Денис Терехов: «Чтобы удалить голые фотографии из интернета, не нужно фотографироваться голым»

В гостях у Антона Назарова генеральный директор агентства «Социальные сети» Денис Терехов

- Доброе утро, уважаемые радиослушатели. В эфире программа «Репутация» и я ее ведущий Антон Назаров. Мы говорим об институте репутации, о том, как он формируется в нашей стране и в мире. А также о знаниях, умениях и навыках, которые пригодятся каждому. Сегодня у нас в гостях Денис Эдуардович Терехов, генеральный директор агентства «Социальные сети», депутат Законодательного собрания Красноярского края. Доброе утро, Денис Эдуардович.

- Доброе утро, Антон Анатольевич. Но мы с вами так давно знакомы, что мне кажется, мы можем просто, наверное, Антон и Денис. Или в вашей консервативной программе нужно на вы и по имени-отчеству?

- Мы можем как угодно.

- Это, кстати, тоже к разговору о репутации. У кого-то репутация Иван Петров, у кого-то репутация Иван Иванович Петров. Это тоже такой маркер, мне кажется.

- Абсолютно верно. Но вас многие называют Денис Эдуардович, поэтому я с этого и начал. Тем более, что вы очень уважаемый человек. Но сначала, как вы знаете, наши дорогие радиослушатели, наша традиционная рубрика о том, что произошло на минувшей неделе в мире репутации.

В эфире программа «Репутация». И я ее ведущий Антон Назаров. Напоминаю, сегодня у нас в гостях Денис Терехов, генеральный директор агентства «Социальные сети» и депутат Законодательного собрания Красноярского края. Денис Эдуардович, вот как вы верно заметили, мы с вами знакомы очень много лет. И я перечислил далеко не все ваши амплуа и статусы.

- Эфира не хватит, Антон Анатольевич, перечислять все это.

- Поэтому мы даже не будем начинать. Мы даже не будем начинать.

- Тем более, как это, гордыня смертельный грех, поэтому не будем, да.

- Тем не менее, Денис Эдуардович это тот человек, который прошел очень большой, интересный путь, в смысле репутации. Поэтому мы о не мне можем не поговорить. И начался этот путь в Норильске. Вы работали, Денис Эдуардович, когда-то там, начинали корреспондентом, а закончили работать в Норильске на телевидении уже известным ведущим, я бы сказал, одним из главных ньюсмейкеров, человеком, который вел итоговую программу. Вот вы этот путь свой в Норильске в телевидении начали осознанно? Или это потому что кто-то там на вас повлиял в этом отношении?

- Говорят же, что случайности неслучайны. Но, действительно, я случайно оказался после девятого класса, в 10-11 классе в специализированной гимназии, где вот вместо УПК такого традиционного советского, где мальчики ходили там на завод к станку, а девочки чего-то шили, вот там была в виде УПК телевизионная практика. Мы ходили, у нас был телекласс, мы ходили на местное телевидение, которое позже стало ГТРК. И там, в общем, учились чего-то снимать, чего-то писать. И я в принципе штатный сотрудник ГТРК «Норильск» с 14 лет. То есть я после 10 класса пошел летом на практику, даже, строго говоря, это не была практика, нет такого понятия практика, да, в школе. Вот. и мне выдали корочку, со мной заключили трудовое соглашение, я получал зарплату и носил ее домой.

Поэтому я во многом случайно там оказался. Дело в том, что все мои старшие товарищи были во многом глубоко пьющие люди. И поэтому не очень активные. А во мне было очень много энергии. Я тогда еще не пил. И поэтому я, в общем, все, от чего они отказывались, я радостно за это брался. Вначале мне, конечно, поручали сюжеты про детские праздники и ансамбль «Радуга», но потом я дорос аж до сюжета с заседании федерации профсоюзов. Это такой уже хай левел по норильским телевизионным меркам.

- Ну, а когда появилась итоговая программа, там, соответственно, все ключевые люди стали ходить к вам на эфир?

- Там была та же проблема. Мои руководители, моим руководителями было просто, честно говоря, лениво. И поэтому я внезапно в 21 год оказываюсь ведущим итоговой программы. Ну, это невозможно представить, конечно, ни в какой, ни в каком, ни в какой нормальной ситуации. И я бы себя, я нынешний себя бы тогдашнего, конечно, не назначил бы на эту должность. Но так совпало. Вообще моя трагедия, что я в 22 года перестал быть телезвездой, когда уехал из Норильска в Москву, имея за плечами восьмилетний фактически опыт работы на телевидении в 22 года. Это, конечно, это, конечно, очень серьезно бьет по психике, когда ты приезжаешь в эту незнакомую бездуховную Москву, бездушную Москву, где тебя никто не узнает на улицах. Вот ты представляешь, как это, когда ты вот в Норильске идешь по улице, а к тебе подбегают автограф взять. И девочки тебя одна другой дарят на день рождения, вот то, что ты пришел просто вот компанию. А в Москве ты никому не нужен.

- Как это сейчас модно называть – селебрити.

- Да, да, я не знал слово селебрити, но я действительно был по местным меркам селебрити. Вот. И для меня это был такой очень серьезный удар по самолюбию. И мне кажется, хорошо, что я вот… Знаете, как… Хорошо, когда ты переболел ветрянкой в детстве. Да, потому что во взрослом возрасте ветрянкой болеют очень тяжело. Вот поэтому вот для меня вот такой вот даунгрейд, да, вот для меня такой, такая оплеуха, да, эмоциональная случилась в молодости, и я ее довольно легко пережил. И смог заново там стать уже звездой в Москве. А многие, кто во взрослом возрасте, конечно, приезжал из маленького города в большой город, ну, не справлялись, что ли, с этим.

- Но, тем не менее, в Норильске вы занимались не только телевидением. Вы там создали еще два информационных агентства – «Норильские новости» и «Таймырский телеграф». Причем оба которых, насколько я понимаю, сейчас работают.

- Да, действительно, «Таймырский телеграф» - это часть медиахолдинга «Северный город», который принадлежит «Норильскому никелю». А «Норильские новости» - это как раз основа для городского, Норильского городского медиахолдинга. Ну, так, так, так получилось, что и то, и другое я создавал. На самом деле, честно говоря, я просто и тому, и другому сделал сайты. Просто вокруг сайтов стало все закручиваться. Как раз интернет стал только входить в нашу жизнь. и поэтому сайт стал такой, что ли, такой основой, этим самым, господи, слово забыл.

- Такая легитимизация в некотором смысле. Потому что можно работать в как угодно… информационном агентством, но если во времена интернета у тебя нет сайта, значит, соответственно, нет тебя вообще.

- Да, совершенно верно.

- И когда, насколько я понимаю, вы переехали в Москву, вы пошли работать как раз в газеты.

- Ну, переезд тоже был…

- То есть не телевидение.

- Переезд тоже был во многом случаен. Хорошо вам известный Владимир Ефимчик и Лариса Рудакова тогда создавали как раз ежедневную газету, такую, такой правильный таблоид, как раз в качестве одного из конкурентов всегда «Комсомольская правда» у нас была. Газета «День» называлась. И команда собиралась довольно разношерстная, проект был крайне амбициозный. Но мы два года выходили просто в стол. То есть редакция собирала новости, дизайнеры и верстальщики верстали газету. Она печаталась полиграфическим способом, правда, небольшим тиражом. И никуда не распространялась.

- А кто же это все финансировал?

- Издательство «Логос». Они заработали довольно много денег на сканвордах и газете «Оракул» тогда, сканворды «777», «Тещин язык». Я не знаю, мне кажется, до сих пор выходят. Газета «Оракул». Вот этот медиахолдинг соответственно решил проинвестировать, владелец медиахолдинга решил проинвестировать в такой правильный таблоид. И в качестве примера была газета Bild немецкая выбрана. И вот мы пытались сделать газету, где на второй полосе может быть колонка премьер-министра, а на последней полосе – голая девушка. Вот мы пытались такой формат нащупать. Нащупали. Газета повыходила какое-то время. Но я, мне сложно комментировать, почему все это, все это счастье закончилось. В общем, я ушел, счастье закончилось. И вот, и, в общем, проект, проект не взлетел, к сожалению.

- Мы с вами сегодня говорим в разгар президентских выборов, голосования, значит, в нашей стране за президента нашего. И в рамках этого небезынтересно будет поговорить о вашей политической дальнейшей составляющей. Потому что ровно после этого вы занялись политикой. После того, как не взлетел именно этот проект. Да?

- Я буквально вот по резюме попал в Фонд эффективной политики Глеба Павловского, который тогда, в общем, занимался всей политической, всеми политическими технологиями в нашей стране, мне кажется. И как раз тогда Павловский высаживал команду в Союз правых сил, и я вот в этой, в составе этой команды там оказался, отработал тоже в довольно юном возрасте, 24 года, я был фактически начальник отдела спецпроектов Федерального штаба партии. Но это так черный пиар назывался красивым словом. Вот. Сейчас, наверное, об этом уже можно говорить.

А в конце третьего года, когда СПС, к сожалению, не прошел в Думу, и, в общем, стали резать штатное расписание, четыре пресс-службы сократили, оставили только одну – со мной во главе. И я оказался говорящей головой и лицом партии. Потому что тогдашние лидеры подали в отставку, а нового лидера еще не было. Вот на два года говорящей головой партии оказался 24-летний пацан. Что тоже для меня был такой очень серьезный вызов. Но я, конечно, привык быть в кадре, но я привык быть в кадре в качестве интервьюера, а когда у тебя федеральные каналы, федеральные газеты ежедневно берут интервью, и ты говоришь не от своего имени, а от имени одной из пяти тогда федеральных партий, ну, это, я скажу вам, такая серьезная ответственность. И, конечно, я свои какие-то политические амбиции, политические мускулы поднакачал тогда.

- Ну, можно назвать то, что вы делали, это профессия, которая сейчас обсуждается как, чтобы ее институционализировать, профессия медиатехнолога. Потому что есть политтехнолог, который занимается, собственно, выборными проектами, а есть медиатехнолог, который, собственно, приближает нужную степень поддержки электората.

- Ну, я скажу так, у меня в должностных обязанностях было много всего странного, например, я отвечал за подписку на газеты всего исполкома партии. На вопрос, а почему этим занимаюсь, не завхоз занимается, а я, мне говорили: ну, ты же пресс-служба, за прессу и отвечай. Вот, поэтому понятно, что все занимались всем. Я, например, в том числе организовывал митинги. Хотя это тоже не входит в обязанности пресс-секретаря партии. Но много чем получилось позаниматься.

Но вы правы, да, конечно, в основном это была медиакоммуникация, работа с журналистами, с блогерами. Я как раз вот сразу после нашего эфира поспешу рассказывать об истории зарождения вообще социальных сетей и блогов в России в Финансовую академию. Меня как раз попросили рассказать о том, как это было в 2003 году, во времена ЖЖ. Вот как раз тогда появилось ЖЖ, ну, строго говоря, в 1999 году появилось, в 2003 году ЖЖ стало уже такой альтернативной платформой. И по большому счету вот именно тогда, именно тогда, мне кажется, появилось это слово, да мы еще не знали слова Social Media Marketing, SMM, а тогда появились вот эти первые, первые попытки какой-то коммуникации в соцсетях. То есть какая-то альтернативная реальность, кроме традиционной медиареальности, вот эта соцмедиареальность появилась.

- Ну, тогда и Одноклассники уже появились.

- Одноклассников тогда еще не было.

- Не было, да?

- Одноклассники позже появятся. Я скажу так, вот с третьего по восьмой год в России безраздельно правил ЖЖ, это была главная и, по сути, единственная площадка в соцсетях.

- Мы напомним радиослушателям, это Живой Журнал.

- Да, LiveJournal. Да, то есть он, его изначально в 1999 году придумал программист-любитель Брэд Фицпатрик. И в 2003 году, в 2001 году Антон Носик, царство ему небесное, известный, по сути, гуру и отец Рунета, его подхватил и принес его в Россию. И вот там первые как раз люди, которые делали ЖЖ и делали соцмедиа в России, это был тот же самый Носик, Тема Лебедев, значит, известный дизайнер, и еще несколько человек. Многие из них, к сожалению, уже не с нами. И вот с третьего по восьмой год ЖЖ – это единственная площадка, единственная блок-площадка. Уже в восьмом году появляются Одноклассники, ВКонтакте. Потом ныне запрещенный Facebook, который появился позже, пришел в Россию. И уже только где-то ближе к 12-му году появился уже Instagram, тоже запрещенная социальная сеть. И тогда ни о каком Telegram, ни о каких мессенджерах даже никто и не слышал. Их просто не было.

- Ну, для того, чтобы полноту картины, значит, по поводу вас, Денис Эдуардович, завершить, вы же еще увлекаетесь разнообразным литературным творчеством, которое… Пишете стихи самые разнообразные.

- Это в прошлом. Как говорила одна моя знакомая, если ты не исписался до 25 лет и продолжаешь писать стихи, ты или гениальный поэт, или графоман. Я, наверное, конечно, скорее, графоман. Хотя я все реже и реже занимаюсь этими упражнениями литературными. Я, действительно, к ним отношусь как к упражнениям. Упражнения для ума. Сейчас я больше интересуюсь, конечно, спортом и здоровым образом жизни. И вот раньше, я когда представлялся, я говорил, что я поэт-алкоголик, а сейчас я не пью уже больше года, сейчас я представляю себя как амбассадор бега и ЗОЖа.

- Но при этом с точки зрения литературного творчества и вообще создания контента это до сих пор составляет основную часть вашей деятельности.

- Ну, конечно.

- Хотя есть такое понятие, ну, или там фраза, да, когда «можешь не писать – не пиши».

- Я в этом смысле играющий тренер. Я не только возглавляю агентство, которое занимается созданием контента и ведением соцсетей для разных клиентов, но и сам активно веду свой Telegram-канал, наверное, больше как сибирский политик. И сам пишу много текстов. Понятно, что стараюсь, если можно не писать, не писать. Вот, как человек из медиа, знаете, да, что главный редактор в принципе нехороший человек, а пишущий главный редактор – нехороший человек вдвойне. Я так корректно скажу. Вот, поэтому я стараюсь, конечно, пореже этим заниматься. Но рука тянется, конечно, к клавиатуре.

- Денис Терехов, генеральный директор агентства «Социальные сети» и депутат Законодательного собрания Красноярского края в гостях у программы «Репутация» на радио «Комсомольская правда». Не переключайтесь. Через пару минут мы вернемся в эфир.

- В эфире программа «Репутация», и я ее ведущий Антон Назаров. Я напоминаю, что сегодня у нас в гостях Денис Терехов, генеральный директор агентства «Социальные сети», депутат Законодательного собрания Красноярского края, очень известный блогер, политик и вообще медиадеятель. Денис Эдуардович, вот мы как раз начали говорить, наверное, о развитии социальных сетей, о ЖЖ немного поговорили, о том, как возникли у нас первые соцсети, другие, так сказать, в смысле ВКонтакте, которые сейчас существуют и не запрещены. И вот примерно в эти же годы, там в 2008-м, насколько я помню, появилось агентство «Социальные сети». Вот оно появилось как некий результат того, что вы работали в политике, так сказать, и начали заниматься уже пресс-службами, блогерами, газетами и так далее. Или это был какой-то новый этап, к которому вас что-то особое подтолкнуло?

- Оно появилось вопреки. Как говорил Дональд Трамп, если вас не берут на работу, откройте собственный бизнес. Я настолько легко устроился на работу вот после моего, мой первый опыт работы в Москве в газете, что мне показалось, что это будет все всегда так легко. Нет, человека из политической партии неохотно брали на какие-то должности. Более того скажу, меня вообще никуда не хотели брать на работу. Я отправил, наверное, в двадцать или в тридцать мест свое резюме. И мне никто даже не перезвонил. И тогда Вячеслав Лащевский, тогда еще мало известный, хотя очень крупный пиар-менеджер и владелец агентства АГТ, одного из крупнейших агентство России, сказал мне: я считаю, что нужно вот развивать коммуникации в этом, как его, как его, скажи мне… В интернете. Я говорю: Слава, я знаю… В этих, в социальных сетях. Я говорю: Слава, я знаю, что такое социальные сети, в отличие от тебя. Это ЖЖ. Там сидят пьющие, немытые, плохо воспитанные, неинтеллектуальные люди. Как говорит мой заместитель Дима Ашихмин, грязнули. Значит, там нет денег, Слава, там есть политика, но там нет денег. Он говорит: я чувствую, что там деньги. В соцсетях деньги? Коммуникации в соцсетях – деньги? О чем ты говоришь?

В общем, Лащевский целый месяц меня убеждал, что будущее за социальными сетями. Я ему не верил. Через месяц он убедил меня, а потом я убедил весь остальной рынок. Как выясняется, он был прав. Поэтому отец, конечно, вот SMM в России настоящий – это Лащевский. Я такой, я не знаю, я как бы, я сын, возможно, который… который в какой-то момент стал отцом, я не знаю, как это правильно сказать, с точки зрения генеалогии я довольно сложную конструкцию сейчас завернул. Ну, в общем, в восьмом году мне не казалось, что за этим будущее. В восьмом году мне казалось, что это баловство. И как же я был не прав, и я это почувствовал уже в середине восьмого года, каким бурным цветом расцвели социальные сети и коммуникации в социальных сетях, насколько это просто из баловства и моды нескольких, действительно, политизированных деятелей превратилось просто в тренд, это стало просто, по сути, единственным местом, где можно было вести коммуникацию напрямую, без посредников, что, я думаю, к десятому году почти никого даже не нужно было убеждать, что туда нужно было идти. То есть я думаю, что в двенадцатом году уже примерно сто процентов брендов так или иначе коммуницировали в соцсетях. То есть за четыре года произошла колоссальная, колоссальный разворот в сторону диджитала в широком смысле этого слова.

- А какие вот основные факторы, на ваш взгляд, к этому привели? Это распространение интернета, увеличение скорости, там возникновение вот этих вот так… смартфонов, раньше же их тоже не было, были только кнопочные телефоны. Причем тоже не дешевые при этом. Вот какие факторы привели к этому? Для того, чтобы мы просто немножко разобрались в природе социальных сетей и их сегодняшней популярности.

- Соцсети стали в России популярнее, чем на Западе, потому что мы пропустили этап вот входа в классический интернет. И, по сути, в чем, например, успех ВК. ВК рост вместе с Рунетом. И поэтому соцсети в России росли с Рунетом. То есть человек, который приходил, например, на Западе в интернет, он вначале там долго разбирался в сайтах, а потом начал разбираться в соцсетях. А у нас люди сразу пришли как бы в мир соцсетей. И поэтому соцсети стали сразу бурно развиваться. Я думаю, что все-таки, конечно, ЖЖ это предтеча соцсетей. И, строго говоря, это вопрос терминологии, но рост соцсетей, конечно, начался тогда, когда появился ВК, когда появились Одноклассники.

Одноклассники, кстати, еще в десятом году научили людей тратить деньги в соцсетях. Потому что там за социальные действия нужно было платить реальные живые деньги, посылать цветочки или чашечки с кофе своим друзьям. А многие социальные сети до сих пор даже ничего подобного не научились делать. Одноклассники в десятом году это уже делали. И только потом уже появляются социальные сети с картинками, ныне запрещенные. Появляются мессенджеры, которые тоже отчасти являются такими квазисоцсетями. Но, конечно, рост произошел именно потому, что мы сразу оказались там. И Рунет сразу стал расти параллельно с соцсетями. Это раз.

Два, конечно, экономический кризис, о котором мы забываем. В 2008-2009 году. Классические коммуникации дороги, люди, бренды, в первую очередь, ищут более дешевые способы разговаривать со своей аудиторией. И, конечно, здесь разговор без посредников. При всем уважении к классическим медиа, в студии которого мы находимся, конечно, социальные сети всегда дешевле, чем классические медиа. Потому что здесь тебе не нужна большая редакция, ты можешь тяп-ляп как-то, значит, коммуникацию на коленке сделать.

Это позже выяснится, что продакшн профессионального видео для телеканала или для соцсетей это почти одни и те же деньги. Да, и телеканал или соцсеть это способ дистрибуции контента. Не более того. Но тогда, в 2008-2009 году, все вот это на коленке казалось очень дешевым. И поэтому все туда ринулись. Многие как раз обожглись и поняли, что это не для них, им показалось, что это не для них. Но просто, может, потому, что они недостаточно серьезно к этому относились.

- Ну, то есть можно сказать, что в России все участники социальных сетей в некотором смысле цифровые аборигены, выросшие вместе с интернетом в своей стране?

- Да, совершенно верно. И в этом смысле это и наш плюс, и наш минус. То есть наш плюс это потому что мы, конечно, мы впереди планеты всей с точки зрения коммуникаций, с точки зрения креатива и с точки зрения дизайна. В этом смысле, вот я сейчас только процитирую знаменитого веб-дизайнера Артемия Лебедева о том, что Россия сильно выше, вот, условно, средний уровень сайтов в России сильно выше, чем средний уровень сайтов в той же самой Америке. Это было всегда. Мы к дизайну относимся более серьезно. Хотя считается почему-то, что Запад – законодатель мод в вопросах дизайна.

Это плюс. Но есть и минус. Конечно, мы заложники и рабы этих соцсетей. И социальные сети это, конечно, наркотик. Ты подпадаешь под вот это влияние бесконечного, бесконечного скроллинга ленты, под влияние бесконечного желания ответить на сообщение в мессенджере. И это не просто жрет твое время, это жрет твою душу, как бы это пафосно ни звучало.

- Но, тем не менее, вам удается совмещать эти две ипостаси. Потому что вы известный человек и в соцсетях, и в так называемом офлайне. Потому что, помимо всего прочего, вы еще являетесь автором и ведущим, по крайней мере, были точно автором и ведущим программы «В гостях и цифры» на известном телеканале «Мир». Вы снимаете документальные фильмы, организовываете самые разные экспедиции под брендом «Ойкумена». И, соответственно, это нельзя назвать чисто цифровой жизнью, но при этом эта жизнь становится, ну, имеет свое отражение, свое зеркало в социальных сетях. Вот как вам удается это совмещать? Может быть, это будет один из советов нашим радиослушателям, как, так сказать, не утонуть в цифровом мире, оставшись при этом в прекрасном нашем реальном.

- Есть один скабрезный анекдот старый советский про то, как, значит, одного пожилого человека спрашивают: как вам удалось, значит, изнасиловать одну девушку в девять утра, а другую девушку в десять утра? Он говорит: ну как, как, у меня же велосипед. Вот как, как. У меня, у меня календарь. У меня есть расписание. Я просто все четко записываю, поэтому на все есть время.

Ну, кстати, если говорить про проект «Ойкумена», про вот эти экспедиции, это как раз вот стык диджитала и реального мира. Мы пытаемся известные старые маршруты переосмыслить в новую цифровую эпоху. То есть мы идем теми же маршрутами, которыми ходили, в том числе, и экспедиции «Комсомольской правды». В том числе во главе с Владимиром Николаевичем Сунгоркиным. Просто мы их как бы немножко переосмысляем с точки зрения современных диджитал-коммуникаций. Вот. Это такой способ поженить прошлое и будущее.

И это… Мы забываем, что диджитал, мы забываем, что интернет это всего лишь транспорт, это всего лишь способ дистрибуции контента. То есть ты вот можешь новость напечатать на газетной бумаге и распространить ее через киоск, а ты можешь новость напечатать на клавиатуре, запостить в блоге и распространить ее с помощью интернета. Но в основе в любом случае будет лежать новость. В основе в любом случае будет лежать контент, содержание, создание. Поэтому никуда не денется редакция. Никуда не денутся талантливые журналисты, талантливые создатели контента. Мне не нравится слово «блогер», мне вообще всегда кажется, что блогер, блогинг – это хобби. А как только ты начинаешь на этом зарабатывать деньги, ты становишься медиа, ты становишься главным редактором средства массовой информации имени себя. Вот ты не блогер Иванов, а ты главный редактор медиа «Иванов.Лайф», условно говоря, так назовем.

- Ну, то есть в некотором смысле каждый из нас – это медиа сегодня.

- Конечно, совершенно верно. Просто сейчас исчезла монополия, я бы даже сказал – гегемония там телевышки и печатного станка, потому что с приходом интернет-соцсетей телевышка и печатный станок это вот ваш смартфон. И каждый является таким вот дистрибутором контента. Но распространять контент могут все, а создавать классный контент могут немногие. И в этом смысле профессиональные редакции всегда будут в выигрыше. Потому что они научились это делать еще тогда, когда деревья были большие, печатные станки тяжелые, а эфир доставался не абы кому.

- Ну, вот примерно как Денис Эдуардович Терехов, начинавший.

- И Антон Анатольевич Назаров, который тоже работал на телевидении.

- Начинавший работать на телевидении. А востребован ли этот контент, вообще говоря, в социальных сетях? Я имею в виду эти экспедиции, ваши цифровые, реальные цифровые экспедиции «Ойкумена»?

- Я скажу, что, когда случилась пандемия, спрос на вот подобный контент про путешествия колоссально возрос. Ну, люди же сидели дома, им нужно было что-то смотреть.

- Вы же, кстати, начинали-то вместе с телеканалом «Мир» делать.

- Совершенно верно. Мы и продолжаем делать с телеканалом «Мир», просто несколько проектов я сделал самостоятельно без «Мира». Изначально, мы… мы как раз это все сделали перед, за год до пандемии. И даже в пандемию нам удалось сделать пару экспедиций. И после пандемии несколько экспедиций. Но вот тот контент, который мы запасли до пандемии и сделали в пандемию, он невероятной популярностью пользовался. Просто потому что люди сидели дома, им нужно было смотреть, если уж не путешествовать, то просто смотреть, как другие путешествуют. Конечно, это, это имело колоссальный спрос.

Ну, и, кстати, путешествия… Ну и, кстати, путешествия по России мы начали делать еще до того, как это стало модным. Мне кажется, что многие вообще недооценивают, сейчас уже как бы в меньшей степени, но тогда, несколько лет назад, недооценивали масштабы и красоты нашей страны, всем казалось, что нужно ехать обязательно в Европу, в Америку. Безусловно, надо ехать в Европу и в Америку, ну, с точки зрения путешествий. Но я думаю, что это нужно делать только тогда, когда ты объездил всю нашу страну и посмотрел Байкал, Калининград, Дальний Восток, Сибирь. Взобрался на какую-нибудь серьезную вершину на Кавказе. Вот только тогда ты, когда все посмотрел здесь, можешь уже отправляться и весь мир смотреть.

- Ну, теперь возможности такие есть. Программ огромное количество. Туризм в стране у нас растет небывалыми темпами. Особенно, ну, понятно, что есть определенные ограничения с точки зрения возможности выезда в какие-то другие страны, да, но тем не менее, если брать ваш приоритет, ваш совет, скажем так, сначала посмотреть свою страну, то здесь, мне кажется, абсолютно логично.

- Ну, смотрите. Ну, например, сейчас у нас появилась уникальная возможность посетить Северный полюс. Потому что раньше, чтобы поехать на Северный полюс, нужно было или совершать совершенно невероятную, сложную экспедицию на атомном ледоколе, это долго и дорого, либо лететь через норвежский Шпицберген. А сейчас, после там последних событий, полет на Северный полюс осуществляется через Хатангу, что в Красноярском крае. Поэтому я уже тут сейчас как депутат Заксобрания Красноярского края, член комитета по спорту и туризму говорю. Мы совершенно серьезно планируем делать из Хатанги, ну, из Красноярска и из Хатанги, в частности, такой хаб, такую точку входа на Северный полюс. И мы рассчитываем, что это станет серьезным бизнес-проектом и для региона, и для тех партнеров, которые к нам присоединятся.

- Но про эту вашу ипостась в Красноярском крае мы поговорим в следующей части нашей программы. А вот для того, чтобы завершить нам историю с интернетом, вот с точки зрения качества контента не кажется ли вам, вот вы сказали о том, что ЖЖ это был как раз вот такой первый, первая социальная сеть в некотором смысле в нашей стране. Но, тем не менее, она была довольно качественной. Она… была, наверное, первой такой цифровой заменой качественных газет. Вот сегодня эту роль начинает играть Telegram, очевидно. Да, потому что, условно говоря, многие вместо газет сегодня читают Telegram-каналы. Вот насколько это сравнение корректно? И чем вообще является сегодня Telegram? Он же ведь, с одной стороны, мессенджер, с другой стороны, это какой-то набор разных СМИ, в том числе вот этих самих СМИ имени нас самих. Да, то есть каждый может взять и абсолютно бесплатно и без всяких там серьезных усилий создать некий Telegram-канал. И подписать даже на него там, по-моему, первые двести человек. А потом уже все будет зависеть от качества этого контента.

- Telegram это платформа. WhatsApp это мессенджер, который тоже принадлежит запрещенной корпорации МЕТА, нужно говорить. Viber это мессенджер. Telegram это платформа, потому что там есть и медиа, и мессенджер, и есть боты, что важно, которые могут делать разные задачи. Там есть платежная система TON. Как только Дуров прикрутит к Telegram полноценную платежную систему, ну, как вот на базе того же самого Сбера, условно говоря, и сделает не просто набор вот социальных вот этих самых, набор этих каналов, но сделает ленту, по аналогией с лентой в ВК, я думаю, что в этот момент Telegram станет русским WeChat – нашим всем. И в принципе, знаете, как там у писателя Сорокина: русскому народу нужно два сорта хлеба, два сорта колбасы, повидло и варенье. Вот так же нам будет достаточно даже не два, не две иконки, а одна иконка в нашем смартформе вам будет хватать. Вот, по сути, Telegram для нас станет всем. Мы зашли туда, узнали новости, пообщались с друзьями, сами о чем-то рассказали, через него заплатили, заказали продукты, заплатили, развлеклись, посмотрели кино. Все, у нас весь мир сожмется до одной иконки. Вот до одного Telegram. И я думаю, что это случится в горизонте ближайших пару лет.

- Денис Терехов, генеральный директор агентства «Социальные сети», депутат Законодательного собрания Красноярского края в эфире программы «Репутация» на радио «Комсомольская правда». Мы снова вернемся к вам через пару минут, не переключайтесь.

_- В эфире программа «Репутация», и я ее ведущий Антон Назаров. Напоминаю, что у нас сегодня в гостях Денис Терехов, генеральный директор агентства «Социальные сети» и депутат Законодательного собрания Красноярского края. Вот, Денис Эдуардович, как раз об этой ипостаси в этой нашей третьей части, завершающей, мы и поговорим. Про Красноярский край. Вот понятно, что вы из Норильска, а Норильск это тоже Красноярский край, и это тоже, в общем, как раз ваша, можно сказать, и альма-матер, и родина, и малая родина, и большая родина, и так далее. Но вы очень долго все-таки проработали в Москве. И в какой-то момент почему-то приняли решение вернуться в Красноярский край и стать там депутатом. Ну, в том смысле, что избираться депутатом. Причем вы не просто избирались депутатом, вы, собственно, провели в некотором смысле цифровые выборы. Потому что те, кто вас избирали, я внимательно следил за вашей кампанией, она очень в существенной степени была построена на цифре и на социальных сетях. И люди вас поддержали, вы стали депутатом. Вот как вам далось, чем оно мотивировано это ваше решение вернуться в некотором смысле в Красноярский край? Ну, Красноярск все-таки это даже крупнее, чем Норильск. Вот, потому что это вот центр как раз одного из крупнейших регионов страны и вообще регионов мира. Вот вы это тоже сознательно сделали? Или что-то как-то вас вот обстоятельства туда занесли?

- Я еще в 13-м году организовал в Красноярске филиал. Не потому что я из Норильска, а потому что Красноярск географический центр России и крупный университетский центр. И мы вынесли вот всю функцию, не связанную с работой напрямую с клиентами, мониторинг, аналитика, работа с жалобами, ну, вот я без лишней скромности замечу, что мы одни из крупнейших, если не самые крупные отвечальщики на жалобы в интернете. Мы в течение десяти лет для «Почты России» эту работу делали. А сейчас эту работу делаем для Wildberries. То есть там одна проектная команда, там десятки, а может быть, даже под сотню человек.

Поэтому я в Красноярске всех знал. И поэтому, когда я пришел к партии «Новые люди», собственно, с предложением попиарить их в интернете и на выборах, они говорят: о, слушай, у нас есть как раз вакантное место. И я по большому счету, знаете, да, что создатель пенициллина сам себя заразил опасной болезнью, чтобы испробовать действенность своего лекарства. Так вот, точно так же я, как политтехнолог, не мог ставить эксперименты на живых людях и ставил все эксперименты на себе. Мне было очень интересно на взрослых серьезных федеральных выборах проверить некоторые гипотезы. И так как я не решался эти гипотезы проверять на обычных людях, я решил проверить их на себе.

- Я, кстати, так же сделал в 2005 году. Я был кандидатом в депутаты Мосгордумы. Я, правда, тогда не избрался. Но тоже ставил эксперимент на себе.

- Мне, Антон Анатольевич, повезло чуть больше, чем вам. Мои эксперименты увенчались успехом. Я действительно тогда основным каналом коммуникаций видел свое шоу на YouTube, которое называлось «Давай сделаем это по-новому», где я рассказывал, значит, ежедневно практически, что я делаю как кандидат, какие у меня есть мысли, когда я стану депутатом. Там же были какие-то смешные ролики, связанные с какими-то такими штабными, штабной кухней и так далее. Но у меня была очень такая жесткая связка, конечно, с офлайном. То есть, если бы не было офлайн-активности, нам бы, собственно, не о чем было рассказывать в интернете. Другое дело, что мы использовали в качестве канала донесения вот этой информации именно социальные сети. Это YouTube, это мой Telegram-канал, это различные паблики в ВК. И в принципе мы 99% вот всей коммуникации, всей дистрибуции контента использовали только новые медиа.

То есть мы специально с классическими медиа не работали. Если о нас телеканалы рассказывали или газеты писали – хорошо. Мы специально бюджеты на это не тратили. Все на интернет. И я скажу вам, что я очень собою доволен. Мы до депутата Госдумы не хватило 500 голосов. В партии меня называют «Терехов Шредингера». Потому что всю ночь я вроде как был депутатом Госдумы, а на утро выяснилось, что нет. Так как были параллельно выборы в Заксобрание Красноярского края, я решил остаться там. И я фактически живу в Красноярске, а в Москву прилетаю в отпуск, если так можно выразиться. Я живу на два города, фактически в самолете.

За меня проголосовало 87 тысяч человек. Это вот если бы они все встали в одну шеренгу вот так на расстоянии вытянутой руки, то это было бы 120 километров людей. Это как от Красноярска до Канска – западной столицы Красноярского края. Это как вот вокруг МКАДа встать, понимаете, и еще даже останется немножко. Это колоссальный, колоссальное доверие. И колоссальное… доверие, которое тебе дали авансом. И здесь очень важно, ну, что называется, не разочаровать людей. И я, я раньше считал, что у меня одна из целей в жизни – не разочаровать дочь. Вот сейчас я понимаю, что у меня задача чуть усложнилась. Не разочаровать дочь и еще 87 тысяч жителей Красноярского края.

- Ну, это лишний раз доказывает, что в социальных сетях реальная аудитория, то есть это не какие-то там абстрактные боты, как это часто говорят, да, ботов, конечно, в социальных сетях тоже много, но люди там тоже есть. Более того, их все больше там становится. Более того, с активной жизненной позицией. Но вот в связи с этим давайте, может, поговорим немножко о цифровых выборах. Вот сейчас мы с вами, еще раз говорю, напоминаю нашим радиослушателям, что мы находимся в разгаре голосования за президента Российской Федерации. Мы с вами сегодня значит в субботнем эфире «Комсомольской правды», и как раз уже очередной раз у наших граждан России есть возможность проголосовать онлайн. То есть отдать свой голос, даже не посещая избирательного участка. Вот эту цифровую процедуру достаточно часто там критикуют с точки зрения ее непрозрачности, с точки зрения ее возможности манипуляций. Хотя я, честно говоря, не вижу здесь разницы. Потому что манипуляция и в бумажном виде многократно запечатлена в известных кинолентах и многих других юмористических, в том числе, скетчах разнообразных, не будем сейчас об этом говорить.

Насколько цифровые выборы сегодня заслуживают доверия с точки зрения вот реальности? Потому что цифровая реальность она очевидно становится все более реальной для нас для всех. И в этом отношении, конечно, для людей это дополнительный фактор удобства. То есть в этом смысле не надо даже там никуда ходить, особенно если там заболел или в каких-то неудобных, стесненных обстоятельствах находишься, и проголосовать онлайн. Вот насколько это сегодня заслуживает доверия и действительно шаг вперед?

- Цифровая коммуникация в данном случае это просто способ волеизъявления. То есть можно или доверять выборам, или не доверять выборам. Да, вы верно заметили что фальсифицировать можно и обычные бумажные бюллетени. Просто странно в 2024 году вот по-прежнему ходить и бросать бумажку в урну. Конечно, в этом очень много чего-то такого ритуального, красивого, но мы все научились заказывать еду через интернет. Мы научились заказывать такси через приложение, а не звонить по телефону и говорить: барышня, подайте значит там машину, экипаж туда-то, да. Мы научились не телеграмму слать маме: «Я приезжаю, встречай меня на Курском вокзале», а эсэмэску отправлять, что я приеду. Телеграмму если можно отправить, то только экстравагантно, не знаю, поздравим кого-то так с днем рождения. Поэтому это совершенно логичный способ, продолжение такого логичного и разумного волеизъявления. А самое главное, это действительно даст возможность повысить вот явку и повысить то количество людей, которые голосуют на выборах.

Мы же забываем, что президентские выборы это на самом деле выборы так называемого референдумного типа. Когда в принципе очевидно, кто победит, и куда важнее явка, и куда важнее процент голосов, отданных за лидера этой гонки. И поэтому здесь очень важно, чтобы максимально большое количество людей пришло на выборы. Потому что мне кажется, что люди, которые не ходят на выборы, вообще не имеют права, прошу прощения за вот этот разговорный термин, разевать рот, что им власть не нравится.

Люди, которые не голосуют, не имею права потом критиковать власть. Люди, которые не ходят на выборы, уже даже с помощью такого простого способа, как в два клика в приложении, не имеют права ничего говорить про власть. Потому что мы забываем, что голосование и выборы – это не только наше право, но и наша обязанность. Я знаю, что во многих странах, например, если ты без уважительной причины не голосуешь, то ты лишаешься этого права. Есть некоторые такие радикальные предложения штрафовать людей, которые не ходят на выборы. Мне кажется, что если ты несколько избирательных циклов не ходишь на выборы, то, наверное, тебя нужно штрафовать, а вырученные средства отправлять на призы в лотерею, которая, например, разыгрывается среди тех, кто ходит на выборы. Ну, в общем, мы должны все-таки проявлять, как бы это пафосно ни звучало, больше гражданской самосознательности. Это действительно очень важно, особенно сейчас, в цифровую эпоху.

- Мы напомним нашим радиослушателям, что во всех регионах страны доступно электронное голосование через систему Госуслуги, а в отдельных регионах, в случае с Москвой например, через Mos.ru, и аналогичные ресурсы в других регионах. Поэтому мы вас активно, дорогие радиослушатели призываем отдать свой голос, чтобы, так сказать, инициативы радикального толка относительно штрафов вас не коснулись. Вас не коснулись, да.

Денис Эдуардович Терехов, напоминаю, у нас сегодня в гостях, депутат Законодательного собрания Красноярского края, который, кстати говоря, сейчас, вот только что в эфире достаточно тепло высказался о своих избирателях, которые составляют примерное количество людей вокруг МКАД или от Канска до Красноярска, да, по расстоянию. Но Денис Эдуардович на самом деле действительно (вот мы должны об этом тоже спросить) выдвигает ряд инициатив, которые касаются как раз не каких-то там олигархов или… Которых, кстати, много в Красноярском крае. Не каких-то там больших каких-то сущностей, непонятных простым людям, а вполне себе реальные вещи. Во-первых, Денис Эдуардович работает в двух комитетах. Один комитет называется по экологии и природным ресурсам, а второй – по спорту и молодежной политике. В частности, с учетом своих цифровых компетенций, Денис Эдуардович стал автором федерального закона о налогообложении майнинга, который предположительно должен принести в бюджет Красноярского края более 30 млрд. рублей.

- Даже 50 уже, с учетом курса биткоина.

- Уже 50, с учетом курса биткоина, да. А еще в апреле, так сказать, прошлого года он обратил внимание на сверхдоходы сетевых компаний, энергетических компаний, в результате которых, так сказать, тарифы на электроэнергию будут пересмотрены, а в Красноярский край вернется тоже там около 1,5 млрд. рублей.

- Уже 600 миллионов должно вернуться. Потому что с моими выводами согласился ФАС. Надеюсь, что мы оставшуюся сумму тоже вернем.

- То есть это абсолютно говорит о том, что это все работает. И еще одна инициатива, такая извечная проблема Красноярского края – это черное небо так называемое, когда люди вынуждены топить свои дома дровами, углем и разными другими не очень…

- Слушайте, это к разговору про репутацию. Это вообще к разговору про репутацию – черное небо. Я вчера пошел на свою первую тренировку по плаванию в бассейн в Москве. И, значит, переодеваюсь, и тренер говорит: так и так, вам можно без шапочки, потому что у вас волосы на всех местах тела, кроме головы. Я говорю: да, ну, мне в принципе в фитнес-клубе разрешают без шапочки плавать тоже. И какой-то мужчина в раздевалке спрашивает: а какой фитнес-клуб. Я говорю: да нет, не в Москве, а в Красноярске. Он говорит: а, Красноярск, где черное небо? То есть вот, это как же так, что у крупнейшего города… одного из крупнейших городов России, у столицы Сибири репутация при слове «Красноярск» - черное небо. Он же не сказал: ой, это там, где у Красноярские столбы, или: ой, там, где у вас вход на Северный полюс, или: где могучая река Енисей. Нет, он говорит: там, где черное небо. И мне, честно говоря, так обидно стало в этот момент. Мне кажется, с этим надо что-то делать, и мы, конечно, этим активно занимаемся. Я продвигаю тему, связанную с компенсацией электротарифа, чтобы те люди, которые…

- Ну, чтобы топить электричеством.

- Конечно. Слушайте, это просто дикость же, когда в 2024 году 15 тысяч домохозяйств, 50 тысяч человек в частном секторе, живущие в центре столицы Сибири, топятся угольком и дровами, подбрасывая их в печку и от этого создавая вот этот колоссальный низкий… невысокие выбросы печного дыма, из-за чего город-миллионник просто задыхается. Этим людям нужно вернуть низкие цены на электроэнергию, потому что они до этого топились электричеством, пока счетчики Россети не поставили и не прекратили это воровство. Вот, чтобы они топились электричеством, не было печных… печного отопления, и, соответственно, проблема черного неба разрешится довольно быстро. И в этом направлении мы активно работаем.

- Ну, насколько я понимаю, что власти вас слышат, Михаил Михайлович Котюков тоже, так сказать, держит эту ситуацию…

- Михаил Михайлович Котюков придумал еще более изящный способ. Он предложил просто установить законодательно тариф, чтобы были прямые договоры с электростанцией. Вы как человек из энергетики в прошлом знаете, что это запрещено, любое электричество покупается на оптовом рынке, но чтобы для людей, которые в подобных ситуациях топятся электричеством, чтобы они имели право заключать прямые договоры, и тариф у них был, собственно, несколько копеек. Потому что, как мы знаем, на той же самой ГЭС Шушенской электричеством, в общем, стоит какие-то копейки, себестоимость. Ну, понятно, что она, когда попадает уже на оптовый рынок, она других денег стоит. Но я думаю, что у наших читателей… у наших слушателей сейчас голова взорвется от всех этих цифр.

- Я думаю, что мы не будем уходить в эти детали, потому что понятно одно - что проблема с черным небом уже начала решаться. И в этом смысле наши радиослушатели в Красноярском крае точно, мне кажется, должны аплодировать Денису Эдуардовичу Терехову, своему депутату Законодательного собрания.

Денис Эдуардович, ну, мы уже завершаем нашу программу, и у нас есть традиционный вопрос. Поскольку у нас программа «Репутация» называется, соответственно, о репутации разных вещей мы уже поговорили – репутации в интернете, репутации в политике, репутации в Красноярском крае. Что для вас в целом репутация, как вы ее для себя бы определили?

- Репутация – это… Я бы так сказал. Это на самом деле сложный вопрос, Антон Анатольевич, это очень сложный вопрос. Потому что я считаю, что не существует никакой репутации. В том смысле, что одна и та же репутация в разных обстоятельствах – это хорошо и плохо. Как любит повторять Игорь Писарский, скаредный мужчина – хороший бухгалтер, но плохой любовник. И поэтому мне кажется, что репутация – это скорее как ты сам для себя решаешь, как тебе выглядеть в той или иной ситуации. То есть в одной ситуации репутация подойдет, в другой ситуации репутация не подойдет. Я бы скорее говорил, может быть, об имидже. Мне кажется, что нам нужно в целом… в целом помнить вот о чем. Я немножко по-другому отвечу на ваш вопрос. Нам нужно помнить о том, что с появлением интернета… с появлением интернета вот те пословицы и поговорки, которые мы часто употребляем, вроде «что написано пером, не вырубишь топором», «слово не воробей, вылетит – не поймаешь» стали как никогда верны. С появлением интернета мы всё меньше и меньше имеем возможность откорректировать нашу репутацию. И, действительно, наша репутация закладывается буквально в детстве. И мне кажется, что вот, когда у меня часто спрашивают: «Как удалить голые фотографии из интернета?», я отвечаю: «Чтобы удалить голые фотографии из интернета, не нужно фотографироваться голым». Мне кажется, что сейчас мы находимся в той ситуации, когда, для того чтобы быть хорошим, нужно действительно быть хорошим, а не слыть хорошим. Быть, а не слыть, быть, а не казаться. Какие-то вот такие простые советы, которые я могу дать для людей, которые делают только первые свои шаги в формировании своей репутации.

- Денис Эдуардович Терехов, генеральный директор агентства «Социальные сети» и депутат Законодательного собрания Красноярского края, был у нас в эфире программы «Репутация» на радио «Комсомольская правда». Помните, никто не имеет права посягать на вашу честь, достоинство и репутацию, но и вы должны отвечать тем же. Встретимся с вами ровно через неделю в эфире радиостанции «Комсомольская правда». И хорошей вам репутации. Денис Эдуардович, вас отдельное большое спасибо за сегодняшний эфир.

- Спасибо, Антон Анатольевич. Всегда рад с вами побеседовать.

- Всего доброго.

Денис Терехов