Дети, смартфоны и телевизор. Запрещать? Поощрять?
М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья! В эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус.
А. Милкус:
- Здравствуйте.
М. Баченина:
- Сегодня у нас в гостях психофизиолог, доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии образования, а так же автор знаменитых книг «Проблемные дети», «Знаете ли вы своего ученика?», «Трудности обучения в начальной школе», лауреат премии президента России в области образования Марьяна Безруких. Марьяна Михайловна, здравствуйте.
М. Безруких?
- Добрый день! Я очень рада этой встрече.
А. Милкус:
- У меня к Марьяне Михайловне в последние годы одни и те же вопросы, я надеюсь, что ответы будут уже другие, потому что, я надеюсь, что исследования какие-то проведены и взаимоотношения детей и гаджетов, если мы лет 10 назад не очень понимали, как будут влиять, и гаджетов не очень много было, не у каждого ребенка, а сейчас, как я понимаю, по статистике, да мы и сами видим, что у трехлетки в руках телефон, родители с годика, по-моему, вручают планшеты с мультиками… Марьяна Михайловна, как человек, который десятки лет занимается исследованиями когнитивных способностей детей, что происходит сейчас? Мы получим через какое-то время новое поколение цифровых монстров?
М. Безруких:
- Это действительно вопрос очень актуальный. Я в последние несколько недель, наверное, больше месяца, смотрю всю литературу по исследованиям влияния гаджета на развитие мозга ребенка и его познавательное или когнитивное развитие. Очень сильно изменилась тональность того, что пишут сегодня исследователи. Во-первых, расскажу об исследовании, которое проведено у нас в России, причем, это большое популяционное исследование, которое проводилось в десяти регионах России – то есть, это не какая-то локальная выборка в мегаполисе или в маленьком городе, это действительно репрезентативная выборка. Исследование проводилось в институте возрастной физиологии, которым я руководила 25 лет и которого нынче нет. Но это исследование 2019-2022 года. Очень интересные данные, которые мы получили. Разумеется, в рамках этого исследования, поскольку мы изучали комплексно развитие ребенка, вот именно когнитивное развитие ребенка, мы, конечно, анализировали, как используются гаджеты. И ситуация, которая была в 2019 году, была такова. Примерно в год больше 5% родителей уже давали своим детям гаджет. Но это было 5%. А дальше к шести годам примерно одинаково – по 15-20% прирастало количество детей, которые уже используют гаджет, по разному его используют, в разное время – о времени я еще скажу. Но ситуация стала резко меняться. Конечно, ковид. Ситуация была пиковой, но что было в 2022 году, когда уже не было ковида? В 2022 году мы обнаружили, что в год уже больше 7.5%, а дальше резкий скачок к трем годам. И если в 2019 году у нас только среди шестилетних было 90 с чем-то процентов, то в 2022 году уже все трехлетки – 98% трехлеток использовали гаджет. То есть, ситуация в этом плане очень резко и кардинально изменилась. И нужно сказать, что значительное количество родителей не очень задумываются над тем, что нужно как-то контролировать время использования гаджета и контролировать контент.
Есть очень интересные исследования лаборатории Касперского – я очень рекомендую родителям посмотреть это исследование, в которой они как раз анализируют, как контролируют родители использование гаджетов. И вот интересно, что с 3 до 6 лет далеко не все родители контролируют, а только 70 с чем-то процентов.
А. Милкус:
- То есть, вручил – и делай, что хочешь? То есть, вручил, поставил то, что кажется родителю, что это развивающая игра, хотя это не факт, и пошел заниматься своими делами?
М. Безруких:
- Да. Больше того, родители очень хвастают друг перед другом тем, что ребенок сам находит эту иконку, сам выбирает себе мультик, и есть еще одна очень важная и очень негативная тенденция использования гаджетов в процессе еды. Вот здесь педиатры бьют тревогу. Потому что использование гаджета во время еды очень быстро формирует нездоровую привычку, а дальше? А дальше гаджет и что-нибудь под рукой, для того, чтобы бесконечно жевать. Одно из негативных проявлений использования гаджета – об этом говорят педиатры всего мира – это рост количества детей с ожирением. Потому что дети меньше двигаются, дети едят без контроля и дети проводят неконтролируемое время с гаджетами. Это ситуация.
А теперь я должна ответить на ваш второй вопрос – получим ли мы киборгов непонятно каких и будут ли у нас дети с так называемой цифровой дебильностью?
А. Милкус:
- Хорошо сказано.
М. Безруких:
- Да, да, это прямо появился такой термин, писали об этом очень активно, но лет 10 тому назад. Сегодня об этом не пишут, ну, разве кто-то в каких-то блоках, пугая сами себя и пугая родителей. А исследователи стали более тщательно проводить анализ того, что они получают, потому что мы же понимаем, что влияние гаджета нужно рассматривать наряду с влиянием многих других факторов и учитывать эти влияния. Начиная от взаимодействия ребенка с родителями и заканчивая социокультурными условиями, требованиями обучения и прочим. Если лет 10 назад специалисты как-то очень активно включились в анализ того, что происходит с мозгом при влиянии гаджета, и говорили о синдроме дефицита внимания, нарушении внимания в результате использования гаджета, говорили о нарушении психологического состояния, о депрессиях, о тревожности, говорили о нарушениях сна, сегодня все на самом деле подвергается более тщательному анализу. И корреляции, которые были выявлены, да, эти корреляции были выявлены. Но они не показывают причинно-следственную связь. Потому что в науке так это не значит поэтому. Да, так. Например, у детей, которые много времени проводят, используя гаджеты, а это основной критерий, он так и называется – критерий скринтайм, экранное время. Вот это экранное время – это ключевой фактор. И сегодня различают то количество времени, которое дети проводят за экраном, и влияние на развитие мозга, познавательную деятельность и вообще функциональное и психологическое состояние ребенка. И что выяснилось? Оказалось, что, если мы используем разумный контент, то есть, контролируемый контент, не даем детям стрелялки и бегалки с непонятной скоростью появления на экране стимулов и т.д., не оставляем ребенка один на один с экраном, особенно ребенка раннего возраста, а это время контролируем и ограничиваем, вот ограничение времени оказалось ведущим фактором, который связан с негативными или позитивными влияниями гаджетов. Вот лет 10 назад о позитивном влиянии гаджета практически не говорили. Сегодня есть очень много исследований – они очень дифференцированные, там изучается много факторов, там используются факторные модели, используются более глубокие методы анализа результата – мы имеем: позитивное влияние гаджетов при ограниченном времени на развитие мозга детей подросткового возраста. Больше того, есть исследование профессиональных геймеров и людей с компьютерной зависимостью. Вот это очень важная вещь. И оказалось, что у профессиональных геймеров, которые разумно используют гаджет и занимаются этим, это их профессиональная деятельность и как любая деятельность, она может быть напряженной и может вызывать утомление, но это регламентированная разумная деятельность разумных людей, понимающих свое функциональное состояние, работающих по очень такому эффективному принципу 20-20-20. Вы 20 минут интенсивно работаете, потом вы отвлекаетесь, делаете какие-то физические упражнения, а потом опять работаете. Я много лет занимаюсь изучением влияния разных учебных нагрузок и, например, чтение. 20-минутное чтение – это та еще нагрузочка! Очень серьезная! Которая вызывает очень серьезное напряжение организма.
Если мы можем регламентировать контент, если мы можем регламентировать время, у нас есть шанс не навредить здоровью ребенка. И поэтому есть очень такие жесткие рекомендации не использовать гаджет до 2-3 лет, желательно до 3, потому что именно ранее использование гаджетов и использование гаджетов, например, больше часа в возрасте от 3 до 6 лет, показало очень серьезные изменения, структурные изменения мозга, которые могут быть связаны потом с ухудшением когнитивного развития. Наши исследования показывают, что увеличение времени использования гаджета в 4-5 лет резко снижает уровень речевого развития ребенка. Есть данные, которые показывают в результате, но если это больше часа в день, а по нашим результатам оказывается, что есть дошкольники, которые и больше трех часов используют гаджет. Причем, мы понимаем, это же опрос родителей.
М. Баченина:
- Ну да, которые могут немножечко сгладить… я по себе знаю. Марьяна Михайловна, а вот это все необратимые последствия для головного мозга? Допустим, слушает нас сейчас некий родитель и понимает, что его ребенка 5 лет, 6 лет, он вот-вот пойдет в первый класс, а он как раз из тех, кто 3-4 часа сидит в гаджетах… и родитель думает – боже мой, что же я сделал? Это необратимо, назад никак нельзя провернуть? Что-то сделать, придумать, наколдовать…
М. Безруких:
- Дело в том, что мозг ребенка дошкольного возраста очень пластичен. И именно поэтому мы можем наблюдать и столь сильное негативное влияние. Больше того, мозг ребенка дошкольного возраста чувствителен как к позитивным влияниям, так и к негативным влияниям. Я единственное от чего хочу предостеречь родителей, которые вдруг решат все запретить. Вот ребенок три часа сидел, смотрел свои мультики, играл в свои стрелялки в пять лет, фактически не разговаривал с родителями, потому что мы отмечаем, что резко упало взаимодействие родителей с детьми, время сократилось этого взаимодействия. А этого времени было и так мало, но хотя бы родители, правда, далеко не все, читали детям, что-то обсуждали. Сегодня очень просто – сам родитель в гаджете, и дети с гаджетом в руках. Я два дня назад заходила в кафе пообедать и наблюдала очень интересную картину. Семья, трое детей – девочка лет 13, мальчик 8 лет и мальчик лет 4 и папа с мамой, молодые, активные, спортивные. Видимо, они гуляли у моря, может быть, занимались какими-то физическими нагрузками, зашли пообедать. А они все были в спортивной одежде. Все сидели с гаджетами в руках и единственное, на что они отвлекались, это на взаимодействие с официантом, когда он что-то спрашивал. Все. Взаимодействия родителей с детьми – удивительная вещь! – не было. И это, конечно, накладывает свой отпечаток на все. Вот от чего я хотела бы предостеречь родителей. Никакие резкие изменения ситуации не полезны для развития мозга ребенка. Потому что если вы сегодня скажете – все, больше гаджета нет, ты читаешь или ты играешь – ребенку нельзя ничего запретить, не предложив альтернативу столь же интересную.
М. Баченина:
- Да, это вот сейчас – пойди туда, не знаю куда… Что может конкурировать со смартфоном?
М. Безруких:
- Взаимодействие с родителем.
М. Баченина:
- А какое? Если мы берем семью, которую я тоже много раз видели – где все в смартфонах – мы их ставим в такую ситуацию, но они растеряются… Ладно, мы сидим за столом, едим и разговариваем – ладно. А дальше что? Расходимся из-за стола, дети за смартфоны, мы за смартфоны, или там домашние дела какие-то… Какое взаимодействие? Давайте примеры дадим.
М. Безруких:
- Взаимодействие родителей с детьми – это вся жизнь. Это то, что вы делаете вместе. Причем, если мы хотим положительное влияние гаджета, например, с 3 до 6, если мы об этом говорим сейчас, до 3 ограничить до минимума, а до 2 вообще никакого гаджета. А от 2 до 3 ограничить до минимума по 15-20 минут какой-то мультик с включением родителя. Родителя рядом. Гаджет в руках у ребенка, а родителя нет. Родитель обсуждает с ребенком, что происходит, какие герои, что там в мультике? Это важно обсудить потом, когда мультик закончился, чтобы ребенок понимал, что есть не только он и гаджет, а есть он и родители.
Следующее. Любые домашние дела, в которые вы можете включить ребенка. Ведь в 5 лет любой ребенок готов маме помочь на кухне. Лепит ли она пельмени, готовит ли она белье к стирке, гладит ли она, убирает ли по дому, идут ли вместе на прогулку или в магазин – дошкольник за общение с родителями богу душу отдаст. Но если этого нет в дошкольном возрасте, дальше ребенок привыкает быть сам. А сам себя, если его не научили… потому что никакая игра невозможна, если вы ребенка этому не научите. Почему говорят – у него горы игрушек, он ни во что не играет? А потому что мы игрушку дали, но не научили. К сожалению, ко многим нашим игрушкам нет инструкции – а что с ней делать? А родители сами редко могут это придумать.
М. Баченина:
- Ну, не нравится нам играть в игрушку – скучно. Это редкость большая. Когда взрослый человек…
М. Безруких:
- Да что вы! А сколько есть совершенно замечательных настольных игр! Мне скажут – вот, это все в докомпьютерное время…Это общение. Это взаимодействие. Это то, что необходимо. Но если этого нет в раннем возрасте, в 9-10 лет, вы совершенно ребенку не нужны. И не плачьте, пожалуйста, потому что многие родители просто рыдают – Марьяна Михайловна, он мне ничего не рассказывает, он со мной не хочет общаться, он сидит в компьютере. Да. Потому что компьютерные игры очень привлекательны.
М. Баченина:
- А телевизор к гаджетам тоже относится?
М. Безруких:
- Да. Телевизор тоже относится к гаджетам.
М. Баченина:
- Сейчас отцы просто за голову схватятся! Вот выходной день, да. Папе хочется отдохнуть. Он включает телевизор и смотрит его. Иногда взаимодействует с детьми, если меня нет, кормит их. Но вот телевизор всегда как фон…
М. Безруких:
- Когда появились телевизоры и не было компьютеров, в 70-х годах появилась книга французской исследовательницы «Жертвы экрана». Те же самые последствия влияния экрана. И вот перебирая и анализируя новые статьи, а я смотрела исследования после 2020 года, за последние пять лет, я наткнулась на статью, в которой рассказывается о вот этом отрицательном влиянии экрана телевизионного, который включен, на грудных младенцев. То есть, ребенок реагирует с момента развития, а еще считается и до этого, на все, что происходит вокруг. На все звуки, на любое движение. И это нужно учитывать. Вот эти младенцы были более беспокойными, более тревожными. Они хуже ели. А это очень важные показатели развития грудников.
А. Милкус:
- Мы говорили о том, что достаточно много родителей после трех лет действительно дают гаджеты, ставят развивающие игры – они думают, что они развивающие, но я думаю, что плоские игры на вот этих ярких экранах мало что развивают. Но есть все больше родителей, которые не хотят давать гаджеты, не дают гаджеты. Что происходит с ребенком? Он ходит в детский сад или он ходит в младшую школу, где все дети с телефонами. Даже если на уроке отобрали телефон, они их хватают на перемене… А у него нет.
М. Безруких:
- Мы не можем бороться с прогрессом. Смешно. Вы ставите ребенка в очень неловкую ситуацию, в ситуацию изгоя. Это сильнейший стресс. При этом возможен такой вербальный и невербальный буллинг. Может быть, даже на первый взгляд это будет незаметно, потому что ребята могут его дразнить, он будет чувствовать себя изгоем. Это порочный вариант. Я не могу ничего решать за родителей, но родители должны понимать, что это необходимость, потому что ребенок должен освоить работу с компьютером. Это необходимость процесса обучения. И все больше различных экранных средств – и планшеты, и компьютеры – это то, с чем ребенок должен будет научиться работать. Сегодня ведь очень остро обсуждается вопрос о том, писать ли обычной ручкой или учить клавиатурному письму?
М. Баченина:
- Какой кошмар!
М. Безруких:
- Почему кошмар?
М. Баченина:
- Объясню. Я прошла все стадии. Я была идеальной матерью, потом «я ж матерью», а потом я плюнула и стала просто счастливым человеком и поставила себя на первое место – и мир заиграл другими красками. Но я помню хорошо момент, когда нейропсихолог сказала, что у моего старшего сына не будет никогда хорошего почерка. И во мне тогда еще «я ж мать, идеальная мать» немножко умерло, я не поверила, а сейчас для меня главное, чтобы он хотя бы что-то писал. Потому что он не любит писать, он не любит читать и мои аргументы остаются только на уровне аргументов – почему это понадобится в жизни и как тебя это может спасти. Если война-то начнется, электричества не будет и надо будет чего-то делать… Ну, мне очень жалко – как же так не уметь писать? У меня в голове не укладывается… Я паникер, да?
А. Милкус:
- Плюс еще карандаш – это мелкая моторика. Это развитие мозга.
М. Безруких:
- Секундочку. Тогда давайте разбираться. Поскольку я как раз специалист в физиологии формирования навыков письма и чтения, я должна вам сказать, что ваш 13-летний ребенок не любит, потому что его плохо учили. Дело не в нем. Нейропсихологу надо было не пугать вас, а сказать, что делать. Потому что навыки письма и чтения осваиваются на первых этапах обучения. Есть очень много исследований по поводу ручки и клавиатурного письма. Есть сторонники того, что категорически обязательно учить каллиграфическому письму, а есть сторонники того, что письмо может быть полускриптом, то есть, полупечатными буквами, оно более простое, более четкое, хорошо читаемое, оно как раз и позволяет тренировать мелкую моторику. Больше того, в процессе выведения и написания букв считается, что более высокая активация разных зон коры. То есть, считается, что это имеет положительный эффект. Но рекомендуется оставить это, сделать это на начальных этапах обучения и потом последовательно, системно, адекватно возрасту учить ребенка клавиатурному письму. Потому что, во-первых, без клавиатурного письма никакую профессию сейчас получить в принципе нельзя, кроме каллиграфа. Но каллиграфы нам нужны были для того, чтобы заполнять дипломы и различные документы. Сейчас все это тоже можно уже не делать – компьютер сделает вам любой шрифт, какой угодно. Поэтому рекомендуется оставить письмо ручкой на самых начальных этапах обучения – 1, 2, 3 класс, а начиная с третьего класса постепенно учить ребенка клавиатурному письму. Но если вы хотите знать мое мнение, а я хорошо знаю исследования, литературу, понимаю, как формируется этот навык, больше того, я знаю современную ситуацию обучения не только в нашей стране, но и в других странах, потому что это проблема для всех стран. Время на обучение письму сократилось в разы.
М. Баченина:
- Так, может, тогда раньше начинать? Чтобы в школе не гнать вот это, а за полтора года до школы…
М. Безруких:
- А раньше начинать нельзя. Потому что до пяти лет ни мозг, ни нервно-мышечная регуляция, ни зрительно-пространственное восприятие не готовы к освоению этих навыков. А школа дает им сегодня на освоение письма и чтения 2-3 месяца.
А. Милкус:
- Ой-ой-ой!!
М. Безруких:
- Да, к декабрю они все должны уметь читать и писать. По закону об образовании они не должны приходить в школу читающими и пишущими. Вот вам результат.
М. Баченина:
- Я в школу не пойду – вот результат.
М. Безруких:
- Можете не идти. Я вас поддержу.
М. Баченина:
-Так, запахло жареным, как говорится… В каком смысле вы поддержите мой протест? Ну, я на самом деле шутила, конечно же…
М. Безруких:
- Ну, растет же количество детей на семейном образовании.
М. Баченина:
- Да, я это знаю и практикую, как говорится. Я никого не уговариваю, но и от слушателей не скрываю, что в связи с моим старшим ребенком он на семейном образовании уже давно, и только вот сейчас, уже ближе к старшей школе, мы рассматриваем какой-то профилирующий класс – и то не торопимся, как говорится.
М. Безруких:
- И то, и это очень разумно.
М. Баченина:
- Я надеюсь… Но я обращаю внимание наших уважаемых радиослушателей – только что прозвучало, что Александр не любит ни читать, ни писать, значит, это не совсем все прекрасно.
М. Безруких:
- Не совсем все прекрасно, потому что… ну, вы не вовремя обратились к специалистам, которые бы… кстати, в 13 лет совсем не поздно работать с почерком. У меня есть дети, которые с этим работают именно в этом возрасте.
М. Баченина:
- А это важно?
М. Безруких:
- Если это читаемое письмо, если это мешает ему выполнять какие-то задания – да, тогда это важно. А если это читаемое письмо – вот почему я за полускрипт? Он проще со всех сторон, он менее напряженный, нет вот этой бесконечной связанности – вот это то, что их напрягает прямо ужасно… и требует очень высочайшей концентрации внимания, потому что отдельно выписанная буква требует не такой концентрации…
М. Баченина:
- Я сразу вспоминаю прописи… Не туда повел, сверху связка…
А. Милкус:
- Ну, давайте совсем облегчим жизнь. Есть голосовой помощник – зачем им учиться писать? Они продиктуют искусственному интеллекту и тот им все напишет, еще и любым почерком…
М. Безруких:
- Саш, не могу исключить, что это может произойти.
А. Милкус:
- Ой-ой-ой, это же влияет на развитие мозга человека!
М. Безруких:
- Нет. Давайте не будем! Дело в том, что новый опыт – это новые задачи для мозга. Сегодня мы пока не видим таких каких-то глобальных негативных влияний на развитие мозга. Не видим. За исключением людей, у которых компьютерная зависимость. А это болезнь, это то, что лечится, и у нас есть много подростков и взрослых людей, которых лечат от этого – ну, как от любой зависимости. Понимаете, мы не можем говорить о том, что нет – надо запретить, потому что… ну, это больные люди, это компьютерная зависимость.
М. Баченина:
- А кто ставит этот диагноз?
М. Безруких:
- Психиатры.
А. Милкус:
- Марьяна Михайловна, я знаю, что 21 и 28 февраля с вами будут встречи в рамках проекта «Прямая речь». И там как раз будет и обратная связь с вами?
М. Безруких:
- Да, есть такая площадка, она называется «Прямая речь». 21 февраля у меня там будет большая лекция с ответами на вопросы, которая называется «Стили воспитания и мозг», где я расскажу о влиянии на мозг стилей нашего взаимодействия с детьми. И вот здесь я вам должна сказать – очень сильное влияние, гораздо больше, чем компьютеров.
А. Милкус:
- Именно стили воспитания?
М. Безруких:
- Да. Потому что это вся жизнь ребенка, которую мы, взрослые, определяем своим отношением, своим взаимодействием, своим контролем и своей теплотой, которую мы даем ребенку.
А вторая лекция 28 февраля в 19.00, которая так и называется «Гаджеты и мозг». Я буду разбирать все эти вопросы, готова буду ответить на вопросы слушателей, я буду очень рада, если вы подключитесь к этой лекции и мы сможем обсудить то, что вам интересно.
М. Баченина:
- Вот чем лучше всего, на ваш взгляд, финализировать сегодняшнюю нашу беседу, чтобы не осталось ни капли отчаяния у родителей, а, наоборот, воодушевление. Дайте нам волшебный пинок – нам, родителям!
М. Безруких:
- Волшебный пинок – всегда начать с себя. Потому что родитель всегда личный пример. Во всем. Во взаимодействии и в гаджетах. Если вы в гаджете, бесполезно говорить ребенку, что это плохо или этого не нужно делать, или стоит чем-то заняться. Только личным примером. Родитель всегда личный пример. Поэтому ругать себя бессмысленно. Считать себя каким-то не таким родителем тоже бессмысленно. А вот начать с себя и отложить гаджет, и сегодня за ужином гаджет спрятать, а после ужина почитать своему малышу – наверное, это будет таким первым шагом.
Каждый наш день – это еще один шаг к позитивному взаимодействию с ребенком. Мы все хотим сделать все для того, чтобы наши дети были и разумными, и здоровыми, и счастливыми. На самом деле, на мой взгляд, это несложно, если не загонять себя – вот родители не должны загонять себя. Потому что я очень часто слышу, например, что у меня на общение с ребенком нет времени. Дело не в количестве.
М. Баченина:
- Это мы слышим постоянно. Я считаю, что это бесконечно нужно говорить.
М. Безруких:
- Дело в качестве. Вы можете очень занятым человеком, но 10 минут перед сном, когда вы не выясняете отношения, не говорите о том, что не сделано, не говорите о том, что завтра контрольная работа, а ты плохо подготовился и сегодня за собой не убрал, там штаны на место не положил, книги разбросаны. Это все неважно.
А. Милкус:
- Марьяна Михайловна, еще очень важный вопрос. Мы во всех программах с вами об этом говорили и все равно новые родители поступают. Сейчас вы сказали, что до 6-7 лет учить писать и читать – это насиловать нервную систему и мозг. Но традиция, что ребенок должен в 3-4 года читать и писать, она существует. И многие, особенно частные детские садики, да и родители продвинутые, все-таки гордятся и показывают, что мой там в 4 года уже прочел «Буратино». Вот как вести себя родителям, которые понимают, что не надо торопить природу? Как им объяснить в таком сообществе, где все гонятся уже за показателями ребенка такими явными, что вы калечите ребенка, вы не даете ему нормально развиваться?
М. Безруких:
- Это миф, о котором я говорю уже последние 20 лет точно – что после трех уже поздно. Я хочу сказать всем родителям – не поздно никогда. Ребенок может научиться читать и писать, ну, процентов 20 детей, к пяти годам; какие-то исключительные дети, может быть, к четырем. Исключительные. Потому что есть отделы мозга, которые необходимы для чтения, например, есть такая область зрительных словоформ, которая не функционирует до 5 лет. Поэтому это будет не чтение, а такое квазичтение, которое потом не позволит ребенку читать осознанно быстро, читать и понимать. А потом мы получаем этих детей, которые читают и не понимают. Но это отдельный разговор.
М. Баченина:
- Это очень важный разговор. Вот буквально на днях я читаю и понимаю, что он начинает пролистывать страницы. Я думаю – может, картинка интересная? Я говорю – ты понимаешь, о чем я читаю? Нет. Я говорю – ну и все, в топку эту книгу, берем другую… Значит, не пришло время.
М. Безруких:
- Нет, читают и не понимают - это механизм чтения неадекватный.
М. Баченина:
- Это я про четырехлетку – это я ему читаю…
М. Безруких:
- А, да, конечно, только то, что интересно ребенку. Больше того, хорошо бы пойти вместе в книжный магазин, у полок покопаться….
М. Баченина:
- Мы в библиотеку ходим.
М. Безруких:
- В библиотеку. Выбрать книжку. Конечно.
А можно я скажу про родителей, которым неловко от того, что их дети что-то не умеют. Вы знаете, это опять начать с себя. Потому что это не только по отношению к детям. Я 40 лет консультирую родителей с детьми, у которых есть проблемы. И это не проблемы детей – это проблемы родителей. Значит, родителю нужна внешняя оценка и внешняя поддержка. А родитель в отношении собственного ребенка должен иметь свою позицию. Должен понимать, что все дети разные. Есть, у которых есть свои особенности. Кстати, детей без особенностей нет. Эти особенности не характеристика плохого родителя. Потому что мозг ребенка пластичен, можно сделать все, если делать разумно, вовремя, адекватно возможностям ребенка. У вас есть все возможности и все ресурсы вырастить здорового, умного и счастливого ребенка. Нельзя торопиться. Нельзя подгонять. И надо быть уверенным в том, что вы делаете. Если этой уверенности нет, обратитесь к специалистам.
А. Милкус:
- Да. Ну и последняя фраза. Не надо устраивать ребенку гонки на результат. Любите такого, какой он есть. Обнимайте. Целуйте. Создавайте комфортную, безопасную атмосферу. И ребенок вовремя все будет делать.
М. Безруких:
- Будет, конечно.
М. Баченина:
- Спасибо вам большое. Друзья, сегодня в «Родительском вопросе» была психофизиолог, доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии образования и автор многих знаменитых книг, лауреат премии президента Российской Федерации в области образования Марьяна Михайловна Безруких. Огромное вам спасибо.
М. Безруких:
- Я с большой радостью отвечала на ваши вопросы, надеюсь, это не последняя встреча…
А. Милкус:
- И мы тоже. И наши слушатели тоже так надеются.
М. Безруких:
- С вашими слушателями надеюсь встретиться 21 и 28 февраля на платформе прямаяречь.ру
Спасибо вам огромное. Всего доброго.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp