Каршеринг - добро или зло?

Макеев Иван/photo.kp.ru
В эфире Радио «Комсомольская правда» генеральный директор YouDrive Алексей Сергеев и директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников обсуждают, почему в обществе негативное отношение к каршерингу и как это исправить
,

А. Челышев:

- Добрый вечер! У микрофона Антон Челышев. Сегодня мы поговорим о каршеринге в программе «Портрет явления». Мнений об этом виде транспорта множество. Кто-то считает, что это хорошо и удобно – заплатил, пользуешься вместо личного авто, не надо беспокоиться о плате за парковку и охранении. Другие считают, что от водителей арендованных автомобилей исходит главная опасность на дороге. Точнее, первая – опасность таксисты, а вот на втором – точно каршеринг.

В конце декабря экспертный центр «Движение без опасности» провел масштабное исследование, посвященное каршерингу, которое показало довольно неожиданную для многих картину. Итак, мифы и правда о каршеринге.

В нашей студии генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников. Вадим, приветствую!

В. Мельников:

- Добрый вечер!

А. Челышев:

- Генеральный директор компании YouDrive Алексей Сергеев. Здравствуйте!

А. Сергеев:

- Добрый вечер!

А. Челышев:

- Сразу вопрос, который мы задаем. Хочется оттолкнуться от мнения многих о каршеринге, о том, что каршеринг – это опасно. Что не так с имиджем каршеринга? Насколько он обоснован? Можно звонить в прямой эфир по телефону 8.800-200-97-02.

Вадим, кратко.

В. Мельников:

- Антон, предлагаю сейчас дать слово Алексею для того, чтобы он дал свой первый ответ как представитель одного из китов того самого бизнеса, каршеринга, который активно развивается в России. Что не так с точки зрения имиджа в области безопасности. Вот если сейчас буквально открыл новостную ленту Яндекса, читаю: на МКАД произошла авария с каршерингом, две девушки пострадали в аварии с каршерингом, авария с каршерингом. И так далее.

Откуда столько событий? И что с этим делать?

А. Сергеев:

- Мне кажется, что дело не в событиях в каршеринге, а в событиях в целом, которые происходят в Москве. Снегопад всех завалил и поэтому аварий много. То, что каршеринг можно выделить на общем фоне, то это просто еще одно громкое слово, которое можно просто добавить к любому ДТП, если есть такое желание. Это просто характеристика, которая ничего не значит как возможность чуть усилить новость.

Я не думаю, что именно каршеринг стал причиной проблемой или такси. Аврий, в принципе, много.

А. Челышев:

- Если убрать за скобки московский снегопад, то у вас такая же картина складывается? По цифрам, которые есть у вашего бизнеса?

А. Сергеев:

- По нашим цифрам количество ДТП на пользователя за последние четыре года держится достаточно стабильно. И не растет. Наоборот, мы делаем всевозможные инициативы внутри продукта и пытаемся развивать всевозможные способы контроля того, что делают пользователи. И обучать их более аккуратному стилю вождения. При этом есть одна особенность с каршерингом, которую не все понимают. Самый главный страх у людей, когда они начинают пользоваться каршерингом – на меня повесят любые повреждения машины. И с меня потом будут снимать деньги, я привязал карту. Страх, на самом деле, не очень обоснованный, но он влияет на то, как люди используют машины. И зачастую пользователи, наоборот, ездят аккуратнее, потому что боятся, что свою-то машину можно поставить, будет в ней вмятина, так будет. А если машина арендована, наоборот.

В. Мельников:

- В ситуации, когда сейчас вся Москва наполнена фотографиями, когда кто-то бросил машину каршеринга посередине парковки, а дальше никто выехать не может, причем здесь аккуратность? Мне кажется, как раз, все пользуются традицией, что самая проходимая машина какая? Казенная. И дальше все получается оттуда. Причем, самое интересное, вы сейчас сказали, что вы учите каким-то образом водителей менять модель ведения, а как подробней с этим? Как вы заставляете их измениться? Ну, если вы говорите, что это просто прибавка, то почему происходит определенное изменение модели поведения, мы видим это, в том числе, и по статистике, которая очевидная и объективная с точки зрения пользования транспортом личным либо каршерингом.

А. Сергеев:

- У нас методологии следующие. У нас есть система ре йтингов пользователей. Если ты аккуратно водишь, к тебе нет претензий, то у тебя рейтинг повышается. И мы тебе даем всевозможные фишки, у тебя появляется больше доступных автомобилей, появляются автомобили более премиальнгоо сегмента, которые ты так просто не можешь взять. Появляются дополнительные скидки, которые как бы стимулируют людей на что, так мой рейтинг должен расти. В противном случае, если пользователь неаккуратно водит, мы наблюдаем, что у него происходят нарушения, мы получаем штрафы, перенаправляем это пользователям потом, мы этого пользователя вплоть до блокировки можем довести, если он не соблюдает какие-то нормы.

А. Челышев:

- Какой процент пользователей вы уже отправили в бан?

А. Сергеев:

- Прямо сейчас я вам не скажу процент, потому что за четыре года через нас прошло довольно много.

В. Мельников:

- Десятки процентов, просто…

А. Сергеев:

- Единицы, конечно, процентов, потому что, в принципе, совершают нарушения единицы.

А. Челышев:

- А за что легче в бан угодить? За, действительно, опасное вождение? За какие-то маневры, которые грозят ДТП? Или, например, за неоплату услуг, условно говоря?

А. Сергеев:

- Финансовая недисциплинированность – чуть более частый случай, чем реальные нарушения, поэтому вероятность попасть в бан за то, что у тебя карта, с нее не списываются деньги, она чуть выше. Второй важный момент, из-за которого люди попадают в бан, он к этой истории не относится – это попытка сесть за руль автомобиля под аккаунтом, который не тебе принадлежит. Когда пользователя передают свои аккаунты другим лицам или аккаунты были угнаны, мы с этим боремся. Сейчас у нас есть софт-проверки, которые не позволяют людям садиться и в момент, когда происходит проверка, там оказывается не тот человек, на которого зарегистрирован аккаунт, тут же этот аккаунт оказывается в бане.

У нас уже по популярности третья история, связанная с тем, что люди по телематике мы видим, что нарушают скоростной режим. И мы уже к ним обращаемся в какой-то момент, мы их блокируем.

В. Мельников:

- А в какой? Какая должна быть скорость, исходя из ваших данных, чтобы вы его отлучили от активного пользования вашим сервисом?

А. Сергеев:

- Конкретные бланки я вам сейчас не скажу, то есть, у нас есть момент, когда оператор звонит и связывается с пользователем. И сообщает ему о правонарушениях. При повторных правонарушениях человека отмечают во внутренней системе как человека потенциально опасного. И после того, как с этой отметкой сталкивается следующий раз, при повторном нарушении его блокируют.

В. Мельников:

- Алексей, в сети, наверное, в некоем общем представлении есть ощущение, что каршеринг – это такая история, которой часто пользуются для того, чтобы попользоваться не совсем хорошо, хотя я, конечно, понимаю, что есть большое количество пользователей, которые очень правильно и очень активно используют это средство передвижения, потому что оно нужно. В итоге, мне кажется, это несколько влияет на некую имиджевую составляющую.

А. Челышев:

- Это не на самом деле так? Или людям кажется, что это так?

В. Мельников:

- Это имидж. И дальше вопрос, помимо того, как развивается это направление, как-то, например, может быть связано с развитием внутреннего туризма, внутренних поездок. То, что сейчас происходит, то, что вы приучаете людей пользоваться транспортом, когда это надо, у вас большое количество сервисов, вы, в том числе, такси даете, когда это надо для работы. А дальше получается, что люди в информационном пространстве все чаще слышат, что это вседозволенная история. И кажется, что это влияет и на их модель поведения. Вот что вы делаете для того, чтобы улучшить свой имидж в хорошем смысле этого слова?

А. Сергеев:

- Первое, что мы делаем, это работаем с каждым случаем, с каждым нарушением. В случае ДТП обязательно участвуют наши техники, мы консультируем, работаем с людьми, которые в этих ДТП участвуют. Далее мы развиваем тему аккуратного вождения – это наша инициатива по развитию стиля вождения, коммуникации, что типа будьте аккуратнее, это машина чужая, но это не значит, что вам на ней можно ездить как угодно.

И довольно важная история, которую мы в очередной раз хотим поднять, о которой мы говорим с 2017 года, что должен быть единый список, черный список пользователей, которые нарушили какие-то условия использования. И дальше их нельзя допускать к вождению не только в нашем каршеринге, но и во всех остальных. Надеюсь, что в этом году эта инициатива, наконец, дойдет до какой-то реализации. И все каршеринги договорятся обмениваться данными о таких пользователях. И блокировать их.

А. Челышев:

- Это очень важная тема.

Пишут потихонечку люди: «Езжу по Москве каждый день, в каршеринге ездят безответственные люди. Это мое мнение». Обоснуйте, уважаемый слушатель, почему это так? «В нашем дворе каршеринг регулярно закрывает проезд». Видимо идет речь о выезде с парковки.

Хотелось бы не о частностях, которые тоже важны, а именно по сути. Почему, с вашей точки зрения у каршеринга есть проблемы с имиджем? Может, вам кажется, что все хорошо, их нет? И каршеринг не является дорожным пугалом.

В. Мельников:

- Антон, обрати внимание, слушатели пишут те же вещи, на которые мы обращаем внимание. И если возвращаться к теме, которую мы затронули, черный список. Вы – IT-компании, которые занимаются этим уже несколько лет. Создать базу данных черного списка и обменяться на три-четыре игрока? В чем была сложность?

А. Челышев:

- Не была, а есть, потому что базы нет до сих пор. Алексей, понятно, что это вопрос не только к вам, ко всем компаниям, но, тем не менее, вопрос важный.

А. Сергеев:

- Мне кажется, что до сих пор основная проблема каршеринга – была проблема роста. И все ей уделяли слишком много внимания, тем самым не слишком заботясь об имидже. Тема каршеринга инновационная, интересная, которая людей драйвит и впечатляет. Поэтому кажется, что, ну, ладно, какой-то негативный имидж у кого-то появляется, что с ним работать, когда мы про индустрию интересно говорим.

И это именно проблема роста. В момент, когда ты достигаешь какой-то зрелости рынка, когда этот рынок уже сформирован, встает вопрос: а кто ты на этом рынке? И какие у этого рынка особенности и так далее. И возникают вопросы, связанные с имиджем. Мне кажется, что на росте эту инициативу никто поддерживать не хотел, гораздо важнее было поставить новые машины, побыстрее занять долю, начать масштабироваться. А сейчас момент не то, что упущен, но кажется, что мы немного начали терять с точки зрения восприятия пользователей. И теперь, думаю, все уделят этому пристальное внимание. Наконец, начнут договариваться.

Проблема, скорее, не в IT-системе, а в регламентах, чтобы общие требования были плюс-минус одинаковыми, чтобы все друг другу доверяли, никто не начал сливать списки: а вот у нас человек скорость нарушил, поэтому давайте вы все его заблокируйте. Это же можно как манипуляцию использовать. Мне кажется, что момент опасения манипуляции прошел. Сейчас вопрос договориться о регламентах.

А. Челышев:

- Сейчас, мне кажется, вопрос, знаете, какой? То, о чем вы сейчас говорите, собственно, и раньше было такое ощущение, точнее, даже уверенность в том, что в случае с каршерингом у нас, к сожалению, экономика превалирует над безопасностью. То, что вы говорите, это только подтверждает.

В. Мельников:

- А при этом вся госполитика и те тезисы, которые закреплены в официальных документах, стратегия национальных проектов декларирует, что безопасность должна превышать любые вещи, связанные с экономикой.

А. Челышев:

- Это в случае с государственными целями и задачами, к которым относится, безусловно, и безопасность дорожного движения. Бизнес почему-то пока не особо в это дело впрягается в хорошем смысле этого слова. Что такое черный список? Это, по сути, невозможность брать деньги, это потеря клиента. Бизнес не хочет терять клиента. Но мы же не только о деньгах заботимся, но и о людях.

Давайте поговорим о цифрах. Всем интересно говорить о количестве ДТп, потому что все считают, что каршеринг – это аварийно-опасная история. Если заглянуть в итоги исследования, которое провел экспертный центр «Движение без опасности», директор которого сейчас в нашей студии присутствует, то получается, что рост числа ДТП с автомобилями каршеринга в 2019 году составил 340%. Но, казалось бы, это очень много, это в три с половиной раза выросло число ДТП. Но за это же время и количество пользователей каршеринга увеличилось примерно на столько же – в три с половиной раза. Есть прямая зависимость ДТП и количества пользователей сервисов краткосрочной аренды. Но ведь, наверное, хотелось стремиться к снижению аварийности? Можно сколько угодно прятаться, как мне кажется, за цифрами роста числа автомобилей и числа пользователей, а если в десять раз увеличится число пользователей? Число ДТП должно увеличиться? И мы принимать это как должное? Вряд ли.

В. Мельников:

- Антон, хорошо, что ты обратил внимание на эти цифры. Я, действительно, полностью поддерживаю историю о том, что иногда в прессе позиции компании, занимающиеся этим бизнесом, слышим такой тезис: да, рост идет, он пропорционален количеству пользователей. Но до какого предела этот рост будет? Наверное, здесь важно вспомнить крест вот этот снижения смертности на дорогах и аварийности, точнее, автомобилизации, который удалось достичь Российской Федерации за последнее время. И хочется понять, когда вот этот крест наступит при развитии каршеринга? Когда аварий будет становиться все меньше, несмотря на дальнейший рост пользователей?

А. Челышев:

- Что, кстати, у нас произошло на дорогах России, потому что за последние десять лет у нас количество ДТП сократилось и, главное, жертв больше чем в два раза, около двух раз. А число автомобилей у нас выросло на 150%, если я не ошибаюсь или еще больше.

Алексей, и вам отдуваться за весь сегмент, уж простите.

А. Сергеев:

- Хорошо. Я тут отмечу одну особенность в том, что вы привели цифры роста пользователей и роста ДТП. Вы не посчитали рост количества поездок на пользователя, который тоже произошел за этот год. Люди стали не только больше ездить на каршеринге, но люди стали ездить чаще. А это означает уже на поездку снижение количества ДТП. Я думаю, что сейчас, как и YouDrive, и остальные каршеринги очень заинтересованы в снижении, на самом деле, аварий на поездку, на пользователя. Просто не происходит некоей синергии между разными компаниями, но у меня внутри бизнеса каждое ДТП – это проблема, это удар по бизнесу, поэтому я вам заинтересован в том, чтобы снижать это количество. Поэтому мы вводим эту инициативу. Конечно, хотелось бы говорить, что это и по-человечески правильно и хорошо, что люди не попадают в аварии. Это, правда, так. Но это еще и важно для бизнеса, показатель количества ДТП, поэтому появляются инициативы. Не только потому, что это нужно и государство сказало или еще что-то. И оно будет развиваться

То, что, наконец, произойдет, надеюсь, сдвинется история с черным списком, это, скорее, зрелость рынка, когда все свои инициативы уже запустили. И готовы принять, что рынок уже изменился, надо бы с этим работать. Это не то, чтобы никто об этом не думает. Вообще-то, по бизнесу мы об этом думаем очень давно.

А. Челышев:

- Это удивительное дело, почему бизнес не может договориться! Ладно, одни хотели, были бы сроки, споры по поводу принятие этого черного списка, какого-то переходного периода, но ведь даже этого нет!

В. Мельников:

- Не так много, пять игроков.

А. Челышев:

- Давайте послушаем народ. У нас на связи Дмитрий из Москвы.

Дмитрий:

- Здравствуйте!

А. Челышев:

- Нам вас отрекомендовали, как водителя каршерингового автомобиля.

Дмитрий:

- Да. Я сейчас стою в пробках в центре. Спасибо большое. Уезжаем в отпуск в Сочи на машинах YouDrive, Отлично все! И я активный пользователь каршеринга. Благодаря пандемии купил машину, могу сравнивать. Своя машина мне что-то как-то не очень нравится. Потому что дороже. Кстати, я купил себе подержанную с пробегом 100 тысяч. И я смотрю, когда у меня расход бензин, шины у меня столько стоят, сколько целый месяц на каршеринге, например. Это очень сильно расстраивает.

В. Мельников:

- Дмитрий, по поводу шин и пользования. Сейчас в Москве сложные погодные условия. Вы уверены, что на том автомобиле, на котором вы едете, стоит качественная резина?

Дмитрий:

- А я проверил. Да.

В. Мельников:

- А как вы проверили?

Дмитрий:

- А я подошел, посмотрел марку. Не скрипучка, но вполне ничего.

В. Мельников:

- Мне кажется, это хороший пример того, что должны делать все пользователи, потому что…

Дмитрий:

- Согласен, потому что эта штука немножко дисциплинирует. И разные ситуации бывали, да. И я хотел бы по поводу ДТП вас немного поправить. Последние годы доступна статистика страховых компаний. И последние два года каршеринг при нормировании на одного человека показывает очень существенное количество ДТП на одного человека. И это факт.

А. Челышев:

- Вы имеете в виду на одного пользователя?

Дмитрий:

- Ну, да.

А. Челышев:

- Человека, зарегистрированного в системе.

Дмитрий:

- Да. ДТП – количество по сравнению со всем средним. И там получается температура ниже, чем в среднем по всем автомобилистам, по всем пользователям каршеринга. И это факт состоявшийся. Эту историю обсуждали в этом году уже.

И второй момент. У каршеринга, конечно, есть как плюсы, так и минусы. Я считаю, что это позитивная вещь, что есть такая возможность.

А. Челышев:

- Спасибо вам за звонок! Мы говорим не только о цифрах, которые появляются при разного рода исследованиях и подсчетах, но и в целом об имидже, С имиджем-то что будем делать? И когда начнем?

У нас есть несколько звонков. Одному из слушателей мы позвонили. Он написал нам в WhatsApp, представился тренером по контраварийной подготовке и говорит, что ему есть, что рассказать про каршеринг. Николай, здравствуйте. Что вам есть рассказать про каршеринг?

Николай:

- Я провожу обучение в Москве, где каршеринг очень сильно развит по сравнению с другими регионами. Есть несколько проблем у каршеринга. Но нельзя, конечно, отрицать, что каршеринг удобен, и для многих он является хорошей альтернативой общественному транспорту (и личному автомобилю, кстати, тоже).

Смотрите, какие сложности есть у каршеринга. Первая сложность. Люди иногда используют каршеринг как способ обучения. Есть такая тенденция, что человек не имеет своего собственного автомобиля, он вообще думает: а нужен ли он мне? И, не имея вообще никакого опыта, садится за руль и получает опыт на каршеринге. Потому что свою машину купить дорогу, инструктора оплатить тоже не готовы, учатся с помощью знакомых и т.д., иногда садятся в автомобили одни.

А. Челышев:

- А как же они сядут, если у них прав нет?

Николай:

- Я имею в виду те случаи, когда у человека есть права, но он долгое время не ездил. Стаж у него, может быть, и 10 лет, но по факту его нет.

А. Челышев:

- Вопрос к Алексею. Много ли таких кейсов вы видите по своей статистике, в вашем бизнесе?

А. Сергеев:

- Мы не выделяем кейсы, когда люди имеют формальный стаж, но при этом ни разу не ездили. У нас нет способов об этом узнать. Небольшой перекос в то, что с более молодыми происходит больше ДТП, есть, но, мне кажется, подобная ситуация в целом – что больше новичков попадает в ДТП, чем людей опытных, поскольку опыт – это важная часть. Я не знаю, в чем разница, каршеринг или ты купил новую машину. Человек в любом случае оказывается на дороге, и ему надо учиться.

А. Челышев:

- Вне зависимости от того, какой у него автомобиль. Николай, я знаю, что тренеры, инструкторы много ездят по городу, и им всегда есть, что сказать о главных источниках опасности на дорогах. Кто-то жалуется на таксистов, кто-то на каршеринг, кто-то еще на кого-то. Николай, у вас есть какие-то…

Николай:

- Такси и каршеринг это два самые выделяемых мной объекта. Вообще опаснее всего водят те, у кого есть какая-то спешка. Кстати говоря, по поводу каршеринга. Сейчас стало лучше. Потому что раньше люди брали тарифы поминутные, и это стимулировало ехать быстрее (быстрее приеду – меньше потрачу). Насколько я знаю, сейчас тарифы стали более гибкими, можно взять, допустим, 2 часа, и это будет дешевле, чем, например, проехаться 40 минут по городу. Поэтому каршеринг становится безопаснее. Мне больше нравится, как каршеринг начинает ездить.

С таксистами все как было не очень хорошо, так и осталось. Потому что они спешат, и мы это видим на дорогах.

В. Мельников:

- Снова с имиджем что-то не то. Алексей, у нас сейчас действительно активно дается тема, связанная с развитием внутреннего туризма, поездок. Люди ездят из региона в регион и т.д. Представим себе ситуацию. Житель какого-то региона, республики, который находится где-то вдалеке от Петербурга и Москвы. У него есть права, он пользователь автомобиля, он продвинутый, любит современные технологии. И вот он приезжает в Москву или в Петербург.

А. Челышев:

- На каршеринге?

В. Мельников:

- Нет, на самолете. И очень хочет воспользоваться каршерингом, потому что слышал, знает, что это круто и удобно. Но готов ли он к тому, чтобы окунуться в движение столичных мегаполисов со своим опытом? Что делать с такими людьми? Мы согласимся, что опыт вождения…

А. Челышев:

- Опыт вождения в разных регионах, к сожалению, отличается очень сильно зачастую.

А. Сергеев:

- Вы все время рассуждаете с точки зрения того, что каршерингом пользуются какие-то олени, которые носятся с огромной скоростью.

А. Челышев:

- Мы ни разу не говорили в эфире слово «олень».

А. Сергеев:

- Когда люди опасаются (а люди, приехавшие в большой город, опасаются ездить там) повреждений и денег, которые с них спишут за эти повреждения, они ездят аккуратнее и осторожнее. Это на самом деле происходит в принципе с людьми, которые приезжают из регионов, даже на своих автомобилях. Они ездят осторожнее в Москве, чем все вокруг, потому что ситуация их пугает. Они не начинают лихачить, и в аварии они поэтому не попадают.

В. Мельников:

- Я соглашусь с Антоном, что мы никого не обзывали. Но смысл в том, есть ли какой-то инструмент адаптации, причем очень резкой адаптации человека, который водит в одних условиях, а потом попадает в другие? Может быть, есть какой-то сервис или какое-то голосовое напутствие из серии: дорогой, откуда ты приехал, есть ли у тебя навык вождения в этом городе, знаешь ли ты навигацию и так далее? Я к тому, что, учитывая, что интенсивность вашего пользования сервисом все больше и больше растет, мне кажется, про это уже сейчас нужно думать. У нас есть, например, южные регионы. Все знают про то, что в одной из южных республик водят вообще таким образом, что коренные москвичи боятся туда заезжать на своих автомобилях. Я так понимаю, что каршеринг и в этих регионах будет в ближайшее время все интенсивнее развиваться. Есть ли там какие-то программы адаптации? Допустим, уверенный в себе москвич приезжает отдохнуть на море и берет автомобиль. Есть ли какая-то возможность его адаптировать, причем быстро?

А. Сергеев:

- Быстро-быстро, конечно, я вам сейчас навскидку не скажу, есть ли какие-то вещи. Мы используем наши инструменты, которые у нас есть. Основная мотивация получается за счет рейтингов, потому что рейтинги у нас активно используются, и они напрямую влияют на доступность автомобилей и на деньги, которые ты платишь. Именно поэтому многие пользователи активно с нами остаются, не уходят к конкурирующим приложениям. И кажется, что такая позитивная мотивация очень полезна.

Второе – это оборудование, которое позволяет снимать всевозможные особенности движения, резкие входы в повороты, нарушение скоростного режима, мы с этим тоже работаем и будем эту тему активно развивать. Я не говорю о том, что мы будем выключать машину, штрафовать, не давать людям ездить. Я не думаю, что мы можем сделать это жестче, зарегламентировать сильнее, учитывая то, что у нас в принципе по камерам людей, нарушающих на 19 км в час, никто не штрафует. Казалось бы, введи здесь 0 – и все сразу начнут ездить по-другому. Но почему-то государство этого не делает. Наверное, потому что слишком много штрафов сразу прилетит, и люди будут очень громко кричать о том, что их раздевают. Но работать с этим, очевидно, надо, и мы этим занимаемся.

А. Челышев:

- Алексей, вы говорите о том, что водители каршеринга стремятся ездить безопасно, потому что опасаются ответственности за поврежденный автомобиль. Но что мы видим? Если сравним нарушения, приведшие к ДТП по вине водителей, для водителей каршеринга и для водителей личных автомобилей… Если для водителей личных авто неправильный выбор дистанции – причина 10% ДТП, то для водителей каршеринга – 23. Несоответствие скорости конкретным условиям движения: для водителей личных автомобилей – 9% ДТП, для водителей каршеринга – 17% ДТП. Это как-то не очень коррелируется с тем, что вы говорите, что водители каршеринга стремятся водить более безопасно, потому что они опасаются за последствия. То есть получается, что есть какая-то сила, которая заставляет их преодолевать страх за последствия – русский авось или что-то еще. Это, в любом случае, у нас в головах сидит. Планирует ли каршеринг (ваша компания или группа компаний – вы с вашими конкурентами) что-то сделать, для того чтобы в голове что-то поменялось? Потому что никакие штрафы, никакая телематика не решит проблему, она только зафиксирует ее, если человек сам не перестанет сознательно нарушать правила и как-то перестраивать свое поведение, пересаживаясь из личного автомобиля в авто каршеринга.

А. Сергеев:

- Мы можем только воспитывать…

А. Челышев:

- Это ключевой слово – воспитывать.

А. Сергеев:

- Когда мы делали школу вождения у себя в приложении, первое, о чем была мысль, что если человек будет знать, что за ним следят, понимают, как он водит, уже этого будет достаточно, чтобы люди в следующий раз задумывались. Именно поэтому мы стали следить телематически за тем, какой стиль вождения у человека, и в зависимости от этого повышать или понижать его уровень. А уровень влияет на финансовую составляющую по использованию, на всевозможные дополнительные плюшки, какие-то бонусы, которые есть внутри продукта. И это заставляет человека задуматься. Поэтому максимальное использование аналитики поездок, того, что человек делал во время поездки, это первый инструмент, который можно сделать. Можно не откладывать его далеко, не пытаться работать с этим после поездки, можно во время поездки в каких-то ситуациях оператору связываться. Или можно внутри приложения делать какие-то…

А. Челышев:

- Отвлечение от управления транспортным средством на смартфон – это причина такого количества ДТП, что никто толком и не посчитал, какого именно.

А. Сергеев:

- Наши операторы следят за тем, как едет человек. И если с ним надо связаться, они связываются только в местах остановок, когда водитель не едет. То есть мы прямо на карте видим, как он движется, и находим какой-то момент, который безопасен для связи с ним. Конечно, мы не звоним, когда он делает поворот на светофоре. Кроме этого, мы делаем держатели в автомобилях, чтобы у людей телефон не был в руках, они разговаривали по громкой связи через hands free.

У нас есть даже система, когда мы глушим водителю автомобиль и не даем ему продолжать движение, если он нарушает определенные условия. Дальше могут быть всевозможные даже достаточно забавные решения, как делают некоторые другие сервисы, когда, прежде чем взять каршеринг ночью, люди должны пройти некую викторину, решить задачки, чтобы доказать, что они трезвые. Это достаточно креативная попытка решить проблему того, что люди иногда садятся за руль нетрезвыми. И таких решений можно придумать еще довольно много, с моей точки зрения. И сейчас мы над этим работаем, и мы видим, что наши коллеги по цеху тоже над этим работают.

А. Челышев:

- Вы говорите о решениях, которые уже внутри автомобиля, во время движения либо непосредственно перед движением. Давайте вспомним, что говорят психологи о том, как мы воспринимаем автомобиль. Автомобиль – это наш маленький мир, это наша маленькая крепость, внутри которой мы привыкли делать, что хотим – от еды и питья до занятия сексом прямо во время движения. Поэтому, с моей точки зрения, пытаться подсматривать за водителем – это, конечно, нужно делать, чтобы какие-то нарушения отлавливать и фиксировать, но в основе своей эту проблему не решит.

В. Мельников:

- Здесь еще нужно добавить, что за нами с точки зрения движения в реальном времени следит большое количество камер фото- и видеофиксации. В принципе у любого участника движения постоянно есть понимание, что, так или иначе, дорожное движение контролируется.

Я думаю, что Антон всячески намекает на то, есть ли какие-то планы у организаций, занимающихся этим бизнесом, по такой воспитательной функции за рамками того, что…

А. Челышев:

- В целом всех водителей, вне зависимости от того, за рулем они личных автомобилей или автомобилей каршеринга. То есть готов ли этот бизнес включаться в борьбу за умы водителей вообще?

В. Мельников:

- И улучшать свой имидж.

А. Сергеев:

- Включаться-то готовы. Вопрос конкретных инициатив, в которые надо включаться. Потому что есть инициативы достаточно разумные, есть инициативы не очень. Если в целом отвечать, конечно же, да. Если в частности, то давайте говорить о каком-то конкретном примере и участии.

А. Челышев:

- Давайте встречаться и всё это обсуждать. Можно для начала, например, стать постоянным слушателем программы «Россия в движении» на радио «Комсомольская правда», которая выходит по вторникам. Мы говорим исключительно о безопасности дорожного движения в разных аспектах, в разных российских регионах, с привлечением и представителей Госавтоинспекции, и других специалистов из разных отраслей, которые отвечают за ситуацию на дорогах. Это и Минобр, и Минздрав, и МЧС, и общественники, и профессиональные спортсмены в автомобильном спорте, да и школьные учителя, потому что безопасное поведение на дорогах надо с детства воспитывать.

В. Мельников:

- Антон, хороший момент ты затронул. А с точки зрения взаимодействия с автошколами как оно существует или планируется? Мне кажется, что если в какой-то момент в программе автошкол появится в том числе блок, связанный с использованием не только каршеринга, но в целом арендованного транспорта, который не принадлежит тебе, это могло бы быть очень интересным началом того самого пути по воспитанию пользования каршерингом в целом. Именно там можно было бы объяснить какие-то правовые аспекты, ответственность и т.д. В этом направлении какие-то инициативы, может быть, уже есть или планируются?

А. Сергеев:

- На самом деле мы планируем работать с автошколами. Если не ошибаюсь, у нас есть голосовой помощник, который сделан совместно с автошколами, но эта функция еще в процессе разработки. Но тут есть, как всегда, вопрос. Мы не можем заходить в автошколы с коммуникацией: а если вы хотите потренироваться, приходите в каршеринг, там легко можно взять машину, не покупая. Все говорят: ну вот, люди используют их для обучения, и из-за этого это аварийно-опасно. В целом про то, что надо рассказывать, что это за рынок, как он работает, - возможно. Только автошкол у нас в России огромное количество, и далеко не везде представлен каршеринг. Мне кажется, это такая тема немного на опережение, она, очевидно, интересная. Я думаю, что мы как компания YouDrive обязательно пойдем сотрудничать с автошколами в ближайшем будущем.

А. Челышев:

- Алексей, спасибо вам большое.

Вадим Мельников
Алексей Сергеев