Флагманы образования: где учат искусству управлять школой?

Мария Баченина и Александр Милкус говорили с начальником отдела по работе с образовательными учреждениями в Каховском муниципальном округе Херсонской области Еленой Мартыновой и заместителем директора школы № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Губкин Белгородской области Тимуром Хабибулиным о том, как сегодня готовят управленцев для школ, с какими вызовами они сталкиваются, как выстраивают отношения с современными родителями и учениками (в нашем случае - в особых условиях)

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья. В эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. Саша, приветствую.

А. Милкус:

- Да, добрый день.

М. Баченина:

- У нас сегодня в гостях очень интересные люди. Во-первых, начальник отдела по работе с образовательными учреждениями в Каховском муниципальном округе, это Херсонская область, Россия, Елена Мартынова. Елена, здравствуйте, добро пожаловать. А также заместитель директора СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов, город Губкин Белгородской области, Тимур Хабибулин. Тимур, здравствуйте.

Т. Хабибулин:

- Здравствуйте.

А. Милкус:

- Мы с Еленой Тимуром находимся в «Сенеже», это Подмосковье, это школа управления «Сенеж». Здесь проходит сегодня финал замечательного конкурса «Флагманы образования» для управленцев системе образования. Мы недавно делали такое включение из Волгограда, где рассказывали о финале конкурса «Флагманы образования. Студенты». А теперь в нашей программе участвуют взрослые участники. Я вообще считаю, что это потрясающий проект, потому что он позволяет найти лидеров в системе образования, лидеров управления. Потому что это тоже отдельная наука, о которой я хотел бы сегодня и поговорить, - управление образованием и образовательной организацией. Не все так просто, как нам кажется. Сегодня будут названы лучшие победители конкурса. Но я всегда подчеркиваю, что в педагогических конкурсах не бывает абсолютных победителей. Это не спорт. Это не значит, что кто-то добежал быстрее. Это значит, что в этой ситуации, по этим конкурсам человек оказался более способным или лучше подготовленным. Но я считаю, что все, кто приехал в «Сенеж», отобранные, прошедший у себя в регионах испытания люди, это костяк нашей системы образования и костяк системы образования в будущем, такой каркас, который сейчас и строится.

И я бы для начала задал вопрос, и Тимуру, и Елене. У нас обычно путь такой. Если ты хороший учитель, то тебе предлагают стать завучем, потом директором. Но хороший учитель, если человек хорошо знает предмет, это не обязательно хороший управленец. Это отдельная наука, это отдельные компетенции. Но я себе представляю, что директор или замдиректора школы должен знать нормативы пожарной безопасности, безопасности в помещении, как правильно организовать питание школьников. Это совсем не учительские вещи. Где вы учились этому? И есть ли сейчас такие возможности подготовиться именно управленцам?

Т. Хабибулин:

- Убежден, что управленцами не рождаются, управленцами становятся. Первое мое образование – экономическое. Я получил его в техническом вузе, и я как раз управленец в сфере экономики. А уже второе мое образование - образование по зову сердца, это именно педагогическое образование. И убежден, что это преломление образования экономического и педагогического мне позволило стать управленцем. А если в целом говорить о пути, то, я считаю, это сложный путь, это путь постоянной работы над собой, построения определенной траектории развития. И только в этом постоянном движении человек может достигать каких-то управленческих результатов и вообще стать управленцем.

А. Милкус:

- Кстати, первое образование у меня и у Марии тоже экономическое. Есть отличия в работе в экономической структуре, в бизнес-структуре и в управлении образовательной организацией? Это идеологически разные структуры.

Т. Хабибулин:

- Я считаю, что на управленце в сфере образования лежит большая ответственность и большая степень подготовки. Потому что ты здесь не только ответственен за управление процессами работы, допустим, с педагогическим коллективом или за какой-то момент хозяйственной работы, но здесь большая доля ответственности за наше будущее - за наших детей. И эти все три аспекта, на мой взгляд, преломляются, и выстраивается достаточно сложная, но интересная траектория управленца в сфере образования.

А. Милкус:

- Елена, а вы у нас как стали управлять?

Е. Мартынова:

- Я согласна с Тимуром, конечно же, что управленцами не рождаются, ими становятся. У меня изначально педагогическое образование, я знала, куда я иду - я иду в школу. Я согласна с тем, что учитель многофункциональный. Почему бы и нет, когда учитель учится сам, он постоянно учится, и прийти на должность заместителя директора изначально, потом стать директором, еще получить одну специальность – управленца? Почему бы и нет, если учитель, педагог чувствует в себе способность лидера, вести команду педагогов за собой. Если он чувствует свое призвание в том, чтобы руководить, то обычный учитель вполне может стать и заместителем директора, и директором потом в дальнейшем, а потом и начальником отдела образования. Если у него раскрыта эта способность, в нем видна способность обучаться, вести за собой, расставлять приоритеты, ставить перед собой задачи и выполнять их не только одному, но вместе со своей командой - командой педагогов, командой директоров. Я считаю, что это вполне нормально. И у нас такая педагогическая среда, когда действительно учитель становится зам. директора, потом директором, это все оправдывает.

М. Баченина:

- Получается, что за талантливыми организаторами учебного процесса как будто мы расстаемся с талантливым учителем, который перестает работать с классом. Мне бы хотелось, как человеку, который не очень погружен в эту систему и может что-то напутать, это понять, - в чем разница между одним и другим.

Т. Хабибулин:

- Вы знаете, чтобы организовывать процесс в сфере образования, из него выходить нельзя, ты постоянно должен быть в него вовлечен. Ты постоянно должен участвовать в этих процессах. Потому что школа - живой механизм, конструктор, который не требует, наверное, состояния отвлечения, состояния определенной фальши. Ты должен жить этим. И человек, который становится управленцем в сфере образования, в любом случае педагог. Просто, если мы возьмем, допустим, горизонтальное развитие, управленец может стать педагогом-наставником, ментором для своих коллег. И эти навыки преподавания в любом случае будут отшлифовываться.

М. Баченина:

- Вы останетесь учительствовать?

Т. Хабибулин:

- Безусловно.

А. Милкус:

- Какой предмет преподавали?

Т. Хабибулин:

- Я учитель обществознания и истории.

А. Милкус:

- Елена, а вы у нас преподаватель каких дисциплина?

Е. Мартынова:

- Я преподаватель английского языка была в прошлом, как учитель по образованию. Учитель, в первую очередь, человек, который живет школой, живет своим классом. Это актер, он не смотрит на состояние своего здоровья, отбрасывает все проблемы, которые у него в семье, например, или где-то еще, плохое настроение. Он заходит в класс, он актер, он преподает, преподносит, он обучает своих детей. А мы, управленцы, это действительно, как сказал Тимур, мы идейные, мы являемся примером, образцом, на который должны равняться наши учителя. Мы должны быть очень стойкими, гибкими и всегда решать поставленные задачи. Я, как управленец, хочу сказать, что я скучаю по своему классу, скучаю по этим горящим детским глазам. Когда я приезжаю, например, с какими-то методическими задачами в школы, я развиваю добровольчество у себя в округе, я приезжаю в одну из школ, и мы вместе с детьми делаем окопные свечи. И я, знаете, так вдохновляюсь этим. Эти горящие глаза. Они до этого не знали, как это все делается. Ты им показываешь. Я понимаю, что я скучаю по ним. Они смотрят, такая строгая тетя, что-то там улыбается. Ее боятся директора и учителя, но она вроде бы и объясняет, и все делает. Между нами есть, конечно же, различия - учитель и управленец. Но мы всегда за образование и за развитие образования в наших учреждениях.

М. Баченина:

- Я понимаю, что государственная машина, так было во все времена и во всех сферах управления государством, не только в педагогической, не только в школьной, это такая тяжелая машина, которая разворачивается не очень быстро. И понятно, почему все больше и больше волонтерских движений. Потому что круто, что люди берут в свои руки. К чему я веду? Я возвращаюсь в систему образования. Какие-то нововведения, какие-то ноу-хау, что-то, что берется из опыта других систем образования, допустим, из зарубежья, насколько быстро это на сегодняшний день внедряется? Сначала же должна разработаться эта идея. Затем утвердиться. Затем вы должны ее постичь, обучить, а уже потом ехать и внедрять в школу. Да жизни на это не хватит!

Е. Мартынова:

- Алгоритм этих действий, если мы берем по моему примеру, то это, конечно, проживая на этой территории, на которой мы сейчас находимся, добровольчество - это у нас состояние души. Мы понимаем, что ребята сейчас на передовой нас защищают, и мы должны им помогать, мы должны их поддерживать. И тем более на нашей территории есть добровольческий отряд имени Василия Маргелова, ребята, которые действительно находятся постоянно на передке. И, конечно же, когда руки школьника что-то изготовляют или пишут письма тем же военным, всегда это приятно, и всегда это поддерживается и ребятами, в том числе.

Друзья мои, прервемся буквально на несколько мгновений и вернемся в эфир. У нас сегодня в гостях участники конкурса флагманы образования Тимур Хабибуллин и Елена Мартынова.

А. Милкус:

- Система образования невероятно консервативная, и именно благодаря этому она в 90-е годы у нас и выжила, когда и зарплату не платили, и отапливать школу нечем было. Но это все, потому что были традиции советской школы и так далее. Это с одной стороны. С другой стороны, если посмотреть кучу всяких нововведений, которые очень аккуратно, по капельке, но пришли в школу сегодня, если сравнить школу тех же 90-х годов и школу нынешнюю, спустя 30 лет, это все-таки разные образовательные учреждения с разными подходами. В этом двуединстве, мне кажется, и есть основа школы, которую никакой искусственный интеллект не разрушит, не победит.

Т. Хабибулин:

- Я всегда говорю, что система образования и педагогический коллектив достаточно консервативные. Но стоит в него зайти и посмотреть со стороны на процесс работы. Когда коллективу ставится некая новая задача, нужно видеть, как загорается глаза у преподавателей. Убежден, что любой учитель - это альтруист, он готов к открытиям, но просто подходит с настороженностью, сначала пытается изучить, понять, для чего это нужно. Система образования сейчас изменяется в положительном ключе. Допустим, у нас введены сейчас федеральные образовательные программы, которые способствуют формированию единой образовательной системы на всей территории. Без разницы, где ребенок учился, приезжая на другую территорию, он в спокойном темпе, режиме вливается в образовательный процесс, и никаких сложностей нет.

Несмотря на определенные сложности у нас в Белгородской области в связи со сложившейся ситуацией, вы можете приехать и посмотреть, насколько изменяются школы. Это новые архитектурные пространства, это новое мышление у учителей, это открытые школы, это школы, которые воспитывают, образовывают и которые выходят за рамки. И говоря об окопных свечах, о маскировочных сетях, где мы с детьми, допустим, участвуем в данном процессе тоже, это, наверное, все-таки про процесс воспитания социальной ответственности общества, соучастия.

Е. Мартынова:

- Благодаря «Разговора о важном», который был внедрен, я увидела на примерах своих школ, когда ты попадаешь в понедельник, именно когда «Разговор о важном», поднимается флаг Российской Федерации, дети поют гимн, ты чувствуешь дух патриотизма, чувствуешь, что это действительно ребятам небезразлично. И все темы, которые обговариваются вместе с детьми на «Разговоре о важном», это действительно темы, которые развивают и ребенка, и патриотизм. Ребенок начинает чувствовать, что он причастен к истории России, что он может уже решать какие-то проблемы на уровне государства. Потому что есть некоторые ситуации, в которых они решают эти проблемы. Я считаю, что внедрение «Разговора о важном» - очень большой толчок для развития патриотизма в наших образовательных учреждениях.

М. Баченина:

- Мне Александр рассказал, что вчера на встрече с заместителем министром науки и высшего образования Ольгой Петровой одна из заместителей директоров колледжей спросила: будет ли тренажер, на котором учителя смогут отрабатывать наиболее частые конфликты с родителями? Во-первых, такой тренажер есть уже в Московском городском педагогическом университете? А насколько они нужны учителю? Как часто вы сами сталкиваетесь с конфликтами с родителями? И какие наиболее частые конфликты происходят?

Т. Хабибулин:

- Если мы берем начинающего педагога, такие тренажеры необходимы обязательно. Потому что это элемент определенного погружения. Теоретические знания, практический опыт, который получают молодые учителя, будучи студентами, его все равно нужно обкатать. Тренажер позволит посмотреть на стрессоустойчивость. Когда приходит практикант и заходит в кабинет - это одна ситуация. А когда учитель заходит уже в кабинет и работает непосредственно с классом, понятное дело, что за дверью, на телефоне, в мессенджере всегда есть наставник, который в любом случае даст консультацию. Но на уроке мы не будем находиться в таком режиме. И я считаю, что такой конструктор позволяет смоделировать ситуацию, погрузить. Приводили пример пилота, необходимо отлетать определенное количество часов на тренажере, чтобы сесть уже за реальное управление. Так же и здесь. И для педагогов, которые имеют уже большой стаж, это хороший момент от профессионального выгорания. Смоделировать ситуацию и посмотреть: как я поступил? Я сделал это на отработанном алгоритме и даже не задумался? А тут я могу проанализировать, еще раз пройти данную ситуацию и, может быть, выстроить траекторию своих действий уже немного в другом ключе.

М. Баченина:

- Как выглядит этот тренажер?

А. Милкус:

- Лет десять назад еще у нас проходили конференции edtech - технологии, которые использованы в образовании. И один из гостей не из России показал очень интересную технологию. Учитель надевал шлем виртуальной реальности, и перед ним проигрывался некий набор стандартных ситуаций: конфликт с родителем, которому не понравилась оценка, выставленная ребенку; конфликт с учеником, который опоздал в класс на урок, и вместо того, чтобы сесть тихо на место, начинает привирать, объяснять агрессивно, почему он опоздал, и так далее. И там были определенные развилки. Если ты отвечаешь так и ведешь себя так, как учитель, то ожидается такая-то реакция. Если ведешь себя так, то такая реакция. В принципе, это просчитанные психологические истории. И я думаю, что не так много стандартных историй, связанных с конфликтами в школе. Но они есть. И актеры озвучивали такие тренировки. И учитель, прежде чем прийти в класс, эти стандартные истории проигрывал. Учитель может, особенно молодой, растеряться, не знать, что ответить, а это уже дети подхватят или родители подхватят. А когда у тебя отработано, что в этой ситуации нужно вести себя так, нужно говорить так, и потом можно, конечно, импровизировать, но когда у тебя отработана основа твоей реакции, мне кажется, что это правильно и здорово.

М. Баченина:

- Это как учиться любому навыку, приобретать его - от вождения машины до ведения переговоров.

А. Милкус:

- В Московском городском педагогическом университете такие тренажеры разработаны для учителей московских школ. Я надеюсь, что они будут доступны или уже доступны учителям, директорам из школ других регионов. Потому что дело нужно, дело полезное. А с какими наиболее частыми ситуациями вы сталкиваетесь, когда вам, как управленцам, нужно разрешить конфликт? Конфликты в сегодняшней в школе чем-то отличаются от конфликтов десять лет назад?

Т. Хабибулин:

- На мой взгляд, отличаются. Потому что нынешние родители в какой-то степени более требовательны, и информационное поле зачастую диктует определенные стандарты поведения для наших родителей, которые бывают даже неуместны. И возникают в практике различного рода конфликты. На мой взгляд, универсальное решение - это диалог. Когда школа открыта, готова вести диалог, дает качественную обратную связь и выстраивает с родителями субъектные отношения, тогда возможно конструктивно решать определенные возникающие трудности и находить общий знаменатель.

А. Милкус:

- Пример какой-нибудь вспоминается сейчас?

Т. Хабибулин:

- Бывает, допустим, когда родители понимают, что у них необъемный багаж прав, забывают об обязанностях и приходят, пытаются учителя с 30-летним стажем научить, как ему необходимо работать именно с его ребенком. Мы, несмотря на то, что массовая школа, всегда открыты для индивидуальной траектории развития обучающегося. Но при этом все-таки есть определенные постулаты, от которых, безусловно, отступать нельзя. И при взаимодействии с классом все-таки учитель взаимодействует с классом, потому что это социальная группа, с которой необходимо выстроить доверительные отношения.

М. Баченина:

- Елена Васильевна, может быть, вы что-то добавите?

Е. Мартынова:

- Я согласна с Тимуром, что родители отличаются сейчас в данной ситуации. Конечно же, выстраивать субъект-субъектные отношения - это очень важно. И я всегда была сторонником того, что, если происходит какой-то конфликт, чтобы до уровня администрации школы он не доходил.

Т. Хабибулин:

- По моему мнению, мы родителя должны воспринимать в какой-то степени на равных, именно как субъект, и тогда родитель будет понимать, что у него есть не только права, но и обязанности.

М. Баченина:

- Мне кажется это нормой, пока я не впадаю в гнев какой-то. Каждый раз, когда мне говорят, что я - капитан очевидность, я говорю: ребята, к сожалению, нет, это надо повторять много-много раз. И каждый раз это будут слышать новые люди, и это хотя бы раз, но сработает. Мне кажется, это очень важная миссия.

Е. Мартынова:

- Я всегда была сторонником того, чтобы, если происходит между родителем и классным руководителем или в классе какая-то ситуация, чтобы это все не доходило до администрации. Классный руководитель - человек, который должен учиться, должен уметь сам попробовать решить проблему на уровне своего класса или родителя, или ученика, и так далее. Потому что в основном родители всегда приходят и жалуются именно к директору. И постоянно говорят, что классный руководитель нас не услышал, он не понял, он оскорбил или что-то еще. И это уже выходит на уровень школьного конфликта, не классного, а школьного конфликта. И потом уже решает школа, решает администрация этот конфликт. Сейчас у нас гаджеты - это одна из самых основных проблем, которая на данном этапе существует. Есть, конечно, родители, которые не могут понять, что телефон запрещен, что нельзя им пользоваться во время уроков. И сейчас на родительских собраниях всем родителям мы объясняем это. Очень сложно это объяснить. Нас некоторые не понимают.

М. Баченина:

- А в чем проблема? Я так радовалась, когда в школе отменили гаджеты, потому что теперь я могу сказать: сыночек дорогой, это не мое решение, это на государственном уровне, закон такой.

Е. Мартынова:

- Мы новый регион, мы законно русский регион. Конечно же, сейчас и родителям очень сложно, и сложно детям принять пока новые правила. И поэтому мы пытаемся им все это объяснить. И действительно сложности с этим. У нас очень тяжелая обстановка, и, скажем так, линии боевого соприкосновения, родители очень переживают за своих детей. И поэтому, если вдруг что, они звонят детям: как там, что ты там? Эта ситуация еще очень сильно влияет, и с гаджетами, да, действительно, очень сложно.

М. Баченина:

- Между молотом и наковальней. Гаджеты мешают, но без них с ума сойдешь.

А. Милкус:

- Для меня лет десять назад ситуация была стандартно такая. Ко мне обращались знакомые, коллеги с просьбой устроить ребенка в школу. Эта фраза «не поступить, не записать». Моя знакомая обзванивала. Я ей говорю: эти школы по соседству вроде бы неплохие, там хорошо учат. Она обзванивала, из восьми школ в семи директора первым делом не спрашивали, какой ребенок, что он умеет, давайте мы его приведем, посмотрим, послушаем и так далее, а был вопрос: чем вы можете помочь школе? Сейчас вроде времена поменялись. Я обращаюсь к нашим сегодняшним гостям как управленцам: как вы считаете, чем сегодня может родитель помочь школе? Это не в том смысле, как тогда было, понятно, о чем намекал директор: принесите деньги или повесьте в классе шторы. Мне кажется, что столько штор было повешено, столько окон в школе нет. А сейчас, правда, в какой помощи вы нуждаетесь?

Е. Мартынова:

- Можно я отвечу на этот вопрос? Наш регион нуждается. Уважаемые родители, помогите, приведите ребенка в школу. Мы вас очень просим, потому что, к сожалению, в нашем регионе много родителей не ведут детей в школу. Это не касается даже первого, второго класса. Им сложно, им страшно. И поэтому, когда мы просим родителей привести ребенка в школу, то это идет действительно от души, нам ничего не нужно, кроме вашего ребенка, который будет учиться. Самая главная задача, чтобы ребенок был образованный. Поэтому наш регион пока может ответить только так.

А. Милкус:

- А дети сейчас просто сидят дома, не учатся?

Е. Мартынова:

- Вы знаете, действительно есть некоторые дети и родители, которые не обучаются. Есть такие, которые обучаются дистанционно. Там очень сложная ситуация, поэтому мы дорожим каждым ребенком, мы призываем, мы просим. После первой четверти приводите, после второй - просто приводите.

А. Милкус:

- У вас вопрос, как я понимаю, с учебниками, с программами решен?

Е. Мартынова:

- Он решен, да, благодаря шефам, которые закреплены за каждым учебным заведением.

А. Милкус:

- Российские учебники?

Е. Мартынова:

- Да, конечно, естественно. Мы полностью обеспечены учебниками. Здесь не возникает никаких трудностей, никаких вопросов. Есть, конечно, свои нюансы, потому что школы действительно нуждаются и в капитальном ремонте, и материально-техническая база очень слабенькая. Но благодаря шефам, которые за нами закреплены, мы постепенно выравниваемся и пытаемся, чтобы дети получали достойное образование.

А. Милкус:

- Я думаю, что те школы, которые оказались подальше от линии соприкосновения, они уже сейчас восстанавливаются очень активно. Мы видели много восстановленных школ и в Луганской Республике, и в Донецкой Республике.

Е. Мартынова:

- Конечно же, у нас и Генический муниципальный округ, и в Скадовский, и в Чаплынский, там действительно капитальные ремонты школ. Для нас это просто что-то необыкновенное, когда школа просто отреставрирована.

А. Милкус:

- Какой запрос к родителям?

Т. Хабибулин:

- Для меня важно, чтобы родитель стал другом. Родитель стал действительно не номинальным участником образовательных отношений, не просто он приходил на собрания в школу или подключался просто в онлайн-формате, а чтобы он жил жизнью школы, чтобы он, возможно, участвовал в каких-то грантах. Я уверен, если трудовая деятельность, вспомним Макаренко, труд воспитывает, это дисциплина, и также через созидательные процессы, если родители будут совместно с нами создавать единое образовательное пространство не в плане материальном, а в плане воспитывающем, они будут понимать ценность и будут понимать, что это достаточно хрупкий продукт, который нужно охранять, постоянно поддерживать. Это взаимодействие дружбы и доверительных отношений, я считаю, возможно. У меня запрос к родителям такой.

М. Баченина:

-Как, на ваш взгляд, должна меняться школа и система, и схемы, инструменты? Потому что дети нынче немного другие. Какие-то ваши впечатления от того, какие перемены вы так очевидно замечаете от года к году в своей педагогической деятельности? Что бросается в глаза в первую очередь?

Т. Хабибулин:

- Мы, наверное, постоянно говорим, что новое поколение другое. И каждое поколение говорит, что наше поколение было лучше, а сейчас немножко хуже. Я с этим, наверное, не соглашусь. Потому что мир меняется, мир не стоит на месте. Да, дети сейчас немножко другие. Отчасти они уже рождены в цифре, они в какой-то степени погружены в цифру. И мы - взрослые, родители, учителя - должны им помогать расширять мировоззрение, обращая внимание на процессы, происходящие вокруг. И здесь же снова, я убежден, это возможно только в диалоге с ребенком. Чем больше мы будем общаться, больше к нему обращаться, слышать его, слушать его, тем конструктивнее у нас будет взаимодействие и результаты нашей деятельности будут приносить положительные плоды.

А. Милкус:

- Тимур, я хотел уточнить, мы так вас представили, как замдиректора школы с углубленным изучением отдельных предметов. Какие предметы у вас углубленные?

Т. Хабибулин:

- У нас на углубленном изучении математика.

А. Милкус:

- По сути дела, вы готовите инженеров?

Т. Хабибулин:

- Инженеры, у нас есть IT-классы. С 10-11 класса у нас идет профилизация. И, допустим, у нас есть профиль с углубленным изучением обществознания, предпринимательский класс у нас есть. У нас есть IT-класс с углубленным изучением информатики.

А. Милкус:

- Сложно к вам поступить?

Т. Хабибулин:

- Мы реализуем концепцию школы открытых дверей. Мы всегда открыты, рады любым детям, с любым уровнем подготовки. И мы всегда готовы помочь ребенку закрыть те дефициты, если вдруг они у него образовались, до прихода к нам.

А. Милкус:

- Мы знаем, что программа, которая была в школах до 2022 года, украинская программа, существенно, можно сказать, более облегченная. Сейчас у вас программа российская, она сложнее, тяжелее. Потому что мы требуем от детей других показателей качества обучения. Все настроены на реализацию их возможностей. Насколько сложно было переходить на нашу систему, повышать свою квалификацию, готовить учителей по новым программам?

Е. Мартынова:

- Вы знаете, это действительно было очень сложно. Потому что, как вы правильно подметили, программа очень сильно отличалась. Я могу даже уточнить – как. Если мы говорим про украинскую программу, то с первого по четвертый класс, к сожалению, детей не оценивали. Был вариант, в котором просто игрались. Даже был запрещен школьный дневник. Учителя не могли поставить ни замечания, ничего. Да, это действительно лайт-игра была. Была запрещена красная паста. Вынуждены были, если что-то и пишешь, только зеленой, потому что это травмирует психику ребенка. Поэтому дети начальной школы привыкли просто играть, не получая ни оценок, ничего. Ставили вместо оценок - галочка, две галочки, это были условные знаки, как оценки.

Когда мы уже перешли на новые программы, нам нужно было обучить учителей, потому что немаловажно, они тоже расслабились. Для них это было очень сложно. Но так как учителя у нас все время обучаются, они имеют какие-то цели, потому что вышли на работу те учителя, которых я могу назвать их профессионалами за их принятое решение продолжить свою педагогическую деятельность. Конечно же, они все прошли, они обучились, и встал вопрос с детьми. И благодаря тому, что учителя действительно профессионалы, дети начали обучаться. Было сложно первые полгода. Но когда процесс пошел, то родители повернулись к нам лицом и сказали спасибо. Потому что программа действительно дает детям знания. И детям тоже стало интересно уже не играться, сидеть в уголке на коврике, а действительно читать книгу, изучать какие-то факты, открывать что-то новое. Они начали посещать библиотеки, что немаловажно, даже начальная школа. Они начали читать. Художественной литературой было завезено очень много. Спасибо большое, мы обновили полностью библиотеки. И мы увидели за этот промежуток времени, насколько детям все интересно. Они читают «Белую гвардию», читают художественную литературу и всех классиков. Для нас тоже это было таким открытием, что действительно это детям очень интересно.

И сейчас, когда уже мы говорим о более старших классах, у них очень много возможностей, такого ранее не было. Они могут стать кадетами, открываются кадетские классы. Это интересно, это огонь, это №Движение первых», они не знали, что это. «Орлята России» в начальных классах. Они сейчас проживают такую жизнь. Я думаю, что они тоже могут сравнить с тем, что было. Сейчас это возможности, в первую очередь, для них, и они, конечно же, обучаются. Иногда на родительских собраниях родители приходят и говорят: вы знаете, ребенок нас учит, как правильно говорить, как правильно писать на русском языке. Пословицы, даже те, которые мы не знали. И это очень приятно. И мы понимаем, что мы идем в правильном направлении.

М. Баченина:

- Коллеги, спасибо вам огромное. Друзья мои, сегодня у нас в гостях была начальник отдела по работе с образовательными учреждениями в Каховском муниципальном округе, Херсонская область, российская земля, Елена Мартынова. Елена, большое вам спасибо, удачи, здоровья, счастья, и мирного неба над головой. И это звучит сейчас в моем исполнении совершенно неформально. А также заместитель директора средней общеобразовательной школы № 1 с углубленным изучением математики, город Губкин, Белгородская область, Тимур Хабибулин. Вам тоже успехов и всего самого наилучшего. Огромное спасибо, привет белгородской земле.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp