«LEGO» уходит из России - стоит ли по этому поводу горевать

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
Александр Милкус вместе с президентом Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антониной Цицулиной обсуждают, какими отечественными игрушками можно заменить ушедшие из России бренды

А. Милкус:

- Здравствуйте! Это – «Родительский вопрос». И сегодня мы говорим с основателем и президентом Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, президентом Национальной ассоциации игрушечников Антониной Викторовной Цицулиной. Доброе утро, Антонина Викторовна!

А. Цицулина:

- Доброе утро!

А. Милкус:

- «Родительский вопрос» – про игрушки. Самое время! Каникулярное. Но информационный повод у нас – на этой неделе «LEGO» заявило о том, что уходит с российского рынка. Поговорим о том, насколько роль таких конструкторов в развитии детей важна? И для нас история с уходом «LEGO» проблематична? Многие клубы робототехники последние годы закупали именно наборы «LEGO» и на основе этих наборов изучали первое приближение робототехники. Оно важно, мы сейчас воспитываем новый класс инженеров.

А. Цицулина:

- Соглашусь. Конструирование и моделирование мира – оно в игрушках и в игре детей занимает очень важное место. Начиная с первых кубиков, когда ребенок ставит кубики друг на дружку, потом переходит к разнообразным конструкторам объемным и плоскостным из разных материалов.

Конструирование занимает огромную роль в образовательных программах, сильно рекомендуется специалистам. И на рынке игрушек это отдельное царство, отдельный класс игр. Исследователи и статистики его отдельно считают, выделяют и даже на крупнейших игрушечных выставках целые залы посвящены только конструкторам.

Если говорить о «LEGO», его роль очень велика. Наиболее важно это в продвижении конструирования в целом, важности в воспитании и развитии ребенка.

А. Милкус:

- То есть, это раскрученный бренд?

А. Цицулина:

- Не только. Это по-хорошему мировой стейкхолдер, который занимается продвижением не только своего продукта, но и категории конструкторов в целом.

А. Милкус:

- И его роль важна.

А. Цицулина:

- Да.

А. Милкус:

- Дальше что? Ну, не будут у нас продаваться «LEGO», будут продаваться аналоги. Или для нас это уже не так актуально? Понимаю, лет 10-15 назад у нас весь рынок был поглощен западными товарами, было много игрушек из Китая. А вот что сейчас должно происходить с уходом «LEGO» , допустим?

А. Цицулина:

- У нас очень популярно конструирование. И это было всегда. И в советское время, и сейчас в России то же самое. И огромное количество конструкторов, начиная от старейших металлических конструкторов, которые до сих пор входят в программу дошкольного образования и начальной школы. И активно продаются и покупаются. У них большая своя когорта последователей как родителей, так и педагогов.

«LEGO» занимал 50% всех продаваемых конструкторов в Российской Федерации. Это огромная доля. Несколько лет назад в образовательной робототехнике доля была 90%, но за последние два года он значительно снизил свою долю, потому что активно начали развиваться наши российские бренды, в том числе, те, которые открыли производство на территории России. У нас сейчас несколько производственных площадок практически полного промышленного цикла за исключением некоторых комплектующих, которые полностью делают в России. Среди них есть свои лидеры. И они подвинули у нас на рынке «LEGO», поэтому тут постоянно происходят какие-то передвижки. Если в деньгах у него 50%, то если смотреть в штуках, то есть и другие бренды, за которые родители голосуют рублем.

Зависимость такая эмоциональная и финансовая, безусловно, есть. У «LEGO» есть еще такой талант: они замечательно создают сообщество вокруг своего бренда – сообщества педагогов, коллекционеров, тех, кто развивает развлекательные игровые центры. И для них это является брендом номер один. И они его будут покупать несмотря ни на что. Сейчас их покупки, скорее всего, будут транслироваться в трансграничную торговлю, когда они будут покупать их в интернет-магазинах. Сказать, что у нас вообще исчезнет «LEGO» с прилавков, не приходится.

А. Милкус:

- Я хотел бы поговорить про сегодняшние возможности по развитию детей. Вы упомянули металлические конструкторы с советских времен, потом хотел бы поговорить про развитие робототехнического творчества и так далее. Эти конструкторы, они как-то изменились? Если мы говорим про металлические. Это сейчас актуально? Когда у меня росли дети, я боялся этих конструкторов, потому что там маленькие детали: винтики, шестереночки и так далее.

А. Цицулина:

- Очень емкий вопрос. Можно поговорить о том, как меняются родительские предпочтения, опасения. И почему мы перешли такое охранительное детство. Я недавно вешала фотографию в Facebook, она вызвала много вопросов. Когда детские площадки спортивные были до 8 метров. И показывается, как забирается на верхотуре, у меня самой дух захватило! И сейчас мы боимся, что ребенок с метровой высоты спрыгнет неудачно.

То же самое происходит с игрушками. Безусловно, трансформация игры и игровой деятельности детей происходит. Меняется стиль жизни, предпочтения, технологии, на то, чем увлекаются наши дети, влияет даже мода – то, что вы в семье транслируете ценности и предпочтения. И в конструкторах у нас видно, что это новые технологии, это тогда, когда у того же «LEGO» самая популярная была игрушка – подарок на Новый год в прошлом году – это когда покупали конструктор вместе с компьютерной игрой «Марио», когда из компьютерной игры герои шагнули. И «LEGO» вместе с брендами делают это блестяще, соединяет это с физическим миром, с конструированием. И ребенок на столе может сконструировать этот мир, запрограммировать. Из живого мира выйти в цифровой мир. И такие гибридные игрушки, они появляются очень активно. И даже уже отдельно выделяют образовательные игры. Еще 20, 15, 10 лет назад эксперты-исследователи детской игры говорили, что любая игра развивает, даже деревянная палочка. И это правда. Сейчас уже стандартизаторы начинают выделять образовательные игры отдельно. И конструкторы там являются одним из главных игр.

Как они трансформируются? Они трансформируются в то, что раньше называлось материалом для творчества. Появляются конструкторы, например, из глины, где соединяются те материалы, которые раньше относились к развитию художественного творчества детей. Они обрастают всяческими электродвигателями, программными решениями, а дальше, когда они очень органично соединяют разные материалы, когда здесь и дерево, и пластик, и ткани, позволяя увеличить сенсорный опыт. И эта разработка для достижения максимального сенсорного либо образовательного опыта сейчас в тренде. И на всех встречах изобретателей, кстати, вчера был День изобретателя игрушек, и это такой костяк разработчиков разнообразных игр, по всему миру встречаются клубы разработчиков игр и игрушек. И вот они говорят о том, что сейчас наиболее востребовано.

И я хотела бы обратить внимание на такие наборы по знанию тех или иных методик, законов, направлений, то есть, если у нас появляется новая отрасль, то появляются новые игрушки. И сейчас огромное количество связано с устойчивым развитием, с экологией и появляются научно-познавательные наборы, которые позволяют ребенку узнать эти технологии.

А. Милкус:

- Давайте по возрастам пройдемся. Итак, сегодня что вы можете рекомендовать из российских производителей для развития малышей дошкольного возраста?

А. Цицулина:

- Здесь самая больная и востребованная тема. Многие думают, что ребенок до полугода, что никаких ему игрушек не надо, он еще не играет. В возрасте до трех лет для родителей игра – это среда для стимулирования. А до года она стимулирует органы зрения, слуха и осязания. И ему нужны подвески, хваталки. Даже тот коврик, на который мы выкладываем ребенка, когда он активен, он весь тактильный, потому что ребенок учится всем телом. И появляются всячески тренажеры для детей маленького возраста. И там большое значение имеют цветовые решения и звук. У ребенка все обострено. И достаточно агрессивная цветовая или звуковая среда будет, скорее, сдерживать его развитие, чем ему способствовать.

А. Милкус:

- Это очень важно! Обычно родители клюют на самые яркие детские игрушки для малышей, а вы говорите, что должно быть наоборот?

А. Цицулина:

- Правда всегда посередине. Первое – есть четыре основных базовых цвета, которые все дети видят и узнают. В начале у них цветовое восприятие черно-белое. Есть первые цвета, которые он различает. Первый цвет, который видит ребенок как цвет, он красный, ближе к оранжевому, а потом четыре основных цвета. Желтый, зеленый и синий. И поэтому так много в этих цветах и в этих оттенках. И здесь, когда смотрят, говорят, почему появляются такие модные цвета? В детских игрушках они тоже есть. Появляются пастельный цвета. Это связано с тем, что очень агрессивна внешняя среда у нас квартире для ребенка. Работает телевизор, играет музыка, уже даже холодильник разговаривает. И среда, в которой живет ребенок, становится релаксирующая. Все, что связано с сенсорным, с одной стороны, активация, с другой, возможностью отдохнуть очень появляется и видно в цветовых решениях.

Второе – то, как они звучат. Можно увидеть это в погремушках. Когда они шуршат, родители часто: ее не слышно! И выбирают игрушку, которая еле звенит, еле стучит. Знаете, есть показатель, что она не должна очень громко, для ребенка до шести месяцев она звучит очень громко. Он по-другому слышит. И поэтому такие шуршалочки, мелодично позвякивают, вот это вот насыщение ребенка, чтобы он развивал и свое слуховое восприятие, и зрительное, сенсорное. Для малышей важна такая сенсорная среда.

А. Милкус:

- Итак, если мы говорим про игрушки для грудничкового возраста, они не должны быть особенно яркие.

А. Цицулина:

- Их не должно быть много особенно ярких.

А. Милкус:

- Много, яркие. И они не должны быть сильно громкие. И они должны быть разной фактуры материала, чтобы ребенок чувствовал разную поверхность. Правильно?

А. Цицулина:

- Конечно. И они должны быть безопасные, поэтому в это время, когда у ребенка движения разбалансированные, очень любят родители все что связано с тканью? Тканевые кубики, если он бросит кубик, поэтому сейчас много текстильных игрушек, они стираются в машине, что очень удобно. И они безопасны. И родители должны при покупке игрушек внимательно подходить к тому, что касается безопасности. И у каждой игрушки есть сертификат, который вам обязаны выдать в любом магазине, включая интернет-магазин.

А. Милкус:

- Мы с вами делали передачу много лет назад. И говорили, что очень много «серых» поставок. И нет сертификатов. Мы справились с этой историей. И в официальных магазинах должны быть сертификат на игрушку.

А. Цицулина:

- Да. И в очень многих интернет-магазинах прямо в карточке висит сертификат. И есть с этим хорошие подвижки. Многие родители не знают, что до трех лет, когда иммунная система ребенка еще работает не так хорошо, а он все тащит в рот, потому что для него рот как третья рука, здесь важно, чтобы все игрушки были для ребенка подходяще функционально под его возрастные особенности.

А. Милкус:

- Смотрите, при покупке спросите сертификат! Не только качество товара, помню, мы одно время с Роспотребнадзором боролись, находили и формальдегид в пластмассе, из которой изготовлены игрушки. Игрушки должны быть безопасны.

А. Цицулина:

- Никакие игрушки не должны отмарываться, следы краски у вас не должны оставаться. Ничего не должно осыпаться. И такие функциональные показатели по эргономике очень важны.

Если мы пойдем по возрастной игротеке, перейдем к следующему возрасту, то второй важный класс игр для ребенка – это когда он начинает развивать крупную моторику: вставать, ходить. И здесь игрушки-помощники, которые позволяют ему отталкиваться, переворачиваться, ходить.

Это два важных класса, вида игрушек, которые я бы советовала иметь в игротеке – это все, что развивает органы чувств и все, что способствует его крупной моторике, что для ребенка в период обучения ходьбе, понимания своего тела, устойчивости, координации очень важно.

А. Милкус:

- Когда приходишь в гости, скотчем заклеены крепко все шкафы, ящики – это значит, что ребенок начал ходить. Можно ли как-то его переключить на игрушки?

А. Цицулина:

- Здесь я скажу крамольную вещь. Для ребенка неважно, есть у него игрушка промышленная или нет, он играет всегда. Для него игра – это не легкое слово про прекрасное времяпровождение. Он исследователь. Он не носится туда-сюда. Он решает очень важную задачу – он обучается каждую секунду, исследуя этот мир. И для него такая же любимая игрушка – разнокалиберные кастрюльки, сыпучие материалы как если бы он открыл набор, связанный с промышленной игрушкой, в которой все это разнообразные пирамидки, вкладыши. У него в каждом периоде есть такие важные навыки, которые он развивает.

Мы разрабатывали такой стандарт «Определение возраста ребенка для игрушек». Там описаны классы игрушек и в каком возрасте являются важны. Их немного, но они обязательно должны быть. Они позволяют отработать ребенку те или иные навыки. И в это время ребенка не надо останавливать, а надо продумать, чтобы он мог это дело отработать. Если ему надо бегать, значит, у него должно быть большое количество возможности побегать. Попрыгать, то надо попрыгать, если ему надо покричать, значит, должны быть игры, кричалки.

А. Милкус:

- А как выяснить, надо ему кричать или он просто хулиганит?

А. Цицулина:

- Да не хулиганит никогда ребенок. Он все время демонстрирует какую-то свою неотработанную потребность. И внимательно надо посмотреть. Это может быть связано с тем, что он перевозбудился, ему надо отдохнуть и поспать. Он может быть голоден.

Ребенок – это конструкция, которая всегда права.

А. Милкус:

- Так! Подождите! Повторяю! Гениальная фраза – ребенок – это такая конструкция, которая всегда права. Родители! Послушайте! Это важная цитата.

А. Цицулина:

- Правда! Это мы считаем, что вот он такой вредный. И мы говорим все ему про свое. Но откуда потом появляется настойчивый взрослый, который эффективно доводит до результата любое, чем занимается? Понимаете, то, что нам в детстве будет казаться не нужным, во взрослом возрасте оказывается очень важной компетенцией. И если в целом настроится на этот период, то у нас будет замечательный период, когда ребенок любит порядок. Он все складывает, за всеми все подбирает (около 2 лет), он страшно в это время любит, ему нужен свой совочек, своя метелочка. Это период, когда с ним можно собирать в шкафчике вещи. Это период, когда его можно научить все складывать, в том числе, игрушки. Потом это будет очень сложно.

Родительская наука, знаете, на уровне университетских знаний, в каком возрасте с ребенком какие сказки читать, какие мультфильмы смотреть, в какие игрушки играть.

А. Милкус:

- Пройдем дальше по возрасту. Мы выходим к старшей группе детского сада.

А. Цицулина:

- Нет. У нас для ребенка до трех лет каждые полгода – это как отдельный год. И дети от двух до трех лет – это совершенно другие дети. Для них появляется сюжетная игра. Важны игры по правилам и во что-то. И при этом они могут в одну и ту же игру играть так долго, как 50 раз смотреть один мультик и одну книжку. И это важно. И вам придется, уважаемые родители, без конца играть в дочки-матери, проигрывать какие-то диалоги. Здесь идет нагрузка на речь, ребенок начинает активно говорить, у него будет говорить все: машинка, он будет укладывать ее спать, у него будет безудержная фантазия. Это классное время, которое вместе с ребенком, с книжками и с игрушками можно и нужно заново прожить.

А. Милкус:

- Это не только игрушки. Помню, что в этом возрасте у меня дети без конца слушали «Бременских музыкантов». Я уже выучил их наизусть полностью!

А. Цицулина:

- Аудиовизуальное очень важно. И желательно развивать у ребенка все направления. Говорят такое научное слово «латеральный профиль», когда у ребенка хорошо развито и звуковое восприятие. Я, например, очень плохо на слух воспринимаю, к сожалению, мало радио слушала. А когда он зритель, он воспринимает, смотрит. Или когда он деятель, когда он бегает, тащит за собой машинку, на ходу складывает кубики.

Кстати, пример с кубиками. Если ребенок двигатель, тогда ему нужен паровозик или машинки, на которые мы складываем кубики с буквами. Он так будет учиться читать. Если ребенок зритель, то у него кубики с глазками. Он с ними разговаривает. Он визуал. Для него важны цвета. Если на слух, то эти кубики должны звенеть, проговаривать, он страшно любит книжки: нажмешь, а там буква А. И ребенок изучает и познает мир. Поэтому здорово, если вы с ним и слушаете, и смотрите, и проживаете, когда берете в руку, когда всем телом проходите, например, обводите букву или учитесь. Ребенок учится всем телом, всеми органами чувств . И до трех лет это очень важно.

А. Милкус:

- Итак, три года.

А. Цицулина:

- Самый главный игрушечный возраст – от трех до пяти. В это время такое ощущение, что у нас не квартира, а игрушечный магазин. У ребенка появляется около 15 категорий разных игр. Куклы, герои – если это мальчишки. Появляется много строительных и конструкторских наборов, в том числе, девочки тоже активны. Огромное количество игр для творчества.

А. Милкус:

- Это вы говорите, когда родители могут себе это позволить!

А. Цицулина:

- Знаете, у нас много переходит от старших детей, много дарят. Ну, что такое много? По одной игрушке в каждом классе есть практически во всех семьях. Если у ребенка бедная развивающая среда, тогда надо заменять какой-то игрой из домашних подручных материалов. Это тоже хорошо. И это тоже является игрой. У каждого на кухне есть шкафчик или какая-то полка, которую ребенку разрешают, когда мама готовит, ему выделяет, он в это время тоже что-то делает. Или какие-то брусочки, молоточек, папины инструменты. Самое любимое – это пульт. Во многих семьях, куда я прихожу, есть старый пульт, который прихватизировал ребенок.

В это время важна сценарная игра. Появляются театрализованные игры так называемые, когда вы проживаете диалоги, проигрываете любимые мультфильмы или книжки. Это очень важно. И важно, когда ребенок один, у ребенка может быть и брат, и сестра, но большая разница между детьми. И у ребенка мало общения с погодками. Вот когда мало общения с погодками, то игрушки заменяют. И появляются говорящие куклы или говорящие книжки. Они с ребенком общаются. Этого не надо пугаться, не надо только на них возлагать особые надежды. Если вы не ходите в садик, то у вас, наверное, есть группа общения на площадке, в это время дети хорошо социализируются, им важно общаться со своими погодками. Ребенок еще плохо говорит, но без конца разговаривает со всеми. И в это время это говорящая, бегающая и постоянно играющая машина достаточно важна. Поэтому будем играть и в школу, особенно ближе к 5 годам. И в магазин, и во все остальное.

Самое интересное, многие в этом возрасте недооценивают это увлечение ребенка, которое может вырасти в профессию. Когда вот кто-то подарил самолет, и я заболел небом. Мне подарили конструктор…

А. Милкус:

- То есть, в пять лет уже может быть осознанный выбор?

А. Цицулина:

- Не осознанный. В это время ребенок увлекается. И начинает становиться… Мы говорим, ты – коллекционер. И это может вырасти к тому, что он будет архитектором. Он без конца что-то лепит, чертит, строит. И уже можно увидеть его предпочтения, чем он занимается с большим удовольствием.

А. Милкус:

- Родители, обращайте внимание на то, чем увлекается ваш ребенок в четыре-пять лет! Именно в это время начинается первое ощущение себя.

А. Цицулина:

- Увлечения, хобби. Когда мы говорим, зачем тебе очередной конструктор, не понимая, что надо поддержать, посмотреть. И покупать книжки про инженерные постройки. Посмотреть какой-то инженерный кружок. Сейчас настолько стремительно возрождается система дополнительного образования. И разнообразие, когда ребенок может себя попробовать в образовании и развитии.

А. Милкус:

- Сейчас во многих городах и поселках работают детские сады, места есть. Детские сады сейчас перешли на новые стандарты дошкольного образования. Если есть возможность у родителей, то лучше детей водить в садик, потому что там специальные игровые технологии, там закуплены обычно современные игрушки, которые развивают детей. Даже в группах кратковременного пребывания специалисты, воспитатели, они обучены работе с детьми по новым образовательным стандартам. Эти стандарты заточены на развитие ребенка.

А. Цицулина:

- У нас кардинальные произошли изменения в развивающей среде наших детских садов. Они становятся такими центрами превосходства. Не каждая семья может себе позволить то, что есть в садике. И если вы категорически против такой системы, то абсолютно прав мой коллега, который говорит, что ходите туда как в клуб для социализации. И сейчас можно ходить три раза в неделю, когда ребенок играет в своей возрастной категории с детьми. Это очень важно. И там сейчас появляются совершенно уникальные развивающие технологии, появляются интересные авторские школы российские. Люди, на которых идут. И в ряде регионов России даже в школах появляются в холлах игровая среда, в которой дети во время переменки могут отдохнуть. Это для ребенка очень важно, потому что он не только обучается и развивается, он и воспитывает. Есть такое термин – воспитывающая среда. И за ней всегда стоит очень глубокий смысл.

У нас 98% детей охвачены дошкольным образованием. И это очень здорово. Но еще появляется к нас открытая среда – это досуговые комплексы семейные, где вся семья совместно в выходные дни может провести очень познавательный досуг, когда мы ходим в интерактивные научные музеи, в спортивные активити-центры, где ребенок может напрыгаться и накричаться вдоволь. И эта среда позволяет родителям воспитывать своего ребенка. Это здорово.

А. Милкус:

- Теперь школьный возраст, про конструкторы. Уходит «LEGO». Я читал ваш пост в соцсети, там вы говорите про отечественные конструкторы, которые заменяют «LEGO» и могут развивать ребенка.

А. Цицулина:

- У нас появляется очень много подростков. Мы подошли к тому, что у нас первых классов не хватает. При этом мы подростками называем теперь детей не 12-14 лет, а детей 10 лет, а есть продвинутые дети уже в 8 лет. И имеют такие увлечения, которые входят в копеечку родителям, потому что ребенок всерьез увлечен, например, экологией. И ему нужна роботизированная грядка дома, в которой дома все выращивается, наблюдается, записывается.

У нас в России много уделяется, а сейчас еще больше будет уделяться инженерному образованию. Наконец, у нас уроки черчения, их важность затронута, мы видим по среде. Экономика и промышленность – это подспорье для системы образования, такая учебно-техническая промышленность стала возрождаться.

В новых IT-технологиях, где наши программисты рвут весь мир, в том числе, большое внимание занимает образовательная робототехника. В 2014 году мы с большим трудом и сложностями провели первую Всемирную олимпиаду по робототехнике, которую сподвиг «LEGO» привезти в Россию. И после этого у нас это увлечение стало массовым. Есть несколько ведущих олимпиад. Недавно наши ребята взяли золото в трех номинациях на подводной робототехнике, во Владивостоке серьезная школа, в которое эти дети увлекаются. И набор один, набор два и набор три стоят очень дорого. Сейчас мы думаем, как сделать доступными научно-техническое творчество для детей, когда талантливым детям, может быть, будут выдаваться такие наборы или где-то можно будет его брать напрокат. Чтобы ребенок его изучил и смог перейти на следующий уровень

А. Милкус:

- Я знаю, что такие крупные вещи есть в кванториумах и в кружках робототехники, я их видел во многих городах. Их закупают для обучения ребят. Может, они не нужны дома, они нужны в секциях робототехники.

А. Цицулина:

- К сожалению, нет. Там возникает то творчество, когда ребенок должен посидеть, покорпеть, чтобы сделать что-то свое. Знаете, «LEGO» часто упрекают, я с этим не согласна, про промышленную игрушку в свое время говорили, что вот специально сделанная игрушка, это не то же самое, что ребенок из подручных материалов соберет. Знаете, правы и те, и другие. И в этом цель, когда ребенок становится истинным созидателем, когда он может собрать из чего попало придуманную им вещь. Тогда, когда он становится по-хорошему изобретателем.

Сейчас бы я отметила не только образовательную робототехнику, вот здесь мы меньше всего боимся, что ушло «LEGO». Оно уже из 30% доли рынка ушло. Ее заместили российские разработки с открытым программным кодом и с такими наборами, которые очень легко заместить. Это меня не беспокоит. Меня больше беспокоит конструирование для маленьких детей, там у нас мало отечественных производителей.

А. Милкус:

- Антонина Викторовна, вы читали яркий пост прогрессиста Ольги Усковой, президента компании Cognitive Technologies, которая разрабатывает выдающееся устройство для автопилотов, «мозги» так называемые, где она очень гневно обрушилась на «LEGO», потому что «LEGO» не развивает, с ее точки зрения, инженерное творчество, потому что надо собирать корабли, самолеты и так далее строго по инструкции. А это вот, как раз, не способствует развитию инженерного мышления. Это так? И она приветствовала приход российских компаний, которым теперь будут полегче после ухода «LEGO», которые дают возможность из одного и того же набора создать разные предметы, то есть, таким образом стимулировать инженерную мысль.

А. Цицулина:

- Я все время говорю, что правы абсолютно все. И всегда говорю, что главное – игротека ребенка. Если у вас будут куклы только Барби, то вы начинаете говорить, что девочка видит себя только моделью, хотя у Барби очень много кукол для иных ролевых моделей.

Я здесь соглашусь и не соглашусь. Конструкторы и другие наборы, например, опыты, в которых есть правила, это для поддержки, помощь для нас, родителей, когда мы не являемся учителями, и мы не знаем как играть и во что играть. И в целом они идут по возрастанию сложности, они интуитивно ведут ребенка от простого к сложному.

С другой стороны, если мы с вами изобретательны, креативны, инициативны, то мы пойдем дальше. И мы это видим, когда дети перерастают вот эту вот инструкцию. И придумывают свои собственные игры.

Правы и внимательны родители, они всегда насыщают самыми разнообразными наборами. Я очень люблю торговую сеть «Леонардо», когда вы туда пойдете, там от разных проволочек, шариков и всего остального, вы не успели оглянуться, уже все это непонятно куда складывать, домой несете. Безусловно, должны быть такие открытые наборы для свободной игры.

А. Милкус:

- Например?

А. Цицулина:

- Если ребенок все это количество коробочек плачет, когда вы выкидываете, это выкидывать нельзя.

А. Милкус:

- Вот! Внимание! Если ребенок плачет, когда вы забираете коробочки, их выкидывать нельзя! Он их использует для своего творчества. Вам кажется, что они пустые и не нужные, для ребенка это основание для игры.

А. Цицулина:

- Конечно. И если вы из отдыха будете вести очередные полчемодана камней, ракушек, шишек… Я до сих пор, когда хожу в парк, начинают падать желуди, я, возвращаясь домой, этот желтенький, это коричневый… Вчера на пляже с ребенком нашли раковину с дырочкой. Ребенок-исследователь – это остается в нас, в родителях навсегда.

Понимаю, что важно. Как защитник игры ребенка, понимаете, вот ребенку надо, чтобы мы его любили и были к нему внимательны. И понимали, чем можем ему помочь. И тогда мы ему не должны мешать. Поэтому возвращаясь к Ольге, для меня было очень важным, что она свои уникальные инновационные технологии готова внедрить в игру для того, чтобы новые новаторы, особенно в сельском хозяйстве, для нас это становится очень важным в том техногенном мире, к которому мы идем. С теми природными катаклизмами. И это здорово, кстати, очень популярна всякая строительная и сельскохозяйственная техника, если машинки станут «умными» с этими новыми технологиями, если мы выпустим такую серию, я обязательно вам позвоню, мы придем и вам об этом расскажем.

А. Милкус:

- Договорились.

А. Цицулина:

- Даже у подростков и взрослых детей появляются такие гаджеты, научно-экспериментальные наборы, которые им очень важны. И чтобы разобраться в этих технологиях, попытаться сконструировать эти технологии

Возвращаясь к уходу «LEGO». Скажу крамольную мысль, почему я не хочу, чтобы большие бренды уходили из России, здесь Ольга со мной не согласится. Потому что я хочу, чтобы наши дети, которые сегодня растут, могли себе позволить любые и самые лучшие инновационные продукты со всего мира. Неважно, где они сделаны. И наша задача, чтобы они были доступны. И наше производство должно создавать такие продукты, оно создает для того, чтобы их включали в образовательные системы, например, Японии. У нас есть в Москве такие разработчики. Во Франции у нас есть из Санкт-Петербурга разработчики. Мы должны создавать продукты, которые будут иметь мировой уровень новизны. И если делать, то хорошо.

А. Милкус:

- Они же уже появляются! Вижу, что есть магазины отечественных игр, разработок. Этого не было 10 лет назад. Даже 8 или 5 лет назад.

А. Цицулина:

- Пока у нас всего 10% рынка. Мы сейчас будем запускать новую программу, потому что жизнь нас заставила максимально ускориться. У нас в игрушках сейчас будет своя целина, нам надо попытаться не отдать другим брендам, а у «LEGO» есть много конкурентов, мы уже видим, что они…

А. Милкус:

- … что они потирают ручки.

А. Цицулина:

- Да, потому что мы не конкурировали с «LEGO», мы у «LEGO» учились. И «LEGO», кстати, открыто рассказывали российским производителям, вовлекал в сою экосистему. Он здесь был амбассадором игрушечного мира. И вот уже конкурируем мы с другими. И для меня, как руководителя организации, сейчас очень важно, чтобы именно российские производители могли занять эту нишу. У нас есть интересное производство в Ростове-на-Дону «Стеллар», «Десятое королевство» в Московской области, «Нордпласт» из Санкт-Петербурга, «Звезда», вообще, у нас в Московской области несколько крупных производителей. Они выпускают порядка 30 миллионов штук игрушек в год. В целом вроде бы каждому ребенку по российской игрушке достаточно, но все равно нам нужна плеяда новых разработчиков игр, по которому вырастет кратно производство игр и игрушек. Мы сейчас только производственных площадей должны построить минимум тысяч тридцать. Минимум! На тех площадях, которые есть…

А. Милкус:

- Тысяч тридцать квадратных метров?

А. Цицулина:

- Да. Оснастить их оборудованием, научить на них…

А. Милкус:

- Есть у нас потенциал, кому строить, кому заказывать?

А. Цицулина:

- У нас практически каждый производитель сейчас модернизирует, строится или закупает оборудование. Сегодня обсуждали, где застряло и какое оборудование, оно импортное в основном, что с этим делать… А от массовых продуктов к уникальным - здесь нам помощь еще нужна. Кстати, Минобрнауки только закончило первый этап стартапа для студентов. И в разделе креативной индустрии было порядка 60 проектов, связанных с играми и игрушками. Я надеюсь, что хотя бы пять из них мы сможем вывести на промышленный уровень. Для нас становятся очень важными эти конкурсы для новых разработчиков. И я вижу еще потенциал, когда сами специалисты образований не понимая, что они занимаются разработкой новых игр, мы хотим сделать отдельный трек. Посмотреть авторские разработки в системе образования. Может, какие-то из них можно вывести на промышленный уровень за рубежом. Знаете, есть как авторы, которые придумывают игры, продают лицензию на производство этих игр, не вкладываясь в полный цикл производства самостоятельно.

А. Милкус:

- Это очень интересно!

А. Цицулина:

- Надо ходить на выставки, надо приходить к нам на конкурсы и надо предлагать свои разработки для реализации. И получать авторские гонорары за отчисление и продажи.

А. Милкус:

- Мы заканчиваем программу на оптимистичной ноте! Родители, если вы придумали с вашим ребенком какую-то игру, если вам что-то хочется рассказать детям, вот сейчас самое время. Видите, Антонина Викторовна говорит и про конкурсы, и про возможности и даже авторские отчисления, потому что в ближайшее время наша игровая индустрия будет развиваться. И для малышей, и для ребят старшего возраста, и для подростков.

Рынок у нас освобождается, кто займет, тот и молодец!

А. Цицулина:

- Наша задача, чтобы игры оставались доступны для наших детей, чтобы они были безопасны. И чтобы помогали развивать талантливых детей.

Спасибо за передачу!

А. Милкус:

- Спасибо!