Учитель-стендапер рассказал, можно ли совместить юмор и дисциплину в классе

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>
Мария Баченина и Александр Милкус вместе с историком, стендапером и победителем всероссийского конкурса «Вклад учителя!» Юлией Садыковой обсуждают, можно ли шутить со школьниками и вообще, как говорить с подростками на уроке так, чтобы они поняли

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья, в эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус.

А. Милкус:

- Здравствуйте.

М. Баченина:

- А в гостях у нас сегодня учитель истории, учитель стендапер, заместитель директора по воспитательной работе «Новошкола» Юлия Садыкова. Юлия Наилевна, а вас как можно, по имени-отчеству или просто Юлия, учитывая, что вы такая прекрасная молодая женщина?

Ю. Садыкова:

- Я думаю, что сегодня мы будем с вами строить диалог только по имени.

М. Баченина:

- Очень приятно. Добро пожаловать.

Ю. Садыкова:

- Здравствуйте.

А. Милкус:

- А я все равно хочу Юлию представить по-другому. Юлия еще и победитель конкурса «Вклад учителя». Это такой очень важный конкурс для учителей частных школ, и Юля там победила, между прочим, со своим стендапом.

Ю. Садыкова:

- И не только.

А. Милкус:

- Да. И кто-то нас смотрит и видит, а кто-то только слышит, и никто не видит, к сожалению, потрясающей обворожительной улыбки Юлии Садыковой. Потрясающая вещь! Юлия появляется на сцене, в классе – и сразу же какая-то вот такая теплая аура и веселая возникает. Поэтому Юлия Наилевна, вот будем так обращаться к вам сейчас, скажите мне, пожалуйста, может ли учитель быть таким вот веселым, разбитным, активным и т.д.? Тем более, замдиректора по воспитательной работе? Учитель должен быть серьезным, угрюмым, чтобы его боялись, или, по крайней мере, боялись и уважали. А как вас бояться? Вы же веселая, яркая и обаятельная.

Ю. Садыкова:

- На самом деле, я не согласна с тем, что учитель должен наводить страх на учеников. Потому что в первую очередь дети должны приходить в школу все-таки с некоей любовью, с желанием учиться, а это желание учиться как раз таки дает учитель. И вот когда ученик заходит в класс, где сидит угрюмый учитель, ну, о каком предмете вообще может идти речь? Он видит злое лицо и, естественно, он начинает бояться – не дай бог, меня спросят. Поэтому всегда, каждое утро я начинаю с того, что я встречаю свой класс – я являюсь классным руководителем 6-го класса – и я понимаю, что их нужно встретить с улыбкой. Потому что как день начнется, так он и продолжит. Но всегда ли нужно улыбаться и всегда ли нужно шутить? Конечно же, нет. Бывают очень важные и серьезные моменты, вопросы, события, где требуется уже более серьезное лицо и, конечно же, дети понимают, что во всем есть границы и мы эти границы с ними учимся выстраивать, потому что не всегда юмор уместен, есть, например, если это подготовка к экзаменам, то к ней необходимо подходить уже серьезно и тогда включается такой более официальный, деловой мой внешний вид. А вообще, да, я считаю, что детям нужно улыбаться. И они будут улыбаться в ответ.

М. Баченина:

- Юль, а с чего все началось? Ну, жутко интересно, правда. Ведь вы не поступали в педуниверситет, в пединститут (неважно), с мыслью о том, что я буду такой веселой учительницей, такой Мэри Поппинск, с которой детям всегда весело и прекрасно. В какой момент это случилось? Почему это произошло?

А. Милкус:

- Да. И вообще, кто и когда вам разрешил шутить?

Ю. Садыкова:

- Вообще, я думаю, что учительство приходит по призванию или, когда у тебя были хорошие учителя. Мне везло на всем моем пути с моими учителями. Это и учителя в школе, и в университете. И, когда вообще юмор пришел в мою жизнь, так сказать, наверное, со школьной скамьи, потому что все мы выходцы из КВН, и я играла и в школе, и когда уже была в университете, причем, наш куратор и мой прекрасный преподаватель вузовский, доктор исторических наук, он вместе с нами выходил на сцену педагогического вуза и вместе с нами выступал в жанре КВН. А стендап пришел в жизнь благодаря всероссийскому конкурсу «Вклад учителя». Как уже сказали, я являюсь его победителем и он остается моей частью, потому что стендап-формат не ушел из моей жизни, он присутствует теперь постоянно.

М. Баченина:

- Здесь нужно уточнить.

А. Милкус:

- Вы выступаете со стендапом на уроках в шестом классе?

Ю. Садыкова:

- Ну, давайте так отвечу, где и когда я выступаю. Я выступаю не только на уроках, стендап вошел в жизнь и я стала пробовать себя на разных площадках. Сначала это был город Уфа, где я и проживаю, а этим летом Леша Московский – это финалист «Вклада учителя», мы рискнули и поехали на стендап-фестиваль от ТНТ, где выступали. Для нас стендап-комедия не является постоянным делом, это такое хобби для нас больше и мы решили – а почему нет? Причем, мы очень боялись выступать на большой сцене для большой аудитории, неподготовленной аудитории, где сидят не только учителя, и мы очень долго думали и даже рассуждали с ним о том, что педагогический юмор очень специфичен и, скорее всего, его не поймут. Но пройдя все туры и выйдя к большому концерту, мы поняли, что на самом деле учителей очень даже готовы воспринимать, слушать и наше выступление было достаточно удачным. Хоть в финал мы не попали, но все-таки выступали перед главными редакторами ТНТ – и это большой плюс.

На уроках юмор обязателен, я так считаю. Потому что иногда из сложных ситуаций, из сложных вопросов, которые задают тебе дети, можно выйти только с юмором. И буквально в этом году у нас появилась такая фишка с седьмым классом. Очень тяжелые темы идут по истории и один из учеников в конце пройденной темы – а это была реформация – он принес мемы на тему реформации. И сказал – Юлия Наилевна, покажите, пожалуйста, всем. Я показала. И теперь у нас появилась такая традиция. После изученной темы мы пробуем перевернуть эту тему в шутку и ребята присылают мемы. Лучшие у нас публикуются на нашей доске. Почему нет? Этот вид юмора тоже может существовать в контексте каждого урока, а не только истории, но и литературы, русского языка и географии.

М. Баченина:

- Нет, с этим не поспоришь. Но, допустим, какой уж там мем на «Бесприданницу» или на «Грозу» Островского?

Ю. Садыкова:

- Очень сложно переложить мем в устную форму, но они шутили и по поводу Мартена Лютера, и их любимый герой, мне кажется, это Генрих Восьмой, где Анна Болейн и не Бойлен… поэтому на самом деле нам кажется, ну, как можно придумать шутку на эту тему? Дайте возможность детям и они выдадут что-то оригинальное, очень смешное и очень творческое. Когда появился этот формат в нашем классе, мы проговорили рамки юмора. Рамки юмора в любом случае должны быть. Мы проговорили на те темы, на которые не стоит шутить, потому что они могут задеть чувства кого-либо из класса или задеть чувства другого человека, и поэтому учу детей, чтобы юмор был очень добрый и так скажем никого не ранил, не тронул. Поэтому перед тем, как они приносят свои такие юморичестические зарисовки, я их отсматриваю и, если я вижу, что что-то не так, то я даю обратную связь наедине с учеником и проговариваю, почему данную шутку я не могу выложить или показать ее другим.

Почему педагогический юмор специфичен? Вообще, когда нас учили стендапу, а нас обучали на финале нашего конкурса, нам сказали – шутите про боль. Боли у учителя очень много, очень много ситуаций, которые возникают на уроках. И на самом деле я обнаружила после финала конкурса и после нескольких выступлений, что формат стендапа – это очень хорошая профилактика профессионального выгорания. Когда ты проговариваешь свою боль, когда ты ее в некий юмор, наверное, оформляешь, то ты не только высказал ее, но и нашел еще единомышленников, которые понимают, что они тоже не одни. И вот после стендапа на финале мне написали абсолютно незнакомые мне учителя и сказали – вы знаете, у нас такие же проблемы, спасибо большое, что вы про них прошутили. И очень классно, что можно шутить так, по-доброму, по-хорошему - можно очень долго жаловаться, а, оказывается, можно сделать так. Поблагодарили и написали даже, что они тоже себя попробуют в таком формате.

А. Милкус:

- Юлия Наилевна у нас вместе с Александром Московским – это учитель из Подмосковья, тоже финалист конкурса «Вклад учителя» - вы у нас зачинатели нового движения учителей-стендаперов, что ли?

Ю. Садыкова:

- Это верно. Потому что буквально недавно, 23 -24 ноября в Уфе проходил большой педагогический форум «Летние педагогические каникулы» называется он. Вообще изначально это была идея конкурса «Вклад учителя» и первые педагогические каникулы проходили в Нижнем Новгороде. В Нижнем Новгороде я всех пригласила в Уфу, в нашу школу, и вот состоялся, ну, если в Нижнем Новгороде были мастер-классы, мастер-классы мы оставили, но на вечернюю программу мы запланировали выступление в формате стендап и пригласили всех учителей. У нас было 8 потрясающих абсолютно выступлений, причем, выступали не только выпускники «Вклада учителя», выступали и учителя из других школ, которые к нам приехали, выступали уфимские учителя и из республики. После этого мы сели вместе с ребятами и подумали – а что, если создать Лигу педагогического стендапа? И мы не стали откладывать это в долгий ящик, и буквально сейчас на днях мы откроем сообщество Лиги педагогического стендапа и даже объявим, когда можно будет выступить в следующий раз. Поэтому я очень надеюсь, что это движение получит большой отклик среди учителей, возможно, даже родителей наших учеников и это разрастется в большое мощное движение.

М. Баченина:

- Давайте проясним. Для слушателя должно быть понятно. Первое – это работа. То, что вы на фоне доски перед всем классом можете выступать с элементами стендапа и использовать юмор. А второе – это педагогический стендап, это ваша творческая деятельность. У меня сразу два вопроса. Каким образом вот эти элементы стендапа интегрируются около доски? Это какие-то скетчи, это какая-то речь? То есть, когда вы стоите и шутите с залом, все понимают, что такое стендап. А тут каким образом вы шутите с классом?

А. Милкус:

- Юля, пошутите нам, пожалуйста, что-нибудь педагогическое.

Ю. Садыкова:

- Ну, пошутить прямо? Ну, когда я приезжаю к бабушке, она мне всегда говорит – ну, давай, шути.

А. Милкус:

- Вот. Это очень важно, что бабушка юмор понимает.

Ю. Садыкова:

- У меня семья за этим всем очень следит, она первой отписывается во всех комментариях и поддерживает меня. Но отвечу сначала на вопрос Марии – а как вообще стендап может жить в школе? Он живет не только на уроках. Например, в нашей школе все ученики с 1 по 11 класс пишут научные проекты. И в конце года на научной неделе они защищают эти проекты. И вот у нас перед педагогическим коллективом встал вопрос – а как эти проекты могут жить дальше? Не только в изучении дальнейшей темы, не только выступлений на городских конференциях или всероссийских конференциях, мы решили в нашу школу внедрить формат научного стендапа. Что это такое? Это когда дети берут свой научный проект и готовят презентацию, но уже в творческом формате с элементами юмора. И представляют перед широкой школьной публикой. Мы думали сначала, что на самом деле ничего не получится. Но наши дети вместе с учителями-предметниками приготовили различные образы. Например, у нас был космонавт, который отправлялся на Марс и он шутил – а как же будет жить моя рассада? В прошлом году у меня девочка писала научный проект про древние письменности и она в образе Лары Крофт пыталась отыскать эти древнейшие письменности на этом выступлении.

А. Милкус:

- Вы разрешили такой костюм надеть? Ну, школа же, там должна быть серьезная одежда.

Ю. Садыкова:

- Она была в образе археолога-исследователя, скажем так. Да. И сейчас вот мы готовимся к нашему событию, оно всегда проходит у нас в декабре, и ребята уже знают, они готовятся заранее, они придумывают образы, и это прекрасная возможность популяризировать науку через творческий формат. То есть, ребята, когда пишут проекты, после защиты они думают – я тоже хочу быть на научном стендапе. То есть, в таком формате может жить стендап в школе. Он может жить и в формате урока, когда, например, мы наделяем историческую личность либо литературного героя. Что называется, вдохнуть в него жизнь и от его лица дети выступают и рассказывают о тех событиях, которые происходили в его время. Этот формат тоже очень хорошо заходит. Потому что дети, во-первых, умеют работать с информацией, они ищут интересные моменты, они ищут интересные качества в этой личности и даже ученики дошли до того, что они готовят даже какие-то костюмы из подручных средств. И в таком формате может жить стендап в школе.

М. Баченина:

- Я вот сижу и думаю – ну, вы же не можете взять и сделать всех детей творческими, теми, кто не боится выступать перед публикой. А что вот делать этим четверым, которые не будут выступать перед публикой? Получается, они как изгои… Вот у меня у самой такой – я не буду Дедом Морозом. А у мамы в голове не укладывается – как он может отказаться от главной роли? А сын говорит – нет. Все люди разные же.

Ю. Садыкова:

- Да, мы понимаем, что есть дети, которые наотрез отказываются от публичных выступлений. Однако их отсекать от этого процесса мы в любом случае не можем и не должны. Когда мы готовимся к научному стендапу, ребенок и учитель готовить не один. Они вокруг себя собирают некую команду, где один отвечает за реквизит, другой отвечает за видеопрезентацию, кто-то отвечает за музыкальное оформление. И получается такая командная групповая работа, и получается так, что все дети, насколько это возможно, задействованы. Были случаи, когда ученики очень сильно сомневались в своей научной работе, но, видя, что его одноклассник не боится и выступает, на следующий год они тоже пробовали. Нужно отдать должное нашим классным руководителям, потому что любое выступление мы поддерживаем громкими аплодисментами. То есть, большая работа ведется внутри класса. Потому что создать ситуацию успеха можно только когда ребенок видит, что его принимают. То есть, такая благоприятная атмосфера дает возможность для следующего роста и творчества.

А. Милкус:

- Итак, что такое педагогический стендап? Как вы шутите на педагогические темы? Вот несколько ваших скетчей, может быть, пару фраз. Чтобы люди понимали… потому что «Вовочка, к доске» - тоже уже мем и шуточка такая у нас, хотя ничего смешного нету.

Ю. Садыкова:

- Мы шутим про то, что окружает нас. Например, у меня одна из шуток была такая. Я веду, на мой взгляд, интересный предмет – историю, или, как дети говорят «зашкварную» историю, и в последнее время дети стали воспринимать мои уроки буквально. Недавно изучали праздник Курбан-байрам, так на следующий день они распотрошили чучело школьного бегемота. Очень надеюсь, что, когда мы будем изучать инквизицию, они пропустят эту информацию мимо ушей. Вот примерно так и рождается юмор…

А. Милкус:

- А теперь нам придется делать паузу и объяснять нашим слушателям, что это была шутка от Юлии Садыковой. На самом деле, ученики школы не распотрошили чучело бегемота. Это просто Юля так шутит.

Ю. Садыкова:

- Ситуации рождаются на самом деле из всего. Школьные чаты – это боль всех учителей. Потому что этих чатов просто миллионы. И шутить на тему чатов тоже можно и нужно. Иногда дети приносят просто удивительные фразы, которые тоже вплетаются в шутки. Темы, которые мы преподносим, это тоже очень смешно. Поэтому педагогический юмор – это о том, что окружает учителя, о том, что его беспокоит и что у него болит. Я думаю, такая расшифровка будет.

А. Милкус:

- Ну, например. Давайте уже без бегемота…

Ю. Садыкова:

- Например, Леша Московский, о котором я ранее говорила, и Алексей Емельянов из частной школы «Поколение», они шутят на тему – а как быть физруками и трудовиками? Потому что есть определенный стереотип – как выглядит физрук, как выглядит трудовик – но на самом деле они тоже учились в педагогическом университете и они тоже получали дипломы, такие же красные дипломы…

М. Баченина:

- Это удивительно, да. А родители все нормально воспринимают? Относятся хорошо? Ну, понятно, что это частная школа – тем не менее. Надеюсь, что эту программу не будет слушать директор частной школы моего 12-летнего сына, но произошло вот буквально следующее. Директор в чате написала: дорогие родители, скоро я вам напишу про нашу новогоднюю программу, про все активности, которые мы готовим для наших детей, но расскажу я вам их только при одном условии – если этот пост наберет 30 лайков. То есть, это же мем на детские вот эти соцсети… И я думаю – ну, молодец, Ольга, просто выстрелила в воздух и чепчик подбросила! А половина родителей не ставят лайки, а пишут – Ольга, ну, расскажите нам! Ольга, наши дети пришли сюда, чтобы учиться, почему вы нас не вводите в курс дела? «А дети, которые не подготовили дома сочинение, не пошли лепить снеговика, а сели писать сочинение!». Как вы можете? То есть, юмор – это, конечно, спасительный такой корабль, который нас куда-то уносит от гибели планеты, но ты все равно сталкиваешься с теми, кто этот юмор вообще не понимает…

А. Милкус:

- Сокращая вопрос Марии Бачениной, Юлия, что вы делаете с теми, кто не понимает юмор? Кто сидит на ваших выступлениях, на уроках угрюмо и думает – что это вообще? Пусть рассказывает тему урока и вообще свою биографию, начиная с педагогического университета, вместо того, чтобы шутить…

М. Баченина:

- Или родители, которые против и говорят – что вы занимаетесь ерундой, серьезно надо учить, обучать.

А. Милкус:

- Учеба – дело серьезное. Вот я вам скажу, что у меня очень много было откликов на разные публикации о том, что вы говорите, что детям должно быть интересно и весело учиться? Учеба - это труд. Вот мы трудились, и они должны трудиться.

М. Баченина:

- Да. Нас били – и мы выросли…

Ю. Садыкова:

- Безусловно, учеба – это, в первую очередь, труд, я здесь не буду даже спорить. И я не буду говорить о том, что каждый мой урок – это стендап-комедия, это шоу и это выступление. Никто об этом не говорит.

Элементы творчества и элементы юмора – они могут и они должны быть в современных школах. Потому что учебный процесс он не может быть - «сели за парту, ручки ровно, все сидим, слушаем». Учебный процесс должен быть интересным. И нужно все-таки, наверное, развернуться к нашим детям и понять, что нашим детям интересно. Никто не говорит, что нам необходимо спускаться на уровень Тик-Токов или каких-то развлекательных видео. Нет. Но стать ближе к детям и иногда улыбаться, иногда шутить, иногда применять интерактивные творческие форматы – да, это нужно. Потому что дети видят пример живого учителя, живого человека, с интересным форматом. И к такому человеку, к такому учителю, мне кажется, они будут тянуться. Я на своем примере, наверное, только могу говорить, но дело в том, что, когда появляются такие интересные форматы, когда появляется возможность выступить в интересном амплуа на уроке, когда можно не бояться ошибиться на уроке, то дети будут с бОльшим желанием изучать твой предмет. Для меня показательно, наверное, что ученики в классах, в которых я преподаю, а я преподаю с 5-го по 9-й класс, у меня бОльшая часть детей принимает участие и в олимпиадах, и выбирают историю, как предмет для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. И для меня это очень важно. Потому что тот процесс, который я запустила – заинтересовать предметом – он дает плоды и в академических знаниях. Они уже затем начинают подходить к этому предмету с интересом и более глубже его рассматривать. Во-вторых, по поводу родителей – конечно же, когда я публиковала в своих социальных сетях и когда вообще начала говорить о таком формате, я очень сильно боялась того, что родители моих учеников не воспримут, не воспримет, возможно, администрация моей школы и не воспримет общественность вообще учителей. Но я благодарна родителям наших учеников, которые очень поддержали. И одна из родительниц мне сказала – я, оказывается, поняла, что вы настоящий человек, Юлия Наилевна, вы тоже умеете шутить. Вот это да! И я говорю – да, я тоже человек, у меня есть эмоции, у меня есть проблемы, о которых я говорю. И она говорит – было бы хорошо и родителям дать возможность выступить, нам тоже есть о чем сказать. Я говорю – пожалуйста, выступайте, почему нет? И администрация школы на самом деле тоже очень приветливо отнеслась, она не высказывалась негативно, а, наоборот, поддержала и вот такая поддержка вылилась в то, что мы провели большой форум и директор с удовольствием смотрела все мои выступления. А по поводу тех, кто не реагирует на юмор или тех, кто не смеется над шутками, вообще юмор, наверное, очень индивидуален. Кому-то шутки не заходят, кому-то заходят, нужно с этим тоже уметь справляться. Ну, сейчас не посмеялись, посмеются над чем-то другим. И, возможно, вот эта закрытость и нежелание смеяться над шутками, она тоже имеет свои причины. Люди настолько погружены в свои проблемы, в свои задачи, во все негативное, что боятся быть открытыми. И чем больше будет в нашей жизни творчества, юмора, тем люди станут открытее. Мне так кажется.

А. Милкус:

- Стендап – это такая вещь заразная, и всем хочется, видимо, поучаствовать в этой истории. Юль, вот вы уже выступали на ТНТ и вас отслушивали редактора телевизионной популярной программы, которая как раз показывает стендап и, я думаю, вы туда и пройдете. Я вот чего боюсь. Что наши учителя, такие замечательные и яркие, повторят историю Павла Воли, который, как известно, тоже начинал как учитель русского языка и литературы, он закончил вообще-то Пензенский пед, не уйдете ли вы вслед за Павлом куда-нибудь в телевизор и у нас школа останется без такого замечательного историка?

Ю. Садыкова:

- Нет, я это рассматриваю лишь как хобби. Для меня это по бОльшей части хобби. Потому что я очень люблю то дело, чем я занимаюсь. Буквально вчера я делилась со своими друзьями, что бывают дни, когда и погода плохая, и кажется, что все плохо… но я захожу в класс и все это уходит. И мне очень нравится процесс ведения уроков, поэтому стендап, я думаю, останется в моей жизни и, я думаю, что не раз еще выйду на сцену, но только в формате хобби. Потому что мое преподавательское дело берет все-таки верх.

М. Баченина:

- А не создаются ли проблемы о границах, которые вы учитесь вместе с детьми проводить, что не везде юмор уместен. Понятно, что, когда речь о Великой Отечественной войне, допустим, или о каких-то вещах, которые требуют торжественного пафоса даже местами, тут юмор действительно неуместен. Но понятно, что детей – их несет. Им сложнее, чем взрослому, перестать смеяться, они это делают буквально до хрюканья… К чему я веду? К тому, что не возникает ли трудностей с этой самой границей, что все время теперь ждут веселья и развлечения? Либо это действительно такой жесткий договор на берегу и какое-то условное стоп-слово, после которого – раз, и переключились. Либо вы в самом начале урока говорите - ребята, у нас сегодня такая тема, что без юмора. Разве этой проблемы не существует?

Ю. Садыкова:

- В начале года я трачу свой первый урок на то, чтобы мы проговаривали те правила, которые есть в нашем классе – и это абсолютно со всеми классами, где я преподаю – и эти правила мы оформляем письменно, они ставят подпись и, если что-то происходит, я взываю вновь к этим правилам. Это первое. Второе. На самом деле, это не выстроится в один день или в один момент. Вот эти срывы на смех, особенно когда мы изучаем, например, Всеволода Большое Гнездо или Карла Лысого, они будут. И в шестом классе, когда мы изучаем эти темы и ты видишь, что весь класс смеется, очень тяжело. Но дать минуту просмеяться, а затем объяснить, почему и как, и когда уже через объяснение, через индивидуальные разговоры они все-таки слышат. Конечно, если агрессировать, если начинать переходить на повышение голоса или показывать свое недовольство и говорить «да как вы можете»? – дети не услышат тебя. Не услышат. Только так дети будут понимать, где есть юмор и творчество, где есть учеба и разграничивать. И на самом деле это все нелегко дается и мне, и другим учителям. Я в этом уверена. Но это планомерная, долгая, иногда даже может быть нудная работа – объяснение и проговаривание с каждым ребенком, со всем классом. И, конечно же, это, в первую очередь, воспитание и в семье, и воспитание в школе, когда ребенок понимает, что на такие темы, как война, шутить не стоит. И почему не стоит. То есть, когда у нас проходят родительские собрания, вот буквально недавно у нас прошло родительское собрание, так как закончился первый триместр, и каждый год 9 декабря мы пишем очень большую олимпиаду, которая называется «Я помню, я горжусь». И я, как классный руководитель, объясняю родителям, почему важно писать эту олимпиаду, почему это нужно, почему дети должны включаться. То есть, и работа с родителями тоже в этом плане должна быть, они должны понимать, что делает школа, что делает ребенок в школе, и из этого понимания, наверное, рождается тот процесс, который с выстроенными границами, но не лишен чего-то такого, как я уже говорила, творческого.

А. Милкус:

- Юль, я хотел спросить все-таки - а есть ли у вас график гастролей?

Ю. Садыкова:

- Графика гастролей еще нет. И если что, все новогодние даты свободны.

А. Милкус:

- Так. А где можно ваши выступления посмотреть, послушать, подключиться к ним? Я, как большой поклонник Юлии Наилевны, как человек, слушавший не одно ее стендап-выступление, мне повезло – потому что я был в жюри конкурса «Вклад учителя»… Продюсера у вас пока нету?

М. Баченина:

- Саша, останьтесь со мной, пожалуйста, не уходите!

Ю. Садыкова:

- Рассказываю, где можно посмотреть выступления. Во-первых, следите за всеми новостями сообщества «Вклад учителя». Потому что именно там делятся отрывками и полными выступлениями всех участников, потому что все финалисты, все десять, или, как в нашем случае было, 12 выступают в этом жанре и там можно посмотреть выступления.

А. Милкус:

- Это ВКонтакте или в Telegram?

Ю. Садыкова:

- ВКонтакте. А так же мы открываем Лигу педагогического стендапа. Анонсировать об этом я буду на своей личной странице и на странице «Вклада учителя», мы всех туда приглашаем, приглашаем учителей вступать в нашу Лигу и не бояться выступать. А когда будет следующее выступление, мы анонсируем именно там. И там же можно будет познакомиться с резидентами нашей Лиги, а нас уже целых 32 человека. И там можно будет посмотреть наши выступления…

А. Милкус:

- Маш, у них уже резиденты есть! Ты смотри, до чего дошло дело-то!

Ю. Садыкова:

- Конечно.

М. Баченина:

- Я боюсь, они будут набирать людей… такие спящие агенты… вербовать их…

А. Милкус:

- А давайте будем вербовать учителей-стендаперов и поддерживать их. Не только частных, но и государственных школ. Хорошее дело.

Ю. Садыкова:

- Отличное дело!

М. Баченина:

- Мне кажется, это все равно невозможно в массовом порядке. Потому что не у всех есть такое чувство юмора – все мы люди разные. Во-вторых, в государственных школах есть стандарт и вряд ли министерство просвещения и обучения по головке погладят. Потому что мы же знаем эту бюрократическую машину – она пока провернет свои шестеренки, все реально захотят уйти в частные школы. Но все равно это надо. Вот эта легкость, мне кажется, ключевое слово – это легкость. Я никогда не забуду, как я шла на некоторые предметы в своей школе – именно с тяжелым камнем на сердце. А на некоторые я шла, чуть ли в воздух не стреляла от счастья. Даже если я не была готова или была слаба по этим предметам. Потому что педагог – он вдохновляет, он воодушевляет.

Ю. Садыкова:

- Я тоже так думала. И на наш педагогический стендап, который был в Уфе, мы пригласили учителей и государственных школ, у нас были не только учителя частных школ. Мы пригласили и дали возможность выступать. Вообще, когда я приехала в Уфу после победы «Вклад учителя», так скажем, сообщество учителей государственных школ в Уфе отнеслось с неким скептицизмом. Выиграла со стендапом? Они не учли того, что у нас были и другие испытания и что мы делали образовательное событие, проводили его, показывали свое мастерство там. Ну, можно даже сказать, что свысока смотрели до того момента, пока не посетили этот педагогический стендап. И учителя ко мне подошли и сказали – это прекрасно, мы так не отдыхали и не смеялись давно. Мы тоже хотим. А как? Я говорю – вот посмотрите, у нас на сцене выступала учительница английского языка и завуч по учебной части. Они говорят – а вы можете поделиться опытом, как вы это все проводите? Я говорю – так мы открыты. Просто, наверное, нужно широким массам это показать, всем показать, и тогда, возможно, будет больше людей. Которые будут относиться к этому уже более лояльно.

А. Милкус:

- Программа как раз и обращается к широким массам. Люди, дорогие, пишите Юлии Садыковой, ВКонтакте у нее есть площадка – кто хочет шутить на педагогические темы. А мы очень поддерживаем это движение. Обращайтесь к Юле – я думаю, все получится.

М. Баченина:

- Но вообще шутку придумывать сложно – она вроде как должна рождаться сама… ты так натренировываешь свой мозг, что у тебя идет реакция на ту или иную информацию. Честно говоря, я не знаю, как работают стендаперы, я только на радио могу реагировать, и это всегда очень быстро и вот рождается здесь и сейчас. У стендаперов, я понимаю, что вы пишите, анализируете, но я всегда думала – а не становится ли это тяжеловесным? Вот как вы готовитесь к новой теме и обыгрываете ее в контексте юмора?

Ю. Садыкова:

- Когда нас готовили к финалу конкурса, с нами занимался профессиональный стендап-комик и я обнаружила, что в юморе есть формулы, как в математике. То есть, есть сэтапы, есть панчи, необходимо держать это все в равновесии и в балансе… Нас учили писать эти шутки и на самом деле писать выступления, так скажем, вот этот процесс занимает достаточно долгое время. Мы, финалисты, писали таким образом, что мы уходили на несколько часов в себя, писали, накидывали, потом созванивались в ЗУМе и демонстрировали. И здесь ребята нам где-то докручивали шутки, где-то помогали что-то исправить, что-то убрать. Во «Вкладе учителя» процесс работает именно так. А когда уже мы вышли из конкурса, мы на самом деле с резидентами Лиги педагогического стендапа оставляем этот формат, потому что мы отправляем друг другу материал и говорим – посмотри, пожалуйста, что здесь убрать, как сделать лучше. Но никакой редактуры не будет лучше, нежели живое выступление. Должны быть живые выступления, где ты проверяешь – заходит шутка или не зайдет. Или как ее докрутить, как ее по-другому подать. Очень сильно все зависит, конечно же, от подачи. Поэтому кажется, что стендап-комики, наверное, не репетируют, а просто выходят и рассказывают. Нет. Потому что каждая шутка требует определенной подачи, и это ты тоже репетируешь, это ты тоже проговариваешь, причем, очень жестко по таймингу нужно себя останавливать, иначе твое выступление превратится в очень долгую и скучную лекцию.

А. Милкус:

- Можно уже мастер-классы давать от Садыковой. А что? Совместить преподавание истории и преподавание стендапа.

Ю. Садыкова:

- Тогда нам нужна школа педагогического стендапа и, я думаю, что это следующий этап нашей Лиги.

А. Милкус:

- Отлично. Слушайте, вот мы уже и вышли на какой-то такой серьезный конструктив.

М. Баченина:

- Смотрите, он не оставляет попыток вашего продюсирования.

А. Милкус:

- Да, да. Я вообще считаю, что нужно организовать агитпоезд – хороших, ярких, современных учителей посадить в него и отправить по стране, по БАМу, чтобы люди посмотрели – а вот такие учителя, оказывается, тоже бывают. Вот как Юля сказала – я живая!

М. Баченина:

- Это была супершутка! Отправить такой агитпоезд! Такой взрыв из прошлого! Друзья мои, вы знаете, время пролетело, как секунда! Юль, я очень рада, что я сегодня смогла с вами познакомиться, за что благодарна Александру Борисовичу от всей души. Вы – человек, который дарит легкость, можно сказать, вы сделали сегодня мой день. Спасибо вам за это большое!

Ю. Садыкова:

- Спасибо большое за приглашение. Я всегда откликаюсь на приглашения и очень рада поделиться своим опытом и своим видением на современное преподавание.

М. Баченина:

- У нас в гостях сегодня была учитель истории, стендапер, заместитель директора по воспитательной работе «Новошкола», г. Уфа, Юлия Наилевна Садыкова. Спасибо.

Подписывайтесь на новые выпуски и слушайте, когда удобно.