Ищем лучшее: как выбрать частный детский сад в Москве
М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья. Это подкаст «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и сегодня идем в детский сад. Не в простой. Но все в свое время. У нас сегодня в гостях директор сети детских садов AcademKids Кристина Викторовна Гутина. Здравствуйте.
К. Гутина:
- Добрый день, Мария, здравствуйте.
М. Баченина:
- А так же руководитель психологической службы сети детских садов AcademKids Татьяна Александровна Горунчик. Татьяна Александровна, здравствуйте.
Т. Горунчик:
- Здравствуйте, Мария.
М. Баченина:
- Вы знаете, мы, мамы, очень тревожные существа и нам, конечно же, хочется докопаться до сути, когда мы начинаем думать про детские сады. И очень часто начинаем подозревать, что да это просто вывеска, да это то, да это сё – ну, сами знаете. Вот мне сегодня захотелось с вашей помощью разобраться, а в чем особенности детского сада на примере вашего – AcademKids. Давайте, Кристина Викторовна, я вам задам первый вопрос. Как вы открыли свой самый первый сад?
К. Гутина:
- С удовольствием расскажу. Это было в 2017 году. Конечно, все начинается с личного опыта мамы. Когда родилась первая наша доченька Анфиса, мы к трем годам начали поиски детского садика и, к сожалению, в округе, где мы жили, ничего достойного не оказалось. В моем понимании достойное – конечно, в первую очередь, это условия, где будет находиться твой ребенок. Это должна была быть отдельная группа, я должна была четко понимать, где ребенок и как будет спать, есть ли видеонаблюдение, чем кормят? И когда мы начали эти поиски, к сожалению, ничего рядом не оказалось. Это все были какие-то таунхаусы, первые этажи, не было своих площадок, про слово «охрана» там не слышали. И мы забили тревогу, мы начали искать и пришли к такому решению – а почему бы нам не открыть свой детский сад? Детский сад мечты. И так как у меня профильное образование, я педагог, я понимала, что надо делать, но в какой-то момент мы решили не экспериментировать, а приобрести франшизу и наш первый старт был с франшизы. Нам нашли хорошее помещение – это новая Москва, правда, это было совсем в другом районе, нам приходилось по часу туда добиться, но, несмотря на это, я так загорелась этой идеей – сделать свой идеальный детский сад – и детский сад действительно был идеальный. Там был бассейн, там была своя территория. Это наш садик в Николин Парке. Это 3,5 тысячи квадратных метров, где можно было сделать все, что угодно. И для меня еще было важно не ездить по Москве с ребенком в плане дополнительных секций. Так как мы люди еще сами с моим супругом Андреем творческие, мы хотели, чтобы в саду было максимально все. И пение, и актерское мастерство, и большой теннис, и плавание, гимнастика, поэтому на базе AcademKids, нашего садика, мы сделали более 20 дополнительных занятий. И вот наш ребенок, начиная с музыки, дальше большой теннис, плавание, смог попробовать все и найти себя в каком-то виде спорта и успешно дальше развиваться. Поэтому первый сад так и получился – делали для своего ребенка. А дальше все это превратилось в немаленькую сеть – больше 20 тысяч квадратных метров по Москве у нас, это 700 семей доверили нам своих детишек. С каждым годом наша цифра растет и, конечно, мы получаем большое удовольствие от этого – и от счастливых детей, и от довольных родителей, когда мы получаем вот эти благодарности, хорошие отзывы, нам еще больше хочется работать и усовершенствовать свои садики.
М. Баченина:
- Супер! Вот такая фраза, устоявшаяся в нашем русском языке – как для себя выбирала. Как для себя создавала. Она для русскоязычного человека очень много значит. Это классная, добрая, теплая история, а чем сады AcademKids отличаются от остальных садов?
К. Гутина:
- Ну, если брать частное образование, наверное, самое большое отличие все-таки, что мы под своим брендом открываем полноценные детские садики. Вы не увидите AcademKids на первом этаже, в 100 квадратных метрах. Мы считаем, что, если родители выбирают частное образование, частные детские садики, сам сад должен быть садом. Невозможно на 100 кв.м. полноценно развивать ребенка. Поэтому у нас это отдельно стоящее здание, у нас это профессиональная охрана, у нас собственные пищеблоки, у нас спортивно-музыкальные залы, у нас отдельные спальни, у нас логопедическая служба, психологическая служба, все специалисты в штате и немаловажно, что 25% времени проводит занятия воспитатель. Все остальное время с детьми занимаются специалисты – такие, как логопед, нейропсихолог, психолог, музыкальный руководитель. Потому что часто в одном лице воспитателя это и музыкальный руководитель, и постановщик, и хореограф, и иже с ними. Здесь все-таки мы решили профессионалам доверить определенные занятия. И я хочу сказать, что есть в этом большой плюс, потому что наши дети очень хорошо подготовлены к школе и это наши срезы, которые мы делаем в конце года, и после мы звоним родителям и спрашиваем, куда поступили? Многие у нас поступают на программу 1/3 в гимназии московские, где есть отбор. И мы тоже этим гордимся, что наши сотрудники, воспитатели и педагоги очень качественно готовят детей к школе.
М. Баченина:
- А что такое 1/3?
К. Гутина:
- Это когда за три года проходят четыре класса. Начальная школа же с первого по четвертый, а есть программа 1/3, но на нее надо поступить.
М. Баченина:
- А если сравнивать с государственными детскими садами?
К. Гутина:
- В первую очередь, конечно, это количество в группах. У нас малыши – это с полутора до двух с половиной до 15 детей в группе. А старшая у нас группа – не больше 20. А если брать государственные садики, это и 30, и 35, и 40 детей в группе, и один воспитатель и помощник – конечно, это разница существенная. Здесь у нас все-таки индивидуальный подход, мы раскрываем самобытность ребенка, мы хотим докопаться до истины, именно что надо ребенку, в чем он себя чувствует уверенным и поэтому создаем все условия.
М. Баченина:
- Я знаю, что у вас есть авторские методики. Вот многие детские садики решили выбрать уже какую-то зарекомендовавшую себя давным-давно методику и базируются на ней. Как разрабатывались ваши авторские методики? Как они испытываются и как затем работают, раз вы тем более уже сказали про срезы. То есть, у вас есть какие-то результаты работы.
К. Гутина:
- Да, Татьяна Александровна нам тут поможет.
М. Баченина:
- Да. Слово предоставляется руководителю психологической службы сети частных детских садов в Москве AcademKids Горунчик Татьяне Александровне. Прошу вас.
Т. Горунчик:
- Естественно, мы тоже опираемся на то, что нам рекомендует образовательная система, но вносим везде свой подход. Наш девиз «Нас выбирают дети». А почему они нас выбирают? Потому что мы, играя, развиваем детей. Каждый урок, пусть это Паттерсон или, может быть, Вахрушева, расписан как большой сценарий, где педагог является актером. Наши методики все подаются именно не в той зоне развития, в которой находится ребенок, а мы затрагиваем ближайшую зону развития. То есть, идем на перспективу того, чтобы все его возможности мозга, мыслительные процессы использовать. Поэтому у нас очень широко используется нейроборды (я буду еще об этом говорить), очень по особенному идет физическая культура – дети преодолевают препятствия, учатся работать со своим телом. Потому что, если ребенок владеет своим телом, он очень хорошо тогда владеет межполушарными связями и может больше постигнуть. Мы вносим элементы кинезиологии маленькими детьми и работаем над тем, чтобы межполушарные взаимодействия помогали ему мыслить глобальнее.
М. Баченина:
- Классно. Прямо увлекательно. А где вы находите специалистов? Потому что идея-то прекрасна, но один в поле не воин и вам нужно, я уверена, особенно в самом начале, окружить себя единомышленниками, людьми, обладающими компетенциями на том уровне, на котором вы задумали для своего идеального детского садика. Вопрос такой – как вы находите специалистов? Есть ли какие-то принципы, благодаря которым вы понимаете, что этот человек вам подходит? Потому что на кону все-таки дети.
К. Гутина:
- Да, у нас такая ответственность на самом деле глобальная. Вообще AcademKids и если брать весь наш штат, а у нас уже больше, наверное, 150 человек работает, это одна команда единомышленников. Во-первых, у нас очень хорошие условия. Когда мы приглашаем людей в нашу сеть, сначала они стажируются на каком-то подразделении, у нас есть руководитель дошкольным отделением, который отбирает, собеседование проводит, с воспитателями, будущими нашими кандидатами. И у нас есть своя мотивация, которую мы разработали в садах. Это ежемесячные поощрения. У нас есть Воспитатель месяца, есть Воспитатель года. Воспитатель месяца у нас ходит в СПА-салон, мы его таким образом разгружаем, поощряем. А Воспитатель года у нас едет на неделю в отпуск на море. И это очень мотивирует.
Т. Горунчик:
- Приходите к нам!
М. Баченина:
- Спасибо! Сначала отучусь на педагогическом…
К. Гутина:
- Да, во-первых, у нас все профессионалы, у нас принимаются на работу только с дошкольным образованием профильным, у нас нет ни одного человека, который бы просто залетел. Такого не может быть. И если это люди иногородние, мы им предоставляем жилье. Это тоже немаловажно. Когда человек едет из региона, он не понимает, как вообще встретит его Москва, а у нас есть и проживание, и питание, и выплаты дополнительные. Поэтому когда человек приходит к нам работать, он уже остается и мы благодаря этому убираем текучесть кадров.
М. Баченина:
- Получается, у вас ареал поиска талантов не только Москва и Подмосковье, но вся Россия.
К. Гутина:
- 60% у нас иногородние.
М. Баченина:
- Прикольно!
К. Гутина:
-Вот так мы вышли из ситуации.
М. Баченина:
- А как вы их там ищите? Извините, что я, может быть, захожу на минное поле… но… Вот я сижу в Москве, мне нужны какие-нибудь журналисты… я знаю, как я буду их искать.
К. Гутина:
- Мы точно так же.
Т. Горунчик:
- Дело в том, что мы находимся в коллаборации с академией педагогов-психологов раннего развития, где непосредственно я являюсь вице-президентом, и мы еще проводим образовательные программы с кадрами по тому, чтобы они внедряли наши методики правильно. Соответственно, если это международная академия, то там тоже наши вакансии присутствуют и они проходят жесткий отбор. Поэтому есть еще у нас мотивация одна для сотрудников – это осваивать новые методики, новые подходы, получать сертификаты. Но только в рамках работы AcademKids. Поэтому у нас еще и крупная образовательная программа идет.
М. Баченина:
- Я, честно говоря, под таким впечатлением. Татьяна Александровна, давайте поговорим о детях. Об условиях, стандартах качества услышали. Детки. Если я определяю его в ваш сад и понимаю то, о чем вы только что рассказали, что у вас есть методики, они касаются не только воспитания, но и развития, о чем Кристина Викторовна говорила, выбор, тут и физическое, и духовное развитие, творческое. Но все начинается с речи, с каких-то знаков, которые подает нам ребенок, и на базе которых мы понимаем, как его развитие стартовало, верно или нет. Скажите, пожалуйста, как специалист по поводу задержки развития, задержки речи. Когда нужно замечать эти первые маячки? Я сейчас объясню свой вопрос по-матерински. У меня ребенок заговорил совсем недавно, хотя ему в мае будет 4 года. Мы занимаемся с логопедом очень усердно, два раза в неделю, хотя и это нам кажется мало, но сколько можем, как говорится. Ну, еще и детсад нам здорово очень помогает.
К чему я веду? К тому, что я помню, когда мне все говорили: да ладно тебе, ой, да моя заговорила целыми предложениями (я сейчас пошучу) в 10 лет, все хорошо, - я все время на них смотрела и думала: меня это не устраивает, мне этого мало, я хочу общаться. Я понимаю, конечно, что когда начну, то мне захочется, чтобы он помолчал, как все мамы. Объективно скажите мне.
Т. Горунчик:
- Мне так понравилось, как вы сейчас сказали. К сожалению, те люди, которые нам говорят: подожди, не спеши, - они не берут на себя ответственность за то, как ребенок отстает в других процессах. Речь отличает человека от животного. При помощи речи мы думаем, мы огорчаемся при помощи речи, мы радуемся, мы передаем своей опыт поколению своему, ведем вот эту программу сейчас с вами. У животных этого нет. Поэтому у них нет развития психики как высшей сферы нервной системы.
Естественно, если ребенок не заговорил (давайте так) к двум годам предложениями, то адаптация в садике у него будет тяжелее, родитель будет более тревожный. Он не может узнать у него, как он провел день. Соответственно, задержку речи сейчас стараются, знаете, немножко отсрочить. Даже неврологи говорят: подождите до трех. Я как человек, который в этом работает уже очень давно, и сама занималась и написала методику свою по запуску речи, я скажу, что самый ценный ресурс, который есть у наших детей, это время. И все нужно делать максимально рано. Если мы уже в два месяца видим, что ребенок не обращает внимания на взрослого, в 6 месяцев не подражает его эмоциям, не откликается на свое имя, не откликается на голос мамы, я по-честному скажу, я бы в 6 месяцев начала бы уже работу с неврологом и выясняла бы вопрос, почему сейчас не идет самое главное развитие – эмоциональное.
Дальше у нас будут другие этапы развития. Соответственно, если он задержался в этапе два года, и у него нет коммуникативного развития, мы не можем зафиксировать, как у него развивается память, например, он не может пересказать какую-то информацию дома. Мы не понимаем, как у него идет мышление, мы не понимаем, есть ли у него воображение. Знаете, что самое удивительное? То, что у ребенка же статичный день, он в режиме, он действует согласно ситуации, и взрослый вдруг себе еще рисует вторую иллюзию – ой, он всё понимает. Чтобы понять, что он понимает, я беру ребеночка, завожу в другую группу, ставлю, допустим, стульчик около кроватки и говорю ему: «Принеси мне машинку с окна». А он, допустим, подходит к стульчику, раздевается и думает, что будет спать. Вот это ситуативное поведение, оно еще это сглаживает, и взрослый думает, что ребенок его понимает.
Поэтому в наших садиках мы большое количество специалистов обучили методикам по запуску речи, закупили специальные томские нейроборды, которые позволяют нам сделать занятия более интересными, включить, так сказать, нейродинамические упражнения. И мы говорим родителям о том, что не нужно всю ответственность все-таки перекладывать на садик, что в полтора года придет и вдруг заговорит, что это индивидуальная работа. Наши специалисты со всех сторон будут помогать, но если задержка произошла, эта работа должна быть индивидуальная по запуску речи, соответственно, он должен согласно своему развитию переходить в какие-то другие группы, слышать больше речи, все время это поддерживать.
М. Баченина:
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о методике по запуску речи.
Т. Горунчик:
- Можно я немножко расскажу, как это получилось? Ко мне обратился ребенок слабослышащий, он не говорил. Я не хотела браться за его развитие, потому что подумала, что это работа логопедов. И одна замечательная логопед, которая была рядом со мной, она сказала: «Нет, ничего не получится». Логопеду сложно запустить речь, потому что он работает, знаете, вот так, за столиком, напротив друг друга. Тут должен быть или логопед, или психолог, который понимает, что такое игровая форма, что такое раннее развитие, что такое игры на полу, что такое динамические дорожки. То есть просто посадить его напротив себя я уже не могла. И тогда я стала всё пробовать и думать, советоваться. Вплоть до того, что в моей методике, например, существует такая рекомендация, когда вся семья должна накрасить губы красной помадой и медленно разговаривать, глядя в глаза ребенку. Когда бородатый дедушка должен немножко подстричь бороду, чтобы ребенок видел его губы, если он с ним целый день. Соответственно, шло время, я изучала методику Грузиновой, Новиковой-Иванцовой и сложила все это воедино, чтобы взять самое лучшее для запуска речи.
Соответственно, занятие длится почти час, начинается оно именно с нейробордов. Мы именно научаемся работать с телом, чтобы ребенок мог качаться, выполнять движения, ловить мяч. Вы просто не представляете, какое количество детей не умеют ловить мяч.
М. Баченина:
- Представляю. У меня у старшего сына с ДВГ было все его детство, мы ловили мяч и кидали его в мишень, и я знаю, что это такое.
Т. Горунчик:
- Да, обязательно в нашей методике присутствует мяч, присутствует выкрикивание слов. Также я обратила некоторые слова в предметы. Например, О – овал. Ну, как повторяет рот. Овал – это д-о-о-о-м, прямоугольник – это д-ы-ы-ы-м. Я заметила, что есть еще категория детей, которые на рот мой не смотрят, а если смотрят, слова у них почему-то не вылетают. И тогда я придумала себе такие волшебные сигналы. Вообще, наверное, со стороны смотрится, что я умалишенная, кричу в квадраты, в дым и дом…
М. Баченина:
- …Дурдом «Ромашка» на выезде.
Т. Горунчик:
- И вот я кричу «д-о-о-о-м», и я вижу, ребенок берет этот кружочек, прислоняет ко рту, и он почему-то решает, что да, у него получится. И вдруг я слышу этот «дом», «дым», все эти слова. Собираю это несколько лет. Мы подготовили целый курс, где в первую очередь мы просим психологов не лечить детей, а разобраться в том, это органическое вообще повреждение задержки речи или механическое. Но существует такое более жесткое слово – педагогическая запущенность. Мне оно не нравится, я зову это механическая задержка речи. Механическая – это когда родитель мало обращенную речь дает ребенку, ну, или в спину ему говорит, не говорит в лицо, или говорит сам по телефону много, да вообще не говорит, а пишет. Или отсутствует сам, с ним находится, допустим, кто-то, малоэмоциональный взрослый. А есть органическое повреждение, когда без невролога, его участия, и других специалистов, например, остеопатов, еще кого-то, грамотных врачей-неонатологов психолог будет биться, как рыба об лед.
Поэтому большинство наших занятий начинаются с анамнеза, собственно говоря. И каждый родитель не должен бояться этого, он должен просто найти правильного невролога, исключить все плохое и понять, что всё в наших руках.
М. Баченина:
- Мы понимаем, конечно, с вами, что идеальных детей не бывает. И вот у меня такой вопрос. Если у ребенка девиантное поведение присутствует, то какими методиками в данном случае вы пользуетесь?
Т. Горунчик:
- Здесь как бы опять перекликается вопрос с задержкой речи. Мы все понимаем, что безречевой ребенок более агрессивен. Ему приходится прилагать много усилий при помощи крика, при помощи движений, для того чтобы вызывать на себя внимание взрослого. Тут надо разобраться, почему началась девиация. Я вообще всегда говорю, что в психологии самый лучший способ – это наблюдение. И если мы берем верхушку айсберга (ребенок вызывает на себя внимание), я всегда предлагаю специалистам нырнуть в самый низ, понять, почему ему это понадобилось. Мы можем проработать любое девиантное поведение при помощи методов сказкотерапии. Вот, кстати…
К. Гутина:
- Нас тоже это, кстати, отличает от других садиков, у нас во всех садах психологи ведут сказкотерапию и песочную терапию. Это как раз в помощь с этими вопросами.
Т. Горунчик:
- Мы примерно уже знаем, в каком возрасте страхи, какие будут трудности, и проводим в группе совместно уже. То есть, есть возраст, когда реально появляется желание присвоить чужое, так назовем это.
К. Гутина:
- Да, недавно мы разбирали, очень интересно было, как одна сказкотерапия может прям…
Т. Горунчик:
- …решить вопрос буквально быстро.
К. Гутина:
- Не брать чужое. Расскажите.
Т. Горунчик:
- Маленький секрет откроем. Присвоил ребеночек чужую вещь, знаете, такую интересную вещь, как «Скрепыши».
М. Баченина:
- Конечно, знаю.
Т. Горунчик:
- У нас, скажем так, разные районы, и многие дети не видели «Дикси» и «Скрепышей». У кого-то няня принесла «Скрепышей». Он очень хотел, забрал. Мы об этом узнали. Здесь, знаете, что самое важное? Чтобы ребенок это прожил сам. Не его кто-то стал нравственно наставлять, а чтобы он прожил сам, а главное, чтобы в этой истории кто-то помог ее пройти до конца. Это был возраст 5-6 лет. Самое лучшее я нашла – прочитать ему рассказ Носова «Огурцы». Все помнят его?
М. Баченина:
- Да.
Т. Горунчик:
- Не переживайте, не бойтесь. Многие мамы знают, какие там есть резкие слова. Там, правда, есть одно такое выражение – «Пусть лучше вообще у меня не будет сына, чем сын-вор». Он прижался тогда ко мне очень сильно и сказал: «Кажется, я взял чужое». И мне это было важно. Я говорю: «Послушай, из этого есть выход. Это нужно вернуть». – «Нет, теперь мне будет стыдно». Я говорю: «Я разделю с тобой этот стыд, мы будем держаться за руки, и тебе уже не будет так стыдно, как если бы ты был один». Вы же помните, что если с другом вышел в путь, веселей дорога, все преодолевается при помощи поддержки. И вот мы учим детей еще брать помощь у взрослого и делиться с ним своими переживаниями. То есть понимать, что его не осудят, а ему помогут это прожить. Я против, и руководство наше против каких-то ярлыков, каких-то вещей, которые перекладывают на родителей. Наш девиз – если вы доверили нам своего ребенка, если у вас есть доверие, мы будем грамотно, со знанием дела помогать ему проживать его детские вопросы.
М. Баченина:
- Татьяна Александровна, правда, спасибо огромное. Просто захотелось сразу к вам, так сказать, на прием с ребенком (с двумя сразу).
Т. Горунчик:
- Я вас приглашаю, приходите.
М. Баченина:
- Спасибо большое. У нас уже время подходит к концу. Кристина Викторовна, честно сказать, хочется такого больше, конечно, и возможностей хочется для этого больше. Спасибо вам большое.
К. Гутина:
- Спасибо вам, что вы нас пригласили. Вот вы сказали «хочется больше». И действительно, на протяжении многих лет нам пишут и просят нас помочь открыть детский сад. И даже просят соседние детские садики, например, они не понимают, как получить лицензию, какие должны быть документы правильные в детском саду. И так как людей становится все больше и больше, которые просят нас делиться своим опытом, мы такое судьбоносное решение приняли по запуску франшизы. Это не будет много детских садов, скажу сразу, мы будем очень тщательно подходить к выбору, к сотрудничеству с нашими франчайзи. И самое главное, что мы сделали за прошлый год, это мы разработали платформу, где обучаются и наши специалисты, и будут обучаться специалисты тех людей, которые приобретут нашу франшизу. Потому что мы понимаем, что без повышения квалификации, без такого строгого отбора успешный детский сад не получится. 80% успеха – это, конечно, от людей, которые работают в детском саду. А эти люди должны быть профессиональными. Поэтому помимо своей франшизы мы будем давать отличное сопровождение, и это будет, кстати, нас отличать от других, кто продает франшизу. Потому что такого, к сожалению, нет. На собственном опыте, когда мы покупали первую франшизу, мы понимали, сколько проблем внутри кроется, и мы постарались сделать все максимально круто.
М. Баченина:
- Друзья, сегодня в гостях в «Родительском вопросе» были два специалиста. Очень, по-моему, приятно, конструктивно, а главное, познавательно поговорили. Итак, это специалисты сети садов «AcademKids» - директор Кристина Викторовна Гутина и руководитель психологической службы Татьяна Александровна Горунчик. Благодарю вас.
К. Гутина:
- Спасибо, Мария.
Т. Горунчик:
- Спасибо, Мария.
Реклама ОАНО «Перспектива» Общеобразовательная Автономная Некоммерческая Организация «Перспектива» ИНН 7751190630 erid: LjN8KVe9G