Как сделать, чтобы ребенок в школе был счастлив

Как сделать, чтобы ребенок в школе был счастлив
Александр Милкус и Мария Баченина вместе с директором гимназии № 3 из Самары Светланой Ильиной обсуждают, как учебу превратить в увлекательный процесс, как разбирать конфликты с родителями и как отвлечь школьников от гаджетов

М. Баченина:

- В эфире «Родительский вопрос». У микрофона Мария Баченина и Александр Милкус.

А. Милкус:

- Здравствуйте.

М. Баченина:

- У нас в гостях директор гимназии № 3 из Самары, председатель комитета по образованию и науке Самарской губернской думы, учитель английского языка, председатель Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», почетный работник общего образования, заслуженный работник Самарской области Светлана Сергеевна Ильина.

С. Ильина:

- Здравствуйте.

А. Милкус:

- Что вы делаете со школьниками, которых приводят к вам в кабинет? Вы настолько обаятельный человек, что я не очень представляю себе, как вы делаете выволочку? И вообще традиция привести хулигана к директору в Самаре распространена?

С. Ильина:

- Если нужно встретиться с хулиганом, я не встречаюсь. Как правило, собирается либо совет по профилактике, либо какая-то конфликтная комиссия. Когда я приглашаю ребенка на разговор, как правило, это будет разговор сотрудничества, разговор поддержки, когда я понимаю, что ребенку нужна помощь. Это какая-нибудь мандаринка или конфетка, чтобы ребенок загадал желание, мотивация на то, что у него все получится. А еще есть традиция – чай с директором. И в этом году мы запустили традицию завтрака с директором. Когда лучшие учащиеся гимназии награждаются возможностью позавтракать в компании директора, проанализировать какие-то свои моменты, рассказать о своих достижениях. Вместе с тем спланировать следующий учебный год, поставить задачи, какие высоты еще нужно достичь. И получить домашнее задание от директора.

М. Баченина:

- За чей счет банкет?

С. Ильина:

- Все очень просто. В начальной школе у нас дети получают президентские завтраки. Просто это в рамках тех же завтраков, только идет перегруппировка.

А. Милкус:

- Президентские завтраки – это то самое горячее питание, которое сейчас введено во всех школах.

С. Ильина:

- Конечно. У нас нет ничего особого. Во всей стране дети получают горячее питание. У нас есть десятидневное цикличное меню. На завтрак с директором мы смотрим, что из этого меню больше всего подходит, чтобы это соответствовало формату. Пшеничная каша с сосиской – не совсем тот вариант, который дети любят и ждут. В этот раз мы можем заказать либо сосиску в тесте, либо мы специально заказывали пиццу. Школьники всегда это любят, с чаем. Появляются мандарины, которые помогают детям загадать желание, какие-то конфетки. Я достаю свою шкатулочку, у меня есть моя разработка – «Сто идей для яркой жизни». Детки вытаскивают листочки для яркой жизни, получают задание от директора, что им еще нужно сделать. Это могут быть задания: попеть песни под гитару. Дальше ребенка спрашиваешь: у тебя была возможность посидеть у костра, попеть песни под гитару? И мы всегда понимаем, что в начальной школе есть те, кто это практикует вместе с родителями в семьях, потому что так заведено, и есть те, кто об этом не могут и подумать. И они получают задание для всей семьи. Сто разных идей.

Плюс дети загадывают свои желания. Это работает как постановка цели, задачи на год. Через год мы посмотрим – исполнятся ли эти желания. Но я абсолютно уверена в том, что, если ты не просто загадал желание, если ты его прописал и сформулировал, а главным условием является, что это желание должно касаться только тебя самого, оно должно быть очень конкретным, его можно достичь, реализовать в течение одного года. Дети пишут такие пожелания. И через год мы можем сравнить, что было, что стало, что желалось и насколько это исполнилось. Такой формат вас устраивает?

М. Баченина:

- Да. Каким образом вы потом проверяете, как дети и родители реагируют? Работает ли это и как?

С. Ильина:

- У каждого человека есть право выбора. Иногда важно указать направление. И все равно начинает вселенная работать таким образом. Приведу пример. Я три года назад положила в эту шкатулочку желание: я хочу оказаться на Грушинском фестивале. С одной стороны, все банально и просто. Он проходит в Самарской области. С другой стороны, взять, приехать с палаткой в незнакомое место, этого не сделаешь никак. И это желание три года лежало в той самой шкатулочке. Я не совсем понимала, как это реализовать. В этом году меня приглашает РЖД приветствовать участников, которые отправлялись на Грушинском экспрессе. Сделали специализированный экспресс. И все звезды бардовской песни садятся в этот поезд. И меня приглашают проехать вместе с ними. Я оказываюсь в официальной делегации. И вместе с РЖД, хотя я представитель образования, мы идем и осматриваем новую платформу, все достопримечательности Грушинского фестиваля. Мы оказываемся в лагере РЖД, там стоят палатки, все так эстетично и красиво. Я хотела сделать комплимент, похвалить: как же вы заботитесь о своих сотрудниках, как здорово вы все сделали! Здорово было бы здесь остаться. И мне в ответ говорят: оставайтесь, пожалуйста, вот ваша палатка. И я оказываюсь на Грушинском фестивале в палатке от РЖД. Вселенная слышит вселенная работает, если мы отправляем посыл и если мы пользуемся возможностями.

Недаром есть притча, когда человек обращается к Богу и говорит: Господь, пошли мне знак того, что ты меня слышишь. И в этот момент раздается гром. Но человек этого не слышит. Он опять говорит: Господь, ты меня хотя бы коснись, чтобы я четко понимал, что ты есть. И в этот момент человеку на плечо садится бабочка, но человек смахивает, просто не видит те возможности, знаки, которые ему в этой жизни оказываются. Но эта шкатулочка работает удивительным образом. Людям всегда достается то, о чем они мечтают. Я не знаю, как это работает, но каждый раз видеть это удивление. Люди говорят: как это могло получиться? Например, полежать на гамаке, почитать книгу. А я ведь занимаюсь спортом на гамаках, но никогда даже подумать не могла о том, что можно взять книгу и там полежать. С другой стороны рассмотреть тот же гамак, на котором занимаются каждый раз.

Интересные ситуации, интересные совпадения, интересная реакция детей. Это же задание от директора. Некоторые восторженно говорят: обязательно с родителями сделаем. Листочек красиво оформлен, можно повесить на холодильник. Либо воспользоваться, либо не воспользоваться. Всегда есть выбор.

А. Милкус:

- Школа и мечта. Сколько программ мы делали, очень часто к нам обращаются и потом комментируют слушатели, читатели, говорят, что школа – это труд. А мы говорим про романтику, про реализацию мечты. А как поддерживать мечту в школьниках? Обучение для вас это что? Ведь приучение к получению знаний – это работа, не развлечение.

С. Ильина:

- Школа – то место, где каждый ребенок должен быть счастлив. У меня есть такая философия, что школа должна быть местом счастливого детства. Когда мы заканчиваем школу, мы вспоминаем уж точно не то, как мы сидели за партами, писали буковки, крючочки. Мы вспоминаем те проекты, которые объединяли нас как учеников. Лично у меня в гимназии есть серия коллективных проектов, которые позволяют и детям работать в команде, родителям – им помогать, погружаться в тему исследования.

Например, есть проект «Гимназическая ассамблея». Этот проект длится все первое полугодие. Участвует сто процентов детей. В этом году у нас был Год педагога и наставника. Сейчас начался год празднования 300-летия Академии наук. В августе мы провели жеребьевку по наукам, какая наука достается каждому классу, чтобы построить свой храм наук, свою академию наук. Классу для коллективного исследования достается – кому-то математика, космонавтика, электротехника, робототехника. В течение полугода дети работают над этой темой. У каждого своя роль и свой индивидуальный проект. Если мы берем роботов, то у нас есть роботы-игрушки, роботы в быту, такие как роботы-пылесосы. Есть роботы, которые конвейеры на производствах. Дальше оформляется кабинет в стиле робототехники. Все индивидуальные проекты должны быть, это труд детей. Дальше организуются экскурсии на предприятия, где дети могут глубоко познакомиться с тем, как работают роботы. Должна появиться песня на тему роботов. Должен появиться танец, который танцуют дети.

А. Милкус:

- В каждом классе?

С. Ильина:

- Это абсолютно потрясающе. Когда у нас дальше идет творческая презентация, дети становятся экскурсоводами по своему классу, они с таким воодушевлением рассказывают о том, что они сделали, как они сделали. Показывают видеоролик, куда они сходили, с чем они познакомились. И дальше идет творческое выступление, песня с театрализацией. Это конкурс. Дети выступают за право представить свой проект на всероссийском форуме «Педагогическая гавань», который проходит в середине декабря каждый год в Самаре, куда прилетают учителя года со всей страны, делегациями. И прологом к форуму всегда является гала-представление, состоящее из творческих выступлений детей по той теме, которая у нас заявлена. Девизом форума «Педагогическая гавань» было «На крыльях прогресса – к мечте». Дети представляли в рамках нашей академии наук, как мы на крыльях прогресса пришли от чего к чему. Математики древние с чего начинали, какие достижения сейчас имеются.

М. Баченина:

- Как могут соревноваться младшие школьники со старшими?

С. Ильина:

- Начальную школу мы оцениваем отдельно, старшую – отдельно. А гала-представление общее.

А. Милкус:

- Я молчать не буду. Светлана Сергеевна еще и замечательный музыкант, композитор, исполнитель собственных песен. Я смотрел трансляцию Дня знаний 1 сентября, где Светлана Сергеевна сама исполняет песню собственного сочинения. И не одну. В такой школе, где директор поет с детьми, очень сложно жить. Хочется запеть всем. В чем особенность вашей гимназии?

С. Ильина:

- 14 февраля состоится мой первый авторский вечер, где будут исполнены произведения из трех моих альбомов, прозвучат 25 песен в исполнении учащихся гимназии, воспитанников студии эстрадного вокала «Миг». У нас есть звезды самарской сцены, которые меня в этот день хотят поддержать. Директора образовательных учреждений, которые вместе со мной выйдут на сцену. И я сама. Тема этого года объявлена президентом Владимиром Владимировичем Путиным – Год семьи. Концертная программа называется «Что такое семья». Именно это событие сподвигло меня к тому, чтобы все те песни, которые у меня рождались в течение жизни, собрать в одном месте. У меня появился сайт, готовится к выходу сборник, который называется «Что такое семья».

Работа педагога накладывает свой отпечаток. У нас происходит определенная профессиональная деформация. Потому что в каждой песне содержится мораль. Если это посвящение женщине, то там и советы женщине, и обращение к мужчинам, к женщинам, что нужно делать, чтобы женщина была счастливой. Если мы говорим про любовь, то там идут советы, как эту любовь сохранить. Если мы говорим о том, что такое семья, там идут конкретные советы.

М. Баченина:

- Мне очень нравится идея объединяющего творчества. Но не все готовы выступать. А что, если не творчество? Или в каком формате объединяет? Как найти ключ к тому, что не хочет выступать?

С. Ильина:

- Только система дает результат. Если взять отдельного ребенка и сказать «ты сейчас пойдешь выступать», он вам скажет: нет. Когда у меня дети приходят в гимназию, они уже четко понимают, что на протяжении 17 лет я являюсь директором гимназии, значит, вы приходите, это сто процентов детей участвуют в ассамблее на ту тему, которую мы развиваем. И второй коллективный проект – это «Театральная весна». Сергей Сергеевич Кравцов сказал о том, что в каждой школе должен быть школьный театр. Он у меня 17 лет существует. 34 класса комплекта, это 34 театральных коллектива, где участвуют сто процентов учеников. Если ты не хочешь выйти на сцену, значит, ты придумываешь себе ту роль, которую ты готов исполнить, чтобы быть полезным в постановке. Ты можешь сидеть за пультом и управлять музыкой, светом. Ты можешь вытаскивать реквизит, помогать с костюмами. У нас есть те, кто шьет костюмы на уроках технологии.

Сейчас Год семьи. У нас тема «Театральной весны», над которой уже все классы начали работать, «Образ семьи в сказках народов России». У нас идет много разговоров про межнациональные конфликты. У меня гимназия межнациональная, я не могу допустить мысли, чтобы, сидя за одной партой, кто-то начал задумываться о том, кто какой национальности. Моя задача – энергию детей направить в мирное русло. Мы лучше будем изучать сказки народов России. У нас 34 народности, которые сможем изучить, погрузиться, узнать фольклор, литературные произведения, которые этим народом написаны. На «Театральной весне» должна быть еще программка, которую дети изготавливают, с составом участников. Каждому ребенку хочется быть успешным, видеть себя звездой, написанным на той самой программке. Это потом ложится в семейные фотоархивы.

Страшно выпасть из системы. Они все крутятся в одном театральном коллективе, думают об одном. К этому подключаются родители. Родители выходят на сцену, участвуют во флешмобах на 1 сентября, в записи песен, являются полноценными участниками образовательного процесса, родители ведут уроки на День дублера. Мы для родителей иногда проводим День наоборот, когда мастер-классы проводят учителя не для детей, а для родителей. Каждому родителю хочется понять, как преподает учитель. Он кричит на детей, он понятно объясняет? Это сложно объяснить в рамках простого родительского собрания. Лучше показать небольшие десятиминутные мастер-классы, чтобы родители поняли.

М. Баченина:

- Что у вас за школа? Сразу понятно, что она непростая.

А. Милкус:

- А учатся дети когда?

С. Ильина:

- Учатся в учебное время. Мы говорим про коллективные проекты, которые готовятся на переменах. Мы детей вырываем из телефонов. С 1 января у нас вступил в силу новый закон о том, что телефоны в школе использовать запрещено. Но одно дело – просто так запретить. Но это невозможно. И у нас гимназии при первой возможности ребенок хватается за телефон. Но если мы организуем перемены, если у них есть проект, вокруг которого они объединяются, они сами начинают репетировать, несут ответственность за то, чтобы выступить хорошо. Потому что у них всегда есть цель. Они не любят выступать плохо.

В последнее время большая проблема с тем, как распределять места. Все выступления сильные. Поэтому мы даем семь первых мест, семь вторых мест, восемь третьих, мест победы в номинациях. Последняя ассамблея – из 34 классов у меня всего один класс получил свидетельство участника данного проекта. Они подготовили, но они оказались не на том уровне, на котором все остальные классы. Это высокий процент. Учатся дети хорошо, стобалльники есть. Школа лингвоматематическая, с первого класса у детей два языка – французский, английский, математика на расширенном уровне. Делаем это целенаправленно, потому что мы не знаем, какой профиль выберут дети по окончании девятого класса. С расширенной математикой дети, даже если выбирают гуманитарное направление и языки, мы понимаем, что математика им точно не навредила. Дети могут уйти в технический профиль, оставив себе один язык. Но мы точно понимаем, что тот же французский язык сработал на развитие культурного кода каждого ребенка. И уж точно в будущем не повредит специалисту технической отрасли.

М. Баченина:

- При такой загрузке по учебе и проектам дети живут в школе.

С. Ильина:

- У нас есть возможность для родителей, чтобы они забирали детей в шесть вечера. У нас работает группа продленного дня, есть программа школы – полный пансион, когда дети выполняют уроки прямо в школе. Это платная услуга. Но я сама, будучи очень занятой мамой второклассника, понимаю, что раньше шести вечера не освобождаюсь, но мне очень нравится брать своего ребенка, у которого уже выучены уроки.

А. Милкус:

- Вы обаятельная молодая женщина, хотя и 17 лет возглавляете школу. Поколение поменялось? В чем отличие нынешнего поколения школьников от того, которое было лет пятнадцать назад?

С. Ильина:

- У нас есть психологи, которые делят детей на поколения. Я могу сказать, что дети в любые времена это дети. Каждому ребенку хочется быть успешным. Каждый ребенок от природы, с рождения хочет быть хорошим. Когда дети демонстрируют не то поведение, которое мы от них ожидаем, скорее всего, это их крик души, когда они хотят, чтобы взрослые обратили на них внимание. Что пятнадцать лет назад, что сейчас у нас были отличники, которые всегда были ко всему готовы, поднимали руку, выполняли задания учителей. Были двоечники как тогда, так и сейчас. Не всегда эти двоечники не обладают тем интеллектом, который не позволяет выучить программный материал. Очень часто эти двоечники – те люди, которые протестуют против того, что у них происходит в семье, против того, что происходит в школе. Школьные и классные коллективы это живые организмы. И не все хорошо адаптируются. Бывает так, когда дети начинают дружить против кого-то. Когда ко мне приходят родители за советом, я всегда говорю, что нужно создавать максимально комфортную обстановку для ребенка, чтобы он мог почувствовать себя успешным.

Когда ребенок-двоечник мне открыто говорит: не нужны мне иностранные языки, не могу, мне плохо здесь. Я говорю родителям: давайте попробуем ребенку подарить другую жизнь, попробуем поместить его в тот коллектив, где ему будет комфортно, где не будет иностранных языков в таком количестве. Есть родители, которые слышат, а есть те, которые начинают говорить: мы никогда школу не сменим, нам важно, чтобы здесь был контингент. Тем самым ломают собственных детей. Дети одинаковые во все времена. Хотят, чтобы их хвалили, любили, причем любили безусловно, не выбирая, что ты отличник, поэтому я тебя люблю, а ты не очень хорошо успеваешь по моему предмету, поэтому тебя я не люблю. Каждому ребенку хочется быть от природы хорошим.

Моя задача, если возникают конфликты между учителями и детьми, каким-то образом их отрегулировать. Очень жаль, что родители не всегда хотят слышать школу. Каждый раз, когда мы приглашаем родителей для разговора, они воспринимают это так, как это было когда-то раньше, когда вызывали к директору на ковер. У меня нет задачи отругать родителей. У меня есть задача помочь ребенку вырасти и стать успешным человеком. Только успех порождает успех. Находясь в неуспешной обстановке, он никогда не будет успешным.

Если мы говорим о том, что дети стали другими из-за гаджетов, то я считаю, что это просто нормы времени, в таком мире мы живем. И мы с вами находимся с гаджетами. Я лично тоже никуда без телефона не ухожу. А если вдруг я забыла телефон дома, для меня это практически катастрофа, потому что буквально мир рушится. Все живем в одинаковых реалиях. Главное в жизни – стать человеком. Это то, что мы должны помнить про каждого ребенка, что он тоже человек, имеет право на жизнь, на отдых, на собственное мнение.

М. Баченина:

- Как вы относитесь к разделению детей при поступлении в школу? У нас законом нет регулирования, что в школу нужно поступать. Но отбор в школах существует. Это стресс для детей, которые приходят, они чувствуют, что их оценивают.

С. Ильина:

- Мы, наверное, с вами живем в разных государствах. У нас нет никакого отбора в школу, даже в гимназию. У нас поступление по кнопке. 1 апреля все родители первоклассников должны в 9:00 успеть отправить заявку на поступление в школу со всеми данными своего ребенка. Отбор школа не имеет права проводить. У нас побеждают те родители, которые максимально быстро умеют пользоваться техникой, отправлять заявкой. Или, как часто они поступают, просто обращаться к программистам, чтобы это заявление пришло ровно в 9:00. В те школы, которые очень сильно востребованы, у нас прием заканчивается за две минуты. Разница поступления заявок на портал составляет сотые доли секунды. Дальше включается история, что у нас есть первоочередное право зачисления – дети участников СВО, дети сотрудников правоохранительных органов, братья и сестры детей, которые уже обучаются в данной школе.

У нас есть гимназии, которые набирают небольшое количество детей. Когда полностью все места отводятся под те самые льготные категории. И простые граждане, даже если они очень быстро отправили свое заявление, оказываются не у дел. Я мама ребенка, который шел в первый класс в прошлом году, я директор школы. Я не успела так быстро нажать на кнопку. У меня была квота 60 человек, а мое заявлением пришло 66-м. А после того, как у нас еще братья и сестры оказались на первых местах, у меня ребенок оказался на 80-м месте. Я открыла четвертый класс. Эта история прозрачная, она привязана к порталу Госуслуг.

Как директор я бы мечтала иметь возможность хоть какого-то отбора. Я четко понимаю, что два языка плюс расширенную математику с первого класса понять может далеко не каждый ребенок. Гимназия и лицей потому и называются так, что это школы повышенного уровня. Это та школа, которая должна быть на ступенечку повыше, чтобы приблизить детей к тем самым наукам, чтобы мы выращивали изобретателей, ученых. В этом году гордимся тем, что Самара стала столицей изобретательства России. Я бы хотела, чтобы был отбор. Когда дети поступают по кнопке, получается, что они занимают места тех детей, которые могли бы потом стать звездочками, но они, к сожалению, не попадают сюда и вынуждены идти в школу по месту жительства.

А дальше дети, которых природа немножечко обидела в плане того, как они усваивают учебный материал, потому что дети талантливы все по-своему, кто-то хорошо рисует, кто-то шикарный спортсмен, кто-то потрясающий музыкант, а вот учиться дано не всем. Мы же помним, как Александр Сергеевич Пушкин в школе успевал по математике. Точнее, вообще не успевал. Это не мешает ему быть великим русским поэтом, равного которому нет в мире. Должна быть та самая образовательная среда, которая должна развивать детей.

У нас есть отдельный проект – День здоровья. У нас есть турнир родительских школьных команд «Высший класс», когда родители соревнуются. Это стало региональным проектом. У нас школа, где каждый успешен. Если ты даже учишься на два и три, ты можешь себя проявить на сцене, раскрыться как певец, показать свою актерскую игру. И мы дальше имеем возможность раскрывать потенциал ребенка за счет внеурочной деятельности, за счет бесед с родителями, за счет того, что мы подключаем специалистов для того, чтобы работали с конкретными детьми.

А. Милкус:

- Хотел бы к вам обратиться как к образовательному политику. Какие в последние годы вы видите изменения в системе школьного образования? У меня ощущение, что принципиальных изменений в системе образования не происходит.

С. Ильина:

- Я считаю, что у нас меняется идеология. На протяжении длительного времени в российских школах та самая идеология, которая была в советской школе, отсутствовала. Мы спохватились. Слава богу, что мы сейчас развиваем «Движение первых». У нас дети хотят быть первыми, успешными, дети хотят принадлежать к какому-то сообществу. В принципе, этого хочет каждый человек. Как родилась у нас общероссийская организация «Учителей года»? Каждый в своем регионе победил, а дальше что? А дальше он один, он не востребован. А каждому человеку хочется быть полезным обществу.

У нас создаются большие сообщества среди детей, среди учителей. Если мы сейчас говорим про ту же технологию или труд, то когда-то у нас даже была формулировка – эксплуатация детского труда. И нам запрещалось детей привлекать к участию в субботниках без письменного разрешения родителей, нам запрещалось просить детей прибраться в кабинете, даже если они сами там устроили бардак. Сейчас возвращаются понятия, что труд это хорошо, что человек труда. Я в гимназии технологию использовала как информационные технологии. Есть разные технологии. А здесь именно труд, он ручной.

Существует много вопросов, на которые я пока не могу дать ответ. Например, как быть с кулинарией. Сейчас в рамках современных программ оснащаются кабинеты по кулинарии, но вместе с тем у нас Роспотребнадзор выступает категорически против того, чтобы дети готовили. Они говорят, что никто не может нести ответственность за то, из каких продуктов дети готовили, а вдруг кто-нибудь отравится. Вместе с тем, как детей научить готовить, если они не будут чистить картошку, морковку, свеклу, чтобы сварить борщ, мне непонятно. Эти вопросы существуют. Кабинеты труда сейчас поставляются в школы. Будучи председателем комитета по образованию и науке, мы организуем выездные мероприятия, у нас даже есть региональная программа оснащения кабинетов технологии, теперь это будет называться кабинетом труда. Мы видим, как появляются новые мастерские с классными станками, где мальчишки учатся паять паяльниками, что-то стругать, делать табуретки. Появляются кабинеты домоводства, кулинарии.

Я абсолютно уверена, что мы идем в правильном направлении. Я научилась шить в школе, готовить училась в школе. Я благодарна, потому что мне эти навыки пригождаются уже во взрослой жизни. Когда мы подменяли слово «труд» словом «технология» и уходили в информатику, в компьютеры, не позволяя ребенку взять иголку в руки и вдеть в нее нитку, поработать руками, мне кажется, мы многое теряли.

Идеологические изменения сейчас идут. Очень хочется надеяться на то, что это будет работать на то, что наши дети будут вырастать успешными, готовыми адаптироваться к любой ситуации во взрослой жизни.

М. Баченина:

- Спасибо.

Подписывайтесь на новые выпуски и слушайте, когда удобно.