Чем занять ребенка (да и себя с ним вместе) на зимних каникулах

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
Александр Милкус и Дарья Завгородняя выясняет это у руководителя платформы PRO.Культура.РФ и портала «Культура.РФ» Александра Минаева и создателя популярного канала в Instagram, автора детских квестов LizardKvest Виктории Крюковой

А. Милкус:

- Итак, здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, как всегда, говорим мы вам: я - Александр Милкус и Дарья Завгородняя. Сегодня у нас даже не «Родительский вопрос», а «Родительский ответ». Ну, потому что скоро новый год и главный вопрос - что делать с этими детьми во время длинных новогодних каникул? Чем их занять?

Д. Завгородняя:

- Чтобы они не хватались за пульт от телевизора, чтобы смотреть мультики.

А. Милкус:

- Да дети уже не сильно хватаются за телевизор, они хватаются за смартфоны и планшеты вместе с родителями. Наш коллега Эдуард Каневский только что рассказывал про то, что нужно заниматься спортом с детьми - абсолютно правильно - но не всегда получается. Тем более, что на улице-то холодновато, а часть нашей страны вообще находится в районе Полярного круга и за Полярным кругом, а там темно все время. Поэтому мы сегодня поговорим в нашей программе о том, чем занять детей, что интересного есть, какие есть и официальные, и неофициальные возможности. И для этого мы пригласили к нам в студию Александра Минаева, руководителя платформы PRO.Культура.РФ и портала «Культура,РФ».

А. Минаев:

- Добрый день.

А. Милкус:

- И еще с нами Виктория Крюкова, создатель популярного канала в Инстаграм, автор детских квестов LizardKvest. В общем, поговорим обо всем, что касается нового года, и начнем мы с Александра. Александр, мы сейчас находимся в студии в Москве, и мы знаем, что в Москве действительно очень много возможностей, очень много всяких активностей, которые приготовлены для детей зимой. Но за пределами кольцевой дороги тоже много чего интересного происходит. А так как у нас слушатели в основном не московские, давайте мы расскажем про то, что интересного, какие есть возможности и в городах, где есть музеи и какие-то культурные учреждения, и в селах и поселках, где не так много культуры.

Д. Завгородняя:

- И можно ли сходить в музей по интернету, как мечталось…

А. Милкус:

- Мы не пропагандируем все время находиться в интернете, но в музей сходить стоит.

А. Минаев:

- Хорошо, попробуем сразу на все вопросы ответить. Попробую начать с того, что - есть ли жизнь за МКАДом? Безусловно, да. Культурная жизнь не просто есть, а она там максимально активна сейчас. Я постараюсь сейчас рассказать о том, что есть с точки зрения наших культурных учреждений, культурных организаций, театров, музеев, библиотек, домов культуры - всего того, что у нас есть за пределами Москвы.

Во-первых, я бы сказал так. Что новогодние праздники такое волшебное время, и детям, и подросткам, в первую очередь, мне кажется, имеет смысл обратить внимание именно на такие традиционно зимние тематики наших учреждений. В частности, вот я перед эфиром специально посмотрел, сколько в нашей онлайн-афише на портале «Культура.РФ» Министерства культуры спектаклей с названием «Щелкунчик» с 1 по 9 января. И обнаружил, что их более 50 по всей стране. Несколько в Москве, пара в Питере, а остальные в Самарском театре, в Новосибирском прекрасном театре оперы и балета. В общем, по всей стране идет «Щелкунчик» и, мне кажется, в первую очередь, и детям, и подросткам было бы здорово туда пойти.

Д. Завгородняя:

- Слушайте, ну «Щелкунчик» - это как-то…

А. Минаев:

- Это номер один. Это я под влиянием настроения, наверное, говорю. А что касается музеев, например, они приготовили совершенно замечательные выставки тоже по всей стране, но музеи есть не везде, возможно, не захочется идти в новогодние праздники в краеведский музей, но так или иначе библиотеки и дома культуры - то, что у нас есть в сельской местности - так же приготовили огромное количество мероприятий. Давайте я расскажу, почему я так могу уверенно об этом говорить? Наверное, вы прекрасно знаете о том, что у нас в стране с сентября работают заявленная и поддержанная президентом Российской Федерации программа «Пушкинская карта». Конечно, это не совсем про детей, а оно именно про подростков, но ребята с 14 лет у нас за счет по сути государственных субсидий получают деньги на карту и могут потратить их в этом году - 3000 рублей - на культурные мероприятия. И сейчас все еще их можно потратить, эти деньги, например, на мероприятия, которые пройдут в январе. А с 1 января этих денег на карте будет аж целых 5000 рублей. И по сути каждый подросток, начиная с 14 лет, может в своем мобильном приложении «Госуслуги. Культура» выбрать интересующее его мероприятие, билет и попробовать сходить туда.

А. Милкус:

- Александр, давайте сразу разберемся. Что такое «Пушкинская карта»? Это пластиковая карта? Это типа банковской карты? Или это виртуальная штука?

А. Минаев:

- По своей сути «Пушкинская карта» - это полный дубль именно банковской карточки, сделанной на нашей национальной платежной системе «Мир», но 99 с лишним процентов пользователей ее оформили в виртуальном виде, в мобильном приложении, но так же можно ее получить и в пластиковом виде.

А. Милкус:

- Возраст?

А. Минаев:

- С 14 до 22 лет действует эта программа.

А. Милкус:

- То есть, у тебя на счет есть какие-то деньги - 3000 в этом году и 5000 в следующем году - которые ты можешь потратить на билеты в театр, на выставку и т.д.? Если человек живет в небольшом городе, где не особо много театров и выставок, что делать с этой картой?

А. Минаев:

- Давайте попробуем представить две версии. Первая версия, что все-таки подросток куда-то съездит и потратит их там. И второе - он их потратит на месте. У нас в стране под 90 тысяч организаций культуры, абсолютное большинство их находится не в крупных городах, как ни странно. И в сельской местности, и в малых городах есть и музеи, и театры, и дома культуры, а по национальному проекту их еще так и не слабо реставрируют в этом году. И в них проходит не только своя собственная какая-то деятельность - кружковая, мастерклассная и прочая - но и гастрольная. И это сейчас достаточно активно развивается. Ну, мы понимаем прекрасно, что на нашей вот этой совершенно ужасной ковидной истории гастрольная деятельность притормозилась, но в тех регионах, где ограничения не очень жесткие, это происходит и можно таки потратить эти деньги действительно на культурные мероприятия. Другое дело, что для того, чтобы подростки наши узнавали об этих мероприятиях - а узнают они, как вы совершенно верно подметили - в основном из своих смартфонов и из интернета - конечно же, пришлось оцифровать всю эту афишу, в том числе, вот эти учреждения культуры сельские и из небольших городов, приучить к тому, чтобы свои мероприятия правильно пропагандировать, правильно афишировать и рекламировать через единую платформу - сейчас все это централизованно. И подростки так же все это прекрасно находят в интернете, нажимают кнопочку «купить» и покупают. Но и в сельской местности, и в малых городах у нас есть площадки, на которые приезжают и гастроли, и проходят очень классные образовательные мероприятия… ведь речь же не только о том, что можно посетить театр или сходить на выставку, но можно и посетить образовательное мероприятия - какой-нибудь модный митап или интересный мастер-класс…

Д. Завгородняя:

- А что такое митап? И чем он отличается от мастер-класса?

А. Минаев:

- Он отличается тем, как вы хотите его спозиционировать. Я вчера посмотрел афишу Татарстана и увидел там замечательные на вот эти январские праздники - чтобы не соврать, это называется диджитал-академия и там каждое название очень модным нерусским словом называется, но по сути ребят 14-15 лет учат там основам вэб-дизайна, основам интернет-маркетинга, каким-то интересным штукам, которые могут пригодиться. Это тоже по сути культурно-образовательная деятельность, но это тоже можно использовать вот эти средства - и почему бы нет? А как называется, это уже вопрос творческий - кому что.

А. Милкус:

- Александр, а можно ли использовать эту «Пушкинскую карту» для приобретения чего-то виртуального? Ну, есть же часть лекций платных.

А. Минаев:

- На старте программы у нас очень активно в рабочих группах Министерства культуры Российской Федерации обсуждали, какой же набор вот этих мероприятий включить, какие типы учреждений включать или не включать, и программа - она вот у нас четыре месяца сейчас прошла - там есть понятные цифровые уже результаты, на старте у нас подключились театры, музеи, библиотеки, дома культуры и образовательные учреждения. Но при этом только живые мероприятия в этом году были включены. Это была принципиальная позиция, потому что у нас задача все-таки, в том числе, оторвать от диванов, от смартфонов и т.д. наших детей. Задача была такова.

А. Милкус:

- Вот наш постоянный слушатель из Пермского края пишет: «С трудом представляю подростка, идущего не из-под палки на хор «Млада» по «Пушкинской карте». А вот не надо никого из-под палки. Вопрос в том, что есть возможность ребятам самим оформить «Пушкинскую карту» и самим сделать выбор, куда они идут и чем они будут заниматься.

Д. Завгородняя:

- Ну, родители, наверное, могут как-то в этом помочь, поддержать?

А. Милкус:

- Родители, конечно, могут помочь, а могут сказать - вот ты взрослый, вот у тебя есть 3000 рублей - потрать их с толком, с умом и т.д.

Д. Завгородняя:

- А мне бы вот хотелось, чтобы Александр посоветовал, как потратить молодому человеку «Пушкинскую карту» в большом городе? Конечно, я имею в виду Москву, Питер и крупные города, где все дорого. В Большой театр ты не попадешь по «Пушкинской карте», и там в какой-то яркий театр. Ты попадешь в театр на Перовской по «Пушкинской карте», например.

А. Минаев:

- Ну, давайте сначала про крупные города скажу. С одной стороны, да, с другой стороны, сейчас, как бы отвечая немножечко на письмо жителя из Пермского края, за 4 месяца более чем 1 миллион 300 тысяч человек молодых у нас купили хотя бы один билет за эти пушкинские деньги. В общей сложности билетов под 2,5 миллиона было куплено. И это при том, что у нас принцип один - билет в одни руки, понятно, действует. То есть, надо это очень хорошо сознавать. При этом средний чек у нас по стране составил 900 рублей. По стране. В Москве чуть побольше - 1300-1400 рублей, но есть совсем недорогие билеты - по 300-400 рублей, в основном, это Курская и Белгородская область… но средний чек вот такой. То есть, нет такого, что 3000 это один раз сходить только в один театр. Собственно, на этой нашей математике получается, что все не так-то плохо.

А. Милкус:

- Нет, ну, мы уперлись в театр. А есть выставки, концерты, есть лекции.

Д. Завгородняя:

- Но театр самое интересное.

А. Минаев:

- Нет, нет, специально уперлись в театр, потому что театров много, театр - интересно и театр - дорого, давайте по-честному. А средний билет в музей у нас по стране не превышает стоимости 350-400 рублей. Это достаточно много раз можно сходить в музеи разные. Билеты на концерты филармонические по стране опять же в целом доступны - есть и по 500-600 рублей. В Москве билеты по 1000-1100-1200 рублей - на очень хорошие филармонические концерты в Зал Чайковского, в Филармония-2 и т.д. Это все присутствует и это нормальная цена. То есть, нет такого ощущения, что у нас все запредельно дорого и это маленькая сумма. В следующем году будет 5000 и еще лучше можно будет, да, сделать.

Еще про онлайн расскажу - почему, в том числе, нету истории в деньгах, почему за нее не стоит платить? На самом деле, сейчас онлайн можно посмотреть очень и очень много всего. И сейчас на нашем портале «Культура.РФ» в этом году только прошло около 100 тысяч онлайн-трансляций, из них порядка 2000 из театров. Это замечательные постановки, они замечательно сняты, с отличным профессиональным звуком, и все это на 100% бесплатно. Без регистрации, без смс. То есть, если вы прямо сейчас зайдете на «Культура.РФ», нажмете на англоязычную фиолетовую кнопочку «лайф» и увидите и спектакли, и экскурсии, и образовательные какие-то мероприятия, и очень много всего бесплатно онлайн. То есть, в этом смысле сначала, как говорится, давайте хотя бы часть этого контента употребим с дивана, а потом будем искать что-то за деньги. То есть, в этом смысле нет проблемы. Поэтому, наверное, ее и в «Пушкинской карте» как таковой, наверное, и нет.

А. Милкус:

- Смотрите, для родителей, я озвучу - портал «Культура.РФ», там есть вкладки «театр», «музыка», «музеи»… есть полно всего… Я понимаю, что вряд ли ребята будут вот здесь находиться, но вы же можете им открыть эти возможности и посмотреть вместе с детьми, подростками, старшими ребятами вот все эти замечательные вещи.

А. Минаев:

- А почему вам кажется, что ребята не будут туда заходить? На портал «Культура.РФ» каждый день заходят 500-600 тысяч человек.

А. Милкус:

- Нет, я имею в виду, что сразу не будут. А вот если откроют этот ящичек, то, наверное, и будут ходить.

А. Минаев:

- Ну, просто из этих посетителей у нас с вами сейчас 30% - это ребята до 18 лет. То есть, у нас очень популярна именно молодежь, она на самом деле очень здорово употребляет культуру-онлайн.

А. Милкус:

- Ну да, я смотрю, и сайт очень здорово, современно сверстан. Ребята, заходите, смотрите. И я бы хотел еще вот что санцентировать. Я, например, работаю, как заведующий Лаборатории медиакоммуникаций, в образовании с Российской Государственной библиотекой, я бы вот еще подчеркнул такой факт, что у нас библиотеки очень сильно преобразовываются сегодня, и не только в Москве и Санкт-Петербурге. Даже конкурс был в этом году библиотек нового формата. У нас просто полно детей там собирается, там интересно, там движуха… Я знаком со многими библиотеками… замечательные молодые ребята пришли в детские и взрослые библиотеки, куча движухи. Если у вас поблизости есть библиотека, посмотрите, сколько там должно быть интересного и любопытного на каникулы запланировано.

Д. Завгородняя:

- Как минимум, творческие вечера, и приходят известные писатели, артисты…

В. Крюкова:

- И мастер-класса всякие разные. Там очень интересно. Даже мини-музей организовывают. В детских библиотеках сейчас очень интересно.

А. Милкус:

- Я видел - там и новая мебель, и новое пространство, и совсем по-другому организована жизнь.

А. Минаев:

- Я полностью присоединяюсь к тому, что было сказано про библиотеки. В этом году было очень много проделано работы по реконструкции, есть такой проект, как модельные библиотеки, там огромные, замечательные совершенно мультимедийные пространства. Причем, речь идет как раз не о крупных городах-миллионниках, в первую очередь, это происходит именно в сельской местности, в малых городах, в поселках. И огромное количество этих библиотек модернизировано и, если мне не изменяет память, прямо сотни модернизировано. И на самом деле вот эта тусовка библиотекарей - это одна из самых активных и прогрессивных таких каст в культуре, и там действительно много молодежи, и проходит много классных мероприятий. Единственное, что я могу подметить относительно первой части, того, что рассказывалось, не так много мероприятий в наших библиотеках проходит за деньги, подавляющее количество мероприятий проходит вообще бесплатно, то есть, даром. Соответственно, туда никакие деньги ни с «Пушкинской», ни с какой другой карты тратить не потребуется. Просто обращайте внимание на то, что о себе рассказывают библиотеки, узнайте, где ваша библиотека находится - я сам с детьми пользуюсь своей районной библиотекой, мы через дорогу ходим - и там проходят замечательные совершенно и квесты, и мастер-классы, я уж не говорю про то, что там иногда даже книжки бесплатно раздают. То есть, здесь полностью присоединяюсь к этой части про библиотеку.

А. Милкус:

- Там и консультации психологов бывают, и тому подобное. Просто попробуйте сводить своего ребенка или попробуйте посоветовать заглянуть ему сейчас в библиотеку. Ну, просто заглянуть из интереса, и вы увидите, что в большинстве библиотек сейчас совсем другая движуха, совсем другая жизнь началась. В общем, и ребенок сам погрузится, наверняка, потому что вот Александр говорит про детей школьного возраста, да, а у меня младший сын чуть постарше, ему за 20, но в последнее время я его спрашиваю - ты где был? Я в библиотеке был, там интересно, там люди собираются, мы общаемся, разговариваем. То есть, в принципе, у вас есть на зимних каникулах большое количество онлайн-возможностей - «Культура.РФ», «Арзамас», «Naked Science», «Н+1», в общем, куча всяких ресурсов в интернете, которые вам помогут развиваться. Общество «Знание» вообще в этом году возродилось…

Д. Завгородняя:

- Триумфально возродилось, да.

А. Милкус:

- Да. И вот «Пушкинская карта» - посмотрите, что у вас можно в вашем регионе сделать и будем вам куда сходить, и будет вам и вашим детям счастье.

Ну, а сейчас мы продолжим наш эфир с Викторией Крюковой - ну, понятно, мы проводим много времени с детьми дома на этих зимних каникулах. Виктория, вот что это за идея про квесты семейные?

В. Крюкова:

- Идея семейных домашних квестов это как раз идеальное, на мой взгляд, времяпрепровождения для зимних каникул. Когда мы проводим больше времени дома, в силу погодных условий, плюс большинство родителей тоже не работают, и мы все оказываемся дома с детьми и думаем, чем бы нам заняться? Самый простой вариант, к которому у нас автоматически тянется рука, это телефоны наши или включили телевизор. Но это как-то не очень вариант в перспективе в развитии нашей семьи и нам хочется детей занять чем-то другим. Ты думаешь - чем бы заняться? Книжки почитать, поиграть во что-то? Хорошо. Поиграть. И вот тут мы сталкиваемся с тем, что родителям сложно играть. Нам либо скучно откровенно…

А. Милкус:

- Либо мы достаем лото и начинаем перемешивать бочонки… и дети говорят - что это?

В. Крюкова:

- Да, то есть, мы не можем найти точки соприкосновения, чтобы было и нам интересно, и детям интересно. Дети чувствуют, когда родитель не вовлечен в эту и им тоже становится неинтересно.

Д. Завгородняя:

- То есть, еще зачастую бывает так, что ребенок сам формирует сценарий игры? То есть, он его тебе предлагает.

В. Крюкова:

- Да, дочки-матери… и мы вот уже думаем - ну, когда же это все закончится?

Д. Завгородняя:

- Ему это самому надоело.

В. Крюкова:

- Да, хочется чего-то новенького. И в такой ситуации домашний квест может быть очень интересным решением. Он решает сразу несколько проблем и самая первая такая - занять ребенка здесь и сейчас. И занять его необычным образом, заинтересовав его этой игрой. Что такое домашний квест и чем он отличается от всех остальных? Это чаще всего поисковый квест, когда ребенок получает первую записочку в руки, видит какое-то задание и в этом задании - его надо решить - зашифровано место. В следующем месте спрятана следующая записочка и так по шагам он - ну, 10 заданий обычно хватает, чтобы дойти до финиша и получить какое-то сокровище, добыть его собственными силами. Сокровищем может выступать все, что угодно, начиная от гостинца - яблока, мандарина - или, если мы проводим его в праздничный день, можно даже в новогоднюю ночь его устроить, или Рождество, или Старый Новый год - то какой-то подарок ребенку или один из подарков.

Что в такой игре нравится мне? Что есть элемент поисков - активная его часть, когда мы бегаем и дети чаще всего реально бегают по квартире с криками и весельем, потому что увлекаются - это азартная игра. И вторая часть более спокойная, когда они садятся редко за стол, чаще ложатся прямо на пол, где нашли записку, и начинают решать. Задания в таких играх могут быть самые разнообразные, начиная от классических загадок и заканчивая разными видами ребусов и шифров, что дети себя пробуют в разных видах головоломок и подхода к решению задачи. Потому что, когда, например, ребенок маленький, мы ему делаем задание с подробным описанием, что надо сделать. Чем старше ребенок, тем меньше объяснительной части и просто какой-то кусочек и непонятно, что с этим делать. И ребенку надо применить свои навыки, то есть, подумать, а что с этим делать, с какой стороны подойти…

Д. Завгородняя:

- То есть, применить творческое мышление?

В. Крюкова:

- Да, творческое мышление. То есть, вот когда мы решаем в школе задачу, есть определенный алгоритм решения, а тут нет никакого алгоритма. Просто вот непонятно что и что с этим делать, тоже непонятно. И родитель может подсказывать, а может не подсказывать. Вот тоже интересный момент - степень участия родителей. Естественно, родитель участвует при подготовке - то есть, он либо придумывает задание, либо берет готовые и раскладывает их по инструкции в разные места. И вручая первую записку, или подкладывая ее каким-то неожиданным образом, родитель может отстраниться и наблюдать со стороны - и чем старше дети, тем больше мы со стороны наблюдаем. Когда детки маленькие, то родители больше вовлечены и получаются участниками игры, но при этом они не решают задания, они получаются как кураторы процесса, они наблюдают, как модераторы, поддерживают, чтобы детям было интересно, чтобы у них не рассеивалось внимание на другие отвлекающие моменты…

Д. Завгородняя:

- Вот очень важно придумать такую историю, такой сценарий. Это же такое творчество… Приведите пример какой-то, как сейчас говорят кейс - как заинтересовать человека - 8-10-летнего…

А. Милкус:

- А я все за подростков думаю…

В. Крюкова:

- Интересы везде разные. У малышей интерес очень простой. Для них больше сказочный сюжет интересен - погружение в сказку. И тогда мне нравится придумывать персонажи, которые реально могут - ну, например, Домовой, Фея или Солнечный зайчик - что вот ребенок может представить, что они есть у него в квартире, теоретически. Для школьников это ближе Домовенок, а для малышей вот у меня в игре персонаж Солнечный Зайчик. Его можно дома показать. Берешь зеркало, настраиваешь под люстру, и в начале игры ребенок получает записку и ты ему - раз, солнечного зайчика на стене - и все, ребенок уже погрузился в игру и вместе с мамой дальше решает задания и водит пальчиком, отгадывает и находит свое сокровище - подарок от этого персонажа. Школьникам, конечно, все меньше и меньше интересен сказочный сюжет, им интереснее сами задания. И, наверное, в 10 лет ребенок уже знает, что такое квест, что мы там будем искать, преодолевать сложности, и ему интересно преодолеть себя. Чем хороши квесты? Тут нет проигравших. Как в любой настольной игре, обычно есть победитель, а есть проигравшая сторона. Здесь проигравших нет, потому что каждый дошедший до финала выиграл. Он преодолел себя, победил себя, стал где-то сильнее и вот он может сказать себе в конце - я молодец. То есть, эта игра, которая формирует ощущение выигрыша. Что вот мы выиграли и те положительные эмоции, которые мы чувствуем - я молодец, я справился - это утверждение полезно для нас для всех, чтобы мы были и в школе потом…

А. Милкус:

- Подождите. Вот смотрите, мы говорим о том, что родители устраивают какие-то квесты, загадки для детей. А как сделать, чтобы вся семья участвовала в этом квесте?

В. Крюкова:

- Родители здесь тоже участвуют. Потому что отстраниться и сесть на диван - не получается, по ряду причин. Первое - потому что это у детей проходит эмоционально и нам нравится смотреть, как наши дети азартно играют. То есть, получается, мы не совсем в стороне и дети запоминают тоже наше участие. Вот деткам важно на будущее - запомнить приятное время с родителями. Потому что это такая установка, которая формирует связку внутрисемейную, чтобы на долгие годы сохранить теплые отношения. И ребенок запоминает, что ему было приятно, он азартно и весело играл, получал удовольствие от игры и мама с папой были рядышком. Мама с папой были рядом, они были инициаторами и ребенок еще оценит - а если придут друзья в гости, то и друзья ребенка оценят и скажут - какие у тебя родители крутые, они такую игру организовали! И неважно, сам родитель придумал задания или взял готовые. Для ребенка это будет повышение рейтинга родителей в его глазах, что они у меня такие затейники, такие творческие, могут так неожиданно такой сюрприз мне устроить. И получается, что это игра, когда и родителям интересно, но при этом они не участвуют через силу. То есть, основное участие в начале - ты устроил все, неожиданно начал игру… Это тоже важный момент при проведении любого квеста. Даже если детки знают, что будет квест, что родители его организуют, вот отправная точка, с чего все начинается - чем больше сюрприз вначале, тем интереснее детям играть потом. Чтобы это не превращалось в такое тянучее мероприятие, когда уже все устают к середине. То есть, готовим игру перед прогулкой. Последний, кто уходит, из взрослых, подкладывает в тапочек, например, первую записку-задание. Ребенок приходит с прогулки, переобувается, вставляет ноги в тапочки - ой, что это у меня тут? И вот это ощущение такого адреналина в крови - что-то начинается, что-то интересненькое - и вот дальше понеслась какая-то игра… когда энергичное, эмоциональное начало, дальше игра проходит позитивно, на драйве и детки с удовольствием в нее играют.

А. Милкус:

- Виктория, вот как придумываются квесты? Какие темы можно использовать?

В. Крюкова:

- Ну, например, ребенок увлекается какой-то игрой, или мультфильм ему нравится, и можно квест провести в этой тематике. Нравится «Щенячий патруль», к примеру. Продавать «Щенячий патруль» я не могу, потому что авторские права, я делаю на универсальные сюжеты игры. Но родитель, проводя сам, может выбрать любую тему - то, что ребенку нравится.

Следующий шаг при подготовке к игре - это подумать, где мы, собственно, будем прятать? С этого все и начинается. Мы выбираем места, выписываем их списочком, например, 10 мест, где будут спрятаны записки. Это могут быть классические места, типа - шкаф, стол, стул…

А. Милкус:

- Обязательно записки?

В. Крюкова:

- В поисковом квесте по квартире лучше записочки - бумажки, где будет задание. То есть, она выглядит как бумажка с заданием. Выбираем эти 10 мест - карман куртки, сумка мамы, цветочный горшок - самые необычные места, выписываем их, и шифруем слова, как эти места называются. То есть, если стиральную машинку мы выбрали, нам надо зашифровать оба слова, либо сделать загадку, в которой будет ответом стиральная машинка, либо ребусом. То есть, надо сделать так, чтобы ребенок догадался, какое это место. Например, хочу привести 10 типов заданий. Если нет принтера и компьютера, то что нам сделать вот с ручкой и с бумажкой, как зашифровать места? Первое - это загадки, естественно. Многие загадки мы помним из детства, можно воспользоваться интернетом - задать поисковый запрос «загадки про слово «шкаф». Будет много вариантов, выбираем по возрасту наших детей.

Следующий шифр - по стихотворению. Когда выписывается четверостишие и две колонки чисел. Первая колонка - это номер строки, вторая - порядковый номер буквы в этом стихотворении. И слово подоконник мы раскладываем по этому стихотворению, ища буквы и присваивая им два числа.

Интересный шифр по алфавиту со сдвигом буквы. Когда нам надо зашифровать слово «окно», мы вместо буквы «о» пишем «п», потому что это следующая порядковая. Вместо буквы «к» - «л». И вот мы так шифруем, а дешифруем мы, сдвигая обратно.

Детям помладше мы можем писать, что это шифр со сдвигом или там подсказки со стрелочками, а 15-летнему можно ничего не писать, он уже в принципе в силах догадаться.

Д. Завгородняя:

- Ой, не всякий сообразит.

В. Крюкова:

- Тут как раз вот включение родителей. Мы же рядом, мы же смотрим. Если не соображает - подсказываем, наводим его на мысль, в какую сторону думать. А если еще борется - тогда не подсказываем.

Еще подходит для всех возрастов, умеющих читать, чтение задом наперед. Разворачиваем слово и читаем «яблоко», начиная с буквы «о».

Анаграмма - это постарше. Анаграмма - это когда все буквы в слове перемешаны и перепутаны и «школа», например, превращается в «клашо». То есть, ребенок смотрит - абракадабра. Но, включившись, он расставляет буквы и - родителям легко шифровать такое, и детям расшифровывать.

Еще мне нравится шифр по алфавиту, тоже первый классический приходит в голову, когда каждой букве присваивается ее порядковый номер. И тогда слово «зонт» шифруется четырьмя числами - 9, 16, 15, 20. Детям помладше мы можем давать ключ, где есть алфавит и под ним порядковые номера букв. Детям постарше просто 4 числа и они уже, применяя свои способности, догадываются, что с этим делать дальше.

Д. Завгородняя:

- Это развивающая вещь такая прямо.

В. Крюкова:

- Для начала игры очень мне нравится такое задание, как текст с личными слогами в тексте. Например, слово «молоко» мы разбиваем на три слога и вставляем любое короткое предложение. Например, ваши подарки мы вам не отдадим, пока вы не решите наши задания. И слово «подарки» мы делаем «помодарки» - то есть, лишний слог «мо» от «молока». Не отдадим - вставляем слог «ло». И решите - слог «ко». Ну, и в холодильнике к баночке с молоком можно привязать записку эту. Дети читают… и у нас мозг устроен так, что первый раз мы прочитаем - все нормально, мы не поймем, в чем подвох. Но если вдуматься, потом мы можем вычленить эти лишние буквы.

Мне еще очень нравится шифр «темница». Это когда рисуется поле, как в «морском бое», с перекрестьем, шифруются слова до 9 не повторяющихся букв. Если шифруем слово «окно», то вписываются вместо крестиков и ноликов буквы нужные - потом лишние заполняются другими буквами и рисуются такие треугольнички, как буквы «п» - можно найти в интернете по словам «шифр темница» - как он выглядит.

А. Милкус:

- Виктория, а у вас дочка?

В. Крюкова:

- Да.

А. Милкус:

- А вы с ней как играете? Или она уже вместе с вами придумывает квесты?

В. Крюкова:

- Она и играет, и придумывает, уже и соавтор.

А. Милкус:

- Вот какие самые интересные у вас, самые любимые?

В. Крюкова:

- Мы играем по поводу и без повода, это бывает иногда там в три шага игра. Она даже мне подарки на день рождения и на новый год дарит только через квест. То есть, ей нравится придумывать самой задания. А начали мы, когда ей было годика три, когда были графические задания, я фотографировала на телефон стиральную машинку, распечатывала на принтере и она знала, что вот надо бежать по этим предметам, которые распечатаны. Ну, естественно, я ей подсказывала… ей очень нравятся игры, нравится придумывать и она с друзьями - получается, что она друзей учит играть в такие же игры, потому что мы же в них играли в детстве, только называлось это не квест, а по-другому. Но мы играли точно так же и во дворе, и в школе. И она с друзьями на даче тоже играет, составляют карты, шифруют там что-то прячут по деревне, по участкам соседним…

А. Милкус:

- Как вас найти в Инстаграме, чтобы получить какие-то консультации или…

В. Крюкова:

- В Инстаграме - аккаунт LizardKvest - там весть все контакты и переход на сайт, Вотсапп, Телеграм.

Д. Завгородняя:

- А как вы в первый раз провели с дочерью квест? Вот как вам это в голову пришло?

А. Милкус:

- Да, что вас сподвигло к этому?

В. Крюкова:

- Мы играли еще в школе, и в институте играли, и мне очень нравилось. И я, наверное, очень ждала, когда у меня родится ребенок, чтобы наконец с ним поиграть в те игры, которые мне нравится играть самой. И когда она родилась, я ждала возраста, когда же уже можно? Потому что кажется, что вот играют со школьниками - нет, уже с двухлеточкой можно играть. Но, получается, что играет больше мама, а ребенок следует за мамой и смотрит, как это происходит.

Д. Завгородняя:

- А как закрутить этот механизм, так сказать? Чтобы ребенок логически думал? С чего начать?

В. Крюкова:

- Маленькие, наверное, просто смотрят, как играют старшие - мама, папа, братья, сестры - а они просто следуют. Вот мне нравится играть в квесты, когда разновозрастные группы. Мы делаем задания для детей постарше, но младшие участвуют, они бегут вперед, они ищут записки. Потому что мы же не только решаем, мы прячем. И в шкафу можно найти миллион мест, куда спрятать записку. Маленьким на видное место, постарше мы приклеиваем с какой-нибудь стороны, чтобы долго искали.

Д. Завгородняя:

- А как сделать так, чтобы они не конкурировали, не состязались и не обижались друг на друга?

В. Крюкова:

- Это мастерство родителей, мастерство ведущего. Можно прятать записочки в конверты и подписывать - для Маши, Вити, Пети - чтобы не было ссор и споров. Либо мы договариваемся со старшими, что старшие отгадывают и дают возможность младшим искать. То есть, мы делим. Получается, эта игра и командообразующая, когда выявляются лидеры в коллективе из игроков, и они должны принять решение: вот это делаю я, а это я делегирую своим друзьям, хоть мне и очень хочется, я знаю ответ, но я нахожу в себе силы дать другим. Получается, мы в игре тренируем много разных ролей, каких у нас может не быть в обычной жизни.

Д. Завгородняя:

- А как быть с новеньким в квесте?

В. Крюкова:

- Он будет смотреть за остальными - как остальные делают.

Д. Завгородняя:

- Для меня самое главное - чтобы они не поругались, чтобы они не расстраивались.

В. Крюкова:

- Конфликты тоже надо уметь решать. И иногда конфликты в такой домашней атмосфере лучше пережить, поругаться-помириться, чем потом в школе бояться сказать, что у тебя другое мнение. Часто бывает так. Решают задание, все считают, что знают правильный ответ, но они на самом деле предлагают неправильное решение. И ты, как мама, стоишь и ждешь, не вмешиваешься. А один какой-то молчит. И ты понимаешь, что он знает правильный ответ, но стесняется.

Д. Завгородняя:

- Или он хитрый.

А. Милкус:

- Так, у нас осталось 30 секунд. Это крайняя, последняя передача «Родительский вопрос» в этом году, мы все желаем вам хорошего настроения, хорошего нового года. Будьте с детьми, помните, что главное в нашей жизни - это дети, это семья, это счастье, здоровье, которое вы можете сами дать своим детям. Александр Милкус, Дарья Завгородняя и Виктория Крюкова - мы желаем вам всем большого счастья и удачи!