Нужно ли в России разрешить многоженство

<p>Полярные взгляды. Кардинально противоположные взгляды на одну ситуацию. Это - бой на равных! Есть только одно правило - аргумент!</p>
Елена Афонина вместе с депутатом Госдумы Виталием Милонов и главным редактором «Религия и право» Анатолием Пчелинцевым обсуждают, а может это поможет решить демографические проблемы России

Е. Афонина:

- Собственно, для некоторых женщин это является мечтой, чтобы вот так вот сразу и два мужа. А для некоторых мужчин это является реальностью.

Я – Елена Афонина. Приветствую наших радиослушателей. Сегодня предлагаю поспорить о многоженстве или о многомужестве тоже, почему бы и нет?

Эта тема не нова. И периодически возникает то один, то другой пример того, как люди решают свои личные проблемы, организуют свою довольно странную семью для людей традиционного уклада. Нужно ли в России разрешить многоженство? Вот об этом мы и поспорим.

С нами на связидепутат Госдумы Виталий Милонов. Здравствуйте, Виталий Валентинович!

В. Милонов:

- Здравствуйте!

Е. Афонина:

- И почетный адвокат России, главный редактор «Религии и права» доктор юридических наук Анатолий Пчелинцев. Анатолий Васильевич, здравствуйте!

А. Пчелинцев:

- Здравствуйте!

Е. Афонина:

- Есть инфоповод. «Комсомольская правда» интересуется разными пластами нашей жизни, в том числе, нашим журналистам удалось найти 21-летнюю жительницу Подмосковья, которая в социальных сетях очень активно ищет вторую жену для своего мужа. Выяснилось, что от потенциальных невест отбоя нет.

Что это? Может, в нашем сознании меняются приоритеты? И это становится не просто некими нормами религии, которая, в том числе, есть и в нашей стране. А это становится обыденностью и частью нашей жизни.

Анатолий Васильевич, нужно ли в России разрешить многоженство?

А. Пчелинцев:

- Добрый вечер! Хочу заметить, оно и не запрещено. Напомню, что согласно конституции государство защищает семью и семейные ценности. Семейный кодекс Российской Федерации гласит о том, что брат – это союз мужчины и женщины именно в единственном числе. Если мы будем говорить о религиозно-правовых нормах, то есть коранические нормы, суры, которые разрешают многоженство по факту. И по факту это сегодня в России присутствует. Это не столь массовое явление. Это больше присуще регионам Северного Кавказа. Но есть такие факты и в Поволжье. Но это не столь острая, с моей точки зрения, на сегодня проблема. А если мы говорим о формировании и развитии традиционной семьи, это, скорее исключение.

Е. Афонина:

- Может, потому и исключение, что законом это пока не подкреплено?

А. Пчелинцев:

- Я не думаю, что наши уважаемые законодатели пойдут на такой шаг, чтобы узаконить многоженство. Для этого нет объективных и широких предпосылок. И то, что мы сегодня эту проблему обсуждаем, да, такие факты единичные есть. И периодически, да, эта тема обсуждается. По факту люди живут большими семьями, это преимущественно исламские семьи, а поскольку Россия – это преимущественно христианская страна, то здесь вот браки между мужчиной и женщиной, они более традиционны.

Е. Афонина:

- У нас будет возможность сегодня связаться с многоженцем, у которого три жены и тринадцать детей. И проживает он в городе Александров Владимирской области.

Почему этот разговор затеяли? В социальных сетях, в ВКонтакте есть группа знакомств «Вторая жена». Может, это прикрытие своих дурных наклонностей?

Виталий Валентинович, вам слово!

В. Милонов:

- Я считаю, что вопрос многоженства в нашей стране актуально не стоит. Да, религиозные направления подразумевают, что можно иметь несколько жен. Опять же, они живут в Российской Федерации. И подчиняются не только духовным законам своей церкви, но и светским законам. Есть нормы, что в России ты можешь мусульманином, иудеем, но многоженство у нас не разрешено. И мусульмане с пониманием к этому относятся. Есть не только религиозная традиция, но и общественная. И в общественной традиции российские мусульмане не имеют несколько жен. И это, кстати, полбеды, потому что это не является вопросом общественной дискуссии. Я по-другому смотрю на эту проблему, когда у нас подлинное многоженство – это не мусульманские семьи, это всякие дома два, всякие бузовы. Это прочие псевдозвезды, которые, не являясь многоженцами или многозамужними, по сути, таковыми являются. И ведут развратный образ жизни, пропагандируют его. Я не лезу в личную жизнь людей. Я считаю, что личная жизнь людей не должна никого касаться. Я про пропаганду разврата, скотных дворов…

Е. Афонина:

- Когда на повестке дня не стоит остро какая-то тема, это не означает, что эта тема не обсуждается, не продвигается. Например, 10-15 лет назад, может, на повестке дня не стоял вопрос брака между мужчиной и мужчиной, женщиной и женщиной браком является или не является? Мы на прошлой неделе развернули дискуссию в рамках «Радиорубки» по поводу ЛГБТ-сообщества. И есть те, кто с пеной у рта отстаивали необходимость узаконить подобные отношения. И признать их официально браком.

Готова ли наша страна к такому лайт-варианту отношений?

В. Милонов:

- Я целиком и полностью согласен, что обсуждать этот вопрос нужно и важно. Личная жизнь человека – это вопрос скрытый дверями от общества. Всю жизнь были сложные отношения между мужчинами и женщинами. Были нюансы взаимоотношений всегда, сколько помнит себя человечество. И человечество защищало ценности, которые есть.

Е. Афонина:

- Кстати, на начало 2020 года в России на 1000 женщин приходилось 866 мужчин. Это данные Федеральной службы государственной статистики.

Я понимаю, что эта тема для кого-то покажется дикой, но если появляется какое-то явление, мы хотим понять, насколько оно приемлемо для нас. Может, у вас, уважаемые радиослушатели, есть в знакомых такая семья, которая открыто говорит, что да, один муж и несколько жен. А что?

Анатолий Васильевич, при нашем семейном законодательстве, при поправках, которые были внесены в конституцию, где четко сказано, что брак – это союз мужчины и женщины и ничто иначе, то есть, это основной закон, по которому мы живем. А на практике происходят часто печальные события. И та трагедия, которая произошла с водителем Сергеем Захаровым, чья жизнь оборвалась по вине актера Михаила Ефремова, там же ведь была не очень приятная ситуация. Вроде как одна жена официально, но с ней не живут. Вторая не официальная, но считает себя женой. По факту она и является второй женой. Вот такие-то коллизии возникают постоянно.

Мы можем говорить, что двоеженство – это один мужчина и две жены на определенных квадратных метрах, но по факту двоеженство может быть и таким тоже.

А. Пчелинцев:

- Ни один закон, какой бы он хороший не был, эту проблему не решит. Повседневная жизнь гораздо богаче и шире. И такая проблема присутствует по факту. Многие люди живут… Можно как угодно это называть: гражданский брак, сожительство, можно даже развратом это назвать. Но это есть в жизни.

Когда мы говорим о законе, а закон всегда задает высокую планку юридическую, как идеальная, которой мы должны следовать, придерживаться. Это не только правовая, в том числе, и нравственная норма. И закон говорит о юридическом браке.

У нас если есть запрет в законе, он предполагает какую-то административную санкцию – административную, угловно-правовую и так далее. Здесь законодательство гораздо мягче, потому что законодатель понимает, что эта проблема очень сложная. Тем более для Российской Федерации, которая является многоконфессиональным государством.

В республиках Северного Кавказа эта проблема как бы не существует, но такие браки есть. Не скажу, что их там очень много, но они присутствуют. И этого нельзя запретить сегодня какой-то санкцией. Почему? Потому что для некоторых народов это традиционный уклад жизни.

Е. Афонина:

- Но давайте понимать, что периодически эта тема выносится в информационное поля, знаете, для прощупывания почвы. В сентябре 2019 года муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов в очередной раз обратился к этому вопросу.

И. Аляутдинов:

- Тема многоженства непростая. Готово наше общество или нет? Я думаю, что нет, абсолютно не готово. Мы, как мусульманские деятели, эту тему освещаем, потому что она имеет некую практику среди мусульманских семей. Знаете, тут есть очень много тонких моментов. Почему мы затрагиваем эту тему? Данная практика имеет место быть, но, как мы видим, в большей степени люди до конца не понимают огромную ответственность, которая ложится, в первую очередь, на мужчину. Он должен быть справедлив со всех точек зрения, в том числе, и справедливость и во временном, и в материальном плане. Но здесь момент, когда у тебя одна супруга официально оформлена, другая не официально. Соответственно, понятие справедливости теряется.

Ввести на уровне закона, реализовать многоженство? Думаю, это будет очень сложно. И если эту тему вновь поднять, она ни к чему абсолютно не приведет. Но есть ряд регионов, где мусульмане составляют большинство, многоженство практикуется. И там дать право этих людям, которые осознанно подходят к этому шагу, чтобы и тот, и другое брак был зарегистрирован, соответственно, обе жены имели одинаковые права, что очень важно. Это как некая такая возможность при определенных ситуациях, например, женщина не может забеременеть или там есть заболевания. И вместо того, чтобы человек ее бросил, он оставляет ее как полноценную супругу, у которой есть полные права, в то же время берет вторую супругу. Но, опять же, не в погоне за удовлетворением своих каких-то похотливых хотений и желаний.

Е. Афонина:

- И в сентября 2019 года Ильдар Аляутдинов говорил о том, что легализация многоженства по всей России позволила бы решить ряд социальных проблем, вызванных существенным численным преимуществом женщин относительно мужчин.

Виталий Валентинович, может, это честно – признаться, что есть реалии, в которых существуют некоторые семьи. И честнее говорить о том, что да, такие отношения нужны, они необходимы. И несут только благо и пользу, потому что мужчине не приходится бросать ту же больную жену и где-то на стороне встречаться со здоровой женщиной, которая готова ему родить детей. И вот честно существовать в таких вот рамках, тем самым создавая комфорт душевный для всех участников этой семьи.

В. Милонов:

- Настоящий душевный комфорт, конечно, создан не может быть в такой семье, потому что это ущемляет и права женщины. Одна женщина и один муж. Это у нас правило такое. Да, конечно, есть разные случаи, но эти случаи не должны оправдывать многоженство. Если у вас нет детей, возьмите ребенка из детского дома. Или вот молитесь, чтобы послал Господь вам детей.

Вот одна неполноценная, вот возьму вторую, запасную, чтобы она для потомства была. Это неправильно. Это разрушает некие исторически и нравственные устои в нашем обществе. У нас никогда этого не было. И в мусульманских регионах, хочу муфтию возразить.

Конечно, к вопросу многоженства в странах, где это разрешено, отношусь спокойно. Саудовская Аравия, они к этому привыкли. У них это норма. Мне до этого дела нет. Но в России так не принято, не хорошо.

Для меня многоженство является меньшей девиацией, чем гомосексуальное сожительство, это безусловно, потому что оно не так противоестественно и омерзительно по своей природе. Хотя я лично такое не принимаю. И общество это не примет.

А что касается закона, то цель любого закона – это урегулирование каких-то правоотношений. Если они живут вместе, у них сложная ситуация возникла. Если просто семьи извращенцев, как из Подмосковья. То почему мы должны плясать под дудку этих людей с отклонениями в психике?

Е. Афонина:

- Вот что нам пишут. Из Нижегородской области напомнили Немцова, который имел несколько жен и много детей, и пишет нам наш радиослушатель: «А вот на вашей радиостанции о нем, как о герое, рассказывали». Из Брянской области: «Ну, если многоженство, то многомужество тогда тоже давайте». Из Татарстана пишут: «О чем вы говорите? Я одной женщины найти не могу, хотя у меня двое детей и одна внучка». Из Свердловской области: «Зачем подменять любовь законом?» Из Ростовской области: «Вы только что упомянули про Окно Овертона, не кажется ли вам, что, обсуждая эту тему и в принципе то, чего быть не должно, вы начинаете движение в сторону изменения сознания? Не правильно ли на корню обрубить все попытки обсуждать подобные мысли, так как наша страна все же православная. В противном случае вот это самое Окно Овертона и распахнется». Из Иркутской области: «Что это за бред? Это равносильно тому, что, если у жены будет несколько мужей».

Анатолий Васильевич, скажите, пожалуйста, у нас 235-я статья Уголовного кодекса действует?

А. Пчелинцев:

- А вы мне напомните, о чем она?

Е. Афонина:

- Двоеженство или многоженство, то есть, сожительство с двумя или несколькими женщинами, а так же с ведением общего хозяйства наказывается лишением свободы на срок до 1 года или исправительными работами на тот же срок.

А. Пчелинцев:

- Вы знаете, я практикующий адвокат, часто бывают в судах, слежу за судебной практикой, но эта норма, чтобы она работала, я такого случая даже и не припомню. И, откровенно говоря, вот мне сейчас эту норму уголовно-процессуальную называете, я думал, она уже давно отменена. Потому что, если такая норма есть, то она мертвая, она не работает и даже не оказывает никакого превентивного воздействия на общественные отношения.

Е. Афонина:

- Я почему об этом спросила? Потому что сейчас вот нас внимательно слушает потенциальный преступник, который ходит под этой статье, видимо, уже не один год, его зовут Иван Сухов, я уже проанонсировала его присутствие в нашем эфире, - многоженец. Иван, здравствуйте.

И. Сухов:

- Здравствуйте. Вы постоянно называете меня преступником…

Е. Афонина:

- Почему? Я просто сказала, что вы потенциальный преступник, потому что, если у нас начнет действовать 235-я статья, то вы как раз под нее попадаете. У вас сколько жен на данный момент?

И. Сухов:

- У меня больше чем одна жена, так скажу.

Е. Афонина:

- Обтекаемо. Боитесь под статью попасть?

И. Сухов:

- Нет, не боюсь.

А. Пчелинцев:

- Уважаемые коллеги, у нас нет такой уголовно-правовой нормы. Она уже давно… я говорю, эта норма была в советское время, лет 30 назад.

И. Сухов:

- Я больше скажу - она и началась именно с приходом Ленина к власти. Он издал указ о расстреле всех многоженцев…

Е. Афонина:

- Анатолий Васильевич, я поэтому к вам и обратилась с этим вопросом - действующая или нет эта норма? Но давайте вернемся к Ивану. Иван, детей у вас сейчас сколько?

И. Сухов:

- Так, сейчас количество прикину… так навскидку - порядка 17.

В. Милонов:

- Как можно прикидывать? Вы что, больной извращенец? Как может мужик говорит «я должен прикинуть, сколько у меня детей»?

И. Сухов:

- А у вас сколько детей?

В. Милонов:

- У меня шестеро детей. И я не буду прикидывать, сколько у меня детей… это идиотизм полнейший.

И. Сухов:

- У меня 24 ребенка, если быть точным. 25-й родится буквально вот через две недели.

В. Милонов:

- Вас кастрировать надо на государственном уровне.

И. Сухов:

- Вы волшебный человек, вы добрый, конечно, я понимаю, но вы тогда можете всех извращенцами назвать…

В. Милонов:

- Не всех. Вы являетесь самым обычным извращенцем, вам лечиться надо. В Кащенко вас надо поместить, в Кащенко.

И. Сухов:

- Спасибо вам большое. Мы будем конструктивно общаться или…

В. Милонов:

- Конструктивно можно общаться с нормальным человеком, а тот, который не может назвать количество у него детей, который живет с несколькими женами одновременно - это просто извращенец больной.

Е. Афонина:

- Иван, вы сами сказали, что у вас больше одной жены и, видите, Виталий Валентинович говорит о том, что это несколько неправильно. Вы чем можете обосновать свой выбор не в пользу одной женщины?

И. Сухов:

- Я не буду обосновывать, я просто скажу свою точку зрения по этому поводу. Я хочу не 10 детей, не 15, не 20 детей - меньше 50 меня просто не устраивает. Я хочу вот такое количество. Кто-то хочет миллиарды, да, вот его тоже можно извращенцем назвать, зачем ему 10 миллиардов долларов? Для чего этому человеку? Вот он извращенец, значит. Вот я такой человек - я хочу просто много детей, много сыновей… 40 сыновей - это нормально, я считаю. Раньше на Руси это было. Вся история об этом пишет. Если человек некомпетентен в истории, он говорит, что этого на Руси никогда не было, да всегда было многоженство у нас.

В. Милонов:

- Господи, человек, заканчивая ПТУ, начитался брошюрок у метро… вот реально…

И. Сухов:

- Многоженство и при царской Руси всегда было, и при Николае, и т.д. И летописи есть, и родовые книги если посмотрите, у одного купца было по 50-60 детей и т.д. То есть, одна жена, конечно, вот была героиня в советское время - 64 ребенка родила, по-моему… Но в силу здоровья нынешнего как бы женщина 10 рожает - нормально, молодец. А сейчас тенденция такая, что… я не против одноженства - пожалуйста, если мужчина может и готов верой и правдой служить и если он может только с одной женой справиться - то ладно, хорошо, почему нет? А я могу иметь несколько жен, я могу содержать, обеспечивать, кормить, поить, воспитывать детей своих нормально, правильно…

В. Милонов:

- Не можете вы воспитывать детей, потому что вы лишаете детей нормальной семьи, вы лишаете детей мамы и папы в нормальном восприятии.

Е. Афонина:

- Иван, простите, скажите, пожалуйста, а ваши дети всех ваших жен мамами называют или у каждого есть свои мамы?

И. Сухов:

- Нет, у них один папа - я, а мам своих они называют мамами. Кто их родил, они знают.

Е. Афонина:

- Хорошо. На собрания в школу к детям вы тоже ходите, как папа, да? И никого не смущает?

И. Сухов:

- Нет, меня все уважают достаточно, потому что мои дети большие молодцы, отлично учатся, я ими горжусь. Репетиторов я им не нанимаю.

Е. Афонина:

- Иван, хорошо, в интернете несложно найти и некий скандал, который был связан с вами и с одной из ваших супруг.

И. Сухов:

- Их много было, скандалов. В основном это наглая ложь, правду они не захотели показывать. Вот и все. Я им предлагал, у меня есть все основания, проверки этих следственных комитетов и все.

Е. Афонина:

- Понятно. У вас в паспорте штамп о браке один ведь стоит?

И. Сухов:

- Нет, у меня не один штамп о браке. У меня несколько штампов о браке. Женился - развелся. Женился - развелся.

Е. Афонина:

- Нет, я о другом спрашиваю. В конце концов все мы бренны и этот мир покидаем. Как вы считаете, после вашего ухода не возникнет проблем с дележом наследства?

И. Сухов:

- У меня - нет. Это все, как по древнему обычаю - все детям.

Е. Афонина:

- Понятно. Спасибо. Иван Сухов, многоженец, и не боится об этом заявлять. А вы говорите - социальные сети. Вот вам, пожалуйста, реальный человек, и много детей, больше 20… Так вот, может быть это изменило ваше отношение к многоженству? Может, действительно, так правильно?

А сейчас давайте подключим к нашему разговору лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Владимир Вольфович, здравствуйте.

В. Жириновский:

- Добрый вечер.

Е. Афонина:

- Я вспоминаю ваши инициативы, ну, в частности, обеспечить каждой российской женщине по мужу - отличная инициатива, все поддержали. В 2019 году вы предложили демографическую проблему в России решать многоженством. Вы сейчас изменили свою позицию?

В. Жириновский:

- У нас этого слова нету, это слово пугает - многоженство. Многоженство у мусульман, когда в одном доме с одним мужем живут одна, две, три, четыре жены. Речь шла только об одном - мы это делали еще 25 лет назад - снять ограничения на регистрацию брака. Повторный брак регистрируется без расторжения предыдущего. Все. Вот мужчина женат, есть жена, дочь, но получилось так, что на стороне еще одна женщина родила от него. С первой женой он хочет расстаться, но ему жалко ребенка, он не хочет разводиться, чтобы первая жена не чувствовала себя брошенной, что у нее нет мужа и ребенок как бы без отца. Поэтому пусть все останется как есть. Он, может быть, даже с ними не живет. И вторая семья у него есть, он дает туда деньги, встречается и т.д. Но, получается, что он не может со второй женой брак зарегистрировать, ей тоже обидно, она как бы считается не женой, а вроде бы любовницей. В этом плане лишь. Потому что реально у нас с вами рождается где-то треть детей в год - это матери-одиночки. Это обидное наименование такое - вот, внебрачный ребенок. Почему он внебрачный? Мама есть, папа есть, но нету штампа, нет регистрации, что вот два человека - папа и мама - муж и жена. И все, уже пренебрежение к этому человеку.

Е. Афонина:

- Владимир Вольфович, простите, но, решая одну проблему - законного рождения ребенка в браке - мы тут же создаем другую проблему. Этот вопрос я уже задавала Ивану - ведь никто не живет вечно и мы не знаем, сколько нам отмеряно. И вот вы представляете, все эти многочисленные ток-шоу, которые только и строятся на том, что, когда уходит неважно кто - известный актер или обычный человек - после него начинается вот вся эта катавасия, кому и что достанется в наследство. Вы предлагаете сейчас эту схему еще усложнить по одной простой причине. То есть, законное право и жен, и наследников будет одинаковым?

В. Жириновский:

- Так оно и есть. Дети-то одинаковые. Мы защищаем в данном случае и жен, и детей. Чтобы не было такого - а, вот она первая жена и ей все. И ребенок законный. А вот вторая жена - она не зарегистрирована, значит, она не жена и ребенок как бы отца не имеет Мы ж должны это легализовать. Я ж не говорю, что это хорошо, это и надо пропагандировать. Пусть будет одна семья, одна любовь, но реально половина браков распадается, ну, не получилась жизнь, значит, повторный брак. Ну, зачем его расторгать.

Е. Афонина:

- Хорошо. Тогда скажите, пожалуйста, какое количество штампов вы считаете приемлемым? Ведь не сложиться может и два, и три раза, а некоторым и пять - не везет. И что делать?

В. Жириновский:

- Ну, это редкий случай. В основном это второй, максимум третий штамп. Все. И потом, поймите, мужчина ж не железный, ему тоже тяжело жить на две, на три семьи и там любить, туда деньги приносить. Это в порядке исключения. Если первая жена согласна и вторая хочет официально брак зарегистрировать, в этом случае в ЗАГСе не должны препятствовать, не надо заставлять расторгать первый брак и заключать второй. Пусть он заключит второй брак. Потому что и первая жена не против, а вторая хочет быть замужней женщиной. То есть, защитить обе семьи. И все в пользу женщин и детей. А чтобы было три, четыре, пять, десять - это исключается, мужчина это не потянет, ему это тяжело. Ему и так тяжело, он это делает не потому, что ему нравится и хочется - ну, не получилась жизнь с первой семьей…

Е. Афонина:

- Женщинам мы разрешим то же самое?

В. Жириновский:

- Некоторые женщины хотят, чтобы у нее был тоже, может быть, не один муж, а два или три. Здесь, конечно, больше спортивный вариант, но почему это тоже ей не разрешить? У нее есть муж, он ее не удовлетворяет, но она не хочет с ним расторгать брак, потому что они прожили уже несколько лет, она его уважает, но у нее есть другой муж - более молодой, красивый, ей с ним хочется. И он тоже не хочет быть любовником. В этом смысле мы лишь решаем одну проблему. Не надо заставлять людей расторгать предыдущий брак. Все. Это не многоженство. Живут в разных квартирах, может быть, даже в разных городах. Это не является идеалом, мы не говорим - давайте вот так все будем. Но по жизни так происходит, понимаете. Половина мужчин имеет любовниц. Но это все нелегально. И некоторые любовницы не хотят быть зарегистрированы как жены, и мы в это с вами не вмешиваемся. Мы говорим о том, что там, где есть реально две семьи - вот это самый простой вариант.

Е. Афонина:

- Спасибо. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский принял участие в нашей программе. Я представляю себе, приходишь домой - открываешь паспорт, показываешь мужу - упс, а там второй штамп о браке - порадуйся, супруг мой любимый, я решила, что маловато мне тебя будет… ну, а почему нет? Кстати, вот это интересный факт и, думаю, его знают все, опять же по опросам замужних женщин больше, чем женатых мужчин. Это вот отношение к браку определенное показывает, да.

Давайте вернемся к нашей дискуссии. Виталий Валентинович, можете коротко прокомментировать идею Владимира Вольфовича?

В. Милонов:

- Ну, Владимир Вольфович у нас, как кутюрье высокой моды, всегда немножко ставит планку выше, чем… делает одежду, которую не все могут носить… Конечно, я считаю, что в настоящий момент у нас нет ни такой потребности, ни такого социального запроса на многоженство и я считаю, что вот эту дискуссию мы можем смело заканчивать и в принципе в обществе не развивать. Хотя для меня больше волнует ситуация, что ?? Вот это проблема - хуже, чем любое многоженство.

Е. Афонина:

- Какая проблема?

В. Милонов:

- Моргенштерн вот который рекламирует даже финансовые услуги - вот это настоящее зло, которое действительно с рогами и хвостом…

Е. Афонина:

- Хорошо, мы обсудим обязательно в следующий раз разложение нашего общества с помощью Моргенштерна и «Дома-2».

Анатолий Васильевич, как вам эта идея? С юридической точки зрения вообще это осуществимо?

А. Пчелинцев:

- Мы здесь немного ломимся в открытые двери. У нас сейчас гражданским законодательством предусмотрена такая форма, как брачный договор и не надо ни какие запреты, ни разрешения вводить, с моей точки зрения, сегодня можно заключить брачный договор и там все прописать. По факту это можно делать. Поэтому я бы сегодня законодательство не трогал, все оставил так, как есть, а вот излишнее обсуждение этой темы является, как мне кажется, во всяком случае, скрытой пропагандой половой распущенности. Вот я сейчас послушал Ивана Сухова и здесь вот я прямо солидаризируюсь полностью с Виталием Валентиновичем Милоновым. Это просто какой-то паноптикум вообще… как это так - человек не может даже назвать количество своих детей? Как он их вообще может обеспечить материально? Как он может им дать какое-то духовное развитие? И так далее, и тому подобное. Как бы не получилось так, что мы, обсуждая тему, мы открываем как бы врата для Пандоры.

Е. Афонина:

- Чтобы не считали, что эти истории какие-то вымышленные, мы именно поэтому и дали возможность нашим радиослушателям понять, что это за проблема, что она реально существует в нашей жизни и не замечать того, что это есть, невозможно. Вот мне тут предлагают любимой женой пойти в гарем - не пойду, знаете ли. Второй штамп о браке я не выдержу. «Чтобы улучшить демографию, надо просто запретить аборты», - предлагают из Москвы. «Сколько отмеряно, сколько и будет», - пишут нам. «Конституцию, что, опять менять будем? Браком будем считать союз между мужчиной и женщинами?», «Люди, вспомните Содом и Гоморру! Какое многоженство? Вы с ума посходили. Существующие олигархи наберут гаремы из десятков дур и другие мужики возьмутся за оружие», - пишут нам из Татарстана. А вот наши радиослушатели на вопрос нужно ли в России разрешить многоженство, сказали - нет. Так ответили 53%. Спасибо нашим спорщикам.