. Можете рассказать, с кем именно и в чем он заключается?
А. Возмилов:
- Да, Алексей, в 2021 году у нас стартовал проект со Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства. Здесь, соответственно, мы объединили усилия с региональными властями, и ключевая задача – это поддержка наших предпринимателей, которые хотят выйти на мировой рынок и начать международную торговлю. Это, безусловно, экспортеры, это те, кто производит продукцию на территории Российской Федерации и вот хочет просто расширить свою как бы географию. Этот опыт по итогу второго полугодия 2021 года мы считаем достаточно успешным. На первом этапе мы сосредоточились, безусловно, на поддержке с точки зрения формирования базы знаний, формирования компетенций у предпринимателей Свердловской области, которые только хотят и думают о том, как выйти на рынок. Мы провели большое количество вебинаров совместно, предложили наши учебные курсы, нашу базу знаний. Большая работа в 2021 году проведена, ну и есть план на 2022 год. В этой связи мы хотим наш положительный опыт тиражировать, мы хотим в этом году заключить договоры подобного рода с 3-5 еще крупными регионами Российской Федерации и там тоже помогать нашим предпринимателям осваиваться и преодолевать барьеры при выходе на рынок международной торговли.
И еще, наверное, один очень важный проект. Мы, безусловно, тоже работаем и активно ищем пути сотрудничества с торгово-промышленной палатой и ее представительствами в регионах. Вот в феврале месяце мы планируем стартовать наш новый проект предложить участникам и членам ТПП на всей территории Российской Федерации получать наши услуги с большой приемлемой скидкой. То есть, мы для себя выбрали и определили 16 позиций, 16 услуг, которые мы планируем предоставить – это и платежи, это и юридическая поддержка, это и экспертное сопровождение, помощь в формировании контрактов и т.д. И вот этот проект планируем запустить в феврале, и он завершится в августе 2022 года. Понимаем, что у торгово-промышленной палаты огромное количество участников и членов на территории Российской Федерации, и это, в первую очередь, малый и средний бизнес, которому, мы считаем, важным будет получить такие преференции для выхода на международный рынок.
А. Иванов:
- Планы «Таможенной карты» на 2022 год. Какие-то новые сервисы появятся?
А. Возмилов:
- Да, планы у нас тоже, большие, но и опять же крупными мазками из основного. Первое – мы хотим полностью завершить сервисы декларирования, с точки зрения импортных и экспортных операций, чтобы любые там, их достаточно много там разных конфигураций с точки зрения там декларирования, чтобы полностью покрыть все запросы любого сегмента с точки зрения юридических лиц. Безусловно, мы очень активно, я уже об этом говорил, смотрим на рынок физических лиц. Мы в первом полугодии реализуем уже платежи и оплату таможенных пошлин для физических лиц, мы тоже уже заканчиваем тестирование с ФТС, ну и планируем реализовать первый наш продукт для физиков – это пассажирская декларация. То есть, тогда, когда физлицо едет самостоятельно, любым видом транспорта – автомобилем или самолетом – и приобрел что-то дорогостоящее, и мог бы в легкой форме там на планшете или на гаджете задекларировать этот товар и пройти через зеленый коридор с такого рода грузом.
Ну и, безусловно, для нас очень важным является платежный сервис. На сегодняшний день наша доля выросла, вот в 2021 году мы занимаем уже 21%, если говорить про импортные платежи, то есть, это в принципе достаточно большая доля. А мы хотим ее увеличить до 25% в этом году. Ну и планируем дополнительно предложить нашим клиентам, как правило, это крупные компании, компании среднего бизнеса, какие-то дополнительные опции для комплексной работы по платежам.
А. Иванов:
- Спасибо. Я напомню, с нами был Андрей Возмилов, генеральный директор национально значимой платежной системы «Таможенная карта». Спасибо, что были с нами.