Как «заставить» школьника полюбить химию

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
Александр Милкус и Мария Баченина вместе с «бородатым химиком» Кириллом Ивановым обсуждают, как увлечь ребенка школьным предметом и сформировать естественно-научный взгляд на мир

А. Милкус:

- Здравствуйте, наши уважаемые зрители и слушатели. Я – Александр Милкус.

М. Баченина:

- Я – Мария Баченина. А в гостях мы сегодня принимаем…

А. Милкус:

- …«Бородатого Химика». И мы не будем объяснять больше ничего.

М. Баченина:

- Итак, Кирилл Иванов «Бородатый Химик», учитель-блогер, победитель второго сезона проекта «Топ-Блог» от президентской платформы «Россия – страна возможностей», номинант на премию Российского общества «Знание».

А. Милкус:

- Кирилл, почему «Бородатый химик»? Ну, мы видим образ, но почему в блоге «Бородатый Химик», почему не просто «Любитель химии», «Великий химик»?

М. Баченина:

- Или «Научу вас химичить».

А. Милкус:

- «Расскажу вам про химию».

К. Иванов:

- Ну, во-первых, потому что у меня есть борода. Во-вторых, я учитель химии в школе, поэтому я «Бородатый Химик». Обычно дети придумывают всем прозвища. Я решил пойти впереди планеты всей и сам себе придумал прозвище, чтобы они не тратили время…

А. Милкус:

- Подождите. Мы с вами в школе учились. «Бородатый Химик» - это длинно. Обычно прозвище состоит из двух слогов, максимум трех. Как вас на самом деле дети зовут? Может быть, так: «Бородатый пошел, пора идти на урок химии»?

К. Иванов:

- Скорее всего, «Бородатым» и называют.

М. Баченина:

- Я понимаю, что не сразу вы зашли в класс и сказали: «Ребята, теперь я «Бородатый Химик», смотрите мой блог». Я так полагаю, что, может быть, было резко, но все равно всем же не скажешь. Мне интересно, когда глаз у кого-то дергаться начинает: «Так это же наш учитель по химии». То есть постепенная интеграция в детское сознание со своим блогом. Как это ощущалось?

К. Иванов:

- У них не было вариантов постепенно интегрироваться. Это же был 2020 год, мы на онлайне работали. Я тогда, собственно говоря, свой блог и создал. Он изначально был для того, чтобы хранить там дополнительную информацию, записи уроков скидывать туда, презентации. А потом перерос в самостоятельное такое мое детище.

М. Баченина:

- Я причину поняла. Но это же требует большого количества труда, сил…

А. Милкус:

- Чем вы занимались до 2020 года?

М. Баченина:

- У учителя загрузка и так нехилая.

К. Иванов:

- Чем я занимался до 2020 года? Другими проектами. Там не до блога было. У нас в школе есть целая команда достаточно активных учителей, мы и игры настольные разрабатывали (ну, они разрабатывали, а я в основном рядышком стоял). Придумали такую штуку, как «Философский бой», когда ученики друг с другом спорят на какие-то тематики злободневные. А потом в какой-то момент времени понял, что надо немножко в онлайн уйти и попробовать эту историю. Мне давным-давно был интересен ВК, я очень люблю мемы, смешные картинки. Ну, и решил: а чего бы мне самому не поделать? И, собственно говоря, вот, что имеем, то имеем.

А. Милкус:

- Мы забыли сказать. Кирилл, вы какую школу представляете?

К. Иванов:

- Челябинская школа «Семь ключей».

А. Милкус:

- Скажите, что у вас в Челябинске происходит, что у вас бьет там из «ключей»? Петр Земсков – Челябинск, Александр Евгеньевич Попов – Челябинск. Петр Земсков – это известный блогер, он победил в номинации как просветитель Общества «Знание». Александр Евгеньевич Попов, мы много раз писали про него, это знаменитый физико-математический лицей челябинский. У вас там какая-то образовательная жила, что ли?

К. Иванов:

- Зона силы. С Петром Александровичем я лично знаком, мне даже приходилось брать у него интервью. Он очень классный, я с удовольствием смотрю его эти «коротыши» на YouTube, ну, и полные ролики тоже, мне очень нравится. А что в Челябинске… Не знаю, наверное, мы тут просто активные очень и неравнодушные.

А. Милкус:

- Как вы пришли в школу? У вас в школе много мужчин? Привести учителя в школу не так просто.

К. Иванов:

- Меня привел друг нашей семьи, сказал: «У нас в школе есть вакансия, хочешь попробовать?» Я говорю: «Конечно». А до этого я в колледже работал. Он говорит: «Пойдем к нам». – «Ну, пойдем». Собственно говоря, задержался на 6 лет.

М. Баченина:

- Мы накануне общались с прекрасными математиками и физиками. Саша упоминал химию, говоря, что химия нынче даже популярнее, чем математика и особенно физика. На ваш взгляд, химия – это действительно популярный предмет или ее тоже можно обнять и плакать сейчас?

К. Иванов:

- Химия, она зрелищнее, чем математика и физика. На физике особо ничего не взрывается, а у нас все прекрасно и с фейерверками, и пахнет еще все хорошо (а иногда и нехорошо). И благодаря этой зрелищности такой интересный момент у людей появляется, то есть их это затягивает. Но на самом деле я не понимаю, почему пальма первенства переходит к химии. Физика тоже очень наглядная, и опыты с электричеством прекрасные, всякие катушки Тесла и иже с ними. Мне кажется, тут вопрос в просветителях. Кто успел, кто подает, тех смотрят, к тем идут. Может быть, у физиков не так много популяризаторов, которые делают такие вещи, как, например, химики, мои коллеги.

М. Баченина:

- А что, у химиков достаточно популяризаторов?

К. Иванов:

- Пара штук точно есть.

М. Баченина:

- Так у физиков тоже пара штук. Но разве пара штук – это достаточно?

А. Милкус:

- О чем шла речь в программе, которую мы записывали? О том, что в этом учебном году очень мало ребят сдавали физику в ЕГЭ, для того чтобы поступить на какие-то инженерные специальности. Приоритет был у информатики, ну, и много ребят сдавали химию, биологию.

К. Иванов:

- Наверное, кто-то популяризирует еще и профессию врача. Потому что химики, биологи, кто сдает эти предметы, они ориентированы на медицину, и, как правило, туда и уходят.

А. Милкус:

- Давайте выстроим последовательность. Вас в школу позвали из колледжа. А как вы вообще в образование попали?

К. Иванов:

- Начнем с того, что я закончил педагогический вуз. Потом я не пошел работать по специальности.

А. Милкус:

- А что вам, мужчине, нужно было в педагогическом вузе, если вы пошли на химию, почему вы не пошли в университет?

К. Иванов:

- Я пошел в педагогический университет.

А. Милкус:

- Я имею в виду, не в классический.

К. Иванов:

- На самом деле у меня был очень хороший пример еще в школе. Моя прекрасная классная руководительница вела у нас химию и биологию, и меня очень заинтересовали эти предметы. И в свое время я решил: пойду учиться туда. И другие варианты я особо даже не рассматривал. Хотя мне предлагали варианты пойти учиться на международные отношения, на юриспруденцию, еще куда-то. Но в итоге я сказал «нет» и пошел в педагогический университет именно на химию и биологию. И в итоге сейчас работаю учителем.

А. Милкус:

- Там еще был такой маленький кусочек, о котором мы не говорили. Не пошли после университета обучать других. Куда пошли? Мы должны понять эту «кривую дорожку».

К. Иванов:

- Когда я выпустился, я не видел перспектив в педагогике для себя. Я был наивный, зеленый, глупый, возможно, и пошел работать грузчиком.

А. Милкус:

- Это, конечно, «перспективная» специальность.

К. Иванов:

- Я же говорю, был глупый, наивный и зеленый. В общем, я два года проработал грузчиком. В это же время я пробовал работать еще и в инженерной профессии, связанной с экологией. Мы ездили на замеры по области. Мне тоже не очень понравилось. А потом я подумал: а зачем я трачу свое здоровье, работая грузчиком, если я получал диплом учителя? Подумал, что надо вернуться к истокам, и решил прийти в колледж поработать. Проработал там два года и ушел в школу.

М. Баченина:

- Мне интересно узнать. Химия – это такой предмет, если сразу не понял, то очень легко его запустить и даже начать ненавидеть. А как сделать так, чтобы сразу эта любовь возникла у человека?

А. Милкус:

- Интерес, по крайней мере.

К. Иванов:

- Зародить любовь к химии достаточно просто. Приходите на урок, достаете две пробирки, смешиваете, получаете что-то такое, и дети сидят такие…

А. Милкус:

- Это один урок. У вас на все уроки пробирок точно не хватит.

К. Иванов:

- Пробирки моются, тут дело не в этом. Дело в том, что после этого поддерживать эту любовь уже тяжелее, и на самом деле все упирается в возможность понимать. Химия, она только в момент пробирок, а когда пробирок нет, и на доске что-то рисуешь, это уже не химия, это математика чистой воды. Если человек умеет манипулировать цифрами, символами и т.д., то он будет успешен и в химии, и в физике, и в математике. Если же не умеет, тогда у него определенно будут возникать проблемы с этими тремя предметами. Это первый пункт.

Второй пункт – усидчивость. Некоторые думают, что вот сейчас нахрапом возьму. Ничего подобного, нахрапом не получится. Потому что учить в химии есть что, и даже немало, поэтому не зря к тому же к ЕГЭ начинают готовиться за два года, чтобы хорошо усвоить материал. Поэтому нужна усидчивость, нужна ответственность и личная мотивация. Если всех этих пунктов не собралось, тогда нужно найти того, кто какой-то кусочек пазла туда доставит.

М. Баченина:

- С какого класса у нас химия начинается, с 6-го?

К. Иванов:

- В зависимости от школ. В некоторых школах с 7-го класса (у нас в школе с 7 класса), в некоторых с 8-го. Есть особо продвинутые, они с 6-го.

М. Баченина:

- А где этот набор найти у семиклассника? Семиклассник думает о том, что ему диктует его гормональный фон.

А. Милкус:

- Ну, не только.

К. Иванов:

- Не все замешано на гормонах на самом деле. Тут еще есть такой момент. Когда ученик приходит в кабинет, он идет к учителю. И некоторые моменты из этого пазла закрываются именно учителем. Все зависит от подачи. Если педагог интересно подает материал… У вас наверняка есть какой-то педагог, которого вы помните до сих пор из школы. Есть такой педагог?

М. Баченина:

- Да, конечно.

К. Иванов:

- Вот и тут так же. Если человек горит идеей, он может заинтересовать своей подачей, эмоциями, то семиклассник на эти же эмоции и пойдет и будет всё впитывать, а впоследствии самоорганизация уже подключится.

А. Милкус:

- Понятно, что в каждой школе таких учителей-звезд не может быть 100%, ну, может быть, 3-5, за кого можно зацепиться и пойти. Это может быть литератор, химик, физик и т.д. Вот я так зацепился за Юрия Константиновича Снегирева и забрел в журналистику, а мог бы быть программистом. С возрастом я стал рассуждать и понял, что для многих ребят встреча с таким учителем – это не удача, а, наоборот, это трагедия. Потому что, может быть, на самом деле внутри это замечательный врач или инженер, но ему не попался хороший химик, биолог или физик, но попалась замечательная Мария Ивановна или мой Юрий Константинович, литератор, и ребенок, зажженный этим учителем, идет на филфак. И потом через какое-то время понимает, что не туда пошел, потому что природные склонности, способности у него совсем к другому предмету, но его этому предмету не научили, потому что не было кому. Что тут делать?

К. Иванов:

- Тут я тоже не был бы так однозначен. Потому что на самом деле, когда мы общаемся со своими учениками, мы видим их условную предрасположенность к тому или иному предмету. Видно, что кто-то больше склонен к литературе. Мы же друг с другом общаемся в школе, разговариваем с другими учителями. Они мне говорят, например: есть такая девочка, она хорошо пишет сочинения, но пошла к тебе. И мы разговариваем с ребенком. Я говорю: «Слушай, ты хорошо сочинения пишешь, точно тебе надо на химию? Или, может быть, ты хочешь потом пойти в журналистику или еще куда-то?» Мы это специально с детьми проговариваем, чтобы они понимали, какие у них есть альтернативные перспективы. Я специально настаиваю: «Ты подумай хорошо, надо тебе или не надо. И если не надо, то имеет смысл сменить направление, если надо, я положу все здоровье, для того чтобы ты достиг каких-то успехов, сдал экзамены на конкретные баллы».

М. Баченина:

- А что значит «пошли к вам»? Изучают ведь все предметы.

К. Иванов:

- Они в старших классах начинают дифференцироваться. Появляются профильные предметы. Например, профильная химия, ее больше часов будет, профильная математика, ее будет больше часов. Но это не везде так.

А. Милкус:

- Кирилл, вы прекрасно понимаете, что из класса тех, кто потом выберет химию как основу своей будущей карьеры (врачи, инженеры), не так много, может быть, 3-5. Как сделать так, чтобы и остальные на вашем уроке, по крайней мере, не чувствовали себя не то что изгоями, но не включенными? Дети у нас сейчас прагматичные, они прекрасно понимают: мне это надо – я это беру, мне это не надо – я не беру.

К. Иванов:

- Можно подойти с точки зрения ребенка. То, что ему надо, то ему и давать.

А. Милкус:

- А как это сделать? Есть программа, есть контрольные, ВПРы.

К. Иванов:

- Хороший вопрос. Действительно, есть программа, есть ВПРы, но это не отменяет того факта, что можно подавать один и тот же материал под абсолютно разным соусом. У меня есть ребята, которые склонны к социально-экономическому направлению, им нравятся география, история, обществознание. Я беру обычную среднестатистическую химию и иногда ее подаю через соус социально-экономический, исторический.

А. Милкус:

- Например?

К. Иванов:

- Я недавно делал презентацию «Химия в истории». То есть те реакции, которые повлияли исторически на развитие человеческой цивилизации.

М. Баченина:

- Порох.

К. Иванов:

- Рано. Точнее, поздно. Есть реакция, которая с самого начала нас над всеми поставила. Как вы думаете, какая это реакция?

М. Баченина:

- Фотосинтез.

К. Иванов:

- Ну, мы же не «зеленые».

М. Баченина:

- Огонь.

К. Иванов:

- Все верно. Но не огонь, а реакция горения.

А. Милкус:

- То есть можно зайти с исторической стороны и сказать про Прометея.

К. Иванов:

- Ну, это уже сильно позже. Потому что реакцию горения человек узнал значительно раньше. Впоследствии, когда горение уже познали, можно было хранить пищу больше времени, чем до этого, появилось свободное время, и начали еще на стенах рисовать, то есть красители начали использовать. Правда, не сами получали, а естественные использовали, но это уже такой небольшой шаг к цивилизации. Ну, дальше начали использовать обычные красители, алкоголь начали получать.

М. Баченина:

- Вас хватает на всё? Подготовить презентацию «Химия в истории», с кем-то углубленно заниматься, потому что химию углубленно выбрали, соответственно, это такая особая программа, блог, участие в конкурсах. Это же не просто номинировали, это ведь нужно представить какую-то программу, заявку и т.д.

А. Милкус:

- Как вас на всё хватает?

К. Иванов:

- Ну, с «Топ-Блогом» повезли, это было летом. Большая часть конкурса прошла в летний период, и я особо не работал. Финал только осенью проходил, и там пришлось немножко сбежать с уроков, чтобы съездить на финал и там немножко победить. С Российским обществом «Знание»… Ну, заявку мы оставили, и тоже пришлось съездить несколько раз в столицу и решить там кое-какие вопросы. Опять уроки прогулял. А вообще все, что касается блога, в выходные я делаю контент-план на неделю. Или вечером после работы прихожу и снова работаю.

А. Милкус:

- А сколько у вас сейчас слушателей, зрителей, подписчиков?

К. Иванов:

- Мы изначально намеревались развивать YouTube.

А. Милкус:

- «Мы» - это кто?

К. Иванов:

- Мы с моим товарищем. Он занимается съемкой и монтажом, а я сценаркой…

М. Баченина:

- И играете. Артист.

К. Иванов:

- Не только. Я еще и продвижением занимаюсь.

А. Милкус:

- То есть у вас целая редакция.

К. Иванов:

- Ну, можно так назвать. И швец, и жнец, и на дуде игрец.

А. Милкус:

- Давайте назовем имя, фамилию товарища.

К. Иванов:

- Алексей Геннадьевич Жаров, работает со мной в школе, он педагог школы «Семь ключей», занимается монтажом. У нас не просто школа, это и институт, и колледж одновременно. То есть у нас все три профиля реализуются. Алексей Геннадьевич еще заведует нашей мультимедийной составляющей в институте, они там снимают ролики…

А. Милкус:

- И сколько у вас подписчиков сейчас?

К. Иванов:

- На YouTube начали, потом он начал барахлить у нас в стране, и от него мы отказались. Там не шибко много, 700 человек. ВКонтакте сейчас очень хорошо развивается, уже под 5,5 тысяч. ВКонтакте в принципе тяжело развивать, он непростой, там есть свои интересные моменты, но идет хорошо, стабильно, каждую неделю приходят. Наверное, один из самых динамичных по развитию пабликов по химии ВКонтакте сейчас у меня.

М. Баченина:

- У вас есть классное руководство?

К. Иванов:

- Есть. 8 класс.

М. Баченина:

- Как вас хватает?

К. Иванов:

- Вот так.

М. Баченина:

- А в репетиторы вас зовут?

К. Иванов:

- Да, зовут.

М. Баченина:

- Все же теперь хотят, наверное, вас заполучить в репетиторы. А идете?

К. Иванов:

- Когда как. В основном стараюсь отказать или помочь бесплатно.

М. Баченина:

- Как выбрать репетитора? Нам очень нужно дать этот совет слушателям. Потому что сейчас существует огромное количество платформ, на которых ты можешь выбрать от дешевого до супердорогого репетитора (все зависит от регалий, опыта и резюме). Как в этом не запутаться? Приведу пример. Я своему сыну-пятикласснику наняла репетитора по математике. Она позанималась с ним буквально несколько занятий и пишет мне: «Мария, Александр очень одаренный человек в математике, и ему нужен педагог выше меня уровнем. Я не могу просто тратить ваши деньги». Я говорю: «Альбина, давайте мы сейчас куб, квадрат, площадь и т.д. повторим, а потом будем говорить об одаренности моего шалопая». Как выбрать репетитора, чтобы был человек честный, дельный, интересный, зажигал? Потому что не только от учителя в школе, но и от репетитора может зажечься человек в любви к предмету.

К. Иванов:

- Если быть справедливым и честным, коим я и стараюсь быть… Я никогда не выбирал себе репетиторов. Сам стараюсь помогать людям по большей части на безвозмездной основе. Это, как правило, знакомые люди, друзья и т.д. А если идут с деньгами, я говорю: нет, нет, нет. А в целом, пока не попробуешь, не поймешь. Это как вы приходите на рынок, там лежит куча винограда, и весь он такой красивый, этот за 100 тысяч рублей, а этот за 10 рублей. Подойди, попробуй каждую виноградинку и скажи: «Мне за 10 рублей милее, чем за 100 тысяч рублей». Только так.

А. Милкус:

- А можно ли хорошо подготовить к ЕГЭ без репетитора? Я знаю, что многие родители убеждены, что школа школой, а вот если не будет репетитора, и результата не будет. Некоторые, на мой взгляд, платят просто для успокоения собственной совести.

К. Иванов:

- Ну, мои ученики без репетиторов сдавали.

А. Милкус:

- И как?

К. Иванов:

- Ну, за 80. Это хорошие оценки.

М. Баченина:

- Сколько у них уроков по химии в неделю?

А. Милкус:

- Правильно Маша спрашивает. Я хотел бы уточнить. Это у вас профильный класс?

К. Иванов:

- Конечно. 5 часов в неделю.

М. Баченина:

- Каждый день, получается.

А. Милкус:

- А с какими вопросами к вам в блоге обращаются? Просят решить задачку химическую или что-то еще?

К. Иванов:

- Этим занимаются на Яндекс.Кью. Там специалистам задают вопросы. Там я просто замучился школьные задачи 8 класса решать.

А. Милкус:

- А вы туда тоже зашли?

К. Иванов:

- Да. Но туда сейчас редко захожу, потому что восьмиклассники с этими задачами меня одолевают. Надо какой-то гайд выложить на YouTube, наверное, по решению этих задач.

М. Баченина:

- А что, может быть такой универсальный гайд, куда просто подставляешь числа, скажем так?

К. Иванов:

- Ну, алгоритмы решения задач, они же не меняются в принципе. Там единственное – условие и реакции. Уравнение реакции сделал, а дальше все одинаковое.

М. Баченина:

- Вы верите в физиков и лириков (гуманитарий и технарь)?

К. Иванов:

- Тут вопрос не в том, верю или не верю. Тут вопрос в практических… Даешь ты человеку химическую формулу, он на нее смотрит и не понимает, что в ней происходит. А другому даешь это, а он уже визуализировал у себя в голове, что это водород – газ, это кислород – газ, они вместе соединились, взорвалось, и они уже воду представили себе, и все это в голове.

М. Баченина:

- Кирилл, мы с вами обсуждали сейчас репетитора. То есть, пока не попробуешь. Потом я спросила у вас, есть ли люди, которые предрасположены к химии. Вы говорите, что есть. А если человек не предрасположен, вы это видите, ничего у него не выстраивается в голове, но хочет… Можно ли такого научить? Я никого не хочу унизить, но ведь такое бывает, когда надо немножко подождать, помучиться, а потом открывается Клондайк, ключ начинает бить, семь ключей начинает бить.

К. Иванов:

- Все верно. Небольшую такую ремарку добавлю. Когда вы меня представляете, можно еще сказать, что я веду рубрику «Похимичим» на челябинском телевидении.

А. Милкус:

- А что это за рубрика, и как часто она выходит?

К. Иванов:

- Она выходит раз в неделю на нашем телевидении в программе «Наше утро». Как правило, это понедельник или вторник.

А. Милкус:

- Слушайте, а «Нафизичим» у вас есть?

К. Иванов:

- Нет, только пока «Похимичим». Когда-нибудь – и «Нафизичим», и «Нагеометрим»…

А. Милкус:

- Приоритет одному предмету отдается у вас на телевидении?

К. Иванов:

- Кто первый встал, того и тапки.

А. Милкус:

- А что вы рассказываете по утрам про химию?

К. Иванов:

- В основном сейчас разбираем таблицу Менделеева.

А. Милкус:

- Утром встал – и про олово, про цинк.

М. Баченина:

- Все-таки ответьте на мой вопрос. Если человеку хочется, но пока не можется, как добиться, и имеет ли смысл?

К. Иванов:

- Имеет смысл. Всё никогда не зря. Я ученикам всегда привожу в пример спортсменов. Спортсмен, он же не сразу достигает высот. Я им говорю: «Хочешь достичь каких-то величин, высот и всего такого, нужно много тренироваться. Чем больше ты тренируешься, тем лучше ты становишься каждый день». Если тебе это не было дано, условно, природой… Хотя это неправда, просто ты не развивал этот навык, он у тебя забыт, потерян, и ты его не трогаешь. Ты просто из недр своего тела его достаешь и начинаешь развиваться. И чем больше ты его развиваешь (решаешь, работаешь в этой стезе, смотришь ролики, читаешь книги), тем сильнее и лучше ты понимаешь предмет и вникаешь в него, ты уже видишь закономерности. Там, где раньше для тебя были просто буквы, теперь это конкретное алгоритмичное действие, ты начинаешь уже не просто действовать, как тебе сказали, ты уже пытаешься систему хакнуть. Когда я начинал готовить к экзаменам в первый год, я сам решал ЕГЭ ежедневно минимум по 1,5-2 часа.

М. Баченина:

- А у вас всё получалось?

К. Иванов:

- Нет, конечно. Я же только пришел в профессию.

М. Баченина:

- Вы же учитель.

К. Иванов:

- Это понятно. Я же сдавал ЕГЭ на тот момент лет 10 назад, поэтому мне нужно было вникнуть. Материал я знаю, а как хакнуть систему, на тот момент мне нужно было понять. Я разбирал каждое задание, искал закономерности, выписывал их. Я несколько месяцев над этим бился, пока у меня не начало выходить решение одного пробника за 98 баллов. Как я это сделал, я начал те моменты, которые смог взломать, разобрать, упростить, я начал их, помимо обычной теории, еще и детям давать.

А. Милкус:

- В Москве не заставляют, но очень просят учителей, особенно учителей старших классов, тоже сдавать ЕГЭ. Анонимно сдавать, не показывая результаты. Как вы считаете, нужно ли, может быть, заставлять или включать в сертификат о повышении квалификации учителей-предметников эту опцию – как сам сдал ЕГЭ.

К. Иванов:

- Достаточно спорный вопрос. Опять же, на примере спорта. Я знаю людей, которые в спорте не имеют достижений никаких, но они отличные тренеры, и у них дети занимают постоянно первые места. При этом у самого человека ни одной медали, более того, он даже не середняк, не мастер спорта, но он знает подход. Так же и тут. Это были мои личные истории, когда решал эти задания, мне для самолюбия, может быть, еще чего-то нужно было это сделать, гештальт закрыть, а может быть, кто-то на просторах нашей необъятной родины может готовить к экзамену, но сам его на 100 баллов не сдаст. Такое вполне возможно.

А. Милкус:

- Вы сказали, что получили квалификацию после окончания педагогического университета «учитель химии и биологии». Биологию вы не преподаете. Или преподаете?

К. Иванов:

- Преподаю, но не профильную.

А. Милкус:

- Как вы совмещаете это? И нет ли желания завести параллельно блог по биологии? «Бородатый биолог» тоже хорошо звучит.

К. Иванов:

- Мне ничто не мешает мои биологические моменты в моем химическом блоге демонстрировать. Более того, ролики, которые мы записывали, они изначально были на биологические тематики. У меня есть посты с мемами, со статьями, загадками, они химической тематики, а для разнообразия ролики иногда я записывал на биологическую тематику. Всем нравится. Почему нет? Это же очень тесно связанные предметы, одно из другого вытекает. Клетка, например, рассматривается с точки зрения химического состава, биохимия никуда не делась тоже.

М. Баченина:

- А как дети реагируют на то, что их учитель по химии и биологии такой классный?

А. Милкус:

- И его имя называли на сцене Кремлевского дворца.

К. Иванов:

- Ну, когда я захожу в школу, меня сразу берут на руки, несут в кабинет, красная ковровая дорожка, фанфары… Всего этого, конечно же, нет. Как реагируют? Ну, говорят: классно, не останавливайтесь, развивайтесь, двигайтесь. Кому-то нравится, кому-то не нравится. Люди же разные есть. Я же всех не гоню в свой паблик, не говорю: ребята, давайте вместе все сидеть и развиваться. Неинтересно - пожалуйста, займитесь другими делами. Если интересно, то приходите. Недавно рассказывал про пример своего ученика, который посмотрел… У меня в свое время была такая рубрика «Химический анекдот», сейчас я решил ее возродить, написал три анекдота.

А. Милкус:

- Расскажите хотя бы один.

К. Иванов:

- Один из старых расскажу. Заходит хлор в дом и кричит: «Неон, неон», а он не реагирует. Ремарка для тех, кто не знает. Неон – это благородный газ, и он не реагирует ни с кем.

У меня ученик посмотрел эту историю, и он мне, наверное, раз 40 этот анекдот рассказал, и каждый раз так заливисто хихикал с него, что я даже поверил, что ему действительно смешно.

М. Баченина:

- Это и правда смешно.

А. Милкус:

- После того как вы стали номинантом на премию Общества «Знание», вас чествовали среди других номинантов в Кремле, прибавилось количество посетителей, подписчиков? Можно ли использовать премию Общества «Знание» как источник продвижения?

К. Иванов:

- Ну, я с такой точки зрения ее не рассматривал. Но когда показали по одному из федеральных каналов, 60 человек пришло сразу же.

А. Милкус:

- А вы смотрите какие-то другие блоги, которые ведут учителя химии?

К. Иванов:

- Учителя химии? Их не так много, к сожалению. Они есть, но в основном они все одной и той же направленности – как подготовить к ЕГЭ. Я не очень одобряю это, потому что, понятно, там спекуляция в основном, учителя ищут себе для репетиторства кого-то и т.д. Я стараюсь от этого немножко уходить, чтобы, в общем и целом, заинтересовывать химией, чтобы у людей формировался естественнонаучный взгляд на мир, чтобы они интересовались не тем, как сдать экзамены, а тем, что дает им наука.

М. Баченина:

- Кирилл, спасибо вам огромное. Вы не просто нам сегодня напомнили, за что любить химию, или заставили, может быть, кого-то полюбить ее, вы еще и создали замечательное настроение.

Кирилл Иванов, «Бородатый Химик», блогер, учитель химии и биологии челябинской школы «Семь ключей», победитель второго сезона проекта «Топ-Блог» от президентской платформы «Россия – страна возможностей», номинант на премию Российского общества «Знание», ведущий рубрики на челябинском телевидении «Похимичим», был сегодня в «Родительском вопросе». Спасибо вам огромное.

А. Милкус:

- Спасибо, Кирилл.