От дублонов до биткоинов: зачем люди постоянно придумывают новые деньги

Мария Баченина и историк экономики Вера Амосова рассказывают, как традиции, культура и стиль жизни разных народов влияли на созданные ими деньги

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.

М. Баченина:

- В эфире «Передача данных». У микрофона Мария Баченина. И у нас на связи Санкт-Петербург. Для начала – повод, по которому мы сегодня собрались. Исторический календарь гласить, что именно сегодня на американских долларах появилась надпись In God We Trust – «В бога мы верим». И подумалось мне: а никогда мы с вами не беседовали о деньгах. А точнее – об истории денег. Сегодня поговорим именно об этом. И о том, как традиции, культура, стиль жизни разных народов влияли на созданные ими деньги.

У нас в виртуальной студии из Санкт-Петербурга – культурной столицы доцент кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вера Амосова. Вера Владимировна, здравствуйте.

В. Амосова:

- Здравствуйте. Рада вас всех приветствовать.

М. Баченина:

- Как бы вы ответили на вопрос: появление денег в мире – это хорошо или плохо?

В. Амосова:

- Когда задается такой вопрос, однозначного ответа нет. И мне бы хотелось вспомнить стихотворение Александра Пушкина «Разговор книготорговца с поэтом». О чем там идет речь? Там есть прекрасные слова, которые практически включают весь смысл о деньгах:

Прекрасно. Вот же вам совет.Внемлите истине полезной:Наш век — торгаш; в сей век железныйБез денег и свободы нет

Итак, ключевое слово – свобода! Что же позволяют деньги? Прежде всего – свободу. В чем? Свобода принятия решений, свобода общения. И самое главное – свобода обмена.

М. Баченина:

- Так, ну вот обмен. Мне кажется, это та отправная точка, с которой нам можно начать. С обмена начались деньги? Или с чего-то другого?

В. Амосова:

- Однозначно опять же нельзя ответить. И опять я хотела бы привести кусочек – теперь уже из детской книжки. Это книжка Леонида Сергеева, рассказ его называется «Фантики». Речь идет о двух мальчишках, один из которых просто потрясающе любил меняться. И ему было все равно, что на что менять. И вот он рассказал, что однажды он обменял фильмоскоп на книгу. Потом книгу – на увеличительное стекло. Стекло отдал Юрке за снежную бабу, которую тот слепил во дворе. Но на следующий день была оттепель. И баба развалилась. И мальчишка остался ни с чем. Тогда он понял, что обмен бывает выгодный и невыгодный.

М. Баченина:

- Замечательно! Умели ведь писать. Хорошо, я тогда уточнить хочу. Этим отрывком вы подтверждаете, что деньги начались с обмена?

В. Амосова:

- Да, конечно. Деньги начались с обмена. Обмен был не только необходимой, но и вынужденной категорией при общении. Вот то, о чем мы говорили изначально. Первоначально обмен был такой бартерный. Какой-то один товар – на другой товар. Но это было неудобно, неинтересно. И потом – сложно. И должен был выделиться какой-то товар, на который можно было бы обменять и другие.

В разных странах в разное время в качестве этого товара выступали самые разные предметы. Например, живот скот – коровы, овцы и так далее. Кстати, в древнерусском языке слово «скот» - это не только домашние животные, но это еще и деньги. А сокровищница так и называлась – скотница. Тоже интересный момент. В других местах в качестве денег использовали зерно, соль, табак, сушеную рыбу и так далее, какао-бобы. Где что было самым интересным и самым знаковым, то и использовали.

Конечно, это было не очень удобно. И в силу сложившихся обстоятельств через какое-то время все-таки находится такой товар, который более-менее устраивает всех. И очень часто говорят, что это были как раз ракушки морского моллюска каури.

М. Баченина:

- Прям с языка снимаете! Когда вы начали перечислять соль, табак, шкуры пушных зверей, я думала: ну да, это все ценно. А в голове: а кому нужны ракушки? Я про этих каури хотела спросить: кому нужны эти ракушки?

В. Амосова:

- Они были очень удобны для обмена.

М. Баченина:

- Но они же не ценные. Это же просто сор под ногами.

В. Амосова:

- Сор – это, может быть, для Мальдивских островов в Индийском океане. Но для других стран, ведь их же развезли по всему миру. И в Азии были, и в Африке, и в Европе. И даже они были у нас в Восточной Сибири, использовались очень долго. Но самое главное, что они используются еще и сегодня. В ряде стран Африки существует целая технология изготовления этих особенных денег из ракушек каури. Лист кокосовой пальмы бросают в воду и вытаскивают после того, как с ним срастутся моллюски. Вы говорите – ракушки валяются под ногами. Ничего подобного. Никто их под ноги нам не набросал. Их еще надо получить.

М. Баченина:

- Погодите, эти ракушки каури разве на мировом фондовом рынке имеют какую-то ценность?

В. Амосова:

- Сейчас, конечно, нет.

М. Баченина:

- Я об этом толкую. Я понимаю, когда пушнина, золото, серебро, кожа, соль, табак. Это да. Специи. Это то, что нам нужно для жизни. А ракушки – какая там ценность? Я никак не могу уловить этот момент. Почему они использовались в виде так называемых денег для обмена?

Фото: unecon.ru

В. Амосова:

- Я же вам привожу пример, что даже сегодня в некоторых внутренних районах Африки можно за услугу заплатить ракушкой. В Западной Африке можно приобрести топор за 150 каури. Можно купить хлопчатобумажную ткань за 600 каури. И так далее. И сейчас можно их использовать в качестве денег. Да, я с вами совершенно согласна, что в мировом масштабе это типа экзотики. Но вместе с тем, это тоже очень интересно.

Вот, например, Меланезии применяются деньги под названием «тамбу» - «великий, священный». Это тоже очень интересные ракушки моллюска. Им предается не меньшее значение, чем в некоторых развитых странах американскому доллару. Просто каждый на своем месте. Более того, эти знаменитые раковинки тамбу, они ценятся больше, чем здоровье и жизнь. На тамбу можно приобрести даже бессмертие. Поскольку в священную страну могут попасть только души очень богатых. Это не только материальная, но еще и духовная ценность. А сегодня это очень даже актуально.

М. Баченина:

- А есть сведения о том, у каких народов впервые появилось то, что можно называть деньгами?

В. Амосова:

- Смотря что понимать под деньгами. Если монеты металлические, то да, конечно. Это приблизительно V-VII век до нашей эры. Но здесь еще вот какой момент. Что те деньги, которые мы представляем в качестве монет сегодня, они прошли очень большую эволюцию. То есть сначала это были бруски, кольца, полукольца. Кстати, здесь можно еще напомнить о таком слове как «талант». Что такое талант? Мы все привыкли к тому, что…

М. Баченина:

- …это качества человека, таланты в чем-то. Но я еще знаю, что так называется денежная единица. Правда, у каких народов, не могу вспомнить.

В. Амосова:

- Это было, прежде всего, мерой веса – талант. Самую крупную. Например, вес живого быка. И греческий талант в свое время весил от 26 до 60 килограммов. Если говорить об этом, то, конечно, большая эволюция от тех денег, которые использовались, до сегодняшних монет. Те же самые шкуры, которые использовались, их же особенно натягивали, они имели особую форму, особое содержание. И с ними было даже очень непросто. Не зря же есть такая поговорка: вес да мера – им и вера. То есть использовались не деньги, как мы привыкли, монетные, а именно как гири, как вес того или иного товара.

М. Баченина:

- А в какой момент стало необходимо подкреплять деньги ценными металлами? Или так: когда деньги заимели свою ценность?

В. Амосова:

- Я немножечко еще остановлюсь на том, в какое время и в какой стране монеты стали круглые. Очень многие думают, что в Китае. Нет, не в Китае, а в Лидии. Так называлось небольшое государство на западе Малой Азии. И через Лидию проходили оживленные торговые пути и в Грецию, и в страны Востока. И поэтому понадобилась монета, которая была бы очень удобна для обмена и обращения.

Теперь отвечаю на ваш вопрос. Для того, чтобы обмен был эквивалентный, надо, чтобы и наш всеобщий эквивалент имел какую-то ценность. В качестве этой ценности были выбраны различные металлы. Это была и медь, это было и серебро, это было и золото. То есть в различные времена разные металлы играли роль всеобщего эквивалента. Почему они? Потому что они, во-первых, обладают определенной сохранностью. Они обладают тем, что можно их использовать в течение достаточно длительного времени. Они являются носителями эквивалентного обмена. И они достаточно удобны в передаче от одного продавца к другому продавцу, к покупателю и так далее. С одной стороны, это удобство. А с другой стороны, это то, что в небольшом количестве они воплощали достаточно большие доли эквивалента.

М. Баченина:

- Вы что-нибудь знаете про первых фальшивомонетчиков?

В. Амосова:

- Первые фальшивомонетчики были на острове Родос, их поймали где-то в V веке. Количество содержания золота или других металлов не соответствовало тому, что было указано на данной монете.

М. Баченина:

- Они как бы исправляли номинал?

В. Амосова:

- Совершенно верно. Номинал не соответствовал тому, что было написано на номинале.

М. Баченина:

- Монеты чеканятся. Это выбито, выковано. А как же они подтачивали?

В. Амосова:

- Там было очень много способов разных. Один из способов, когда делается монетка, у нее есть несколько сторон. И у нее есть еще и боковая сторона, на которой обычно есть маленькие насечки. А вот то, что остается от этих маленьких насечек, если их собрать, то можно тоже изготовить маленькие монетки. И вот эти маленькие монетки как раз и могут быть фальшивыми.

Есть еще другой способ изготовления. К этому прибегали не один раз фальшивомонетчики. Это было во Франции во времена Филиппа Красивого IV. Он еще и получил имя Филипп Фальшивомонетчик. Когда количество благородных металлов, которое должно содержаться в монетах, было гораздо меньше. У нас на Руси тоже неоднократно это бывало. И это было и во времена Александра I. И только во времена Николая I была проведена денежная реформа. Он постарался восстановить соответствие с денежным эквивалентом.

Фото: Гусева Евгения / photo.kp.ru

М. Баченина:

- Красиво жить не запретишь. Я тут прочитала, что, по мнению искусствоведов, последние бумажные деньги Российской империи превосходили любые банкноты других стран по стилистике, тонкости деталей, количеству защитных элементов, то, что портреты стали водяным знаком. А какие деньги самые красивые?

В. Амосова:

- Конечно, наши, российские. Мне нравятся наши деньги. Красивые, достойные. Более того, на наших купюрах наиболее интересные наши города отмечены, достижения. По нашим купюрам, если заниматься с детьми, можно изучать историю Россию. Географию, как минимум. Там есть практически все города. И если посмотреть – мост во Владивостоке. Памятник затопленным кораблям в Севастополе. Не говоря уже про Петербург и так далее. Очень много интересного.

М. Баченина:

- И потом за правильный ответ отдавать им купюры. Современные деньги ведь потребуют. Ладно, у нас не о педагогике речь. А расскажите мне про любопытные деньги. Не зря коллекционеры охотятся за какими-то определенными образцами. Вот что вам на ум приходит, когда я спрашиваю о любопытных образцах?

В. Амосова:

- Нумизматика – это монеты.

М. Баченина:

- Я и про купюры говорю. В целом, чтобы не ограничивать вас.

В. Амосова:

- Я думаю, что с точки зрения исторического аспекта практически все купюры интересные. И евро интересные, и динары, и талер интересный, и фунт. Они все несут свою смысловую историческую, политическую, экономическую нагрузку. А если наши деньги посмотреть, например, при Екатерине – «катеньки», потом – керенки какие были во времена, когда было все не особенно узаконено. Потом те деньги, которые были до 1961 года, они были такие большие. После 1961 года – такие поменьше стали.

А что касается сейчас, то очень многие купюры, на мой взгляд, можно было бы сделать немножко по-другому. Не с точки зрения красоты, а с точки зрения цвета. Очень часто особенно пожилые люди путают 200 рублей и 2 тысячи. Они близкие по цвету. Они путают 50 и 500.

М. Баченина:

- Вы говорите с точки зрения практичности. А вообще как придумывается или решается, какого цвета должна быть купюра? Что должно быть на ней изображено?

В. Амосова:

- Это вопрос не совсем ко мне. Я помню, когда речь шла о новых купюрах, даже было всеобщее голосование, какие достопримечательности разместить на какой купюре и как это произвести. Очень много моментов связаны с защитой этих купюр. На это тоже должен отвечать специалист.

М. Баченина:

- Еще в историю уйду. Помню, тоже читала, что любой человек, когда изобрели деньги, мог прийти в банк и обменять эти деньги на золото. Получается, что у богатых людей были где-то в закромах – в скотницах – горы этого золота?

В. Амосова:

- Это золотовалютный резерв. Но это далеко не всегда у нас был обмен на золото. При Николае I хотели, чтобы все бумажные ассигнации были принесены и обменены на золото. Но когда посмотрели, что золотовалютный резерв не позволяет этого сделать, вот и не сделали.

М. Баченина:

- Теперь в современность. Появление биткоина называют революцией денег. Согласитесь ли вы с этим утверждением? Если вернуться в прошлое, какие события в истории денег тоже можно назвать поворотными или революционными?

В. Амосова:

- Что касается биткоина и этих современных валют, мне это все вообще не нравится. На мой взгляд, там в основном какие-то странные спекулятивные лежат основы. И потом, они какого-то мошенничество толка. Я сюда даже не берусь никаких оценок давать. Я бы была очень аккуратна в приобретении этих новомодных валют. Мне кажется, что это исключительно фиктивный капитал, который не имеет под собой должного основания.

М. Баченина:

- Спасибо!