Как организовать новогодние каникулы так, чтобы они запомнились и детям, и взрослым

М. Баченина:
- Здравствуйте, друзья! В эфире «Родительский вопрос». У микрофона Мария Баченина и Александр Милкус. Ну, а мы про Новый год, и это неудивительно, все ближе и ближе самый замечательный и любимый в народе праздник. Поэтому у нас в гостях тренер-консультант по педагогическому и ораторскому мастерству, сотрудник Университета просвещения, автор проекта нейропедагогических тренингов «Маску на себя», победитель конкурса «Учитель года-2015», заслуженный работник образования Московской области Мария Ахапкина. Здравствуйте, Мария.
М. Ахапкина:
- Добрый день.
М. Баченина:
- Во-первых, с наступающим вас.
М. Ахапкина:
- С наступающим!
М. Баченина:
- Я сегодня хотела бы построить нашу беседу не только про Новый год, но и про театральную педагогику. Наверное, начнем с нее. Знаете, много лет слышу о том, что в театральных кружках, в театральных студиях, театральных школах для подростков и детей творят просто чудеса. Ну, и я как мать всегда отталкиваюсь от собственного опыта, понимая, что я не одна. Я самая обычная мама самых обычных детей. Так вот, я подумала в этом сезоне: надо бы отдать своего старшенького, научится общаться, научится выступать. С чем столкнулась (как говорится, мечты и реальность)? С тем, что «я никогда в жизни не буду выступать на сцене перед людьми». «В смысле? Ты же у доски выступаешь». – «Это другое. Здесь я обязан». Потом, конечно, я поняла, что начала неправильно. Начинать надо было по-другому. Потому что стереотипы, они главенствуют: театр – значит, ты выступаешь. А какие-то другие вещи и необязательное выступление сразу с места в карьер, вот это я упустила. Давайте начнем с того, что дает театральная студия, театральная педагогика нашим детям.
М. Ахапкина:
- Замечательный вопрос. Знаете, она дает, наверное, самое главное. Если она, конечно, грамотно выстроена, и если люди это делают с любовью, то она дает ребенку раскрытие потенциала в той области, в которой он хочет. Я сейчас поясню. За 19 лет работы в театральной студии через меня, конечно, прошло большое количество детей с разными характерами, судьбами, темпераментами. Что дает театральная педагогика? Давайте с примеров начну. Была у нас ученица, которая не ходила в театр все 11 лет, до выпускного спектакля. А мы каждый год делали выпускной спектакль, в 12 ночи мы его показывали, давали премьеру, как бы этот экватор, переход из школьной жизни во взрослую, у нас была такая уникальная традиция. И вот она с нами готовилась к этому спектаклю и прожила какие-то невероятные для себя эмоции, сказала: господи, почему же я все 11 лет ходила мимо вашего театра? Ну, время ушло. Но за это время, где-то 2,5 недели подготовки, она проявила какую-то необычную для нас, учителей, активность.
А как мы с детьми готовили спектакли? Мы всегда с детьми обсуждаем сценарий. То есть мы не давим: вот вам готовый сценарий, и сейчас мы как режиссеры будем самовыражаться посредством вас. Ни в коем случае, вот это нехорошая история. А давайте-ка, ребята, сядем и поштурмуем, что мы можем придумать. И она активно в этом участвовала, высказывала свое мнение. А у нас принято мнения принимать. И спустя какое-то количество даже лет она написала мне большое письмо во ВКонтакте о том, что она сейчас – разработчик компьютерных игр, и что для нее вот эта возможность высказаться и получить принятие стало таким катализатором к тому, что когда-то после этого она поехала на большой конкурс, игру и начала смело высказывать свои идеи. Ее заметили и сказали: какие у тебя классные идеи, давай к нам в команду. И вот она сейчас разрабатывает игры компьютерные и счастливо живет. Это один такой момент.
Второй момент. Вообще для меня театр и самое главное, что в нем есть, это раскрепощение. Это возможность человеку поверить в свои творческие силы. Я начала с того, что если у ребенка нет ярко выраженных актерских способностей, он вроде с детства не проявляется, когда все время хочет на стульчик залезть и что-то почитать. Нет, он просто спокойно приходит в театр и говорит: я хочу попробовать. Я замечала, как эти дети расцветают на сцене, как они поначалу робко… Но здесь тоже важно, как руководители сопровождают ребенка. Не бросать его сразу одного: давай, как-то выплывать. Когда его бережно сопровождаешь, ребенок начинает потихонечку раскрываться. Наверное, смелость самовыражения – вот что самое важное, что дает театральная педагогика.
А. Милкус:
- Мария, существует все равно некий родительский барьер, родительская граница, что мой-то, он в Качаловых или Раневских не пойдет, и не нужно ему это. Почему-то есть линейное восприятие, что если ребенок увлекся театром, потом он пойдет заниматься всем этим делом с негарантированной зарплатой, актерствовать, еще что-то. Давайте попробуем объяснить, что театральная педагогика, так же как и моя любимая тема – медиаграмотность, это не значит, что театральная педагогика готовит актеров, режиссеров и т.д., так же как медиаграмотность не готовит журналистов, а готовит людей к жизни. И, может быть, даже тем, кто не собирается в театральный вуз и вообще не является внутренне творческим человеком, для них участие в таких театрально-концертных мероприятиях более важно, чем для ребят раскрепощенных, артистичных.
М. Ахапкина:
- Да. Я работаю в паре с нейробиологом, и она говорит о том, как музыка (а театр – синтетическое искусство, там и музыка присутствует, и вокал, и хореография), движение, пластика влияют на развитие наших когнитивных способностей. Элементарно даже умение отбить ритм. Говорят, что лучшие барабанщики – это математики. Есть такое мнение, причем оно проверено учеными, что те дети, которые хорошо держат ритм, у них, предположительно, хорошие математические способности. Ну, это что касается таких размышлений о мышлении, о том, что это просто элементарно развивает нашу голову.
Второй момент я уже обозначила, это смелость самовыражения. Я рассказала историю про девочку, которая сейчас создает компьютерные игрушки, она айтишник, но в свое время возможность в театре высказывать свои идеи помогла ей проявиться на одном крупном соревновании по компьютерным играм, высказать свои идеи и продвинуть свою игру. То есть она не занимается театром, она программист, но, тем не менее, эта смелость самовыражения сподвигает ее теперь быть просто смелее с точки зрения творческого самовыражения.
Третий момент. Ну, тут, наверное, самое главное, что напрашивается, это, конечно, речь во всех ее проявлениях, это грамотность речи. Потому что мы много работаем и над орфоэпическими нормами, куда ставить ударение, как правильно выражать свою мысль и точку зрения. Это и возможность легко, а главное, понятно изъясняться. И понятно с точки зрения артикуляционной, дикционной. То есть мы говорим четко, ясно, громко, понятно. Ну, не столько громко, сколько просто внятно. И эти навыки пригождаются нашим ученикам. Я могу перечислить, потому что мы все общаемся, у нас большая театральная студия. Эти навыки помогают, например, в защите кандидатской диссертации, когда человек выходит и очень красиво презентует свою научную работу. В защите проектов, стартапов, когда не боится человек презентовать свои идеи.
М. Баченина:
- Я добавлю. Коли речь зашла о театральной студии, и вы скромно умолчали ее название. «Дети до 16» она называется. Просто нужно сказать, с каким опытом человек сегодня выступает перед нами. Студии исполнилось 25 лет. Я не ошиблась?
М. Ахапкина:
- Ошиблись. Ей исполнилось 35 лет.
М. Баченина:
- Если мы все сейчас втроем и еще многомиллионная аудитория радиостанции «Комсомольская правда» понимаем, что дает театр… Мне нравится, сейчас есть кружки зрителей театра, то есть люди, которые хотят смотреть. Но сейчас не об этом речь. А как убедить подростка, который говорит: «Ладно, всё», - и захлопывает дверь перед твоим носом, что ему это надо? Или есть какие-то маркеры, когда не надо трогать? Что нужно сказать?
М. Ахапкина:
- Вопрос сложный, конечно. Потому что, во-первых, каждый ребенок индивидуален, и тут надо смотреть. Но я вообще не люблю убеждать, мне кажется, это, что называется, в пользу бедных. Классно, когда мы вовлекаем в какую-то деятельность. Здорово, когда в семье, например, есть традиция на Новый год, допустим… Вот скоро Новый год. У моей подруги, которая тоже прошла через наш театр, в детстве была такая традиция, что они с сестрами показывали маленькие домашние спектакли родителям. Из этих маленьких домашних спектаклей выросло желание попробовать себя в чем-то большем.
Например, у меня в школе тоже была такая история. Вот видишь, талантливый ребенок, понимаешь, что он классно сыграл бы отличную роль, сейчас она есть для него. Что делали? Не убеждали. Приглашали иногда даже не в театр, а помочь театру. Например: «Слушай, ты классно рисуешь. Нам так надо сделать декорацию. Можно тебя попросить, нарисуй эскиз просто». Ребенок начинает рисовать. Потом он приходит к вам на репетицию, он остается, он сидит, смотрит. Ну и, таким образом, потихоньку рисует-рисует, а потом вдруг кто-то заболевает, и ты ему говоришь: «Слушай, может, попробуешь себя на сцене?» То есть это такой хитрый ход, с одной стороны. Мне кажется, можно попробовать себя в этом. Почему нет?
А. Милкус:
- А с какого возраста стоит привлекать детей в такое творчество, в занятия каким-то искусством? У меня есть знакомая, которая 4-летнего сына притащила на виолончель, он был примерно ростом с эту виолончель. Все подивились, странно как-то, а мальчик в 14-15 лет получал премии на музыкальных фестивалях.
М. Ахапкина:
- Тут главное, чтобы этому мальчику это действительно нравилось.
А. Милкус:
- Ну, если ты 10 лет пилишь виолончель, то уже у тебя выбора нет.
М. Ахапкина:
- Если не нравится, надо полюбить то, что делаешь. Мне кажется, здесь ограничений, наверное, нет. Есть такие дети, которые в 3-4 годика уже стремятся как-то себя выразить. Я бы посоветовала просто давать ребенку как можно больше пробовать. Вот за что я благодарна, например, собственной маме, - за то, что я прошла практически все кружки, которые были в нашем городе. Я ходила на вязание, на керамику, на рисование. И в 10 классе я дошла до театральной студии – и всё, вот этот мэтч, коннект случился, мы полюбили друг друга – я и театр. Но до этого я ходила в художественную школу, я ходила в музыкальную школу, я играла на скрипке. В какой-то момент говорю: всё, не могу больше, не хочу ходить. Мама говорит: хорошо, иди, пробуй себя, главное, будь чем-то занята. Мне кажется, здесь надо просто много чего попробовать, и в какой-то момент это может случиться. Я против того, чтобы заставлять ребенка заканчивать. Если совсем не идет, мне кажется, это такое насилие немножко.
М. Баченина:
- Я не про насилия, а про то, что я – человек, который видит, как это помогает, видит реакцию человека на выступления других детей. Потому что удалось один раз в жизни побывать в «Класс-центре» на спектакле. Это было такое: «А что, так можно?» Но это не породило, как у Анны Павловой, в Большом театре в детстве: «Мама, я тоже так хочу». Мне кажется, что очень важно донести, что это просто компания, здесь есть занятия, они интересные, что никто тебя не будет заставлять выходить на сцену и читать стишки перед большим залом. Еще раз возвращаюсь к моему мнению, что стереотипы, они губительны порой. А дети, они не пытаются разобраться, им некогда. Очень хочется услышать какую-то хитрость. У меня нет знакомых театральных режиссеров, кроме вас. Как я его приведу? «Пойдем, сходим к тете Маше на спектакль». – «Ну, пошли». У меня такого нет, и у многих тоже нет. Или вообще оставить эту идею в покое?
М. Ахапкина:
- Да нет, не стоит ее оставлять в покое. Сейчас у меня такая мысль родилась, ну, она в принципе со мной всегда. Может быть, попробовать, посмотреть, что ребенку интересно. Я не зря выше сказала, что это синтетическое искусство, значит, в нем очень много всего – психология, дизайн, художественное какое-то самовыражение, вокал. Может быть, у ребенка к чему-то одному из этого есть тяга. И попробовать через его туда привести, сказать, что тебе нравится, например, психология или ты хочешь быть психологом, попробуй себя. Потому что психологи работают с артистами, когда они ищут образ, зерно роли и т.д. Может быть, что-то в этом роде попробовать. То есть посмотреть, что ребенку интересно. Слушайте, даже если он не пойдет в театр, можно же некий уровень насмотренности приобрести, просто начать чаще ходить (если, конечно, ребенок пойдет).
Вот тут Александр задал вопрос про то, с какого возраста. Чем раньше, наверное, эта культура посещения театра сформируется, тем легче будет с ребенком говорить.
М. Баченина:
- У нас волшебный детский сад у младшего, и регулярно, по два раза в месяц, к нам приезжают театральные постановки. Ну, это, конечно, не что-то грандиозное, но что-то безумно милое. Я вижу, как реагируют дети, потому что видео присылают воспитатели. Это очень классно. А вот это работает, когда не ты в театр приводишь, а театр приходит к тебе в детский сад?
М. Ахапкина:
- Мне кажется, это очень хорошо работает. По поводу театра. Даже если мы с вами убедили ребенка, зашли через его интересы, какую-то хитрость использовали. Очень важно еще, какой театральный руководитель, какой театр. Потому что бывают же абсолютно разные театры. И тут важно, чтобы в театре самом очень бережно к ребенку относились.
Кстати, скажу вам интересную вещь, которая меня в свое время удивила. У нас в городе был еще один театр, и там был достаточно жесткий руководитель. И я спросила как-то у одного своего ученика: «А почему ты туда не ходишь? Ну, потому что там твои друзья». Он говорит: «Вы знаете, а я не терплю, когда на меня так кричат». Вот это новое поколение детей, к которым, наверное, такой старый подход… Кто-то мне недавно из педагогов сказал, что хореографы любят, что чем жестче, тем качественнее результат, чем ты больше на ребенка давишь, выжимаешь буквально из него эту творческую составляющую… Вот современные дети как-то не про это.
А. Милкус:
- Знаете, я бы еще вот что прокомментировал. Мария говорит про то, что сходите с ребенком в театр. Я все время нахожусь на стороне наших слушателей и зрителей программы. У нас много нашей аудитории в небольших поселках, городках, где никакого театра нет. И ехать куда-нибудь в Театр юного зрителя за 300-400 километров никто не будет.
Маша, вы меня поправьте, если я ошибаюсь, но, насколько я помню, года 4 назад Министерство просвещения очень сильно рекомендовало в школах открыть театральные студии. И так как министерство рекомендовало, а у нас рекомендации воспринимаются как указание к действию, практически во всех школах, так или иначе, может быть, даже формально, но театральные студии есть. И если вы (я обращаюсь сейчас к родителям, бабушкам и дедушкам) хотите развивать ребенка, то первая ступенька – такой школьный театр. Если даже вам кажется, что руководитель или человек, на которого это всё навесили, не очень компетентный, попробуйте сами. Может быть, как раз есть смысл раскрываться не только детям, но и родителям. Ну, придите, попробуйте поставить какую-нибудь постановку, попробуйте записать радиоспектакль. Попробуйте вместе с детьми что-то потворить. Тем более, сейчас все двери для этого открыты в школах, и вы можете сказать: я хочу вместе с вами поработать в школьном театре, в школьной театральной студии и т.д. Проявите себя. Потому что через эту историю можно не только ребенка развивать, но и взрослого, по крайней мере, оторвать на какое-то время от социальных сетей и смартфона, что тоже хорошо. Это первое.
Второе. Очень важная история. Мы же все жизнь воспринимаем через собственный опыт. Я прекрасно понимаю и отдаю себе отчет, и чем старше я становлюсь, чем больше, если бы в моей жизни не было с 7-8 класса школьного театра «Юность», то жизнь моя пошла бы совершенно по другому пути. Я не стал театральным человеком, я не включился в гонку, кто поступит в Щукинское училище. Но что у нас произошло у многих ребят? Мы стали лучше понимать русский язык, родную речь, особенности произношения, особенности образов и т.д., то, что, в общем-то, на уроках литературы не очень получается, потому что там надо пройти материал. А вот почувствовать, что ты говоришь, как ты говоришь, с какой интонацией, как тебя воспринимают, это тоже важно для человека. И, конечно, мир стихов мне открыли в этом нашем театре, мир поэзии. Может я ошибаюсь, но мне кажется, что на уроках литературы мы больше зациклены на великих произведениях, а стихи так заучиваем, чтобы знали правильные. Это первое.
И второе. Мария уже говорила, и я бы еще раз подчеркнул очень важную вещь - музыка. Музыка для ребенка, чем раньше он ее слышит, чем раньше он ее понимает на том уровне, на котором он развивается, тем больше у него есть шанс стать полноценным и очень интересным человеком. Я недавно слушал лекцию Татьяны Владимировны Черниговской (это известный нейролингвист). Она рассказывала как раз очень интересные вещи про то, как дети в утробе матери или в первые полгода жизни реагируют на музыку, и как это все влияет на развитие человека. Я думаю, что симбиоз языка и музыки, который дает именно театральная история, это то, что потом может конвертироваться в успешность человека вообще в жизни.
М. Ахапкина:
- Коллеги, мне понравилась ваша идея про то, чтобы вспомнить, что лично нам дал театр. Я ведь тоже когда-то пришла в театр ученицей. Я хотела бы отметить одну очень интересную вещь – воспитание патриотизма, как это ни странно, неожиданно, на первый взгляд, может быть, прозвучит. Я столкнулась с военной поэзией именно в школьном театре. И то, как мы разбирали эти стихи, как мы проживали их, как мы их пропускали через себя, было просто потрясающе. Сколько песен мы, знаете, не выучили, а прожили. Вот это проживание военное музыки, военных песен, военных стихов, каких-то произведений литературных сформировало у меня какое-то такое глубокое чувство и понимание. Для меня праздник 9 мая действительно особый праздник. И это я сейчас говорю не ради того, чтобы сказать, как все говорят, что это особый праздник, а это действительно очень тонко и глубоко в меня попало. Поэтому здесь еще есть формирование каких-то гражданских моментов.
Еще хочу сказать по поводу понимания поэзии. Дело в том, что есть очень важный аспект в театральной педагогике. Мы же разбираем любое произведение, мы смотрим, что внутри, что хотел сказать этот герой, от пластики до того, почему он сгорблен, как он стоит, как он двигается, как он проявляет себя пластически, до того, что он в этот момент чувствует и как ему говорить. Мне кажется, это еще помогает детям в чем-то лучше понимать себя.
А. Милкус:
- Наша программа выходит в канун Нового года. Мария, вы уже говорили про девочек, которые устраивали спектакли небольшие под елкой. Вот родители действительно захотели сделать праздник и решили выступить, может быть, вместе с детьми, может быть, детям поставить какую-нибудь небольшую постановку, когда все детки соберутся, может быть, дома у кого-то или в каком-то кафе. Во-первых, где взять материал, что ставить? Что, «Красную Шапочку» опять? Что бы вы посоветовали, с чего начинать?
М. Ахапкина:
- Честно скажу, мы всегда сами писали новогодние сказки. Ну, взять что-то и поставить можно. Можно хоть «Колобка» взять. Другой вопрос, что его можно как-то интересно осовременить. Или взять каких-то других героев, подобрать героев, например, из игр, в которые играют современные дети. Ну, всегда в любой сказке обязательно есть какое-то усложнение, ну, что-то похищают. Часто в утренниках похищают Новый год. Вот можно придумать, что мы вместе ищем какое-то новогоднее чудо, какое-то сокровище. Что-то куда-то спрятать, сделать дома квест с поисками этого новогоднего чуда, например. Мы так делали, кстати, с моей крестницей.
Еще я думаю, что можно совместно сделать что-то руками, например, дизайн квартиры. Может не хватить времени просто поставить какую-то постановку, что-то такое сделать. Очень интересно можно использовать цитрусовые. Вот мы делали однажды с ребятами разных снеговиков из апельсинов, мандаринов и т.д. Посмотрите на дизайн помещения, как его можно изменить. Можно сделать какой-нибудь новогодний плей-лист совместный, под который уже украшать квартиру или украшать елочку, например. Можно сделать разнообразные елочки. Если родители – химики, это может быть елочка из разных элементов. Можно просто сделать елочку из галстуков и сделать ее на стене. Ну, много чего мы пробовали.
По поводу материалов. Мне довольно сложно сказать, куда конкретно сходить. Очень много сценариев в интернете, но они далеко не все качественные. Поэтому можно или взять классику, или допридумывать ее вместе с детьми.
М. Баченина:
- А мне очень понравилась идея снять новогодний фильм про семью. Я вот сижу и думаю: господи, как же мне это сделать-то? Это же сценарий надо написать, а не просто с телефоном бегать за этими полураздетыми дикарями.
М. Ахапкина:
- Есть же что-то такое вроде документалистики. Просто наше новогоднее утро, наш новогодний день, наш новогодний вечер. Знаете, мы очень часто слишком заморачиваемся на какие-то глубокие сценарии и т.д. Хотя бы просто сделайте опрос друзей и самих себя. Придумайте три вопроса. Сядьте вечером за чаем с детьми и скажите: «Давайте придумаем три вопроса, которые мы зададим нашим друзьям, или попросим их прислать нам маленький видеофгарментик с ответом на этот вопрос». И потом в телефоне любой подросток это смонтирует.
М. Баченина:
- Мне снова хочется вернуться в театральную педагогику. Потому что был момент, о котором вы, Мария, упомянули, но мы его как-то не раскрыли. Вы уже несколько раз заметили одну вещь. Что важно, какой театральный педагог, важно, какая театральная студия. А как выбрать, как не ошибиться? Прийти и поговорить? Знаете, я по себе сужу. Я обладаю, мне кажется, такими навыками, я понравиться могу практически любому. Ну, потому что я – журналист, это мой навык, и я понимаю, как себя вести, потому что я взрослая социализированная женщина. Расскажите нам, на что нужно обратить внимание?
М. Ахапкина:
- Вообще-то, можно попроситься на первую репетицию. У нас всегда родители приходили с детьми и сидели на репетициях, смотрели, подойдет или не подойдет такой формат ребенку. Если вас не пускают на репетицию, с одной стороны, можно уважать пространство режиссера, с другой стороны, я бы такой маленький флажочек уже поставила. Ну, что же там такое за закрытыми дверями происходит, на что нельзя посмотреть?
Еще момент. Надо разговаривать с ребенком. Хорошо бы с ним поговорить и спросить: как у тебя впечатления? Просто порасспрашивать его после репетиции. Поговорите, что конкретно понравилось: «А что ты сегодня делал? Вы выходили на сцену? Может быть, были какие-то музыкальные фрагменты? А какие ребята? А нет ли конкуренции между детьми?» Если ребенок продолжает ходить, надо узнать еще момент, нет ли конкуренции между самими театралами. Потому что у нас всегда это был пунктик. Мы с моей коллегой-режиссером всегда отслеживали, чтобы у нас не было никакого буллинга, не дай бог, или чего-то такого. Потому что идет распределение ролей, начинается: а почему мне не дали? Мы старались всех детей задействовать, всем говорить, что они замечательные, вот тебе эта роль, тебе – эта, ты еще у нас и художник и т.д. Посмотрите на это, чтобы ребенок в этом театре, не дай бог, не приобрел комплекс вместо раскрытия творческого потенциала.
М. Баченина:
- Я мониторила, и получается, что в некоторые театры принимают просто так (ну, по возрасту, естественно), а в некоторые надо поступать. Я к этому отношусь с уважением, если это, допустим, какая-то студия при Малом театре.
М. Ахапкина:
- Я думаю, что есть большая разница между тем, на что мы рассчитываем. Если мы действительно планируем актерскую карьеру, то нужен экзамен, и нужно идти в какую-то очень серьезную студию, где, возможно, будет и достаточно жесткий подход, но из тебя будут вытаскивать весь твой потенциал, весь твой талант. Если же мы понимаем, что, как вы говорили о своем сыне, он вроде в актерскую карьеру не устремлен, не хочет, не жаждет совсем, то, может быть, ему действительно нужна студия, в которой не будет отбора. Потому что, если ребенок и так не настроен, то зачем ему отбор? Он просто не будет к этому готовиться.
Знаете, качество театра не всегда зависит от того, есть туда отбор или нет. Может зависеть, а может и не зависеть. Мы брали всех детей, потому что мы были школьным театром, мы не могли сказать «нет». Безусловно, дальше будет распределение ролей. И вот там, конечно, может случиться, что ребенку по первости какой-то большой роли не дадут. Кстати, это тоже умение, которое формирует театр, - проживать, переживать это, как-то справляться с этим. Но обычно хорошо, когда помогают все-таки режиссеры, когда у ребенка есть место в любом творческом продукте.
А. Милкус:
- А как включать в такой процесс родителей? Мне кажется, что роль родителей в любом случае очень важна. Я сейчас говорю не о театральной жизни, а роли в жизни.
М. Ахапкина:
- Подключать родителей можно от самого банального – помощи в реквизитно-костюмном таком деле, когда мы все вместе что-то придумываем, находим материалы. Я вам честно скажу, был даже забавный случай, когда нам нужно было очень много коробок. И вот мы с родителями вместе ходили. Ну, где мусор выставляется, мы ходили по всему городу и искали эти коробки. Это было очень забавное приключение. И потом мы вместе пили чай. То есть можно присоединиться к помощи вот такой, реквизиторской. Можно участвовать в написании сценария, если, конечно, режиссеры на это пойдут.
Кстати, в театре есть отмечание каких-то праздников, того же Нового года, Дня театра. И родитель может прийти и сказать: «Знаете, я хочу провести какой-нибудь квест с ребятами, поможете мне? Я тоже хочу к вам присоединиться, у меня есть идея, как провести какую-то викторину с ребятами про театр, допустим». Ну, сейчас я фантазирую, понятно. Еще у нас родители играли на сцене. У нас были родители, которые очень хотели играть, и мы их включали. Иногда мы писали для них, иногда они приходили с идеями, они писали. Мои классы, которые я выпускали, мы с родителями собирались и репетировали даже какие-то такие моменты, когда они свою речь говорили детям на выпускном. Главное – обращайтесь, дорогие родители. Обращайтесь к руководителям, если у вас есть идея. Тут и родитель может быть очень творческим и талантливым и бояться проявиться.
А. Милкус:
- Знаете, буквально недавно один мой приятель, очень серьезный человек, он всегда ходит в «тройке», с галстуком, директор большой школы, признался, что, оказывается, год назад он записался в театральную студию для взрослых, получает совершенно новый опыт. Он про свою школу так не рассказывает залихватски и увлекательно, как про то, что они там делают с какими-то очень взрослыми людьми, ставят какие-то спектакли, общаются. Он говорит: «Я думал, что у меня большой опыт коммуникации. Нет, мне раскрылись новые тайны коммуникации между людьми, выстраивания взаимоотношений, я стал лучше эмоционально общаться с людьми, то есть отдавать и принимать эмоции. Мне казалось всегда, что директор должен быть такой строгий, застегнутый на все пуговицы». Я говорю: «Да не может быть. У тебя времени нет, у тебя школа». – «Ночью. В 11 часов мы собираемся».
М. Баченина:
- Я тоже хочу поделиться предновогодними чудесами. Мы каждый раз себе говорим: ну, когда я буду этим заниматься, ночью, что ли? Мне просто хочется и в вокал вернуться, и в театр вернуться, потому что у меня тоже Курский театр юного зрителя «Ровесник», который, кстати, известен на всю Россию. Но дело не в этом. Я решила брать уроки фортепиано. Ребята, я позанималась минут 20. Вы не представляете, я как на крыльях летала. Сейчас же огромное количество самоучителей в интернете, видео. Прикоснуться к этому чуду, которое ты откладываешь на завтра, буквально на 15 минут – это творит, конечно, большие вещи.
М. Ахапкина:
- Самое главное, что дети будут смотреть на вас. Это же такой пример, когда в семье есть человек, который занимается творчество.
М. Баченина:
- Правда, это важно, что родители находят время чем-то заниматься. Давайте подведем небольшой знаменатель. Что у нас вышло? Новогодний фильм с участием друзей, которые могут дистанционно присылать ответы на ваши какие-то новогодние или другие вопросы (какие, решите вы). Или снять какую-то документалку – наше новогоднее утро, наш новогодний день, наш новогодний вечер. Причем, если ваши не любят сниматься, как и мои, я применяю элементы тайной слежки и местами шантажа. Срабатывает. Главное, это делать легко, с толикой манипуляции (я шучу, конечно). Ну и, конечно же, мне очень понравились советы Марии Ахапкиной о том, как нужно присматриваться к театральным студиям. Пойдите, поговорите, придите на первую репетицию, поспрашивайте ребенка о том, как было, как распределяются роли, какие тебе дают там задания. Важно обращать на это внимание. Ну, и то, с чего мы начали, что дает театральное мастерство. Это не только умение играть на сцене, выступать, а раскрытие практически во всех аспектах и областях профессионализма, возможностей презентации, самопрезентации. Что я упустила, коллеги?
А. Милкус:
- Я бы добавил такую вещь. Всегда не хватает времени на семью. Наверное, один из немногих периодов в нашей жизни, когда ты находишься вместе с детьми, в семье достаточно продолжительное время. Есть возможность попробовать действительно потворить что-то, подурачиться, придумать какой-то спектакль, постановку, розыгрыш, квест. Мне очень нравится идея Марии – подизайнерить что-нибудь, переставить мебель, елку так украсить, что никогда раньше она так одета не была. И это, по-моему, запомнится и взрослым, и детям.
М. Ахапкина:
- Я от себя добавлю, что это хорошо бы делать вместе – украшать вместе, дизайнерить вместе и т.д.
М. Баченина:
- Спасибо вам огромное. С наступающим вас, Мария, и всех наших слушателей!
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски нашего подкаста для родителей и слушайте, когда удобно.
➤ Слушать прямой эфир: https://radiokp.ru
➤ Читать эксклюзивные новости: https://www.kp.ru
➤ Подписаться на наш телеграм: https://t.me/truekpru
➤ Самое интересное из эфира: https://t.me/radiokp