День учителя! Какими современные педагоги видят своих нынешних учеников

День учителя! Какими современные педагоги видят своих нынешних учеников
В гостях у Марии Бачениной и Александр Милкус учитель начальных классов школы № 548, победитель номинаций конкурса «Вклад учителя 2022,2023» Ирина Киселева и медиапедагог школы № 1517, лауреат гранта правительства Москвы в сфере образования Екатерина Ощепкова

М. Баченина:

- Здравствуйте, друзья. В эфире «Родительский вопрос». У микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. В гостях у нас медиапедагог школы 1517, лауреат гранта правительства Москвы в сфере образования Екатерина Эдуардовна Ощепкова. Екатерина Эдуардовна, здравствуйте. И с Днем учителя вас!

Е. Ощепкова:

- Коллеги, я рада присоединиться.

А. Милкус:

- Да, у нас сегодня радостный, праздничный эфир, мы выходим 5 октября, в День учителя. Я тоже присоединяюсь к поздравлениям. Я бы, честно говоря, с Днем учителя поздравлял бы всех нас. Потому что, если мы не учителя, то мы родители, а родители тоже в какой-то степени и учителя.

Е. Ощепкова:

- Да, все были в школе, все были учениками, и праздник это, конечно, общий.

М. Баченина:

- Нет, я не соглашусь ни с первым, ни со вторым. Это праздник исключительно учителей. Потому что я вижу, как работают учителя. Нет, с этим ничто не сравнится, тем более, если учителя работают в государственной школе. Екатерина Эдуардовна, нынешний учитель, он кто? Он носитель знаний, надсмотрщик, аниматор?

А. Милкус:

- Кем вы себя чувствуете?

Е. Ощепкова:

- Знаете, вообще учитель, как бы это высокопарно ни звучало, но это человек, которому люди доверяют своих детей. И наша задача не только учить, быть проводником знаний, но и воспитывать детей. Ведь от того, с кем наши дети, кто к ним прикасается, кто с ними разговаривает и как с ними разговаривает, зависит наше будущее. И это очень важно. Мы же отвечаем на вопросы детей не только по предметам, но и на жизненные вопросы. Очень часто нас дети спрашивают, советуются в конфликтных ситуациях, в радостных ситуациях, то есть, как отреагировать, как ответить обидчику или какие-то социальные вопросы их волнуют. И учителя дают ответы на все эти вопросы, неважно, учителем какого предмета ты являешься. Ну и, конечно, в первую очередь мы – носители знаний, мы даем детям знания.

А. Милкус:

- Екатерина Эдуардовна, сейчас, с появлением и таким активным наступлением искусственного интеллекта, все-таки кто дает знания – искусственный интеллект или учитель?

Е. Ощепкова:

- Конечно, учитель. Искусственный интеллект знаний не дает. Искусственный интеллект – это инструмент, который позволяет получить более быстрый доступ к этим знаниям. Кстати, наша школа 1517, мы первые, кто в Москве ввел в учебный план предмет «искусственный интеллект», и я первый учитель в Москве, который преподает этот предмет. Поэтому официально вам заявляю, искусственный интеллект ничему не учит, учат только люди.

А. Милкус:

- А что значит учить искусственному интеллекту, что это за предмет такой? Я думал, что можно использовать искусственный интеллект, чтобы подсмотреть решение домашнего задания, чтобы он сделал курсовую работу какую-нибудь или домашнюю работу. Чему вы учите?

Е. Ощепкова:

- Использованию искусственного интеллекта. В этом году вышел учебник «Искусственный интеллект». И вот мы взяли детей, 5 класс мы набрали, и это был в первую очередь запрос родительский. И мы рассказываем детям, что такое искусственный интеллект, как его грамотно использовать, какие есть инструменты у искусственного интеллекта. И вообще, вы знаете, если я сейчас зайду, например, в GigaChat и скажу: напиши мне, пожалуйста, сочинение по «Войне и миру», - ну, такое будет сочинение, вы сразу поймете, что там нет рассуждений человека. За любым сочинением всегда стоит человек. А если я дам хороший запрос, постараюсь, поработаю с промптом и напишу: помоги мне написать сочинение, через призму, например, Наташи Ростовой, через ее любовь раскрой мне женский образ в русской литературе… То есть я напишу не одно предложение, а я их напишу 50. Соответственно, и мое сочинение будет выглядеть по-другому. То есть это то же самое, как наши предки ходили в Санкт-Петербург сначала пешком, потом на телегах, а теперь мы с вами едем на скоростном поезде, и мы туда быстро добираемся. То же самое искусственный интеллект. Это просто инструмент, который помогает эффективно расходовать время.

М. Баченина:

- К нам присоединяется учитель начальных классов школы 548, победитель номинации конкурса «Вклад учителя 2022, 2023» Ирина Викторовна Киселева. Ирина Викторовна, здравствуйте. С Днем учителя вас!

И. Киселева:

- Спасибо.

М. Баченина:

- Мы тут начали говорить, кто сегодняшний учитель и кем он является. А кем вы себя чувствуете – ментором, аниматором…

А. Милкус:

- Особенно в начальной школе.

И. Киселева:

- Ну, аниматором все равно мы себя не ощущаем, даже несмотря на быстро меняющийся мир, на то, что детям очень нужны визуальные моменты, которые сейчас завладевают больше их сознанием, все равно я бы скорее сказала так, что сейчас для начальной школы точно самая главная цель – научить детей учиться. Мы не тот набор знаний, который мы теперь передаем не так, как, может быть, те учителя, которые учили нас. Но мы должны именно научить их находить эту информацию, которая будет давать им эти знания. Поэтому, с одной стороны, мы такие проводники. И я бы сказала, наверное, еще слово «наставник». Даже в начальной школе все равно мы сегодня даем старт в будущую большую жизнь и ищем, где они могут применить свои знания, и как они их смогут применить. Наверное, вот в таком варианте я бы себя больше ощущала сейчас.

А. Милкус:

- Мы сейчас с Екатериной Эдуардовной обсуждали искусственный интеллект. Екатерина Эдуардовна первый в Москве учитель, который ведет уроки искусственного интеллекта. Тогда, получается, какие знания? Знание, как правильно составить промпт, правильно сформулировать задачу и получить ответ. Вот главная компетенция, которая потребуется от школьника. Я читал исследование, и даже вдумчивые разработчики искусственного интеллекта говорят, что через 2-3-5 лет уже не понадобятся особые знания человеку, он сможет их получить с помощью каких-то виртуальных очков, компьютера, телефона. Ему не нужно запоминать ничего, главное – правильно сформулировать задачу, которая поручается для выполнения искусственному интеллекту. Есть же статистика, новосибирская гимназия посчитала, 60-70% нынешних старшеклассников не знают таблицу умножения, не помнят ее, им не нужно. Они говорят: у нас есть в телефоне калькулятор. 60% детей, которые учатся в средней школе, не умеют читать время по стандартному циферблату со стрелками, у них электронные часы, там все цифры написаны.

М. Баченина:

- У меня еще более шокирующая новость. Было исследование, что до 8 класса шнурки не умеют завязывать, потому что липучки и все такое.

И. Киселева:

- Но мы же сами упростили им эту жизнь. Мы сами стали покупать ботинки на липучках, чтобы не учить завязывать шнурки. Вот на уроках труда мы иногда, кстати, используем всякие дырочки, для того чтобы они учились завязывать ленточки, ну, хотя бы на подарках.

Е. Ощепкова:

- Знаете, в школу вернули уроки труда, и детей учат и шить, и завязывать различные узлы.

А. Милкус:

- Вот, они будут уметь шить, строгать, делать табуретки и составлять промпты для искусственного интеллекта. И всё.

Е. Ощепкова:

- Абсолютно не всё, я не согласна. Понятно, что сейчас мы с вами находимся прямо вот в этой точке, искусственный интеллект только вошел и массово распространяется среди пользователей, и мы не понимаем, как он изменит нашу жизнь. Но, конечно, необходимо учить детей осознанно использовать инструменты искусственного интеллекта. Им необходимо понимать, что это не волшебная палочка, которая решит все твои проблемы и ответит на все твои вопросы. Не решит и не ответит. И можно ли доверять во всех вопросах тому, что говорит искусственный интеллект? Конечно же, нет. Потому что инструменты эти собирают знания и выдают вам какой-то ответ, и их, конечно, нужно верифицировать в том числе.

А. Милкус:

- Ирина Викторовна, а вы в начальной школе используете искусственный интеллект?

И. Киселева:

- Давайте начнем с того, что создание промпта – это тоже развитие речи или сочинения, которое надо уметь написать и знать, где ключевые слова. А учиться надо, наверное, сначала по учебникам и по базовым текстам, из которых мы будем выискивать эту информацию, начиная с осмысленного чтения, без которого начальная школа невозможна практически. И очень часто те, кто прошел мимо этого, в 5 классе не может выполнить самую простую функцию.

Во-вторых, мы прекрасно знаем, что один промпт можно переписать еще раз 10, чтобы получить именно то, что ты хочешь. Потому что мы даже иногда показываем и для себя что-то можем делать, уже с 3-4 классом легко можно делать разные проекты, разные творческие задания, где нужно применять искусственный интеллект. Вот на «Вкладе учителя» как раз со вторым классом мы делали настольную игру-бродилку на тему кибербезопасности по игре «Экивоки». И там им как раз было необходимо придумать сюжет, который будет использоваться в этой игре-бродилке. Тоже сочинение на самом деле. И этот сюжет задать сначала искусственному интеллекту, дать направление, а потом уже получить какие-то идеи, чтобы потом из этих идей получилась та история, которую они в итоге взяли. То есть мы их учим думать, что дает искусственный интеллект. Он может помочь, он может дать направление. Между прочим, я еще ни одного качественно сделанного конспекта урока для учителя от искусственного интеллекта до конца не получила, сколько бы ни пробовала. Без своих собственных мозгов использовать это невозможно.

М. Баченина:

- Давайте для слушателей скажем, что промпт – это запрос (ну, от английского слова «подсказка»), то есть то, как ты формулируешь задачу для искусственного интеллекта.

У вас обеих большой стаж работы. Я даже не спрашиваю, изменились ли дети. Как они изменились, насколько изменились, чего не хватает, по чему скучаете, так сказать, из прошлой жизни?

И. Киселева:

- Конечно, изменились. Мир меняется, мы меняемся. Если мы поменялись, то и дети изменяются. Больше визуалов стало, конечно. Даже примитивный процесс захвата ручки уже невозможно для всех осуществить так, как это было для нас. Потому что пальцы под воздействием тех же самых гаджетов меняют свое движение…

М. Баченина:

- Предназначение.

И. Киселева:

- То есть у них развиты эти два пальчика, а все остальные, к сожалению, не развиты. Мне кажется, больше стало сложных детей, с гиперактивностью, трудностями. Появились те дети, которых у меня никогда раньше не было, которые боятся шума…

М. Баченина:

- Это, может быть, расстройство аутистического спектра.

И. Киселева:

- Нет. Мы проходили с этими ребятами и какие-то тесты, и специалистов. Нет, это просто дети привыкли к тишине, к гаджетам, укромному месту, и для них шум становится очень возбуждающим, начинает сильно болеть голова.

А. Милкус:

- Маша, это не мы с тобой, дворовые дети.

И. Киселева:

- Как раз моя рекомендация родителям на лето была не только пописать, посчитать, почитать. Первое, что я сказала: ездить на велосипеде, скакать через скакалку. Кстати, вернулись сегодня как раз с «Веселых стартов». И даже дети, занимающиеся в спортивных секциях, не умеют прыгать через скакалку. Обруч – это вообще, мне кажется, очень сложно для них.

М. Баченина:

- Мои дети так и не научились кататься на велосипеде. Самокат – окей, но это же совершенно разные и полушария, и связи.

И. Киселева:

- Да, другой баланс.

М. Баченина:

- Да, это совсем другие люди.

Е. Ощепкова:

- Я больше все-таки со старшими детьми работаю в медиаклассе. У детей очень мало в офлайне социальных связей, им очень тяжело первыми выйти на контакт, первыми заводить знакомства. В онлайн-пространстве они легко общаются, легко отвечают на комментарии…

А. Милкус:

- Вопрос. Потому что они не могут персонифицировать или персонализировать того, с кем разговаривают? То есть ему все равно, со стенкой разговаривать, с неизвестным каким-то человеком, которого они не видят, но можно ему написать? Или все-таки им важно понимать, кто на той стороне провода, как мы раньше говорили?

Е. Ощепкова:

- Они, в общем-то, понимают, кто на той стороне провода, но, тем не менее, у них очень небольшой круг… Я, опять же, сравниваю с собой, со своим поколением. У нас были друзья по двору, по секции, друзья родителей. Это был очень широкий круг знакомств. У детей вот этого момента по двору нет. Были друзья, с которыми мы шли из школы и в школу. Сейчас у детей нет этого контакта, он отсутствует совершенно.

М. Баченина:

- Екатерина Эдуардовна, в классе он тоже отсутствует. Они в классе не общаются друг с другом.

Е. Ощепкова:

- Младшие, я думаю, общаются.

И. Киселева:

- Да, активно общаются.

Е. Ощепкова:

- В 10 класс у нас приходят дети из разных зданий школы (у нас большая школа), и в 10 класс приходит разные дети. И они вот так по кучкам, их очень сложно объединять. Мало того, они этого не хотят. Причем это не активное такое отторжение, а они такие как бы…

М. Баченина:

- Мол, чего вы от меня хотите? Екатерина Эдуардовна продемонстрировала выражение лица, когда говорят: «Дети, давайте общаться» (ну, я утрирую), а они на тебя смотрят: «Тетя, ты с кем разговариваешь? Мы учиться пришли». Причем у них аргументация-то здравая.

Е. Ощепкова:

- А еще у них совершенно нет свободного времени. Знаете, я училась в школе, я хорошо училась, я и школу закончила отлично практически, но я смотрю на детей, у них школа, у них репетиторы, у них дополнительные, у них вообще нет времени. Знаете, у них нет времени полежать на диване. Я же помню, как я лежала дома с книжкой, читала.

М. Баченина:

- А что изменилось? Помню, как я плевала в потолок, так сказать. Сейчас ребенок приходит из школы, говорит: «Я полчаса посижу». – «Есть будешь?» - «Нет». А потом репетиторы, а потом доделка уроков. Вчера, например, мы учили Пушкина. Я сейчас вообще скажу вам страшную вещь. Я учила Пушкина «К Чаадаеву» вместе с 8-классником. Если кто-то в меня кинет камень и скажет: мамаша, ну, вы, конечно, даете, - пусть он перечитает и попробует перевести ребенку в 8 классе слова, которые не просто не используются, а которые непонятны. И дальше человек думает: а зачем я трачу ресурс на то, что непонятно? Вот мне это стихотворение понятно, мне интересно переложить на нынешнюю ситуацию – политическую, внешнеполитическую. А в 3 классе, помню, «зипун» и «поземка»: «Мама, что это такое?» А сейчас это «под гнетом власти роковой», «недолго нежил нас обман». «Мама, что такое «верное свиданье?» Я говорю: «Ну, это которое точно случится».

А. Милкус:

- Мария, а ты говорила, что родители не относятся к учителям. Родители – тоже приставка, дополнительная опция.

И. Киселева:

- А если учесть, что они приходят, так же как и мы, в 8-9 часов вечера, только тогда видят своих детей и пытаются открыть что-то и проверить, что у них есть, какое у них сегодня домашнее задание. И мы их понимаем, конечно, и стараемся сделать так, чтобы дети справлялись с тем, что мы им предлагаем выполнить дома.

М. Баченина:

- То есть вы хотите сказать, что все учителя понимают, что на нынешних детях огромная нагрузка, и им вообще - ни вздохнуть, ни полежать? Либо не все, вы не можете за всех сказать?

И. Киселева:

- Ну, за всех, наверное, не отвечаем, но большая часть все-таки понимает. Единственное, мы понимаем, что так программа устроена, они настолько быстро бегут. Например, у меня сейчас в программе «имя существительное» - 1 урок. Второй – это уже прилагательные и глаголы вместе. Да, они потом будут идти, но ознакомительно сейчас это 1 урок, и это очень мало.

А. Милкус:

- Раньше была неделя.

И. Киселева:

- Да, они будут параллельно потом идти, но, представляете, выбросить детям всю эту терминологию…

М. Баченина:

- Я очень хорошо понимаю. Наш репетитор по русскому языку не позволяет этого делать. Он говорит: «Причастия два урока? Нет, идем столько, сколько надо».

И. Киселева:

- И мы так же тоже и ходим, и перекладываем, и перерабатываем, и дорабатываем. У нас, например, очень много дополнительных часов, именно чтобы все это освоить. И школа создает эти условия. Но, к сожалению, тогда, действительно, у нас получается, что 1 класс, там тоже уже много уроков, 2 класс – еще больше, и раньше 3 часов дети не освобождаются, а иногда и больше.

М. Баченина:

- Смотрите, если мы всё сложим, какие-то проблемы с общением, их нежелание, то, что там принимают, сколько делать уроки надо, сколько надо нагрузку давать… Ребята, вы по домам походите и посмотрите, что вы просто потратили время напрасно, эти ваши нормативы – как зайцу стоп-сигнал, ей-богу. Двойки никто не отменял. А что мы получим? Меня больше всего пугает, что если выпустят это поколение, они же вообще жениться перестанут, разговаривать перестанут. А что мы получим в итоге (я имею в виду социум)? Мне важно это и немножко страшно.

И. Киселева:

- Это очень важно. И мы поэтому заменяем чем-то таким коллективно-групповым, чтобы детям к этой теме додать того, чего им не хватает из этого социума. Может быть, и хорошо, что у нас теперь есть эти разговоры о важном. Потому что, с одной стороны, там есть какая-то теоретическая тема, они хотя бы узнаЮт, что существует атом – мирный и не мирный, они хотя бы узнаЮт, что существуют какие-то праздники – дни бабушек и дедушек, которые раньше в начальной школе мы точно не так часто освещали. И во время этих разговоров мы в принципе ведем живой диалог с детьми, и этот диалог направлен на их объединение, развитие, здесь можно поговорить о группах каких-то, коллективном деле каком-то творческом.

М. Баченина:

- Абсолютно согласна. У нас знакомые родители сначала как-то хаяли эти разговоры о важном, а мой пришел, я спрашиваю: «Что было на разговорах о важном?», он говорит: «Зачем ходить в форме, какой в этом смысл». Но это же очень важные вопросы. Потому что это объяснение, зачем мы тебя одеваем так, как нужно нам (ну, если так, очень грубо).

А. Милкус:

- Мне кажется, что все не так печально, и не такие они дикие. Вот буквально на прошлой неделе мы посмотрели результаты опроса студентов технических и творческих вузов на тему, откуда они черпают информацию. Ну, понятно, что первое – социальные сети, Telegram-каналы и т.д. Но на втором и третьем месте (то есть совокупно 60-70%) это у близких, у знакомых, у друзей. Я даже спрашивал исследователей: что, они слухами питаются, что ли? Нет, видимо, общаются, бабушка пересказала то, что она увидела по телевизору, еще что-то такое. То есть какое-то общение все-таки есть.

Е. Ощепкова:

- Безусловно. Я вам даже еще больше скажу. И первая любовь, она присутствует (ну, поскольку я вижу старшие классы). Все это есть, дети общаются. Я имею в виду, что эти связи перестали быть такими обширными. Скажу еще о предпрофильном образовании. Это то, чем я непосредственно занимаюсь в школе. Мы приезжаем с детьми в вузы. И вот здесь, когда это касается их интересов, они уже знакомятся и со студентами, они подходят. Не я их за ручку подвожу: вот Высшая школа экономики, давай, спроси у кого-нибудь. Они сами начинают знакомиться, спрашивают: как тут учиться, какие преподаватели? То же самое, вот мы приезжаем в МГУ, в МПГУ, когда это в сфере их личных интересов, они умеют перенастроиться.

А. Милкус:

- То есть ребята прагматичные, когда нужно, они могут…

М. Баченина:

- Давайте скажем так, рациональные.

Е. Ощепкова:

- Да, они очень рационально, видимо, используют свои коммуникативные навыки.

М. Баченина:

- Даже дети младших классов тоже рациональные. «Мама, еще 10 минут. Я «Алису» попрошу засечь 10 минут». И дальше этот фирменный жест – «Ну, пожалуйста».

И. Киселева:

- Конечно, они тоже понимают, что свое время надо четко расходовать. Мне кажется, к 4 классу уже таких больше, особенно дисциплинированные, те, кто занимается много спортом, например. Они уже точно знают, когда и где им что нужно сделать, чтобы высвободить то или иное свое время. И как раз в прошлом году у нас с родителями был вопрос, как же нам научить детей вот это время чувствовать. Ведь первая проблема в 1-2 классе, что они это время не чувствуют, для них оно безгранично и бесконечно. Потом они начинают говорить: ой, а что, уже уроки закончились, так быстро? Я говорю: ну, вам нужно сделать еще вот это, вот это и вот это, и у вас есть на это столько-то времени. И многие даже начинают какую-то письменную домашнюю работу выполнять на переменах, если видят, что у них есть время, силы, несмотря на то, что хочется иногда отдохнуть. И есть такие, кто действительно об этом думает. Они уже могут четко распланировать свой день. Мы заводили с ними какие-то дневнички в прошлом году, в этом году начинаем учиться по обычному советскому дневнику свое время планировать. И они знают, когда у них какое занятие.

Кстати, когда я пришла после частной школы, знаете, какое у меня было потрясение? Ко мне пришел ребенок и сказал: через 10 минут у меня музыка, после музыки у меня 20 минут перерыв и еще потом у меня теннис. И они знали, куда идти. Здесь же невообразимое количество коридоров. Они знали, сколько им надо времени, для того чтобы дойти до какого-то зала и быть здесь. И после частной школы, где мы маленькие, камерные, они там совсем не понимают ни времени, ничего, у нас все было такое, камерное, а здесь они четко знают, куда, во сколько, зачем, куда потом. И это хорошо. Потому что они потом будут планировать свой день и знать, как его выстроить.

А. Милкус:

- Получилось то, что я и ожидал. Мы делаем программу ко Дню учителя и вроде бы должны были поговорить про жизнь и судьбу учителя. У учителя всегда разговор скатывается к ученикам.

И. Киселева:

- Любое скопление учителей скатывается на педсовет.

А. Милкус:

- Хотелось бы поговорить про самих учителей. Для меня важный вопрос – традиции. Традиция – это 1 сентября и первая пятница октября. Несмотря, что Международный день учителя еще при Ельцине 5 октября ввели, но все равно люди привыкли, что пятница первой недели октября.

И. Киселева:

- По правилам даже суббота считалась, не пятница. В пятницу просто в школах, потому что пятидневка стала. Была 6-дневная неделя, и праздник приходился на первую субботу октября всегда.

М. Баченина:

- Я не понимаю, как можно День учителя делать в выходной день, зачем это? В мое время была такая возможность – прийти и день в день поздравить педагогов.

А. Милкус:

- Ну, потому что учились в субботу.

М. Баченина:

- Значит, надо перенести на пятницу.

И. Киселева:

- Ну вот, теперь перенесли на 5-е, где 5-е окажется, там и празднуем.

А. Милкус:

- Традиция была такая, 1 сентября и на День учителя приносим цветы. Сейчас всё чаще и чаще – «Дети вместо цветов». Как вы относитесь к такой новации, когда рекомендуется один букет от класса, а все остальное собрать на благотворительность или еще куда-то? В принципе это размывание такой важной, на мой взгляд, традиции.

И. Киселева:

- Это на самом деле очень сложная такая история. С одной стороны, мы хотим вроде бы сделать что-то доброе, но, мне кажется, на добро есть 364 дня в году. Мне кажется, традиция хорошая, но она чуть-чуть недоработана. Потому что в этой традиции принимают участие родители, это не дети. Мы просто учим родителей не забывать про тех людей, которым нужна помощь. А учителям просто приходится, мягко скажем, выкручиваться в этой ситуации. Во-первых, когда каждый приходил с букетом, мы могли поздравить не только себя, но и всех сотрудников школы, к которым не приходят дети, и мы могли предложить детям поздравить и уборщиц, и секретаря, и руководителя, весь персонал, которого здесь очень много. И они занимают достойное место среди нас, потому что даже убирать за детьми целый год очень сложно.

Я хочу сказать по собственному опыту. Мой ребенок 11 лет ходил с букетом, потому что он хотел принести букет своей учительнице. И я никогда не могла ему в этом, естественно, отказать. Здесь же важно то, что ребенку не просто дают в руки букет и говорят «иди». А особенно первоклассники. Они же идут, и это как бы часть их праздника. И, получается, у нас эту часть праздника просто отобрали. Да, школа поддерживает, мы поддерживаем, но родители не забывают про учителей, просто делают это как-то интересно, красиво. В прошлом году у нас, помимо одного большого букета, была огромная ваза подсолнухов, в этом году мы сияли в гортензиях. Мне кажется, можно эту историю перенести на любой другой день сентября, чтобы как-то вернуть традиции, которые были. Потому что, мне кажется, мы единственная страна, которая имеет эту традицию – 1 сентября устраивать праздник, День знаний. Очень мало стран, которые делают это. Во многих странах дети просто приходят, садятся за парты, и это просто обычный день, а у нас это праздник, и мы готовим мероприятия, классные часы, мы встречаем их после этих огромных каникул с эмоциями.

Е. Ощепкова:

- С радостью, с душевностью. Я вас поддержу. Мне очень нравится эта акция, но, мне кажется, как только она появилась, как-то все ею зажглись, а потом и родители, и дети говорили: мы хотим подарить цветы своему учителю. То есть каждый хочет, чтобы не просто так было: вот это букет учителя, а это сюда. Здесь же еще есть личный момент, когда ребенок идет с этими цветочками. Это же не просто цветы, это цветы, которые выбирали, условно говоря, наша Ирина Викторовна, она такая блондиночка, наверное, ей будет хорошо такая голубая или розовая гортензия, ей, наверное, понравится. Это же очень личный момент, и про него тоже не стоит забывать, это же не формальность.

А. Милкус:

- Есть школы, есть родители, которые даже вот этот праздник используют для продвижения себя: купить букет подороже. Причем так научить ребенка, чтобы учительница заметила, что именно ты от нашей семьи самый дорогой букет подарил.

М. Баченина:

- Я такого даже не знаю.

И. Киселева:

- Они все дарят цветы, и ты просто даже не помнишь, чей букет какой. Если у тебя потом нет фотографии, ты не посмотришь, с каким букетом сидел этот ребенок за партой.

А. Милкус:

- Это с одной стороны. Но я слышал на линейках, когда родители вот такую ярмарку тщеславия устраивали. И я понимал, что они в данном случае разрушают ребенка, подговаривая его: смотри, мы купили самый дорогой букет, ты должен принести первым учительнице и т.д. Как вот это подкрутить, я не знаю. Потому что это уже не ребенок, это такая история про родителей.

И. Киселева:

- Мне кажется, с родителями надо просто что-то делать совместное.

Е. Ощепкова:

- Вот этот фрагмент с букетом – это то, что вы увидели, а это, скорее всего, такой образ жизни семьи. И ничего ты с этим не сделаешь. Это люди, которые вот так живут, они тратят на это свои силы, свою энергию. Ну вот, они живут так. А включаться вам в эту игру или не включаться, решаете вы.

И. Киселева:

- Я бы просто делала побольше, знаете, не просветительских бесед для родителей, а устраивать семейные дни в школах. Очень часто мои классы выезжали, дети и родители вместе. У нас и учебный год начинался с семейной большой встречи, и заканчивался большой семейной встречей. Мы так всё хорошо знаем изнутри про школу, а родители не понимают, как здесь устроен процесс. Иногда надо провести день, может быть, с родителями за партой вместо детей или рядом с ребенком. И ребенок будет учить маму писать в тетради.

М. Баченина:

- Но родителей перестали пускать в школу. Раньше-то мы могли прийти, поговорить с учителем, а сейчас – только через классного руководителя. Мы в школу приходим два раза в год на родительские собрания. Нас отлучили от храма знаний. А когда мы туда могли прийти, это было продолжением… Я, например, не представляю, как сейчас выглядит столовая в школе у моего ребенка, я там не была. Я видела только раздевалку и коридор, где находится их кабинет, где находится классный руководитель.

И. Киселева:

- Поэтому мы и стараемся показывать. Слава богу, есть эти социальные сети, и ты там демонстрируешь то, как ты живешь в этом мире. Но у нас родители часто приходят.

Е. Ощепкова:

- У нас в школе есть такой проект, он называется «Назад в будущее», когда приходят родители будущих первоклассников, именно они садятся за парты, и учителя для них проводят уроки. Мы проводим такое два раза в год, и родители могут посмотреть, как устроена школа, какая столовая, какой коридор, какой учитель. Это проходит в субботу, как правило. И еще воспитатели дошкольных групп для маленьких детей организуют мастер-классы, чтобы родитель не просто ходил с ребенком по коридорам, а мог полноценно посмотреть, как устроена школа, и задать вопросы и директору, и зам. директора, и просто учителям, поговорить и все это посмотреть.

И. Киселева:

- Мне кажется, после ковида это все потерялось. До ковида были эти педагогические субботы с мастер-классами. Нам было, конечно, очень тяжело еще в субботу выходить, но, с другой стороны…

Е. Ощепкова:

- У нас до сих пор это очень популярно и пользуется большим спросом у родителей.

М. Баченина:

- Друзья мои, еще раз с Днем учителя! Спасибо вам огромное, что нашли в своем графике время и столь эмоционально, неформально поддержали нашу беседу о главном – о наших детях. Было очень интересно и приятно.

А. Милкус:

- Мы все, участники нашей программы, присоединяемся к большим, ярким поздравлениям с Днем учителям всем учителям нашей страны – педагогам, учителям школы, учителям дополнительного образования. Вы делаете великое дело, и мы вас любим и помним не только 5 октября, и очень благодарны вам всем за тяжелый, непростой, сложный труд, который вы выполняете каждый день, включая выходные.

И. Киселева:

- Спасибо огромное вам за приглашение. Мы очень рады были поучаствовать в этой беседе. Действительно, хочется поздравить всех учителей с праздником. Пусть у всех случится маленькое чудо.

Е. Ощепкова:

- Я желаю, чтобы у всех горели глаза и горели сердца.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.

➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru

➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru

➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru

➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp