Поколение смартфонов. Перейдет ли общение родителей и учителей с детьми полностью в мессенджеры
М. Баченина:
- Здравствуйте, наши уважаемые радиослушатели, здравствуйте, дорогие наши Ютюб-зрители, в эфире «Родительский вопрос». Прямой эфир радиостанции «Комсомольская правда», меня зовут Мария Баченина. И со мной эту программу сегодня на удаленке ведет Александр Милкус. Доброе утро.
Итак, в гостях у нас сегодня учитель информатики и физики гимназии №12 города Липецка, заслуженный учитель Российской Федерации, член Совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения Российской Федерации Алла Александровна Волкова. Она с нами тоже по видеосвязи.
А. Волкова:
- Добрый день.
М. Баченина:
- Да, все хорошо слышно. Привет Черноземью, потому что я всегда вспоминаю, что это тоже моя родина. И напротив меня учитель истории школы №854, член Совета учителей-блогеров при министерстве просвещения Александр Оджо.
А. Оджо:
- Доброе утро!
М. Баченина:
- А вас как можно называть? Александр Александрович? Или можно просто Александр?
А. Оджо:
- Можно просто Александр.
М. Баченина:
- Договорились. Ну что, может быть, тогда тему как-то обозначим?
А. Милкус:
- Я бы предложил в этот раз тему, которая меня, честно говоря, заинтересовала или встревожила – это я бы оттолкнулся от новости, которая была на этой неделе. Всероссийский центр изучения общественного мнения сообщил, что мессенджеры в школе – новый каркас учебного процесса. То есть, учебный процесс у нас теперь во многом основывается на мессенджерах. Вот такая неожиданная информация, при этом, что они сообщают? Они сообщают, что практически 96% школьников, 96% учителей и 95% родителей учеников 1-11-х классов сейчас пользуются мессенджерами. Мессенджерами для общения, мессенджерами для обмена информации, для получения информации про школу и т.д. Я хотел бы наших гостей спросить – плохо это или хорошо? Вообще куда мы погружаемся? Мы у детей пытаемся отнять во время учебного процесса смартфоны, а уже, видимо, поздно? Алла, как вы считаете?
А. Волкова:
- Вопрос действительно тревожит, наверное, общественность, но вместе с тем мы должны понимать, в какое время все мы живем и в какое время живут наши дети. И говорить о том, что мессенджеры никогда не войдут в их жизнь, ну, это глупо, мне кажется. Потому что действительно они очень прочно и в нашей жизни существуют, и в жизни наших детей. И так случилось в жизни, что вот в пятницу я общалась со своими ребятами, у нас был наш чат класса, официальный чат класса с классным руководителем, был в одном мессенджере и ребята сказали – Алла Александровна, не очень удобно, давайте переходить в то, что нам удобно. Я говорю – ну, если все к этому готовы, то мы перейдем. И буквально вчера был создан новый чат, потому что я им предложила – когда встал вопрос, что кто-то не читает, кто-то не узнает ту или иную информацию, я говорю – давайте воспользуемся тем способом, который я раньше использовала, как классный руководитель – это цепочка быстрого оповещения. Я сообщаю первым четверым и дальше уже… Да вы что, это же испорченный телефон будет, мы же ничего тогда не получим. Поэтому это потребность детская, это потребность родительская – получать достоверную информацию из уст классного руководителя. Поэтому мне кажется, что здесь нужно больше говорить не о том, нужно это или не нужно, а о том, как вести себя в этих чатах и как выстраивать коммуникацию в них.
А. Милкус:
- Об этом обязательно мы поговорим.
М. Баченина:
- Давайте Александру тоже дадим высказаться.
А. Оджо:
- Спасибо. Во-первых, хочется поздравить всех наших мам с сегодняшним праздником – сегодня День мамы, это очень важный праздник. Я уверен, что очень много мам слушает нас. Это реальная необходимость – наличие классного чата, потому что большое количество информации появляется прямо здесь и сейчас. Нужно собрать списки, нужно собрать информацию, кто поедет на экскурсию, нужно сообщить о том, что замена будет в 109-м кабинете, а не в 108-м. И, конечно же, с одной стороны, для экспресс-реагирования вот чат и есть. Непосредственно в Москве у нас есть еще и московская электронная школа, у нас там тоже есть сообщения. И, когда мы общаемся непосредственно с родителями, нам настоятельно рекомендуют сообщения писать в московской электронной школе, чтобы это было закреплено чуть ли не официально, что мы проинформировали о том, что, например, академическая задолженность грозит или о том, что есть какие-то успехи. Но зачастую не всем родителям удобно пользоваться сразу, не все привыкают, но, кстати, есть у нас родители, которые общаются только там, даже в классе. Но непосредственно школьный чат очень удобен, именно чат класса, и единственное, что есть такой момент, что отдельно чат с детьми, как вот у Аллы Александровны, и чат с родителями. И, к сожалению, мы еще переезда не произвели. Мне все не удается это сделать. Мы пока заняли одну платформу, но я очень надеюсь, что мы перейдем на другую, потому что и правда есть более удобные отечественные платформы для организации школьного чата. К примеру, голосование можно проводить экспресс и информация очень хорошо сохраняется.
А. Милкус:
- Вот какие отечественные платформы?
А. Оджо:
- Telegram и Сферум.
А. Милкус:
- Какое отношение Telegram… почему вы говорите, что Telegram отечественная платформа?
М. Баченина:
- Саш, вы придираетесь, конечно, он русский – тот, кто создал эту платформу.
А. Оджо:
- Вот с этой стороны, ну, конечно же. Ну и Сферум в такой консолидации с ВК тоже очень удобная вещь…
М. Баченина:
- Вы знаете, вот я сейчас, наверное, ложку дегтя добавлю. Вот у меня сразу в голове всплыла эта история, когда в Волгограде в родительском чате случился скандал и в итоге это закончилось гибелью отца 12-летней школьницы, вот все эти чаты в моем представлении они прямо порождают… потому что понять людей по переписке гораздо сложнее, чем когда мы с вами говорим и слышим интонацию, видим выражение лица. Ну, собственно, и есть шанс все это сгладить, нивелировать какой-то конфликт. В чате – нет, наоборот, там как снежный ком и это не остановить. Может быть, это, наоборот, зло какое-то? Ну, оперативка – хорошо, да. А когда пообщаться – это опасно. Ваша точка зрения, Алла Александровна?
А. Волкова:
- Знаете, очень не случайно я сегодня в эфире, потому что действительно за этот период даже этого учебного года все эти ситуации действительно были в жизни. И я в этом году являюсь классным руководителем 11-го класса. И как вы понимаете, вопросы, связанные с организацией выпуска детей, они достаточно спорные. Особенно всегда среди родителей. Потому что сколько людей – столько и мнений. И понятно, что в официальном чате все воспринимается как информационные сообщения, которые нужно принять к сведению, но, тем не менее, есть та болталка, в которой родители пытаются отстаивать свою точку зрения каждый. Естественно, одни родители очень сильно возбуждаются по этому поводу, очень сильно нервничать начинают. Другие родители не понимают, что происходит и что вызвало такую бурю эмоций и здесь, на мой взгляд, должно быть единственное верное решение – это очные встречи и обсуждения спорных вопросов в очном формате. Собственно, вот родительское собрание, которое было в этом году первое, на него пришло 29 человек из 31, а это говорит о том, что вопрос действительно тревожащий, вопрос нужный и мы его решали действительно глядя в глаза. Я счастлива, что он разрешился позитивно и все пришли к единому мнению. Поэтому возвращаюсь к той первой мысли, которую я сегодня озвучила. Что нужно устанавливать правила коммуникации, правила взаимодействия и любые спорные вопросы выносить все-таки на реальное общение. Потому что я полностью поддерживаю, что невозможно прочитать эмоцию, ту, которую закладывал человек при написании того или иного мессенджера в чатах.
А. Милкус:
- А вот мне многие учителя рассказывали, что, когда родители создают чат класса, они стараются выпихнуть или не пускать туда классного руководителя и других учителей. И когда человек туда пробирается, они перебегают в другой мессенджер… родительский, чтобы обсуждать какие-то школьные проблемы, классные проблемы за спиной учителя и учитель бегает и ловит их там, потому что, ну, должна быть какая-то логика и разум в этом чате присутствовать?
А. Оджо:
- Непосредственно у меня лично сложилась такая ситуация, что есть родительский комитет, я знаю, что есть у них отдельный чат, где они взаимодействуют, обсуждают общеклассные дела, в том числе, и наши будущие поездки, общеклассные мероприятия, которые мы готовим. И здесь произошел такой водораздел. Есть отдельный чат, где я сообщаю информацию, отвечаю на вопросы, и он работает с семи утра до восьми вечера. После восьми там никто не ответит. И я лично считаю, что не стоит гоняться за чатами родительскими – это по-настоящему странно. Люди могут объединяться в любые чаты и учитель точно не следственный орган, чтобы искать по мессенджерам разного рода чаты. Но вопрос в том, что там будет происходить? Я уверен, что родители – взрослые люди, адекватные и очень важно наладить контакт не только учитель-родитель, а вообще в родительском сообществе своего класса, и для этого необходимы встречи до начала учебного года. Для этого необходимы родительские собрания первые, и уже чтобы люди друг друга знали, понимали и даже могли понять в жизни, пообщавшись, какие эмоции может человек выражать, когда вот он написал таким образом. И это уже бОльшее понимание. И так же это могут быть общеклассные дела не только в чатах, не только в онлайн-сфере, но и в оффлайн, когда сейчас распогодилось с коронавирусом, можно выйти с детьми и с их родителями в парк или в кино, или в музей вместе сходить. То есть, очень важно, чтобы люди друг друга знали в жизни.
А. Волкова:
- Я полностью поддерживаю точку зрения Александра с позиции того, что зачем гоняться-то за этими чатами?
А. Милкус:
- Я объясню, почему гоняться. Потому что учительнице не понравилось, что они обсуждали в этих чатах не учебный процесс, а поведение учительницы – в чем она приходит на занятия…
М. Баченина:
- Так а как учительница узнала-то об этом, если ее в чате нет?
А. Милкус:
- Во-первых, всегда есть активные родители, которые тут же сообщат, то есть, настучат. Во-вторых, в этот чат были погружены и дети, которые с удовольствием читали описания некоторых родителей, а потом, приходя на урок или после урока говорили – вы знаете, а маме Гриши не понравилась ваша юбка…
М. Баченина:
- Нет, это ведь действительно такая история… Дети же ведь тоже любят посплетничать, ну, как и все живые люди. И вот потом обсуждать родителей… кому-то это не понравится. Но учитель – это вообще некое для меня сакральное существо, которое не надо обсуждать. Это вредно обсуждать. Тем более, юбку или брюки учителя. Вот мне это тоже кажется такая вещь вредоносная.
А. Милкус:
- Я бы сказал опасная.
М. Баченина:
- Да, чаты зло, чаты зло…
А. Волкова:
- Да мне кажется, надо идти не к позиции чат/не чат. Ну а что, раньше в коридорах не обсуждали кого-то, не встречались какими-то компаниями, созвоны какие-то были… Здесь все равно больше к установлению отношений. Вот отличная фраза – для меня сакральное. А вот важно сделать так, чтобы конкретно для каждого из тех, кто в этом чате, все-таки позиция учителя действительно была важна. Поэтому здесь как бы над чатами нужно смотреть, но это с моей точки зрения. То есть, в области воспитания, в области здравой коммуникации. И вот мне иногда задают вопрос – какими качествами должен обладать классный руководитель? Вот не случайно в словосочетании звучит классный руководитель. Поэтому многие управленческие вещи руководителей, наверное, должны уходить в школу. И если есть проблемная ситуация, надо понять, что она действительно возникла и, самое главное, выйти из нее. То есть, не надо обострять. Здесь рука на пульсе должна быть постоянно. И должны быть, наверное, родители, которые сообщат, что что-то неладное в чате, давайте как-то выходить из ситуации. Но для этого не надо искать этот чат, для этого просто нужно пригласить родителей в школу и все.
М. Баченина:
- Алла Александровна, вот 11-классники для меня вообще какой-то космос. Это люди, которые сами себе на уме, они уже взрослые и вообще им на всех плевать хотелось…
А. Милкус:
- Кроме ЕГЭ.
М. Баченина:
- Ладно, я еще до этого не дошла… Так вот, к чему я веду? К тому, что эти чаты наоборот помогают со столь взрослыми современными детьми? Или же и это с ними не помогает? Потому что 11-й класс, мне кажется, это просто ужас какой-то…
А. Волкова:
- Тоже примеры разные. У меня есть в практике ситуации, когда мне общение в мессенджерах помогло раскрыть ребенка и перейти в уровень общения немножко в другом формате, потому что ребенок в личную коммуникацию с трудом вступал и, благодаря как раз мессенджеру, очень многие вещи я узнала и потом ребенок стал улыбаться в школе.
М. Баченина:
- То есть, написать проще получается иногда, чем сказать?
А. Волкова:
- Да, есть категория такая. А есть дети, которые у меня из серии – вот я сообщение какое-нибудь сообщаю, мне – ок, завтра поговорим. Значит, я должна найти время в школе, поговорить, выслушать, потому что они все равно это все держат в голове… Цели ЕГЭ действительно первоочередные для многих детей. Даже не столько ЕГЭ, а непонимание того, что с ними будет дальше. Мне кажется, вот это больше тревогу вызывает, нежели сам факт единого государственного экзамена, к которому они готовятся давно и спокойно. Поэтому непростая ситуация. Почему вот мы перешли-то в другой мессенджер на днях буквально? Потому что проведя элементарный опрос, в котором был ответ «да, я приду», так и «нет, мне это не надо, я не приду», были 9 человек, которые вообще ни на что не ответили. И я просто задала детям вопрос – вам все равно, что происходит или это позиция? А просто не прочитали. Я спрашиваю – а с чем это связано? Давайте обсудим, как выходить из ситуации, как нам знакомить с нужной вам и важной информацией? И вот они говорят – а давайте в ВК мессендж и мы там все будем читать, там вы будете нас нормально отмечать, мы все там есть… ну, потому что у нас группа класса с пятого класса ведется, конкретно все дети с открытыми своими страницами, общаются мгновенно, поэтому здесь это такая непростая история. Вообще что у нас простого в школе?
М. Баченина:
- Слушайте, как интересно. Подождите. Вы сейчас затронули – мы ушли из мессенджеров в соцсеть – то есть, если брать и создавать в соцсети, сейчас это ВК… создавать страницу класса и, получается, это еще больше сближает людей? Мне все время страшно, что это как-то некий край, когда можно свалиться как в одну, так и в другую сторону…
А. Милкус:
- А я бы добавил еще к тому, что говоришь, Маш, это группа открытая или закрытая? Я бы далеко не всегда поддерживал открытие группы класса. Класс – это своеобразное сообщество…
М. Баченина:
- То есть, группы закрытые, да, я правильно вас поняла?
А. Милкус:
- Да.
М. Баченина:
- И вот как не свалиться? Выскажетесь, пожалуйста, по поводу соцсети. Групповая такая история.
А. Оджо:
- Ну, сейчас ВК использует разные моменты – это может просто сообщество, это может быть публичная страница, это может быть школьное сообщество. У меня ребята обучаются по программе медиакласса, сейчас они в седьмом, и у нас была такая идея сделать именно публичную страницу, но не для взаимодействия в смысле общения. А в смысле для того, чтобы они тренировались создавать медиапродукты.
И вот на публичной странице мы тренируемся размещать информацию, в том числе, и для всей школы, и для родителей. То есть, можно так сказать, что это онлайн-газета. Так у нас было в пятом классе. Сейчас ребята в седьмом, мы вышли уже на новый уровень, они сейчас, к примеру, увлеклись подкастами, занимаются этим. И у нас есть так же отдельная страница, закрытая, то есть, именно для того, чтобы внутри класса проходило общение и можно сказать так, что это копилка наших воспоминаний, туда выкладываются фотографии из поездок, из каких-то наших экскурсий, что мы будем, может быть, во время выпускного класса использовать для последнего звонка. То есть, такая небольшая копилочка воспоминаний.
М. Баченина:
- Саш, скажите, а вы имели в виду, что открыто – потому что защита информации здесь хромает? Или почему?
А. Милкус:
- Я уже сказал – мне кажется, что класс – это такая закрытая субстанция, это закрытое общение и какие-то вещи если обсуждаются в чате или в группе ВКонтакте, лучше это обсуждать на то количество детей, которые там есть… А другое дело, вот когда Александр говорит про публичную историю, когда класс хочет рассказать, особенно если это медиакласс, который учится доставлять информацию, коммуницировать с миром, с интернетом и т.д., это учебная деятельность дополнительная.
Но я бы хотел все-таки акцентировать то, с чего мы начали программу. Меня насторожило в исследовании ВЦИОМ, о котором мы говорили вначале, такая формулировка, что мессенджеры в школе – это новый каркас учебного процесса. Вы чувствуете, что с приходом новых средств коммуникаций меняется сам учебный процесс? И в какую сторону он меняется? И меняется ли он вообще?
А. Волкова:
- Да, я как раз тоже хотела к этому вернуться. Но все-таки мне хочется, чтобы каркасом учебного процесса были дети и все-таки все вокруг них существовало, а не мессенджеры были этим каркасом – однозначно. Мессенджер – это один из инструментов, который просто появился в нашей жизни – это моя позиция. И если какие-то задачи мессенджеры решают, то пусть они так и решают. Например, я много лет создаю отдельные чаты для детей, которые сдают, например, основной государственный экзамен по моему предмету, отдельно для единого государственного экзамена, потому что те занятия, которые у нас проходят в школе, потом эту информацию я им туда кидаю для дальнейшей проработки дома. Это удобно, это эффективно. Но чтобы это стало каркасом? Мне кажется, это все равно пока не будет и, дай бог, чтобы этого не было. Но это моя точка зрения. Потому что все-таки учебный процесс, в котором должна быть личность ребенка, прежде всего, учителя и личность учителя – это все равно первоочередное, мы говорим об изменении роли учителя. Несомненно, роль учителя меняется, тем не менее, учитель, как человек, который находится в учебном процессе вместе с детьми, он должен занимать важное место. Несмотря на большое количество образовательных платформ, мы же тоже понимаем, что за каждой страницей на образовательной платформе тоже стоит конкретный человек, конкретный учитель. Поэтому это важно в сознании ребенка укрепить, что от того, насколько ты себя сам создашь, насколько ты себя сам будешь образовывать, воспитывать, учить, будет зависеть и то, какой контент будет и в мессенджерах, и на платформах, и везде. Поэтому это просто еще один из инструментов. Но не каркас, на который все будет нанизываться. Это однозначно.
А. Милкус:
- Вот спасибо. Я хотел как раз вот эти слова услышать. Потому что при всей моей любви и поддержке к новым информационным технологиям, упираться в мессенджеры, надеяться на какие-то электронные технологии в процессе обучения, можно, но до определенного предела.
И еще такой вопрос. Вот в Москве со времен коронавируса в некоторых школах все родительские собрания проходят в онлайн и до сих пор. Мне кажется, что, если мы говорим про сообщество родителей, то сообщество в интернете и сообщество, которое приходит на родительские собрания, общаются, знакомятся, смотрят друг другу в глаза – это разные вещи все-таки… Мне кажется, что это хорошая вещь...
А. Оджо:
- Согласен с вами.
А. Волкова:
- Мы вышли из онлайна, у нас родительские собрания в очном формате. Более того, у нас в школе есть очень интересная практика, нам она очень нравится, но коронавирус нам ее чуть придавил, но сейчас мы вернулись. Когда один раз в четверть, за две недели до окончания четверти, все учителя школы находятся в одно и то же время в учебных кабинетах. Например, в кабинете 15 учителя математики сидят, в кабинете 16 учителя химии и любой родитель имеет возможность прийти, знаете, как к терапевту на прием это называется, - поговорить конкретно один на один про конкретно своего ребенка. То есть, это если о коммуникации между учителями и родителями. Если о коммуникации в родительском сообществе, то, конечно, родительские собрания нужны и они не являются только трансляцией какой-то моей информации от учителя, они у нас больше носят такой образовательный характер. Для общения мы можем попить кофе, мы можем провести какую-то голосовалку совместную и принять какое-то решение. То есть, это все зависит от личности того, кто находится…
М. Баченина:
- Но я ж думала не просто так, я же слышу, что родительские собрания – это когда учительница говорит о том, что – послушайте, я таких, как ваши дети, в жизни еще не встречала. Это я вам цитирую, потому что моя коллега была на онлайн-собрании, вот здесь, в редакции, и я смотрю на это, знаете, как щенок, наклоняя голову влево, у меня одно ухо приподнимается и глаза округляются. Я думала, что так уже нельзя, так уже не можно.
А. Оджо:
- Я надеюсь, что потом фраза была – таких я еще не видела, таких замечательных, прекрасных…
М. Баченина:
- Очень смешно. Но, к сожалению, нет. Но вот то, что вы сейчас сказали, тем более, то, что это не Москва… Спасибо вам огромное, что это прозвучало – попить кофе. Пусть меня правильно поймут, что попить кофе для меня здесь гораздо глубже, чем просто попить кофе.
Ну, вот Александр Милкус с осуждением отнесся ко всему онлайн, а как же онлайн-обучение в принципе, заочное обучение? Когда онлайн происходит 99,9 процесса. Как с этим быть? Получается, это у нас зло и вред?
А. Оджо:
- Я думаю, что это тоже, как Алла Александровна говорила, то, что это определенный инструмент и им необходимо учиться пользоваться. Мы все пережили дистант и по поводу родительских собраний – да, в моей школе первые собрания все равно были онлайн в этом учебном году, и я очень рад, что вот пятые классы у нас сейчас начали проводить собрания, и они были очные. То есть, до нас вот график дойдет и уже, слава богу, я очень надеюсь провести очное собрание. И, конечно, формат родительских собраний меняется, и такого, который нужен сейчас, в онлайне провести очень сложно и, мне кажется, будет настолько трудно, затратно для учителя, и настолько менее эффективно, но, как ни странно, сейчас и сами родители просят проведения гибридного формата собрания. Некоторые родители говорят о том, что они там на смене или сложно с работой, хотя это было и раньше, люди менялись, я думаю, что сейчас появятся гибридные собрания, когда родители есть в классе, родители подключаются, но, бесспорно, для учителя это будет очень сложно.
М. Баченина:
- А что вы думаете, Алла Александровна? Вы как относитесь к заочному обучению в принципе?
А. Волкова:
- Я возвращаюсь к той мысли, которую я всегда держу у себя в голове. Все зависит от конкретного человека. Если человек сам организован и он способен это заочное обучение правильно для себя толковать и воспринимать, тогда от него будет эффект. Ведь не секрет, что сейчас и в учительском сообществе такое количество вэбинаров… вот как только мы перешли в дистант, мне кажется, у нас время сократилось вообще в разы. Потому что все хотят сразу провести какой-то вэбинар.
М. Баченина:
- Вот Александр Милкус меня предупредил, дал задачу, что не забыть спросить – зачем учителям быть блогерами? Потому что и Алла Александровна у нас член совета учителей-блогеров при Минпросвещения РФ, и Александр Оджо тоже. Товарищи, вы зачем это делаете? Вам что, мало задач? Мало журналов, организаторских каких-то вещей? Мне казалось, учителям вздохнуть некогда.
А. Оджо:
- А для души?
М. Баченина:
- А если серьезно?
А. Волкова:
- Продолжайте тогда. Я точно знаю, что вы в блогинге гораздо дольше, чем я, и немножко цели разные. Потому что мы в одном совете, мы как бы читаем, общаемся, и наши чаты, в том числе.
А. Оджо:
- Да, у нас есть очень бурный чат. Спасибо вам большое, я кратко. Во-первых, для меня блогинг – это возможность просвещения, потому что учитель, он ищет разные инструменты для того, чтобы информацию транслировать. Слава богу, что мы имеем возможность работать с нашими учениками, чем можем, мы помогаем ученикам других школ, они тоже берут информацию. Так же мы общаемся с коллегами, мы ищем разные интересные фишки, приемы, методы и непосредственно очень часто учитель старается, делает, что-то придумывает свое, а когда он делится с людьми, он видит обратную реакцию, и это определенная поддержка, определенная профилактика эмоционального выгорания, в том числе, педагогического и, бесспорно, это поддерживает в работе, если честно, меня это вытаскивало из разных ситуаций.
М. Баченина:
- А как выглядит ваш блог?
А. Оджо:
- Он сейчас в сети ВКонтакте, он с двух сторон идет. Для учеников по бОльшей степени это короткие видеоролики – 60 секунд они называются – о событиях, линиях, личностях из мировой истории. Они просто интересны. Вторая часть для учителей, она называется «Учитель истории в школе». Это публичная страница, где я делюсь своими наработками, в том числе, рабочими листами по разговорам о важном. У нас по понедельникам первый урок…
М. Баченина:
- Да, это урок, который стал для многих камнем преткновения, потому что не объяснили, что к чему и все испугались.
А. Оджо:
- И мы все начинаем в этом разбираться, у меня класс большой – 30 человек, и я встретился с тем, что разговор сразу на 30 человек – определенно сложно. Поэтому начал видеть, что коллеги создают рабочие листы, но больше для младших классов, я создаю для средней и старшей школы, делюсь этими наработками и мы взаимодействуем с коллегами. И я очень рад, что их используют по всей стране, вот сейчас переписываемся, люди говорят и с Сахалина используют, и из Смоленской области, из республики Дагестан, огромного количества разных регионов.
А. Волкова:
- У меня вообще история с советом блогеров такая интересная, то есть, я никогда не ставила себе цель вести свой какой-то отдельный блог. То есть, я вела свою страницу в социальных сетях, причем, в разных социальных сетях, понятно, это было раньше, когда разная аудитория была, и все-таки социальная сеть ВКонтакте тогда у меня была рассчитана на школьную аудиторию и я уже сказала… мы давно уже стали вести класс и рассказывали о том, какой может быть контент, вот, собственно, свою страничку, в том числе, я вела и открывая себя немножко и свои другие стороны для своих учеников. Поэтому я это и продолжаю делать. И основная цель моей публикации – это рассказать о том, что интересного может происходить в жизни у учителя, а моя жизнь очень интересна, ну, в связи с разными обстоятельствами профессиональной деятельности и связанной с конкурсом «Учитель года». Поэтому это популяризация деятельности моей, как учителя, я показываю, чем живут мои ученики, именно в классном коллективе, что я применяю на своих уроках и, вы знаете, оказалось, что такой формат очень востребован, потому что уже стали поступать предложения с продюсированием моей деятельности, как блогера. То есть, мне поступило предложение от одного из продюсерских центров на заключение договора…
М. Баченина:
- А вам Минпрос-то разрешит? А то это как-то опасно… А знаете, какой у меня вопрос возник. А вам не было страшно? Всегда проскакивает индивидуальность. Вы не в школе в этот момент. Вам не страшно, что вам потом скажет ваш ученик: кстати, вот то, что вы там говорили… Может быть, это дискомфорт какой-то вызовет? Не было таких мыслей, когда вы затевали это все?
А. Волкова:
- Как бы здесь голова должна быть на плечах – что публиковать, что не публиковать. Ну, это те вещи, о которых я могу и в школе поговорить. Возвращаясь из какой-то поездки, из командировки, я спокойно могу рассказать о тех событиях, которые были в моей жизни. То есть, если я присутствовала в Кремлевском дворце, то я могу рассказать, что и как там было. Если я встречалась с интересными людьми, то дети тоже об этом узнают. И о сегодняшней нашей передаче тоже дети узнают. Потому что это важно для них…
М. Баченина:
- Отметьте нас с Александром Милкусом, пожалйста.
А. Волкова:
- Обязательно.
А. Оджо:
- С удовольствием!
А. Милкус:
- Может, и к нам продюсеры придут?
А. Волкова:
- Учитель – он шире, нежели рамки того же кабинета, и только тогда он будет интересен детям.
М. Баченина:
- Господа, пришло сообщение, которое я не могу оставить без внимания. Регулярно такие появляются и, я считаю, на них нужно реагировать. «Не получится ли, что, увлекаясь такими новшествами, мы упустим базовые вещи? Мы уже их упускаем. У нас есть интерактивные доски, но нет учебников и наглядных пособий. Есть электронный журнал, но рабочие программы и учебные планы не доведены до ума. Низкая учебная дисциплина может быть исправлена только, если будет сотрудничество школы и полиции. Мотивация и слова уже на современных учащихся не действуют – только дубина. Но и этого в школах нет из-за увлечения гуманистической педагогикой и технологиями». Это из Пермского края нам пришло.
А. Милкус:
- То есть, автор сожалеет, что в школах нет дубины, что ли?
М. Баченина:
- Я не знаю, о чем сожалеет автор… У медали всегда две стороны. Потому что тут действительно и да, и нет, и пугают, и вроде невозможно не согласиться с какими-то элементами. Саш, что вы скажете?
А. Оджо:
- Честно, этот вопрос очень часто появляется и один раз мне просто такая мысль пришли в голову. Когда-то в Советском Союзе часто выходили статьи о том, что плохо, что дети увлекаются художественной литературой, научно-фантастической литературой, они как бы уходят от учебного процесса. Мы сейчас не можем сказать ребенку, как плохо, что ты читаешь. Мы радуемся, когда мы видим ребенка, который читает научную фантастику, художественную литературу. Мы по-настоящему радуемся. То же самое можно сказать, что вот электричество – оно же опасное, да. Вот сколько людей погибает от ударов током, да. Что, его в школе не использовать?
М. Баченина:
- Я понимаю ваши мысли. То есть, всему свое время и невозможно остановить прогресс, даже если очень хотелось бы.
А. Оджо:
- Да, и бесспорно вопрос именно использования инструментов. Да, есть шероховатости, бесспорно. Но иной раз вот тот же самый учебный план и электронный журнал – мне очень удобно видеть мой учебный план, который загружен на весь год и я могу посмотреть, что у меня будет в декабре, а что у меня будет в январе.
М. Баченина:
- Это даже мне понятно, насколько это удобно. Алла Александровна, дубина нужна?
А. Волкова:
- У меня вопрос тогда к родителям. Почему, когда ребенок не ест или плохо себя ведет дома, вы ему включаете мультики, а не хотите просто с ним сесть на диване и поговорить? Поэтому здесь две стороны медали. Одна сторона медали – это школа. А другая, даже бОльшая сторона этой медали – это семья. Поэтому здесь не надо об этом забывать и, наверное, вопросы иногда нужно задавать и в семье, в том числе.
А. Милкус:
- В общем, да. Если можно, я бы подвел итог нашей программы. Вот мы сами навешиваем ярлыки и вот та информация, с которой мы начали программу о том, что мессенджеры в школе новый каркас учебного процесса, а заявляет это не просто организация, а ВЦИОМ, вот давайте не будем такими радикальными. Мессенджеры, как мы выяснили, - это один из инструментов современного образовательного процесса. Образовательный процесс как шел, так и идет, школа у нас, слава богу, стоит на учителях и на программе, и на детях, и на родителях, а как им коммуницировать? Ну, можно было писать на грифельной доске, можно писать в чатах – это не влияет на качество учебного процесса вот так серьезно. Поэтому давайте обращаться к этому, как к инструменту общения, который все равно не заменяет личного общения с учителем, личного общения родителей между собой, родителей с детьми. И вот тогда мы все расставим по своим местам, по своим полочкам. И не будем придавать тому, что появилось, такого вот значения уж совсем невероятного.
М. Баченина:
- Получается, все равно следить за этим всем надо. Чтобы это не захватило и не сожрало нас.
А. Милкус:
- Нужно использовать то, что есть. Во благо? Я думаю, что это так и есть. И мы сегодня затронули очень важную тему – онлайн-обучение. Я думаю, что надо сделать отдельную программу, там очень много вопросов…
М. Баченина:
- Итак, учитель информатики и физики гимназии №12 города Липецка, заслуженный учитель Российской Федерации, член совета учителей-блогеров при Министерстве просвещения Российской Федерации Волкова Алла Александровна и Александр Оджо, учитель истории школы №854, член совета учителей-блогеров при министерстве просвещения, спасибо вам большое! Счастливо!