Всероссийский конкурс учителей частных школ: почему родителям школьников может быть интересно наблюдать за его участниками
М. Баченина:
– Здравствуйте, уважаемые зрители, наши уважаемые слушатели! Меня зовут Мария Баченина. В эфире «Родительский вопрос». Сегодня хотим поговорить о Всероссийском конкурсе учителей частных школ, который называется «Вклад учителя-2023». В первую очередь нас интересует, почему родителям школьников может быть интересно наблюдать за его участниками.
Мы пригласили к разговору организаторов Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя» – учредителя и директора частной школы «Феникс» (г. Москва) Татьяну Ивановну Есину. Татьяна Ивановна, здравствуйте, добро пожаловать!
Т. Есина:
– Здравствуйте!
М. Баченина:
– Также у нас в гостях соорганизатор конкурса «Вклад учителя», директор московской частной школы «Новый взгляд» Александр Владимирович Кузьмин. Александр Владимирович, здравствуйте, добро пожаловать!
А. Кузьмин:
– Добрый день!
М. Баченина:
– Всероссийский конкурс учителей, учителей частных школ «Вклад учителя-2023» – это уже третий сезон конкурса. Расскажите нам, пожалуйста, о нем и о том, почему наблюдать за участниками конкурса может быть полезно для родителей школьников.
Т. Есина:
– Ну, можно начать с того, вообще зачем этот конкурс замышлялся. Один из моментов, одна из целей нашего конкурса – это было развеивание мифов о частном образовании в принципе. У родителей их достаточно много. Несмотря на то что частное образование в России существует уже больше 30 лет, частные школы, частные вузы, все равно существуют некоторые мифы о, скажем так, неправомерности выставления оценок, о каком-то тепличном ощущении, отношении к детям внутри коллектива. И конкурс в первую очередь создавался, чтобы как можно больше людей узнавало о том, кто такие учителя частных школ, кто такие вообще частные школы, что это такое, что мы не инопланетяне, это такие же педагоги. И родителям в первую очередь будет интересно, если есть желание и возможность обучения детей в частной школе, чтобы родители понимали, что частная школа – это такая же школа, также под департаментом образования, те же образовательные стандарты, просто немножко другие условия. И что наши учителя - они такие же, а может быть, даже немножко интереснее.
М. Баченина:
– Александр Владимирович, есть что добавить?
А. Кузьмин:
– Да, есть, по крайней мере еще три причины, почему родителям было бы интересно наблюдать за нашим конкурсом. Ключевым испытанием нашего конкурса является образовательное событие, в котором могут принимать участие в том числе и родители. Мы декларируем, что школа открыта для родителей, и хотим продемонстрировать, как родители могут принимать участие в жизни школы. Это во-первых.
А во-вторых, образовательное событие непосредственно связано с формированием личности ребенка. И если родители будут наблюдать за деятельностью наших конкурсантов, то они познакомятся с образовательным событием как технологией, и вполне возможно, что в своей жизни, при воспитании ребенка смогут ее использовать в тех или иных случаях.
Наконец, третье. В этом году мы решили посвятить наш конкурс формированию жизненно важных навыков школьников. Мне кажется, что родителям будет небезынтересно узнать, какие практические навыки сейчас востребованы в современной жизни и при помощи каких инструментов их можно развивать.
М. Баченина:
– Расскажите нам об учителях, которые стали финалистами и победителями конкурса в предыдущих двух сезонах. Чем они отличаются от большинства, какие, может быть, личные, профессиональные качества в них преобладают?
Т. Есина:
– Ну, наверное, первое, что в них точно есть, это отсутствие страха. Потому что принять участие в конкурсе, выйти в финал и со сцены читать педагогический стендап, для этого действительно надо перестать бояться. Второе, что точно мы очень ценим в учителях, и у нас на каждом этапе конкурса есть такой критерий оценки, это чувство юмора. Потому что я полностью уверена, что учитель, не имеющий чувства юмора, это плохой учитель. Потому что многие жизненные ситуации, ситуации с детьми можно решить за счет перевода истории, скажем так, в степень шутки.
А. Кузьмин:
– Я называю учителей, которые принимают участие в нашем конкурсе, учителями-предпринимателями. Это учителя, которые готовы что-то предпринять. Они не только способны генерировать нестандартные идеи, но самое главное, что они готовы выступить с инициативой и воплотить ее в жизнь ради позитивных изменений в окружающем мире. Я бы так это описал.
М. Баченина:
– Отлично. Меня это очень бы заинтересовало как учителя. Серьезно, Александр Владимирович. Скажите мне, пожалуйста, Татьяна Ивановна, Александр Владимирович, вот вы оба – директора частных школ. Участвуют ли в конкурсе ваши учителя? Не боятся ли директора других частных школ, скажем так, отпускать лучших своих педагогов участвовать в этом конкурсе?
Т. Есина:
– Первое. Что самое интересное, у нас согласие директора на участие педагога в конкурсе не требуется. То есть педагог принимает решение исключительно сам. Наши учителя – да, участвуют. И это большой плюс для школы, потому что в школе начинает бурлить жизнь. Но нашим учителям (по крайней мере, которые в нашей школе), им сложнее. Потому что если в других школах, для того чтобы провести образовательное событие, директор подключается к этой истории, как-то помогает, то мы не отвечаем ни на какие вопросы. То есть приходит учитель, говорит: «Как сделать лучше?», я говорю: «Не знаю. Как считаешь правильным». То есть мы…
М. Баченина:
– «А вы кто?» Такой вопрос: «Простите, а вы кто?» Понятно.
Т. Есина:
– То есть мы не подсказываем ничего, потому что мы не имеем на это просто морального права. То есть нашим учителям, наверное, сложнее. Мы максимум можем принимать участие в проводимых образовательных событиях, это как члены жюри, например, или что-то вот такое, беспристрастное. Так что нашим сложнее, но они участвуют. И для школы это большой плюс, потому что начинается взаимодействие учителей между собой, взаимодействие детей, родителей, то есть всего школьного сообщества.
М. Баченина:
– Александр Владимирович?
А. Кузьмин:
– Я считаю, что любой директор должен быть заинтересован в участии своих учителей в профессиональных конкурсах. Потому что конкурс – это мощнейший инструмент профессионального развития педагога. После конкурса учитель возвращается в школу не только с новыми идеями, подсмотренными фишками, но он возвращается, повысив свою квалификацию. Потому что конкурс требует от педагога такой усиленной работы, рефлексии. А педагогическая рефлексия лежит в основе учительского мастерства, я считаю. Кроме этого, надо сказать, что наш конкурс отличается от других тем, что это не просто конкурсное испытание. На протяжении нескольких месяцев мы ведем образовательные вебинары для всех участников, не только тех, кто проходит в следующие этапы. Мы – я имею в виду ведущих экспертов в области российского образования. И мы обсуждаем с учителями такие очень практико-ориентированные и важные моменты в области школьного образования.
М. Баченина:
– У вас сложились некие впечатления или, давайте так скажем, есть ли у вас наблюдения, как и чем отличается частная школа, в которой работают участники и победители конкурса, от школ, чьи учителя пока не принимали участия в конкурсе?
Т. Есина:
– Сложно сказать, потому что мы не знаем те школы, учителя которых не принимали участия в конкурсе. На самом деле как раз тоже одна из целей нашего конкурса – это было узнать частные школы, чтобы они между собой начали как-то взаимодействовать и общаться. Ну, например, была история, когда участница сошла с этапа, потому что просто ее реализацию образовательного события в ее школе не поддержали. То есть наши участники отличаются точно тем, что они имеют поддержку среди педагогического коллектива, среди руководства в своей школе. То есть это такой тандем, взаимодействие внутри школы всей. Поэтому рассказать о тех, кто не принимали, сложно. Те, кто принимали, это общее дело.
А. Кузьмин:
– Мы очень заинтересованы в подключении новых школ-участниц к нашему конкурсу. Потому что наша главная цель, такая сверхзадача – это создание сообщества учителей частных школ, сообщества частных школ, чтобы частные школы не чувствовали себя на обочине образовательного процесса. На самом деле частные школы – это флагманы образования.
М. Баченина:
– Татьяна Ивановна, вы сказали, что цель – это взаимодействие частных школ друг с другом, чтобы могли узнать друг друга и подружиться. А как же конкуренция? Наоборот, нужно все секреты хранить друг от друга, фишки, эти идеи, которые генерируются. Разве не так?
Т. Есина:
– Совсем не так. Знаете, это было давно, когда частные школы, наверное, только открывались. Сейчас история совершенно другая. Мы стараемся взаимодействовать, проводить какие-то совместные мероприятия, ездить друг к другу в гости, узнавать друг о друге. Потому что каждая частная школа, которая сейчас существует на рынке частного образования, у нее есть своя целевая аудитория, своя фишка. И мы уже не конкурируем за детей или за родителей, мы просто понимаем, зачем и ради чего мы работаем. И есть наши родители, а есть не наши родители. Поэтому конкуренции в этом вопросе точно быть не может.
А. Кузьмин:
– Ну я тут не соглашусь. Потому что конкуренция чрезвычайно важна. Мы должны себя с кем-то сравнивать. И в этом конкурсе, получается, и учителя, и школы сравнивают себя с лучшими. Этот конкурс устанавливает очень высокую планку. Если такой планки не будет, то школе будет очень сложно развиваться, как и учителю на самом деле.
М. Баченина:
– Татьяна Ивановна что-то хотела сказать в ответ.
Т. Есина:
– Просто это не совсем про конкуренцию, это про развитие школы, это про взаимодействие и сравнение. Да, однозначно, не зная школы, не понимаешь, что происходит у других. Потому что однозначно это надо знать, чтобы развиваться дальше.
М. Баченина:
– Но самое главное незнание возникает для родителей. Я вам говорю как родитель. Где нам, родителям, можно узнать, учителя каких школ участвовали в конкурсе и какое место заняли? Ну, допустим, от этого оттолкнуться при выборе частной школы.
Т. Есина:
– Ну, у нас есть сайт https://uchitel.top, у нас есть группа в ВК. У нас есть много видео с церемонии награждения, с педагогического стендапа, с финала, видеоролики, которые снимали педагоги, на YouTube-канале. Так что мы очень открыты как раз для всех. У нас даже есть такая роль наблюдателя, где любой человек может войти в конкурс, наблюдать за его проведением, наблюдать за работой жюри, участвовать в этих обучающих вебинарах, подключаться к ним. Поэтому роль наблюдателя, она тоже очень интересная, для родителей в том числе.
М. Баченина:
- Я узнала о том, что (вы уже об этом упомянули) это конкурс, который первый в России ввел в качестве испытания педагогический стендап. Что это такое, расскажите нам, пожалуйста.
Т. Есина:
– Ну, во-первых, педагогический стендап – это технология. То есть этой технологии наши финалисты обучаются на протяжении четырех дней. И дальше они выступают со своими текстами уже перед членами жюри. Действительно, есть обучающие технологии, но уметь пошутить педагогу над собой, над происходящим вокруг – это очень тонкая история, очень интересная. Интересная и для работы в том числе, и многие педагоги потом используют эту технологию именно на уроках.
А. Кузьмин:
– Там же не только шутки, в стендапе. На самом деле это такой очень мощный, сложный, рефлексивный процесс. Потому что учителю необходимо создать текст о своей профессиональной деятельности, то есть посмотреть в прошлое, что было сделано, и отнестись к этому так критично, я бы сказал. Критично, с определенной долей иронии. Всему этому учат профессионалы.
Т. Есина:
– Просто к этому тоже проблемный подход. Потому что выявить проблематику, о которой ты будешь говорить, это тоже не так просто.
М. Баченина:
– Да вообще, мне кажется, это очень непросто и может даже отпугнуть действительно хороших педагогов, профессионалов своего дела. Потому что это некое чувство юмора (ну не некое, а в принципе чувство юмора), о котором вы, Татьяна Ивановна, упомянули, что без оного хороший педагог не может состояться, вы знаете, оно внушает неуверенность в себе. Я вот, например, не могу так взять и шапкозакидательно заявить: «А у меня есть чувство юмора». Но это же видно со стороны. Вот как тут быть? Ведь это не исключает профессионализм с моей стороны, допустим, так.
Т. Есина:
– Не исключает, но и не добавляет, скажем так.
М. Баченина:
– Какие вы строгие судьи. Невозможно…
Т. Есина:
– Кстати, в конкурсе мы вообще не судим и никак не принимаем участия… Нет, понимаете, многие истории, которые происходят внутри класса, внутри школы, они чаще нивелируются с использованием шуток и перевода этой истории в юмор. И с детьми это намного проще. Человек, который улыбается, умеет улыбаться, ему проще войти в коллектив, войти в класс. Поэтому без этого нам, педагогам, вообще никак.
М. Баченина:
– А когда состоится следующий вот этот педагогический стендап и где можно будет его посмотреть?
Т. Есина:
– 13 мая, суббота. Это будет трансляция в официальной группе ВКонтакте, и потом уже будет выложено видео в YouTube.
М. Баченина:
– А какой стимул принимать участие в этом конкурсе для учителей, тем более если они не являются посланниками той или иной школы, а это их самостоятельное решение?
А. Кузьмин:
– Есть материальный стимул. Победители получают денежный приз. Есть стимул профессиональный. Участники конкурса могут принять участие в тех обучающих вебинарах, о которых я говорил. Есть стимул эмоциональный. Кстати, участие в конкурсах помогает предотвратить профессиональное выгорание. Есть стимул пообщаться с коллегами со всей страны. Ведь у нас участники – от Калининграда до Находки. Во всяком случае, такая картина была в прошлом году, а в этом году география ширится. Я знаю, что у нас впервые появился участник из Улан-Удэ.
М. Баченина:
– А помогает ли этот конкурс искать новые таланты, которые пока вне вашего поля зрения находятся, может быть, они работают в обычных государственных школах? Вот такие истории случались?
Т. Есина:
– У нас случалась интересная история. Ну, вообще, если говорить про кадровые истории, конкурс совсем не затевался для того, чтобы переманить кадры, это факт. И таких историй за три года существования конкурса ни разу не происходило. Произошла совершенно обратная история, когда Юля, она наблюдателем была, работала в государственной школе. После этого она перешла в частное образование. То есть из госсистемы в частное, поняв, что тут не страшно и тоже интересно. Ситуация, что кто-то из своей школы уходил в другие частные школы, такого не было. То есть все остаются у себя, и есть такое рвение развивать свою школу.
А. Кузьмин:
– Я тут не соглашусь. Участники конкурса получают объективную картину о рынке частного школьного образования в России. Мы же открыты, мы же рассказываем о разных школах, и мы начинаем общаться. Здесь, может быть, речь идет не о переманивании, а о помощи в изменении своей карьеры. Появляются какие-то вакансии в школах, эти вакансии объявляются в наших чатах, группах, люди реагируют, принимают решение, оставаться ли им в своей школе, в своем регионе или, может быть, переехать. Я должен сказать, что академическая мобильность чрезвычайно важна для педагога. Лично я 13 лет проработал в маленькой школе под Петербургом и понял, что мне в том пространстве стало тесно. Если бы я не был знаком с участниками конкурса, с директорами разных школ, мне бы было очень сложно принять решение, куда дальше двигаться, куда дальше ехать. Я думаю, что наш конкурс помогает развиваться педагогам и в этом направлении.
М. Баченина:
– Да, это очень весомый, на мой взгляд, аргумент. Александр Владимирович, вы чуть выше рассказали о том, кто такие эти учителя, и сказали такую фразу, что это учителя, которые способны генерировать идеи. Меня, честно говоря, зацепило это словосочетание – генерация идей, особенно когда мы существуем в рамках стандарта обучающего в государственных школах. И я хотела задать вам вопрос – и вам, Александр Владимирович, и вам, Татьяна Ивановна, о том, что означает вообще фраза «генерировать идею», иметь какие-то свои фишки? Ну на примере. Очень хочется услышать хотя бы что-то, что даст понимание.
А. Кузьмин:
– Смотрите, учитель – довольно сложная профессия, потому что мы имеем дело с развитием ребенка. Никто еще не сформулировал готовых рецептов по развитию каждого конкретного ребенка. И учитель в своей практике ежедневно сталкивается с какими-то вопросами, а то и проблемами, связанными с образованием и развитием ребенка. И каждый день он должен продумывать и придумывать, а что же он будет делать, для того чтобы достичь тех или иных образовательных результатов, или решить какое-то затруднение, или восполнить дефициты ребенка. Почему образовательное событие у нас в центре конкурса? Потому что это очень емкая технология. Вот из моей практики. У нас дети-пятиклассники никак не могли справиться с темой «Проценты». Сложная тема для пятиклассников. И здесь помогло образовательное событие, которое было организовано при помощи детей, которые сумели освоить эту тему. Мы придумали такую игру «Лукавые проценты». Это помогло сдвинуть с мертвой точки освоение этой темы. Там что-то в них щелкнуло в результате взаимодействия, в результате совместного планирования этой игры, и процесс пошел дальше. Могут быть какие-то проблемы в коллективе, связанные с взаимопониманием, и образовательное событие тоже способно решить эти проблемы. И образовательное событие, оно основывается на какой-то новой идее. Эта идея рождается в результате совместного обсуждения с детьми, с родителями. И первое, что мы просим участников, это описать идею вашего события, вот опишите идею…
Т. Есина:
– Хочу немножко добавить. Наш конкурс является некоторым пинком для генерации этих идей. Помимо того что у нас конкурсанты пишут образовательное событие, они реализовывают образовательное событие не по своему сценарию. Рандомно распределяются сценарии образовательных событий. Например, учителю русского языка может попасться образовательное событие, который написала информатика. Такие истории были.
М. Баченина:
– Это что за подстава, как говорят школьники?
Т. Есина:
– Да.
М. Баченина:
– А как так-то?
А. Кузьмин:
– Это не подстава. Мы же… У нас конкурс – курс повышения квалификации. И вот это задание, оно нацелено на развитие гибкости мышления педагога.
М. Баченина:
– Мне кажется… Я скажу, наверное, очевидную вещь. Что еще тут прослеживается эта так называемая кросс-предметная история, когда один предмет, он не может не сочетаться с другим. А когда школьникам показывают это сочетание, и когда… Ну, допустим, что математика всюду вокруг нас, школьник начинает понимать, что очень важно, зачем он учится, что это не просто его обязанность – ходить в школу каждый день, отбыть эту 10- или 11-летку, а он начинает понимать, зачем это, почему это. Мне вот в этом видится одна из самых больших и важных целей вообще всего того, чем занимаются педагоги (в первую очередь, а не учителя). Вы согласны со мной (я вот тут с родительской стороны выступаю с шашкой наголо)? Или это не самое главное? Скажите, пожалуйста, уважаемые педагоги.
А. Кузьмин:
– Совершенно верно, междисциплинарность в ближайшие десятилетия будет лежать в основе любой образовательной программы. Это требование современности – междисциплинарность.
М. Баченина:
– А удается нам на данном этапе, на сегодняшний день как-то достичь тех самых событий, которые дают понимание, что это такое для школьника (да и для многих родителей, которые просто живут свою жизнь и не совсем погружены в эту тему)? То есть с помощью этих событий (то, что вы называли событиями) это возможно достичь?
Т. Есина:
– Когда мы придумали конкурс первый раз, у нас была история, как это оценить. То есть как понять, что достигнут результат этого образовательного события, которое задумывалось педагогом, или не достигнут. И провести открытый урок, то есть на камеру снять его, это может каждый учитель. Но самое интересное, что после всего этого события останется у детей, какое участие они принимали, как они помогали в организации, что они запомнили. Ну какие-то такие элементарные вопросы. И этот этап конкурса оценивается по интервью с участниками события.
М. Баченина:
– А, то есть с теми, кого вовлекали в этот процесс.
Т. Есина:
– Да. Нам неинтересно, что скажет педагог о том, как красиво он все это проводил, для этого он, слава богу, хорошо учит. Нам интересно, что в результате осталось у детей. И обычно интервью проводят минимум через три дня.
М. Баченина:
– Спасибо вам большое, уважаемые учителя. Ну правда, было очень интересно. Я еще раз с удовольствием вас представляю. В гостях у нас сегодня, уважаемые зрители и слушатели, была организатор Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя», учредитель и директор частной школы «Феникс» из Москвы Татьяна Ивановна Есина. Спасибо вам большое, Татьяна Ивановна. И соорганизатор конкурса «Вклад учителя», директор московской частной школы «Новый взгляд» Александр Владимирович Кузьмин.
Спасибо огромное! И удачи вам с конкурсом, а также с учениками, ну и вообще со всем вашим благородным и очень важным делом. Благодарю вас.
Т. Есина:
– Спасибо большое.
А. Кузьмин:
– Спасибо вам.