Нужны ли телешоу и стендапы, чтобы сделать уроки современными
А. Милкус:
- Здравствуйте, наши уважаемые зрители и слушатели. Как всегда по воскресеньям - «Родительский вопрос». Я – Александр Милкус. Мария Баченина рядом со мной.
М. Баченина:
- Сегодня у нас не просто образовательная программа, немного к шоу-бизнесу программа имеет склонность. Не согласны со мной?
А. Милкус:
- Нет. Мы как раз об этом и хотим поговорить с нашими гостями. Где тут грань между шоу-бизнесом и педагогикой.
М. Баченина:
- У нас на связи учительница математики в гимназии № 22 города Белгорода Юлия Симакова. И с нами на связи Павел Красновид, он преподает географию в гимназии им. Подольских курсантов в подмосковном Подольске.
А. Милкус:
- Пригласили мы Павла Евгеньевича и Юлию Борисовну, потому что это замечательные люди, популярные сейчас в нашей стране. Они – финалисты конкурса «Классная тема», который многие смотрели на телеканале «Россия» в группе ВКонтакте.
Юлия Борисовна, как вы попали в телевизор?
Ю. Симакова:
- Вопрос смешной. Я как развивающийся педагог постоянно участвую в конкурсах. Когда я увидела объявление в группе ВК, что проходит такой конкурс, у меня была сразу же первая мысль, что это ведь мое. Потому что я очень эмоциональный человек, очень творческий. У меня, действительно, на уроках бывает шоу очень часто. Потом в какой-то момент семья взбунтовалась, я передумала. Но в последний момент все-таки подала заявку. Не могу сказать, что я была уверена в успехе, я не ожидала, что мне удастся пройти в финал и «попасть в телевизор».
М. Баченина:
- Ваше объяснение у меня вызвало море вопросов. Павел Евгеньевич, как вы попали в телевизор?
П. Красновид:
- Так же, как Юлия Борисовна. Постоянно требуется мне в жизни выход из зоны комфорта. Позади конкурс «Учитель года России» в 2019 году. И здесь тоже увидел рекламу, друзья и коллеги сказали: а почему бы не поучаствовать? Кто-то где-то мне сказал, что за второе место в конкурсе дают путевку на Северный полюс. И тут я понял, что это моя мечта детства голубая.
А. Милкус:
- Географ без Северного полюса как же?
М. Баченина:
- Одно ваше объяснение – шоу само по себе.
Юлия Борисовна, что означает, что ваши уроки – это часто шоу? И почему семья взбунтовалась?
Ю. Симакова:
- У меня предмет один из самых серьезных. Это математика. Но я, как творческий человек, понимаю, что дети не будут воспринимать сухую науку. Она должна быть живой, яркой и красивой. И поэтому я не могу сказать, что у меня спектакли на уроках, но есть ряд методов, приемов, которые я использую в начале урока. Это, например, геометрический театр, когда мы изучаем свойства четырехугольников в сценке, где дети сами играют четырехугольники, озвучивают их свойства. Эта информация воспринимается иначе. Помимо этого, в последнее время у меня появились уроки – математические квесты, в которых дети принимают самое активное участие. На каждом уроке у нас чаще всего происходит что-то необычное, фееричное, похожее на шоу.
Семья взбунтовалась, потому что, если я вовлеклась в творческий процесс, как человек азартный, у меня все силы бросаются на подготовку. Семья очень скучает, когда не видит меня. Если я что-то готовлю, меня просто не видно дома.
А. Милкус:
- А готовить для семьи вы успеваете?
Ю. Симакова:
- Сейчас я редко балую свою семью. В какой-то степени это на пользу. Потому что и муж, и сын научились готовить сам. Муж и так умел, а вот сын научился готовить. И в 12 лет он может уже работать в кафе, мне кажется.
М. Баченина:
- Отличный метод. Павел Евгеньевич, так что с Северным полюсом?
А. Милкус:
- Пока я знаю, что вы были в Якутии. Там тоже холодно.
П. Красновид:
- Завершился проект «Классная тема». Оказалось, что путешествие на Северный полюс так и осталось для меня слухом, ложной путеводной звездой. С другой стороны, я попал в конкурс. Как только завершился учебный процесс в декабре, я взял билеты и в январе улетел в Якутию по полюс холода Северного полушария, где и провел три дня в Оймяконе.
М. Баченина:
- Зачем эта программа нужна? Она полезна? Или это просто шоу ради шоу?
П. Красновид:
- Изначально, если говорить чиновничьим языком, целями программы ставилась популяризация профессии педагога. И показать, цитируя Дмитрия Шепелева, что учитель – это не женщина с пучком на голове, которая поправляет очки на переносице и грозит указкой. А что учителя – это живые люди, которые умеют шутить, умеют смеяться. И при этом в интересной форме подавать необходимый материал. Мне кажется, цель, которая была заявлена, она достигнута. Это не было соревнованием, это было открытием учителей, что учитель тоже человек.
А. Милкус:
- Я с удовольствием посмотрел и предыдущие серии, и финал с блестящими мастер-классами, сделанными по телевизионным законам. Но я точно знаю, что и после вашей программы «Классная тема», и после трансляции мастер-классов финалистов конкурсов «Учитель года» многие родители или учителя смотрят на это и говорят: конечно, так в реальной жизни не бывает. Где бы нам взять такого учителя, который такие замечательные уроки бы проводил каждый раз?
Есть в Белгороде замечательная Юлия Борисовна, есть в Подольске замечательный Павел Евгеньевич. А где на всех креативных учителей набрать?
Ю. Симакова:
- Я с вами не соглашусь. Учителя – очень творческие люди. Все мои коллеги, кого я знаю, у них на уроках тоже происходит много всего интересного. Другое дело, что у учителей не хватает времени. Подготовка яркого урока требует соответствующих временных затрат. И чаще всего это происходит в ущерб своей личной жизни. Но на самом деле, несмотря на все трудности, многие учителя достаточно часто на своих уроках применяют такие методы и приемы, касающиеся театральных постановок, сценок, творческих разработок. Просто большая часть учителей скромно умалчивает свои способности.
П. Красновид:
- Открытый урок и любое такое событие, публичный мастер-класс, в любом случае он демонстрирует концентрацию всего педагогического опыта учителя. Все, что есть у тебя лучшее, ты должен показать. Мы обсуждали это с коллегами: все здорово, ярко, но это один-два раза в год можно сделать. Я согласен. Кто-то мне сказал, что конкурсный урок – это, говоря языком моды, платье от кутюр. Все красиво, все замечательно, но носить каждый день это невозможно. И, наверное, каждый урок таким не должен быть. Конечно, есть уроки, которые требуют более консервативного подхода, основательного, научного. Но есть уроки, в которых можно раскрыть тему совершенно через другие средства и приемы.
М. Баченина:
- А как часто должны быть такие уроки, чтобы ученикам не приелось?
П. Красновид:
- Не могу ответить в процентном соотношении или в количественном отношении. Но это по внутреннему наитию учителя, если тебе тема тоже интересна, если ты способен ее раскрыть таким образом, то надо раскрывать. Тогда это не приестся ни педагогу, ни детям.
А. Милкус:
- В нашем эфире сегодня участвуют ребята из медиа-класса школы 1507 Москвы. Дадим им слово. Ирина Резник-Орская, 10-А класс задает вопрос.
- Вопрос Юлии Борисовне. Некоторые свои задания вы составляете на основе известных фильмов. Подскажите, откуда еще можно почерпнуть идеи для составления программы? И не мешает ли такой подход смотреть фильмы в свое удовольствие? Быть может, вы всегда стараетесь быть начеку, чтобы разглядеть что-нибудь интересное для своих учеников?
Ю. Симакова:
- Конечно, не только фильмы и даже не столько фильмы, сколько практические проблемы. Постоянно в жизни с чем-то сталкиваешься. Например, я шью, я делаю ремонт, и тут возникает идея, что ведь это можно на уроке преподнести абсолютно неожиданным образом. Так у меня родились геометрические математические квесты. Я могу использовать слова из песни, могу использовать тему ремонта, тему раскройки, Яндекс.Карты. Все, что я вижу в жизни, если это как-то соприкасается с темой математики, я стараюсь это сразу повернуть в практическую сторону.
М. Баченина:
- А вам не предлагали блогерствовать? Всем такое хочется показать своим детям, сказать: так вот, математика куда ни глянь. Не просили записать видеоуроки? Это такой стартап.
Ю. Симакова:
- Когда я участвовала в конкурсах, конечно, я записывала и видео, и были победы, когда я сценарии своего квеста отправляла на конкурс. Но в последнее время достаточно часто телевидение стало к нам в гости приезжать. Дети это видят и очень рады, что они видят себя не только на уроках, но еще и по телевизору. Но более масштабных съемок еще не было.
М. Баченина:
- Я знаю, что и математика, и география – это два сложных предмета. Я не то чтобы их сравниваю. Говорят, к математике должны быть способности. Я считаю, к географии тоже должны быть способности. Я впервые в жизни столкнулась с тем, что мой сын-пятиклассник не понял тему по географии. Павел Евгеньевич, вы хоть раз наблюдали благодаря этим элементам шоу, что человек стал понимать и углубляться в географию? Он понял, какая это королева наук.
П. Красновид:
- Множество таких примеров могу привести.
М. Баченина:
- Что вы такого показали, что ребенок сказал: все, это лучшее!
П. Красновид:
- Да хотя бы взять тему транспорта в девятом классе. На уроке можно просто открыть атлас, посмотреть крупнейшие по пассажирообороту, грузооборону аэропорты России, наиболее загруженные порты. А можно воспользоваться онлайн-сервисами и продемонстрировать в режиме реального времени, какие самолеты где находятся в атмосфере над нашей страной, какие корабли сейчас отходят и приходят в порты нашей страны. А затем, работая зумом, мы уменьшаем масштаб и смотрим на весь Земной шар. Понимаем грандиозность морских, авиационных перевозок, их объемы. И тема раскрывается совершенно иначе. Ребенок погружается в географию.
Или когда на уроке, посвященном ледниковому периоду и глобальному потеплению, приходишь на урок с фрагментом бивня и двумя зубами мамонта. Ни один мамонт при этом не пострадал. У нас в школе три прекраснейших музея. Это музей Подольских курсантов, которым я руковожу. Музей природы и музей этнографии и русского быта. У нас музейная педагогика. И такое иллюстрирование уроков географии, истории – это все очень приветствуется.
А. Милкус:
- На больное наступили. Я время от времени провожу собеседования, принимаю дополнительные испытания у абитуриентов, которые поступают на факультет коммуникации и медиадизайна, сейчас он называется факультет креативных индустрий ВШЭ. В памятке для собеседования у нас пишется: определите культурный уровень абитуриента. По моему опыту, процентов 80-85 ребят, которые поступают с хорошими баллами ЕГЭ, абсолютно не знают географию. Причем не только мировую – свою страну не знают. Они не могут назвать пять крупнейших городов на Волге, показать, где Волга находится. Когда их начинаешь стыдить, они говорят: чего вы от меня хотите? У меня пятерка по географии, я ее получил в девятом классе, все забыл.
Что делать? География – серьезный предмет, а к нему во многих школах относятся как второстепенному. Для меня большая личная трагедия, что ребята не знают географию родной страны. Что делать?
М. Баченина:
- Вам не обидно, что Воронеж на Украину переместили британские политики?
П. Красновид:
- Это зарубежные политики. Они меня не интересуют. Действительно, для меня очень обидно сознавать, что мою любимую науку, конечно, каждый кулик свое болото хвалит, но я считаю географию одной из важнейших наук для человека, потому что она формирует кругозор человека– и культурный, и научный, а ее все время отодвигают на второй план. Нас то засунут в общественные дисциплины, то в естественные, никак не определятся. Хотя мы и там, и там должны существовать. Честно говоря, на родительских собраниях, когда возникают вопросы, я говорю: седьмой класс, если вы поедете в Таиланд, окажетесь там в сезон дождей, это будут ваши проблемы, что вы не учили географию седьмого класса и не знаете про особенности климата.
Восьмой и девятый класс посвящены географии России. Каждому из нас, чтобы называться народом, а не населением, нужно знать язык родной страны, историю родной страны, литературу родной страны и необходимо знать географию. Тогда мы из населения становимся народом. И поэтому восьмой и девятый класс, конечно, у меня дети жалуются, ревут, но я категорически строг.
М. Баченина:
- Мне всегда была интересна география планеты. А как преподавали географию родной страны – скучно было.
П. Красновид:
- Жалуются и мои дети, воют от контурных карт. Я очень консервативный в этом направлении. И при выполнении контурных карт все по старинке у нас. Но пока эта моторика развивается, их зрительная память развивается, пространственное мышление при работе с картой. Я на этом как стоял, так стоять буду.
Не соглашусь, что география России скучная. Сколько иллюстраций мы приводим на уроке, даже не фотографии уникальных объектов и красоты нашей страны и ее природы, но и, в том числе, стихи, художественные произведения привлекаем, и песенные произведения. Вы уже упомянули прекрасную русскую реку Волгу, как не вспомнить и не прослушать фрагмент Людмилы Георгиевны Зыкиной «Издалека долго течет река Волга». А еще это под видеоряд. А потом можно перейти к проблемам экологическим Волги. Огромное количество информации, тот кругозор, который необходим человеку. И его формирует география.
А. Милкус:
- Вопрос только в том, как увеличить количество географов и часов на географию.
М. Баченина:
- Вы столкнулись с мемом, когда «Географ глобус пропил» стал очень популярным произведением после выхода фильма?
П. Красновид:
- Фильм смотрел, не могу сказать, что понравился. Книгу не читал. Но люди советуют прочитать книгу. Когда я говорю, что географ, мне отвечают: а, это который глобус пропил? Я говорю: мне очень повезло, я работаю в своей родной школе, где на четвертом этаже стоит глобус диаметром 1,8 метра. У меня никакого здоровья не хватит, чтобы его пропить. Я со своим глобусом останусь.
А. Милкус:
- Вопрос задает Кирилл Антоненко.
- Павел Евгеньевич, по моим наблюдениям и даже по моему опыту, сейчас отношения между учеником и учителем становятся очень близкими, можно сказать – дружескими. Но как сохранить эту тонкую грань между наставником и учеником? И стоит ли вообще ее сохранять?
П. Красновид:
- Никакого панибратства никогда учитель допускать не должен. Это мое твердое убеждение. Но при этом быть человеком, быть другом, быть товарищем и уметь подставить плечо учитель должен. И должен это делать. Быть человеком, с которым можно поговорить, в том числе по душам. Быть человеком, с которым можно обсудить какие-то проблемы и вопросы по принятию решений.
М. Баченина:
- Каждый из вас, Юлия Борисовна и Павел Евгеньевич, находится по свою сторону – точная наука и гуманитарная.
А. Милкус:
- Почему география гуманитарная?
М. Баченина:
- Потому что так большинство считает. Действительно ли можно делить детей на гуманитариев и тех, кто склонен к точным наукам? И в каком возрасте?
Ю. Симакова:
- Я бы сказала, что не совсем согласна, что нужно человека разделять на гуманитария и технаря. Я до сих пор не могу понять, чего во мне больше – литературы или математики. Мне кажется, определенный культурный уровень должен иметь каждый человек. А с учетом профессиональной составляющей, когда ребенок начинает задумываться, кем он хочет быть, какие предмету ему для этого пригодятся, в этом случае, думаю, оправданно углубление каких-то предметов – технических, точных или гуманитарных.
М. Баченина:
- А в каком возрасте задумывается ребенок?
Ю. Симакова:
- Дети задумываются по-разному. Здесь нельзя всех под одну гребенку. Кто-то с детства знает, что будет врачом, например. А кто-то и в одиннадцатом классе еще мечется и не может никак определиться. С другой стороны, ребенок уже где-то класса с седьмого чувствует, что ему лучше удается и что ему больше нравится. У меня были разные классы. Например, углубленное изучение математики с пятого класса. Наверное, это лучше, потому что дети раньше начинают углубляться, разбираются, усваивают лучше. Но осознанный выбор, мне кажется, не раньше 7 класса можно сделать.
П. Красновид:
- Абсолютно согласен, что нельзя делить на черное и белое, на физиков и лириков, на технарей и гуманитариев. Работа учителя, работа школы направлена на всестороннее, гармоничное развитие личности, мы не можем лишать ребенка изучения литературы и русского языка в угоду физике или математике. Конечно, он выбирает. У нас 10-11 классы учатся по индивидуальным учебным планам. И у них идет углубленное изучение тех предметов, которые они выбрали для более детальной проработки. В то же время у них остаются остальные предметы на базовом уровне. И это я считаю необходимым.
Я себя тоже не могу разделить. Потому что по образованию я учитель географии, биологии и математики. А по первому образованию я и вовсе географ-геоморфолог, палеогеограф.
А. Милкус:
- Александра Сухих, 11-А класс.
- Юлия Борисовна, как в школе, преподнося знания на базовом уровне и повторяя из года в год одни и те же вещи, сохранить страсть и интерес к своему предмету?
Ю. Симакова:
- Не соглашусь с тем, что одно и то же каждый год. Я не спорю, что у нас ступенчатое образование, темы мы повторяем циклично. Но с каждым годом добавляется что-то новое. Я не могу дать однозначного рецепта для всех. У меня обычно уроки строятся, исходя из каждого класса. Я понимаю, какой это класс, какие интересы у детей, чем они увлекаются. И отсюда у меня уже строится урок. С кем-то мы можем строить красивое здание с куполом на базовом уровне и определять площади фигур. А для кого-то будет интереснее устроить танец парабол.
Как говорил Шаталов, учитель должен чувствовать, как учится ученик. Я бы сказала, что я чувствую своих детей, понимаю, что им будет интересно. Иногда не стесняюсь спросить. Я очень часто делаю опросы, чтобы для себя почерпнуть круг интересов детей. И отсюда уже строится урок. Так удается поддерживать интерес.
М. Баченина:
- А с чего нужно начинать? Для меня сейчас одинаково важно, чтобы мой сын увлекся и математикой, и географией. Как увлечь предметом?
Ю. Симакова:
- В Москве есть замечательные музеи. Например, «Экспериментаниум» или Музей математики. Есть замечательный сайт «Математические этюды», где математика соединяется со всеми предметами. И география с математикой – великолепный коктейль. Недаром сейчас очень актуально направление – функциональная грамотность. Это задания, которые вмещают в себя несколько предметов. В том числе математика-география, когда идет расчет путешествий, некоторых нюансов. И ребенок сразу видит, как в географии применяются знания по математике. Как рассчитать высоту подъемника или скорость, или когда человек окажется в определенной точке мира.
М. Баченина:
- А как еще это может использоваться в компьютерных играх.
А. Милкус:
- Задаст вопрос Анна Агафонова.
- Юлия Борисовна, что делать тем детям, которые решили, что они совсем не понимают математику?
Ю. Симакова:
- От вас никто не требует олимпиадного уровня математики. А на бытовом элементарном уровне, думаю, знания по математике нужны каждому человеку. По крайней мере, в дальнейшем по жизни. Ты же должна будешь посчитать зарплату свою, своего мужа, бюджет семьи. В конце концов, как девочка стильная, современная, тебе так или иначе придется сталкиваться с макияжем. А как же ты без математики рассчитаешь идеальное расположение линии бровей. Вы знаете, что великолепные брови визажисты делают благодаря золотому сечению. То же самое касается и одежды – расчет пропорций. Без математики никак. Поэтому самые элементарные знания, конечно, нужны.
Если старшеклассники боятся математики, значит, в какой-то момент вы просто потеряли нить понимания. В математике все легко и просто. Но нельзя сложные проблемы оставлять. Нужно разобраться. Если вы разобрались – все легко и просто. И не будет вот этого снежного кома непонимания. Самый минимум, я думаю, нужен любому человеку.
М. Баченина:
- Павел Евгеньевич, если бы перед вами поставили задачу объяснить родителям, как нужно вести себя в отношении географии и других наук?
П. Красновид:
- Ни в коем случае на месте родителей я бы не формировал, а если уже сформировалось у ребенка, ни в коем случае бы не способствовал разделению предметов на основные и второстепенные. Никогда. Потому что ребенок в пятом классе, мы уже говорили с вами про профориентацию. Я не знаю, кто передо мной сидит в кабинете. Быть может, здесь сидит будущий глава государства или глава правительства. Я не могу одним дать больше материала, другим дать меньше. Потому что я не знаю, в каком из классов кто будет сидеть. Ребенок в любом случае должен получать разностороннее развитие. Это мое убеждение.
А. Милкус:
- Нет детей, неуспешных в математике или в русском. Есть дети, которым просто не повезло с учителем. Не делите, дорогие родители, детей. Вот мой гуманитарий, он математику не понимает. Неправда, это не так. Гармоничный современный человек должен и может знать все, что касается нашей жизни. А это разные предметы. Просто не повезло с учителем. Но я надеюсь, что большинству будет везти. А программа «Классная тема» как раз и будет стимулировать учителей развиваться.
У нас еще Варвара Бабуева, 11-А, школа 1507.
- Павел Евгеньевич, профессия школьного учителя постепенно лишается своей привлекательности. Что может перевесить на чаше весов при выборе профессии в сторону школьного преподавателя?
П. Красновид:
- Прежде всего, не буду изобретать велосипед. Профессия учителя во многом не является престижной из-за уровня заработной платы. Но при этом все равно учитель остается авторитетом и для детей, и для родителей. Увеличение заработной платы привлечет новых людей в профессию. Обращусь к своему опыту и к своей школе. У нас 135 человек в коллективе. Мы школа подмосковная, Подольск граничит с Москвой, где уровень зарплат совершенно иной. И многие учителя из Климовска ездят в Москву работать. 41 человек в нашем коллективе – выпускники школы, то есть почти треть. Это чувство любви к этим стенам. Мы работаем со своими же учителями, которые уже стали коллегами. Для выбора профессии учителя самое главное – понимать, прежде всего, чтобы быть учителем, надо любить тех, кому преподаешь, и любить то, что ты преподаешь. Считаю, что светлое чувство любви – самый главный мотиватор в жизни, на нем и должно быть основано любое учительство.
М. Баченина:
- Но в учительской профессии выгорание быстрее, когда это не подкреплено финансами. Как здесь быть? На энтузиазме далеко не уедешь.
Ю. Симакова:
- Я бы добавила следующее. Еще ни в одной другой профессии этого нет, профессия учителя очень творческая. Этот азарт, чувство того, что ты что-то сделал, и это принесло такое удовлетворение, меня это очень выручает. У меня две профессии. Был период, когда я работала инженером, уйдя из школы. И я не могу сказать, несмотря на то, что мне все удалось, я себя реализовала, но все равно этого чувства праздника, творческого открытия не было в профессии инженера. Для тех, кому важно окружение, драйв, чувство постоянного праздника, сменяемости декораций, наверное, тот, кто творческий человек и жаждет реализоваться в творчестве, то стоит идти в педагогический вуз. Такого удовлетворения своих творческих потребностей вы не найдете ни в одной профессии, на мой взгляд.
М. Баченина:
- У Варвары есть еще один вопрос.
- Юлия Борисовна, что вы чувствуете, когда понимаете, что ребенок по-настоящему загорается вашим предметом?
Ю. Симакова:
- Это большое профессиональное счастье. Особенно оно ощущается, когда у ребенка отвращение к математике, и ты начинаешь с ним работать. И в какой-то момент понимаешь, что наступил абсолютно другой процесс. Ребенок открыл для себя математику. Для меня это чувство профессионального счастья. Есть дети, которые любят математику, идут дальше, выше. И счастье для учителя, когда ученик превзошел его. Как бы не были важны для нас деньги, финансовая составляющая, все равно такого счастья от денег ты не получишь.
М. Баченина:
- Вас, наверное, на части рвут: позанимайтесь с моим ребенком! А давайте вы онлайн будете у нас преподавать. А репетитор? Как изменилась жизнь после того, как вы стали творчески и неординарно подходить к своей работе, и после участия в программе?
П. Красновид:
- Я не могу сказать, что у меня с «Классной темой» что-то изменилось. У меня все это идет шлейфом, начиная с 2018 года, когда победил в областном подмосковном конкурсе «Учитель года», а затем был в пятерке российского конкурса. Я уже три года живу в бесконечном драйве – педагогическом, профессиональном, даже гастроли педагогические. Рвут на части. Но при этом понимаю, что от школы я никуда никогда не уйду.
По поводу репетиторства могу сказать, что за двенадцатый год работы я ни разу этим не занимался.
М. Баченина:
- Не хотите подтягивать людей по географии?
П. Красновид:
- Блоги вести можно, но к репетиторству я отношусь как-то… Не лежит у меня душа к этому.
Ю. Симакова:
- Я примерно в такой же ситуации, как Павел Евгеньевич. Когда я в 2018 году победила на конкурсе #Учитель от «Рубаков Фонда», потом у меня была магистратура в Москве. И сказать, что я отдыхала, нельзя. С тех пор началась активная жизнь. Я постоянно где-то участвую, куда-то езжу, принимаю участие в проектах. На дополнительные заработки у нас просто не хватает физически времени. Я тяну практически двойную нагрузку – учителей не хватает.
Конечно, многие родители обращаются, просят. Но я работала в одной школе, которая имела статус автономной, у меня был опыт, когда я организовывала курсы, были желающие.
М. Баченина:
- Я вам желаю, чтобы вас на все хватило. Чтобы здоровья, времени хватило. И на борщи, если захочется, и чтобы торт испечь с вишенкой на нем.
А. Милкус:
- А у меня обращение к другим учителям. Участие в таких конкурсах очень важно для развития учителя. Не стесняйтесь, принимайте участие. Сейчас идет Год педагога и наставника. Конкурсов будет много. И для предметников, и для воспитателей. Обращайте на них внимание. Участвуйте активно. Это для вас очень интересный опыт.