Как получить миллион на новую образовательную идею
М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья. Это «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус.
А. Милкус:
- Здравствуйте всем!
М. Баченина:
- У нас сегодня в гостях кандидат наук об образовании, научный руководитель лаборатории «Инноваций в образовании» Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», директор конкурса инноваций в образовании (КИВО) Диана Королева. Здравствуйте.
Д. Королева:
- Здравствуйте, большое спасибо за приглашение.
М. Баченина:
- Я предлагаю начать с того, чтобы расшифровать нашим слушателям, что это за инновации в образовании, что это за конкурс. И отсюда будет понятно, о чем мы будем говорить.
Д. Королева:
- Конкурс «Инновации в образовании» - это проект, которому уже 11 лет, это такой динозавр на рынке российского образования, и на самом деле этот конкурс проводится абсолютно широко, мы специально подходили к нему так, что мы не фокусировали эти инновации, например, на уровне высшего образования или общего образования, то есть, это абсолютно все уровни образования. И не фокусировали, кто на него может подавать заявки – учителя, родители, школьники – на самом деле все группы, заинтересованные в том, чтобы наше образование становилось лучше, люди, у которых есть инновационные какие-то идеи, как улучшить образование, могут на этот конкурс подаваться. И по нашей статистике мы видим, что нашим самым молодым участникам – это школьники, самому молодому нашему участнику было 10 лет, а самым возрастным нашим участникам, им уже за 80 – это или учителя, или родители, или бабушки и дедушки, у которых уже тоже накопилось и хочется куда-то это вылить и какую-то предложить инновационную идею. Поэтому конкурс такой абсолютно широкий и открытый. Там есть очень много номинаций, в которых практически каждый может найти себя, этот конкурс проводится при поддержке очень серьезных партнеров – в этом году это Альфа-банк, и главный приз конкурса – это миллион рублей, которые получит команда или руководитель проекта на реализацию, на ускорение, улучшение своего продукта, на вывод его на рынок и т.д. Но есть еще много номинаций, в которых призы чуть меньше, но тоже довольно солидные – по 500 тысяч рублей. И есть еще много таких поддерживающих номинаций от наших партнеров. А партнеры – это компания «Просвещение», компания РОББО, различные университеты, которые тоже, например, готовы будут имплементировать эти инновации в свои образовательные организации или даже в свои образовательные структуры, потому что один из партнеров – это департамент образования Москвы. Поэтому это хорошая возможность для того, чтобы свою инновацию показать, быть услышанным и получить поддержку. До 15 сентября идет прием заявок, поэтому есть еще шанс вскочить в последний вагон. Форма заявки довольно простая. Если есть что сказать и что предложить, есть возможность, чтобы это сделать.
А. Милкус:
- Я прошу прощения, что мы в эфире с Дианой на «ты», но мы очень давно знакомы. Вот очень много раз в твоем спиче прозвучало слово»инновация». А например, вот этот упомянутый 10-летний ребенок или там 80-летний – что они предложили? Что это такое вообще?
Д. Королева:
- Хороший вопрос. Мы на самом деле инновации трактуем довольно широко. Есть такое определение – международные инновации – которое дает организация УЭСР, и там инновация определяется так. Либо это совершенно ноу-хау, то, чего никогда не было. Либо, например, это шариковая ручка, которая вот в 2020 году была такой серьезной инновацией. Либо это перенос каких-то практик, которые где-то уже есть, но в каких-то других секторах, в сферу образования, где этого нет. Но важно очень, когда подается проект, указать, в чем ваше отличие. Благодаря какой фишке – пусть она будет небольшая, не надо изобретать шариковую ручку, не каждый может это сделать и не хватит на всех таких глобальных инноваций – но нужно указать минимальное, но отличие от других и вот какую-то фишку, которая у проекта есть и которая позволяет…
А. Милкус:
- Например?
Д. Королева:
- Давайте приведу несколько примеров инноваций, которые школьниками или родителями были спродюсированы. Или для родителей были спродюсированы. Например, замечательный проект, который был у нас в финале конкурса 2019 года – это проект «Команда Слух». Это эксклюзивный комикс, который создали родители, у которых дети с нарушением слуха и который призван рассказать различным детям о том, что есть такие проблемы у деток и там показано, например, наличие слухового аппарата или каких-то других приспособлений не как какая-то проблема, а как суперспособность этого ребенка. Дети там представлены в виде таких супергероев. Например, такая инновационная идея – как объяснить, рассказать школьникам о том, что бывают какие-то проблемы и как нужно к этому относиться. Еще один проект тоже связан с инклюзией, его предложил школьник – Даниил Хачатуров из Самары – это был 2021 год, Данилу на то время было, наверное, лет 14 – он обратил внимание на то, что сервисы, которые позволяют слабовидящим детям считывать информацию с сайтов (электронная школа, задания) - там такая кнопочка, когда робот тебе читает, что на сайте написано. Вот он обратил внимание, что это очень плохо работает. То есть, фактически эти сервисы, которые описаны как абсолютно доступные, они недоступно слабовидящим детям. И он предложил идею того, как это должно быть переделано так, чтобы электронные сервисы стали доступны слабовидящим ребятам. И эту идею подхватило очень много тех компаний, которые их с удовольствием, я надеюсь, что внедрили.
М. Баченина:
- А кто выбирает, что лучше? Потому что все, что вы перечислили, очень круто звучит. И кто решает, кто круче? Миллион-то один.
Д. Королева:
- Да, это сложный и болезненный всегда для нас вопрос. Потому что подается порядка нескольких сотен проектов в год, и мы выбираем всего порядка 10-15 финалистов, и всего одного победителя. Во-первых, у нас есть экспертное комьюнити - это эксперты в очень разных областях, потому что проекты разные – есть для дошкольников, есть для высшего образования. Поэтому у нас порядка 100 экспертов из очень разных областей, которые эти проекты просматривают и дают им какую-то первоначальную оценку.
Что для нас очень важно? Мы понимаем, что победитель только один и что остальным-то тоже нужно дать какую-то ценность, правильно, а не просто подать заявку и получить отказ. Поэтому мы стараемся привнести ценность для каждого участника. Во-первых, все получают обратную связь. Не просто вы не прошли, а рекомендации от экспертов, что в этом проекте хорошо, а что в этом проекте стоит улучшить, чтобы он пошел дальше. И это не обязательно рекомендации, чтобы переподаться на наш конкурс или на другой, но это рекомендации для того, чтобы, например, быть увиденным у себя в регионе. Чтобы получить какую-то поддержку на своем муниципальном уровне и т.д. Поэтому каждый участник получает обратную связь. Это большая работа. То есть, представьте, тысяча заявок и на каждую нужно написать развернутую обратную связь. И мы это делаем.
У нас очень много образовательных мероприятий для участников. В этом году их было порядка 40. То есть, те, кто подается на конкурс, они имеют возможность даже в процессе сбора заявок послушать экспертов на очень разные темы – как использовать искусственный интеллект в образовании, какие сегодня существуют в образовании тренды и т.д. То есть, поучиться - это тоже очень важно.
Плюс сообщества. Мы всегда говорим, что конкурс наш – это сообщество. И я очень радуюсь, когда я вижу в каких-то социальных сетях сообщения от наших инноваторов из одного города, которые приезжают в другой город, встречаются с инноваторами, которые там, и они им помогают что-то делать. То есть, это вот такое сообщество. Поэтому мы стараемся дать ценность каждому участнику.
М. Баченина:
- А зачем родителям предлагать свои инновации? Вот у них забот полон рот – заработать на жизнь, обеспечить детей, позаботиться о здоровьем своим, детском и т.д. Я очень хорошо осознаю, что человек, который горит – изобретатель, ученый – он найдет время. Но очень хотелось бы мотивировать мыслительный процесс, который, может быть, пока где-то там в спящем режиме находится. Такие вещи, которые вы описываете, должны делаться на государственном уровне. Зачем родителям предлагать свои инновации в образовании?
Д. Королева:
- У родителей всегда есть внутри какой-то червячок, который грызет и говорит – вот это плохо сделано, вот в нашей школе так, а в другой-то лучше. Ну, всегда есть желание пожаловаться, сравнить и т.д. Это не зависит от того, какие параллельные задачи у родителя, чем он занимается в своей профессиональной деятельности и т.д. Желание что-то исправить и улучшить – оно всегда есть. И здесь, наверное, это момент того, как этого червячка использовать. Можно просто жаловаться, можно тратить свое время на форумах, писать о том, что в системе образования вот это плохо, а в нашем регионе вот это не работает. А можно это переформулировать в какой-то проект, который действительно улучшает ситуацию. И у нас было очень много проектов от родителей, которые мы, как исследователи, изучаем. То есть, такие спусковые крючки – действительно, в какой момент у человека родился инновационный проект? И один из этих триггеров это такая инновация от противного. Вот мне нравится, мне не хватает и я эту инновацию предлагаю для своего ребенка.
Например, у нас была мама, которая говорила, что у нас в округе нет хорошего детского сада. Это ее субъективная оценка, и она открыла свой детский сад с определенными программами инновационными для своего ребенка, но, естественно, в этот детский сад стали ходить другие дети, и это стало такой довольно большой инновацией. Поэтому вот родителям, с одной стороны, можно принимать участие в конкурсе и вообще предлагать свои инновации, чтобы вот этого своего червячка утолить и перевести свои жалобы и раздражения в какое-то продуктивное русло, с одной стороны. А с другой, очень часто мы критикуем что-то, не понимая, как вообще это устроено. То есть, всегда очень легко сказать – да что, они не могут вот этого сделать? Да если бы вот так, то оно бы заработало. Когда ты начинаешь в этом разбираться, предлагая свою инициативу, часто мы понимаем, что потому что нельзя по-другому. Есть какие-то ограничения, которые было бы здорово, чтобы их, например, не было, но иногда просто невозможности их снести. И тогда человек немножко успокаивается в силу того, что он начинает понимать, как это работает. То есть, это не просто такой взгляд со стороны, что ничего не делают, а то бы оно полетело. Поэтому вот я бы назвала такие причины.
А что касается мотивации, у нас есть исследование в лаборатории – зачем вообще люди занимаются инновациями. Когда мы его проводили, у нас была такая гипотеза. У нас в конкурсе участвуют представители формальной системы образования – учителя школьные, представители высшего образования. А есть как раз вот родители, стартаперы, какой-то бизнес которые делают – это техкомпании. И было ощущение, что у них сейчас разделится мотивация. Вот одни делают это за идею, чтобы сделать мир лучше, а другие на этом хотят деньги заработать. Но мы получили целый калейдоскоп мотиваций. Денежная мотивация и социальная разделились не по принципу кто откуда пришел, и появилось еще две очень важных мотивации. Статусная мотивация и мотивация просто поинновировать – вот дайте что-то новое предложить, не сдерживайте меня. Например, со статусной мотивацией у нас очень плохо обстоит работа в российской системе образования.
М. Баченина:
- А что это такое –статусная мотивация?
Д. Королева:
- Мы умеем мотивировать рублем, сделать надбавку, добавить денег, а вот статус – это то, что вообще не требует сильных вливаний. Это похвалить человека, повесить его на доску почета, это показать его опыт другим, рассказать о нем в региональной газете, например. Это вообще у нас очень мало работает. Поэтому говоря о том, как стимулировать инновации, все четыре мотивации – и денежная, и социальная, и статусная, и инновационная – они работают очень хорошо.
М. Баченина:
- Пример с детским садиком как-то не удовлетворил мое любопытство. Каждая мама, открывающая садик, всегда говорит – мне не нравилось, я для своих детей. Я в эту песню уже не верю, если честно. Потому что эти садики становятся потом по цене чугунного моста… Еще мне примерчиков нужно.
А. Милкус:
- Я как раз хотел Диану попросить рассказать о проектах, которые были в начале этого конкурса, которые вылились сейчас в достаточно большие движения. Вот это хорошо бы показать – те проекты, которые принесли пользу систему образования. Частный садик – это не инновация, это удовлетворение собственных амбиций, наверное.
Д. Королева:
- Инновации действительно разные и в каждом частном садике, вернее, в некоторых частных садиках есть инновационный огонек внутри, который можно на конкурс подать. Но из больших проектов, о которых вы говорите, например, я бы отметил проект «Учитель для России». Это проект, который к нам пришел в первый год проведения конкурса, то есть, 11 лет назад, он был совершенно неизвестный, и это была инициатива, связанная с тем, что в сельских школах есть нехватка учителей или качество преподавания довольно низкое, почему бы не предложить выпускникам ведущих вузов , не педагогических, а совершенно разных, сделать такой социальный вклад – не идти по своей специальности сразу после университета, а посвятить несколько лет преподаванию в деревенской школе, например, математике, выпускнику какого-то математического факультета крупного университета с хорошим дипломом, да, вот такая, например, инициатива. И это вылилось в большой проект, который был поддержан Сбербанком, этим выпускникам выделялась определенная стипендия, для того, чтобы они работали…
М. Баченина:
- Он науку отодвигает…
Д. Королева:
- Их поддерживали финансово, но самое важное в этом проекте было желание социальное как-то помочь. Я не хочу говорить «пожертвовать своими двумя годами после выпуска», но это такой вклад. Вот я делаю что-то общественно полезное, я работаю с детьми, я могу подождать, мне не надо пока кормить семью, я могу этот год потратить на это.
М. Баченина:
- А сколько лет просуществовал этот «Учитель для России»?
Д. Королева:
- Он существовал долго. Я не слежу сейчас за их движениями, но это был довольно долгий и серьезный проект с очень серьезным импактом.
А. Милкус:
- Я могу сказать, что показатели – ну, наверное, сотни ребят поехали.
Д. Королева:
- Сотни ребят поехали, а представляете, сколько ребят в деревне получили не просто хорошее образование, но и совершенно другую среду для взаимодействия, для общения. Я смотрела за какими-то материалами этого проекта и я видела отношения, которые складывались у этих приехавших выпускников, которые рассказывали о том, как деревенские ребята могут поступить в хороший вуз, например. Ну, это совершенно такое раскрытие границ и другой уровень общения, нежели если ты общаешься только с теми, кто из твоей же среды.
М. Баченина:
- Вот здесь очень важно социальное и статусное признание . Я сейчас впервые об этом услышала и это, на мой взгляд, просто так круто, что награждать их надо медалями! Это очень классно.
Д. Королева:
- Эти ребята, конечно, на слуху и, конечно, их поступок выглядит немножко геройски, но, мне кажется, что очень важно, что в обычных школах – деревенских, городских – есть учителя, которые проработали там много лет и которые привносят что-то новое и которых тоже мы просто забываем благодарить и вот эту статусную мотивацию мы совершенно никак не поддерживаем. Повторюсь, рассказ о педагогах, которые есть в вашей конкретной школе, в муниципальной газете, какое-то поощрение со стороны родителей – хотя бы слова благодарности – это очень важно инноваторам, чтобы поддерживать вот этот огонек внутри, который очень часто, знаете, вот эти инновации они на собственной инициативе реализуются, да.
М. Баченина:
- Я сразу скажу, что я захотела ответить себе же на вопрос, набрала в поисковике «Учитель для России» и вот последнее упоминание, которое я нашла, это за 2020 год – парень пишет о том, как он отправился в Новосибирскую область… Саш, я считаю, нам надо позвать такого человека…
А. Милкус:
- Легко. Я тоже вот открыл – в 2021 году программа работала в 95 школах, в 8 регионах России… Данная программа сейчас тоже работает – Воронежская, Калужская, Тамбовского, Новгородская, Нижегородская, Новосибирская области, Приморский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. Доплачивают ребятам, которые поехали по этой программе, зарплату, и вилка от 55 до 95 тысяч рублей, что, конечно, для сельской местности очень и очень прилично. Кто требуется, кого приглашают? Учителя труда, химии, робототехники, немецкого и английского языка, физкультуры, музыки, физики, психологии и т.д.
М. Баченина:
- Круто! Но я до сих пор сомневаюсь, что наша система педагогическая движется в том направлении, в котором бы мне хотелось, но, видимо, судьба не зря мне уготовила участие в этой программе, потому что каждый раз я убеждаюсь в обратном. И мне это очень приятно.
Д. Королева:
- Мария, я хотела бы добавить. Отвечая на ваш предыдущий вопрос, зачем эти инновации предлагать и почему не делает что-то государство? На самом деле, государство делает очень много и многие инновации спускаются сверху, но, как правило, эти инновации сверху, они хорошо продуманы, они масштабны, они немножечко средняя температура по больнице – ну, потому что, если это масштабная какая-то идея, невозможно ее диверсифицировать. Ну, и они какие-то большие проблемы или задачи государства решают. Почему важно заниматься низовыми инновациями? Почему важно предлагать свои инициативы, которые есть на уме? Потому что вот эти низовые инновации, которые не поддержаны финансово, может быть, не так хорошо продуманы, но они как раз закрывают, латают те дыры, на которые просто невозможно сверху обратить внимание. Но это те дефициты, которые действительно в системе образования существуют.
М. Баченина:
- Государство – это огромная, неповоротливая машина, которая, чтобы сделать эту инновацию, должна пройти столько кругов согласований и придумок, что наши правнуки, наверное, эту инновацию как-нибудь опробуют. А вот самим надо крутиться и вертеться, и лапками шевелить…
Д. Королева:
- Кстати, хорошим примером всего этого выглядит пандемия. Проводя исследования того, как образовательные организации реагировали в период пандемии на этот экстренный переход на дистанционное образование, мы видели, что действительно системе образования, чтобы развернуться, выпустить рекомендации, как это должно было быть сделано, выпустить вот эти ресурсы, требовалось время. Это было сделано максимально оперативно, но не в момент, когда случился этот кризис. И как раз благодаря инноваторам на местах, которые предлагали решение – как и что можно сделать, которые уже пробовали эти сервисы онлайн, в то время это было все-таки …
М. Баченина:
- Кто знал про ЗУМ?
Д. Королева:
- Да, ЗУМ – что это вообще такое, мы все с ним познакомились в период пандемии, наверное. Вот как раз благодаря инноваторам многие образовательные организации или даже какие-то комплексы, вот они сумели очень оперативно ответить на этот вызов.
М. Баченина:
- Давайте поговорим еще о том, что было накануне совсем предложено из самого свежего. Допустим, в прошлом году?
Д. Королева:
- В прошлом году у нас победил проект, который очень хорошо укладывается в тренды прошлого года, он называется «Ассистент учителя» и это обратная связь на уроках, которые ведет учитель, от искусственного интеллекта. Это совершенная инновация. Потому что учителя не очень-то привыкли получать обратную связь на свой урок. У нас есть какие-то форматы открытых уроков, но это часто такая формальная история. Вот «Ассистент учителя» - это история, когда ты проводишь урок, делается запись, она анализируется машиной и тебе дается рекомендация. Это инструмент для такого самооценивания и самоулучшения именно со стороны учителя. То, чего в российской системе образования очень мало. И искусственный интеллект здесь играет очень важную роль еще почему? Потому что получить обратную связь от коллеги, особенно если она будет негативная, может быть, очень неприятно, да. Когда ты понимаешь, что эта обратная связь анонимная и это машина, и тебя не оценивают с точки зрения того, дать тебе премию или не дать, то это воспринимается совершенно иначе. И вообще, исследования показывают, что такая обратная связь, даже ученикам или учителям, когда вот мне кажется, что я хорошо отвечал, да, а когда тебе показывают запись или показывают, что ты делал неправильно, это очень эффективный инструмент для того, чтобы принять это и улучшить.
А. Милкус:
- И главное – не говорить это публично учителю, потому что ему будет обидно. Надо, чтобы робот ему это сказал на ушко.
Д. Королева:
- Нет, это делается не публично, это как раз инструмент для индивидуального использования. То есть, учитель сам записывает урок, сам загружает в систему и сам получает обратную связь.
А. Милкус:
- Маша сказала, что у нас движение образование большое и непонятно, когда оно изменится. Диана, но у меня ощущение, что в последние годы, может быть, лет 8-10 назад, у нас многовекторая система развития образования и появляется очень много интересных сервисов, очень много интересных таких новшеств и они пользуются спросом. Я могу назвать много важных больших проектов, которые сейчас большие деньги зарабатывают и очень популярны. Это Фоксфорд, Скилбокс, Нетология, Учи.ру, Точка знаний – много таких неформальных сервисов. У нас открываются замечательные школы – Иркутск, Нижний Новгород, Москва, Северокавказский регион – ну, это то, что я знаю – со своими программами, с потрясающими учителями. Я общаюсь со многими молодыми учителями, которые горят, которые что-то предлагают, и они так перетекают из честных школ в государственные, из государственных в частные. Есть регионы, где зарплаты учителя общеобразовательной школы и частной примерно сравнились и уже нельзя сказать, что там вот самые лучшие частные школы перекупили – нет, они работают везде, и очень активно, очень бодро. Вот есть ощущение, что вот это движение обновления, а оно все равно всегда должно идти снизу, оно всегда идет снизу, особенно в такой консервативной отрасли, как образование, оно есть.
Д. Королева:
- Саш, спасибо большое за вопрос и за твое замечание такое, что ты это приметил. Я, как исследователь, могу это подтвердить. Действительно, сейчас все больше разговор об экосистеме образования. И мы понимаем, что экосистема, во-первых, там все очень взаимосвязано, во-вторых, это такая большая система, в которой много-много различных игроков и разных процессов. И вот если раньше мы говорили – система образования, система образования – и подразумевали школу, университет, министерство…
А. Милкус:
- Государственную систему.
Д. Королева:
- Да. То сегодня, говоря об экосистеме, мы понимаем, что в этой экосистеме далеко не только государственные сервисы. И действительно, этот рынок в последнее время очень сильно развивается, растет, во многом благодаря техкомпаниям, частным вот таким школам и инициативам. И этого становится все больше и больше, и это действительно подтверждается научными исследованиями. Другой вопрос, как происходит взаимодействие и коммуникация вот этой формальной системы и неформальной. Мне кажется, там тоже есть определенная динамика. Если раньше формальная система была совершенно закрытой и наши инноваторы говорили – у нас есть идея, но ее никто не берет. Мы приходим в школы и говорим – ребята, у нас классный сервис, например, для оценок, или что-то еще, попробуйте у себя, бесплатно. Неформальная система просто как огня боялась таких инициатив и вообще не хотела этого делать. А сейчас происходит такое приоткрывание формальной системы образования и вот эти инновации становятся все более и более доступны. И это очень важно, мне кажется, для трансформации действительно всей системы.
А. Милкус:
- То есть, в принципе можно сказать, что наша система обновляется очень серьезно. При том, что костяк остается правильный, консервативный.
Д. Королева:
- Да. Есть еще такой большой вопрос фундаментальный, я бы сказала, что появляются новые сервисы, новые скилсы, навыки, которые требуются, опять-таки искусственный интеллект. И есть такой большой фундаментальный вопрос – должна ли формальная система образования, школа, университет, учить вот этому всему, то есть, брать все эти новшества, как-то переваривать и что-то выдавать? Или, например, формальная система образования, как ты сказал, останется консервативной, без негативного какого-то налета – то есть, она будет учить каким-то фундаментальным основам науки, получения знаний и т.д., а все эти новшества уйдут, например, на откуп тем же техам и т.д., которые будут учить, как пользоваться искусственным интеллектом, как использовать мобильные телефоны…
М. Баченина:
- Ребята, вы опоздали. Я буквально вчера видела, как на обществознании объясняют, что такое хардскилс и софстскилс, а потом на одном из подвидов информатики и про ИИ, и т.д.
Д. Королева:
- Ну, значит, отвечая на мой фундаментальный вопрос, мы видим, что есть практики, когда формальное образование втягивает эти инновации и готово приспосабливаться.
М. Баченина:
- Нет, у меня не формальное образование, у меня как раз одно из этих вот… потому что я до сих пор не верю в формальное образование, я боюсь его, как огня, а заложником является мой старший сын. Я иронизирую, конечно… А вообще, как вот меня мотивировать, зачем принимать участие в КИВО?
Д. Королева:
- Собственно, вот мы уже проговорили с вами, что это разные направления. Во-первых, чтобы о вашем проекте узнали. Вот эта статусная мотивация – прозвучать, побывать на сцене, пусть, может, виртуальной. Вот сейчас мы с вами про несколько проектов поговорили, я очень рада их упомянуть, я им передаю привет, машу ручкой и, я думаю, что для них будет важно то, что мы о них говорим. Потому что они часто реализуются за счет самих инноваторов, за счет их драйва, энергии и просто быть услышанным – это уже очень ценно. Получить обратную связь – у нас тоже мало вот такой обратной связи, когда есть какая-то идея, а вот кому-то ее показать, чтобы быть услышанным и, может быть, получить какую-то критику продуктивную – это еще один момент. Совершенно точно попадание в сообщество – у нас есть группу в Telegram, где очень много людей, где они общаются, обмениваются опытом, туда можно вкидывать свои вопросы, поиск партнеров в других регионах и т.д. – это еще один момент.
Ну и, конечно, призы. Главный приз и призы от партнеров, задружиться с издательством «Просвещение», например, это тоже очень ценно, для того, чтобы твой проект пошел дальше. Но, естественно, получить миллион рублей очень приятно, очень ценно и очень поможет проекту.
А. Милкус:
- Диана, а в какой стадии должен быть проект? Я могу представить просто идею или мне надо ее довести, докрутить, что-то уже сделать?
Д. Королева:
- Отличный вопрос. Обычно у нас звучало таким образом, что это должно быть больше, чем идея, но меньше, чем готовый продукт. То есть, такие на ранней стадии инновации. То есть, они уже апробированы каким-то образом, они уже показаны сообществу, но это еще не какой-то глобальный проект. Вот «Учитель для России» пришел к нам, когда он был еще совсем маленьким. Сегодня, наверное, нам было бы сложнее давать этому проекту приз и, наверное, мы бы его не приняли, потому что это уже слишком известный проект. Это было раньше. В этом году мы сделали несколько направлений, среди которых есть и идеи на пути к инновациям. То есть, это такие наметки – я еще пока мало что делал, но уже могу ее описать и потом, может быть, получить какую-то поддержку, чтобы эту идею как-то упаковать в какой-то проект. Это инновации на стадии стартапа, это готовая совсем инновация или форсайт инновации – это вообще такое планирование, что это может быть в будущем. Поэтому в этом году еще больше возможностей и больше уровней и заявок, которые мы принимаем.
Что касается презентации, тут, Мария, я не могу вас порадовать, как Сашу. Потому что важной частью проекта является презентация. Самопрезентация и даже запись видео о том, что это за проект и кто вы. Мы живем в таком медийном пространстве и очень важно, как эти инновации доходят и до партнеров, и до конечного пользователя.
М. Баченина:
- Да нет, все правильно. А как я тогда объясню людям, что я хочу? Им надо показать, потому что мы, люди, так устроены, что мы слышим, видим, чувствуем, нужно это или нет.
Д. Королева:
- Совершенно точно. Я бы хотела сказать, что вообще большая головная боль моя, как руководителя конкурса, что я вижу, очень часто инноваторы придумывают какую-то идею и ждут, когда же к ним придут и эту идею возьмут.
М. Баченина:
- А кто придет-то? Кто к ним должен прийти?
Д. Королева:
- Ну, собственно, пользователи. Я вот сделал, я выложил, а чего никто не идет-то? Никому неинтересно. Ну, и мы на наших курсах как раз учим, что максимальное распространение информации, поиск партнеров, разные каналы должны быть использованы – то есть, мы живем с вами в таком медийном мире, действительно, очень конкурентном мире, поэтому если вы хотите, чтобы вашу инновацию услышали, какой бы гениальной она ни была, если это не шариковая ручка, которая всем нужна, надо уметь о ней рассказать правильно, хорошо и красиво.
М. Баченина:
- Меня заинтересовал вот этот уровень еще не проекта, но уже и… Вот смотрите, возьмем самое понятную для обывателя, для меня и для слушателей стадию проекта. Тот же детский садик… Или вот мой ребенок пошел в этом году в онлайн-школу, которая семейной школой стала две недели назад. «Точка знаний». Мне все ужасно нравится. Если бы мне так физику преподавали, я бы не бросила одну школу и не перешла бы в другую. Очень круто. Вот они могут прийти? Или они уже давно курсы и т.д.? Вот этого я еще не ощутила. Где эта грань?
Д. Королева:
- Наверное, здесь грань эту определяют, в том числе, и сами проекты. В том числе, потому, что наша поддержка тоже довольно ограниченная. То есть, если вы громадный проект, то для вас миллион рублей – как бы уже не очень-то ценный приз. Получение обратной связи, ну, слушайте, ребята, у нас уже все запущено и мы уже хорошо известны. Если вы считаете, что вам важно, например, получить такую поддержку, то приходите. Я буквально на днях общалась с одним проектом, очень известным, очень большим, который связался со мной и спросил, можно ли им прийти. Они сказали – нам очень важно получить сертификат КИВО, значок КИВО, потому что это поможет нам открыть двери, в том числе, в регионах.
М. Баченина:
- Социальное признание, конечно, статусность.
Д. Королева:
- Да. Если мы пройдем у вас в финал, то значок финалиста Конкурса инноваций в образовании нам очень поможет, несмотря на то, что мы не конкурс, который проводится министерствами и правительством, но это такая частная инициатива, у которой есть разные партнеры, но у нее уже есть свой имидж, очень хороший на рынке за 11 лет, и вот уже очень крупная компания пришла с таким вопросом – можно ли им подаваться? Я им сказала, что, конечно, ребята, если вы хотите, подавайтесь, потому что здесь ограничение только в том, считаете ли вы достаточным для себя призы, чтобы прийти на конкурс и в нем поучаствовать.
А. Милкус:
- Хорошо. Давайте критерии. Допустим, у меня есть предложение вернуть в школы оценки за поведение. В чем инновация? Я готов разработать правильную шкалу, как ставить оценки за поведение – десятибалльную. Съехал по перилам – минус один балл.
М. Баченина:
- Удачно съехал – плюс 2.
А. Милкус:
- Да. Съехал наверх, изучив физику, плюс 3… Это является инновацией или это уже не инновация, а хулиганство?
М. Баченина:
- Да, оценки-то за поведение все-таки уже были, да.
А. Милкус:
- А моя инновация в том, что я по-другому их буду ставить…
Д. Королева:
- На самом деле, Саш, конечно, очень важно инноваторам следить за теми трендами и тенденциями, которые сегодня существуют, и сегодняшние дети – это не мы 20-30, даже 10 лет назад, и у них есть другие потребности и они по-другому растут, они растут с гаджетами. И это все нужно учитывать. Ну и невозможно применять те подходы, которые были раньше, без какого-то обновления.
Что касается того, что ты предлагаешь, у нас есть определенные конкретные критерии, к которым относится качество описания проекта, актуальность его сегодняшним задачам, сегодняшнему дню, масштабируемость. То есть, нам очень важно, чтобы мы увидели не просто проект для конкретного региона, но вот, к сожалению, если это будет работать только в одном конкретном районе, то этого для нас маловато. То есть, проект должен иметь возможность быть масштабируем на разные регионы, например, России. Как раз инновационность предложения, целесообразность и потенциал реализации, потому что может быть гениальное инновационное предложение, и давайте каждому ребенку за окончание школы будем давать миллион рублей – точно их это мотивирует, но реализовать это будет практически невозможно. Ну и качество проработки проекта. Я бы еще сказала, что это вот как раз ответ на какой-то большой вызов. Сегодня мы понимаем, какие вообще есть тренды и какие есть большие вопросы и вызовы. И если этот проект туда относится, помогает чуточку решить, то это уже хорошо.
М. Баченина:
- Вот буллинг – к вам с этим хоть что-то поступало?
Д. Королева:
- У нас были отличные проекты про буллинг. Это очень важная тема. Например, тренд этого года, мы, как «Лаборатория инноваций в образовании» проводим еще исследование трендов и каждый год выпускаем такой список. В этом году это педагогика бесконфликтности и на самом деле этот тренд повторяется из года в год – это такое международное исследование, которое проводится и мы его присаживаем в российский контекст. Я очень надеюсь, что я к вам смогу прийти, может быть, в конце года и про него рассказать.
М. Баченина:
- Зачем в конце года? Буллинг надо исправлять в начале года. Из-за этого половина класса в школы не хотят идти. И все чаще и чаще становится популярным онлайн.
Д. Королева:
- Согласна, да. Очень важны проекты, связанные с буллингом, очень важные и мы открыты к таким проектам. У нас был проект, например, не совсем про буллинг, а про межкультурное взаимодействие, про помощь детям мигрантов, как им адаптироваться в школе – это проект «Беллимо», очень известный в Москве, он тоже пришел к нам таким вот маленьким и вырос до сети таких школ, где детям мигрантов помогают на их языке пройти программу и вообще понять, что происходит, вовлекаются родители. Поэтому буллинг – тема совершенно важная для любых школ…
М. Баченина:
- Я прочитала, что очень многие уходят на семейное, удаленное, онлайн образование – огромное количество альтернативных вариантов – именно из-за буллинга. Потому что разруливать своего страдающего ребенка, когда тебе хочется не пойти и договориться, как цивилизованной матери, а порвать всех в клочья! Я уверена, что сейчас меня все поймут. Вот такая история.
Диана, огромное вам спасибо. Сегодня в «Родительском вопросе» была кандидат наук об образовании, научный руководитель «Лаборатории инноваций в образовании» Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», директор конкурса инноваций в образовании (КИВО) Диана Королева. Большое вам спасибо.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp