Как поступить в вуз и колледж «Сириуса»
А. Милкус:
- Добрый день, наши уважаемые слушатели! Я – Александр Милкус, «Родительский вопрос». Несмотря на то, что для многих уже начались каникулы, а у некоторых образовательных людей уже и отпуск, я советую сегодня запастись блокнотом, ручкой. Будем говорить о многих вещах, важных для сегодняшних семей, для педагогических работников, для школ и вузов. Мы будем говорить и о нынешнем, и о завтрашнем нашего образования.
В мае прошло заседание попечительского совета образовательного фонда «Талант и успех». Было принято много важных решений. Фонд «Талант и успех» поддерживает и развивает образовательный центр «Сириус». Многим кажется, что это где-то в Сочи, очень далеко от нас – от Красноярска, от Иркутска, что Имеретинская долина живет своей жизнью. На самом деле то, о чем мы сегодня будем говорить с руководителем фонда «Телент и успех» Еленой Владимировной Шмелевой, впрямую касается многих семей. И то, что меняется образовательный ландшафт, как он будет меняться, во многом эта логика связана с тем, как развивается «Сириус».
Елена Владимировна, давайте поговорим про логику этих изменений, как она касается непосредственно тех людей, которые живут на территории нашей страны.
Е. Шмелева:
- Здравствуйте. Ваша программа поднимает сложные вопросы, которые важны для каждого родителя, учащегося, студента, чтобы правильно сделать следующий шаг в своем развитии. И «Сириус» президентом создавался семь лет назад для того, чтобы фонд «Талант и успех» объединил вокруг себя самые сильные и профессиональные педагогические коллективы. Фактически через три года после начала работы мы создали Ассоциацию школ – партнеров «Сириуса». Это как раз те самые сильные физмат, химбио и вообще профильные организации, благодаря которым выпускники их известны и заметны на всех мировых аренах, олимпиадах, конкурсах, на спортивных и творческих площадках.
«Сириус» работает по всем трем направлениям уже семь лет. 52 тысячи школьников прошли обучение на программах «Сириуса». И самое главное, что он стал ядром вот этой системной работы по поддержке талантливых детей, их следующего профессионального шага. И поддержке и объединению вокруг «Сириуса» педагогов, тех самых педагогов, которые готовят детей к олимпиадам, конкурсам высокого уровня. Но и созданию возможностей, чтобы у этих педагогов была площадка, где они учат других педагогов.
Каждый год у нас приезжают не только школьники, но и педагоги. Они проходят такой же конкурсный отбор, они так же интенсивно учатся по программам ведущих экспертов. Они приезжают и работают в своих школах с большим количеством учащихся. Задача «Сириуса» - максимизировать охват своими программами, чтобы у каждого ребенка был равный шанс войти в эту систему. И у взрослых была бы только одна задача – сделать так, чтобы талант каждого ребенка был раскрыт.
А. Милкус:
- Давайте по конкретике. Возможности «Сириуса» - это возможности обучить или подготовить, поддержать талант любого ребенка из самой дальней точки нашей страны. Летом можно поучиться в «Сириусе» на курсах. С 2022 году у нас целая программа: биология, математика, физика, информатика, лингвистика, много чего интересного.
Е. Шмелева:
- Да, все верно.
А. Милкус:
- Можно учиться любому ребенку бесплатно?
Е. Шмелева:
- Абсолютно. Мы создали профильные программы. Приглашали самых сильных педагогов и самых сильных педагогов высшей школы для того, чтобы мы создали программы для школьников. Чтобы школьник имел равный шанс попасть на программы, нам подается заявка. «Сириус-курсы» - это наша дистанционная среда и платформа. Мы ее развивали. А во время пандемии открыли для всех желающих, даже тех, кто пока еще не может приехать в силу возраста и особенностей программы подготовки, все-таки к нам приезжают уже старшие школьники, начиная с восьмого класса. Сейчас у нас на «Сириус-курсах» учится 214 тысяч человек.
А. Милкус:
- А как вы со всеми управляетесь?
Е. Шмелева:
- Управляются как раз те сильные руководители научных наших направлений. Они хоть и педагогические, но они научные. Потому что это научно-методическая деятельность. Второе – мы создали банк задач и команды.
А. Милкус:
- Сначала с первым разберемся. С какого возраста можно записать на «Сириус-курсы»?
Е. Шмелева:
- С любого возраста. И школьники с четвертого класса. Мы считаем, что человек, который прошел школьный этап олимпиады, он может на «Сириус-курсах» найти интересные для себя задачи. В целом там почти шесть миллионов задач, которые составили за время работы наши сильные педагоги. Они подбираются под каждого ребенка. Или у нас учатся и педагоги, и некоторые родители учатся на наших программах, студенты. Они подбирают задачу под тот уровень, который вы показали, решая первую задачу. Таким образом, все время под каждого индивидуальный набор задач, который дает возможность эффективно учиться, учиться в своем режиме и учиться у сильных педагогов, потому что есть возможность потом приехать в «Сириус» на программы, которые они объявляют, и потом они будут поддерживать вас. И такие случаи есть, когда люди по три-четыре года учатся у этих сильных педагогов, которые создали эти курсы.
А. Милкус:
- Родители откройте сайт «Сириус-курсы», чтобы ваши дети не бездельничали все три месяца. Есть возможность подключиться онлайн. Интересно, в своем режиме. И посмотреть, к каким предметам ребята имеют больший интерес. Вы готовы, если будет не 200, а 500 тысяч?
Е. Шмелева:
- Абсолютно. Когда на платформе «Сириус-курсы» проводятся школьные этапы олимпиад по нашим предметам, мы семь предметов курируем: математика, физика, химия, биология, информатика, астрономия. У нас есть еще проектный конкурс «Большие вызовы». Когда мы проводим на «Сириус-курсах» школьные этапы, то у нас их написало в этом году четыре миллиона школьников. Через два года охват школьников будет максимальный. Больше 60 регионов приняли участие в школьном этапе олимпиад по нашим предметам на «Сириус-курсах», там участвовало 95 % школ.
А. Милкус:
- Нам уже пишут слушатели: «Сириус» не резиновый!
Е. Шмелева:
- Но педагоги, которые создавали «Сириус», отвечают сегодня за стандарты проведения таких программ. И стандарты подготовки педагогов. Мы хотим стандарт «Сириуса», а это стандарт самых сильных педагогических коллективов, распространить на модельные школы в регионе. Есть уже региональные центры, которые работают по модели «Сириуса». Это дополнительное образование. Но мы не снимаем и даже, наоборот, все больше и больше осознаем ответственность за общий уровень подготовки этих ребят. Чтобы у них были не только достижения в олимпиаде, но чтобы у них был общий кругозор сформирован, чтобы школьникам было интересно. Только так происходит становление личности, воспитание личности.
А. Милкус:
- Я встречаю все больше и больше среди студентов сильных вузов ребят, которые говорят: а мы из «Сириуса». Выпускники и ребята-студенты, которые уже участвуют в программах как тьюторы. Это история «сетевой грибницы» или распространенного опыта.
Е. Шмелева:
- Родители, старшие братья, сестры, друзья, конечно, «Сириус-курсы» - удивительная возможность прикоснуться к интересным задачам, которые, действительно, сформулированы ведущими педагогами и ведущими учеными. Это не какие-то учебные задачи ради учебного результата. Это реальные задачи, которые мы научились интегрировать в олимпиады, которые много и иногда обоснованно обвиняли в том, что это только школьные задачи, доведенные до олимпиадного уровня, уровня высокого соревнования, оторванные от практики.
А второе, что мы научились делать, это общаться с компаниями. Мы их называем «индустриальные партнеры», которые фактически стали партнерами школы. Вот школа сегодня и школьный педагог вместе со школьниками начинают все больше и больше понимать, какие реальные задачи решает не родитель одного из детей в классе, а ведущая компания региона. Какая критическая технология принципиально важна для региона, где учится школьник.
А. Милкус:
- По сути дела, он чувствует, что он нужен для решения конкретных задач у себя дома?
Е. Шмелева:
- Конечно. И самое главное, здесь и творчество, и ответственность. Например, вам интересна математика. Мы вас увлекли задачками по математике. Это очень большое дело. И в «Сириус» приезжают дети, которых в свое время увлекли их педагоги.
А. Милкус:
- Я очень люблю центр «Сириус». Приезжаешь – и сердце радуется, насколько там все логично, здорово, интересно, увлекательно. Продолжим с педагогами. Я много общаюсь с ребятами и учителями в регионах. Далеко не всегда учителя, особенно в глубинке, готовы работать с талантливыми детьми, поддерживать их. Некоторые школы не принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников, они боятся, что дети покажут не очень хороший результат, потому что учителя не очень в состоянии их научить.
Но при этом есть трек, когда талантливый ребенок может учиться, находясь в своей школе, заочно учиться в «Сириусе». Есть возможность для учителей проучиться у вас.
Е. Шмелева:
- В «Сириус» приезжает много учителей, преподавать, - это те самые сильные педагоги, - и учиться. И мы выделяем гранты. То, что в «Сириусе» сегодня доступно для школьников и педагогов, это все абсолютно бесплатно. Эта модель центров, которые работают в регионах по модели «Сириуса», она предполагает, чтобы губернатор, чтобы сильный экспертный совет этого региона консолидировал педагогические ресурсы своего региона. Это предполагает усиление сильных школ. Они входят в Ассоциацию школ-партнеров, они и так уже сильные. Но нам надо больше таких школ. На базе региональных центров, работающих по модели «Сириуса», фактически должно консолидироваться сильное учительское сообщество регионов. И там должны проходить программы повышения квалификации педагогов.
Укрепляется материально-техническая база регионов за счет создания таких программ дополнительного образования. Но нам очень хочется, чтобы укреплялись программы основного образования. Мы, основываясь на своем опыте образовательного центра «Сириус», уже в рамках федеральной территории эти принципы закладываем. Нельзя, чтобы школа замыкалась только в своем микромире. Мы не получим человека, который готов решать задачи прорывного развития. Мы создали конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы». Мы привлекаем туда индустриальных партнеров, сильных педагогов, чтобы эти программы были доступны школьникам. И соединяем технологические ресурсы предприятий, чтобы создавались колледжи, чтобы укреплялись сильные школы и школы, которые хотят и могут быть такими. И чтобы дети из малокомплектных могли приезжать в региональные «Сириусы», в основной «Сириус». Они все время попадают на эти интенсивные программы и оказываются в среде сильных педагогов. Очень часто дети, возвращаясь из «Сириуса» в свой регион, переходят в сильные школы.
В «Сириус» в среднем по каждой программе приезжают школьники из 60-65 субъектов. Они участвуют в сложном отборе. Они уже многому научились за счет «Сириус-курсов», за счет индивидуальных образовательных треков, которые им становятся доступны. И благодаря своей мотивации и интересу. Наша задача, чтобы они на каждом таком очном этапе встречи с сильными педагогами, с нестандартными задачами потом возвращались и могли быть поддержаны на том уровне образования, на котором они сейчас находятся.
Преемственность программ – это то, что должны за счет «Сириуса» тоже синхронизировать. Не важно, уходит ребенок в IT-колледж или поступает в университет, то, что он накопил, узнал на уровне школы, благодаря «Сириусу», региональным центрам и сильным педагогам, чтобы это накапливалось у него как информация, которая позволит ему сделать обоснованный следующий профессиональный шаг. Такая профориентация, так она работает сегодня.
А. Милкус:
- В отличие от Всероссийской олимпиады, где выстроен школьный этап, региональный и так далее, практически любой ребенок может попасть в «Сириус» со своим проектом, сделать заявку. Ребенок будет оценен специалистами. Если он недотягивает, ему подскажут, как подтянуться. Это важная история, когда любой ребенок может сам или с помощью тьютора «Сириуса» это сделать.
У вас проучились 1800 учителей. Будет 2000 учителей. Это что за учителя?
Е. Шмелева:
- Они попадают в «Сириус» через конкурс. У нас отучились 1400 человек в прошлом году по направлению «Наука». Заявок было 14 тысяч. Такой престиж эти программы получили среди педагогов. Это еще методическая поддержка после того, как педагоги выпустились. Это возможность обращаться к сильным педагогам не только в плане разбора сложных задач, но и в плане построения программ, которые они хотят сделать у себя в регионе. Мы показываем, когда в «Сириус» приезжают педагоги, как можно делать эти интегрированные программы. И всячески начинаем поддерживать директоров, министров образования тех регионов, которые, может быть, не продвинулись так далеко, как крупные регионы, которые мы видим благодаря Всероссийской олимпиаде школьников.
Это педагоги-предметники. Они приезжают к нам по конкурсу.
А. Милкус:
- Любой педагог может участвовать, который хочет повысить свою квалификацию?
Е. Шмелева:
- Конечно, любой педагог.
А. Милкус:
- Курсы бесплатные?
Е. Шмелева:
- Бесплатные курсы.
А. Милкус:
- А кто дорогу оплатит?
Е. Шмелева:
- Мы рассчитывали, что дорогу оплатит регион или организация, которая посылает педагога. Так у нас и приезжали педагоги. Сами программы бесплатные. С этого года мы ввели тысячу грантов для педагогов, которые мы будем распределять, в том числе оплачивая дорогу, проживание, материалы здесь. Мы хотели бы это распространить на педагогов в сфере искусства, в первую очередь. Это исполнительские дисциплины. Кроме науки, у нас есть искусство. Это классическая музыка, балет. Сюда приезжают и дети, и педагоги. Мы увидели, насколько важно быть хранителем методического эталонного знания от самых сильных экспертных организаций. И насколько важно приглашать педагогов детей, которые сюда приезжают. Как у нас происходит в рамках конкурса «Созвездие».
Мы видим уникально подготовленных детей, самородков, которые приезжают со всей России в «Сириус» учиться, потом они поступают в ведущие школы или остаются в тех школах, в которых они сейчас учатся, но приезжают на наши сессии. Этих педагогов, 500 педагогов по направлению «Искусство» в этом учебном году мы пригласим в «Сириус» в этом году, выделяя больший пул грантов.
А. Милкус:
- Это учителя из музыкальных или художественных школ?
Е. Шмелева:
- Художественные школы, музыкальные училища, специализированные классы. В основном это те дети, которые потом поступают в профессиональные училища. И для них мы тоже с этого года будем выплачивать гранты. «Сириус» является оператором гранта президента Российской Федерации для детей, которые проявили выдающиеся способности, а именно – олимпиадники, которые потом поступили в ведущие наши учебные заведения. Они получают 240 тысяч рублей в год до окончания срока обучения. Сейчас в эту программу мы включаем детей, которые занимаются музыкой, спортом, поступают не обязательно в высшее учебное заведение, а в среднее профессиональное учебное заведение. Потому что они профессиональные и дают возможность начать профессиональную карьеру.
А. Милкус:
- Из Пермского края пишут: насколько регионы готовы поддерживать этих учителей, которые приезжают в «Сириус»? Вертикальная система не выстроена. Мы же привыкли к выстроенной снизу доверху системе. А в «Сириусе» каждый центр работы с талантливыми детьми выстроен в разных регионах по-разному. Где-то это может быть подразделение Института развития образования, где-то это сильный лицей, вокруг которого объединено. Где-то это на базе университета. Вам мешает то, что не выстроена вертикаль? Или это правильная логика современного развития образования?
Е. Шмелева:
- «Сириус» - это организация, которая объединила очень разных сильных экспертов, учителей-подвижников, которые создали вертикаль содержательную. Она отражена, в том числе, теперь во Всероссийской олимпиаде школьников по нашим предметам. Мы уже второй год начинаем цикл со школьного этапа.
А. Милкус:
- Вопрос из Тверской области: где проходит конкурс? Как найти информацию о нем?
Е. Шмелева:
- Вся информация есть на сайте. Вы можете принимать участие в конкурсе «Большие вызовы», можете принимать участие в конкурсе на каждую из предметных программ, которые объявляются практически каждый месяц.
Если говорить про модель, как нам всем вместе сделать работу в каждому субъекте максимально эффективной. Начнем с той базы, которую мы создали вместе. Технологическая платформа под контролем и при участии самых сильных педагогов и экспертов. Осенью этого года у нас более 90 % всех школ приняло участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по нашим предметам, таким важным для нашего импортозамещения, для нашего суверенитета, для того, чтобы приходили в вузы на контрольные цифры приема на эти специальности подготовленные абитуриенты.
90 % школ, даже больше, приняли участие, в том числе сельские, отдаленные школы. Мы создали условия, когда школы объединялись, проводили вне олимпиады фестивали науки. Если у них были проблемы с интернетом, они пользовались бумажными версиями заданий, которые мы им отправляли. Школьный этап на технологической модели «Сириус» многократно снижает нагрузку на педагогов. По сути, педагогу нужно сделать только то, что позволит участнику зарегистрироваться. Выдать код участника. И в день тура организовать рабочее место для ребенка.
А. Милкус:
- Со следующего учебного года технологическая платформа «Сириус» берет на себя помощь в организации школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Это позволит гораздо большему количеству ребят участвовать в нем. Даже если нет интернета, если школа отдаленная, если местный учитель не решается, потому что боится, что своих знаний не хватит, чтобы подготовить ребенка к олимпиаде, - такие возможности теперь есть у ребенка напрямую.
Е. Шмелева:
- Все верно. И у нас в каждом регионе есть координатор этой олимпиады. Можно ему задавать вопросы, можно задавать вопросы нам. Все правила подключения у нас на сайте. У нас есть колл-центр, который координирует эту работу. Важно отметить, что задачи, которые мы предлагаем, не учебные, не стандартные, но никаких дополнительных знаний для того, чтобы их решить, не нужно. Мы добиваемся высокой цели, которая была поставлена изначально большими учеными, которые создавали Всероссийскую олимпиаду школьников.
А. Милкус:
- Тогда еще она была всесоюзная. Мы говорим про возврат правильных элементов советской системы образования.
Е. Шмелева:
- Это наше уникальное национальное достояние. Этого нет ни в одной другой стране. Поэтому нам надо дать возможность всем принять участие. Это мощный стимул и лифт для ребенка. И второй шаг. Мы ребенка заинтересовали, мы ему дали новый взгляд на предмет. Ему нужно или оказаться в сильном кружке, или ему продолжить обучение в «Сириус-курсах», и ему надо на этом фоне пытаться пробовать поступить в региональные центры и в наш «Сириус» на интенсивные образовательные программы.
И здесь мы видим уникальные результаты за счет использования нашего советского опыта на этой технологической платформе. У нас есть случай, когда ребенок не умел программировать, записался на «Сириус-курсы» на курс по программированию. И через два года стал призером Всероссийской олимпиады школьников по программированию. Он приезжал к нам на финал в этом году. Это все работает, все реально. И это исключает любой субъективный фактор или фактор удаленности. Всем надо этим пользоваться.
А. Милкус:
- Как называется сайт. Забиваете в поиске «Образовательный центр «Сириус».
Е. Шмелева:
- Что дальше делать и как надо централизовать работу с талантами. Самое неправильное – пытаться принудительно ребенка удержать в какой-то организации, в каком-то регионе. Правильная стратегия, и это предписано региональным центрам, работающим по модели «Сириуса», - сохранять талантливых школьников в регионе. Создавать им условия для реализации их талантов. Для этого создавать все условия для педагогов, которые с ним работают. Профильные олимпиадные смены, популяризация, фестивали науки – это все грани одной и той же задачи. Реализация таланта, удержание интереса и поддержка сильных наставников и педагогов, расширяя охват детей в регионе, которым эти программы доступны благодаря «Сириусу».
А. Милкус:
- К 2024 году во всех регионах должны открыться центры по работе с талантливыми детьми по типу «Сириуса». Скорее всего, они не называются «Сириус». Вы можете подключиться к региональной сети центров по работе с талантливыми детьми.
Е. Шмелева:
- На нашем сайте есть список этих центров.
А. Милкус:
- IT-колледж «Сириуса» открыт в 2021 году. Как там поучиться?
Е. Шмелева:
- Это наш опыт в рамках новой модели тиражирования всего, что мы видим важным и полезным для детей, которые учатся в «Сириусе», и для компаний, которые открывают уже здесь, на федеральной территории, свои резиденции. Наши индустриальные партнеры приезжают сюда, открывают свои RnD-подразделения для того, чтобы показывать, как можно применить свой талант дальше. IT-колледж – это колледж, который сразу стал пользоваться очень высокой популярностью. Обучение частично проходит на базе этих компаний – индустриальных партнеров.
А. Милкус:
- Это очные занятия?
Е. Шмелева:
- Очные занятия, открыт набор. IT-колледж является частью научно-технологического университета «Сириус». Воочию показывает преемственность программ школы и колледжа. Мы их не разрываем за счет таких интенсивных программ, когда учащиеся, которые поступали в колледж, они поступали по конкурсу, они посмотрели эти задачи от наших резидентов, партнеров – их будущих работодателей и преподавателей. И они тоже совмещают какие-то дистанционные программы углубленные, но образование очное. Оно проходит здесь.
А. Милкус:
- Насколько сложно поступить?
Е. Шмелева:
- После одиннадцатого класса. Есть общежитие. Можно поступить по конкурсу, который объявлен. И коллеги потом будут поддерживать всячески даже тех, кто, может быть, по каким-то причинам не поступил, будет предложено поучаствовать в интенсивных программах уже университета. Но в целом, да, все классическим образом: предоставляется общежитие, предоставляются все формы поддержки для того, чтобы освоить программу. И ребята приезжают сюда из разных регионов. Не только из Сочи к нам поступают по этому конкурсу.
А. Милкус:
- Конкурс большой?
Е. Шмелева:
- В прошлом году было семь человек на место. Это достаточно высоко для колледжа. Это показывает тенденцию, которую мы давно увидели. Очень ценно сегодня практическое знание, если оно приводит к решению сложных и реальных задач. Работают интенсивные модели подготовки, когда дети, действительно, не умели программировать, а потом они начинают уже программировать на очень высоком уровне. И при этом мы не исключаем детей из общеобразовательного цикла дисциплин. Мы даем им максимум для того, чтобы они сформировались как полноценные граждане, специалисты. Это и расширение кругозора, и гуманитарные циклы программ, и навыки проектной деятельности, которые они могут освоить уже на наших технических курсах.
А. Милкус:
- «Сириус» серьезно занимается подготовкой студентов для работы в школе. Такой образовательный модуль. Это могут быть студенты любых вузов? Не хватает учителей, в некоторых регионах до 18 % учительского состава отсутствует. Есть необходимость ускоренной подготовки педагогов. Я бы сам с удовольствием поучился в «Сириусе».
Е. Шмелева:
- Приезжайте, поучитесь и поучите других. «Сириус» открыл программу дополнительного профессионального образования, профпереподготовки «Педагогика талантов». Она нацелена, в первую очередь, на наших студентов – выпускников программ «Сириуса», которые не выбрали педагогические направления подготовки.
А. Милкус:
- Студентов, которые учатся в других вузах.
Е. Шмелева:
- И не на педагогических направлениях. Они выбрали математику, физику, химию, биологию как основную специализацию и профильные предметы. Но при этом они плод той системы, которую мы в «Сириусе» развиваем. Они побеждали в олимпиадах, приезжали на конкурс «Большие вызовы». И они хотели бы прийти работать в школу. Именно для них мы открываем вот эту программу подготовки их как педагогов. Она будет проходить в «Сириусе».
А. Милкус:
- Это заочное образование. Вы говорили, что это ребята, которые уже учились в «Сириусе». А если там хотят поучиться студенты, которые школу «Сириуса» не прошли?
Е. Шмелева:
- Им точно так же надо принять участие в конкурсном отборе. Мы будем приглашать их на очные модули к нам в «Сириус», на площадки наших школ, которые входят в Ассоциацию школ-партнеров «Сириуса». И точно так же они получат потом, мы надеемся, от своего губернатора предложения какое-то время отработать в школе. И мы надеемся, что все включатся в эту работу. Российское историческое общество – мы вместе с ними сейчас создаем программу для учителей истории. Первые модули мы уже попробовали. Мы проводим интенсивные летние школы по обществознанию, истории, генетике. И мы все время обновляем программы, которые даем школьникам и школьным педагогам. Параллельно мы учим студентов профильных специальностей педагогике. И все вместе, наверное, усилит в перспективе трех-пяти лет региональные системы образования интересными молодыми педагогами.
А. Милкус:
- Ребята получат документ, который позволяет им работать в школе, потому что они получили педагогическое образование. Для школ является приоритетом педагогический диплом или документ о педагогическом образовании. Я знаю, что сейчас многие студенты задумываются о том, чтобы идти работать в школу. У нас на факультете коммуникаций и медиа-дизайна в ВШЭ очень много ребят третьего курса сейчас готовы поступать на программы, которые дают дополнительное педагогическое образование, приходить в медиа-классы в школы с дипломом.
В 2021 году открылся университет. Там магистранты и аспиранты. Бакалавров будете брать?
Е. Шмелева:
- Мало того, что мы получили поручение президента разработать программы интенсивной подготовки по приоритетным для нас направлениям, например, кибербезопасность, и мы хотим, начиная с десятого класса, принимать школьников, которые могут поступить на такие программы, чтобы они уже в рамках университета по таким направлениям подготовки учились. Мы экспериментируем на основе тех стандартов, которые показали эффективность подготовки инженеров. Мы хотим открыть пятилетние программы прикладного бакалавриата. Мы говорим о системном инженерном образовании с партнерами и с теми ребятами, которые уже в школе какие-то интенсивные модули освоили.
Если говорить про сегодняшний день, то сейчас идет набор на девять программ магистратуры и девять научных специальностей аспирантуры по самым востребованным сегодня направлениям развития науки и технологий. Науки о жизни, информационные технологии, когнитивные исследования, педагогика, междисциплинарные исследования. Их возглавляют выдающиеся ученые, эксперты. Партнерами выступают академические центры, высокотехнологичные компании. Документы вы можете подать на сайте университета онлайн. В дистанционном формате проходят вступительные испытания.
Если студенты еще бакалавриат не закончили, они могут приезжать на наши профильные интенсивные программы для студентов всех российских вузов. За счет этого интенсивного охвата программами студентов всех вузов можно добиться их вовлечения в научно-исследовательские проекты и в решение задач, поставленных нашими высокотехнологичными партнерами. Очевидно, что количество таких задач только увеличивается.
А. Милкус:
- Бакалавры в этом году не набираются, магистры и аспиранты набираются.
Е. Шмелева:
- Бакалавры могут приезжать на интенсивные программы.
А. Милкус:
- Интенсив – сколько по времени?
Е. Шмелева:
- От двух до четырех недель, как правило.
А. Милкус:
- Найдется возможность у ребят, которые хотят съездить. Вузы на интенсив в «Сириус» отпускать будут.
Е. Шмелева:
- Конечно. У нас партнерские отношения с этими вузами. Мы усиливаем те программы, которые есть у них, давая что-то уникальное и возможность в лабораториях делать практикумы. Мы создали на базе олимпийского наследия высокотехнологичный комплекс 6,5 тысяч квадратных метров. Первая очередь этим летом открывается. И туда уже приезжают, в том числе, студенты на интенсивные программы, аспиранты, магистранты. Они работают там и фактически они становятся исследователями, которые получают уникальное высокотехнологичное оборудование и наставников, которые позволят быстро им сориентироваться в исследованиях, которые ведутся сегодня по тем направлениям, о которых я говорила.
А. Милкус:
- Идет набор в магистратуру. Сейчас еще идет набор и в аспирантуру университета «Сириус». Ребята, которые будут поступать и учиться, могут быть устроены на должность младшего научного сотрудника, у них будет нормальный оклад – до 80 тысяч рублей. Не аспирантская стипендия, которая очень скромная, а возможность учиться и зарабатывать.
На попечительском совете вы предлагали Парк науки и искусств превратить в лабораторный комплекс. Что будет?
Е. Шмелева:
- Сам «Сириус» стал возможен благодаря стратегическому решению президента отдать под образовательные программы всю олимпийскую инфраструктуру. Парк науки и искусств – это бывшее здание медиа-центра олимпиады. Оно огромное – 190 тысяч квадратных метров. И фактически мы каждый раз приходим на попечительский совет к президенту, говоря о том, что мы понимаем все программы, которые там будут открыты. Программы этого лабораторного комплекса, 6,5 тысяч квадратных метров, он уже обособлен, теперь вокруг него вырастет полноценная инфраструктура для образовательных программ разной интенсивности и для разных направлений подготовки. Поэтому мы входим в реконструкцию с этим комплексом. Он не будет закрыт. Это будет поэтапная реконструкция, связанная с созданием лекционных пространств, дополнительных лабораторий, вспомогательной лабораторной и учебной инфраструктуры.
Все это делается для того, чтобы научные сотрудники, молодые ученые, ученые уже маститые и знаменитые приезжали со всей страны работать на научно-технологической базе нашего университета, открывать новые лаборатории и новые направления подготовки.
А. Милкус:
- Даже если вы не поступили в аспирантуру, возможности лабораторной базы «Сириуса» будут наращиваться. Вы можете приехать со своим проектом, исследованием, с помощью своего научного руководителя проводить научные исследования на базе самых современных лабораторий «Сириуса».
Е. Шмелева:
- Мы всю модель будем постоянно напитывать. Начиная с четвертого-пятого класса школьников, которые приходят на школьный этап олимпиады, и тех, кто сегодня в лабораториях и университета «Сириус», и его партнеров решают самые сложные и важные для страны, для всего мира задачи. Все вместе это позволяет формировать сообщество выпускников «Сириуса», выпускников сильных школ, педагогов, которые думают и принимают на себя ответственность за будущее России и ее принципиально важных отраслей и областей. Мы называем это «научная гражданственность». Подготовка и воспитание гражданина, ученого, который принимает прямо сейчас на себя ответственность за решение самых сложных задач.
А. Милкус:
- Логика от младшей школы до молодого ученого выстроена. Есть инструменты для решения на каждом уровне вопросов поддержки и развития людей, которые хотят заниматься наукой, спортом, искусством.
Вы будете переименовывать магистратуру в бакалавриат в связи с тем, что мы выходим из Болонской системы?
Е. Шмелева:
- «Сириус» отвечает за содержание программ. Мы даем отчет о том, как стоит менять программы. Мы в этом году проводили три финала здесь Всероссийской олимпиады. Мы посмотрели на финальные задания для Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Мы видим, как каждый год качественно прирастает возможность решать те задачи, которые раньше решали на пятом курсе университета. Невозможно говорить об изменении программ, о переименовании их, не меняя сути.
А. Милкус:
- Не в названии дело.
Е. Шмелева:
- Дело в содержании, в инфраструктуре, в поддержке сильных педагогов.
А. Милкус:
- Спасибо. Елена Владимировна Шмелева, руководитель фонда «Талант и успех» была у нас.