Как увлечение компьютерными играми сделать полезным навыком
А. Милкус:
- Здравствуйте! Как всегда «Родительский вопрос» в воскресенье. Я – Александр Милкус, рядом со мной Мария Баченина.
М. Баченина:
- Здравствуйте!
А. Милкус:
- И сегодня у нас тема острая и актуальная: как отвратить ребенка от компьютера.
М. Баченина:
- Или как себя успокоить…
А. Милкус:
- И неожиданный поворот в этой теме связан с тем, что пригласили мы не врача, не психолога, а Дмитрия Смита, президента федерации компьютерного спорта России.
Д. Смит:
- Здравствуйте!
А. Милкус:
- Я считаю, что клин клином вышибают.
М. Баченина:
- Это надо расшифровать. Дмитрий, вы со скольки лет сели за компьютер и за компьютерные игры?
Д. Смит:
- Это было очень давно, мне было тогда 6 лет. Отец у меня работал тогда в МИФИ на ядерном реакторе. И что-то случилось, его срочно вызвали на работу. А меня было не с кем оставить, поэтому он меня взял с собой. Естественно, на реактор он меня не потащил, но посадил в помещение за компьютер, чтобы я не путался под ногами. Такой огромный черно-зеленый монитор был. И на нем была запущена самая простенькая игра – нашествие пришельцев. Крестики там постепенно опускаются вниз, а снизу ездит такая галочка и стреляет по ним черточками. И вот я за этой игрой совершенно не заметил, как пролетел целый час. Это было мое первое знакомство с компьютерными играми, оно меня потрясло и полностью заворожило.
А. Милкус:
- Дмитрий один из первых российских профессиональных киберспортсменов. И возглавлял команду. И он организовал федерацию компьютерного спорта.
М. Баченина:
- Человек у нас сейчас – естествоиспытатель.
А. Милкус:
- На себе.
М. Баченина:
- Вы вкусили этой дьявольщины, хорошо. А затем как развивались события?
А. Милкус:
- Когда папа сказал: хватит сидеть за компьютером!
М. Баченина:
- Или в каких объемах вы играли? И когда началась кровища, как я люблю ее дома называть, сын привык, говорит, там без крови. Так, чуть-чуть.
Д. Смит:
- Тогда игры были гораздо проще, схематичнее. Да и в целом мне всегда больше нравились стратегии, а не стрелялки.
Мой отец был не сторонник того, чтобы запрещать, он был сторонником того, чтобы контролировать и направлять. И первое, чему он меня научил, когда понял, что компьютерные игры мне очень нравятся, я стремлюсь проводить там много времени, это технике безопасности. Он мне показал, как делать зарядку для глаз, как правильно держать осанку. И это мне все помогло очень сильно в жизни. И этим опытом я до сих пор делюсь с окружающими.
Конечно, никто мне не позволял днями и ночами сидеть за компьютером. Это все было четко дозировано и эту стратегию я сейчас применяю к своему младшему сыну, например.
А. Милкус:
- А сколько времени вам необходимо было сидеть за компьютером? Тренироваться, чтобы достичь результатов и стать чемпионом в компьютерной игре?
Д. Смит:
- Если мы говорим про то, когда я стал чемпионом, то это уже было в подростковом возрасте.
Пока ребенку младше десяти лет, то больше сорока минут в день за компьютером я бы не рекомендовал проводить. Если разбить это на три части, то час времени.
А. Милкус:
- Это не только игры? Это и развивающие занятия, полезные развлекалки.
Д. Смит:
- Сорок минут – час – это на все. Неважно, компьютер, приставка, телефон. Это может быть просмотр роликов, игры и так далее. И, естественно, призываю всех пользоваться зарядкой для глаз. Мы на форуме «Россия – спортивная держава», когда были презентовали брошюрку «Техника безопасности киберспорта».
А. Милкус:
- А где эту брошюрку можно скачать, увидеть?
Д. Смит:
- На сайте у нас – RESF.RU.
А. Милкус:
- То есть, по поиску «Федерация компьютерного спорта» можно найти этот сайт?
Д. Смит:
- Да.
М. Баченина:
- И дожили мы до десяти лет. Наступил 11-й год. И тогда что, можно увеличивать и вам увеличили…
А. Милкус:
- Приходит такой юный подросток, говорит, папа, все, ты сказал, что сорок минут закончились, давай на два часа!
Д. Смит:
- Здесь уже многое зависит от того, как ребенок научился регулярно делать ту же зарядку для глаз, нет ли у него ухудшения зрения, проблем с успеваемостью. Опят же, успеваемость – это очень важный показатель. И в свою очередь, компьютерные игры – это очень хороший мотиватор для того, чтобы эту успеваемость подтягивать.
Начиная с 11 лет у ребенка уже и зрение менее подвержено деформции, в целом он уже больше привык к дисциплине, может себя лучше контролировать. И можно увеличивать время постепенно. Но тут много зависит от того, в каком окружении ребенок находится. С этой точки зрения, если все его окружение играет по полчаса в день, разрешать ему играть два часа, это будет в моем понимании ошибкой.
А. Милкус:
- А как узнать, сколько времени играет окружение?
Д. Смит:
- Окружение кто у ребенка? Это его школьные приятели, приятели по секции, естественно, я, как родитель, идет общение с этими людьми, живой контакт, обмен информацией, опытом.
А. Милкус:
- Это очень важная вещь! Очень важно, с кем ребенок играет.
Д. Смит:
- Конечно.
А. Милкус:
- У меня сын играет в многопользовательские игры. И там куча всяких людей под никами. И мы не знаем, кто у него в команде. Сейчас они пошли вот завоевывать какие-то города. И что делать?
Д. Смит:
- Для начала поговорить. Попросить его рассказать, что он знает про своих товарищей, как он с ними познакомился. Почему находится именно в этом клане. То есть, как минимум, проявить базовый интерес к тому, чем он занимается, как максимум, попробовать его навести на мысль, что если он чего-то не знает о своих соклановцах, то, возможно, эта дополнительная информация помогла бы ему лучше с ними подружиться, выстроить более доверительные отношения. Подтолкнуть его к тому, чтобы он сам разобрался, с кем он взаимодействует.
А. Милкус:
- Я вот читал и разговаривал со специалистами по компьютерной безопасности. Многие сейчас говорят, что именно внедрение в некоторые группы, опасные сообщества происходит через общение в многопользовательских играх.
Д. Смит:
- Здесь не надо путать теплое с мягким. Здесь, скорее, речь идет о том, что, действительно, есть некоторые группировки незаконные. Они ведут коммуникацию через игровые чаты. Но это они общаются друг с другом. Они это используют как некий аналог мессенджера, для них игра как вотсапп.
А. Милкус:
- Но ты в данном случае не знаешь, кто за этим ником скрывается!
Д. Смит:
- Это правда. Но я вас уверяю, те, про кого говорит ФСБ, не играет в эти игры, они не вербуют там людей. Они просто заходят и с помощью игровых средств связи обмениваются информацией. Да, это как бы есть определенные проблемы с точки зрения правоохранительных органов, но с точки зрения безопасности ребенка нет.
Я бы здесь, скорее, переживал с точки зрения того, что ребенок может оказаться, если это именно многопользовательские онлайн-игры, ну, там есть рекомендованное возрастное ограничение, если ребенок до него дорос, может в него играть, надо контролировать, с кем он общается, на какие темы и какие действия он предпринимает там.
К примеру, в некоторых многопользовательских играх есть такой термин «скам» - это жульничество, обман. Условно говоря, Лиса Алиса и Кот Базилио соскаймили золотые монетки у Буратино, говоря таким сленгом. В играх есть определенные игровые ценности, которые стоят, в том числе, реальных денег. И зачастую их можно продать и на этом что-то заработать. Как следствие есть определенные мошенники, которые пытаются эти вещи обманом у тебя получить, чтобы нажиться и обогатиться. И здесь важно, чтобы ребенок научился с ними взаимодействовать, чтобы не поддаваться соблазну, обману и прочее. Это я называю «дешевой ошибкой», то есть, когда человек может ошибиться и ему не очень больно будет. С другой стороны, важно смотреть, чтобы человек, глядя на то, что кто-то кого-то обхитрил, на этом «разбогател», важно, чтобы у него у самого соблазна не возникло попробовать самому кого-то обхитрить. Это в целом такой симулятор жизни. У меня к нему достаточно двойственное отношение, с одной стороны, это хорошая тренировочная база, с другой, это, действительно, дополнительные риски. И здесь роль родителя крайне важна. Очень важно, чтобы родитель не терял контакта с ребенком, чтобы он с ним общался, чтобы он понимал, во что ребенок играет и что его там притягивает.
М. Баченина:
- Дмитрий, вы хотите сказать, что нужно разбираться в игре и родителю? И было бы здорово, чтобы я умела играть в эту же игру.
Д. Смит:
- Ну, подождите, в мое советское время вот я читал книжку, например, Стругацких «Трудно быть богом». Я же потом шел к отцу и общался с ним. А если я вдруг не приходил, отец сам приходил и спрашивал, слушай, ты ее прочитал? Ты ее не понял, может, мы обсудим, как ты думаешь, какой момент самый интересный и так далее.
То есть, это тема для общения была в советское время. Шахматы, книжки и так далее. Сейчас это игры. И современный родитель, даже если он сам не играет и ему это не интересно, ну, как минимум, хотя бы из соображений безопасности в моем понимании должен разделять увлечение своего ребенка. И разбираться.
М. Баченина:
- Еще про безопасность. Нужно ли всерьез воспринимать возрастной ценз, указанный на игре? Вот я столкнулась с проблемой, что 11-летнему подростку не во что играть согласно маркировке игр. Те игры, которые маркированы до 12 лет, они не интересны, наивны, а то, что его интересует, это уже старше ценз. Как к этому относится?
Д. Смит:
- С долей скепсиса. Когда я в свое время был подростком, мне хотелось сходить на взрослые фильмы в кино. И я говорил, что это за ерунда, интереснее там, а не мультики. То же самое и здесь. На самом деле, до 12 лет большое количество игр, которые более чем интересны. И даже есть киберспортивные, например, та же игра Heartstone, она от шести лет. И при этом в нее играют люди, у нас есть чемпионы, которым за пятьдесят лет. И огромное количество людей соревнуются и им интересно. Поэтому нет, скорее, тут проявляется некая тяга к тому, что запретный плод сладок. И я считаю, что подобрать в рамках возрастной маркировки можно.
Другое дело, что сама возрастная маркировка, к сожалению, часто бывает занижена. Самому производителю игры приходится эту маркировку ставить сейчас. Естественно, он не заинтересован в том, чтобы отсекать себе часть рынка. И ему хочется поставить не 18 лет, а 12, чтобы захватить еще большой пласт населения, который попадает в этот возрастной промежуток. С этой точки зрения лично я всегда выступал за усиление контроля над возрастной маркировкой. И повторюсь, следовать тому, что есть надо, там может быть она занижена, но точно не будет завышена.
М. Баченина:
- А вот если предметно говорить, чего не должно быть в игре. 12+ - это один из рубежей.
А. Милкус:
- Вход в подростковый возраст.
М. Баченина:
- И чего не должно быть до 12 лет? Я про насилие сейчас даже не говорю, про сексуальную подоплеку, я это не имею в виду. Но вот допустим, наличие стрельбы и как следствие крови. Это возможно? Или этого нельзя ни в коем случае допускать?
Д. Смит:
- Стрельба и кровь подпадает под насилие. Да.
М. Баченина:
- Да. Я понимаю. Как человек, интересующийся играми…
А. Милкус:
- Мама подростка.
М. Баченина:
- Да.
Д. Смит:
- Понятное дело, есть различные военные игры, которые там, не знаю, танки ездят, стреляют. Это совсем не то, что стреляют из дробовика в упор. Естественно, это разные сущности. Но базово, все-таки, если есть именно элементы ярко выраженного насилия с проявлением крови и прочего, то в соответствии с законом о защите детей от информации и так далее, естественно, это должна быть маркировка гораздо выше.
М. Баченина:
- Знаете, как они оправдываются? Ну, это же в зомбарей стреляем, не в людей!
А. Милкус:
- У нас передача воспитательно-образовательная, я бы хотел подчеркнуть то, что говорил Дмитрий. И еще раз выделить эту главную мысль. Что книжка, как раньше, она может быть и сегодня, но и игра – есть основа для общения родителя с ребенком. Если он играет, это не значит, что он выпал из вашего внимания и из социума. Вы должны посмотреть, как он играет, чем играет, кто у него партнеры, если это многопользовательская игра.
Я думаю, что дальше мы поговорим с Дмитрием о развивающих играх. Ему же хочется, особенно подростки…
М. Баченина:
- Мальчикам особенно – экшн, стрельба, войнушка.
А. Милкус:
- А вот как вы направляете в ту русло, где играют с пользой? И так потихонечку мы перейдет в школьную лигу.
Д. Смит:
- В моем понимании максимум пользы человек получает именно, когда занимается теми играми, которые входят в киберспорт. Но если нравится войнушка, то это не обязательно бегать с автоматом. Это может быть вполне трансформировано в стратегическое направление, то есть, мне лично самому стратегические игры всегда нравились. Да, там есть тоже некие элементы военизированного столкновения, но если уж совсем сильно уходить в эту область, то все настольные игры – это, так или иначе, проявление войны – те же самые шахматы. С этой точки зрения я проблемы не вижу.
М. Баченина:
- А мы можем приводить примеры? Названия игр, чтобы быть предметными. Ваши рекомендации? Вы – эксперт сегодня. И я вот сижу с карандашиком.
Д. Смит:
- Если брать из старых игр, в которые я сам играл, это, конечно, же серия StarCraft. Это моя любимая игра. Но если брать современные молодежные и те же игры, которые играются на мобильных телефонах, то это, например, игра ?????, она такая интересная мультяшная и достаточно краткосрочная, игра идет от 3 до 5 минут, одна сессия. И можно сыграв пару сессий, сделать перерыв, зарядку для глаз и так далее.
М. Баченина:
- А вот мы должны разделить игры для мобильного, для компьютера и для приставки?
Д. Смит:
- Изначально это были разные платформы со своими особенностями, но чем дальше мы идем, тем больше появляется игр кросс-платформенных, то есть, те, которые идут сразу на всех платформах одновременно. Тот же самый Heartstone, про который мы говорили, он играется на мобильных решениях, и на компьютере. Здесь я бы особых разделений не делал, тем более, что даже такая вещь как эксклюзивные выпуски для консолей постепенно тоже уходят в прошлое.
Я бы здесь смотрел в целом на сам продукт, а не на платформу, где он обитает.
М. Баченина:
- А как вы относитесь к донатам? Дети очень часто просят у родителей их задонатить.
А. Милкус:
- Переведите на русский, пожалуйста!
М. Баченина:
- Это чтобы...
А. Милкус:
- Пожертвования.
М. Баченина:
- Ну, что же вы притворяетесь, что…
А. Милкус:
- Не люблю я вот этих терминов! Можно все говорить по-русски!
М. Баченина:
- Это, скорее, если называть вещи своими именами, не достижение чего-либо своим трудом, как я это вижу, а покупка за денежки какого-то там… Привилегий, оружия, усиления персонажа. Вот детям можно давать деньги на эти донаты? Или нельзя?
Д. Смит:
- Все зависит от игры и что именно представляет из себя донат. Если мы говорим про игры, которые азиатские, то у них очень сильно развита покупка кнопки «всех победить», то есть, когда человек платит там миллионы рублей и становится абсолютно непобедим. Такие игры мне кажется более чем странными, но в азиатском регионе они почему-то интересны.
На мой взгляд, в подобных играх в целом разумному человеку делать нечего. Мне кажется, что игра должна быть интересной с точки зрения именно твоих навыков, а не твоей толщины кошелька. Такие игры с негодованием отбрасываем.
Есть другой тип игр, где можно купить некую премиум-подписку. Условно говоря, есть возможность играть бесплатно, а есть возможность заплатить, например, 300 рублей в месяц и твой персонаж будет прокачиваться в два раза быстрее. Да, безусловно, там есть какие-то донаты купить себе дополнительные раскраски, камуфляж, которые на игровые ценности не влияет, на характеристики персонажа, просто визуально он становится более симпатичным. Мне кажется, эти донаты более оправданные, потому что они позволяют делать игру лучше, развивать ее. Потому что те, кто произвел игру, они должны зарабатывать деньги. Если они зарабатывают деньги разумным образом, не изменяя сущность игры, не сводя все к тому, у кого больше денег, а предоставляя всем одинаковые условия, то есть, все могут купить премиум-подписку, а дальше все в игре зависит от тебя. Такой тип донатов, мне кажется, приемлем.
Но еще раз: отличительная черта. Он доступен всем в игре. Он не дорогой. И все остальные донаты никак не влияют на силу твоего персонажа.
А. Милкус:
- Перейдем к развивающим играм и про школьную лигу, но сначала, знаете, когда у меня дети росли, были очень модными игры SimSity, Age of Empires, которые погружали и в историю, нужно было почитать. Мне было интересно, например, история древнего мира, Египта, игры были по мотивам исторических сюжетов.
SimSity, надо было строить дом, город, выяснять его экономику, как устроено городское хозяйство и тому подобное. Сейчас есть такие? И есть ли чемпионаты по, условно, SimSitу?
Д. Смит:
- По SimSity чемпионатов давно нет, но развивающие игры все равно присутствуют. И с этой точки зрения надо понимать, что игровые продукты уже давно являются очень важным и серьезным проводником идеологии той страны, которая ее изготавливает. Поэтому меня очень радует, что именно в России за последние годы начали появляться хорошие отечественные продукты. Естественно, самым первым продуктом, который прогремел на весь мир, был Тетрис, но с тех пор был большой перерыв, когда…
А. Милкус:
- Пажитнов, известный автор.
Д. Смит:
- Да. И мы сейчас помогаем ряду российских разработчиков идти в направлении того, чтобы закладывать в киберспортивную составляющую свои игры. Но помимо этого есть просто интересные игры, в которые можно поиграть самому. И…
А. Милкус:
- Дмитрий, я вас верну в эту… Какие российские компьютерные игры, проекты вы бы рекомендовали? Или которые в проекте?
Д. Смит:
- Я очень не люблю заглядывать вперед. То, что сейчас выглядит перспективным, на выходе может оказаться не очень и наоборот.
Из того, что вышло, ну, я уже говорил в прошлый раз, есть замечательная российская игра «Черная книга» про девочку, которой достается тяжелая роль ведьмочки. Игра создана по мотивам уральского фольклора, очень интересная игра с точки зрения логики, с точки зрения идеологии, морально-этические вопросы там возникают. Очень хороший продукт.
М. Баченина:
- Кстати, по поводу идеологии и некой этики. Я в свое время столкнулась с тем, что у нас в доме появилась игра по мотивам, по истории Великой Отечественной войны, где русской армии не было. Есть там американская и французская, ну, и немецкая – Coll of Duty.
Д. Смит:
- Есть такая игра.
М. Баченина:
- Прекрасная графика и так далее. Но мне стало так обидно! И я стала копаться, почему…
А. Милкус:
- И вышла на танчики.
М. Баченина:
- Да нет, я вышла на людей, которые это субсидируют, и задала им вопрос в прямом эфире, слушайте, почему нет игры, когда вот история такая, а дети видят вот такую историю? И получается, она им запоминается совсем в искаженном виде. Ответ был такой, что ну, вот пока нет, есть идея.
Это уже было давно. А как сегодня с этим обстоят дела?
Д. Смит:
- На Питерском международном экономическом форуме я выступал в рамках сессии, посвященной отечественным играм. И там презентовалось несколько перспективных, на мой взгляд, продуктов с правильной идеологией, с нашими традиционными персонажами, с нашими ценностями. И государство активно их сейчас поддерживает.
Другое дело, что надо понимать, что игра для того, чтобы выйти, требует два, а иногда три года, второе – здесь очень многое еще зависит от определенного случая. То есть, сейчас на планете Земля нет ни одного специалиста, который бы сказал на этапе разработки, что вот эта игра будет шедевром, а эта никому будет не нужна. Это определенная вероятность, случайность, как хотите.
М. Баченина:
- Рулетка.
Д. Смит:
- Поэтому для того, чтобы появились хорошие отечественные игры хотя бы в количестве пяти штук, нужно разрабатывать минимум пятьдесят. К сожалению, количество игр, которое сейчас у нас разрабатывается по моим данным, меньше пятидесяти. Но я верю в российских гениев, в специалистов. Мы не раз доказывали, что может удивлять весь мир. И я рассчитываю, что у нас…
А. Милкус:
- Хочу вас еще раз зацепить к тому, что вы сейчас отвечали. А где можно научиться гейм-дизайну? Там же много интересных специальностей! И сценарист, и дизайнер, и программист. Это очень интересная работа!
М. Баченина:
- И высокооплачиваемая, наверное?
Д. Смит:
- Естественно, эти работы достаточно высокооплачиваемые, но и конкуренция там высокая. И пройти образовательный процесс – это не значит получить работу. Ты получаешь навыки, а сможешь ли ты ими воспользоваться? Это еще отдельный вопрос.
Много университетов сейчас в нашей стране предлагают такие направления. Вот с институтом имени Плеханова мы подписали соглашение недавно, у них есть такие направления. Есть онлайн-курсы. Сейчас найти источник информации, где тебя чему-то научат, не очень сложно. Здесь надо понимать две вещи. В первую очередь, это образование, оно не как было в советское время, когда в тебя, действительно, вколачивали знания. Здесь ты пришел, заплатил деньги, тебе дали, преподнесли эту информацию, а смог ты ее освоить – не смог, это зависит от тебя. И точно так же только от тебя зависит, смог ты потом ей воспользоваться или нет. И здесь я бы хотел посоветовать, если нас смотрят ребята, которые на подобные курсы ходят, я бы порекомендовал занимать активную позицию. Заранее дома готовиться к теме лекции, изучать, чтобы на лекции задать интересный и предметный вопрос лектору. Ваша задача – заинтересовать лектора, чтобы он обратил на вас внимание, чтобы у вас получилось установить с ним контакт. И после этого считайте, что у вас половина успеха. Когда вы установили контакт с мастером своего дела, дальше вы сможете к нему обращаться с интересными, в том числе, и для него вопросами. И он вам будет помогать.
М. Баченина:
- Давайте про современные игры, которые вы порекомендуете? И мне интересно, что такое школьная лица, вообще.
А. Милкус:
- Во что играют в этой школьной лиге? Образовательный контент.
Д. Смит:
- Школьная лига у нас проходит уже пятый сезон – это соревнования, в которых принимают участие школьники от 14 лет, потому что по закону в соревнованиях по нашему виду спорта от 14 лет можно принимать участие. И здесь есть несколько направлений. Есть традиционная коллаборация с шахматами, с электронными шахматами, когда ребята играют в те же шахматы, просто на компьютере. Есть интересное направление – поиск информации в сети интернет на время. Когда человеку задается большое количество вопросов, он может пользоваться любым браузером для того, чтобы найти правильный ответ. На самом деле, эта задача не самая тривиальная, особенно если ты ограничен во времени. И вот здесь мы стараемся формировать вопросы таким образом, чтобы у ребенка возник интерес к дальнейшем самостоятельно углубиться в эту тему и разобраться в ней.
Дальше мы используем такую соревновательную головоломку, как игра Kara Stone. Есть игра на мобильном телефоне, вот тот самый Clash Royale, про которую я говорил, очень короткая игра, там буквально три-пять минут идет сражение. И есть самая популярная в России игра – это Dota2 – это командная игра пять на пять в фэнтезийном мире. Есть силы светы, есть силы тьмы, которые между собой сражаются. И их задача, как в свое время «Зарница» была в СССР игра, вот там точно так же надо захватить базу соперника.
М. Баченина:
- А Dota – это что? Точка?
Д. Смит:
- Это очень долгая история, потому что эта игра родилась давно. Скажем так, это случайность, производная от названия отдельной карты, которая была еще в StarCraft.
А. Милкус:
- Мне очень важно популяризировать вместе с Дмитрием школьную лигу, потому что это возможность детям проявить свой интерес к играм и безопасное пространство. Скажите, а как попасть? Это должна быть школьная команда? А если в школе нет команды?
Д. Смит:
- Записаться можно совершенно бесплатно на нашем сайте «Школьная киберлига. РФ», можно посмотреть всю информацию у нас в группу ВКонтакте – федерация компьютерного спорта России. У нас большое сообщество в ВК.
Команда. Если вы хотите играть в Dota, конечно, вам одному в нее играть не получится, вам нужны друзья-одноклассники. Или из параллельных классов. Если мы говорим про индивидуальные игры, то здесь совершенно спокойно человек может зайти сам по себе на наш портал и зарегистрироваться.
М. Баченина:
- А Dota – команду нужно свою иметь?
Д. Смит:
- Да. Пять человек. Не очень много. В моем понимании в каждом классе можно набрать таких ребят.
А. Милкус:
- Dota – это игра, в которой наша команда в прошлом году победила?
Д. Смит:
- Это да.
А. Милкус:
- Мировой чемпионат!
М. Баченина:
- Расскажите слушателям!
А. Милкус:
- Большие деньги получили!
М. Баченина:
- Это очень важно. Деньги сейчас…
А. Милкус:
- Не приучайте детей!
М. Баченина:
- Нет, приучайте детей зарабатывать тем, что им нравится.
А. Милкус:
- Головой, согласен.
М. Баченина:
- Вчера ребенок разбирал на контрольной по русскому две поговорки. Какую бы выбрали мы в свое время? Что через богатство слезы льются. А он выбрал, что у богатого всегда праздник.
Знаете, я его поддержала. Он обосновал и аргументировал. Я считаю, что это тоже выбор. И давайте расскажем, а как можно прийти сюда и зарабатывать деньги. И стать профессиональным киберспортсменом?
Д. Смит:
- Знаете, в любом виде спорта чемпионы зарабатывают деньги. Проблема в том, что чемпионами становятся единицы. Мне почему не очень нравится такая денежная мотивация, потому что она заставляет человека идти ва-банк. Я знаю очень много людей, которые бросали институты, например, чтобы тренироваться в киберспорте, но так и не смогли достичь необходимых вершин. Это очень печальная история. Я за массовый спорт, который позволяет человеку обрести навыки и компетенции, позволяющие ему быть успешным. За спорт развивающий.
Да, есть спорт высоких достижений, да, там наши ребята, россияне, всегда были на самых лучших позициях, всегда высоко ценились. Нас уважают и боятся. Но единицы становятся чемпионами. Если у человека есть талант, его надо развивать. Но в любой спорт приходят, чтобы становиться лучше, чтобы развиваться, а не для того, чтобы заработать сумасшедшие деньги.
М. Баченина:
- А как выяснить, есть талант у человека или нет?
Д. Смит:
- Но, тем не менее, деньги у нас в соревнованиях тоже есть, пускай небольшие, в школьных соревнованиях у нас призовой фонд – 1 миллион рублей.
Как выяснить? Достаточно просто. Если ребенок готов себя попробовать в киберспорте, он выбирает себе одну из киберспортивных дисциплин. И в начале просто пробует в ней какое-то время повариться, посоревноваться внутри самой игры. У него появляется внутриигровой рейтинг. Дальше если этот рейтинг достаточно высокий, значит, у человека есть предпосылки. После этого задача – найти ему себе постоянную команду. И если эта команда начинает регулярно участвовать в соревнованиях, а сейчас практически в любой день, в какой ни возьмите, есть какое-либо соревнование, где можно поучаствовать, и вот если эта команда начинает соревноваться регулярно, понимает, что ей это интересно, дальше их задача – найти себя тренера, а в идеале как бы пойти в какую-либо спортивную секцию.
Есть такой обычный путь. А есть второй путь, который сейчас у нас проходит стадию опробации – это тесты, которые мы планируем в следующем году интегрировать, с помощью которых человей сможет, пройдя эти тесты, понять, к чему у него предрасположенность – к стратегии, к экшн-играм или там к соревновательным головоломкам. И так далее. Этот элемент тестирования мы тоже сейчас опробируем.
А. Милкус:
- И даю справку. Российская команда Team Spirit в прошлом году победила на международном турнире по Dota2 и заработали ребята 18, 2 миллиона долларов.
М. Баченина:
- Сколько?
А. Милкус:
- 18,2 миллиона долларов.
М. Баченина:
- На одну команду из пяти человек?
А. Милкус:
- Ну, там налоги, оплата…
М. Баченина:
- Дмитрий, я понимаю, что институт не надо бросать, я с этим согласна, но я не буду стесняться, что меня завораживает эта цифра.
А. Милкус:
- Надо отдать должное, это большой труд!
М. Баченина:
- Я в этом не сомневаюсь!
А. Милкус:
- Как я понимаю, я не играл, но слушал рассказ Дмитрия. Там стратегия, там надо еще друг друга понимать, должна быть роль каждого отыграна, они должны друг друга понимать с полуслова, у них есть тренер, есть менеджер. Это не пять человек. Это целая большая продюсерская группа, которая готовит ребят к таким соревнованиям.
М. Баченина:
- Классно!
Д. Смит:
- На самом деле, так можно сказать про любую команду в любом виде спорта. Это не только сами спортсмены, это тренеры, прочее. И я к тому, что киберспорт ничем не отличается от традиционных видов спорта.
У нас все то же самое. Это большой и тяжелый труд. Я в своем время был одним из лучших спортсменов в нашем виде спорта. Но я могу еще раз сказать. Это сложно, это тяжело, это занимает много времени и душевных сил. Кстати, именно поэтому сейчас очень активно развиваются спортивные психологи в киберспорте. Очень много людей из других видов спорта, специалистов по психологии, переходят в киберспорт. Здесь это очень востребовано. И, чего греха таить, опять же, деньги есть.
Но давайте вернемся к школьной лиге. Хочу подчеркнуть, что дети практически поголовно сидят в гаджетах. И задача родителя – разбираться в этом и направлять ребенка. И в моем понимании вариант – направить человека на киберспортивные соревнования является очень хорошим инструментом для того, чтобы ребенка направить в созидательное русло. Когда человек начинает соревноваться, когда у него появляется команда, а в идеале это победы какие-то, то это очень сильно ребят окрыляет, позволяет им сплотиться. И так далее.
Я рекомендую всем делать различие между простым геймингом – игрой за компьютером и занятием киберспортом.
А. Милкус:
- А в вашей школьной лиге уже тысячи ребят!
Д. Смит:
- У нас большое количество ребят принимают участие. Это верно. Но в моем понимании их должно стать еще больше, потому что, повторюсь, первое, чему мы учим – это техника безопасности. И если ребенок у вас сидит за компьютером, ну, возьмите на себя труд, потратьте пять минут, используйте поиск в интернет, узнайте, что такое зарядка для глаз. И попробуйте вместе с ребенком ее делать в начале, а потом, надеюсь, он уже сможет делать это сам.
А. Милкус:
- Дмитрий, а студенты? Есть студенческая лига?
Д. Смит:
- Конечно. У нас полностью выстроена вся лестница киберспортивная. Начинается все со школьной лиги, потом идут студенческие соревнования, есть массовые соревнования, есть Кубок страны, есть международные студенческие соревнования, просто международные соревнования. Входим мы в состав Международной федерации вместе с другими 120 странами. И регулярно проводим соревнования. Вот сейчас готовим сборную России для поездки на чемпионат мира на Бали.
А. Милкус:
- А во что они играть будут?
М. Баченина:
- В то же самое – та же самая Dota. И дисциплины у нас практически те же во всех направлениях.
А. Милкус:
- Спасибо большое. И мы заканчиваем программу такой позитивной историей. Можно сидеть за компьютером и извлекать из этого пользу. И делать зарядку для глаз!
М. Баченина:
- И для осанки.
Президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит был сегодня у нас в гостях.