Кэшбэк в 15 тысяч простимулируют внутренний туризм?

Туристы в аэропорте
Об этом в эфире Радио «Комсомольская правда» поспорили вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин и антикризисный менеджер Павел Кобяк

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.


Е. Афонина:

- Я, Елена Афонина, приветствую всех наших радиослушателей. Ну, что можно сказать? Вот закончится лето и начнется кэшбэк. Да, действительно, правительство собирается возвращать от 5 до 15 тысяч рублей туристам, которые решили отдохнуть в некоторых регионах страны. На это из бюджета выделят 15 млрд. рублей, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на выступлении в Госдуме. И сегодня мы решили поговорить о том, простимулирует ли внутренний туризм кэшбэк в 15 тысяч рублей.

Сегодня об этом поспорят вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин и экономист, антикризисный менеджер Павел Кобяк.

Для начала вопрос. А что, возврат денег – это так плохо? Вообще о чем спорить? Это же здорово, когда люди, допустим, пострадавшие от коронавируса, получают какие-то выплаты, когда семьи те же самые выплаты получают, когда туротрасль, пострадавшая от коронавируса, имеет возможность побольше туристов привлечь, которым потом вернут деньги. Красивая, благостная цепочка. Вообще о чем тут спорить?

Давайте выясним мнение наших спорщиков. Поможет ли, простимулирует подобный кэшбэк российский туризм?

Д. Горин:

- Прежде всего, это поможет туристам, потому что это беспрецедентная за всю историю нашего российского туризма акция, когда получает не бизнес, а получают люди. Люди сейчас находятся в очень сложном положении, не хватает, естественно, денег на путешествия. Сезон у нас длинный, не только лето. Многие критикуют эту акцию за то, что начинается она гораздо позднее, уже в конце летнего сезона, да еще с исключением некоторых регионов, и это не совсем хорошо. В целом для туризма это тоже хорошо, потому что 4 месяца мы не работали вообще, 1 июля только вышли на работу, границы закрыты. Понятно, что они рано или поздно все равно откроются. Во всем мире сейчас развивается прежде всего внутренний туризм. И сама сумма поддержки, 15 млрд. рублей, она действительно очень существенная. Потому что мы привыкли уже к кэшбэкам от наших зарубежных партнеров. Например, Турция выплачивает в среднем, если в рублях пересчитывать, это 2-3 тыс. рублей кэшбэк при организации чартерных рейсов. Здесь у нас с вами при таком довольно продолжительном путешествии кэшбэк 15 тысяч рублей. Языком цифр это 20%. Обычно банковский кэшбэк, к которому мы тоже уже привыкли, составляет от 1 максимум до 10%, и то если банк проводит какие-то промо-акции с каким-то партнером.

Хорошо то, что будет здоровая конкуренция, открытые возможности и для самостоятельных путешественников, которые делают свой тур напрямую через отель. А так как все классифицированные гостиницы, которых тоже немало, это десятки тысяч отелей, будут предлагать бронирование путешествия по всем регионам. Принципиальное отличие, что вчера было не очень четко сказано. Все регионы без исключения участвуют в возможности организации путешествий, но, естественно, там, где есть инфраструктура. Увы, у нас не все регионы еще могут похвастаться хорошими отелями, интересными маршрутами.

Что еще хорошо для туристов. В рамках турпакетов через туроператоров, которые будут предлагать эту обширную географию, можно сэкономить, купив тур, включая чартерную перевозку. У нас никогда не было туров на Байкал за 30 тысяч рублей. Теперь они есть, потому что мы, туроператоры, пришли на рынок организованного внутреннего туризма, так как за последние три года это стало интересно и туристам, и туркомпаниям, и, самое главное, нашим партнерам – авиакомпаниям, отелям, музеям, ресторанам. Потому что здесь смежный эффект очень может быть существенный.

Участвовать в акции будет легко. И те, кто критикует, почему карта «Мир», а не Visa и Mastercard, - здесь понятно, почему. Потому что нужно поддерживать свою систему платежей. Сделать платеж будет крайне легко, потому что виртуальная карта делается фактически за несколько минут, и туроператоры вместе с турагентами будут помогать туристам осуществлять именно помощь в быстрой оплате и очень быстром получении кэшбэка. Обычно банки выплачивают кэшбэк через месяц после окончания периода. Здесь кэшбэк будет возвращаться в течение 5 дней. Акция стартует совсем скоро, 15 августа уже начало путешествий. Все-таки мы захватываем и бархатный сезон.

Е. Афонина:

- Дмитрий Львович, послушать вас – только плюсы. Я не понимаю, что сейчас Павел Петрович будет говорить.

П. Кобяк:

- Я согласен с тем, что это беспрецедентная мера нашего государства по стимулированию внутреннего туризма. Но с точки зрения экономической части и антикризисной части, с учетом прошедшего коронавируса, на мой взгляд, кэшбэк, те же максимальные 15 тысяч рублей, не будут являться основополагающими, для того чтобы выбрать внутреннее туристическое направление.

Почему? У нас в России очень короткий летний сезон. И после того как все мы просидели дома два месяца, а кто-то и три месяца просидел дома, всем хочется сейчас выйти на улицу, получить солнце и, конечно же, окунуться в летний сезон, который у нас есть и в Сочи, и в Краснодарском крае, и в Крыму.

Что касается регионов, которые принимают. Если мы с вами посмотрим, 44 региона. Из этих 44 регионов туристическими, которые на слуху, можно выделить, наверное, максимум 10. Все остальное это какое-то определенное перечисление, для того чтобы люди могли съездить куда-то в соседнюю область. Но это если у людей нет достаточной финансовой подушки, чтобы поехать куда-то дальше либо в туристические зоны.

Второе. Здесь очень хороший вопрос и по эпидемиологической ситуации, готовы ли регионы принимать сейчас количество туристов, на которое нацелилось наше правительство. Если сейчас все увидят этот кэшбэк, который получат, и поедут по регионам, будут ли готовы регионы принимать их, для того чтобы оказать им то гостеприимство, которое уже выработалось в Краснодаре, в Сочи, в Крыму, где уже люди привыкли принимать туристов и работать с туристами? Ведь это тоже очень важно – готовность инфраструктуры принимать этих людей.

На мой взгляд, тематика очень интересная, но, во-первых, ее начали немножко поздно. Возможно, это связано с безопасностью для людей, с учетом коронавируса, который в принципе у нас еще не заканчивается, продолжает идти, хотя и на спад идет. Но, возможно, стоило эту программу запускать еще раньше, для того чтобы захватить те же самые летние деньги в каких-то регионах. Дмитрий Львович сказал про Байкал. Я тоже отмечу, что да, действительно, съездить на Байкал раньше стоило больше 50 тыс. рублей. Я сам с Байкала, поэтому прекрасно знаю, что туда съездить из Москвы - дешевле было в Турцию улететь, там побыть и приехать обратно.

Но здесь хороший вопрос возникает. Если мы сейчас отправим огромное количество туристов на Байкал, то вся инфраструктура, которая там рядом находится, объективно она не сможет обеспечивать то количество гостей, которое, хотелось, чтобы там было. Потому что все ближайшие деревни… Деревня Листвянка, самое туристическое место на Байкале, куда ездят все, кто приезжает в Иркутск, и самое ближайшее, куда можно добраться, когда там какие-то городские праздники происходят, она уже стоит в пробках, и ты уже никуда не поедешь. А если сейчас мы еще и полстраны туда дополнительно отправим, то это приведет к какому-то определенному коллапсу.

На мой взгляд, выбор регионов, которые сейчас простимулировали в этом направлении, немножко недоработан.

Е. Афонина:

- А что, нужно было ограничиваться только Крымом, Севастополем, Краснодарским краем и Ставропольем и на этом поставить точку, по вашему мнению?

П. Кобяк:

- Нет, я считаю, что нужно было сделать какую-то классификацию – что есть туры с максимальным кэшбэком, есть туры, которые с другим уровнем кэшбэка. Но есть рекомендации и есть инфраструктура для принятия гостей, для того чтобы у людей остались хорошие впечатления от поездки.

Е. Афонина:

- Для тех, кто все-таки питает слабую надежду отправиться отдохнуть куда-нибудь за рубеж, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что границы России для туристов из других стран будут открываться на основе принципа взаимности. То есть решения о снятии ограничений на въезд в Россию и выезд за границу пока не принимались.

Поэтому давайте мы обратимся к внутреннему туризму, тем более что сейчас он весьма популярен. По крайней мере, если рассматривать фотографии с побережья того же Крыма или сочинских пляжей, то можно сказать, что там яблоку негде упасть, некоторые начали ностальгировать по советским временам, видя в этих фотографиях те свои снимки из далекого прошлого.

Но ведь не только Крым, не только Сочи, есть и другие интересные достопримечательности, где можно отдохнуть и полюбоваться красотами России. Вопрос нашим радиослушателям. Вы для себя этот вопрос решили? Будет ли для вас поводом поездить по России возврат денег в сумме от 5 до 15 тысяч рублей?

Поскольку мы упоминали правительство нашей страны, то дадим слово и премьер-министру Михаилу Мишустину, который объяснил, почему нужно развивать внутренний туризм, и каким образом это делать.

М. Мишустин:

- Лучше создать условия для отдыха в своей стране, чем закрывать искусственно границы. Необходимы соответствующие инвестиции в инфраструктуру, в дороги, в коммуникации, для того чтобы газ, вода, все необходимое было для комфортного провождения отдыха. На сегодняшний день мы также думаем серьезно о том, как сделать доступными билеты на авиатранспорт, на железные дороги, по которым можно добраться до этих мест проживания.

Е. Афонина:

- Видите, не только прямым возвратом денег озабочено правительство, но и развитием отрасли. Это как раз то, о чем вы, Павел Петрович, говорили, что есть желание, но нет возможностей. У меня другой вопрос. Есть список регионов, куда люди могут отправиться. Но, простите меня, если не знать, что это за туристические места, и какие достопримечательности там можно посмотреть, то где человек эту информацию вообще возьмет? У нас же по привычке – Крым, Сочи, больше ездить никуда не можем, ну, может быть, в близлежащие города, о которых хоть что-то знаем. Где информацию черпать?

Дмитрий Горин

Д. Горин:

- Давайте только поставим такую жирную точку по поводу списка. Списка никакого нет. Все регионы России (это решение было принято вчера вечером) участвуют в акции кэшбэк, где есть партнеры-туроператоры, есть гостиницы, которые могут предоставить в соответствии со своей классификацией партнерскую программу через Ростуризм.

Е. Афонина:

- Простите, но сроки-то там разные по кэшбэку.

Д. Горин:

- Да, исключения есть только для определенных регионов, где, как вы правильно сказали, уже яблоку негде упасть. Честно говоря, туристы, которые планировали отдых на Черном море, уже спланировали отдых, и поэтому в данный момент эти регионы и не участвуют, так как там уже есть нехватка пятизвездочных гостиниц. Парадокс этого сезона – то, что отели 2-3 звезды, где мы предлагаем турпакет за 32 тысячи рублей, включая перелет, на неделю на базе завтраков, они еще есть в наличии, а отели, где номер стоит 70 тысяч рублей в сутки, в этих отелях вы места не найдете. Это говорит о дефиците 5-звездочных гостиниц.

Е. Афонина:

- Нет, это не говорит о дефиците 5-звездочных гостиниц. Это говорит исключительно о том, что люди все-таки хотят получить комфорт. Вы видели реальные фотографии тех гостиниц 2-звездочных?

Д. Горин:

- Видели.

Е. Афонина:

- И что там?

Д. Горин:

- Я вам отвечу на ваш вопрос так. У нас в Краснодарском крае в прибрежной зоне 45 гостиниц 5 звезд. В Крыму и того меньше, всего, увы, пока 15. А только в Анталье их 400. Поэтому, когда в августе все туристы, которые когда-то планировали путешествие и не смогли отправиться за границу… Мы сейчас держим экзамен перед туристами, которые никогда не путешествовали в России, но из-за закрытых границ они приехали. Кстати, я не соглашусь, что всем всё не нравится. Эта огульная критика – это неправда. Мы проводим постоянно опросы. Действительно, есть претензии, кстати, претензии в основном к отелям 2-3 звезды, потому что люди хотят лучший сервис. И это как раз вопрос к отельерам, чтобы, наверное, 3 звезды были более международно стандартизированные, как это во всем мире есть.

Поэтому регионы участвуют все, без исключения. Часть регионов, куда входят и Москва, и Санкт-Петербург, Алтай, Калининградская область, они действительно будут с 1 октября по 20 декабря. Но задача этого проекта, как мы называем в туризме, раздвинуть крылья сезона, а не отдыхать только 3 месяца в году и только в Крыму и в Сочи. Задача – показать другие регионы, где регионы готовы, и чтобы это путешествие было хорошо и правильно организовано. Если вы посмотрите условия акции, забронировать тур можно будет через сайт Ростуризма Russia.travel, где операторы, входящие в реестр туроператоров, это официальные туроператоры, их очень много – 4700 компаний в России и десятки тысяч гостиниц будут предлагать свой турпродукт.

В этой ситуации, наверное, действительно часть регионов выглядят сейчас гораздо лучше, чем другие. Поэтому те регионы, которые уже готовы… А почему мы говорим: Байкал, Хакасия, Алтай, Калининградская область? Операторы, которые продавали туры, например, в ту же Турцию, свои чартерные самолеты, чартерные рейсы ставят теперь по этим направлениям. Чартерный рейс дешевле на 20-30%, поэтому экономика лучше. Мы берем в управление гостиницы, где вводим систему «все включено», есть анимация для детей и семей. И это все постепенно возрождает… Мне понравилось, вчера вице-премьер Чернышенко сказал: «Это ренессанс российского туризма». Потому что если ничего не делать… Было очень много федеральных целевых программ, были кластеры. Увы, это были, как правило, слова. Сейчас это первый раз, когда государство дает живые конкретные деньги потребителю. В этом году государство нас поддерживало, когда было сложно и с кредитами, с выплатой зарплат. Но мы же не одни пострадали от этого кризиса. Посмотрите, что происходит сейчас с авиакомпаниями, когда на аэродромах до сих пор стоят законсервированные самолеты. Гостиницы еще закрыты, открылось всего 60% гостиниц, 40 даже не будут открываться в этом году.

Если говорить о людях, то в нашей отрасли работает 2 миллиона человек, из которых 1,5 миллиона могли остаться безработными. Это не вопросы, что дайте, пожалуйста, нам деньги, чтобы выжить.

Е. Афонина:

- Маленькая реплика. Сейчас те, кто работал инструктором в тренажерных залах, и другой сопутствующий персонал очень сильно скорбят по поводу того, что 30% спортклубов вообще не открылись. То есть мы говорим о том, что есть некие проблемы у неких областей нашей жизни, которые нужно решать. Но за счет ли российских граждан, которые вынуждены сейчас, оказавшись в этой тупиковой ситуации, когда некуда выехать, а отдыхать надо, платить бешеные деньги только потому, что, извините, если ты хочешь хоть какой-то мало-мальский комфорт, то изволь его получить за весьма солидную сумму? Я понимаю, о каких отелях 5 звезд вы говорите. Я знаю эти отели. 33 тысячи рублей за ночь – стоимость самого дешевого номера в таком отеле. На 10 ночей вы можете снять себе виллу за 2 млн. 400 тыс. рублей или за 3 млн. 600 тыс. Такие виллы еще есть. Вот дешевых номеров за 33 тысячи уже нет. Это просто порядок цен, чтобы кто-то понимал.

Хочу дать слово Юрию из Саратова.

Юрий:

- У меня вот какой вопрос. Коснется ли этот кэшбэк санаторно-курортного лечения, в частности, в Ставропольском крае, Ессентуках, Пятигорске и т.д.?

Еще один вопрос. Когда всей семьей едешь, кэшбэк начисляется на каждого человека?

Д. Горин:

- Туроператоры продают и санатории. В этой ситуации кэшбэк начисляется от суммы стоимости всего вашего тура. Если тур стоит 50 тысяч рублей, то это выплата 5 тыс. рублей, выше – это 10, а далее – 15. Санатории, кстати, очень интересные по цене, у нас программа «Открытый юг», и санатории стартуют от 1250 рублей в сутки на человека.

Е. Афонина:

- Итак, на вопрос «будет ли это поводом поездить по России», нам пишут: «Нет, поводом не будет, и так катаемся, причем, выходит дешевле вышеозначенных минималок - 25 тысяч за пять дней. Дикарем получается дешевле». Александр из Перми написал, что я и без этих 15 тысяч путешествую и буду путешествовать по матушке-России. Далее. «Да, на всю полярную ночь, в тундру, с одной мыслью – мне вернут 15 тысяч рублей». Приглашают в Татарстан, пишут, что много что есть у нас.

Павел Петрович, ну, поскольку Дмитрию Львовичу мы дали возможность достаточно развернуто ответить на вопрос, у меня вопрос с такой же подковыкой для вас. Скажите, пожалуйста, сколько людей в нашей стране имеют загранпаспорта? В процентах.

П. Кобяк:

- Хороший вопрос.

Д. Горин:

- Я знаю. Все очень просто. В регионах России 10%, в Москве 20%. За границу путешествуют у нас максимально 6% населения.

Е. Афонина:

- А теперь вопрос с подковыкой для вас, Павел Петрович. Скажите, пожалуйста, и где ж мы так успели, так скажем, налюбоваться красотами заграницей, если учесть, что в нашей стране проживают отнюдь не 6% от наших 146 миллионов… ну, неважно, не суть, вы поняли… Где ж мы так нахватались вот этих понтов и распальцовок – а дайте нам суперсервис, мы хотим, чтобы нас тут целовали и обнимали и все бесплатно предлагали? Откуда это у нас вдруг появилось? Что нам путешествия по России-то вдруг стали не милы, только потому, что сервис, видите ли, не тот? Мы с чем сравниваем-то?

Павел Кобяк

П. Кобяк:

- Здесь в данном случае говорить, наверное, нужно о следующем. Во-первых, в первую очередь, путешествуют те люди, у кого есть финансовый достаток. Если люди могут путешествовать, значит, они видят другие примеры. И, когда они видят другие примеры, они выбирают то, что есть хорошее и есть плохое. Соответственно, не эти шесть процентов формируют в принципе понимание, что такое сервис, что такое гостеприимство. А в принципе все люди, которые ходят в рестораны, ездят куда-нибудь в соседний город, к друзьям, к знакомым, они все формируют вот это понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Опять же, мы растем, да. Все-таки без коронакризиса темпы роста были достаточно хорошие для того, чтобы люди стали жить лучше. Если мы посмотрим по экономической части, то это неоспоримый факт. И люди хотят, конечно, получить нечто бОльшее. Большинство не хочет остановиться где-нибудь в машине переночевать на дороге, а все-таки хочется получить какой-то сервис – хотя бы чистый номер, чистую кровать, где тебе придут и улыбнуться, а не нахамят. Просто очень часто опять же из-за того, что у людей недостаточно денежных средств, чтобы получить бОльший сервис, они, конечно, будут выбирать какие-то низкие отели – две, три звезды. Ну, понятно, что две, три звезды им дали именно потому, что сервис, который у них есть, он не соответствует уже уровню четыре и пять звезд. А кто будет работать в две, три звезды? Люди, которые могут нахамить и ты будешь просто огорчен этой ситуацией…

Е. Афонина:

- Но зато тебе вернут пять тысяч. Уже это должно тебя так порадовать немножечко…

П. Кобяк:

- Ну, если тебе доставляет удовольствие поругаться, побраниться, высказать все, что ты хочешь, и сверху тебе еще заплатят пять тысяч, то это, конечно, хорошо. Но, если же мы смотрим на семью, которая путешествует, ну, давайте возьмем среднестатистическую российскую семью в двумя детьми. Во-первых, у нас очень длинные передвижения между городами, между субъектами. На самолете многие не летают из-за внутренних каких-то проблем, из-за физических. Едут на машине в сторону запада, да… Вот ты едешь, у тебя двое детей, они кричат на заднем сиденье. Ты купил турпакет, приехал, устал, приходишь в отель, а там не то, что ты хотел. И тебя пилят, и ты начинаешь пилиться, и начинается вот нервный срыв какой-то… Возможно, потом все это успокоится… но. Давайте обратим внимание на то, что турпакет, который покупается, он покупается на пять дней. А если тебе город не нравится? Возьмем, например, Саратов. Ну, сколько дней мы можем по городу походить?.. Ну, раз сейчас объявили такое, что все субъекты раскрывают двери перед гостями страны, то должны соответственно обустроить каким-то образом мероприятия какие-то, запустить театры, кинотеатры, максимально дать людям развлечься. Ведь люди приезжают в другой город для чего? Не то чтобы посмотреть какие-то достопримечательности – ну, хорошо, они посмотрят на статуи, посмотрят на улицы… но опять же, если человек приехал в другой регион, он эти улицы и так видел у себя дома… ему хочется пойти куда-то посидеть, посмотреть, в театры те же самые, либо где-то отдохнуть. А ведь ничего не готово… То есть, ты по факту приезжаешь в большей части это отдых городской… к морю нам сказали нельзя, к морю вы и так поедете за свои деньги, а вот давайте вы в город… и ты приезжаешь из одних каменных джунглей в другие каменные джунгли, где все закрыто, где ничего нет…

Е. Афонина:

- Да, все понятно. Вот Вадим из Уфы пишет: «Кэшбек это хорошо, но более актуально давать информацию по телевидению, создавать презентации регионов надо. К своему стыду, мы даже своего края толком не знаем». «Скажите, пожалуйста, что значит тур по России, если я собираюсь ехать в соседний город за сто километров или меньше, в санаторий, мне кэшбек вернут?» Дмитрий Львович, скажите, пожалуйста, а что, без вот этих 5-15 тысяч возврата никак туриста в российские города не заманишь, что ли?

Д. Горин:

- Нет, вы знаете, на самом деле это дополнительный просто стимул развития именно внутреннего туризма в новых городах. И я как раз соглашусь с коллегой, в чем прелесть организации тура через туроператора? Если самостоятельно приехать в Хакасию, куда у нас сейчас летают чартерные рейсы, может быть, сложно сделать какой-то интересный и познавательный маршрут. А если говорить о кэшбеке, все регионы без исключения участвуют в этом проекте и, если вы отдыхаете в санатории, если вы путешествуете на речном круизном судне, это тоже возможность получить кэшбек. У нас есть автобусные туры, у нас есть туры, например, не только по Золотому кольцу, мы сейчас внедрили уже маршрут Серебряное ожерелье – это маршрут по городам севера. Например, китайцы лучше знают Мурманск и Северное сияние, чем иногда мы. И это как раз тоже новый маршрут. Это вот и Псков, и многие другие города. И еще вот маршруты, которые мы сейчас предлагаем, это Русские усадьбы, когда человек не статично отдыхает где-то в одном месте… например, вот Москва тоже будет участвовать в этом проекте с октября, но два дня в Москве и три дня в другом регионе – мы будем делать комбинированные туры. Есть маршрут гастрономическая карта России… Мы начали этот проект много лет назад, но сейчас он получил наконец-то реализацию, потому что он сочетается, например, уже с классическим отдыхом. Чтобы туристам было интересно, наши федеральные туроператоры делают именно маршруты, мы их называем брендовые маршруты, когда человек выбирает именно маршрут по, может быть, множеству даже городов.…

Е. Афонина:

- А своим мнением по этому вопросу с нами решил поделиться директор института социально-экономических исследований финансового университета при правительстве Российской Федерации Алексей Зубец.

А. Зубец:

- Проблема этой инициативы с предоставлением кэшбеков как раз в том, что она не стимулирует, в недостаточной степени, так скажем, стимулирует внутренний туризм. Потому что основной внутренний туризм это вопрос дешевых поездок, а в этой программе минимальный порог отсечения – 25 тысяч рублей. Для того, чтобы получить кэшбек в 15 тысяч рублей, необходимо купить тур на 75 тысяч рублей и выше. Для начала надо просто вспомнить, что у нас медианный доход в стране порядка 30 тысяч. То есть, средний россиянин должен потратить на такой тур 2,5 месячных дохода, а это в общем несерьезно, это нереально. Те люди, у которых есть возможность купить тур за 75 тысяч, они за границу поедут, в Турцию, и никакие кэшбеки от Ростуризма им не нужны.

Е. Афонина:

- Павел Петрович, вам, как экономисту, как кажется, в данной ситуации российские туристы смогут восполнить собой недостаток китайских туристов? Была в Суздале, небольшое кафе, спрашиваем, как вы выживаете? Они говорят – если бы не кормильцы китайцы, мы бы давно прогорели…

П. Кобяк:

- Я считаю, что, безусловно, удастся… конечно, сейчас при закрытых границах… мы, конечно, восполним то недостающее количество туристов, которые помогают все-таки, питают необходимые области для получения денег, но в первую очередь нужно создавать именно инфраструктуры и создавать мотивацию для того, чтобы людям хотелось попутешествовать по нашей стране. Я согласен, что наша страна безгранична и вот с Дмитрием Львовичем я согласен в части по Мурманску. У меня один из знакомых тоже сказал про Мурманск – тут столько много китайцев… Я говорю – а как же русские туристы? Он говорит – русских нет практически никого. И опять же отчего? Опять же потому, что нет рекламы. Нет внутренней мотивации ехать в Мурманск и посмотреть природные явления, которые у нас здесь с вами рядом есть. Ну, конечно, сейчас закрытые границы позволят в какой-то мере восполнить недостаток по туристам, но опять же, это получается, что мы смотрим с вами на такой момент, что вот сегодня мы в этом году сделаем вот это, а в следующем году уже посмотрим…

Елена Афонина

Е. Афонина:

- В следующем году границы откроют и те, кто хотел уехать, уедут. Кстати, вопрос от нашего радиослушателя. «А, может быть, все сделано для того, чтобы удержать деньги внутри страны и именно поэтому границы и не открывают?». А нам Игорь из Самары дозвонился. Игорь, здравствуйте.

Игорь:

- Добрый день. Разрешите вопросик задать. Все это хорошо насчет кэшбеков, да. Но я вот купил путевку и у меня вот 42 тысячи зависло… и чего-то никто нам не говорит насчет наших денежек. Кому можно этот вопрос задать?

П. Кобяк:

- А путевка у вас по России была или за границу?

Игорь:

- Нет, зачем, за границу у меня.

П. Кобяк:

- Но граница сейчас закрыта и когда откроют, вы можете спокойно поехать по этой путевке…

Игорь:

- Дело в том, что отпуск-то я отгулял уже.

П. Кобяк:

- Сейчас для авиакомпаний и туроператоров правительство утвердило определенный план и этот план предлагает и туристам, и авиапассажирам перенос сроков поездки в авиации на три года, в туризме срок сейчас обсуждается на следующий год. Если вы хотите возврат денежных средств сделать, мы очень ждем как раз разъяснений правительства. Потому что с условием закрытой границы оператор не может на данный момент осуществить путешествие.

Е. Афонина:

- Вот мне написали, что в Суздале лукавят – никогда они там не бедствовали… И вот Дмитрий Львович, по поводу денег, которые хотят удержать внутри страны, в том числе, видите, активно помогая сейчас некоторым регионам, которые, наверное, представим себе, что, если бы границы открыли, уж наверняка бы конкуренции с другими европейскими курортами не выдержали, народ бы ринулся именно туда. Что вы можете по этому поводу ответить нашему радиослушателю?

Д. Горин:

- В Турцию в прошлом году мы отправили 7 миллионов российских туристов. В Краснодарский край 17 миллионов. И это при открытых границах во всем мире. А если говорить о развитии внутреннего туризма, то все страны, и Россия здесь как раз одна из последних уже начинает более активно его развивать, например, и в Европе, и в США основа – это внутренний туризм, а не выездной. Но никто, и сегодня Мишустин об этом очень хорошо сказал, не будет искусственно закрывать границы. Сказки про железный занавес – это только сказки. А пока мы понимаем, что нам не открывают границу с той стороны, так как эпидемиологическая ситуация – никакой политики здесь нет – увы, на данный момент не позволяет.

Е. Афонина:

- Дмитрий Львович, турсбор отменили?

Д. Горин:

- Да, большинство регионов отказались. Во-первых, это был эксперимент до 2022 года и регионы практически его не взимают теперь.

Е. Афонина:

- Понятно. Ну, давайте подведем итоги нашей Радиорубки. На вопрос нашим радиослушателям «станет ли для вас возврат денег в сумме от 5 до 15 тысяч рублей поводом поездить по России?», 73% ответили – нет, не станет. Я не знаю, хорошо это или плохо, скорее, плохо, потому что действительно страна у нас огромная, страна у нас прекрасная, но тут же наши радиослушатели и написали – а, может быть, цены на билеты сделать подешевле или турсервис улучшить, или зарплаты повысить, чтобы у людей была возможность путешествовать по стране?.. Спасибо огромное.

Михаил Мишустин во время административной реформы укажет на дверь многим чиновникам.