Семён Теняев: Будьте бдительны - репутация строится годами, а умирает очень быстро

В гостях у Антона Назарова IT-предприниматель, инвестор, основатель социальной сети TenChat Семён Теняев

- Доброе утро, уважаемые радиослушатели! В эфире программа «Репутация» и я - ее ведущий Антон Назаров. Мы говорим об институте репутации, о том, как он формируется в нашей стране и в мире, а также о знаниях, умениях и навыках, которые пригодятся каждому. И сегодня у нас в гостях Семен Николаевич Теняев, российский IT-предприниматель, инвестор и основатель социальной сети TenChat. Семен Николаевич, доброе утро.

- Доброе, Антон, доброе, радиослушатели.

- Ну, я думаю, что большинство наших радиослушателей в первую очередь, конечно же, спросит: а что такое TenChat сегодня, чем он отличается от других социальных сетей? Многие его сравнивают с таким российским «Линкедином», который у нас сейчас запрещен в силу того, что он не локализовал персональные данные наших граждан на территории России. Вот когда пришла эта идея, насколько удалось продвинуться в создании этой социальной сети? Потому что понятно, что это все-таки такой проект мирового масштаба.

- Еслимы вот посмотрим на ландшафт соцсетей в России до TenChat, то по факту не существовало соцсети, где каждый обычный гражданин может заработать денег. То есть у нас есть соцсети для блогеров, смотреть видео, общаться с друзьями, но ту часть жизни под названием «заработок денег» практически ни одна соцсеть полностью не покрывала.

И сразу для тех многих, кто уже пользуется, говорят, что лучше «Линкедина», по одной простой причине. Мы посмотрели в свое время на «Линкедин», посмотрели на нашу специфику и добавили очень много функционала, которого касается непосредственно бизнеса. То есть мы помимо граждан, помогая искать работу, заниматься фрилансом, еще очень сильно нацелились на бизнесменов и создали отдельные сервисы именно для них, особенно в части инвестиций.

- Ну, мы уже говорили с вашим коллегой Михаилом Слободинским в эфире программы «Репутация» о том, что она принципиально по своей конструкции, конфигурации, архитектуре отличается от «Линкедина», который продвигает «ЛинкИн», который продвигает англосаксонский подход по поиску персонала для англосаксонских компаний. А, соответственно, TenChat – это та соцсеть, которая локализует вот эти возможности в зависимости от региона присутствия. В этом смысле гораздо более дружественно относятся к любым юрисдикциям, со всем уважением к суверенитету. Насколько это соответствует действительности?

- Абсолютно. Мы посмотрели на ситуацию с данными и прекрасно понимаем, что данные это такое некое золото XXII века. То, что каждое государство заинтересовано хранить данные у себя, делать выводы на основании этих данных у себя внутри страны. Поэтому мы сразу пошли в повестке того, что, ребят, мы готовы вам отдать TenChat как технологию на любую страну, мы локализируем серверы, мы платим налоги с точки зрения бизнеса в каждой стране. Очень банальный пример. Хоть рубль Российская Федерация заработала на Telegram? А он разрешен. А по факту Саудовская Аравия или Дубай, где серваки и бизнес находятся Telegram, например, на этом зарабатывают. Мы же говорим, что, ребят, бизнес в России должен платить налоги в России, бизнес в Дубае должен платить налоги в Дубае. И это касается и соцсетей. В такой архитектуре мы по факту первые в мире.

- TenChat почти три года. Вот если подвести такие промежуточные итоги на сегодняшний день, вот какие были взлеты, падения? Почему я спрашиваю про падения? Обычно не любят люди про это говорить, но я думаю, что IT-предприниматели вроде вас как раз любят это подчеркивать, потому что именно на падениях учишься.

- Ну, рэперные такие точки, мы начинали создавать соцсеть, понятно, как такой мини-проект в группе, то есть это большая группа компаний, разные проекты. И TenChat был внутренним таким мессенджером, который строился вокруг тендеров, то есть там базовая аудитория, его было несколько сотен тысяч пользователей вокруг тендеров, повторюсь. И произошел 2022 год, собственно, после блокировок на нас обратили внимание, мы попали в список Минцифры как отечественные соцсети, нам оказал поддержку ВЭБ.РФ, как раз мы впервые попали на Петербургский международный экономический форум, как партнеры, на котором мы находимся. То есть благодаря как раз таки поддержке ВЭБ.РФ информационной. Это был такой взрывной момент. 2023 год - это был год сервисов и укрепления, то есть аудитория растет. И нужно понимать, что деловые соцсети, они развиваются совсем в другой парадигме, чем развлекательные или мессенджеры. Это такой плавный, аккуратный, медленный рост. Ну, и рост выручки. То есть так получается, что деловые соцсети совсем по-другому монетизируются, и формат такой банальной платы за рекламу в мире деловых соцсетей это плата или к базе, или процента от сделки. Ну, собственно, так получилось, ввиду не очень хороших результатов наших других соцсетей в России на текущий момент за прошлый год, TenChat стал самой прибыльной соцсетью в Российской Федерации. Официально данные на сайте налоговой можно проверить.

Как это выглядит в цифрах? Для того, чтобы мы понимали, могли вас сравнить, условно, с теми же ВК или с тем же «Линкедином»?

- Ну, с «ЛинкИном» на весь мир пока еще сложно сравнивать, это естественно. Если мы говорим про общую аудиторию в России, это сейчас около 4 миллионов пользователей. Если мы говорим про деньги, выручка около миллиарда прибыли, больше 100 миллионов, это за прошлый год. То есть сейчас мы начинаем создавать еще дополнительные компании, которые занимаются микросервисами внутри приложения. То есть мы отдельно создаем мини-апп по инвестициям, отдельно мини-апп по заказам, отдельно мини-апп по карьере. То есть мы идем в новую эпоху, так называемую Web3.0, когда любая сделка отслеживается от А до Я во всей системе, и каждый может на этом заработать.

- Ну, то есть TenChat , по сути дела, это уже не просто соцсеть, а это, по сути, платформа:

- Платформа. Мы видим себя как главная деловая платформа для стран БРИКС, и, ну, мне вообще в принципе так гордо за нас, что она сделана в России, идет из России как опорная такая платформа для деловой коммуникации.

- А есть ли у вас какое-то взаимодействие с такими крупными платформами как раз потребительской направленности, как Wildberries или Ozon, или Яндекс.Маркет?

- Все же они больше касаются B2C-рынка, и это… Ну, мы называем это банальной историей купи-продай. То есть в этой части у нас немножко другие приоритеты. Мы позволяем людям не потратить деньги, а заработать деньги. Это немножко разные… разное времяпровождение. То есть сначала зарабатываете деньги в TenChat, а потом тратьте их хоть на Wildberries, хоть на Ozon, где угодно. Поэтому...

- То есть вы, по сути, фактически развиваете, в том числе, и малое и среднее предпринимательство, способствуете как раз тому, чтобы возник класс вот этих самых предпринимателей в виде самозанятых, они вот, если с точки зрения налоговой смотреть, это самозанятые, индивидуальные предприниматели, это те люди, которые в первую очередь должны идти к вам в TenChat.

- Да, это наша прям якорная аудитория, потому что в целом, я считаю, предприниматели это важнейшая профессия, это люди, которые создают огромную прибавочную стоимость в стране, это люди, которые платят налоги, на деньги от чего государство строит больницы, финансирует парки. И, соответственно, без хороших, успешных предпринимателей, вообще без большой их базы просто невозможно процветание общества в целом.

- Вы заявляли неоднократно, что соцсеть TenChat проверяет по базам данных пользователей. В том числе банки. У вас верификация такая на хорошем, качественном уровне. Насколько вообще это законно? Как это связано с понятием банковской тайны?

- Банковская тайна, она же касается счетов, остатков, платежей и так далее. А здесь же касается, история про кредиты, это НБКИ, то есть та часть баз данных, которая в принципе публична. Мало того, мы берем согласие. Все персональные данные хранятся на территории Российской Федерации. У нас не было ни одной утечки, кстати, в отличие от многих российских банков. То есть за время существования, сколько атак было, да, было порой непросто. Мы очень медленно работали, но ни одной утечки за все время нет. Собственно, поэтому мы очень бережно относимся к данным пользователям. Да, мы применяем очень умные алгоритмы, и по номеру телефона мы стараемся уже мэтчить человека так, чтобы алгоритм начинал там правильно работать. Но данные, скажем, и результаты мы не раскрываем.

- Ну, то есть TenChat , по сути дела, претендует на роль такой самой защищенной и верифицированной социальной сети в контексте различных там транзакций, персональных данных?

- Ну, банальная же здесь история. Если вы привлекаете инвестора, вы знаете, кто ваш инвестор. Если вы зовете человека на собеседование, вы же друг друга знаете. Если вы собираетесь заключить любую сделку, вы знаете вашего контрагента. Если вы, к примеру, собираетесь участвовать в тендере, вы знаете те компании, кто туда заявился, это все публичная история. И, когда мы зарабатываем деньги, наша репутация, вот которая стоит за ИНН, это важнейшее, что… вот важнейший актив, который у нас есть. Поэтому, по сути, TenChat связывает людей, ИНН компаний и репутацию, стоящую за ними. То есть, если вы мошенник, то в TenChat вам будет очень сложно.

- Семен Теняев, российский IT-предприниматель, инвестор и основатель социальной сети TenChat в эфире программы «Репутация» на радио «Комсомольская правда». Не переключайтесь, через пару минут мы вернемся в эфир.

В эфире программа «Репутация», и я - ее ведущий Антон Назаров. Сегодня мы говорим о социальных сетях, о защищенности в интернете, о репутации в… на платформах самых разных, с Семеном Теняевым, IT-предпринимателем, инвестором и основателем социальной сети TenChat. Семен Николаевич, ну, наверное, немножко о вас. Как вы вообще пришли к идее создания социальной сети TenChat? Вы закончили такой весьма мощный факультет - ВМК, как мы его называем в Московском университете, вычислительной математики и кибернетики, и экономический факультет в том же МГУ. Это вот тот путь, который вы сами для себя осознанно выбрали? Или это какое-то стечение обстоятельств?

- В большей степени здесь, наверное, сыграло роль то, чем занимались мои родители. И ВМК давал сильнейшую базу математическую, IT-базу, а экономфак, в частности, там кафедра «Финансы и кредит», насколько я помню, она давала такой подход к банковскому делу. У меня в свое время мама была начальницей отдела в банке, и мне хотелось понять, как работает банк. Ну, и для этого, по сути, мне потребовалось экономическое образование. Собственно, мне это дало возможность, во-первых, понимать потоки цифр. Понимать благодаря IT-образованию, как их обрабатывать, и благодаря экономическому образованию, как их применять. Собственно, любой бизнес – это цифры, это потоки, это анализ и прогноз, как твое решение повлияет на те или иные свойства товара, продукции. Поэтому я считаю… Я получил благодаря государству просто уникальное, очень крутое образование, и оно мне очень сильно нужно. И пригождается практически каждый день. И это в моем случае это не пустые слова.

- То есть это выглядит как абсолютно осознанный путь в построению, в том числе, сначала образовательной карьеры, условно, внутри двух факультетов МГУ, и потом уже фактически предпринимательства.

- Ну, получается так, иногда просто мы делаем какие-то осмысленные вещи, не исходя из «надо идти на ВМК». Я просто… Мне было интересно программировать, я увлекался математикой. Совпало, это этот факультет. Мне нужно... Я хотел разобраться, как работает банк. Нужно было спуститься по факту на два этажа ниже, написать заявление о переводе, и можно было начать получать тогда второе высшее образование. Поэтому это такой осознанный выбор, но который шел, исходя из твоих личностных целеустремлений. Не получить лишь бы образование такого-то факультета, а получить определенные знания, которые просто были на этом факультете.

- Я почему задаю этот вопрос, мы с вами сейчас говорим в летний период, когда многие выпускники российских школ, колледжей как раз принимают решение относительно того, куда поступать, насколько осознанно вообще они это будут делать, да, и насколько это определит дальнейшую карьеру. Поэтому, вот я думаю, в этом смысле ваши советы тоже многим из наших радиослушателей пригодятся. А с учетом этого, после того Семен Николаевич занимал руководящие должности в Россельхозбанке, в Московском кредитном банке, что в общем логично, да, лизинговой компании «Центр Капитал», а потом уже появился собственный бизнес. Как произошло то, что вы из наемного сотрудника превратились в предпринимателя?

- Во-первых, я считаю, что очень полезно поработать в найме, вот прям представьте, вы совершаете ошибки, и вам за это платят. Это просто классно для молодого человека, когда сейчас порой говорят: вот, вот, все 18 лет, надо делать там, открывать магазин на маркетплейсе. Я считаю, гораздо лучше поработать в найме, построить карьеру, доказать саму себе, что ты можешь, знаешь, как функционирует в целом бизнес-процесс в экономике. Это же бизнес про это. Обрасти связями и, собственно, когда в какой-то момент ты понимаешь, что у тебя есть классная идея, которая сделает жизнь людей лучше, то есть ты будешь... откроешь новую кофейню, где будет что-то лучше, люди будут ходить к тебе, будут платить тебе деньги. Почему? Потому что ты им даешь какие-то товары, услуги, которые делают их жить лучше, на этом ты как бы и зарабатываешь. Собственно, что делает предприниматель? Он видит эту возможность. И, чтобы научиться видеть такую возможность, ты идешь и работать в компании. Это могут быть маленькие компании, могут быть корпорации, может быть госслужба. То есть на текущий момент госслужба, на мой взгляд, безумно сильно трансформировалась. Это тоже как путь для старта карьеры.

И просто в какой-то момент, когда становится тесно уже с точки зрения корпораций, компаний, тогда часто уходят в свой бизнес. Ну, или когда приходит идея. В моем случае мне просто пришла определенная идея, из которой возникла, собственно, наша головная компания в свое время, маркетплейс ВБЦ. Это был старт того, что я же не мог работать, получать зарплату и делать свой бизнес. Для меня это было немножко неэтично. Поэтому пришла идея, я ушел ее воплощать.

- Аудитория социальной сети или платформы TenChat сегодня составляет больше миллиона пользователей. Это довольно большая соцсеть, которая, в общем, охватывает существенную часть населения России и зарубежных стран. Вот многие в силу такой последовательности, устойчивости вашего развития думают, что за вами стоятся какие-то спецслужбы или кто-то вас так поддерживает, что у вас вот так все хорошо получается и провалов очевидных вот нет. Что бы вы ответили тем, кто так считает?

- Знаете... Если это слушают недоброжелатели, пусть они продолжают считать так дальше. А если это слушают друзья, они меня и так хорошо знают. Всем остальным я хочу просто пожелать того, что, ребят, сейчас время безумных возможностей. Безумных возможностей, не имея никакой поддержки, никаких связей, прям вот говорят - спецслужбы. Ребят, государство сейчас безумно открыто к новым идеям, к предложениям, к инициативам, к работе. Просто, если, мой жизненный взгляд, если очень сильно вкалывать, прям вкалывать, называется, работать, быть целеустремленным, то перед тобой открываются практически все двери. Да, порой несложно, да, порой, когда есть поддержка, может быть, что-то получается быстрее, но... Еще раз, на текущий момент, если мы говорим про TenChat, это проект, который был придуман мной и Геннадием Хорбенко. Это моим партнером по бизнесу. Ну и, наверное, к сожалению, поддержки спецслужб он точно не получил, но потому что мы деловая соцсеть, у нас нету политики. Мы за бизнес, мы за зарабатывание денег. Потому что про политику можно говорить где угодно, а, когда нужно купить кусок хлеба домой, это вот к нам.

- А если с другой стороны на это посмотреть, ну, такая соцсеть явно не могла не привлечь внимание компетентных органов. Наверняка Администрация Президента или какие-то другие уважаемые структуры точно, ну, как минимум, советуются с вами с точки зрения того, как, насколько, например, то же предпринимать сообщество, какие у них есть паттерны поведения, что происходит в этой среде, насколько это важно, с точки зрения, в том числе, интеграции туда государственных проектов. И так далее. Вряд ли сложно поверить, что вы находитесь полностью в отсутствии с ними взаимодействия. Если это взаимодействие есть, а оно наверняка есть, насколько оно сегодня конструктивно, насколько запрос государства в отношении этого, насколько государство вообще интересуется тем, что происходит в предпринимательской среде и способствует этому в цифровой среде?

- С точки зрения именно взаимодействия, то это конечно. Еще раз, открытость у государства полная. Я вхожу, в том числе, в экспертный совет «Росмолодежь. Бизнес», например, и как раз таки я был привлечен, по сути, государством в целях того, чтобы понять, а что нужно малому бизнесу, а как с ним взаимодействовать. И не просто малому бизнесу, а бизнесу, который хотят открывать молодые предприниматели. Потому что у меня их десятки, сотни тысяч на платформе, и я к ним очень близко. Я максимально способствую тому, чтобы донести вообще позицию вот такой молодежи, и так, чтобы замотивировать ее, потому что я считаю, что, наверное, профессия еще предпринимателя в России очень сильно недооценена. То есть, к сожалению, вот этот, на мой взгляд, это, наверное, самое такое, самое печальное, что было такое в наследии от Советского Союза, потому что предпринимательство было как таковое запрещено, то, что нам досталось.

- Ну, и репутация у него была абсолютно негативная.

- Да, то есть...

- Предприниматель – значит, плохой, мошенник, и так далее.

- Ну, это еще самые лестные слова, которыми можно было назвать предпримателя в советское время. Соответственно, а здесь же это человек, который несет огромный социальный вклад, который несет огромную социальную ответственность, репутация которого важна просто для общества в целом. И мы видим пример, я недавно на одной из панельных дискуссий здесь на форуме привел пример того, что мы должны, какую молодежь мы должны выращивать. То есть я вот, может быть уже, даже я уже не такая молодежь. Мы должны стремиться вырастить ребят, которые построят компанию. К примеру, я привел такого гиганта, ну просто пример знаковый, компания М-Видео. Она недавно, стоимость компании М-Видео превзошла стоимость всего рынка акций Германии, одна компания, внимание. То есть, вот эти молодые таланты должны оставаться здесь, мы должны создавать все условия, создавать свои компании, выращивать технологии, и тогда уровень процветания в нашем обществе в целом будет в разы сильнее.

Государство, еще раз повторюсь, идет на это. Есть огромное количество мероприятий, организуемых «Опорой России», ТПП, «Деловой Россией». Они полностью открыты к взаимодействию. Есть различные агентства, и мы взаимодействуем, у нас соглашения и с «Нацприоритетами», и с «Россией - страной возможностей». Огромное количество возможностей, которые сейчас есть. Нас готовы слышать, с нами готовы взаимодействовать. Просто в данном случае я выступаю как, ну, я очень люблю такое определение, лидер мнения, ну, так получается, да. То есть у меня большие… большая аудитория в Сколково предпринимателей исторически, мы там, мы сколковские, да, вот видите, такая, вот я говорю с гордостью - мы сколковские, да, то есть. Я считаю, такая «долина инноваций», которая дала в свое время очень большую поддержку, в моем случае она сказалась очень хорошо. Поэтому у нас есть такая тусовка предпринимателей оттуда, многие выросли, и здесь, я считаю, как раз таки поддержка сработала на пять с плюсом.

- Семен Теняев, IT-предприниматель, инвестор, основатель социальной сети TenChat в эфире программы «Репутация» на радио «Комсомольская правда». Не переключайтесь, через пару минут мы продолжим.

В эфире программы «Репутация», и я - ее ведущий Антон Назаров. Сегодня у нас в гостях, мы разговариваем на полях Санкт-Петербургского экономического форума международного с Семеном Николаевичем Теняевым, IT-предпринимателем. инвестором и основателем социальной сети TenChat. Мы в основном, конечно, говорим о социальной сети TenChat, но, тем не менее, Семен Николаевич, какие еще проекты, помимо социальной сети TenChat, у вас есть в портфеле? Насколько можно о них говорить публично?

- У нас есть такая... Золотой бриллиант в нашей коллекции - финансовый маркетплейс ВБЦ. Это крупнейший B2B финансовый маркетплейс в России. То есть различные виды сделок за счет наших банков. Это десятки банков на платформе. Скоринг, искусственный интеллект помогают считать кредитные риски. Большой бизнес, с нуля построена миллиардная компания, которой я горжусь. Мы платим все зарплаты в белую, платим все налоги, поэтому такая большая гордость. У нас есть компания TenНunter, наша такая восходящая звездочка, это HRTech, то есть технологическая… компания технологической направленности в области кадров, в области найма сотрудников, поиска работы. Это такая восходящая звезда. Здесь мы видим применение технологии искусственного интеллекта в части ускоренного найма сотрудников и поиска работы, и построения карьеры. Сейчас компания только развивается, ей второй год. Мы вышли на то, что помогаем трудоустраивать или находить порядка 15-20 тысяч сотрудников ежемесячно. Это вот текущий такой результат. В ближайшее время целью поставлено выйти до 100 тысяч россиян, которые могли бы улучшать свою жизнь с помощью TenНunter.

У нас есть в портфеле даже и заводы. Это завод быстровозводимых конструкций в Александрове, во Владимирской области. Мы сейчас первую очередь достраивали, запустили, для меня это обычные быстровозводимые здания. И вторую очередь в следующем году мы должны доделать линию, доапгрейдировать технологии, чтобы эти здания были умными. Это система видеонаблюдения, это системы… специальные системы, позволяющие минимизировать затраты на обогрев, то есть склад, который изначально, например, делается умным.

- Я так понимаю, что многие из этих проектов взаимодействуют друг с другом в рамках такой, условно говоря, экосистемы. По крайней мере, то, что вы говорите про TenНunter, это явно там соединяется с TenChat, о котором мы тоже с вами много уже с вами поговорили. С точки зрения скоринга, вот это еще один ваш ресурс, он тоже наверняка где-то внутри там заши, да? То есть определенный синергетический эффект от всего этого?

- Это все бизнесы, которые взаимодействуют друг с другом, беря часть из другого сервиса. Да, то есть я напоминаю, что TenChat в свое время появился как мессенджер внутри финансового маркетплейса ВБЦ. То есть мы взяли мессенджер, мы взяли тендеры, немножко отделили от главного проекта, и получился вот такой чуть-чуть масштабный, новенький проект.

- Насколько устойчиво сейчас и активно развивается TenChat? Имею в виду, с точки зрения прироста новых пользователей. Потому что мы замечаем, что, если раньше TenChat спонсировал достаточно большое количество там, отраслевых мероприятий, вроде там, Российского интернет-форума РИФ и так далее... Сейчас эта активность она существенно уменьшилась. То есть это растет за счет органики, без каких-то там маркетинговых существенных влияний, вливаний? Или это просто, так сказать, вы как-то диверсифицировали эти вложения, и они, может быть, стали менее заметными массовому потребителю?

- Такой интересный вопрос. То есть, с одной стороны, вроде бы мы не уменьшали… финансово мы не уменьшали вложения, да, по этому направлению. Но, наверное, мы распределили больше к реальному сектору. То есть мы видим взаимодействие с реальным сектором, с производственными компаниями. То есть, помимо, наверное, IT-поляну мы прошли просто в первую очередь. И здесь… сегмент приложения усилий мы направили плюс в регионы. То есть мы видим активный выход в новые регионы России и максимальную поддержку, если изначально первый год мы поддерживали инноваторов, то сейчас у нас такой год поддержки производственников.

- Что вы посоветуете тем, кто вот сейчас слушает наш эфир и думает о том, чтобы создать свое собственное дело или, может быть, какую-нибудь похожую соцсеть? Или, как минимум, какой-то стартап, который может взаимодействовать с вашей экосистемой?

- Во-первых, еще раз, предпринимательство, мы сейчас говорим, это в любом случае про зарабатывание денег и про социальную ответственность. То есть первый момент, нужно понимать, что у тебя есть какая-то идея. И, на мой взгляд, я, наверное, из той когорты, который никогда бы не занимался игорным бизнесом. То есть я бы рекомендовал думать о других людях. То есть так, чтобы твой бизнес не навредил другим людям.

Во-вторых, естественно, здесь же банально, если мы говорим про зарабатывание денег, это бизнес-план и планирование. То есть экономика должна быть экономной. Хотя бы прикинуть, сложить пару цифр, подготовиться, узнать твоих конкурентов, пощупать рынок — это база. В-третьих, любой продукт, любая услуга, у вас же, у каждого из нас есть сотни знакомых, друзей, родственников, коллег или, может быть, с кем мы учимся где-то, опросите их, составьте пару вопросов и получите от людей ответы. То есть тестируйте гипотезы, да, то есть проверяйте, проверяйте, проверяйте, проверяйте. То есть... Здесь очень хорошо про бизнес, про открытие бизнеса идет фраза «семь раз отмерь, один раз отрежь». То есть, на мой взгляд, лучше подготовиться очень сильно, провести некое исследование, потратить время, а потом, когда ты принял решение, тогда уже нужно бежать без сомнений.

Ну и, естественно, дерзайте. Никогда не сдаваться, драться до последнего и очень хорошо планировать на старте.

- А как не потерять веру в себя, вот даже когда не получается? Многие, я думаю, в этот момент сдаются и говорят: да ну его, это предпринимательство, пойду я в наем.

- Ну, значит не твое, ну о'кей, если сдался, но это внутреннее отношение к рискам, все мы люди разные. Собственно, вот тогда ты начинаешь уважать труд предпринимателя, ты понимаешь, насколько у человека такой выбор не только ради денег, да. То есть это же еще и про то, что… про самореализацию, поэтому да, не всегда даже получается с первого раза, но как бы в этом и есть интерес самой жизни, самой игры, а особенно предпринимательства, да. То есть видеть, как твои идеи взлетают, ну, либо тестировать новые, все очень просто.

- С учетом того, что TenChat присутствует не только в России, но и во многих странах мира, и тем более, он ориентирован на часть, на БРИКС, о чем вы сказали уже сегодня в нашем эфире, насколько вы общаетесь со своими коллегами из, в том числе, зарубежных соцсетей, да и с тем же, кстати говоря, Павлом Дуровым, который тоже когда-то создавал социальные сети в России, и сегодня по там разным причинам и стечению обстоятельств он оказался за пределами страны. Тем не менее, основная аудитория там тоже русскоязычная. Вот насколько этот опыт вам помогает, в том числе, избежать тех ошибок, которые совершили они?

- Ну, из владельца соцсетей, так получилось, что у меня был небольшой относительно диалог с новым владельцем бывшей сети Twitter – Х. Я в две строчки рассказал про TenChat, собственно, и он в ответ сказал: «Cool. You have a good job». Примерно так я цитирую. Ну, и дальше диалог продолжился немножко про приглашение в Россию. Я думаю, надеюсь, он нас посетит. Это будет, я думаю, очень интересно.

Если говорим про Павла Дурова, в частности, мне не импонирует то, что он говорил про нашу страну. Поэтому здесь, наверное, это не тот человек, с кем бы я хотел бы общаться. Я знаком с несколькими владельцами различных социальных платформ в Индии, в Иране. Классные ребята. Мыслят вообще очень нестандартно и учитывают специфику своих стран. То есть, в целом я думаю, что в будущем социальные платформы будут очень сильно специализированы для каждой страны. То есть тот эффект запрещенного Facebook того же самого, который мы наблюдали как взрывной рост по миру, в дальнейшем, на мой взгляд, не будет. В каждой стране будут свои соцсети, свои социальные медиа, свои платформы, максимум будут бриджи, которые их будут соединять. Но... Здесь даже вопрос больше не в персональных данных, а в целом с точки зрения и данных, и заработка, которые эти соцсети как новая экономика формируют, они должны принадлежать и взаимодействовать в каждой стране. Собственно, Индия по такому пути пошла, Китай. Россия только находится на распутье. Мы, наверное, приняли сейчас часть только таких запретов, поправок, норм и введений, когда у нас половина иностранного запрещено, а половина еще работает. Да, то есть это, на мой взгляд, самая такая слабая пока позиция, когда ты начал реформы, но еще их не закончил. В целом, я думаю, IT-сообщество очень сильно рассчитывает, что государство у нас доделает, скажем так, ну, дореализует тот подход, который был озвучен. Да, может быть, иногда для пользователей, для меня самого, как пользователя, это может быть неудобно вначале, но, еще раз повторюсь, переход на собственные отечественные платформы во многих смыслах просто неизбежен. Потому что, когда ты работаешь, и у тебя бизнес работает на иностранных платформах, которые в любой момент могут перестать существовать, то есть мы, там, банальный пример, там, платформа, которая обслуживала рестораны, и данные которой были просто отключены. То есть, ну, это не всех коснулось, но, я думаю, там несколько сотен бизнесов из-за этого разорилось. Я считаю, это просто формат национальной даже такой экономической безопасности, и мы…

- Суверенитета.

- Суверенитета. И мы здесь как граждане, как общество должны это понимать и приветствовать, прежде всего. Да, порой, может быть, немножко неприятно, но если мы не откажемся от всего иностранного, то никогда не создадим свое.

- И в завершение нашей программы традиционный вопрос: а что для вас понятие репутации? Или, может быть, дадите пару советов, особенно с учетом того, что вы основатель одной из крупнейших российских социальных сетей TenChat. Как укрепить свою репутацию в сегодняшнем турбулентном деле?

- Будьте честны с аудиторией, показывайте, чем вы занимаетесь, платите налоги. Это такая репутация с точки зрения государства, как вы платите налоги. Будьте бдительны с точки зрения контрагентов, с кем вы взаимодействуете. К сожалению, этот совет я бы… сейчас многие блогеры, крупные блогеры в России стали к этому прислушиваться. Я имею в виду, не взаимодействовать с различными запрещенными игорными бизнесами, к примеру, не рекламировать их. То есть твоя репутация, в том числе, с кем ты взаимодействуешь, с кем ты работаешь. Поэтому репутация строится годами, а умирает очень быстро. В этой части я рекомендую всем быть максимально, относиться к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

- В эфире программы «Репутация» был российский IT-предприниматель, инвестор, основатель социальной сети TenChat Семен Николаевич Теняев. Помните, никто не имеет права посягать на вашу честь, достоинство и репутацию. Но и вы должны отвечать тем же. Встретимся с вами ровно через неделю в эфире радиостанции «Комсомольская правда». Хорошей вам репутации. А вам, Семен Николаевич, большое спасибо.

- Спасибо ребят. Всего доброго.