Эксклюзив! Как будут сдавать выпускные экзамены в этом году 9- и 11-классники

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
В эфире Радио «Комсомольская правда» директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Евгений Семченко рассказал подробности

А. Милкус:

- В студии Александр Милкус и Дарья Завгородняя. Начнем с важной темы для родителей старшеклассников. Поговорим про некое облегчение или ослабление режима выпускных экзаменов, государственной итоговой аттестации, которое планируется, о котором было подписано постановление премьером Михаилом Мишустиным.

У нас на связи директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения России Евгений Евгеньевич Семченко.

Е. Семченко:

- Ситуация с коронавирусной инфекцией уже второй учебный год диктует нам свои суровые законы. И наша задача, как органа, осуществляющего государственную политику в сфере общего образования, максимально обеспечить права детей всех категорий и объективность проведения экзаменов. В чем это будет выражаться?

Все выпускники девятых классов в этом учебном году будут сдавать экзамены по русскому языку и математике в форме основного государственного экзамена.

А. Милкус:

- Как и в прошлые годы?

Е. Семченко:

- Нет, в прошлом году ГИА-9 не было, а до коронавирусной ситуации так и было. Два обязательных экзамена, но чуть-чуть в другой форме. В форме основного экзамена. Предметы по выборы в этом году девятиклассниками сдаваться не будут. Но они должны будут сдать контрольную работу по предмету, который выберут сами.

А. Милкус:

- Одну?

Е. Семченко:

- Да, одну контрольную работу.

Д. Завгородняя:

- И это будет засчитано как результат ОГЭ?

Е. Семченко:

- Контрольная работа? Мы дали право каждому субъекту, исходя из своей конкретной ситуации, которая у них будет складываться, принять решение по изменению даже количества заданий в этой контрольной работе, изменению времени и учету результатов. Каждый субъект в этом году решил это сам.

А. Милкус:

- А когда это может быть известно?

Е. Семченко:

- Это будет известно в самое ближайшее время. Потому что вчера, действительно, мы увидели всей страной информацию о подписании постановления. Текст до нас будет доведен завтра. У нас уже подготовлены вместе с нашими коллегами из Рособрнадзора проекты документов, которые выйдут вслед этому постановлению. И они будут изданы в ближайшее время. Нам нужно увидеть текст постановления. Вы знаете, что в нормативных документах важно каждое слово и каждая запятая.

А. Милкус:

- Но в общем концепцию мы понимаем. Сдаются русский и математика в девятом классе.

Е. Семченко:

- В форме основного экзамена.

А. Милкус:

- Вы подчеркиваете – основного экзамена. В чем отличие?

Е. Семченко:

- Он отличается. Раньше у нас же ГИА-9 итоговая аттестация проходила как бы в двух формах. Поэтому это чуть-чуть скорректированная форма основного экзамена.

А. Милкус:

- Она не принципиальна? Учителя знают, как к этому готовить?

Е. Семченко:

- Конечно. По форме тут ничего нового нет.

А. Милкус:

- И один экзамен, который выбирает регион или школьник? Простите, не экзамен, контрольная работа.

Е. Семченко:

- Школьник.

А. Милкус:

- А чем он должен руководствоваться? Тем, что он будет куда-то поступать?

Е. Семченко:

- В том числе, конечно. В колледж или в дальнейшем в профильный десятый-одиннадцатый классы.

А. Милкус:

- Понятно. А с одиннадцатыми тогда в чем отличие?

Е. Семченко:

- С одиннадцатыми ситуация следующая. Я напомню ситуацию прошлого года. В прошлом году тем детям, кто не поступал в вузы, аттестаты выдавались по текущей успеваемости, по отметкам. Сейчас, если ребенок не планирует поступать в вуз, то он должен сдать два обязательных предмета в форме государственного выпускного экзамена – русский и математику.

А. Милкус:

- Уже нет деления на профильную и базовую?

Е. Семченко:

- Нет. Базовая математика в этом году не проводится для одиннадцатиклассников.

А. Милкус:

- То есть общий экзамен по математике, как и было лет пять назад?

Е. Семченко:

- Да. Для не поступающих в вузы – два обязательных экзамена: русский язык и математика. А для тех, кто поступает в вузы, они должны будут сдать один экзамен по русскому языку обязательный. Только один обязательный - русский язык в форме ЕГЭ. и дополнительно к русскому два, три или четыре предмета, в зависимости от того, в какое количество вузов ребята поступают, какие предметы в эти вузы требуются в качестве вступительных экзаменов.

А. Милкус:

- То есть гуманитарии могут уже сейчас танцевать веселые танцы, потому что математику им сдавать не нужно, если они будут поступать на гуманитарные специальности?

Е. Семченко:

- Конечно. Если я не поступаю в вуз, только два экзамена – русский и математика в форме ГВЭ. Если я поступаю в вуз, то я должен буду сдать русский язык для получения аттестата, и мне его уже выдадут. И если я его сдам на 70 баллов и более, я претендовал на медаль, то мне эту медаль выдадут «За особые успехи в учении». И далее к русскому я выбираю, допустим, я поступал в свое время на экономический, выбираю обществознание и математику.

А. Милкус:

- По сути дела, математика в этом году для 11-х классов стала предметом по выбору?

Е. Семченко:

- Да. Она стала предметом только для тех, кто поступает в вуз, где требуется математика.

А. Милкус:

- В прошлом году была сложная ситуация с коронавирусом, перенесли сроки сдачи ЕГЭ на июль. Сейчас, по-моему, ситуация стабилизировалась. Будут ли в ближайшее время объявлены сроки и будет ли досрочная волна, как это было до пандемии?

Е. Семченко:

- Перед сроками буквально коротко я бы еще об одном предложении, особенности по медалям сказал. В этом году для получения медалей детям нужно будет сдать русский язык, если он сдается в форме ЕГЭ для поступающих в вузы, на 70 баллов. Если они не поступают в вузы, то им нужно будет получить две пятерки по русскому и математике в форме ГВЭ – государственного выпускного экзамена.

А детишки с ОВЗ, кстати, это касается и 11-х, и 9-х классов, они могут по своему желанию для получения аттестата выбрать не два предмета, а один – русский или математику.

Теперь по срокам. Примерные даты известны. Досрочного периода не будет. Основной период будет проходить с 31 мая по 25 июня. При этом экзамен в форме ЕГЭ по русскому будет проходить в два дня из-за эпидемиологической ситуации и ограничений. Будут резервные сроки. Будет дополнительный период проведения экзаменов, как это проходило в прошлом году. с 12 июля по 17 июля. И будет сентябрьский этап – только для тех детей, кто не сдал ГВЭ и не получил аттестат.

А. Милкус:

- Давайте подчеркнем, что пока эти сроки не объявлены, ситуация с пандемией может меняться. Мы говорим о примерных сроках, которые могут быть.

Е. Семченко:

- Это ориентировочные сроки. И плюем, что называется, через левое плечо и стучим по дереву, чтобы у нас ничего не поменялось.

А. Милкус:

- Сейчас мы выходим из пандемии, вакцинируется население, и так далее. При стабилизации ситуации примерно эти сроки.

Е. Семченко:

- И последний момент. Обращу внимание на то, что в ближайшее время после выхода всей нормативной документации будет дано время для корректировки предметов, которые дети уже выбрали или планируют выбрать, или планируют изменить в связи с особенностями сдачи итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах.

А. Милкус:

- Раньше ребята до 1 марта или 1 февраля должны были определиться. Сейчас у них более гибкая ситуация. Они могут определиться попозже.

Е. Семченко:

- Смогут скорректировать свой выбор, безусловно.

А. Милкус:

- Вопрос с надеждой от некоторой части нашего населения. Давно уже говорилось о том, чтобы как-то скорректировать ЕГЭ. То, что сейчас у нас такие изменения, это надолго? Или только на этот год?

Е. Семченко:

- Эти особенности только на один год. Что будет в следующем году, я предлагаю дожить. Я надеюсь, что все будет нормально, и мы вернемся к традиционной форме его проведения, к традиционным срокам, датам. Но это не отметает ситуацию, связанную с возможной корректировкой как формы, так и содержания ЕГЭ.