Директор-блогер. Знакомим с новым поколением руководителей колледжей
М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья. В эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. Саша, приветствую вас.
А. Милкус:
- Всем здравствуйте.
М. Баченина:
- Помните самый грустный мем этого лета, когда мужчина открыл глаза и подпись «июнь», потом закрыл глаза и снова открыл, и подпись «август»? Вот у меня такое же впечатление. Возвращаемся, как говорится, в реалии. Есть такое, Саш? Каникулы заканчиваются, все?
А. Милкус:
- А у меня не было каникул. Вот мы с Галиной Андреевной на прошлой неделе работали вместе, поэтому у нас… это я так подвожу, чтобы представить нашего гостя. Так что работа была.
М. Баченина:
- Да, у нас сегодня в гостях действительно Галина Андреевна Баранова, директор Калужского техникума электронных приборов, наставник и просветитель. Галина Андреевна, здравствуйте, добро пожаловать.
Г. Баранова:
- Здравствуйте.
М. Баченина:
- У вас тоже каникул не было?
Г. Баранова:
- Нет. Я бы сказала, что это рабочий отпуск, когда можно поспать и к 10 приехать на работу.
А. Милкус:
- А обычно вы к которому часу приезжаете? К семи, к восьми, к шести?
Г. Баранова:
- К восьми.
М. Баченина:
- А меня еще плохой матерью обзывают за то, что я не отменила русский и математику летом у ребенка. Так, ладно. Ну что, давайте поговорим о просветительстве, о наставничестве и о том, вообще как детей наших воспитывать правильно. Саш, я ведь верно вектор обозначила?
А. Милкус:
- Вектор верный, я бы еще рекомендовал нашим слушателям, у кого есть возможность и кто действительно слушает, а не только смотрит наш подкаст в ВК Музыка и на других площадках, посмотреть, чтобы было какое-то понимание некоего диссонанса. Потому что наш собеседник, несмотря на то, что представили мы ее достаточно грозно…
М. Баченина:
- Солидно.
А. Милкус:
- Солидно, хорошо, да. Директор Калужского техникума очень обаятельная, симпатичная молодая женщина, а еще и блогер.
М. Баченина:
- А я думала, вы скажете – еще и блондинка.
А. Милкус:
- И блогер. И, конечно, первое впечатление, когда мы познакомились, а мы, можно сказать, более-менее давно знакомы, у меня действительно был диссонанс, потому что я думал, что директор колледжа, тем более, технического, это должен быть мужчина, в костюме, в лучшем случае, в галстуке, может быть, еще и с бабочкой, который будет руководить большой группой студентов колледжа.
Галина Андреевна, вот честно, как вы стали директором, кто доверил вам эту должность в то время, когда мы действительно вот привыкли воспринимать директора совсем в другом обличье? Директора техникума я хотел сказать, конечно.
Г. Баранова:
- Очень хороший вопрос. Наверное, все свою жизнь я борюсь со стереотипами, которые как раз есть у нас, стереотипы в образовании. Свой педагогический путь я во обще начала с 19 лет, я преподаватель, да, то есть, у меня сейчас уже больше 16 лет стажа при моем юном возрасте, как говорят многие. И при моем таком, знаете, неугомонном опыте и, наверное, амбициях. Конечно же, доверил путь директора мне наш министр образования. Ну, регион следит за моими успехами, так как я вошла в топ-5 наставников России, награждение было в Кремлевском Дворце. То есть, тот путь уже как-то стал таким фундаментом, когда, наверное, можно доверить учебное заведение, что есть векторы и, конечно же, есть такая молодая энергия, когда у большинства уже становится замыленный взгляд, куда нужно двигаться с молодежью, а вот все-таки новая такая кипучая кровь, она дает свои плоды. И, конечно же, министр в этом не ошибся, потому что директором я, как я говорю, годик и три месяца, но уже свершений…
А. Милкус:
- То есть, уже на ножки встали?
Г. Баранова:
- Да, да, я уже пошла и я уже даже начала говорить. Поэтому педагогический состав у нас профессиональный, новый набранный, молодые кадры – это те студенты, которых мы обучали, которые сходили в ряды нашей армии, вернулись обратно и продолжили путь свой педагогический. То есть, сейчас они уже наставники, которые обучают таких же молодых, которые еще неопытные и не знают, чтобы встать на такой путь. Поэтому федеральные проекты, я скажу, да. Я могу сказать, что часто задают вопрос – сложная ли работа? Я могу ответить, что работу директора я воспринимаю не с той стороны, что сложная, а с той стороны, что она интересная. Потому что, когда ты делаешь это для детей и ты идейный человек, и ты видишь результат, вот это, наверное, та точка мотивации, которая есть у меня. А если еще это потом в будущем и приносит свои плоды, и я очень люблю обратную связь от детей, от студентов и от родителей, когда они говорят – да, сложно, но мы вам поможем и все это возможно. Вот это, конечно, главное.
М. Баченина:
- Галина Андреевна, а что такое наставник?
А. Милкус:
- А какой предмет вы преподавали?
Г. Баранова:
- Что такое наставник?
М. Баченина:
- Да. Потому что наставник – это какой-то собирательный образ, скорее, литературный для многих. Да, человек, который наставляет, советует, так сказать, прокладывает путь. А вот в этом смысле он такой же наставник, как вы вот сейчас обозначили своих молодых преподавателей, либо это нечто другое все-таки в образовательной сфере?
Г. Баранова:
- Ну, в образовательной сфере я считаю, что есть два пути наставничества. Есть которые формализованные, которые это в штатном расписании единица, у которого есть обязанности, заработная плата. А есть наставничество – это путь. Наставником можно, конечно, родиться, но наставником обязательно нужно стать. Потому что я считаю, что не каждый педагог может стать наставником. Не каждый тренер, тьютор, может стать наставником. Ведь все-таки это помимо профессиональных навыков, это все-таки еще и психологические навыки. Это эмпатия, это сопереживание, это сочувствие. Это, как мы уже говорили с Александром, и неформальное общение. Потому что нельзя наставничество, как, знаете, на съезде наставников мы разговаривали о том, что ты считаешь себя наставником, вот ты работаешь 20 часов в неделю наставником, или сколько у тебя часов? Вот мне, допустим, сложно посчитать, сколько часов в день, в неделю, в месяц я наставник. Потому что, как я говорю, что я 24 на 7 на связи с детьми и с педагогами, и, когда нужна помощь или когда какие-то конкурсы, то я туда включаюсь полностью. Когда-то, конечно, есть время затишья, поэтому вот наставничество, если заносить под какие-то цифры, то это очень сложно. Это очень сложно, хотя, мы, знаете, хотим все измерить. У нас же есть знания, умения и навыки и мы это все измеряем, и вот наставничество, я считаю, что это, конечно, сложно измерить с точки зрения. Потому что наставничество это не только победы твоих наставляемых и твои личные. Это все-таки больше про путь. Именно про путь наставника. У меня, допустим, путь наставника начался с 2014 года, когда мы зашли и вот тогда я поняла, что я не просто педагог, а я детям могу обозначить путь, вектор их направления и вместе с ними двигаться дальше. Потому что наставник – это тот человек, который учится постоянно. Тот человек, который знает свои точки роста или, как педагоги часто говорят, что не получается. Но я люблю слова «точки роста». Потому что это воспринимается психологически легче и ты знаешь, к чему тебе расти.
А. Милкус:
- Галина, а изначально вы какой предмет преподавали и преподаете до сих пор?
Г. Баранова:
- По образованию я программист. Потом я освоила графический дизайн и сейчас я уже преподаю дополнительно проектную деятельность.
М. Баченина:
- Как все серьезно. А как студенты воспринимают молодого директора? Как студенты воспринимают молодых преподавателей? Мне всегда казалось, что это будет несерьезно. Знаете, помните, как в фильме… а как этот фильм назывался старый, Ганджа где был?
Г. Баранова:
- «Большая перемена».
М. Баченина:
- Да, да, вот прямо калька, про которую я думаю.
Г. Баранова:
- Знаете, когда я стала директором, был такой тоже диссонанс у педагогического состава, потому что все-таки есть стереотипы и есть студенчество, да. И вот если педагогический состав сказали с интонацией «у нас, что, директор, учитель, блогер», да?
М. Баченина:
- То есть, в этом? Не молодая, не вчерашняя студентка? А блогер? Потому что это брезгливо же все-таки…
Г. Баранова:
- Да. А студенты сказали – ничего себе, у нас директор учитель, блогер. Соответственно, ну, то, что я молодая и активная, наверное, вернее, точно, лет в 70 я буду такая же активная. И это не сыграет никакую роль. А то, что молодая, студенты, которые приходят к нам на первый курс, я у них как раз веду проектную деятельность, они мне знаете что сказали на уроках? Что нам очень нравится здесь коммуникация. Получается, преподавательский состав и большинство из них молодежь, они мыслят в одном поле. Они друг друга слышат и слушают друг друга и, конечно же, такая самая главная вещь – это обратная связь. Потому что зачастую преподаватели идут только по своей траектории и говорят что как надо. А как не надо не объясняют, то есть, нету такого какого-то примера. Все-таки наши дети сейчас – это новое поколение. Поэтому, если педагог говорит не то что на одном языке, а он не рядом со студентом, то, конечно, здесь будет большой провал и образовательный, и коммуникативный, и психологический. А когда студенты видят молодых, опытных таких шустрых, быстрых, как я говорю, гибких, главное, они, конечно, к этому тянутся.
М. Баченина:
- Все время не покидает мысль – но ведь старый конь борозды не портит. При всем моем уважении и это костяк. И получается как бы смена старого (не в плане возраста), а опытного, уже в возрасте, преподавательского состава – это была вынужденная мера, что ли?
Г. Баранова:
- Нет, ни в коем случае. У нас есть замечательный педагог, как раз мой наставник, чтобы вы понимали, мой классный руководитель, когда я училась, она сейчас работает в нашем техникуме преподавателем, Нина Андреевна Колесникова. Вот ей уже за опыт так хорошо по возрасту, да, но она активная, амбициозная и любит работать с юморком. Ее дети, конечно, студенты тоже обожают. По поводу преподавательского состава – конечно, это не вынужденная мера, а то, что мы расширяемся, специальности у нас расширяются, специальности обновляются, то есть, новые вводятся и поэтому новый педагогический состав идет туда. А, конечно, есть мастодонты образования, которых я очень сильно люблю и я дорожу ими и горжусь.
М. Баченина:
- О, это здорово, что это прозвучало, как мне кажется. Про блогерство давайте поговорим. Блогерство – это очень такое размытое. Я вот подкастер… Вот блогерство – оно появилось раньше преподавательства? Либо одновременно, либо … расскажите об этой стороне своей жизни, пожалуйста.
Г. Баранова:
- Самое главное, что хочу сказать всем, что, если вы готовы, что вас будут оценивать и критиковать, и вы это психологически воспринимаете, тогда вы туда идите. Если вы не в коем случае это не воспринимаете, то туда идти не надо. Потому что будет плохо, будет больно, как говорится. Как я туда попала? Я преподаю, студентам рассказываю и вдруг, знаете, в какой-то период я замечаю, что студенты начинают меньше воспринимать мою информацию, а больше черпать все в интернете и задавать какие-либо вопросы. Я не стесняюсь сказать студентам, что я чего-то не знаю, я обязательно им говорю, что я узнаю и вам потом сообщу. Но я поняла, что наших детей понять только можно в том поле, где они. Поэтому я пошла именно в то поле, где сидят наши дети. Во-первых, чтобы понимать, что они смотрят, что они слушают, почему они это спрашивают, для чего им это надо и, конечно же, обязательно рассказывать им то, что они сами не могут найти в интернете. Потому что ведь доступную информацию от недоступной или достоверную от недостоверной наши дети не могут отличить, да и взрослые не могут это просто отличить, да, чтобы понять. Поэтому вот мое блогерство началось с того, что я начала рассказывать студентам про практики, про трудоустройство, про конкурсы, куда они могут свои таланты применять. Конечно, родителям начала рассказывать…
М. Баченина:
- Это вы писали или вы стояли перед камерой?
Г. Баранова:
- Нет, сначала я начала просто с буквенных постов, потому что это было очень страшно. А потом, конечно же, все любят визуальную информацию, - потом я пошла записывать видео. И у меня есть страх, и я уже говорила Александру, но почему-то никто в это не верит, я боюсь публичных выступлений. Но по мне, конечно же, это может быть незаметно, да. У нас у каждого есть страхи, но, как моя мама говорила, страху надо смотреть в глаза. Поэтому после этого видеовизитки, конкурсы, клипы – то есть, все наглядно – и вот здесь была обратная связь, поддержка, что студенты сказали – а нам нравится. И я начала это делать не за какие-то деньги, не за какие-то свои такие, скажем, облачные какие-то фантазии, я просто начала это делать как дополнительная коммуникация, что в учебном заведении я в кабинете рассказываю, а дома или вне стен я рассказываю вот об этом. И у меня сейчас друзей педагогов наставников со всей страны, с новых регионов, с Беларуси. Мы общаемся, коммуницируем, друг другу помогаем. И еще, знаете, такая важная вещь, как поддержка. Поддержка и помощь она тоже очень важна, потому что порой ты не знаешь, кому написать и спросить. И когда находятся такие люди в интернете, которые – конечно, обращайся, я помогу провести урок, как сказать или какой конкурс, или дать обратную связь вот по конкурсам, по экспертам, либо кого-то куда-то пригласить – это тоже очень классно. Ну а потом, когда я увидела на сайте министерства просвещения, что они, получается, делают состав учителей-блогеров при Общественном совете министерства просвещения, я подумала – а почему бы не попробовать поучаствовать? И я вошла в первый состав. Был открытый конкурсный отбор, была такая серьезная экспертная комиссия, и вот год мы поработали и потом я такая подумала – ну, все, год закончен, меня больше не возьмут, скажут – все, хватит. Нет, я вошла во второй состав совета. Потом только он трансформировался и назвался «Наставники-просветители» как раз. И вот там у нас уже такая отличная команда, у нас есть региональные свои сообщества, то есть, сейчас почти в каждом регионе есть наставник-просветитель, который возглавляет, и его наставники, которые есть из школ и среднего профессионального образовательного учреждения. Мы участвуем в форумах, съездах, различных компаниях, мы так же делаем свои инфоповоды, мы рассказываем, я бы даже так сказала, мы рассказываем доступным языком о всех тех возможностях, которые есть для детей и родителей, педагогов.
М. Баченина:
- То есть, на вас можно подписаться?
Г. Баранова:
- Конечно.
М. Баченина:
- И вы будете полезны не только у себя в городе и для ваших студентов, но и для всех других?
Г. Баранова:
- Ой, знаете, я очень разносторонний человек. Мне тут в комментариях писали, у меня есть рубрика, допустим, Гала-дачница – у меня есть дача, я выращиваю огурцы…
М. Баченина:
- Вы не боитесь вот так себя называть? Потому что, ну, студенты же очень любят… знаете, как однажды меня…
А. Милкус:
- Прозвище вам уже, наверное, дали.
М. Баченина:
- Вот. Я никогда не забуду. Баченина – подойди. Как ты меня называешь? А мы ее Натали называли – ну, Наталья Евгеньевна. Вы понимаете, к чему я веду?
Г. Баранова:
- Нет, я знаю лишь одно свое такой никнейм, прозвище, которым меня называют, но это было уже давно-давно, все студенты любят называть сокращенно, кого как зовут. Г.А. Если они кому-то пишут неформально что-то, там у кого у нас пара? У Г.А.
М. Баченина:
- А, это такой тренд? У нас так не было. Мы сокращали, но уж не так сильно.
Г. Баранова:
- А сейчас молодежь, да, сокращает вот так. Поэтому да, рубрика Гала-дачница, рубрика Гала в профессии. Я веду сейчас региональную программу, где рассказываю обо всех профессиях, которые могут освоить студенты и школьники. Я уже была врачом, токарем, пожарным, поваром, электроником. То есть, я много на себя применяю таких профессий. Это, знаете, такая профориентационная работа большая, где родитель дома может посмотреть программу и понять, а, может быть, мой ребенок айтишник, или мой ребенок повар? А какая материальная база у этого учебного заведения? О, нам нужно туда пойти на День открытых дверей. Поэтому у нас в регионе это очень такая хорошая история, программа называется «За работу», и сейчас у нас будет уже второй сезон программы с сентября месяца.
А. Милкус:
- Скажите, пожалуйста, а ребята не просят вас помочь им стать блогером? Не знаю, как в Калуге, в Москве большинство старшеклассников мечтает стать блогерами. Даже не старшеклассников, а среднеклассников. Вот такая у них фишка. Раньше там космонавтом хотели быть, врачом, пожарным, даже поваром раньше хотели быть, лет пять назад. Сейчас спрашиваешь – телеведущим и блогером.
М. Баченина:
- Телеведущим? Ничего себе!
А. Милкус:
- Да. Когда девочки особенно говорят «я хочу быть телеведущей», я спрашиваю – кого из телеведущих вы знаете? И все.
М. Баченина:
- Они ничего не отвечают вам?
А. Милкус:
- Ну а кого? У нас же нет телеведущих на самом деле.
М. Баченина:
- Екатерина Андреева.
А. Милкус:
- Это ведущий новостей. А они хотят быть…
М. Баченина:
- Не придирайтесь, Саш! Галина, я вам по секрету скажу – скажите какой-нибудь англицизм, увидите, что Александр Милкус превратится в Дамблдора… нет, нет, в того, кого нельзя называть – вот!
А. Милкус:
- Так все-таки, про блогеров. Наставник блогеров воспитывает блогеров?
Г. Баранова:
- У нас в техникуме очень хорошо стал развит медиацентр. Потому что во всех средне-профессиональных образованиях это стало такой отдельной ячейкой – медиацентр, где есть педагоги и, конечно, занимаются студенты. Конечно, студенты смотрят, что я веду активную такую цифровую жизнь, и все студенты там, и им тоже это хочется. Для этого я набрала профессиональных работников в медиацентр – это оператор, видеограф, таперайтеры, даже школа актерского мастерства – собрала старшекурсников и сказала, что, мы пойдем работать, начнем делать? Соответственно, сейчас целый год мы работали в этом медиацентре и уже пришли новые первокурсники, которые тоже готовы работать. И, получается, что наш такой штат медиацентра – это более опытные студенты и педагогами, которые обучают студентов-новичков. Но здесь самое главное – когда студенты говорят «я тоже хочу в цифру», я говорю - зачем, для чего? Цифра – это трансляция чего-то. Каждый должен быть, как я считаю, ячейкой в обществе. То есть, он должен занять какую-то нишу и должен нести пользу, а не просто собирать какие-то лайки, подписки, для чего непонятно и, чтобы контент был хороший. Соответственно, у нас сейчас медиацентр занимается тем, что освещает образовательную деятельность, наш медиацентр помогает педагогам участвовать в федеральных конкурсах. То есть, допустим, для педагогов очень сложно записать видеовизитку, да, как раз сейчас на конкурс нужно будет записывать видеовизитку и, конечно же, наши студенты готовы в этом помогать. У нас есть оборудование, есть медиацентр, есть ребята, которые пишут сценарии, есть ребята, которые владеют актерским мастерством, которые помогают научиться разговаривать перед камерой, а не бояться. И вот эта передача от студента педагогу, она очень хорошо у нас действует и воспринимается. Потому что большинство педагогов же считают – чему он меня может научить? Он же студент. И я считаю, что здесь, наоборот, действует система, что мы учимся у детей, а дети учатся у нас. И в этой взаимосвязи, в этой парадигмы цифры мы отлично живем. Поэтому наш медиацентр был приглашен на освещение вручения золотых медалей в регионе, где наши студенты большой и дружной командой – один фотографирует, другой обрабатывает, третий пишет пост, четвертый выставляет. То есть, такой опыт большой у нас уже есть. Для наставников мы сделали клип, сделали фотографии, они знают, что нужно здесь и сейчас, нужно сделать правильно. Поэтому у ребят, помимо того, что они осваивают еще профессию айтишника, электронщика, повара, есть еще такой цифровой навык, который им в будущем…
А. Милкус:
- …всегда пригодится.
Г. Баранова:
- Да.
М. Баченина:
- И вообще, я, как мама подростка, говорю, что опыт этот бесценен. Потому что здесь ты его получаешь походя, ну, потому что ты в команде единомышленников и как-то даже не страшно. А вот когда это нужно здесь и сейчас, боятся так, что даже не верится…
А. Милкус:
- Галина, такой вопрос. Мне по долгу службы приходится часто читать и интересоваться всякими новостями, и у меня ощущение, что Калужская область – это какая-то педагогическая, хотел сказать, аномалия, но мне кажется, что это, наоборот, нормальная ситуация развития. Что у вас там происходит? Вы блогер. Съезд наставников проходил в Калуге. Победитель конкурса всероссийского директор школы Алексей Макрушин калужанин, что у вас там происходит такое?
Г. Баранова:
- Жизнь у нас в регионе, конечно, бурлит. Наш университет, который готовит педагогические кадры, мощный, он новый, он модернизирован и я как раз сама выходец из Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского, и сейчас у нас в Калуге построили федеральный технопарк, первый в стране и, как я его люблю называть, не федеральный технопарк для педагогов и студентов, а федеральный технопарк – это дом профессионалов. И мы приезжаем туда домой, и мы там работаем, особенно, как я люблю говорить, что я свою работу воспринимаю как хобби, то это уже получается вдвойне приятно. Мне очень нравится, что у нас в регионе есть все для того, чтобы развиваться и жить. И есть та целевая аудитория, для которой ты это делаешь, и люди, именно люди, которые все-таки это все делают, и у нас вот есть педагогическое сообщество в регионе, которое друг друга знает, в котором все коммуницируют и помогают. Поэтому у нас сейчас еще добавятся, я думаю, победители директоров в различных конкурсах и учителей тем более, поэтому мы очень хорошо развиваемся, потому что, я считаю, что это мотивация, это желание и, когда у тебя есть такая возможность и когда есть поддержка со стороны министерства образования, она, знаете, очень ощущается. И на эмоциональном интеллекте, и на поддержке каких-то различных конкурсов и направлений – здесь мы с ними очень плотно работаем и они нас слышат, слушают и помогают. Спасибо им.
М. Баченина:
- Скажите, пожалуйста, а как вы считаете, направление вашего колледжа достаточно серьезное. Это математика, технические дисциплины. А нужно ли студентам по таким направлениям прививать, и в каком соотношении процентном, гуманитарные какие-то штуки? Я имею в виду те навыки съемки перед камерой, может быть, театральные какие-то направления. Вот что есть из этого? Потому что разделение на лириков и физиков никуда не ушло, на мой взгляд. У нас просто идет какая-то охота: ты кто – физик или лирик? А смешивать нельзя? Вот что вы об этом думаете? И как с этим работаете?
Г. Баранова:
- Да, наш техникум занимается на оборонно-промышленный комплекс региона. Айтишники, электронщики, сейчас у нас уже операторы беспилотных летательных аппаратов будут обучаться. То есть, все серьезное, все техническое. Но все-таки успех мотивации желания стоит не за формулами и рамками, а за твоими возможностями. Допустим, у нас есть замечательный студент Александр Кузнецов, который учится на электронщика, который работает на заводе, проходит там практику, паяет, собирает. Но он мечтает собирать стадионы, потому что он обладает великолепным голосом, он побеждает на региональных и федеральных мероприятиях. Но он говорит, что я из профессии не уйду, а вот это дополнительное мое развитие.
По поводу гуманитариев. Сейчас мы планируем открывать театральную студию, потому что у студентов есть к этому запрос. А так же у нас очень хорошо развито добровольчество и патриотическое направление. Здесь студенты с первого курса, когда мы им даем попробовать, что это такое – не то что привить, а попробовать – вот здесь каждый для себя уже выбирает. Кто-то очень любит животных, а кто-то любит разбирать и собирать автомат и ездить на зарницу, ночевать в палатках – то есть, каждый выбирает свое направление и у нас здесь уже порядка семи направлений, где есть студенты со своей целевой аудиторией, со своей группой. Но я считаю, что все-таки залог хорошего специалиста – это всесторонне развитый специалист. Что помимо того, что он профессионал в своем деле, так он еще может рассказать и поделиться тем, что он умеет. Если он поет, почему нет?
М. Баченина:
- Это так же на педагогов возлагается? Если идти ночевать в палатке, то с ними же должен быть старший? А педагоги-то не все могут в этом участвовать…
Г. Баранова:
- Уже год, как у нас есть штатная единица – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими организациями. Поэтому вот как раз советник мой, молодая харизматичная учитель математики, она, конечно, студентам нашим помогает. Потом заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, преподаватель ОБЖ. Здесь у нас целая команда собрана. Поэтому пока никто еще не отказывался ночевать в палатке или вдруг куда-то ехать, или, допустим, наши студенты летали на конкурс, на чемпионат по беспилотникам в город Грозный. Их сопровождал наш активный учитель физкультуры, который, конечно, не умеет летать, но как собрать свой дух и силы в кулак – пожалуйста, только за. У нас педагоги, помимо своих предметов, которые они могут преподавать, они еще всесторонне развиты и, чтобы замотивировать студента, я считаю, что не нужны какие-то цифры, не нужны какие-то дипломы. А нужен лишь личный пример. Вот когда студент смотрит, что педагог делает, а почему я так не могу, - тогда он идет за ним. Потому что наши студенты все-таки смотрят на нас. Мы педагоги, мы проводники, мы наставники.
М. Баченина:
- Но чтобы замотивировать педагога, цифры важны. Цифры важны! И это замечательно, если они важны для руководителя. Как вы с этим справляетесь?
Г. Баранова:
- По поводу мотивации могу честно сказать, что это очень сложный вопрос. Потому что одних людей в жизни мотивируют только деньги, других людей в жизни мотивирует идейность. Допустим, я очень идейный человек. Я, наверное, могу пожертвовать своими огурцами на даче, чтобы пойти что-то делать. Есть разные люди. Поэтому здесь, конечно, приходится применять свою гибкость, чтобы помочь этому педагогу замотивировать… Каждый любит плюшки. Только они разные, поэтому и здесь очень индивидуальный подход.
Я наставник-победитель Всероссийского конкурса «Большая перемена» с пятилетним опытом. И когда я пришла в техникум и сказала – педагоги, студенты, давайте попробуем участвовать, было мало поддержки. Очень было мало поддержки. Поэтому мы никуда не прошли. А вот в этот год, сейчас, когда я взяла весь первый курс, когда я их обучала проектной деятельности, когда наставникам я объяснила, что делать, как делать, куда нам двигаться, у нас уже есть прогресс. И уже педагоги это воспринимают по-другому. Соответственно, я уверена, что сейчас в новом конкурсе «Наставник года» и следующие, которые будут, они поверили именно и они попробовали, что это такое. Все-таки педагоги, наставники, знаете, не то чтобы у них нет желания, у них больше всего нет веры в себя. Потому что это все-таки сложно. Одно дело, когда ты приходишь на урок и рассказываешь студентам что-то – это один момент. А когда ты выходишь на региональный и федеральный уровень, то здесь уже, конечно, вопрос в деньгах – как тебя оценили, да, и здесь, конечно же, вопрос в твоих навыках, как еще ты себя оценил, гордишься ли ты собой? Ведь на тебя смотрит семья, студенты, регион. То есть, это деньгами невозможно измерить, а только вот такой обратной связью и аплодисментами.
А. Милкус:
- Галина, вы так сладко рассказываете про колледж, я уже сам подумал – может, поступить? Но, если серьезно, последняя статистика последних лет говорит, что 60% выпускников девятых классов поступают в колледжи и все больше выпускников 11-х классов предпочитают средние учебные заведения, где есть программа высшего образования, университета. Скажите, пожалуйста, ведь прием в колледжи, насколько я помню, еще не закончился?
Г. Баранова:
- До 14 августа еще прием.
А. Милкус:
- Как у вас сейчас с приемом? Сколько у вас человек на место, при том, что действительно известный колледж?
Г. Баранова:
- Сейчас на некоторые специальности по электронике у нас четыре человека на место, по IT, конечно, сложнее, здесь у нас уже идет шесть человек на место. У нас нет вступительных испытаний, у нас конкурс аттестатов. Я вам могу сказать, что да, школьников идет все больше и больше. Средние баллы аттестатов с каждым годом становятся все выше и выше. Школьник, который был в том году даже, в этом году уже не тот. Почему? Потому что у него осознанный взгляд, он более замотивирован, потому что уже со школы ребята начинают заниматься по профессиональным компетенциям. Они на «Билет в будущее» ходят, на федеральные проекты, то есть, они уже на себя примеряют какую-либо профессию, смогут они или нет. А почему все больше и больше ребят идет учиться в среднее профессиональное образование, для меня этот выбор очевиден. Потому что сейчас мы живем в очень быстром мире, все очень быстро меняется… Я отучилась в лицее, я закончила колледж, а потом закончила университет. Я прошла все стадии образования. Но я так скажу. Студент, который приходит в колледж и в техникум, уже на втором курсе проходит практику. Что это значит? Что он уже может работать на предприятии. Значит, он уже получает зарплату. Соответственно, он уже получает профессиональные навыки и дальше – большое развитие. Поэтому у нас уже студенты с третьего курса имеют возможность оформить индивидуальное обучение и работать на предприятии. А наставники как раз директора предприятий потом приходят на экзамены к нам, где они участвуют в комиссии, где сидит наш студент…
М. Баченина:
- Ага, блат… Шучу, конечно… но на самом деле мне это очень знакомо, потому что у меня была такая же история в школе и я понимаю, какое это уменьшение стресса, когда на вступительных экзаменах я видела знакомые лица, которые преподавали у нас в спецклассе. Это замечательное ощущение, да.
Слушайте, а вот про беспилотники вы говорите – то есть, ваши студенты участвуют в конкурсах беспилотников? Для меня это такое будущее… ну, сейчас понятно, насколько это актуально - и разработка новых моделей, и вообще создание этой базы… это не перестанет быть нужным даже с окончанием специальной военной операции, это будет продолжать быть нужным. Увлекаются сейчас этим? Вот какие тренды сейчас у ваших студентов?
Г. Баранова:
- Конечно, мы вошли в федеральный проект беспилотных авиационных систем, сейчас закуплено оборудование, сделан ремонт – это тоже немаловажный процесс, потому что ребята придут учиться в новые лаборатории, на новом оборудовании. Какие сейчас тренды, почему это актуально? Потому что отрасль беспилотных авиационных систем очень большая. Начиная с видеомониторинга, особенно сейчас у нас уже есть заявки от министерства сельского хозяйства, да, что им нужны специалисты по видеомониторингу, где не просто ты ходишь по лесу и тратишь на это время, а это делают специализированные машины. Это и на дороге видеомониторинг - соответственно, это различные строительные проекты. Ребята, обучаясь на эту специальность, они реально получаются специалисты широкого профиля. Помимо того, что они могут разрабатывать, чинить, создавать, они так же эту технику еще и эксплуатируют. Обучение строится на таких моментах, и почему это еще нравится студентам, которые даже не учатся на эту специальность, потому что там есть тренажер-симулятор. А что это такое? Это игра. Детям нравятся игры. Так зачем им сидеть в тех играх, где… ну, я не очень люблю игры ни развлекательного типа, ни тем более где есть кровь, убийства – мне не нравится эта цель совершенно. А здесь, когда ты в тренажере-симуляторе летишь, ты управляешь глазами или руками, ты из точки А в точку Б перевозишь груз… и здесь как раз нужна математика, физика, метеорология – то есть, здесь много предметов, которые ребенок вроде не понимает, а он их применяет. То есть, тренажер-симулятор это отличное подспорье для ребенка, для его развития. И так же, конечно, когда ребята берут в руки квадрокоптер, запускают его и он пролетает все эти станции, он из точки А в точку Б прилетел, все получилось - конечно, это нравится. Потому что наглядно образное мышление, которое есть у наших детей с первого по пятый класс, оно все-таки в процентном соотношении сохраняется и даже в нашей взрослой жизни. Поэтому для ребят это очень интересно и сейчас даже девчонки поступают к нам на эту специальность.
М. Баченина:
- Это очередной стереотип.
Г. Баранова:
- Да, мне тоже в университете говорили, что девочки- программиста не может быть. Ну, вот, сижу.
А. Милкус:
- Вы не программист, заметьте… Галина Андреевна, в общем, смысла призывать ребят, выпускников девятых классов, поступать к вам в колледж, уже нет, потому что у вас и так большой конкурс.
Г. Баранова:
- Нет, нет, пусть приходят ребята. У нас еще дополнительное есть образование. Даже если, допустим, к нам ребята не поступили, не получилось, то они у нас могут освоить дополнительное образование как раз, чтобы понять, есть ли навык? Если он есть – хорошо, а если его нету, то, конечно же, его развить.
М. Баченина:
- А с какого класса у вас можно дополнительное образование получать?
Г. Баранова:
- У нас, как я всегда говорю, очень удобно – через дорогу есть замечательная школа, и мы для школьников ведем дополнительные уроки. Допустим, часть уроков технологии мы проводим у себя, где дети изучают у нас робототехнику, программирование, вэб-дизайн, тем более, сейчас дополнительно будут еще и беспилотники. С чего мы начнем? Это печать на 3Д принтерах, то есть, дети начнут развиваться. Вот тебе та же самая технология, та же самая информатика. Поэтому мы, конечно, любим работать со школьниками, потому что школьники – это наши потенциальные студенты.
М. Баченина:
- Прекрасно. Спасибо вам огромное, Галина Андреевна. Как-то не страшно становится за будущее. Во-первых, я очень верю в специальное профильное образование, а не только в высшее, хотя в течение жизни мое отношение к этому кардинально изменилось, и я этому очень рада. Во-вторых, как у вас все задорно и бодро! Меня это просто воодушевляет! Классно! Здорово!
Друзья мои, с удовольствием представляю нашего сегодняшнего спикера, эксперта, гостью – директор Калужского техникума электронных приборов, наставник, просветитель, а так же блогер, Галина Андреевна Баранова. Огромное вам спасибо.
А. Милкус:
- Спасибо большое. Привет Калуге!
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp