Почему хороший школьный учитель непременно должен обладать чувством юмора

slide 1 of 1
В гостях у Александра Милкуса и Марии Бачениной директора двух частных школ Татьяна Есина и Александр Кузьмин. Говорим о том, чем отличаются учителя частных и муниципальных образовательных организаций, как соотносятся педагогика и чувство юмора и какой вклад должны вносить родители в образовательный процесс ребенка
00:00
Почему хороший школьный учитель непременно должен обладать чувством юмора
00:00
В гостях у Александра Милкуса и Марии Бачениной директора двух частных школ Татьяна Есина и Александр Кузьмин. Говорим о том, чем отличаются учителя частных и муниципальных образовательных организаций, как соотносятся педагогика и чувство юмора и какой вклад должны вносить родители в образовательный процесс ребенка

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья. В эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус.

А. Милкус:

- Здравствуйте.

М. Баченина:

- Сегодня у нас в гостях основатель и директор школы, почетный работник воспитания и просвещения России, призер конкурса «Директор школы» Татьяна Есина. Татьяна Ивановна, добро пожаловать.

Т. Есина:

- Здравствуйте, рада встрече!

М. Баченина:

- И еще один директор школы у нас сегодня, кандидат филологических наук, призер конкурса «Директор школы» Александр Кузьмин. Александр Владимирович, добрый день.

А. Кузьмин:

- Здравствуйте.

М. Баченина:

- Мы говорим с основателями всероссийского конкурса «Вклад учителя».

А. Милкус:

- Мы, конечно, хотим поговорить сегодня, в этом году это уже юбилейный пятый конкурс «Вклад учителя», он остановится все веселее, задорнее и интереснее и я, как человек, который участвовал в жюри и следил за тем, что было в прошлые годы, могу это сказать. Но первый вопрос у меня к директорам школы другой. Раз у нас два директора и два учителя, у меня такой вопрос. В конце прошлого года по всем педагогическим пабликам и образовательным всяким сообществам перекидывали одну информацию – о том, что в некоторых школах стали составлять списки запрещенных слов. То есть, слов, которые нельзя использовать детям. Честно говоря, я не все эти слова понимаю и знаю, до меня не дошла эта информация… вот скажите мне, пожалуйста, можно так делать или нельзя? И если это нехорошие слова, не является ли это пропагандой? Вот есть тут ошибка учительская, педагогическая или нет?

Т. Есина:

- Александр, как только вы начали говорить про список чего-то, мне сразу вспомнился талмуд, который должен лежать в школьной библиотеке и называется «список запрещенной литературы». Он обновляется чуть ли не каждый месяц и этот список должен не в электронном, а в бумажном виде класть в библиотеку своей школы. Там есть часть произведений, ну, понятно, может быть, они несложны для детского понимания, но которые вполне взрослые… Я конкретно не скажу, потому что я говорю – первый год я изучала, потом поняла, что это нереальная история… И вот список слов – это, наверное, такая история, как список запрещенной литературы. Вообще, чтобы что-либо запрещать, всегда надо руководствоваться здравым смыслом. А здравый смысл в каждой организации свой. И не только в школе.

А. Кузьмин:

- А у меня сразу возник вопрос – зачем составляют эти списки?

А. Милкус:

- И кто их составляет? Откуда он эти слова знает?

А. Кузьмин:

- Не знаю. Чтобы дети, которые не знали этих слов, их узнали? В целях просвещения масс?

Т. Есина:

- Как любая пропаганда, когда говорят «давайте поговорим о вреде курения», я говорю – давайте не будем об этом говорить, потому что у нас этого в школе нету, а зачем говорить о том, чего не существует? Поэтому такая же история – давайте не будем говорить слова, которые нельзя и эти слова – вот такие-то и такие-то. Какой интерес появляется у ребенка? А что это за слово, а что оно означает… ну и соответственно оно вполне уходит дальше в речь.

А. Милкус:

- Ну да. В этом плане я и хотел дальше продолжить наш разговор. Вот смотрите – есть разные подходы к системе образования. Есть «не пущать и запрещать», что тоже бывает эффективно. А есть «развивать». Вот конкурс «Вклад учителя» - это про что? Про развитие? Развитие кого?

А. Кузьмин:

- Про развитие педагогов. Про развитие школ. Про развитие школьного коллектива. Про развитие школьного сообщества, поскольку образовательное событие, которое в центре нашего конкурса объединяет и родителей, и местных жителей. Но в целом развитие системы образования, поскольку наш конкурс объединяет множество частных школ. Да и не только частных школ. В наблюдатели, в жюри входят директора, учителя государственных школ.

А. Милкус:

- А есть такое – стенка на стенку? Учителя частных школ и учителя муниципальных или государственных школ? Противостояние?

Т. Есина:

- Нет, противостояния нет, скорее, есть среди учителей государственных школ такое недопонимание, видение учителей частных школ, знаете, как инопланетян. И в конкурсе даже некоторые члены жюри говорили – слушайте, это же обычные учителя, такие же, как у нас. А жюри – это директора государственных школ. Понимаете, ни стандарт образовательный, ни педагогические вузы, которые обучают, они не учат конкретно учителей частных школ. Они учат учителей. И система обучения этих людей, которые пришли работать в школу, и стандарт образования, и образовательные программы, рабочие программы – они одинаковые, идентичны. Единственное, может быть, различие то, что в частной школе учителя более свободны в выборе методик преподавания. Но стенка на стенку никогда не было. И мы как раз за объединение государственных и частных школ, и чтобы частные школы больше были допущены в государственную систему образования. Условно, в конкурсы какие-то, проводимые департаментом образования города Москвы, в проекты департамента образования. То есть, как раз чтобы вот этих противостояний не было и понимание того, что мы такие же. То есть, мы про это скорее, и конкурс про это.

М. Баченина:

- А я думала, что конкурс этот про мягкие навыки учителя. Не про академическую такую подготовку, а про то, что как раз называется мягкими навыками. Это правда?

А. Кузьмин:

- Конечно. Не только про академические знания и умения, но и про мягкие навыки. Вообще школа – это маленькая жизнь и все больше и больше школ переходит на полный день обучения и ребенок проводит в школе очень много времени. И бОльшая часть этого времени как раз про развитие мягких навыков, навыков коммуникации, взаимодействия, обмена информацией. Про формирование привычек, про формирование жизненной позиции. И, конечно, учителя должны владеть технологиями, образовательными практиками развития мягких навыков, гибких навыков – как угодно их назовите.

Т. Есина:

- А потом, любой конкурс – это выход из зоны комфорта для учителя. Мы детей пытаемся в эту ситуацию поставить искусственно, а у учителей есть такая возможность сделать это по собственному желанию.

А. Милкус:

- А почему выход из зоны комфорта? Учитель, как мне кажется, это человек, который какими-то артистическими навыками обладает. Человек, который должен уметь уговорить, убедить класс, то есть, в принципе для него должно быть легко выйти на чуть-чуть более широкую аудиторию.

Т. Есина:

- Сейчас мы говорим про финал конкурса…

А. Кузьмин:

- У нас специфический конкурс. Он действительно выводит учителя из зоны комфорта, потому что в центре этого конкурса образовательное событие. А образовательное событие довольно спонтанно и его результат сложно предугадать. Образовательное событие предполагает привлечение самых разных участников. И их тоже сложно просчитать. И в этом смысле действительно учитель должен обладать целым набором гибких навыков и в принципе быть гибким. В большинстве школ учителя привыкли работать по каким-то планам заданным, по программа. И такая перестройка с программы, с заданного плана на неожиданное развитие события для многих учителей оказывается сложной. Вот почему мы говорим о выходе из зоны комфорта.

А. Милкус:

- А что такое образовательное событие?

Т. Есина:

- Об этом Саша может рассказать целую огромную лекцию, потому что помимо того, что мы просим его написать сценарий образовательных событий и провести, проводятся вэбинары по тому, что такое образовательное событие, как писать сценарий, чем он отличается от мероприятий, которые являются принятием мер. Так что Саша, давай.

А. Кузьмин:

- Буквально два слова. С одной стороны, это образовательная технология. Там действительно есть определенный инструментарий, есть определенный сценарий использования этой технологии, и мы знакомим наших участников с ней. А с другой стороны образовательное событие – это некое явление в жизни школы, событие участников школьного процесса: учителей, учеников, родителей, местных жителей. Когда они в какой-то момент собираются и что-то происходит с ними. Что-то очень эмоциональное, что откладывает отпечаток на очень долгое время. И потом на протяжении лет участники этого образовательного события возвращаются к нему, вспоминают его, оно дает им позитивный…

А. Милкус:

- Например?

А. Кузьмин:

- Например, образовательное событие нашего конкурса очень яркое – это образовательный стендап, педагогический стэндап в конце … Я думаю, что педагогические стэндапы за прошедшие четыре года помнят все. В школе это может быть спектакль, который был поставлен вместе детьми и взрослыми. Это может быть образовательный выезд. Что угодно. Главное – следовать технологии образовательного события, чтобы он получилось. Урок может быть образовательным событием, если он выходит за рамки обычного.

Я приведу свой пример. Я с четвероклассниками сейчас работаю, литературное чтение веду, и для того, чтобы дети научились проживать текст, я ввожу спектакли. Вот сейчас будем «12 месяцев» ставить. И готовимся, репетируем, то есть, идет подготовка этого события. А потом мы приглашаем, довольно так спонтанно приглашаем родителей и учеников начальной школы на эту встречу. Там все происходит довольно неформально. И показ этого спектакля, пусть он, может быть, недоделан, может быть, сыроват, но он становится событием для учеников 4-го класса, с которым я работаю, потому что они очень многому научаются – и по сцене передвигаться, и взаимодействовать друг с другом, и говорить громче и что угодно. Но этот же спектакль становится событием и для зрителей, потому что я знаю, что уже три класса ставят свои постановки и хотят обменяться своим опытом. Всем нам нужно признание, все хотят попробовать. В общем, происходит какая-то такая химия, объединяющая людей. Родители стали задумываться о том, а не поставить ли им спектакль?

А. Милкус:

- Самим, без детей?

А. Кузьмин:

- Может быть и с детьми. Короче говоря, они что-то там задумали, у нас на Масленицу будет благотворительная ярмарка и родители хотят от себя показать спектакль. С детьми или без детей – пока неизвестно. Они готовят сюрприз. Это тоже будет событие. Вообще событие должно быть непредсказуемо.

Т. Есина:

- Результат по бОльшей части, да. И сам ход течения. Понятен замысел, понятен предполагаемый результат, но как это пойдет, предугадать заранее сложно.

М. Баченина:

- Скажите, пожалуйста, а насколько успешнее становится учебный процесс у детей, когда родители вовлечены и если родители вовлечены в события учебные вот такого рода?

А. Кузьмин:

- На самом деле было проведено очень много исследований на этот счет и они демонстрируют, что, чем выше включенность родителей в образовательный процесс, тем выше образовательные результаты детей. Я, опираясь на свой 15-летний опыт работы в школе, могу это подтвердить. Если дети видят родителей, которые включены в школу, заинтересованы школой, горят у них глаза в школе, то и отношение к школе у детей меняется. Хотя это то же самое касается и учебных предметов.

Т. Есина:

- А я в этом случае вспомню одно интервью, потому что по результатам проведенных образовательных событий мы проводим интервью с участниками этих событий. То есть, мы не просим снять его, показать, как это проходило или там какие-то отчетные бумажки прислать, мы проводим просто, спустя неделю, собеседование с детьми, с родителями, которые принимали участие. И у меня в какой-то год была мама с дочкой, и вы знаете, как они наперебой рассказывали, чего они делали и что им там понравилось. То есть, вот это вовлеченность не столько в образовательный процесс, это вовлеченность целиком в жизнь ребенка и совместную деятельность, которая с ребенком происходит. А в силу нашей занятости родительской сейчас это редкие истории. Поэтому это тоже огромный плюс не столько образовательному процессу, сколько плюс школе.

А. Кузьмин:

- А у меня однажды на урок литературы пришла группа родителей (у нас уроки были в прежней школе открытые для посещения родителями и там их было 4 человека), а у меня была групповая работа на уроке, мы итальянские новеллы анализировали. И я дал задание группе родителей. Очень интересно было наблюдать за всем процессом, когда родители стали отвечать, а дети им стали задавать вопросы – в общем, тут все почувствовали себя… Произошло событие, короче говоря. Маленькое, но событие.

А. Милкус:

- А если родители делают домашнее задание за ребенка - это событие?

Т. Есина:

- Это наказание.

А. Кузьмин:

- Это медвежья услуга называется, когда родители делают за ребенка домашнее задание.

Т. Есина:

- Хотя, подождите, смотря какой формат домашнего задания.

М. Баченина:

- Давайте я так скажу – помогают.

Т. Есина:

- Давайте определимся с форматом. Это задачки по математике или это совместный проект, который поездка условно там куда-то?

А. Милкус:

- Хорошо. У меня есть знакомая, которая каждый раз ругается, потому что в ночь перед тем, как ее ребенок, который ходит в младшую школу, она сидит и то она клеит какие-то картинки, аппликации, то еще что-то делает, шьет какую-то игрушку и т.д. Она говорит, что учитель прекрасно знает, что ребенок во втором классе такую штуку сделать не может. Получается, что это конкурс проектов родителей. А зачем такие вещи тогда… я понимаю, что это не в рамках нашего конкурса «Вклад учителя», но, если уж мы стали говорить про домашние задания, давно хотел задать вопрос – учитель, понимая, что домашнее задание делают взрослые, зачем он это делает?

Т. Есина:

- Мне кажется, что учитель, давая такое домашнее задание, надеется, что родители привлекут ребенка к этой совместной деятельности. А если этого не происходит, учитель точно знает, что в этом классе или с этим конкретным ребенком не происходит, тогда я бы это переформатировала именно в событийном плане на конкурс именно родительский. Чтобы или родители пришли и провели мастер-класс для детей, что вот, условно, у меня получилась красивая игрушка и вот давайте я вам покажу, как я это сделала. Это вот уже будет в рамках событийности, с привлечением к участию детей. Ну, потому что, я говорю – учитель, давая такое задание, надеется, что родители привлекут детей. Тут вопрос – какая задача у родителей. Сделать красиво, чтобы поставили ребенку пять за его работу? Так же, как и с выполнением домашних заданий за ребенка, либо научить ребенка чего-то делать, выполняя это домашнее задание. Поэтому тут зависит от задач и родителей именно.

М. Баченина:

- Я бы хотела узнать про вовлечение школой родительского сообщества в свою жизнь и то, что школа ратует за то, чтобы родители не оказывали эту медвежью услугу, но ведь у нас и родительское сообщество достаточно разношерстное по разным параметрам. И получается, что какая-то социальная несправедливость – эти приходят, участвуют, сидят на уроке литературы и обсуждают итальянские новеллы, а я в это время перед микрофоном тружусь по долгу службы. Каким образом избежать расслоения в результате вот такого?

Т. Есина:

- Расслоения никак не избежишь и вот тут как раз два контингента – именно такие. Это мамы, которые занимаются с детьми, либо сильно работающие родители, которые говорят – мы заняты, нам некогда и хорошо, что домашнюю работу делаем в школе… Этого расслоения не избежать. Но для этого есть выходные. Для этого есть онлайн. У нас очень хорошо зародилась история, когда опять же пандемия, отчасти я ей благодарна – мы научились работать онлайн, видите, мы сейчас вот… мы начали вести онлайн-уроки для родителей, которые можно посмотреть в записи. Например, у нас учитель химии с родителями делал духи, рассказывал про феромоны – ну, какие-то такие взрослые темы, не совсем детские – и вот такие онлайн-уроки не зависят от занятости. Потом подкасты, которые сейчас пишутся у нас в студии, которые опять же по каким-то родительским вопросам, которые можно просмотреть. То есть, вовлечение родителей – это не обязательно прийти ногами в школу. Это значит как-то принять участие в жизни школы. Поделкой, просмотров подкастов, поставить лайк, написать комментарий под каким-то постом. То есть, они знают, что происходит с их ребенком в школе и тем самым уровень доверия к школе становится значительно выше.

А. Кузьмин:

- Я согласен. Участие родителей в жизни школы великое множество, и не обязательно очень присутствовать в школе.

М. Баченина:

- И не обязательно занавески оплачивать.

Т. Есина:

- Ну, мы частная школа, у нас они в оплату включены.

М. Баченина:

- Знаете чем вы меня зацепили? Вот это «не делать домашнее задание с ребенком». Александр категорически сказал, что это медвежья услуга, а вы, Татьяна, говорите о том, что – смотря что. Если это проект обсудить и т.д. – хорошо. А если я объясняю задачу, в которую он совсем не в зуб ногой, а я понимаю, что вот здесь сковырнуть и все пойдет прямо классно – что ж, я медвежью услугу оказываю?

Т. Есина:

- У меня тут двоякое отношение. С одной стороны, как директора школы, с другой стороны – как многодетная мама. Я со своими никогда в жизни уроки не делала. Единственное, что делала, когда они сами приходили и просили помочь. Это было в начальной школе – выучить стихотворение или им задавали пересказ Сивки-Бурки по английскому языку в программе спортлайн – сначала одна учила, потом вторая… У них разница – два с половиной года… Когда ребенок подходит и просит помощи – это одна история. Тут можно с любым заданием помочь. Когда ты садишься и делаешь за ребенка это домашнее задание, либо с ребенок в седьмом классе должен уже уметь учиться сам, а ты садишься и говоришь – давай делать уроки вместе – это уже неправильная история. И в результате мы получаем, что в восьмом классе приходит мама и говорит «У нас проблемы». То есть, мам надо отрывать… я понимаю, что это свой, самый любимый… но отрывать от ребенка в начале начальной школы уже точно надо. Домашнее задание если ребенок просит помочь, конечно, это будет объединяющее событие. Если ты насильно садишься и заставляешь его делать или, не дай бог, делаешь за него, то это будет точно медвежья услуга. Во-первых, это вашим семейным отношениям беспокойство в доме. Во-вторых, ребенок не поймет то, чего вы за него сделали – то есть, ту тему, которую вы прошли за него.

А. Кузьмин:

- Дело в том, что родители – они перфекционисты. Они хотят, чтобы все домашнее задание было сделано без ошибок… ребенку в голову что-то вдалбливают, исправляют десять раз. Слезы, сопли, до двенадцати ночи. Но тем самым они лишают ребенка права на ошибку. Я за то, чтобы ребенок подошел к учителю, к родителю, к сверстнику и задал вопрос какой-то. Но чтобы сидеть над ребенком и контролировать выполнение домашнего задания – это нет.

М. Баченина:

- Я не про то, чтобы контролировать…

Т. Есина:

- Я своим отвечала – дети, я свои 11 лет в школе отпахала, так что все – я свое обучение закончила, теперь – вы. А на самом деле про домашнее задание крайне интересная история. Буквально сегодня едем домой с детьми, а младшая вчера сделала все долги, которые надо было сделать на праздники. В праздники она, естественно, ничего не сделала и вчера в поте лица все, чего у нее накопилось, она сделала. И сегодня говорит – мама, я сегодня все домашние задания сдала, я такая молодец, мне там оценки поставили... я, говорит, для Любовь Александровны сделала. Я говорю – ты не для нее делала, ты для себя домашнее задание делала. Она говорит – нет, я эту тему на уроке поняла, я это задание делала для нее. То есть, ребенку выполнение домашнего задания по понятной для него теме, которую она усвоила в течение урока, уже не нужно. Так вот я сижу и думаю – интересно, для кого все-таки дети делают домашнее задание? Учителя считают, что для себя, а дети считают, что для них.

М. Баченина:

- Ну, мне кажется, это взрослая позиция – ты делаешь для себя.

Т. Есина:

- Ну, седьмой класс уже…

М. Баченина:

- Нет, у меня седьмой класс – это еще не взрослый человек. Он делает для учителя, у него такая позиция жесткая. Потому что для себя я бы этого не делал. Вот правда жизни.

А. Милкус:

- Слушайте, а почему конкурс называется «Вклад учителя»? Куда он должен вкладывать? В Сбербанк? В Альфа-банк? Куда?

А. Кузьмин:

- Учитель вообще, возможно, главная фигура в школе. Он делает вклад в ребенка. Он делает вклад в развитие школы. Он делает вклад в развитие системы образования в стране в целом.

Т. Есина:

- Естественно, и себя, участвуя в нашем конкурсе.

А. Милкус:

- А как можно поучаствовать? Записаться? Получается, что вы барьер поставили и, если учитель работает в муниципальной школе или там в муниципальной и в частной, он не может участвовать в конкурсе?

Т. Есина:

- Если учитель работает в муниципальной школе, не в частной, он не может участвовать в нашем конкурсе. Если учитель работает в частной школе, не имеющей лицензии, он тоже не может участвовать в нашей конкурсе. Есть такие школы, которые работают под лицензией на допобразование. Мы живем в правовом поле. Я по образованию юрист, а не педагог, поэтому для нас было сразу и категорично этот вопрос – что школа с лицензией. Принять участие – до 11 февраля подаются заявки сначала, потом начинается первый эта – это родитель снимает ролик. Но до 11 февраля можно подать заявку на сайте учительдоп и попасть в конкурс.

А. Милкус:

- А из чего состоит этот конкурс, из каких этапов? Я так понял, что последний этап – это стендап.

Т. Есина:

- Последний этап финал называется. Финал состоит из двух частей. Одну часть мы называем серьезная, которая каждый год меняется – педагогические дебаты, решение педагогических ситуаций, а вторая часть финала это стендап. Ну, чтобы не уйти совсем в комичные истории. Значит, первый этап это подача заявок, второй этап – снимаем ролик по заданной теме, в этом году мы говорим про учительское счастье. Причем, в этом ролике есть критерии оценочные, что обязательно надо отразить свое место в школе. То есть, понимание себя в школе, чтобы это не было чисто про себя любимого, что я такой красавец.

Потом пишется сценарий образовательного события, естественно, перед этим проводится обучающий вебинар по тому, что такое событие, как пишется сценарий, чем оно отличается. Дальше проводится образовательное событие, но не по своему сценарию, а по рандомно распределенному сценарию другого участника. И один из критериев оценки образовательного события является его адаптирование под любой предмет учебный. То есть, если учителю русского языка попадется сценарий – информатика. Потом реализуется сценарий образовательного события, дальше проводятся интервью с участниками этого события и вот остается десятка финалистов после этих четырех этапов, баллы суммируются по всем этапам и в финал выходят 10 человек, которые набрали максимальное количество баллов.

М. Баченина:

- А зачем вы придумали этот конкурс? Что послужило отправной точкой? Ведь просто так нельзя ответить на этот вопрос. Почему-то возникла эта идея и вы стали над этим трудиться. Это же такой серьезный труд.

А. Милкус:

- Да, это совсем не функционал школы – и частной, и не частной.

А. Кузьмин:

- У нас с Татьяной могут быть разные ответы. Идея этого конкурса родилась в пандемийное время. Я бы сказал, что мы придумали его, чтобы каким-то образом поднять настроение.

Т. Есина:

- Мы обычно отвечаем – а скучно было! Любое хорошее дело начинается с того, что становится скучно. Иногда люди, которые привыкли что-то делать, они не могут ничего не делать.

М. Баченина:

- То есть, сначала проходило в принципе все онлайн или вы отложили это до момента, когда закончится локдаун?

А. Кузьмин:

- Действительно, сначала была идея чего-то такого новенького, неожиданного, чтобы нас эмоционально встряхнуло, а потом уже начали рождаться смыслы, объединения учителей частных школ, объединения вообще частных школ России, обучение учителей разным образовательным технологиям. Ну, это уже последующие такие смыслы.

М. Баченина:

- Друзья, вы сказали, что конкурс в этом году про счастье. Расшифруйте, пожалуйста, а то звучит как-то подозрительно. Вот счастье – что это значит? В школе учатся, а вы про какое-то свое счастье. Ну, несерьезно это все.

А. Милкус:

- Да, что такое учительское счастье вообще? Э что? Чтобы все пятерки раздавали?

Т. Есина:

- Начнем с того, что несчастливый человек сделать счастливого ребенка не может – несчастливый учитель. Поэтому тема учительского счастья уже не первый год поднимается, и не только нами. То есть, человек должен быть счастлив в том деле, которое он делает. Тот учитель. Поэтому история про счастье она всеобъемлющая и вот именно создать формулу учительского счастья, знаете, вот чем учитель должен быть наполнен, чтобы быть счастливым, хочется именно в этом году в конкурсе. Потому что мы тоже, считай, работаем, мы тоже смотрим ролики. Поэтому нам тоже интересно, да, Саш?

А. Кузьмин:

- Да, и вообще, нам хотелось бы в этот пятый, почти юбилейный, конкурс поговорить о понятии, которое стало в последнее время очень популярным – благополучие. Благополучие в школе – эмоциональное, физическое, социальное благополучие, академическое благополучие, ценностно-смысловое благополучие – как оно достигается? Какие образовательные события можно реализовать, чтобы они помогали обеспечивать в школе благополучие? На самом деле наши западные коллеги об этом уже давно задумались, именно вот об образовательных событиях, которые помогают создавать в школе атмосферу благополучия устойчивости.

А. Милкус:

- Вот мне кажется, что важная составляющая этого конкурса – это конкурс педагогического стендапа. Как учителя шутят, зачем и почему, мы и выясняем у наших гостей.

М. Баченина:

- Это что за события, о которых задумались и создают западные коллеги?

А. Кузьмин:

- Если мы говорим о физическом благополучии, это событие физкультурно-спортивной направленности, например. А если мы говорим об академическом благополучии, мы имеем в виду, что могут быть ребята академически неуспешные, а какие события, возможно, учебные игры, позволят им выйти из зоны неуспеха в зону успеха? Или, например, слышал опять по телевизору о проблемах буллинга в школе. Это связано с социальным неблагополучием. А какие образовательные события могут помочь решить эту проблему, события, нацеленные на развитие взаимодействия между детьми разных возрастов и разных классов? Вот об этом хотелось бы поговорить в контексте нашего конкурса.

М. Баченина:

- А как поможет решить эту проблему? Ну, поговорим. И разошлись. То есть, учитель выходит из конкурса таким наполненным?

А. Кузьмин:

- Ну, мы же говорили о том, что наш конкурс имеет и обучающую направленность. Мы на протяжении нескольких месяцев передаем коллегам определенные образовательные практики, определенные образовательные технологии. И учителя из этого конкурса выйдут не просто с пустыми разговорами, а они выйдут с определенными инструментами, даже с конкретными сценариями разных образовательных событий, которые помогут им решить проблемы, связанные с разными направлениями школьного благополучия, о которых я говорил. Уроки уроками, но должны быть еще какие-то инструменты, которые помогают решать вопросы взаимодействия, вопросы коммуникации, вопросы общения и т.д.

А. Милкус:

- Хорошо. Вторая часть. О стендапах. У нас в программе была Юлия Садыкова, лидер, как я понимаю, Лиги педагогического стендапа. Очень веселая такая у нас программа была. Но не все учителя могут шутить. Может быть, есть и угрюмый учитель – хороший, счастливый – и вот как тут быть? Кому-то это дано, а кому-то не дано, кто-то может только правила буравчика объяснять в школе.

А. Кузьмин:

- А вот угрюмые учителя, они шутят по-особенному, очень остроумно. Я уверен, что любой учитель способен…

Т. Есина:

- Любой хороший учитель обладает чувством юмора – это мое предупреждение на протяжении многих лет. Любой хороший человек обладает чувством юмора.

А. Кузьмин:

- Без этого с детьми работать нельзя.

Т. Есина:

- Да, учителем без чувства юмора работать в школе вообще нельзя.

М. Баченина:

- Ух, я подозреваю, какая волна возмущения среди слушателей сейчас…

Т. Есина:

- Подождите, и потом, если мы про стендап, то это же тоже технологии. До того, как мы начали наблюдать за тем, как учатся стендапу, это тоже четыре дня по три часа учителям учатся тому, как писать стендап, как преподносить, как это читать со сцены, как общаться с публикой, несмотря на то, что вроде как мы делаем это каждый день – учителя делают. То есть, это тоже технология, которая применима потом в любом уроке. Во-первых, это рефлексивная технология.

А. Кузьмин:

- Да, абсолютно верно.

М. Баченина:

- А что такое рефлексивная технология?

Т. Есина:

- Любой стендап пишется про себя, про те истории, которые были с тобой. Для того, чтобы это написать, нужно вспомнить эту историю. Во-вторых, отнестись к ней с чувством юмора. В-третьих, может быть, придумать или преподнести тот неожиданный конец, развязку этой истории… ну, просто есть схема построения шутки. То есть, это технология, которая потом применима в любом уроке.

А. Кузьмин:

- От технологии рефлексии очень многое зависит в работе учителя. То, что видит учитель, как он наблюдает, как он анализирует увиденное, какие связи выстраивает между тем, что происходит вокруг. Какие мостики перекидывает в будущее. Вот это все о рефлексии. И технология стендапа помогает развивать рефлексивные навыки, я более чем уверен.

М. Баченина:

- Интересный метод, конечно. То есть, в школе должно быть весело?

Т. Есина:

- В школе должно быть живо.

А. Кузьмин:

- И не скучно.

Т. Есина:

- Школа должна быть живой и не скучной.

М. Баченина:

- И дети называют это именно весело. Особенно маленькие – у них есть весело и грустно.

Т. Есина:

- Любимый учитель какой? Тот, у которого на уроке не скучно.

М. Баченина:

- Да. Я все-таки настаиваю – весело.

Т. Есина:

- Хорошо – весело. Урок, который прошел весело, о нем будет больше воспоминаний, больше внутренних ощущений принятия этого урока, нежели тот урок, на котором дети будут засыпать.

М. Баченина:

- Да, не спорю.

А. Милкус:

- Или приходить с боязнью, что сейчас поставят два.

А. Кузьмин:

- То есть, должно быть живо.

А. Милкус:

- А как можно каждый урок сделать живо? Скажите, вот уже четыре финалиста, победителя, есть. А их больше, потому что были разные номинации. А как их судьба сложилась? Вот мы знаем, что такой большой государственный конкурс «Учитель года России», там многие победители потом становятся директорами школ, даже кто-то министром стал, общественным деятелем. А вот какой билет в будущее получают выпускники «Вклада учителя»?

Т. Есина:

- Они получают возможность участия в разнообразных проектах, которые проводятся или придумываются. Вот Оля Сорока, первый год выпуска, она продолжает работать в своей школе, на той же должности учителя начальных классов. Но она входит сейчас во Всероссийскую ассоциацию учителей-победителей конкурса «Учитель года» и руководит отделением ?? стендапа там. То есть, она узнала о том, что происходит, помимо того, что в школе, в которой она работает, что есть еще какие-то другие ассоциации, и ее увидели руководители этой ассоциации и пригласили принять участие в ежегодно проводимой… раз в год проводятся курсы для педагогов.

Второй год – Юля Садыкова – продолжает работать в той школе, в которой она работала, но Юля Садыкова при этом теперь руководит параллельно с работой в школе Лигой педагогического стендапа, которые последний раз выступали на открытии форума классных руководительниц. Такой же масштаб, такой же серьезный…

А. Милкус:

- Я хочу подчеркнуть, что это федеральный…

Т. Есина:

- Да. И уже, как мы считали, больше 20 тысяч людей посмотрели стендап либо очно, либо онлайн. Вот Юля Садыкова продолжает работать учителем истории и она еще застала зама по воспитательной работе, и она у себя в школе, в которой работала.

Стас Леонов продолжает работать учителем математики в школе «Ретро», и Костя Погорелов продолжает работать учителем физкультуры в школе «Ретро». Серьезных карьерных взлетов не произошло, но при этом ощущение у людей и возможности понимания того, что мир шире того, что ты видел до этого и есть много чего интересного, где можно себя приложить и реализовать, вот, скорее, развитие такое.

А. Кузьмин:

- Я хочу Татьяну поддержать. Потому что вот эти материальные билеты, мне кажется, они не настолько важны. Я бы с удовольствием стал учителем опять. Важно то ощущение свободы, которое конкурс дает. Действительно, наши участники меняются. Они, например, могут решить поменять место жительства и перелететь из одного конца страны в другой. И во многом, наверное, такое решение помогает им принять конкурс. Они могут поменять работу. Они могут поменять школу. Они становятся более независимыми, более решительными, рискованными, что ли.

М. Баченина:

- У меня это перекликается с тем, о чем вы говорили – что несчастный учитель не может сделать счастливым ребенка. То есть, свобода – это мы можем в итоге прийти к счастью, потому что это одна из составляющих счастья человека – быть свободным, ощущать себя свободным. Да. И вот эта такая профессиональная или, можно сказать, личная дерзость, мне она тоже очень импонирует. Это смелость, а не дерзость.

А. Милкус:

- Хорошо. Давайте в конце программы дадим две справки. Первое. Еще раз – как записаться и принять участие в отборочных конкурсах для «Вклада учителя»

Т. Есина:

- Это зайти на сайт под названием учительдоп или в Яндексе набрать Вклад учителя, конкурс – он в любой поисковой системе выдает. Там есть форма заявки. Для начала – просто отправить заявку. Положение о конкурсе размещено на сайте, оно очень понятно, даже с критерием оценивания, как будут оцениваться все этапы – то есть, просто хотя бы зайти на сайт.

А. Милкус:

- И второй вопрос. А где можно посмотреть те же самые записи педагогического стендапа? Есть какой-то ресурс?

Т. Есина:

- В официальной группе ВКонтакте – конкурс «Вклад учителя» - тоже записи всех финалов выложены там.

М. Баченина:

- Отлично. Друзья мои, спасибо вам огромное за то, что нашли время и рассказали нам. Сегодня нашими гостями были – основатель и директор школы, почетный работник воспитания и просвещения России, призер конкурса «Директор школы» Татьяна Есина. И директор школы, кандидат филологических наук, призер конкурса «Директор школы» Александр Владимирович Кузьмин. Большое вам спасибо!

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp