Невеселые итоги веселого праздника. Статистика аварийности за новогодние каникулы

Россия беz ДТП
Антон Челышев подводит вместе с экспертами итоги новогодних праздников

А. Челышев:

- «Комсомольская правда», прямой эфир, Антон Челышев, Вадим Мельников. Продолжаем наш проект, посвященный ситуации на дорогах России. Сегодня будем подводить итоги новогодних каникул. «Невеселые итоги веселого праздника» - именно так обозначена наша тема, статистика аварийности во время новогодних каникул. Тема очень важная, и мы, по-моему, в предыдущие годы ни разу так пристально к этой теме не присматривались. Сегодня мы, наконец, это сделаем.

Я хотел бы представить наших уважаемых гостей. Заместитель начальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин и психолог Ксения Левина. Вопрос сразу нашим радиослушателям. Чем лично вам новогодние дороги запомнились? Неважно, вы были пассажиром по большей части во время новогодних каникул, водителем, пешеходом.

Начнем мы со статистики текущей. За неделю, с 12 по 18 января, на дорогах России, по оперативным данным, произошла 1381 автоавария, в которых погибли 184 и получили травмы 1725 человек. В числе этих погибших 37 пешеходов, в числе пострадавших 483 пешехода, в том числе два ребенка-пешехода, если мы говорим о погибших. Крайне актуальной остается проблема управления автомобилем в состоянии опьянения. За минувшие 7 дней зафиксировано 38 ДТП с участием пьяных водителей или отказавшихся от медицинского освидетельствования водителей. Жертв в этих ДТП, к счастью, не было. По-моему, это вообще первый случай, когда мы произносим эту фразу в нашей оперативной хронике – не было жертв в «пьяных» ДТП. Травмы получили 58 человек. Если говорить о детях, то 156 ДТП с участием детей произошло, в результате которых 8 детей погибли, еще 166 получили ранения.

Давайте перейдем к обсуждению. Олег Евгеньевич, наверное, попросим вас для начала статистику аварийности в новогодние каникулы представить – кто, что, сколько, в каких количествах?

В. Мельников:

- Я думаю, здесь самый главный вопрос – отличалась ли статистика этого новогоднего периода от предыдущих периодов? Потому что мне кажется, что здесь главное – сравнение.

О. Понарьин:

- Ну, год действительно начался очень сложно. Достаточно сказать, что за 2 и 3 января этого года более 80 участников дорожного движения погибли. За всю праздничную неделю произошло более 1700 ДТП, в которых 2,5 тыс. участников движения ранено и практически 300 человек получили смертельные ранения. В этой связи я бы хотел отменить особо опасные виды ДТП. Это столкновения. Из них большую часть занимали встречные столкновения, а также наезды на пешеходов и наезды на стоящие транспортные средства. Основные правонарушения, которые способствовали этим ДТП, это, конечно же, неправильный выбор скорости либо превышение установленной скорости, а также нарушение правил перехода проезжей части и непредоставление преимущественного перехода пешеходам при пересечении пешеходных переходов.

В. Мельников:

- Олег Евгеньевич, здесь напрашивается вопрос. Неужели люди в очередной раз расслабились и не внемлют тем активностям, которые делает Госавтоинспекция ежегодно? В этом году произошел какой-то дополнительный всплеск или, к сожалению, это некое сезонное явление, с которым, конечно, нужно продолжать бороться?

О. Понарьин:

- Это, к сожалению, сезонное явление. Цифры очень схожи с цифрами прошлого года. Но нас это ни в коем случае не может удовлетворять, поскольку национальная цель поставлена, и мы четко ориентированы на снижение смертности в ДТП. Поэтому мы рассчитывали, что и граждане проникнутся этой идеей. К сожалению, наверное, праздничная эйфория захватила многих, и получилось то, что получилось.

А. Челышев:

- Я хотел бы Ксении вопрос задать. Невозможно, мне кажется, отделять поведение человека за рулем от поведения человека вообще. Поэтому, наверное, будет правильно спросить, как в принципе меняется поведение человека во время таких длительных каникул, учитывая то, как мы относимся к Новому году, что для нас Новый год, прощание со старой жизнью, начало новой жизни, вера в то, что эта новая жизнь будет лучше и т.д. Как мы психологически меняемся?

К. Левина:

- Ну, давайте все-таки посмотрим, как у нас праздники проходят. Это же не 1-2 дня, это практически больше недели выходит. Для многих это полноценный отпуск. Как мы входим обычно в отпуск? С такими большими надеждами, что мы сейчас максимально расслабимся. Но получается так, что способ расслабления часто выбирается исключительно в виде только алкоголя, например. Люди мало обращаются к другим способам справляться, совладать, отдыхать ментально или физически. И, возможно, это тоже повлияло на определенную статистику аварийности.

А. Челышев:

- Неужели все в алкоголь упирается?

В. Мельников:

- Я, смотря какие-то отчеты за посленовогодний период, смотрю, что безумно вырос туризм, люди катаются на лыжах, еще что-то, кто-то уезжает и, наверное, вообще с машиной не соприкасается. Для меня удивительно то, что в этот достаточно небольшой период, когда действительно можно отказаться от транспорта полностью, люди совершают эти трагические поступки. Ксения, может быть, вы нам какую-то подсказку дадите, на что нужно делать акцент? Потому что действительно это какая-то странная ситуация. Вроде как можешь отдохнуть, забыть про все, включая транспорт, а в итоге такие цифры.

К. Левина:

- Давайте так. Когда мы входим в этот отпуск, какой у нас багаж за плечами? Не стоит исключать того, что вообще происходит в обществе. Это общая стрессированность для организма, для человека в частности и для общества в целом. И получается, что сейчас у нас по статистике возросли тревожно-депрессивные расстройства, эмоциональное выгорание. Декабрь часто у многих сопряжен с большим количеством переработок, потому что люди закрывают различные долги и т.д. И получается, что 31 декабря человек приходит, вроде выдыхает, но при этом какая-то критичность тоже уходит. Поэтому, собственно, и выходит то, что получаем в результате.

А. Челышев:

- То есть мы перестаём адекватно воспринимать реальность, так, что ли, получается?

К. Левина:

- Отчасти.

А. Челышев:

- Во всех смыслах расслабляемся, не только в плане того, что больше себе позволяем.

К. Левина:

- Я бы сделала акцент на том, как именно расслабляются люди. Алкоголь в том числе. Здесь упомянули и про спорт, и про лыжи. Но, увы, не все воспользовались этой возможностью.

В. Мельников:

- Олег Евгеньевич, здесь такой вопрос напрашивается. У нас все регионы, плюс-минус, одинаково вошли в этот год или все-таки есть регионы, где этот вопрос переориентации на такой правильный отдых, и отсутствие каких-то трагичных последствий использования автомобиля существует? Может быть, стоит посмотреть какие-то примеры региональные?

О. Понарьин:

- Конечно, регион от региона отличается. Есть рисковые регионы, есть успешные регионы. В качестве отрицательного примера, конечно, мне вспоминается ДТП, которое было совершено 2 января в Кемеровской области, недалеко от областного центра. В одном ДТП погибло 5 человек. Несмотря на пропагандистские усилия, оперативные меры, которые приняла Госавтоинспекция к неповторению подобных случаев, еще один такой же случай там же, в Кемерово, тоже недалеко от областного центра, грохнул буквально 14 января. И тоже 5 трупов. Ситуации в принципе схожи. Семья либо компания друзей на одном автомобиле, неправильный выбор скорости, а в другом случае откровенное нарушение правил обгона, встречное столкновение – и вот, необратимые последствия.

В. Мельников:

- Если говорить про алкоголь, насколько эта проблема встала сильно в этот период? Или все-таки люди понимают, что есть и похмельная проблема, и вообще управлять в состоянии алкогольного опьянения нельзя?

О. Понарьин:

- Антон сейчас озвучил цифры за последнюю неделю. Было 38 «пьяных» ДТП так называемых. Вот с 1-го по 8-е «пьяных» ДТП было 120. Ну, делайте вывод сами.

А. Челышев:

- В три раза больше. Я полагаю, что и жертвы были, естественно. А тут у нас ни одной жертвы нет, это впервые чуть ли не за год, а может, и за гораздо большее время.

О. Понарьин:

- Совершенно верно.

А. Челышев:

- Олег Евгеньевич, давайте чуть подробнее, может быть, посмотрим на детей, на несовершеннолетних пешеходов, пассажиров и водителей даже – как для них закончились новогодние каникулы?

О. Понарьин:

- Вы знаете, тоже очень специфичная статистика. За этот период – первую неделю нового года – 277 ДТП произошло с участием детей, но при этом надо учесть, что в 90% случаев дети находились в качестве пассажиров. И только малое число в качестве пешеходов. То есть, прежде всего, мы должны говорить опять же о поведении взрослых. Что приводит к тому, что их поведение не меняется даже в том случае, если у них в салоне оказывается малолетний пассажир? Безусловно, нас это очень беспокоит, мы стараемся проводить целенаправленные и кампании, и пропагандистские мероприятия, чтобы убедить взрослых, как минимум, снижать скорость, как минимум, воздержаться от обгонов транспортных средств, особенно на внегородских участках, для того, чтобы уберечь жизни малолетних наших участников дорожного движения. Вот почему пока не приводит это к зримым результатам, очень хорошо, если нам вот психолог поможет…

А. Челышев:

- Да, давайте. Мы вот остановились на теме хронического стресса, в котором мы пребываем, в конце года, наверное, в особенности, а как вообще в принципе стресс, в том числе, хронический стресс, влияет на поведение человека вообще и на поведение человека за рулем, в частности?

В. Мельников:

- Антон, я бы еще попросил добавить такой вопрос. Вот Олег Евгеньевич отметил, что родители почему-то не меняют свое поведение, когда у них находится пассажир-ребенок в автомобиле, и вот это тоже добавить как второй вопрос – все-таки, что нужно сделать, чтобы этот момент донести до родителя, что нужно действительно менять свою модель поведения и улучшать ее в десятки раз, когда у тебя с собой ребенок?

К. Левина:

- Давайте я начну со второго вопроса. Мы предполагаем, это наша такая гипотеза, что, когда человек не заботится о своем ребенке, скорее всего, у него сложности с простраиванием какой-то логической цепочки, что за чем может прийти. Недальновидность. А недальновидность как раз один из симптомов хронического стресса. То есть, человек не способен анализировать на несколько шагов вперед. И если возвращаясь к вашему вопросу, про хронический стресс, вообще как понимать, что мы находимся в стрессе, там есть определенная симптоматика. И исходя из этого, просто часто люди не понимают, что они стрессуют. Кажется, живу – и все нормально. Потому что часто хронический стресс это вот можно использовать такую своеобразную метафору, когда человек наступил пяткой на гвоздь, он продолжает с ним ходить, да. Он привыкает к этому состоянию. То же самое хронический стресс – мы привыкаем к нему. Так вот, как влияет на наши особенности… мы говорим про симптоматику… когнитивная особенность. У нас сужается восприятие, собственно, то самое тоннельное зрение – мы не видим по бокам и у нас естественным образом ухудшается память, внимание и это в свою очередь будет влиять на наше вождение. В принципе, хронический стресс он сродни алкогольному опьянению и, естественно, это будет хуже сказываться на скорости реакции, на том, как вообще мы будем воспринимать дорожную ситуацию.

А. Челышев:

- Получается, такой мощный отвлекающий фактор, о котором мы говорили, когда два года назад Госавтоинспекция проводила федеральную социальную кампанию, посвященную проблему отвлечения внимания и стресс был одним из мощных факторов когнитивного отвлечения…

К. Левина:

- Совершенно верно.

В. Мельников:

- Кстати, а как распознать тот самый гвоздь в пятке обычному человеку, чтобы измениться? Я просто пытаюсь найти некое решение. Потому что нам в любом случае с этой проблемой бороться. Госавтоинспекция должна побороть эту проблему. Вот как сделать так, чтобы человек мог сактуализировать, что он находится в этом состоянии, как ему подсказать про это, чтобы он изменился и, собственно, не допускал тех самых проблем, о которых мы говорили вначале?

К. Левина:

- Когда мы говорим про хронический стресс, здесь, как минимум, нужно понимать, по каким симптомом мы можем диагностировать у себя наличие этого хронического стресса. Там есть четыре группы симптомов. Это эмоциональный, когнитивный, поведенческий и наш социальный, да. Я могу сейчас кратенько перечислить, чтобы понимать, да, то есть, когда мы говорим про эмоциональный, это часто такое – раздражительность, дисфория в плане состояния. В плане поведенческих вещей человек часто ерзает, ему сложно сконцентрироваться на чем-либо… Когнитивный – это нарушение внимания, памяти и восприятия, фокусировки. Физические наши симптомы – это про то, что мы часто напряжены, что можно заметить по напряженной челюсти, по напряжению в спине, и часто это переходит даже на психосоматику, то есть, какие-то ощущения в теле, иногда вот люди годами ходят, пытаются выявить причины, а на самом деле все дело в стрессе и в нервах. И исходя из этого, когда ты уже понимаешь, что у тебя есть стресс, ты дальше принимаешь шаги по совладанию. Вот я, кстати, принципиально не использую слово «борьба со стрессом». Потому что мы не боремся с самим собой. Мы пытаемся совладать, быть в ладу со своей реакцией. И здесь очень хорошо, знаете, такая база совладания со стрессом, прекрасная аббревиатура СССР, которая расшифровывается, как – сон, спорт, секс регулярно. Ну, я бы еще сюда питание нормальное добавила, полноценное. Вот когда мы говорим про сон, часто люди у нас недосыпают – есть такая печальная статистика – в среднем взрослому человеку нужно спать 7-8 часов. Когда человек достаточно хорошо спит – полноценно, изо дня в день, у него уже меньше причин неадекватно себя как-то вести на дороге. Когда мы говорим про спорт, естественно, здесь важна физическая активность, потому что во время стресса у нас сильные избыточные эмоциональные реакции и, если мы это в себе подавляем, никак не проявляем, то это обязательно скажется на нашем здоровье. Соответственно, через спорт мы этот адреналин лишний – и стресс выводим. Под сексом я подразумеваю близость, общение, то есть, любой контакт человеческий, социальный, который нам помогает понимать, что мы в безопасности, что у нас есть опора, поддержка…

А. Челышев:

- Быть рядом с любимым человеком, условно говоря.

К. Левина:

- Да.

О. Понарьин:

- Кстати, я напомню, правила движения запрещают управлять в утомленном и болезненном состоянии. А мы сейчас говорим про третий вид состояния – стрессовое. Оно не прописано в правилах движения. Возможно, поэтому совершаются такие ошибки. Стресс накапливается и вот о чем мы говорим – сродни эйфории, сродни состоянию опьянения, что, естественно, влияет и на реакцию, и на восприятие дорожной ситуации.

А. Челышев:

- А ведь есть еще один фактор, который играет не в нашу пользу, не в пользу всех участников движения, потому что человек, будучи… Человек в принципе воспринимает автомобиль как такой маленький дом, маленькую крепость, в которой можно спрятаться. А если нам плохо, мы стараемся спрятаться, а еще вот мне Ксения на эфиром на эту мысль натолкнула – спрятаться, а управление автомобилем дает нам иллюзию того, что мы пытаемся чем-то в нашей жизни управлять. Хоть чем-то мы управляем. Поэтому человек просто стремится, получается, в автомобиль.

О. Понарьин:

- Здесь по-разному. Кстати, есть много психотипов водителей. Кто-то получает удовольствие и отдыхает от вождения, а кто-то, садясь за руль, приобретает дополнительный стресс. И если бы психологи принимали участие в оценке кандидата в водители и отметали тех, которые явно стрессуют и представляют собой угрозу, было бы, наверное, тоже очень интересно.

К. Левина:

- Надо вводить такую экспертизу. Это действительно очень такая прекрасная иллюзия. Смотрите, когда у нас происходят какие-то внешние события, которые выбивают почву из-под ног, нам хочется чем-то управлять. Кто-то может уйти в контроль питания, например, вот диета, а кто-то может уйти в том, что я сажусь за руль и начинаю управлять. Есть действительно иллюзия – я держу руль в руках, я держу как бы управление своей жизнью. И таким образом чуть-чуть себя успокаивают. Действительно, есть люди, для которых вождение будет стрессом, но там, скорее, это будет связано с тем опытом, который они когда-то до этого получали.

О. Понарьин:

- Ну и вот тот недосып, о котором Ксения Александровна говорила, это же тоже характерно для новогодних праздников, чего отрицать, да? Как правило, 1-е – вся ночь напролет на ногах, а 2-е, как я сказал, самый практически аварийный день.

А. Челышев:

- Еще есть несколько мыслей касательно того, о чем мы говорили, когда обсуждали проблему детского травматизма. Вот люди перевозят детей, нарушая при этом правила и, к сожалению, случается то, что случается, и мы задавались вопросом – почему люди не меняют свое поведение? Люди просто не ассоциируют себя с какими-то нехорошими последствиям. То есть, со мной этого случиться не может, думают многие, поэтому и скорость превышают, кто-то и без детского удерживающего устройства перевозит ребенка, обгоняет как-то – мол, со мной ничего случиться не может, это ж я.

В. Мельников:

- Ксения, на самом деле, здесь очень хотелось бы услышать вашу экспертизу – как заставить людей все-таки это с собой ассоциировать? Мне кажется, это одна из ключевых задач пропаганды в целом и, может быть, какие-то есть подсказки, с помощью которых мы могли бы все вместе эту работу провести? Потому что действительно это страшно, когда родители не понимают, не хотят ассоциировать это с собой или находятся в состоянии, которое мы обсуждаем…

А. Челышев:

- Вопрос для слушателей: чем вам новогодние дороги запомнились? Ездить в новогодние каникулы безопаснее, чем в будни?

Ксения, вопрос от Вадима прозвучал: как сделать так, чтобы человек, сознательно идущий на нарушение тех или иных правил дорожного движения, начал себя ассоциировать с негативными последствиями, которые с определенной долей вероятности произойдут именно с ним, с его ребенком, с его пассажирами?

К. Левина:

- Здесь большой философский вопрос про ответственность за нашу жизнь и жизнь наших детей. Если говорить про конкретные действия, прозвучит абстрактно, но нужно осознавать конечность своей жизни, самого себя. Когда есть понимание, что мы не знаем, что с нами случится через минуту, мы берем ответственность в моменте. Тем более, когда есть дети. Это продолжение вашего рода. Априори нужно нести в себе это понимание.

В. Мельников:

- Как это осознание произвести?

К. Левина:

- Психологи тоже с этим борются, когда к ним приходят клиенты, пациенты. Это такая же история, как, например, когда человек хочет похудеть, у него есть понимание действий, но он этого не делает. Часто эта история как будто где-то отсрочена, в будущем. И здесь такой же момент с точки зрения последствий, действий при вождении.

А. Челышев:

- Насколько правильно апеллировать к тому, чтобы говорить: за твоей спиной дети, твои близкие? Когда речь идет о той же гражданской авиации, то психологи уже понимают, что человек, который за штурвалом, в первую очередь, должен думать о себе и спасать себя. Если человек не захочет спасать себя, то тем, кто сидит за его спиной, я не завидую. Может быть, нужно призывать человека думать о себе, о своей безопасности?

К. Левина:

- Соглашусь. Это как «наденьте маску на себя, а потом на ребенка». Нужно заботиться о своем психологическом, физическом состоянии. Когда мы в спокойном, расслабленном состоянии, мы больше совершаем адекватных поступков. Мы и ребенка пристегнем, и используем специальное кресло, чтобы перевозить его в машине.

А. Челышев:

- К нам присоединялся Леонид Игоревич Дежурный, главный внештатный специалист по первой помощи Минздрава России, доктор медицинских наук.

Л. Дежурный:

- Здравствуйте.

А. Челышев:

- Какие травмы сейчас характерны для ДТП? И от чего зависит тяжесть повреждений?

Л. Дежурный:

- При ДТП есть особенность травм. Главный вариант травм – это черепно-мозговая травма, которая самая тяжелая. Мозг – самый уязвимый орган в организме. И очень опасной является так называемая хвостовая травма, когда при наезде на препятствие или при ударе сзади резко сгибается или разгибается голова, и это чревато переломом шейного отдела позвоночника, параличом всех конечностей. Это тяжелый вариант. Об этом всегда надо помнить при оказания помощи. Фиксировать голову руками. Внутренние кровотечения – еще один из вариантов.

ДТП бывают разные. Одно дело – водитель или пассажир, другое дело – пешеход. Разные механизмы травм. Первая помощь оказывается при достаточно ограниченном количество состояний. Самое главное – не дать человеку умереть до прибытия профессионалов. В этот очень короткий промежуток времени взять на себя ответственность за то, чтобы поддержать его жизнь. У нас не стоит задача вылечить человека или полностью его спасти. Наша задача – не дать ему умереть.

В. Мельников:

- Расскажите, что такое первая помощь?

Л. Дежурный:

- Первая помощь – много есть путаницы в этом отношении. Надо понимать, что первая помощь оказывается до оказания медицинской помощи. Она может оказываться каждым гражданином Российской Федерации. У нас есть категории лиц, которые обязаны оказать первую помощь по закону или специальному правилу. Сюда относятся, в частности, сотрудники ГИБДД, МВД, МЧС. Первую помощь имеет право оказывать каждый гражданин. В законе об охране здоровья граждан так и написано: водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь.

Для того, чтобы ее оказывать, не надо иметь медицинское образование. Медицинский работник, выйдя за пределы своего лечебного учреждения, тоже оказывает уже не медицинскую, а первую помощь. Первая помощь – это ограниченный перечень состояний, при которых она оказывается. Это всего восемь состояний. И всего лишь 11 мероприятий первой помощи. Это не огромный объем знаний, который нужно знать и который очень сложно приобрести и выполнять. Это обеспечить собственную безопасность. Не стоит задача рисковать своей жизнью. Это ваше право – совершить подвиг, но нужно убедиться в своей безопасности, чтобы уменьшить количество пострадавших. Это оценить состояние организма, провести, если необходимо, сердечную ручную реанимацию. Простейшие действия – искусственное дыхание и давление руками на грудину пострадавшего. Это остановить наружное кровотечение, которое мы можем остановить. Это обеспечить проходимость дыхательных путей. Это основные мероприятия первой помощи. Не дать пострадавшему получить переохлаждение и так далее – это уже не очень сложные действия. Первая помощь – это действия каждого гражданина Российской Федерации.

А. Челышев:

- Олег Евгеньевич, часто первую помощь оказывают. Какая-то специальная подготовка инспекторского состава ведется по тому, как правильно оказывать первую помощь?

О. Понарьин:

- Леонид Игоревич – один из авторов методики, которая применяется, в частности, и нашими сотрудниками. Методичка достаточно простая, красочная. Ее легко можно адаптировать не только для сотрудников, но и для простых участников дорожного движения. Применяем методику часто. Обучение проходит плановое, в рамках служебной подготовки. Получать один раз в жизни знания – этого недостаточно. Все-таки нужно периодически обновлять эти знания. А самое главное – практику. Уж поверьте мне, делать искусственное дыхание – это далеко не простой элемент, как можно себе представить.

Тем не менее, и от сотрудников, и от простых участников дорожного движения, которые самыми первыми оказываются на месте ДТП, зависит поддержание жизни пострадавшего. Чтобы он не захлебнулся в рвотных массах, чтобы он не потерял много крови до прибытия специалистов-медиков на место происшествия. И это очень сильно может повлиять на смертность в ДТП.

А. Челышев:

- Какие-то изменения нужно вносить в курс оказания первой помощи для обучающихся в автошколах?

В. Мельников:

- А какой-то элемент психологической адаптации и поддержки существует в первой помощи?

Л. Дежурный:

- По поводу программы подготовки водителей, она на настоящий момент полностью соответствует учебно-методическому комплексу Минздрава и программам, рекомендованным Минздравом. По расчасовке и там, и там – 16 часов, 8 часов теории, 8 часов практики. Для программ подготовки водителей сами программы не требуют никакой корректировки. Они достаточны. Другое дело, что нужно добиться того, чтобы все автошколы их реально выполняли. Чтобы проводили не только теоретически, но и практические занятия.

Что касается психологической поддержки, это одно из мероприятий первой помощи. Она входит в приказ Минздрава, который утвердил перечень мероприятий первой помощи. Это действительно очень нужно. Потому что это позволяет и человеку пострадавшему мобилизоваться, но мы должны понимать, что в случае ДТП или любого другого происшествия людей, которым нужна психологическая поддержка, больше, чем людей, которым нужна первая помощь. Потому что люди, которые стали свидетелями ДТП, тоже могут находиться в стрессовой ситуации, вести себя неадекватно, быть опасными для себя и окружающих. Могут делать какие-то неадекватные вещи, пытаясь помочь. Например, извлекать человека из автомобиля, когда этого не требуется. Это входит в курс подготовки.

А. Челышев:

- Спасибо! Вопрос психологии в оказании первой помощи колоссально важен.

О. Понарьин:

- Я бы хотел привести классический пример. Простой вопрос: кому в первую очередь нужно оказывать первую помощь? Пострадавшему, который лежит и молчит, или который бегает и кричит?

А. Челышев:

- Наверное, тому, кто лежит и молчит.

К. Левина:

- Соглашусь. Когда мы говорим про острый стресс, который сопровождает ДТП, вообще, когда мы говорим про стресс, есть разные виды реакций. Бей, беги, замри. Замирание, когда человек лежит, это самая наименее выигрышная ситуация с точки зрения проживания стресса. Даже исследование проводилось среди участников ДТП. Те, кто как-то активно это проживал, они потом менее страдали от различных психосоматических последствий. И быстрее восстанавливались, если у них были травмы.

А. Челышев:

- Мы уже далеко ушли от ситуации с пьяным вождением. Сейчас многие регионы уже имеют большой опыт оказания помощи Госавтоинспекции, в первую очередь, отдельными гражданами. Хотя есть места, где и общественные объединения Госавтоинспекции помогают, и бизнес помогает. Вадим, насколько такая форма общественной деятельности важна? И как ее можно, нужно развивать?

В. Мельников:

- Мы это уже обсуждали в предыдущих программ. Данные социологии показывают, что гражданское общество в России уже созрело к тому, что это нетерпимое отношение к этой проблеме существует. У нас в прямом эфире люди рассказывали о том, что они готовы и активно это делают. Хотелось бы понятных прямых контактов с властью, с Госавтоинспекцией, куда можно звонить и быть уверенным, что такой звонок, с одной стороны, не повредит тебе, исходя из всяких условий анонимности, с другой стороны, будет услышан.

Мы знаем несколько примеров, как в ряде регионов местные региональные власти активно поддерживают, включая и финансовое стимулирование, эту активность. Это то, что должно присутствовать. Без этого никуда нельзя. Когда проблема в ближайшее время, надеюсь, сойдет на нет, и этот институт тоже должен сойти на нет. А пока, раз инструмент работает, раз люди готовы, давайте его популяризировать и с этим работать.

О. Понарьин:

- Я согласен в оценке. Здесь нам всем вместе со СМИ пропагандировать выработку гражданской позиции. Потому что человек, видя, что за руль садится пьяный или управляет по каким-то видимым причинам пьяный, он преступник. Он несет потенциальную угрозу жизни и здоровью и самого участника движения, и его близким. И гражданская позиция должна быть такая же, как на войне. Это враг, с ним надо бороться. Если мы добьемся такого понимания в обществе, я думаю, что и активности в этом вопросе будет гораздо больше.

А. Челышев:

- С врагом бороться надо, и оружие уже в наших руках. Время действовать. Какие регионы, опираясь на ту статистику, которую вы озвучили в самом начале эфира, рискуют не достичь целевых показателей в масштабах января?

О. Понарьин:

- Назову регионы, которые уже не достигли тех плановых показателей, которые мы выстраиваем для каждого субъекта Российской Федерации. Это, прежде всего, Кемеровская область – Кузбасс. Алтайский край, Республика Карелия, Липецкая область, Омская область, Оренбургская, Белгородская, Забайкальский край, Республика Калмыкия, Сахалинская область, Новгородская область, Ивановская область и Республика Ингушетия. Серьезные риски, что не выполнят плановых показателей и с неудовлетворительными результатами закончат январь – это Красноярский край, Псковская область, Республика Коми, Тамбовская область, Астраханская область, город Севастополь, Республика Саха (Якутия).

Я убедительно прошу всех граждан, кто нас слышит, помочь нам всем в достижении снижения смертности в ДТП. Помочь можно только одним путем – поменяйте свой стиль участия в дорожном движении. Старайтесь максимально быть осторожными, не превышайте скорость, не делайте резких маневров, не стремитесь обогнать транспортные средства. И, конечно, соблюдайте осторожность при переходе проезжей части не только по пешеходным переходам, но и вне.

В. Мельников:

- Вы очень правильное напутствие сделал. Слушая этот список, я обратил внимание, что там очень много туристических регионов. Там, где и горнолыжные курорты, и культурные достопримечательности. Может быть, это дополнительный повод вместе с теми, кто развивает внутренний туризм в нашей стране, проработать совместную информационную кампанию? Этот стремительный рост внутренних передвижений тоже какую-то роль играет.

О. Понарьин:

- Абсолютно правильно. Более того, внутренний туризм сейчас становится одним из самых популярных. И выделить какие-то регионы туристические, не туристические нам в ближайшее время просто будет невозможно. Все будут туристические.

А. Челышев:

- Кстати, мне кажется, что люди, которые на новогодние праздники отправляются в автомобильные путешествия, мне странно представить, что эти люди как-то расслабляются, позволяют себе выпивать. Если ты куда-то далеко едешь, ты к этому готовишься заранее.

В. Мельников:

- Но ты утомляешься в дороге.

А. Челышев:

- Утомился – отдохнул. Доехал до населенного пункта, переночевал, поехал спокойно дальше. Это тоже проблема из разряда решаемых.

О. Понарьин:

- Мы сегодня с вами еще одну тайну раскрыли, что утомление и болезненное состояние – это не все. Еще постоянный стресс, в том числе ожидание чего-то необычного на пути следования к туристическому объекту, это тоже может быть вполне причиной повышенной активности, аварийности на туристических маршрутах.

А. Челышев:

- Давайте подводить итоги нашего опроса. Мы спрашивали слушателей: чем вас новогодние дороги неприятно удивили? Варианты ответов: водители, превышающие скорость; водители, расслабляющиеся и отвлекающиеся от дороги; пьяных за рулем опасаюсь; дороги хуже убираются; не более опасны дороги в начале января, чем в остальное время года.

Во ВКонтакте самый популярный ответ: опасаюсь пьяных за рулем. И такой же по популярности ответ: дороги, которые плохо убираются. По 31 % голосов они набрали. В Одноклассниках чуть по другому. 40 %, лидер – пьяные за рулем. Как такая страшилка в прямом смысле этого слова. На втором месте ответ: дороги хуже убираются. 28 % участников голосования этот вариант ответа выбрали.

Telegram-канал Госавтоинспекции. Здесь дороги, которые плохо убираются, самая главная неприятная особенность новогодних дорог с точки зрения посетителей Telegram-канала Госавтоинспекции России. 32 % так ответили. На втором месте – пьяные за рулем, 29 %. Третья позиция – не считаю, что в начале января дороги более опасны, 19 %. Водители расслабляются и отвлекаются - далее. Наименее популярный ответ: водители превышают скорость. Видимо, потому, что это такая история, к которой мы, к сожалению, привыкаем в принципе.

О. Понарьин:

- Это внешнее впечатление. Мы с вами статистику не зря зачитали. 1700 ДТП, из них только 120 пьяных. Это немало, но большую часть совершили трезвые водители по своей неосторожности и из-за переоценки своих профессиональных возможностей.

А. Челышев:

- Из Владимирской области пришло несколько сообщений о том, что дороги плохо убираются. Водители на это жалуются как на раздражающий фактор. «Что, если на автомобиле устанавливать ограничители скорости?» - предлагает слушатель. Не самая новая мысль. 110 км/ч – и быстрее никак. У нас не пойдет такой вариант.

О. Понарьин:

- По поводу 110 км/ч, очень интересная мысль. Для обгона автомобиля, который движется со скоростью 110 км/ч, в сухих условиях водителю требуется не менее километра. Эта проблема способствует совершению ДТП.

А. Челышев:

- Продолжим говорить о безопасности на российских дорогах.