Всё о начале учебного года. Перейдут ли школы на дистанционное обучение после 1 сентября

Александр Милкус и Дарья Завгородняя вместе с директором гимназии № 5, г. Чебоксар Инной Исаевой разбираются, как будет организовано обучение в новом учебном году

Мы предлагаем полный текст радиопередачи.


А. Милкус:

- Всем добрый день! Говорим мы сегодня про начало учебного года – каким он должен быть? Многие волнуются, в Сети просто вал всяких предположений, истерик и тому подобное… и наш сегодняшний гость Инна Владиславовна Исаева, директор гимназии №5 города Чебоксары, член коллегии министерства образования и молодежной политики Чувашской республики.

О чем мы будем говорить? Мы будем говорить о том, что наконец-то в конце прошлой недели появился документ, по которому можно понимать, как будет организована работа общеобразовательных организаций. Документ этот подписан руководителем Роспотребнадзора и Министерства просвещения Российской Федерации. И здесь достаточно четко и понятно все расписано, каким образом будет начинаться наш учебный год. Даш, ты знаешь, что слухи ходят о том, что 1 сентября не начнется, линеек не будет, всех запрут по классам, а через неделю вообще…

Д. Завгородняя:

- А с 20 сентября всех закроют опять, было мне сказано, дома.

А. Милкус:

- Нет, мне написали, что совершенно точно известно, что через неделю будет.

В общем, давайте разбираться по этому документу. Итак, документ называется «Об организации работы общеобразовательных организаций». Он разослан уже в органы управления образования в регионы.

Значит, 1 сентября у нас пройдет, как обычно. То есть, начинается учебный процесс в школе в очном формате. Документ говорит об этом так – в 2020-21 учебном году общеобразовательные организации должны обеспечить реализацию образовательных программ в штатном режиме. Но с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Будут ли проводиться линейки? Про это тоже в документе написано – запрет на проведение массовых мероприятий между различными классами и школами. Проведение праздничных мероприятий 1 сентября организовать по классам или параллелям на открытом воздухе с использованием индивидуальных средств защиты – маски – для родителей. Но разъясняю. Если в школе много детей – допустим, мэр Москвы Собянин сказал, что линеек в Москве не будет, сразу дети разойдутся по классам… Если школа небольшая, если дети не будут перемешиваться, можно организовать… Но, хочу подчеркнуть, в данном случае проводить линейку и в каком формате, зависит от решения учредителя и администрации школы. В Москве решили так. В других городах решили по-другому. Если вы хотите точно знать, вы должны после 20-го числа обратиться в свои школы, как оно будет.

Второе положение из этого же документа. «Запрет на проведение массовых мероприятий между различными классами и школами действует до 1 января». Так, Инна Владиславовна, а вы уже приняли решение, как будет начало учебного года?

Д. Завгородняя:

- И сколько народу в вашей школе?

И. Исаева:

- Наша школа из двух блоков состоит. Вообще в моем управлении 2000 детей. В одном блоке 900, а в другом 1100, с начальной школой. У нас заместитель директора два сценария разрабатывал. Если все хорошо будет, значит, линейки в обычном формате. Если нет, то мы разбивали там на шесть линеек. То есть, в каждом здании.

А. Милкус:

- Это на улице будет?

И. Исаева:

- На улице. Конечно, для руководителей школы, для детей и для родителей очень важна атмосфера. Школа ведь это не только учебные занятия, это еще и атмосфера детей. Поэтому, конечно, мы готовы к такому гибкому графику проведения линейки. Но если учредитель примет решение и глава региона примет решение, что не будет массовых мероприятий, мы, например, думали, что у нас будет такая видеопрезентация в классах, когда детки в классах… все-таки такое включение как раз того нелюбимого дистанта, который может в этом случае спасти, где старшеклассники могут обратиться к малышам. То есть, в принципе, это сегодня сообщество учителей и родителей, у которых есть две недели на разработку, может быть, действительно нестандартного формата в данной ситуации.

А. Милкус:

- А когда может быть понятно, какое решение примет учредитель?

И. Исаева:

- Ну, после 20 августа мы уже будем доносить информацию до родительской общественности.

А. Милкус:

- Так, дальше идем по этому документу. Что предполагают основные санитарно-противоэпидемиологические мероприятия? Проведение генеральной уборки перед открытие организации – это понятно. Усиление дезинфекционного режима, проведение уборки с использованием дезинфекционных средств, наличие средств для обработки рук, использование приборов для обеззараживания воздуха. Инна Владиславовна, а что это за приборы? Вам уже завезли их?

И. Исаева:

- Мне очень везет, наверное, с родителями, у меня очень много медиков и уже год назад ряд классов, родители, которые почему-то сигнализировали, и у нас в классах… ну, потому что была эпидемия гриппа… и мы в школе приобретали такие передвижные рециркуляторы воздуха. На ночь они выставлялись в столовую, в кабинеты, в бассейне… На сегодняшний день у нас в регионе принято решение финансирования, закупает министерство образования, департаменты образования, и все школы будут оснащены.

А. Милкус:

- В каждом классе они должны стоять? Это дорогие устройства в общем-то…

И. Исаева:

- Да, конечно, Но мы вот заказали 180 в данном случае, но здесь тоже очень важно – они должны быть по техническому заданию безопасны. Мы тоже переживаем, какую закупку министерство проведет… можно дешевые закупить… вот сейчас ведутся переговоры. Вроде бы нас спросили техническое задание, мы с родителями согласовывали, какие важно…

А. Милкус:

- Тут есть еще такая интересная фраза. Организация ежедневных утренних фильтров при входе в здание с обязательной термометрией – то есть, у детей будут измерять температуру.

Д. Завгородняя:

- А что такое фильтры утренние?

А. Милкус:

- Я думаю, что просто должен стоять человек у дверей и должен мерить температуру всем.

Д. Завгородняя:

- А, ясно.

А. Милкус:

- Но меня волнует другая фраза – с использованием всех входов в здание по возможности и недопущения скопления обучающихся при входе. Мы знаем, что у школы, конечно, много входов и выходов – в частности, пожарные выходы. Но вообще обычно вход проходит через одни двери. В нашей школе, где учились мои дети, обычно была еще и одна створка открыта, и вот так все просачивались. Что теперь будет? Обычно в школе один охранник или чоповец, у одной двери…

Д. Завгородняя:

- Да, и еще я заметила, что в школах очень тугая вот эта пружина, которая на двери… а иногда надо позвонить в эту дверь, чтобы охранник ее открыл, перед тем, как ты начнешь ее дергать. Трудно не толпиться.

А. Милкус:

- У вас 2000, как вы будете организовывать и разводить потоки школьников?

Инна Исаева

И. Исаева:

- Конечно, это будет расписание разное. В этом плане, наверное, нам хорошо, мы уже старшую школу очень нестандартно простроили, у нас ребята по индивидуальным учебным планам и расписание старшеклассников не всегда с восьми начинается. Поэтому старшая школа снимет загруженность. Вы совершенно правы, что страшно даже представить, потому что в любом случае, конечно, в целом по стране идут в одно время. Здесь выход такой, что, безусловно, нужно открывать разные двери и, возможно, чтобы вот дежурили учителя, чтобы они встречали детей – может, эта норма должна появиться, когда учителю придется чуть пораньше приходить и подключать учителя в то, чтобы он встречал ребенка. Ну, будем из этого делать праздник… может быть, старшеклассники дежурные выйдут к малышам. Ну, вот что-то будем думать здесь. Наверное, здесь важно всем организациям сейчас собраться и подумать, как облегчить ситуацию охраннику…

Д. Завгородняя:

- А если сделать нулевые уроки для кого-то?

А. Милкус:

- Я вот против начала даже в восемь утра.

И. Исаева:

- Мы с девяти учимся. Но родители маленьких детей нам пораньше завозят. У нас была продленка, мы сейчас тоже про это думаем, как с этим быть. Если нам нормы разрешат разных детей объединять, потому что не каждый родитель малыша оставляет до девяти, они у нас доводили до школы пораньше. Здесь вот у нас тоже не бьется норма… Если раньше был один дежурный на всю группу… а если не разрешат детей смешивать, то не знаю как.

А. Милкус:

- Да, вот это интересная вещь. Кстати, про продленку сразу я хочу сказать. Я спросил одного из руководителей Роспотребнадзора о том, как будет действовать продленка? Она сказала, что будет действовать, как и прежде. Но в этом случае возникает вопрос – если регламентируют, что классы не должны смешиваться, получается, что после учебы, во второй половине дня, будут перемешиваться. Кстати, было очень много вопросов от учителей – как задействовать специализированные классы? Класс химии, физики? Вот разъяснение Роспотребнадзора было такое, что надо составить график и дети туда могут выходить… видимо, имеется в виду, что после занятия одного класса надо проветривать это помещение.

Д. Завгородняя:

- Но если будут стоять обеззараживатели воздуха, опасность не такая великая. Например, вот один из слухов состоит в том, что, ах, мы все будем ходить в масках… Как это- учитель перед аудиторией в маске? Никто ж не будет в масках, да?

А. Милкус:

- Я спрашивал в Роспотребнадзоре об этом на основе этого документа. Первое – этот документ регламентирует ношение масок и перчаток в школе только сотрудникам пищеблока.

И. Исаева:

- Да, да.

А. Милкус:

- В классе дети без масок, учителя без масок. Дальше. Если учитель выходит на перемену с детьми, ему рекомендуется надеть маску. Если родители приходят в школу, желательно сократить количество таких встреч, ему рекомендуется надеть маску. И еще мне в Роспотребнадзоре сказали – если родители считают, что их ребенок должен находиться во время учебы в маске, то он может находиться в ней. То есть, тут все оченьб гибко и понятно.

Д. Завгородняя:

- Любопытно то, что маска защищает не того, на кого она надета, а окружающих.

А. Милкус:

- Ну, разные есть исследования…

И. Исаева:

- Дело в том, что мы сейчас проводили допзанятия, на подготовительные курсы ребята ходили, и вот сдавали экзамены. У нас один блок разрешает в пятый класс на поступление. Действительно, разделились родители и детки. Кто-то пришел без масок, а кто-то сидел в масках. И я хочу сказать, что это большинство родителей, которые наденут маску. И, конечно, школа в этом плане сразу поменялась. То есть, это прямо немножко такое жуткое состояние. Но прошло 4-5 дней, когда они огляделись и увидели, что все безопасно, что все нормы выполняются, что очистители воздуха стоят, постепенно маски сняли. Я к чему? Сейчас, возможно, школам нужно быть готовыми к разному сценарию. Но как только школа себя правильно поведет, может быть, надо родителям показать, какие условия созданы, снять вот этот страх. Тогда мы быстрее придем в нормальную ситуацию. Работа с родительской общественностью тоже очень важна в этих условиях. Школа должна открыться и показать родителям то место, куда будут приходить их дети.

Д. Завгородняя:

- То есть, если их просветить, они начинают меньше бояться?

И. Исаева:

- Да.

А. Милкус:

- А как вы будете организовывать родительские собрания? Обычно в первую неделю проходят родительские собрания…

И. Исаева:

- У нас не придут. У нас ВКС-система внутренняя и весь дистанционный процесс, как раз у нас родители были экспертами по отношению к нашему обучению и я сама лично проводила, на каналах ютюб шла вся информация просветительская, и сейчас у нас первоклассники, 18-го родительское собрание, завтра мы будем готовиться к подаче всей информации первым классам через ВКС-систему и Ютуб-канал.

Петр, г. Ростов-на-Дону:

- Здравствуйте. Вот такой повальный страх дистанционного обучения. Но дело в том, что мы прекрасно знаем, что в той же Австралии не один десяток лет идет дистанционное обучение. Причем, вначале оно было без применения компьютеров, их просто не было. Оно шло по радиосвязи. Удаленные районы в Австралии, и дети прекрасно занимались. Это было дешевле, чем их возить. И люди образованы, люди заканчивают университеты, страна развивается. Почему у нас такой массовый страх родителей, мне непонятно…

Д. Завгородняя:

- Ой, вы бы с австралийцами поговорили. Я недавно с австралийцем говорила, он мне сказал – мы страна каторжников бывших…

Петр:

- Допустим. Но это успешная страна. Мы говорим сейчас о дистанционном обучении. Это снимает все проблемы. Ну, представьте себе, в школе заболел этот же математик, один или второй преподаватель. Как школа будет решать? Со стороны привлекать? То есть, постоянно идет риск. Зачем это нужно? Вот вакцинируют сейчас медиков, затем вакцинируют педагогов, через несколько месяцев, как говорят наши медики, будут вакцинированы дети, и вот тогда – пожалуйста, пусть идет очное занятие. Тем более, обратите внимание, Роспотребнадзор дал рекомендацию университетам, что все студенты должны заниматься в масках. А в школах мы повально разрешаем без масок. Нонсенс получается. Студенты в масках, а школьники без масок. К чему это приведет?

Дарья Завгородняя

Д. Завгородняя:

- То есть, вы считаете, что угроза заражения высокая?

Петр:

- Конечно, высокая. Тем более, сейчас будет осенне-зимний период, грипп… угроза большая… Что тогда делать? Нам все равно придется перейти на дистанционку. Наши бывшие республики, некоторые, они ж держат дистанционку. Они хотят посмотреть, как будет…

А. Милкус:

- Спасибо большое. Инна Владиславовна, как бы вы прокомментировали звонок нашего слушателя?

И. Исаева:

- Ну, выбор все-таки остается за родителями – надевать маску или нет. Что касается дистанционного образования, на мой взгляд, сегодня школы не отошли от того, чтобы совсем отказаться. Мы это называем смешанным образованием. И у нас есть семьи, которые не приведут детей в школу. Особенно медики. И мы, как школа, должны просчитать, что доступность к образованию должна быть. Вопрос качества дистанционного образования. Мы сегодня сказать, что сразу пошли на дистанционное… есть родители, которые не ощущают, что дистанционка дает качество образования. Поэтому они хотят в очной форме. В этом плане школа с вызовами, то есть, есть вызов, где сообщество учителей, администрация муниципалитета должны разработать разные виды образования – ну, то есть, форму.

А. Милкус:

- То есть, есть семьи, которые не хотят с 1 сентября водить детей в школу?

И. Исаева:

- Конечно.

Д. Завгородняя:

- И как же их будут обучать? К ним будут учителя приходить?

И. Исаева:

- Нет, во-первых, это заявление родителя о том, что он хочет получить образование в дистанционном режиме.

Д. Завгородняя:

- И как же дети будут учиться?

И. Исаева:

- Дома.

А. Милкус:

- То есть, у учителей будет двойная нагрузка?

И. Исаева:

- В этом плане я, наверное, не показатель, как школа. Потому что, когда мы построили новый корпус, вместе с муниципалитетом, мне, наверное, повезло. Я уже думала с точки зрения вот этого шага на дистант. И у нас такие панели современные… вообще у нас каждый учитель получил ноутбук. Не компьютер в классе, а планшет. И мысль была такая. Рабочее место учителя там, где ребенок. Ну, я не знала, что случится вот эта история, но так получилось. И в данном случае мы сразу стали писать, потому что у нас были родители, которые, например, уезжая куда-либо, в какие-то ближние страны, оставляли за собой образование нашей гимназии. И мы уже писали уроки, и методическое сопровождение детей и семей к уроку на отдаленке. Поэтому в этом плане я, наверное, как раз та школа, которая была готова к тому, что у нас есть возможность через панель определенную, когда учитель в классе, он подключает камеру, кстати, везде это есть, где есть вэб-камера. Идет трансляция урока и эта трансляция переходит ребенку. У нас, например, все детки, которые болели, у них было право, вот девочка там полгода пролежала, у нее было право подключения к уроку. Домашнее задание в электронном дневнике, в сетевой школе сейчас это тоже есть. Оценка тоже через тестовые материалы, которые тоже…

А. Милкус:

- То есть, учитель не ведет два урока, просто ребенок подключается…

И. Исаева:

- Да.

А. Милкус:

- А вот у других школ, там, где нет таких возможностей, скажем, в вашей республике… есть возможность к вам подключиться?

И. Исаева:

- У нас есть такая возможность. Села уже есть продвинутые в этом плане. Конечно, это недоработано, то есть, посыл есть, но скорость интернета не срабатывает… есть технические проблемы, которые сейчас на повестке дня Минпросвещения. Но, конечно, все пошли в вайбер, в вотсап, что не есть правильно, потому что здесь не видно, как учитель работал. Это тоже риск невыполнения своей трудовой задачи. Директору тяжело защитить здесь учителя, что он действительно отработал свое время. Но я здесь не знаю, какой дать рецепт.

А. Милкус:

- Ну, мы должны дать людям понимание, что такая возможность есть. Я на прошлой неделе участвовал в собеседовании абитуриентов, которые поступают на факультет коммуникации медиадизайна в Высшей школе экономики, и вот две девочки сказали – а мы учились в Москве… мы, говорят, подключились, поступили в школу на 10-11 класс, и мы удаленно учились в этих школах. То есть, такие возможности есть для мотивированных детей.

И. Исаева:

- Да.

Д. Завгородняя:

- И потом, класс может быть каким угодно большим. Не обязательно, чтобы там было до 35 человек…

И. Исаева:

- Да.

Лидия, г. Тверь:

- Здравствуйте. Очень много обсуждается о качестве образования, о возможности дистанционки, но нигде я не слышала о том, чтобы звучал вопрос, у всех ли есть возможность оставить ребенка дома одного?.. Если родители работают, каким образом ребенок будет заниматься дистанционно? У нас недавно был случай, когда девочку восьмилетнюю оставили дома родители ненадолго, девочке стала страшно, она вышла на балкон, начала плакать, общественность поднялась, милиция и т.д. И к маме предъявляют уже ненадлежащий уход или ненадлежащее …

И. Исаева:

- Опять же мы говорим о том, что дистант это на выбор семьи. И правильно. Дистанционное образование для начальной школы не работает .Потому что ведь роль начальной школы – научить ребенка учиться. Тогда дистант такой должен быть, чтобы было сопровождение учителя к этому удаленному уроку. Это прямо искусство целое. И началка в какой-то степени должна быть очной.

Александр Милкус

А. Милкус:

- Для того, чтобы закрыть тему дистанционного обучения, значит, первое - никаких решений, по крайней мере, на федеральном уровне, о переходе на дистанционное обучение снова, нет и не будет. В документе говорится достаточно четко – в случае ухудшения ситуации принимается решение регионом о переходе на дистанционное обучение и имеется в виду не только пандемия коронавирусной инфекции, но и заболевания гриппом и т.д.

И еще один принципиальный вопрос, по поводу которого ходят слухи, что Роспотребнадзор предложил или там попросил, рекомендовал о том, чтобы дети учились каждый на своей партии, по одному на парте. В документе сказано о том, что действуют те же самые санитарные нормы, которые действовали и раньше. То есть, количество детей в помещении должно определяться из расчете не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося. При организации групповых форм работы и индивидуальных занятий количество детей в помещении должно определяться из расчете не менее 3,5 кв. м на одного обучающегося. То есть, нигде нет разговор о том, чтобы по одному на парту. Но и это, в общем-то норма, которая и до пандемии не всегда соблюдалась, потому что классы у нас во многих школах, особенно если эта школа в больших микрорайонах, она и не выполнялась. Я в Роспотребнадзоре спросил – что делать? Ответ был достаточно жесткий. Что надо соблюдать нормы. А если дети по количеству соответствуют санитарным нормам, то никаких вопросов к школе не будет. А если детей больше, то нужно решать вопрос , например, с переводом части детей на вторую смену. Инна Владиславовна, а как у вас-то?

И. Исаева:

- Готовимся к штрафным санкциям. Это самый больной вопрос. В этом плане у нас строительство школ идет, мы все мечтаем перейти в односменку. Рост рождаемости зашкаливает, не успеваем строить школы. Здесь, конечно, роль муниципалитета сейчас. Мне кажется, нужно проанализировать школы риска… есть у нас прямо очень перегруженная школа и, мне кажется, что нужно выходить и как-то помогать директорам школ выходить из этой ситуации. Не могу ничего рекомендовать… с точки зрения нас – тоже будем думать. Вот говорят – во вторую смену. Но есть классы переполненные сами. То есть, у нас 31-32 человека в классе есть. Правда, у нас и классы большие, и холлы большие. И даже есть стеклянные окна, которые на свое счастье мы запроектировали. А, может быть, даже будем разделять на фойе… потому что ребенок везде просматривается. Вот я сейчас уже так думаю.

А. Милкус:

- В этой бумаге роспотребнадзоровской рекомендовано использовать для обучения еще и помещение библиотек, актовых залов, физкультурных залов. Но опять же тут же возникает вопрос – а где взять учителей?

Д. Завгородняя:

- Ну, это должны быть какие-то учителя гиганты, которые будут громобойными какими-то голосами обладать, длинными руками… сложно, когда у тебя 30 человек сидят в актовом зале…

А. Милкус:

- Ну, их можно сгруппировать, допустим, но это проблему-то не решит окончательно… И эту проблему надо решать достаточно быстро.

И. Исаева:

- У нас, например, старшеклассники лекции слушают в потоке, как раз в больших помещениях…

А. Милкус:

- Так нельзя же смешивать классы.

И. Исаева:

- Нельзя все-таки?

А. Милкус:

- Да. Вот это еще одно. Эти вопросы мне тоже задавали учителя после образовательной среды – а как быть? Старшеклассники во многих школах, особенно профильные классы, учатся в потоке. А смешивать их нельзя. Этот вопрос тоже надо будет решать педагогическому коллективу… по-моему, такая прокачка педагогического коллектива у нас предстоит, такие квесты решать. С одной стороны роспотребнадзоровские решения соблюдать, и как-то заниматься учебным процессом нормально.

Д. Завгородняя:

- Но мне все-таки кажется, что до конца все требования соблюсти невозможно.

А. Милкус:

- Давай мы не будем в эфире призывать не соблюдать или оправдывать… эти требования сформулированы, они направлены на то, чтобы обеспечить здоровье и школьников, и учителей… Это ж не просто так сделано, чтобы у школ были проблемы и чтобы приходили проверяющие и требовали штрафы. Тут просто надо приходить к разумным решениям…

Д. Завгородняя:

- Кстати, в принципе, старших школьников можно и на ЗУМ перевести, если мы имеем в виду лекционную часть, вот эту поточную…

И. Исаева:

- Да.

А. Милкус:

- Еще есть такая фраза. При организации образовательного процесса следует рассмотреть возможность использования сетевой формы реализации образовательных программ. То есть, возможности таких вот гибких решений в этих документах тоже предусмотрены. Так что никаких проблем, связанных с переходом на дистант срочно в сентябре, не будет. Дальше решайте вместе, учителя, с родителями и детьми.