Как воспитать художественный вкус у детей

Рассказываем об этом в подкасте «Родительский вопрос» Радио «Комсомольская правда»

Д. Завгородняя:

- Дорогие друзья, Дарья Завгородняя у микрофона. А тема у нашей сегодняшней беседы очень интересная – воспитание художественного вкуса у детей. И в гостях у нас эксперты: Елена Васильевна Ильина, заведующая музеем-мастерской Анны Семеновны Голубкиной, знаменитого русского скульптора, и Ольга Александровна Юркова, руководитель Центра социальных и благотворительных программ МТС.

Друзья, насколько мне известно, недавно был объявлен конкурс совместный МТС и Третьяковской галереи о создании цифрового Ботанического атласа России в рамках программы «Поколение М». Ольга, расскажите об этом пару слов.

О. Юркова:

- Да, добрый день всем слушателям радио «Комсомольская правда». Вы совершенно правы, в конце декабря стартовала новая образовательная активность в рамках Всероссийского просветительского образовательного творческого проекта «Поколение М», который МТС ведет уже восьмой год. В этом проекте много направлений, но одно из основных и самых интересных это, пожалуй, изобразительное направление, оно любимо детьми, педагогами, родителями всей страны, и нашим главным партнером является Третьяковская галерея. В рамках конкурса, который мы объявили, ребятам предлагается пройти образовательные курсы на сайте проекте «Поколение М» и затем принять участие в конкурсе. То есть нарисовать флору родного края, растения, может быть, цветы, деревья в технике акварели и прислать свои работы, загрузить их на сайт «Поколение М». Победителей ждут уникальные подарки, а самый главный из них – работы войдут в состав обновленного цифрового Ботанического атласа России, который будет доступен не только на сайте и Третьяковской галереи, и МТС, но его еще можно будет использовать например, на уроках окружающего мира и т.д.

Д. Завгородняя:

- Мне очень интересно, как с этим связано имя Анны Голубкиной. Это знаменитый скульптор русский. Я хочу Елену Васильевну расспросить на эту тему. Расскажите пару слов…

Е. Ильина:

- Добрый день еще разочек. Анна Голубкина. Сразу всплывают в памяти ее скульптуры, те, кто знает о них. К сожалению, этот скульптор не был востребован особенно советским государством, но ведь это первая женщина русская скульптор. которая получила европейское признание, та, которая сделала первые символистские работы в пластике. Это очень важно. Но, наверное, главный вопрос, где Анна Голубкина как скульптор и где ее ботанический атлас. Это страница, о которой явно знают только очень узкие специалисты, он просто не был раскрыт никем. Она при жизни никогда не выставляла свои ботанические работы. Дело в том, что в 1909 году она поехала в Крым и вдруг увлеклась рисованием цветов, растений и начала… Она, кстати, прекрасно знала ботанику. И вдруг она начала рисовать вот эти листы. Это удивительные растения, удивительно нарисованы, только цветущие. Ну, я просто вам приведу такую цифру. В знаменитом Ботаническом атласе Монтеверде 1907 года числится 551 растение, а у Анны Голубкиной в 300 листах (а многие ведь, между прочим, не сохранились еще, до наших дней не дошли) зарисовано 416 растений. То есть она буквально как ботаник работала. Это достойно больше, чем внимания.

И нам подумалось с МТС вместе о том, почему бы не сделать Ботанический атлас всей России. Анна Семеновна сделала только Крым и среднюю полосу, Подмосковье конкретно, а тут мы можем размахнуться на всю страну. Я думаю, что это будет интересный проект.

Д. Завгородняя:

- Мне очень интересно, как сложилось партнерство именно технологической компании МТС и Третьяковской галереи. Почему такой союз?

О. Юркова:

- На самом деле очень даже логичный союз. Потому что я считаю, что мы – два лидера в своих отраслях, у компании целая экосистема цифровых сервисов и продуктов. Это МТС, который сегодня развивает огромное количество возможностей для всех граждан нашей страны, и любая цифровая технология – здесь и искусственный интеллект, и big data, большие данные, интернет-вещей. То есть мы очень многое можем использовать, для того чтобы менять жизнь нашего общества к лучшему. И Третьяковская галерея – ключевой музей страны, собрание ценностей, образовательная институция целая, которая помогает населению нашей страны доносить очень интересные, яркие проекты из культурной жизни общества.

Наше сотрудничество, оно многолетнее. Потому что в рамках «Поколения М» (это такая большая образовательная платформа, которую мы ведем) у нас есть много треков по разным творческим направлениям, и ребята от 6 до 18 лет могут зайти на сайт проекта, могут посмотреть любой образовательный курс по своему интересующему их творческому направлению, поучаствовать в конкурсе, получить приз. И мы к такому сотрудничеству всегда выбираем лучших.

Е. Ильина:

- Давайте сразу скажем, что у нас будет действительно страница, большая страница на вашем сайте МТС «Поколение…

О. Юркова:

- …МТС.ru.

Е. Ильина:

- И там будет выложено три урока. в каждом из которых будет рассказ об Анне Голубкиной и художник-ботаник будет показывать, как можно зарисовать веточку и два цветка.

О. Юркова:

- Урок очень легкий, доступный, интересный.

Е. Ильина:

- И заодно узнают об Анне Голубкиной, о том, что это великий русский скульптор, на самом деле один из самых потрясающих просто мастеров, который формировал скульптуру ХХ века.

Д. Завгородняя:

- Я так поняла, что дети научатся прям рисовать прекрасно, профессионально практически эти листики.

О. Юркова:

- Мы ожидаем получить большое количество работ от ребят из разных регионов страны, потому что конкурс онлайн, можно заходить с любого девайса, можно рисовать всем, чем тебе нравится. Единственное, что потом тебе нужно, просто сфотографировать свою работу или отсканировать ее, загрузить ее на сайт проекта, и мы уже дальше посмотрим, насколько человек талантливо работу изобразил, насколько она близка к оригиналу, насколько там интересные художественные приемы применяются. И будет создан большой атлас, где мы постараемся отразить природу, ее особенности, ее красоту всех регионов страны.

Д. Завгородняя:

- Я хочу напомнить нашим слушателям, что это общероссийский конкурс, он доступен абсолютно ребятам из всех регионов. Так что, друзья, обратите на него внимание. Еще я хочу задать вопрос нашим гостям. Собственно, как происходит воспитание художественного вкуса у детей? С чего начинать, с какого возраста? Наверное, Елена Васильевна хочет ответить.

Е. Ильина:

- Ну, с какого возраста, это, наверное, вообще с пеленок на самом деле. Простите, что обращусь к своему собственному опыту. У меня просто мама – педагог, скульптор (вообще родители скульпторы, заслуженные художники и т.д.). И когда у меня мама посадила дочь, то есть свою внучку, рисовать в полгода, я сказала: «Мама, что ты делаешь?» Она говорит: «А в это время надо начинать. Пусть хотя бы пробует держать». И вы помните, какое огромное внимание уделяется в первых классах просто тому, как ребенок держит. Чем больше вы будете давать рисовать ребенку с года, с полугода, любые корябушки, просто рвать бумагу, тем быстрее у него будет происходить становления мозга, в общем-то, сознания. Поэтому чем больше ребенок рисует, чем больше занимается творчеством, это правильно.

Анна Семеновна вспоминала о том, как она начала… Как она стала скульптором: «Полю, полю (они же были огородники), сяду, начинаю лепить. Мать подойдет, когда по голове погладит, а когда подзатыльник даст». Так что все начинается с детства, это на самом деле. А развитие фантазии, развитие творческости именно зависит от того, насколько он погружен в собственное восприятие, сознание, какие-то придумки такие детские, вообще, такое погружение вовнутрь себя с творческим началом. Это может дать только рисунок, только лепка, только любое занятие творческими какими-то началами.

О. Юркова:

- А я еще хочу добавить, что, наверное, здесь очень важна надсмотренность. Не надо жалеть время на образование.

Е. Ильина:

- А значит, это роль родителей.

О. Юркова:

- Не только родителей. мы очень часто забываем про огромную роль педагогов, особенно педагогов дополнительного образования, которые как раз помогают ребятам раскрывать в себе эти творческие способности. И тут, наверное, роль педагога на самом деле уникальна. Потому что мы видим, например, по своим конкурса, что очень часто ребятам про наши конкурсы рассказывают именно педагоги, педагоги дополнительного образования. А наша задача – просто дать, что называется, возможность, дать инструмент, чтобы раскрыться. Когда приходит ребенок, который желает развиваться, пожалуйста, цифровые возможности сегодня перед тобой открывают по-настоящему весь мир.

Д. Завгородняя:

- Я слыхала, что в «Поколении М» совершенно какие-то удивительные педагоги, люди участвуют, звезды, знаменитости. Скажите пару слов об этом.

О. Юркова:

- Это наша гордость. Мы называем педагогический состав проекта «Поколение М» Мастера «Поколения М», Потому что это творческие объединения, организации, известные деятели искусства, эстрады и не только, художники, скульпторы, певцы, педагоги, танцоры, которые на самом деле не просто добились очень многого в своей профессии, в своей стезе, но и уже, почувствовали в себе необходимость, потребность отдавать, обучать наших детей. Именно с такими партнерами мы и сотрудничаем. Сейчас в проекте «Поколение М», как я уже говорила, у нас порядка 15 различных творческих направлений – танцы, музыка, рисование, фотография, диджеинг, моделинг модных одежд, инженерное искусство. То есть практически каждый современный ребенок, от малышей, подростки и даже взрослые ребята найдут что-то свое. И вот по каждому из направлений у нас есть такой мастер проекта или мастера, которые безвозмездно отдают свое время, свой талант, свою энергию, свою пассионарность, работая с ребятами из регионов страны.

Е. Ильина:

- Знаете, я еще хотела бы отметить одну вещь очень важную. когда заходишь на сайт, размещаешь свои работы, смотришь чужие работы и кликаешь по ним, все эти клики твои превращаются в баллы, баллы превращаются в рубли. А в конце года МТС помогает больным детям. И поэтому, мне кажется, в нашем обществе в чем совпадают Третьяковская галерея и МТС? Это в помощи не только овладеть творчеством, но и в помощи… в умении помогать. Вот представьте себе, вы мотивируете ребенка зайти на сайт, и он понимает, что своими 10-20 кликами он кому-то купил лекарство, кому-то помог капельницу поставить,. Это очень и очень важно, чтобы люди продолжали помогать безвозмездно, просто так. Поэтому кликайте больше.

Д. Завгородняя:

- Спасибо вам большое. Дорогие друзья, обсуждали мы сегодня воспитание художественного вкуса у детей. А в гостях у нас были Ольга Александровна Юркова, руководитель Центра социальных и благотворительных программ МТС, и Елена Васильевна Ильина, заведующая музеем-мастерской Анны Голубкиной, скульптора Анны Голубкиной. Спасибо большое, друзья.

Е. Ильина:

- Спасибо вам.

О. Юркова:

- Спасибо.