Журналист «Комсомолки» написал учебники «Медиаграмотность и медиабезопасность» для средней школы
М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья. В эфире «Родительский вопрос», у микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. Друзья мои, сегодня у нас необычный повод. Александр Борисович Милкус теперь официально считается автором учебника по медиаграмотности и медиабезопасности. Я, во-первых, хочу поздравить своего коллегу и сказать, что я вами очень горжусь, вашей работой. Потому что для меня, например, написать учебник - это не просто серьезная задача, я не представляю вообще, как это можно осуществить. Поэтому примите мои поздравления от всего сердца, я уверена, и от всего нашего родительского сообщества.
А. Милкус:
- Спасибо.
М. Баченина:
- Учебник появился не вчера, и тут раз - он попал в школы, на полки. А какие стадии должен пройти любой учебник, который попадает в руки российскому школьнику?
А. Милкус:
- Я много лет возглавлял отдел образования и науки нашей газеты. Много лет участвовал в различных акциях, проводимых Министерством образования и науки, потом Министерством просвещения, по улучшению качества учебников. Те учебники, которые выходили с очень большими ошибками в 90-х, в 2000-х годах, конечно, их проверяли, экспертировали очень странным образом. Например, я могу сказать, что издательство должно было заплатить за экспертизу. Понятно, если ты платишь, ты заказываешь музыку. Если ты заплатил эксперту, то эксперт выдаст то, что хочет издательство. Долго у нас создавалась система проверки учебников на логические, исторические, стилистические и педагогические ошибки. И как раз мои учебники попали в новый этап. Первый раз у нас система экспертизы учебников состоит из двух этапов. Первый этап — это общественная экспертиза передается в общественную организацию на экспертизу. Читают совершенно разные люди, начиная от родительской общественности, членов Книжной палаты и так далее. А затем передается уже на экспертизу в очень серьезную организацию - Российскую академию наук. Первый сформированный список - федеральный перечень учебников. Дело в том, что у нас по закону учебники в школе бесплатные, дети их получают бесплатно. Но кто-то же должен эти учебники покупать. Покупают школы за счет своего бюджета, покупают регионы за счет своего бюджета. Чтобы они не покупали всякие левые произведения, введен федеральный перечень учебников, в котором находятся только проверенные экспертами самого высокого уровня книжки. И сейчас самый высокий уровень – это Российская академия наук. Буквально на прошлой неделе было заключение по многим учебникам, представленным разными издательствами, в частности, конечно, издательством «Просвещение», как основным издательством, которое выпускают школьные, вузовские пособия. Сначала мы очень волновались, мы получили заключение экспертизы, набрали максимальное количество баллов, что было очень приятно. Для учебника, который первый, курса медиаграмотности и медиабезопасности нет, а учебники дорабатываются, они живут своей жизнью. С первого раза не все учебники получаются. Я очень благодарен экспертам, я не знаю, кто это, это анонимные проверки, анонимная экспертиза.
М. Баченина:
- Это вы про общественную сейчас, про первую?
А. Милкус:
- Я сейчас про научную. Общественная прошла довольно давно, и я тоже благодарен экспертам. Но там я примерно представляю, кто читал учебник. В РАН - я не представляю. Это сделано для того, чтобы не было никакого давления, в первую очередь, авторов, издателей на заключение экспертов. Учебники у нас прошли экспертизу и были на прошлой неделе рекомендованы для включения в федеральный перечень учебников. Школы теперь могут их, если им нужно, закупать. Но дело в том, что в основном курсе школы курса медиаграмотности и медиабезопасности пока нет. Может быть, будет когда-нибудь. Мы считаем, что этот курс разработан для внеурочных занятий. А я напомню, что Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают 10 часов внеурочных занятий в неделю. Я думаю, что и для нашего, мне кажется, очень важного курса найдется время в школе. И подчеркну, что пока это два учебника, которые рассчитаны на учеников средней школы. Это пятый шестой, седьмой и девятый классы Две книжки.
М. Баченина:
- Медиаграмотность. В теории мы, взрослые люди, понимаем, что это означает. Как возникла идея, что нужна медиаграмотность детям и нужен даже по медиаграмотности? В наши годы это передавалось не с молоком матери, то родители как-то обучали. От идеи давайте оттолкнемся. И дальше мне интересно, как вы составляли этот учебник, что в нем должно быть, чтобы и все хватить, и лишнего туда не добавить, да еще и оставаться интересным для школьников?
А. Милкус:
- Дело в том, что я сейчас заведую лабораторией медиакоммуникации в образовании Высшей школы экономики. Лаборатории уже почти восемь лет. Мы по приглашению Департамента образования и науки Москвы стали участниками большого проекта «Медиакласс в московской школе». Когда я пришел к десятиклассникам и одиннадцатиклассникам, а в этом проекте участвует старшая школа, я понял, что базовых знаний, понимания, как работают медиа, у ребят нет. И не только у тех, кто пришел в медиакласс, вообще в школе нет понимания ценности информации, как нами манипулируют, как нас используют, что такое фейк. А мы же понимаем, что дети – это самая уязвимая аудитория, потому что навыков к критическому мышлению у них нет, но при этом в районе четвертого-пятого класса они все погружаются в гаджеты, и что они там ловят, что они там находят, мы не можем предугадать, как бы мы ни старались. И понятно, что ситуация меняется постоянно, информационная волна, которая нас всех захлестывает, она захлестывает и школьников.
Это дидактическая или педагогическая проблема. Я понимал, что нужно ребятам рассказать, как создается информация, кто ею владеет, как ею манипулируют, как придумывают фейки. на какие педали наши злоумышленники давят для того, чтобы получить определенный эффект. Это касается не только мошенников, которые звонят по телефону, это и письма, которые получают дети. Маленький пример, я буквально недавно встречался со старшими классами младшей школы, четвертый класс, и спросил ребят, кому из них уже звонили мошенники. Треть класса подняли руки. Понятно, что у них телефоны зарегистрированы на родителей, и жулики звонят как будто взрослым. И что они наплетут ребенку, и как этот ребенок отреагирует, мы не знаем. Но мы знаем, что дети сейчас порой выносят и деньги из дома, и сливают данные родителей. В общем, проблем много. Это одна часть.
Вторая часть связана с информационной войной, которую ведут сейчас против нашей страны. Я обратил внимание, что буквально в течение двух-трех лет, это 2019-2021 год, практически все страны - наши соседи – Молдавия, Киргизия, Казахстан, Узбекистан – обзавелись учебниками по медиаграмотности. Но вот что интересно. Мы понимаем, что проблема актуальная, нужно детей обучать работать с информацией. Но почему-то все эти учебники во всех этих странах были профинансированы тем самым приснопамятным американским Агентством по развитию, USAID, которое недавно закрыл, по-моему, Трамп за уже совсем оголтелую работу за рубежом. Плюс эти учебники были профинансированы посольством Великобритании - в Узбекистане, в Молдавии - немецким агентством и так далее. Вопрос, а с чего вдруг западные страны решили финансировать не учебники по математике, а именно по медиаграмотности? Мы понимаем, какие там идеи были заложены.
К сожалению, у нас такого учебника не было. Интересно, что все эти пособия вышли на русском языке и все они оказались доступны для скачивания в российской сети интернет. И я обратил внимание, что некоторые медиапедагоги, так как наших учебников нет, скачивают эти учебники и используют их в своей работе. Может быть, они понимают, что нужно, что не нужно, но все-таки понятно, что эти пособия специфические, и одна из их идей — это работа против нашей страны. Поэтому понятно было, что нужно сделать свое пособие, которое нужно и учителям, и детям. Так мы вышли на среднюю школу и стали разрабатывать такую историю, как медиаграмотность и медиабезопасность. Мы постарались ее сделать максимально веселой, интересной, увлекательной для детей. Мы сделали две книжки. Мы сначала написали один учебник для средней школы. Но, во-первых, санитарные нормы и правила не разрешают делать толстые учебники для школьников. Во-вторых, мы же понимаем, если этот учебник будет использоваться, то за пять лет наши детки во что его превратят. Поэтому мы разделили, есть 5-6 классы и есть 7-9 классы.
В чем особенность нашего учебника? Дело в том, что я ни разу не педагог с большим стажем. Я журналист, можно сказать, медиаменеджер с большим стажем. Много лет проработал в «Комсомольской правде», участвовал, даже был ведущим редактором номеров. И учебники я разрабатывал и писал по принципу того, как мы делаем разрабатываем «Комсомольскую правду».
М. Баченина:
- У меня сейчас гордость начинает зашкаливать еще больше не только за вас, но и за родной издательский дом. Получается, этот навык, умения, которые вы приобрели именно здесь, в работе в «Комсомольской правде», сыграли одну из ключевых ролей в составлении этого учебника.
А. Милкус:
- Если бы была практика посвящения учебников кому-то, я, конечно бы, посвятил эти учебники, во-первых, «Комсомольской правде», которой в этом году исполняется сто лет. Во-вторых, конечно, Владимиру Николаевичу Сунгоркину - многолетнему главному редактору, генеральному директору «Комсомольской правды». Потому что очень многому он нас научил. И главный принцип, который был заложен в сотрудниках «Комсомольской правды» и сейчас заложен, - думай о читателе, думай о том, как сделать так, чтобы ему было интересно, полезно, увлекательно, и что он вынесет из этого чтения, слушания, если мы говорим про радио. Исходя из этих идей, я и писал учебник, представляя себе и своих детей, когда они были в средней школе, и детей моих знакомых, как сделать так, чтобы эта тема была им интересна, чтобы она им, как говорится, зашла. Поэтому очень небольшие главки, много всяких интересных фактов.
М. Баченина:
- Инфографика, я так полагаю.
А. Милкус:
- Много чего. Например, для учебников пятого-шестого класса мы попросили нарисовать иллюстрации известного художника, его фамилия Бикашов. Это человек, который иллюстрировал «Историю древнего мира». А это тот же пятый класс. Для детей изобразительный ряд нашего учебника и учебника, с которым они знакомы, он одинаковый. Они понимают, что они получают, может быть, новый продукт, но уже со знакомым стилем, со знакомым стилем изображения, со знакомыми героями и так далее. Так мы придумывали наш учебник, опираясь на то, что надо и детей, в частности, и взрослых спасать от нынешнего информационного вала, шума и от нынешних историй с манипуляциями.
М. Баченина:
- Саша, давайте поговорим предметно. Если бы я была вашим учеником, и мне нужно было бы получить знания по медиаграмотности, какие знания вы вложили в этот учебник? Потому что, кроме фейков, я пока еще немножко плаваю в предмете. Давайте примеры приведем.
А. Милкус:
- Давайте сначала определимся. Дело в том, что у нас в стране есть такое движение, давно уже есть педагоги, которые занимаются медиаобразованием. С помощью всяких медиаинструментов, кино, тех же самых подкастов и так далее, обучают детей. И у нас есть некая путаница между медиабезопасностью, медиаграмотностью, цифровой безопасностью, информационной безопасностью. Как будто одно и то же. На самом деле я постарался разделить понятия, потому что, скажем, информационная безопасность, в моем понимании, это безопасность, связанная с таким предметом как информатика. В частности, как надо оберегать свои аккаунты, чтобы в них не проникли жулики, не взломали ваш компьютер, телефон, не добрались до банковских данных и тому подобное. Какие используются методы? Нужно понимать, как используются методы для засылки вирусов, допустим, в наш компьютер. Это понятно. Медиаграмотность связана по определению с тем, как понимать влияние медиа на нас. Скажем, прочел ребенок или взрослый статью, мы понимаем, что эта статья, может быть, даже просто информационная, но она несет некий эмоциональный заряд. Зачем? Почему? Как этот заряд провоцирует какое-то не совсем правильное поведение. Большая история с этим связана.
Я приведу пример по учебнику. Я все привык говорить - пособие, потому что до того, как учебник проходит экспертизу и входит в федеральный перечень учебников, он не может называться учебником, он является пособием. Мы выпустили несколько сотен экземпляров, чтобы просто понимать, насколько этот учебник интересен нашим коллегам - медиапедагогам. Сейчас у нас новая история. В частности, мы рассказываем, что такое медиа. Медиа, кстати, это тоже интересное понятие. Медиа как понятие появиллсь в 50-60-х годах. И ввел его канадский исследователь Маклюэн. Говорил он о том, что информация находится вокруг нас везде. Как человек одет – это тоже информация, потому что мы считываем по тому, как он одет, некую информацию о нем самом. На какой машине он ездит, как он двигается, как он разговаривает, богатство его языка – это тоже информация. Сейчас мы говорим о том, что медиа больше концентрируется на конкретных вещах. Это информация, которая у нас появляется, видеоинформация, изображение.
Медиа – это от слова «медиана», от слова «посредник». Что делает посредник? Посредник далеко не всегда без своего участия передает что-то. Он тоже что-то вкладывает в это. Что вкладывают медиа, мы пытаемся разобраться. Поэтому в учебнике мы рассказываем про историю медиа. Например, интересно, что первые наскальные надписи, а это медиа, это информация, появились задолго до того, как человек научился говорить. У нас где-то 40-50 тысяч лет назад люди – единственный вид человекообразных существ, который научился говорить. До этого мычали, бекали и тому подобное. Диктофонов не было, видео не было, мы не знаем, о чем они говорили тогда. Но мы видим надписи, которые есть. Надписи тоже информативные. Если вы обратите внимание, то первые надписи или даже не надписи, а следы древнего человека – это следы рук. Умели тогда, как и у нас сейчас, оставлять следы ладоней. Эта информация была одна из первых.
Когда человек человечество научилось говорить, выяснилась интересная вещь. Этот факт подтверждают сегодня антропологи. До периода 40-50 тысяч лет назад на Земле жили от 7 до 11, по разным подсчетам, видов человекообразных людей, не разговаривающих. Это, допустим, там человек флоресский, которого называют хоббит, он был ростом один метр. Были люди денисовцы, в пещерах жили. Когда люди заговорили, странное совпадение, как раз наши давние древние предки homo sapiens заговорили, остальные виды человекоподобных людей исчезли.
М. Баченина:
- Мы победили словом.
А. Милкус:
- Антропологи считают, что как раз навыки коммуникации позволили нашему виду, нашим предкам выжить. Эти люди оказались мощнее и сильнее, чем те же самые, допустим, неандертальцы, которые были сильнее и лучше приспосабливались к погоде. Начинаем мы с рассказа про то, как люди коммуницировали, почему это важно и как развивалась коммуникация. Любопытная история. Говорить начали где-то 40-50 тысяч лет, а первая письменность появилась только 8 тысяч лет назад. Как она появилась, рассказываем про первые школы. Когда появилась письменность, уже можно проследить, Скажем, с той же Месопотамии были школы, были записки к родителям, родителей вызывали в школу, учителя были очень уважаемые. Я читал записки, сделанные на глиняных табличках, когда учитель приходил к ученику домой. И как его принимали. Не знаю, давали ли за плохое поведение ремня ребеночку, из-за которого пришел учитель. В общем, наказывали достаточно сурово. Потому что попасть в школу и научиться грамотности – это была привилегия. Знакомая ситуация.
А дальше мы говорим про историю медиа. Тоже интересная вещь, потому что, в общем-то, все основные технические новинки, которые мы потом стали развивать, это XIX век. Почему-то вдруг в XIX веке все заколосилось - и радио, и телевидение. Телевидение, кстати, первые разработки тоже еще XIX век - начала ХХ века, и фото, и так далее. И радио, и телефон. Это все XIX век. Что случилось тогда, тоже пытаемся разобраться, почему вдруг такой всплеск научно-технического прогресса. Тоже понятно - почему, потому что книжки стали доступны, знания стали доступны, больше грамотных людей стало.
Мне кажется, очень важно детям рассказать, что, допустим, первый телефон, к сожалению, он не пошел в серию, но первый мобильный телефон был изобретен, это документально доказано, нашим радиоинженером Леонидом Куприяновичем в 1957 году. К сожалению, его не поддержали, но у нас была тогда система радиосвязи «Агат», может быть, кто-то из ветеранов помнит. Но первый мобильный телефон, который весил, между прочим, всего 500 грамм, был изобретен этим выдающимся человеком. Напомню, что первый мобильный телефон по западной историографии описывается, это Motorola, это только 1973 год. И аппарат весил гораздо больше. Или, скажем, первые разработки и архитектура персональных компьютеров - это тоже Россия, тоже Советский Союз. В общем, мы пытаемся рассказать и историю устройств, связанных с медиа, и об устройстве самих медиа.
М. Баченина:
- Так, а грамотность? Я про историю понимаю. Тут грамотность очень важна. Каким образом вы добиваетесь того, что ребенок вам верит, что это фейк, и он здесь четко его определит? Как вы этому обучаете?
А. Милкус:
- Во-первых, конечно, дети очень легко попадаются на фейки. Это очень серьезная проблема, и ее мы сейчас одним учебником не решим. К сожалению, у нас ребята считают, что то, что написано в интернете, это правда.
М. Баченина:
- Как наши дедушки и бабушки: по телевизору показывают - правда. В газете написали, значит, правда.
А. Милкус:
- А для них - интернет. Я со старшими школьниками разговаривал, у которых, казалось бы, уже должно включиться критическое мышление, понимание, что не всему, что написано, можно верить. Но, к сожалению, такие серьезные дискуссии проходят. Интернет же написал! А как поверить - достоверные источники или нет?
М. Баченина:
- На полке у меня стоят достоверные источники в бумажном варианте, называются словари и энциклопедии.
А. Милкус:
- Я, честно говоря, уже и в энциклопедиях находил много фейков. Дети до сих пор привыкли пользоваться Википедией. Приводим простой факт. В Википедии же может писать статьи или редактировать любой человек. Легкие права доступа получить и тому подобное. Есть в Америке некий таможенный сотрудник, сотрудник таможенных органов, который гордится тем, что он написал или отредактировал 6 миллионов статей. Чуть ли не каждый день по нескольку статей он корректирует. Хороший пример, и детям объясняем, что, ребята, если некий человек просто берет и любой текст редактирует, так как он считает нужно, можно доверять такому тексту или нет?
М. Баченина:
- Тем более, у него-то нет профильного образования, он таможенник.
А. Милкус:
- Дело даже не в этом, но физически невозможно такой объем. Если человек это делает, это у него спортивный интерес. Вряд ли у него правки совпадают с правками ученого, специалиста по данному направлению. Ему нравится - он правит. Кто это проверяет за ним, не очень понятно. Это первое. Второе, у нас сейчас, конечно, очень развита технология манипуляции не только детьми, но и взрослыми. Я, кстати, давал наше пособие моим старшим товарищам, и мне сказали, что такой учебник нужен для пожилых людей. Потому что, конечно, пожилым людям, не родившимся в эпоху компьютерных новаций, им сложно, тоже нужно уметь разобраться. Медиаграмотность не является наукой. А манипуляция людьми с помощью информации, видимо, является наукой. Я приведу небольшой пример. Когда я готовил пособие, учебник, я посмотрел, сколько книжек выпущено по менеджменту и по обучению манипуляции некими рекламными специалистами. Как написать продающий текст, как заставить человека купить данную вещь, как заставить человека...
М. Баченина:
- Маркетинг - великая наука.
А. Милкус:
- Маркетинг, копирайтинг и все эти слова. Таких книжек, как заставить, как прочесть, как написать...
М. Баченина:
- Как продать снег зимой в очереди за хлебом.
А. Милкус:
- В 2023 году в России на русском языке учебников, пособий, беллетристических книжек, рекомендаций выпущено 234 различных издания.
М. Баченина:
- Значит, они пользуются популярностью.
А. Милкус:
- Да, они пользуются популярностью. Громадная армия людей заточена на то, чтобы нами манипулировать, для того, чтобы заставить нас прийти в магазин, выполнить какую-то операцию. В принципе, этими же приемами пользуются и жулики, мошенники. А приемы, в общем-то (и мы об этом в книжке уже для 7-9 класса рассказываем), связаны с особенностями нашего мозга, с когнитивными нашими способностями. Недавно мои коллеги в Высшей школе экономики проводили эксперимент и хотели выяснить, почему люди вроде бы грамотные, прошаренные, обладающие критическим мышлением, попадаются на мошенников. Были случаи, когда руководитель финансовой службы крупного предприятия...
М. Баченина:
- Послушайте, я говорю о мошенничестве каждый день в эфире, когда веду прямые эфиры на радио «Комсомольская правда». И я тоже стала жертвой мошенников, когда у меня взломали Госуслуги. Они просто-напросто пытаются бесконечное количество раз, а потом попадают (и я не единственный пример среди моих знакомых) в нужный момент, когда ты чем-то занят, когда фокус внимания смещен. И на старуху бывает проруха, гласит великая русская пословица.
А. Милкус:
- Дело не только в этом, можно сказать и про проруху. Дело в том, что существует такое понятие, открытое в 70-х годах нобелевским лауреатом Даниэлем Канеманом, когнитивное искажение, когда наш мозг, загруженный и перегруженный, потому что, в принципе, на такую информационную нагрузку, как сегодня, он рассчитан не был.
М. Баченина:
- Вообще, да, в 70-х вообще было все лайтово, каникулы какие-то получаются по сравнению.
А. Милкус:
- Но уже тогда была эта теория. Интересная история. Стали выяснять, каким образом грамотные, толковые люди попадаются на уловки мошенников. Оказывается, существует 3-5-7 секунд, пока включается мозг, та часть, которая отвечает за критическое мышление. И в эти 5-7 секунд жулики, которые распространяют фейки, и фейки, которые в интернете приходят к нам, и фейки, которые по телефону нам втюхивают, как в раз эти 5-7 секунд мозг не производит критическое мышление, он попадается. Мы сначала воспринимаем информацию эмоционально. Нам звонят: ай-ай-ай, папа, я ехал за рулем и сбил человека. У нас сгорела квартира, сейчас у вас дома будут чинить окна. Эти 3-5-7 секунд как раз позволяют жуликам проникнуть в наш мозг, потому что только потом ты начинаешь соображать, что же произошло. А 5-7 секунд – это очень большое время, и за это время можно уже и принять некое решение. Сообщите срочно, к вам пришел код в СМС, прочтите его нам. И про эти когнитивные искажения, когда наш мозг не в состоянии принимать решения объективно, аккуратно, точно, вежливо, мы тоже рассказываем детям, пытаемся с ними провести некую тренировку.
М. Баченина:
- Говорим о том, как пособия становятся учебниками. Говорим о медиаграмотности, о медиабезопасности, о том, чем российское издание отличается от всего навязанного Западом, и почему это надо действительно отринуть. Объективно, с точки зрения и родителей, и автора, который долгое время занимался именно этой книгой.
Банки делают период охлаждения, чтобы дать человеку подумать и эту тренировку, этот навык закрепить у каждого человека: погоди, не спеши. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
А. Милкус:
- Именно это. Не принимай решение в данную секунду. Подожди. Подумай.
М. Баченина:
- Вы мне до этого говорили, что были учебники, написанные и финансированные Западом на бывшие советские республики. А чем конкретно ваш учебник отличается от их учебников? Чего там нет, чего нет в других учебниках, что есть в нашем российском, автором которого стал Александр Борисович Милкус?
А. Милкус:
- Мне кажется, что самое интересное (и ни в одном школьном учебнике мира этого нет, если мы говорим про детей среднего школьного возраста), так как я пришел из медиа, то я сделал несколько глав, которые посвящены восприятию нами текста или видео. Например, мало кто знает, что реклама должна размещаться, как правило, в газете на правой полосе. Все рекламодатели это знают. Почему? Потому что на правую полосу первым делом, когда вы разворачиваете газету, обращает внимание человеку. Я написал о том, что есть четыре вида оформления абзацев, как каждый из этих видов влияет на человека, как мы схватываем строку. Почему вообще длина строки в газете, даже на сайте, достаточно ограничена. Я не думаю, что все это знают, но если вы откроете сайт, вы же видите, что строка печатная не идет от начала экрана до конца. Она тоже ограничена. Рассказать, почему это. Как влияют разные шрифты - засечные, беззасечные шрифты. Для чего они используются.
Вообще очень интересная история – это история типографики. Как расположение текста, как его цвет, ширина, высота букв влияя.т на восприятие. У меня есть опыт, я могу сверстать газетную полосу с заметкой так, что вы ее не прочтете никогда. Она будет на этой странице, но вы ее не заметите. Она будет задавлена фотографией, она будет задавлена другим заголовком, она будет набрана более мелким шрифтом, она будет оформлена на определенной подложке определенного цвета, который вызывает раздражение у человека, и человек не захочет читать эту заметку, потому что подложечка у нее грязно-серого, допустим, цвета. Я могу ту же полосу сверстать так, чтобы эту заметку прочли все. Обратили на нее внимание.
М. Баченина:
- Вы страшный человек, Александр Борисович.
А. Милкус:
- Это просто наши профессиональные навыки, и я об этих навыках рассказываю детям, чтобы они понимали, как даже в печатном тексте или на сайте просто расположением текстов, подбором шрифта, подчеркиванием, выделением, оформлением, добавлением эмоциональных фотографий авторы или провокаторы добиваются определенного эффекта, определенной реакции. Это тоже нужно понимать. И тогда мы можем читать, как нами манипулируют, как нас заставляют делать то, что мы, может быть, и не хотим.
М. Баченина:
- Вопрос возник. Успели вы получить впечатление об учебнике от какого-то подростка, ребенка? Может, кому-то дали рукопись черновую?
А. Милкус:
- Я могу сказать, что для меня оказалось неожиданным. Я в издательство «Просвещение» как-то приехал, я знаю, что они напечатали некий пробный тираж для экспертов. Знаю, что напечатали с запасом. Говорю: дайте мне пару книжек хотя бы, чтобы у автора были. Они говорят: нету. Я говорю: а почему нету? Редактора и корректоры растащили - дома читать детям. И для меня это важный показатель. Мы же "Комсомольская правда". Нам же важно, чтобы людям было интересно и полезно читать.
М. Баченина:
- Это самый главный, мне кажется, показатель для любого журналиста.
А. Милкус:
- Им интересно. Я надеюсь, что сейчас все-таки напечатают тираж, раз он вошел в федеральный перечень учебников, и он будет доступен. У меня тоже несколько экземпляров есть. И теперь, когда я прихожу на встречу с читателями, школьниками, говорю: я вам их покажу, но не дам.
М. Баченина:
- Допустим, человек не только прочел ваш учебник, он совершенствовался в этом плане и стал не по зубам любому мошеннику, он стал медиаграмотным, он стал подкованным. Но ведь тут возникают какие-то новые и новые уловки. Всегда спрос рождает предложение, так и здесь это работает. Как часто надо обновлять этот учебник, дорабатывать?
А. Милкус:
- Любой современный школьный учебник нужно все время обновлять. Кроме классических учебников, допустим, по математике, физике, химии, и то первых лет обучения, когда закладывается базовое знание. Допустим, ту же химию, физику уже надо обновлять в свете последних открытий, которые обязательно нужно включать.
М. Баченина:
- Я посмотрела на таблицу Менделеева и не узнала ее, потому что мое время в школе она кончалась гораздо раньше, чем сегодня.
А. Милкус:
- Я, честно говоря, думал, что мы написали учебник, сейчас мы заканчиваем учебник для 10-11 классов. Замахиваемся на учебники для 2-4 класса, потому что в принципе мы знаем, что дети именно в это время подсаживаются уже окончательно на телефон. Я не говорю про малышей, которым родители абсолютно опрометчиво в 3 года вручают планшеты с развивающими игрушками, а то и раньше. Я, честно говоря, думал, что сделаем линейку учебников, и можно будет заниматься другими делами, но коллеги в издательстве «Просведение» сказали - не надейся. Все равно учебники надо будет развивать, совершенствовать, докручивать, допридумывать в соответствии с новыми веяниями. Действительно, в учебниках для 10-11 класса будет очень большой раздел про искусственный интеллект. И понятно, что пока мы его напишем, пока он будет издан, он уже частично устареет. Сейчас думаем, как заложить правильное отношение к этому инструменту, понимая, что за то время, пока будет работать типография издательства, что-то новое будет привнесено.
М. Баченина:
- Друзья мои, ну что, Александр Борисович сегодня стал у нас не просто ведущим «Родительского вопроса», но и нашим экспертом, гостем. Итак, сегодня в «Родительском вопросе» у нас в гостях был заведующий лабораторией медиакоммуникации в образовании факультета креативных индустрий научно-исследовательского университета Высшей школы экономики Александр Милкус. Саша, большое вам спасибо.
А. Милкус:
- Спасибо большое.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp