Какое оно - новое поколение учителей? Включение с конкурса «Флагманы образования»
М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья! В эфире «Родительский вопрос». У микрофона Мария Баченина и Александр Милкус на пленэре. Саша, здравствуйте. Расскажите слушателям, откуда вы включаетесь.
А. Милкус:
- Ну, не надо только называть это «на пленэре». Ну, можно сказать, что в полевых условиях. Мы сейчас ведем программу из замечательного города-героя Волгограда, где проходит финал конкурса «Флагманы образования» для студентов. Я в двух словах расскажу. Есть два направления – «Флагманы образования» для взрослых и «Флагманы образования» для студентов, в основном педагогических вузов, но необязательно педагогических, и классические университеты представлены, но это ребята, которые хотят прийти в педагогику. Если мы говорим про конкурс «Флагманы образования» для студентов, это конкурс, который помогает выявить, поддержать лидеров, будущее нашей школы. И сейчас я сбежал с одного из этапов конкурса, где мы оценивали замечательных ребят. 55 регионов представлены в конкурсе в этом году.
М. Баченина:
- Я с радостью представляю сегодняшних наших гостей. Итак, Вероника Валивахина… Вероника Александровна, как к вам обращаться? Потому что педагогов мы называем по имени-отчеству традиционно, но, видя ваше молодое прекрасное лицо, мне очень хочется обратиться «Вероника». Тем не менее, давайте все-таки по статусу. Вероника Александровна Валивахина. Здравствуйте.
В. Валивахина:
- Добрый день. Очень рада заочному знакомству. Ко мне можно обращаться и по имени-отчеству, и просто «Вероника». Оба варианта допустимы.
М. Баченина:
- Давайте я сразу несколько слов скажу о вас. Вы родились в Курске, выросли в многодетной семье и продолжаете…
А. Милкус:
- Ты скажи, что ты сама из Курска.
М. Баченина:
- А все слушатели об этом знают. Я об этом говорю каждый день несколько раз.
А. Милкус:
- Наши постоянные слушатели программы знают, что Мария из Курска, так же как и Вероника.
М. Баченина:
- Да. У Вероники бабушка и тетя – учителя, и Вероника продолжает эту педагогическую династию. Мне кажется, важно отметить, что Вероника стала лучшей выпускницей РГПУ им. Герцена, она получила красный диплом об образовании, и получала она этот диплом из рук Татьяны Алексеевны Голиковой и Сергея Сергеевича Кравцова. Сейчас она обучается на втором курсе магистратуры университета. Вероника, я нигде не соврала, все верно рассказала?
В. Валивахина:
- Все верно. Мне очень приятно, что вы это отметили.
М. Баченина:
- А еще я хочу приветствовать Владислава Михайловича Воропаева.
В. Валивахина:
- Здравствуйте. Очень приятно.
М. Баченина:
- Студент пятого курса Алтайского государственного педагогического университета по профилю дошкольное и дополнительное образование. За 4 года успешной учебы принял участие во многих олимпиадах регионального и всероссийского уровня, в творческих, научных и спортивных мероприятиях. И, что мне кажется очень важным, он более двух лет совмещает учебу с профессиональной деятельностью. Кем работает? Воспитателем детского сада. Является единственным мужчиной-воспитателем на данный момент в родном городе Барнауле, чем очень гордится. Знаете, я вами тоже теперь горжусь. Потому что для меня это просто такой вау-эффект – воспитатель в детском саду. Мне кажется, это такое начало всех начал, и это так важно, поэтому я очень трепетно отношусь к этой профессии. Добро пожаловать, ребята, в нашу с Александром Милкусом программу.
А. Милкус:
- Первый вопрос от меня. Ребята, а как вы решили прийти в профессию, тем более, что не так все просто, не так все однозначно. Тем более, молодой человек – и пошел в детский садик.
В. Воропаев:
- Пришел в профессию случайно. Педагогом себя вообще никогда не видел. У меня были интересы к этому, но я их не признавал и оставлял на любительском уровне. То есть мне нравилось кого-то оценивать, но педагогом прям не фантазировал себя. Когда поступал, на удивление прошел. И поначалу не был уверен в правильности этого решения. Но учеба пошла у меня хорошо, и академические предметы мне очень нравились. Очень захватила эта педагогика дошкольная, психология.
М. Баченина:
- У вас кто-то работал учителем из родителей, бабушек, дедушек?
В. Воропаев:
- Нет, у меня в династии единственным педагогом является моя тетя, которая работает в детском саду воспитателем. И именно к ней я пришел на свою первую должность.
М. Баченина:
- Знаете, что меня поразило? Что вы стали поступать на начфак, как это называлось в моей молодости. Ну, географ – ладно, биолог – ладно, математик, физик – это конечно. Начальное образование, оно всегда принадлежало женщинам. Это было ваше решение? Или это было связано с каким-то проходным баллом?
В. Воропаев:
- Всё сыграло свою роль – и проходные баллы, и интересы тоже. Склонности к преподаванию какой-либо определенной дисциплины я у себя не наблюдал. Мне нравилось просто взаимодействовать в роли наставника, ну, в роли воспитателя как раз. Поэтому выбрал два этих направления.
М. Баченина:
- Я поняла, что вас тянуло к малышам с точки зрения наставничества и взращивания в самом начале. Это же не знания в первую очередь, а именно коммуникация учитель – ребенок устанавливается в саду, а потом в начальной школе.
Вероника, я уже сказала, что у вас в династии есть учителя. Это действительно серьезно, когда мама и бабушка…
В. Валивахина:
- Мама – педагог дополнительного образования, тетя и бабушка – учителя. На самом деле, при всем уважении к их выбору профессии, я в детстве никогда не думала о том, что буду учителем, я мечтала быть бухгалтером. Когда я сдавала экзамены, у меня был большой вариант для выбора университета для поступления и в принципе направлений подготовки. Но когда я оказалась в городе Санкт-Петербурге, прогулялась по улицам этого города, посмотрела, изучила оснащение университета, в принципе он как-то откликнулся моему сердцу. И тогда я поняла, что нужно прислушаться к своему внутреннему зову. И здесь, наверное, большую роль сыграл мой наставник – учитель технологии Валентина Марковна Кулинич, с которой мы вместе готовились к Всероссийской олимпиаде школьников по технологии. И тут я осознала, что, действительно, нужно идти туда, где твои интересы, твой потенциал совпадают, прислушаться к себе и, может быть, не гнаться за какими-то такими неизмеримыми материальными ценностями. И мой опыт старшей сестры, конечно, здесь содействовал очень многому. Потому что обучать Азбуке, контролировать выполнение домашней работы – это было в базовой моей программе, начиная с 8 лет.
М. Баченина:
- Предустановленная такая программа была.
В. Валивахина:
- Да, как будто с самого детства я к этому шла, но почему-то не слышала себя в этом плане. И потом шаг за шагом, с каждым курсом, обучаясь в университете, я все больше погружалась в профессию и поняла, что сейчас я не представляю свою жизнь без педагогики, без образования, и каждый день хочу развиваться и расти в этом направлении. Я очень рада, что сделала такой правильный выбор.
М. Баченина:
- Ребята, знаете, что мне интересно? Вот вас учителя в школе, когда вы учились, все любили, и вы всех учителей любили? Не было таких, что просто не хотелось идти на занятия? Ну, я сейчас не о причинах, а о том, что вы были нормальными (извините, если это грубо прозвучало). Как было в школе?
В. Валивахина:
- Я по рассказам своего классного руководителя, своего первого учителя знаю о том, что на первом уроке, когда только пришла в школу, вместо того, чтобы слушать, в какой-то момент я из портфеля достала сок и булочку и решила, что сейчас время сделать перерыв и не учиться. Все занимались математикой, изучали ее, а я решила, что пора пообедать. Я была очень активным ребенком в школе. Честно говоря, начальная школа – это просто какой-то жизнерадостный, энергичный, неуправляемый ребенок. И потом в какой-то момент я как будто подуспокоилась и уже более осознанно начала относиться к учебной деятельности, старалась максимально изучать все те дисциплины, уроки, которые были запланировано. Но, конечно, были моменты, когда я понимала, что что-то дается легче, что-то сложнее, и искала баланс.
М. Баченина:
- Я не по поводу обучения, а по поводу учителей. Вы учились в школе, где преподавали ваши бабушка и тетя?
В. Валивахина:
- Нет. Моя бабушка и тетя живут в Курской области, я училась в 29-я школе, и там были другие учителя.
А. Милкус:
- То есть, хулиганить можно было.
В. Валивахина:
- Ну, я в начальной школе была хулиганкой, признаюсь честно и рассказываю своим нынешним ученикам о том, что я была еще той оторвой, конечно, но потом немножко… Опять же, мне кажется, влияние учителей было очень точечное, воздействовали через олимпиадное движение, через дополнительные занятия, через уроки. И я сейчас с большой любовью поздравляю всех с Днем учителя и вспоминаю то, что было заложено. Я чувствую, что те семена, которые были когда-то посеяны, они прорастают. И сейчас уже они гордо называют меня своей коллегой, что очень приятно.
М. Баченина:
- Владислав, а у вас какая история?
В. Воропаев:
- У меня история противоположная. В детский сад я не ходил никогда, и я даже не узнал, как там устроена эта система образования. Познакомился с ней, только учась в университете и выйдя на практику. Моим первым педагогом была классный руководитель, и вела она нас 9 лет. И во многом благодаря ей я определил себя и захотел связать свою жизнь с образованием, со взаимодействием с детьми. Учился я в начальной школе ровно, мне очень нравилась учеба и предметы. Но в средней школе потерял мотивацию, когда педагоги стали меняться, и во мне начал проявляться тот профиль, который мне интересен, и, например, точные науки типа физики я уже не мог воспринимать. И, если честно, когда я окончил школу, у меня есть даже тройка по одному из академических предметов.
М. Баченина:
- Какой ужас! А еще у вас есть пирсинг на брови. Как вы в детский сад-то приходите? Заведующая вам не говорит: выйди и зайди, как нужно?
В. Воропаев:
- Нет, все в порядке. Это из подросткового возраста бунт, он пока так и остался со мной, но все равно когда-то уйдет. Стоит отметить, что на работу меня приняли абсолютно спокойно, даже с интересом. И дети относятся спокойно. Только когда я к ним наклоняюсь, например, шарфик завязать помочь или куртку застегнуть, они спрашивают, что это за бусинка. Я говорю: «Это секрет». Они: «А что за секрет? Расскажите». Это даже излишний интерес порождает. Ну, один-два раза спросят, а потом просто привыкают.
М. Баченина:
- Мне это знакомо. Малыши по моим татуировкам пальцем водят, а потом оглядываются на те места, где их нет, то есть они пытаются сопоставить.
А. Милкус:
- Я думаю, может быть, мы какой-то неправильный педагогический опыт включили? У кого-то татуировки, у кого-то пирсинг. Вот мы с Вероникой нормальные, у нас все хорошо.
М. Баченина:
- У Вероники тоже есть пирсинг в ушах. Это просто стало традиционным. А у Владислава это нетрадиционно, тем более, он это охарактеризовал бунтом. Но я преподаю только взрослым и не показываю ничего, так что все нормально с этим.
А. Милкус:
- Владислав, первый день прихода в детский сад. Тем более, вы в садике, когда были маленьким, не были. И вот сейчас я буду здесь учить детей, заниматься с ними, носы вытирать. Как это было воспринято?
В. Воропаев:
- И не только носы. Ну, первый раз я увидел детей на практике, еще до того, как устроился на работу. Поначалу было очень сложно и даже страшно.
А. Милкус:
- Вам совсем маленьких дали или постарше?
В. Воропаев:
- Старшая группа. Я вижу перед собой человека, вроде в его действиях прослеживается логика, но что у него в голове, я не понимаю, и я очень волнуюсь. Я хотел подсесть к девочкам, которые рисовали, а я тоже рисовать люблю, и хотел через это с детьми установить взаимодействие. Но меня опередила моя одногруппница, и шанс был упущен, пришлось импровизировать. Я увидел двух мальчиков, которые играли в конструктор, подсел к ним и решил познакомиться: «Здравствуйте. Меня зовут Влад. А вас как?» И дальше все пошло от детей, их было уже не остановить. Имя мое они сразу запомнили, сразу завалили меня вопросами, поэтому сложностей каких-то не возникало. А уже потом, когда я вступал в должность как воспитатель, я подошел к этому более ответственно, уже на «вы», уже строгость, дисциплина. Но мне очень повезло, в моем детском саду очень хороший наставник. Мы с ней уже два года работаем, участвуем в конкурсах различных, победили даже, и она мне помогает во многом выстраивать правильное взаимодействие с детьми.
А. Милкус:
- Вероника, а ваш первый урок?
В. Валивахина:
- На самом деле это очень волнительно было. Как дети волнуются, так и учителя волнуются, готовясь к первому уроку, делают свои первые шаги на педагогическом поприще. Я работаю в должности воспитателя, тьютора в «Газпром школе» Санкт-Петербурга и также преподаю «индивидуальный проект и проектная деятельность». И вот это моя бесконечная любовь – приходить на урок подготовленной, с заранее созданным сценарием, быть готовой к тому, что что-то может пойти не так. И вот здесь справиться с этим волнением и стрессом помогает действительно контакт с ребенком – задать какой-то вопрос, подключиться к общению с ним. Ну, и очень важна для меня поддержка моей семьи и моих наставников. Потому что они делятся иногда такими ценными советами, которые я могу взять в свою профессиональную деятельность. Но первый раз, когда перешагиваешь порог школы, испытываешь невероятное ощущение внутри, как будто у тебя укрепляется вера в свою педагогическую роль, и это все равно уже другой статус. Ты отмечаешь и 1 сентября, и День учителя, уже будучи таким начинающим профессионалом. Это очень гордо, ответственно и волнительно, и я считаю, что это нормально. Главное, здесь, может быть, разрешить себе волноваться и признать, что это допустимо.
М. Баченина:
- Сейчас вы оба производите впечатление таких горящих своим делом людей, и это очень классно, это заразительно. Но мы прекрасно понимаем, что любое дело переходит в рутину, и это норма, это хорошо, главное, продолжать делать его качественно. Как, на ваш взгляд, избавить себя, скажем так, от выгорания, от того, чтобы вам это надоело? От детей устаёшь. Невозможно не уставать от детей, и их начинаешь в какой-то момент не любить, ну, вот сейчас, на минутку. Как с этим быть? Вы оба взрослые люди и прекрасно понимаете, что не будет всегда такого восторженного праздника, когда-нибудь вы придете на работу и подумаете: господи…
А. Милкус:
- А может быть, уже было такое?
В. Валивахина:
- У меня первые полгода на работе были очень тяжелыми в плане адаптации. И это очень важно – найти для себя какие-то точки опоры, выписать, что тебе помогает чувствовать себя хорошо. Потому что, особенно в первое время обучения, начало года – это всегда большой объем и документации, и планирования уроков. И ты эмоционально очень сильно истощаешься от постоянного взаимодействия. Для меня это всегда общение с близкими, понимание, что меня кто-то может поддержать, переживание ситуации с коллегами, с наставниками. Не забывать про себя, про свою жизнь, вот я не как Вероника Александровна, которая учитель и воспитатель, а как Вероника, которая любит заниматься хобби, которая ценит свое общение с друзьями. Хоть немножко не потерять себя в этом, разграничивать работу и научиться уходить вовремя. Это действительно моя зона роста – научиться уходить вовремя с работы. Потому что всегда чувствуешь, что ты можешь больше сделать, но иногда нужно беречь себя, это действительно очень важно.
М. Баченина:
- Слушайте, а это вообще возможно – уйти вовремя? Ведь забюрократизировано всё. Несмотря на то, что президент поручил заполнять не более 5 пунктов…
А. Милкус:
- Да, учитель может заполнять не более 5 документов.
М. Баченина:
- Но все равно мы знаем, что в регионах есть и побольше. Что у вас с этим.
В. Валивахина:
- В моей школе всегда есть определенная документация, которую необходимо сдать в тот же день. Это электронный журнал, таблицы посещаемости. От этого мы никуда не денемся, это вопрос безопасности и комфортного пребывания наших детей в школе. Поэтому в любом случае это моя должностная инструкция, я обязана это исполнять. Но что касается, допустим, методических дней подготовки к урокам, здесь все равно или проверка тетрадей, или что-то еще, и не хватает этого времени, ищешь возможности где-то найти эту минутку. Будем смотреть, как будет решаться ситуация, но я думаю, что здесь мы друг друга понимаем как педагоги. Например, как вариант решения ситуации – та же самая проверка тестов или еще что-то, можно придумывать разные методики быстрой проверки этих тестов, не какие-то стандартные письменные работы, а использовать современные технологии, цифровые технологии, новые подходы к проверке этих работ. Например, я недавно слышала про упражнение «крестики – нолики», когда, если факт ложный, ты крестик отмечаешь на листочке, если верный – нолик. Кажется, что ребята просто играют, а на самом деле у них проходит какое-то тестирование. То есть здесь придумывать, вовлекать, учиться упрощать свою работу, чуть-чуть ее автоматизировать в каких-то моментах, может быть, где-то делегировать свои полномочия, где это возможно, передать часть каких-то управленческих моментов детям, самоорганизацию развивать у них. Здесь, наверное, в эту сторону надо двигаться.
М. Баченина:
- Что у вас, Владислав?
В. Воропаев:
- Ну, в дошкольном возрасте полномочия делегировать не получится, всё на мне. Но мне очень помогает то, что информационная грамотность мне присуща, и для меня сложностей с документацией не возникает. Но при всем при том основная причина выгорания для меня в работе дошкольного организатора – это огромная работа с документацией. Когда я устаю уже и от нее и начинаю уставать от детей (тоже такие чувства возникали), я стараюсь быть тем педагогом, который не срывает свою усталость, свою злость, свою личную жизнь на детях.
М. Баченина:
- Вам удается не кричать на них?
В. Воропаев:
- Ну, как…
М. Баченина:
- Да, с малышней это самое главное.
В. Воропаев:
- Нужно уметь не кричать, нужно уметь перекрикивать. В дошкольном возрасте внимание детей очень не сконцентрированное, а количество детей большое, до 30 человек наполняемость. Дети все разные, и подход к каждому индивидуальный. Стараешься обеспечить это, конечно, но когда их нужно всех собрать, иногда можешь использовать специальные приемы привлечения внимания – позвонил, что-то новенькое принес, уронил, шепотом…
М. Баченина:
- Свисток.
В. Воропаев:
- Да, бубен, свисток – это все было. По столу стукнешь либо шепотом начинаешь говорить, этим тоже можно заинтересовать детей.
М. Баченина:
- Владислав, а как к вам родители относятся?
В. Воропаев:
- Родители прекрасно относятся.
М. Баченина:
- «Воспитателя позовите, молодой человек», - вот такие вопросы возникали?
В. Воропаев:
- Я работу совмещаю с учебой, и первое время работал только во вторую смену. Родители вечером приходят за детьми и забирают их. И спустя неделю одна бабушка заглядывает и спрашивает: «А где воспитатель?» Я говорю: «Здравствуйте. Вообще-то, я здесь уже неделю работаю. Приятно познакомиться». Но родители прекрасно относятся, гордятся, видят мою отдачу, видят мое взаимодействие с наставником.
М. Баченина:
- В детском саду это видно сразу, лишь по одной фразе - «Когда пойдем в сад?» либо «Я не хочу идти в сад». Эти утренние или вечерние фразы характеризуют всё. А вам в личной жизни не мешает то, что вы работаете в детском саду? Понимаете, стереотипы, они мешают нам мыслить объективно, расширять свое сознание. Ну, мужик в детском саду… У нас еще сохранились стереотипы, что мужчина в семье зарабатывает, а дальше ест и лежит на диване.
В. Воропаев:
- Ну, работу в детском саду, с детьми дошкольного возраста я рассматриваю как один из определенных этапов моей карьеры. Карьеру я хочу выстроить вертикальную. Я планирую пойти в магистратуру, затем в аспирантуру, заниматься управлением дошкольного образования и преподавать в университете. Это моя мечта.
М. Баченина:
- Да нет, вы ответили на вопрос. Я имею в виду, никто вам не говорит из ваших друзей?
В. Воропаев:
- Все прекрасно относятся, где-то с юмором, где-то с пониманием. Работа в дошкольном учреждении, наоборот, немножко популяризирует меня. Работа помогает даже.
М. Баченина:
- Ну, для меня это понятно. Во-первых, я – мама детсадовца и одновременно мама школьника, и меня очень трогает, когда уделяют внимание не только школьному, но и дошкольному образованию. Знаете, мне кажется, сейчас надо задать вам очень важный вопрос…
А. Милкус:
- Тенденция последнего времени в образовании – действительно, приходят молодые ребята, и Влад и Вероника – это не исключение из правил. Мне кажется, нам удается переломить тенденцию, чтобы в школу приходила молодежь. Вопрос вот какой. Если мы говорим про дошкольное образование в первую очередь, в Советском Союзе, мы помним, как стала популярна профессия воспитателя в детском саду после замечательного фильма «Усатый нянь». Это сработало как такая очень серьезная профориентационная история. Как вы думаете, что может быть сейчас из каких-то социальных движений, для того чтобы ваши сверстники или те, кто сейчас учится в школе, пришли за вами в школу? Ну, потому что действительно идет смена поколений.
В. Валивахина:
- Как представитель системы образования именно уже такой, школьной, хочу сказать, что, действительно, вопрос прихода кадров из педагогических вузов в школу является актуальным. Часто мы видим тенденцию, что очень много абитуриентов, которые поступают, получают образование, становятся бакалаврами педагогических наук, но в какой-то момент что-то их останавливает, и следующий шаг они не осуществляют. Тут вопрос – что, почему и как мы будем решать эту ситуацию? Мне кажется, здесь важно систематическую работу выстраивать, начиная с практики, с понимания того, в каких образовательных организациях студенты проходят практику, какие у них есть перспективы для роста. А они есть, и пример тому – конкурс «Флагманы образования» для студентов и другие профильные конкурсы, которые помогают расширить и дополнить весь образовательный процесс и выйти на новый уровень своего развития.
Мне кажется, всегда вдохновляет личный пример. Вот если мы сегодня будем знать о тех наставниках, о людях, которые уже сейчас на местах в разных городах, в селах, в больших мегаполисах реализуют важную и значимую миссию и обучают детей, я думаю, что, вдохновляясь их примером, многие студенты и будущие абитуриенты смогут прийти в школы. Понять, подумать, и все-таки здесь профессия, она очень важная, ценная, и не для всех. То есть очень сильный внутренний отбор происходит, когда ты первый год работаешь, второй, и ты понимаешь, что-то тебе подходит, что-то не подходит. Я думаю, эта последовательная система этому может помочь.
В. Воропаев:
- Вероника очень верно подметила, что ничего не действует лучше, чем личный пример. Я не про себя говорю, а вообще в целом. Я считаю, что эта профессия полезна, даже образование такое полезно. Если я не стал бы педагогом дошкольного образования, я бы стал хорошим отцом. Если бы я не стал хорошим отцом, я бы стал наставником или воспитателем.
М. Баченина:
- Владислав, очень понятна ваша логическая цепочка. Ребята, а что значит наставничество? Для того чтобы я захотела заниматься чем-то, я должна в жизни получить некий пример, то есть иметь какого-то человека в этой профессии, в этой сфере, чтобы тянуться за ним, чтобы захотеть так же. Смотрите, какая история получается. Здесь срабатывает… Ну, сейчас это блогеры, геймеры, в моем возрасте это были актрисы и актеры, еще стюардессы. Никто, ни моя мама (я тоже из династии учителей по женской линии), ни моя бабушка не давали мне того вдохновения, чтобы я захотела стать учителем. При всем том, что когда я подрабатывала репетитором, будучи студенткой, каждая бабушка и мама мне говорили, что это твое, ты так круто коммуницируешь с детьми. Видите, я пошла в коммуникацию, так или иначе, и сейчас я преподаю, но взрослым людям, и я прекрасно понимаю, о чем вы говорите. Когда идет отдача, и мне говорят: вы такая классная, - у меня крылья за спиной вырастают. Идти не хочется, лень, устала, вечер, а потом оттуда просто выпархиваю. Но не было у меня этого примера. Если у вас он был, вам повезло, но они не настолько растиражированы. Я к тому, что всех актеров мы видим, у этих деньги, у этих слава, эти красивые. Что сделать для того, чтобы были такие примеры, как вы думаете?
В. Воропаев:
- Это открытый вопрос. Это большая сложность и удача – найти такого специалиста. Конкретно в чем отличие наставника от преподавателя? Преподаватель дает научные знания, но от действительности они очень далеки. Наставник для меня это тот человек, который делится на первых порах своими методами воздействия на детей, плюс у нас с ним разные школы, он получал образование давно, а я недавно, подход поменялся. И я, смешивая эти два параметра, выбираю лучшее и стараюсь это использовать.
М. Баченина:
- Вы о себе говорите как уже о том человеке, который начал этот путь. А я веду к тому, что школьники, как им захотеть почти в учителя? Популяризация учительства? Я даже не знаю, с какой стороны здесь подойти.
В. Валивахина:
- Есть проекты, которые уже реализуются, есть попытки государства привлечь внимание к профессии учителя, это и Год педагога-наставника, который был в прошлом году. На самом деле сейчас есть и Всероссийское сообщество наставников-просветителей, которые стремятся освещать вопросы образования в своих личных блогах. То есть сейчас чаще учителя стали блогерами становиться, публиковать свои материалы, есть какое-то сообщество. Да, ребенок, конечно, вряд ли выйдет на страничку учителя и сможет этим вдохновиться.
М. Баченина:
- Только если старшеклассник. Саша, помните, у нас был «Бородатый химик» из Красноярского края.
А. Милкус:
- У нас не так давно была Екатерина Тихонова, учитель младших классов и член сообщества наставников-просветителей.
М. Баченина:
- Да. Но хочется больше.
А. Милкус:
- На самом деле ощущение, что тенденция, если не переломили ее, то она идет туда. Во-первых (и это действительно объективные цифры), средний балл поступающих на педагогические профессии растет. Это первое.
Второе. То, как я вижу, развиваются педагогические вузы, педагогическая наука, это очень неплохо. Вот мы сейчас находимся в Волгограде, в Социально-педагогическом университете. Тут замечательный технопарк, и как раз мы из этой аудитории и вещаем. Очень много интересных ребят. И, что мне очень нравится, тут бульвар такой, и с правой стороны вход в Социально-педагогический университет, а с левой стороны, через 100 петров, вход в Политехнический институт (Технологический университет). Сделано все, для того чтобы ребята учились. А между ними фонтан. У фонтана можно знакомиться, создавать семьи. И это тоже правильно.
М. Баченина:
- По-вашему, это было с умыслом сделано?
А. Милкус:
- Я надеюсь, что да. То есть всё для молодежи. Не надо никуда далеко ходить, вышли к фонтану, познакомились.
Ребята, все-таки вы из нового поколения. А те школьники, малыши, которыми вы занимаетесь, вы видите, что они другие? Сейчас есть такая распространенная точка зрения, что это новые дети, они родились с гаджетом в руке, они не такие, как мы. Они такие, как вы, или все-таки вы чувствуете, что пришло другое поколение?
В. Воропаев:
- Дети, безусловно, отличаются, тут спорить нет смысла. И в чем моя обязанность как педагога? Успевать за ними, за их развитием. Они очень быстро всё схватывают, и если я буду взаимодействовать с ними по старой схеме, для них я стану неинтересен как педагог. Я хочу быть для них не только взрослым, который их чему-то учит, но и другом.
М. Баченина:
- А как с малышней другом быть (ну, при всем уважении к малышам)? Как быть другом с 4-леткой? Чтобы они вас не боялись, я полагаю?
В. Воропаев:
- Чтобы не боялись и чтобы понимали. Несмотря на то, что ребенку 4 года, самосознание у него уже формируется, какие-то основы.
М. Баченина:
- Да. Я заметила, что мой Василий делит воспитателей: злая воспитательница и добрая воспитательница. Я со «злой» очень коммуницирую ВКонтакте. Она, конечно, не злая, а хороший человек. Он говорит: злая воспитательница сегодня сказала… Я понимаю, что он не то, чтобы ее совершенно вычеркивает, просто есть абсолютная такая доброта, которая к себе доверие привлекает, он доверяет этому человеку, а есть… Каким воспитателем, на ваш взгляд, нужно быть, если они черно-белым красят?
В. Воропаев:
- Конечно, комбинировать это все. Нельзя быть всегда добрым, потому что дети через неделю тебя уже слышать не будут, они на тебя сядут сверху и будут ездить по тебе. Я надеюсь, что для своих воспитанников я стану не злым, не добрым, а хорошим.
М. Баченина:
- А что у вас, Вероника, со школьниками другая история?
В. Валивахина:
- На самом деле я всегда за то, чтобы все равно дистанция между учителем и учеником присутствовала, это все равно разные уровни отношений. И мне очень понравилась метафора: есть учителя, которые над классом, в классе и под классом. Важно стремиться быть «в классе», то есть понимать, что чувствует ребенок в моменте, какие у него запросы есть, и искать этот баланс, то есть ни скатываться ни вниз, ни наверх, быть как бы на равных, всегда балансировать, как говорится, быть рядом, но на шаг впереди. А что касается современных детей, нашего будущего подрастающего поколения, могу отметить очень низкий уровень концентрации внимания. Это действительно проблема, и это очень сильно зависит от гаджетов. И здесь я стараюсь беседами побуждать их посмотреть экранное время в телефоне и осознать, что сегодня 4 часа своей жизни ты направил на то, чтобы посидеть в телефоне. И для себя тоже задать вопрос: почему он сейчас выбирает быть в той реальности, что у него там – игра, товарищи или еще что-то? Выяснить эту причину и подумать, как я могу, находясь сейчас в этой точке, решить, может быть, удовлетворить его запрос, что-то организовать, придумать, привлечь, чем-то, может быть, дополнительно нагрузить, чтобы не было этого залипания в телефоне. Здесь все равно хочется призвать родителей немножко задуматься и не идти по этому легкому пути предоставления гаджета, а если и использовать телефон, то с пользой: давай мы снимем что-то, создадим, как-то подключимся. Действительно, нужно успевать за ребятами, как сказал Влад. Многие тренды, которые сейчас появляются, у них своя атмосфера, в школе видно, как один что-то начал делать, второй, третий, четвертый подхватил. И ты ходишь и не понимаешь, что происходит.
М. Баченина:
- А зачем вам это? Вам же главное – русский, математику, природоведение и пр. преподавать. Зачем этот тренд? Ну, начали они в Roblox играть, все рубятся в этот Roblox, все в футболках таких ходят. Но вам-то это зачем? Вы что, с ними будете играть в этот Roblox?
В. Валивахина:
- Мне кажется, очень важно чувствовать, какой запрос у ребенка есть. Быть в контакте с ним, где-то немножко войти в его интерес. Например, вот эти компьютерные игры. Ну, я взяла, заказала наклейки с их любимыми персонажами. Внимание детей было…
М. Баченина:
-Вы – героиня.
В. Валивахина:
- Потому что они все: а можно, мы наклеим, можно, мы возьмем? Ну, и там выстроилась система мотивации определенная. Мне кажется, очень важно, когда мы этот личный контакт тоже есть, где не только про образовательный процесс, но и немножко про его интересы.
М. Баченина:
- Я чувствую, о чем вы говорите, пропасть между поколениями, даже когда какую-то шутку из прошлого использую с коллегами, значительно моложе себя. А как разруливать, на ваш взгляд, конфликты? Сейчас многие школы идут по пути того, что кесарю – кесарево, то есть учителю – учительствовать, а тьютору – разруливать какие-то психологические проблемы в коммуникациях. Как сказано нам, родителям? Если что-то случается – пожалуйся учителю, не надо отвечать злом на зло, иди к взрослому, чтобы он разрулил. Но я сталкивалась с тем, что взрослый (то есть учитель) просто отмахнулся, взрослому было не до этого. Я понимаю взрослого в этот момент: господи, еще и это… У взрослого свои планы, а тут разруливай. Но для них это целая трагедия может быть, разочарование, что взрослому все равно, поэтому я могу разрешить этот конфликт только сам. Ну, и дальше идет, как снежный ком. Как здесь быть, на ваш взгляд, всегда разбираться или говорить, что не обращай внимания, либо: девочки не дерутся (то есть девочки не защищают себя никогда)? Так говорили мне в школе, когда я пыталась это делать, и успешно у меня получалось. Ну, и так далее.
В. Воропаев:
- Равнодушие к детским конфликтам я считаю жестокостью. Тем более, в дошкольном возрасте конфликты вообще происходят каждый день, они сейчас дружат, через пять минут они враги. И самое страшное обвинение для ребенка - что ты мне больше не друг. Это прямо приговор. Я справляюсь так, что ставлю себя на место детей. Это для нас, например, то, что у тебя отобрали деталь конструктора, ну и что, найди другую, вон такие же лежат. А на самом деле это его собственность на данный момент, и ее просто взял кто-то и незаконно себе присвоил. Почему взрослый человек отстаивает, а ребенку мы говорим: разберись сам?
М. Баченина:
- А что вы говорите в этот момент другому? Ведь это детсадовское имущество.
В. Воропаев:
- Да, я так и говорю: это детсадовское имущество, это мое имущество. Либо собираю этих двоих детей, и мы договариваемся. Если не можете прийти к одному мнению, тогда по 5 минут, если вообще не согласны, я забираю себе.
М. Баченина:
- Мне очень нравится эта схема. А если ребенок вас не слышит? Вот вы ему там: «Саша…». Ноль эмоций. «Саша, встаем, идем одеваться». Ноль эмоций. «Саша…» А Саша все равно сидит. Вот в этот момент почему дети не реагируют, вы как это анализируете? Либо это просто ребенок со своим характером? Что вы делаете? Вы же не можете пойти, взять его, одеть, потому что у вас 29 остается без присмотра, уже стоят и потеют.
В. Воропаев:
- Надо подойти и сказать: «Александр, давай собираться». В детском саду всегда очень шумно, и дети к этому шуму привыкают. Тем более, детей сейчас очень много ходит. Есть тенденция на снижение количества детей в группе. Я надеюсь, что через 5-10 лет их будет меньше, потому что сложно работать. Ребенок к шуму привыкает, и для него моя речь звучит где-то фоном, он ее не воспринимает. Чтобы он тебя слышал, нужно в первую очередь использовать тот же прием – повышение либо понижение тона.
М. Баченина:
- То есть изменение, чтобы что-то такое неординарное было.
В. Воропаев:
- Да. Когда тебе это нужно. Если ты будешь всегда на детей кричать либо всегда с ними тихо разговаривать, они тебя слышать не будут. А вот когда что-то меняется, подход к детям, метод, форма взаимодействия с этим ребенком меняется, тогда легко привлечь его внимание.
М. Баченина:
- Вероника, а вы как разруливаете в школе?
В. Валивахина:
- Говорят, что маленькие дети – маленькие проблемы, взрослые дети – взрослые проблемы. Да, на самом деле бывают разные ситуации и конфликты. Мне кажется, воспитателю, учителю важно помнить, что он не один в школе. Всегда есть классный руководитель, есть службы сопровождения детей. То есть какие-то глобальные ситуации нужно решать с привлечением сторонних специалистов.
М. Баченина:
- А это не воспринимается ими, знаете, как крайняя степень наказания – это в кабинет к директору? «Сейчас мы тебя позовем в службу сопровождения». – «Пожалуйста, не надо, только не это!» Такого нет?
В. Валивахина:
- Нет. Я полностью согласна с Владом, что оставлять незамеченным какой-либо конфликт ни в коем случае нельзя. Действительно, чем раньше мы начнем решать ситуацию, тем быстрее мы придем к какому-то выводу. И здесь, мне кажется, важно самим детям донести, что мы движемся, условно говоря, по спирали: вот сейчас вы сделали это, давайте подумаем, какие последствия будут дальше. Вот вы хотите, чтобы мы пригласили родителей, пошли к директору. А потом к чему мы придем, к какому результату эти наши будущие действия приведут?
Немножко туда обратить свой взгляд и понять, что на самом деле вот сейчас что-то не поделили и т.д., и это не стоит таких плачевных результатов, которые могут быть. Это как один из вариантов. Мне кажется очень важным все равно воспитывать в детях умение постоять за себя…
М. Баченина:
- Да, отстаивание границ.
В. Валивахина:
- Потому что наша задача – обучить наших учащихся тому, чтобы, выйдя из школы, они смогли справляться без нас.
М. Баченина:
- Не спорю. Спасибо вам огромное. Я вам желаю от всей души удачи.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp