«Филадельфийский эксперимент». Тайна корабля-невидимки «Элдридж» разгадана

Легенду о телепортации эсминца выдумал свихнувшийся моряк

Год 1943. Вторая мировая война в самом разгаре. Хмурым октябрьским утром сотрудники охраняемой зоны военно-морской базы Филадельфии готовились к плановому эксперименту «Радуга».

Основываясь на Единой теории поля, разработанной Альбертом Эйнштейном, учёные создали электромагнитную систему, способную сделать корабль невидимым. Для испытаний выбрали эсминец «Элдридж» с бортовым номером «DE 173».

После поворота рубильника воздух вокруг корабля стал темнеть. От воды поплыл зеленоватый туман. Через несколько минут «Элдридж» исчез из виду, хотя на воде всё ещё виднелось углубление от его корпуса.

Когда «Элдридж» исчез в Филадельфии, множество людей видели его внезапное появление в порту другой базы — Норфолк. Через несколько минут «призрак» стал таять, и тут же корабль «проявился» в Филадельфии.

Но самое страшное — то, что эксперимент имел тяжёлые последствия для экипажа судна. Большинство моряков погибли, а те, кто выжил, сразу же были списаны из армии и остаток жизни провели в некой закрытой клинике для умалишенных. Это заставило американских военных отказаться от рискованных исследований.

Рассказывает Сергей Кравченко — научный сотрудник Института исследований природы и времени:

Есть, как минимум, два мнения. Одно – считается, что это легенда, да еще и городская. Но можно и поразмышлять. Если учесть, что ядерное оружие стало засекреченным в свое время и сейчас, насколько я знаю, разработки эти не публикуются, то синхронно могли разрабатывать и феномен, как говорят, телепортации, то есть, перемещения, мгновенного перемещения. Я не один десяток лет занимаюсь психологией переживания времени. И в рамках психологических феноменов существует исчезновение человеческой души, переживания времени и выход за предела потока времени. Для некоторых людей это болезнь и даже состояние душевного расстройства. Если же это опытный практик, в основном это монахи буддийские, которые практикуют десятки лет, всю жизнь выход за пределы сознания и взгляд на свой поток сознания со стороны. Так вот, если мы имеем феномен в этой городской легенде, что в Штатах в 43-м году исчез целый эсминец на какое-то время, и тут же он появился через десятки, сотни километров в другом месте, и его наблюдали как бы другие, то с точки зрения военно-морских сил это, конечно, было бы рационально засекретить, что они хоть как-то приблизились к этому феномену.С другой стороны, если были очевидцы, их легче всего выставить в роли таких городских безумных местных, которые якобы что-то видели. Но если размышлять с точки зрения психолога, то я могу точно сказать: люди, которые ко мне иногда обращаются за помощью, они переживают это состояние выхода за пределы времени.Если посмотреть целый ряд, в том числе, голливудских фильмов, полистать литературу, рассказы, романы, повести, давно об этом люди мечтают. И, судя по всему, уже не первое десятилетие вкладывают туда финансы для того, чтобы сделать подобный эксперимент. Я не исключаю, что кто-то экспериментирует, в том числе, в Штатах с непосредственно телепортацией военных объектов или военной техники, или солдат непосредственно. Другое дело, что тогда обжегшись, возможно, сейчас они лучше готовят кадры, возможно, это не просто военные, возможно, это особенные люди, подготовленные. Это я так фантазирую, подготовленные где-то там в восточных монастырях, прошедшие десятилетние буддийские практики, медитации, погружения. И одновременно невероятно укрепленные как личности, которые не потеряются за пределами времени. И тогда если подобные корабли насытить такими людьми, они с ума не сойдут, это точно. Они точно передадут, где они были, что они переживали, они выдут и будут дальше функциональны.

Первые слухи об эксперименте в Филадельфии появились только в 1955 году, когда вышла в свет книга уфолога Морриса Джессупа «Аргументы в пользу НЛО». Эсминец «Элдридж» в ней не упоминался, но именно после публикации Джессуп получил по почте несколько необычных посланий.

Письма были написаны разноцветными карандашами и чернилами в весьма странном стиле. В середине предложения слова вдруг писались заглавными буквами, присутствовало множество орфографических и лексических ошибок, а знаки препинания были словно разбросаны наугад. Целые предложения были подчеркнуты.

Автор, представившийся как Карлос Мигель Альенде, указал, что его заинтересовали разделы книги, где говорилось о левитации, и впервые на свет появилась история об эсминце:

«...в результате корабль окутало некое поле, по форме напоминающее эллипсоид. Всё: предметы и люди, что попало в поле, — имело размытые очертания... Половина членов экипажа того корабля сейчас безумны...».

Далее «сеньор Альенде» рассказывает о «чудесах», которые впоследствии происходили с выжившими моряками:

«Один прошёл сквозь стену собственной квартиры и исчез на глазах жены с ребёнком и двух гостей. Два других офицера вспыхнули, как спички, и сгорели...».

А в последнем послании автор признался, что служил во время войны на другом судне — «Эндрю Фьюресет», и с его борта лично наблюдал за тем, как «Элдридж» исчез, а потом появился опять на прежнем месте.

Первой реакцией Джессупа было отмахнуться от странных, бредовых посланий. Однако вскоре он узнал, что управление военно-морских исследований в Пентагоне получило по почте экземпляр его книги «Аргументы в пользу НЛО», исписанный в таком же стиле. И вместо того, чтобы выбросить её в корзину, военные переиздали книгу со всеми пометками ограниченным тиражом.

Вечером 20 апреля 1959 года Морриса Джессупа нашли в состоянии комы за рулём автомобиля. Он принял огромную дозу снотворного, запив её алкоголем. Вдобавок ко всему он засунул в приоткрытое окно шланг от выхлопной трубы. По дороге в больницу Джессуп скончался.

Ни полиция, ни родные не сомневались, что это было самоубийство, тем более он написал два прощальных письма близким и друзьям. Джессуп пребывал в тяжёлой депрессии из-за многочисленных неудач: он попал в автокатастрофу, жена подала на развод, книги не продавались... Но в уфологическом сообществе пошли разговоры, что он «подошёл слишком близко к правде» и «его убрали». Слухи вокруг «эксперимента с Элдриджем» тут же заметно оживились.

За дело взялись знаменитый исследователь аномальных явлений Чарльз Берлиц, автор не единожды разоблачённых «шедевров» про Бермудский треугольник.

По конвертам, на которых были указаны обратные адреса, соавторы легко нашли «неуловимого мистера Альенде». Но имя его широкой публике не открыли. При встрече он добавил множество красочных подробностей к описанию эксперимента, но признался, что «слегка преувеличил» рассказ о тяжёлых последствиях для команды. Он якобы боялся, что результаты исследований попадут в неправедные руки и это будет иметь ужасные последствия.

И в 1979 году вышел бестселлер Берлица «Филадельфийский эксперимент». В нём изложена ставшая классической история об исчезновении эсминца «Элдридж».

В начале 90-х годов знаменитые письма попали исследователю-скептику Роберту Гоэрману. И он тоже отправился на поиски их автора. «Альенде» оказался стопроцентным американцем, родившимся в Пенсильвании в 1925 году. Оказалось, что зовут его Карл Аллен и под своим настоящим именем он уже давно известен в уфологическом сообществе. Там уточнили, что Аллен писал исследователям в течение многих лет. А семья Аллена рассказала Роберту Гоэрману, что он страдал психическим расстройством, часто переезжал из мотеля в мотель, а всю историю об эсминце выдумал от начала до конца. Более того, он сам и послал книгу Джессупа военным.

Кое-какие сведения для своей истории Аллен почерпнул из опыта службы на судне «Эндрю Фьюресет». Нельзя не признать, что выдумка оказалась удачной.
Но возникает вопрос: могли ли эсминцы «Элдридж» и «Эндрю Фьюресет» стоять вместе в порту? Запрос их бортжурналов показал, что в 43-м году «Элдридж» вообще не заходил в Филадельфию!

Комментирует преподаватель Сибирского федерального университета Павел Полуян:

По судам всё очень чётко фиксируется. Можно всю статистическую информацию спокойно поднять. И когда подняли, я тоже посмотрел, «Элдридж» спокойно курсировал, а во время эксперимента он был в Нью-Йорке, то есть даже с этой стороны подтверждения нет.

Итак, в октябре 43-го сотрудники военно-морской базы Филадельфии провели эксперимент «Радуга». Основываясь на Единой теории поля, разработанной Альбертом Эйнштейном, учёные создали электромагнитную систему, способную сделать корабль невидимым. Для испытаний выбрали эсминец «Элдридж».

Но до наших дней дошли сведения, что «Элдридж» исчез в Филадельфии и множество людей видели его внезапное появление в порту другой базы — Норфолк. А через несколько минут корабль снова «проявился» в Филадельфии.

Позже стало известно, что эксперимент с другого судна «Эндрю Фьюресет» наблюдал моряк Карл Аллен. Но запрос бортжурналов обоих кораблей показал, что в 43-м году «Элдридж» вообще не заходил в Филадельфию.

Этот эсминец сошёл со стапелей в нью-йоркских доках и был принят ВМФ 27 августа 1943 года. Всю осень и декабрь эсминец сопровождал конвои, идущие в столицу США, но, повторимся, даже близко не подходил к Филадельфии. За это время корабль «Эндрю Фьюресет», на котором служил Аллен, приписанный к порту Норфолка, тоже принимал участие в атлантических конвоях и тоже никогда не заходил в Филадельфию. Его капитан по фамилии Додж всю жизнь категорически отрицал, что он или члены его команды видели что-то необычное и тем более принимали участие в экспериментах. Хотя «Элдридж» и «Эндрю Фьюресет» в 43-м году заходили в Норфолк, но были там в разные дни.

Некоторые сторонники легенды утверждают, что эксперимент с невидимостью был проведён 12 или 15 августа на ещё не достроенном судне, которое из Нью-Йорка отбуксировали в Филадельфию. Но документы ясно показывают, что до 27 августа «Элдридж» не мог покинуть доки.

В некоторых книгах пишут, что роковой эксперимент имел название «Радуга». Но сейчас уже не секрет, что во время войны такое название имели штабные планы возможных военных действий против стран «оси Рим — Берлин — Токио». Когда 7 декабря 41-го года Япония атаковала Пёрл-Харбор, американские военные тут же начали действия по плану «Радуга». Правила не позволяют иметь два одинаковых кодовых названия, так что другой «Радуги» быть не могло.

Сторонники легенды о «филадельфийском эксперименте» утверждают, что над ним работали два величайших физика, живших тогда в Америке, — Альберт Эйнштейн и Никола Тесла. Но и это оказалось неправдой.

Рассекреченное досье ФБР на Эйнштейна доказывает, что власти США ни в годы войны, ни после неё не доверяли учёному, считая его неблагонадёжным.

«Из-за своих радикальных взглядов профессор Эйнштейн не может считаться пригодным для использования в секретных работах, ибо... кажется маловероятным, чтобы такого склада человек за столь короткое время стал вполне благонадежным американским гражданином», — заявил директор ФБР Эдгар Гувер в ответ на запрос о возможности привлечения знаменитого физика к работам над атомной бомбой. Он был прав: Эйнштейн в открытую симпатизировал коммунистам, общался с людьми, среди которых были и советские агенты. Из-за недоверия властей Эйнштейну поручали только второстепенные задания, которые не могли серьёзно повлиять на ход войны. В 43–44-м годах он работал на управление артиллерии ВМФ США по теме «Взрывчатые вещества большой силы». Его работа не имела ничего общего с электромагнетизмом, тем более с невидимостью.

Попытка связать «филадельфийский эксперимент» с именем Николы Теслы была ещё более неудачной. Сербский гений умер раньше, чем эсминец «Элдридж» был спущен на воду, — 7 января 1943 года.

По мнению управления военно-морских исследований ВМФ, в основу легенды, выдуманной Карлом Алленом, лёг процесс, делающий корабль «невидимым» для мин с магнитным детонатором.

Для защиты от мин стальное судно оснащалось «поясом», окружавшим корпус. При подаче тока он становился мощным электромагнитом. Дегауссизация предлагала многократное усиление магнитного поля, чтобы мины взрывались в отдалении. Это потребовало тщательных измерений магнитного поля каждого корабля.

Поскольку процедура дегауссизации и измерения собственного магнитного поля корабля поначалу была секретной, среди экипажей судов ходили самые разные слухи. Моряки видели, что из-за непонятных кабелей компасы и даже часы «сходили с ума», и считали, что это может сделать их импотентами.

Комментирует преподаватель Сибирского федерального университета Павел Полуян:

Я лично думаю, что там проводились работы по размагничиванию судна. Немцы применяли магнитные мины, которые срабатывали когда корпус корабля проходил вблизи мины. И у нас и у американцев проводились такие мероприятия по размагничиванию корабля, то есть устанавливались катушки, провода по кораблю, чтобы создать магнитное поле нейтрализующее собственное магнитное поле судна. И матросы, как правило, всегда были этим недовольны. У них возникали опасения, что это излучение повлияет на их здоровье. Видимо слухи, которые распускали моряки и послужили причиной для возникновения этого сказочного сюжета. Сами подумайте, какая телепортация! Это всё сказки, фантастика! Ну есть такая интерпретация — невидимый для радаров — но это интерпретация, а размагничивание судов это конкретные мероприятия. Они все документально зафиксированы. И у нас и у американцев. Объект можно замаскировать, но сделать невидимым? Знаете у Уэллса роман «Человек-невидимка»? Это из этой оперы. Ну как можно сделать предмет невидимым? Если лучи идут, то они либо отражаются, либо преломляются. Видно, что это всё выдумки.

Похоже, что Аллен где-то увидел именно такую процедуру: протянутые кабели и непонятная аппаратура могли произвести впечатление на кого угодно. Но как ему пришло в голову выдумать, что эксперимент сделал корабль невидимым, заставив его исчезнуть? Есть предположение, что его вдохновила идея фокусника Джозефа Даннингера.

Во время Второй Мировой войны он как специалист по организации зрелищ предложил ВМФ США сделать их корабли невидимыми. Возможно, Даннингер имел в виду маскировку, но в то время его предложение получило широкую огласку. Очень возможно, что Аллен увидел эти статьи и выдумал на их основе свою историю.

Но! В 1977 году интересная информация поступила от некоего Патрика Мейси, служившего в 1945 году в военном архиве. Он сообщил, что случайно зашёл в кинозал, в котором высшим чинам ВМС показывали документальный фильм. Архивист успел увидеть кадры, на которых один корабль, стоящий между двумя другими, стал покрываться туманом и исчезать. Мейси краем уха услышал некоторые комментарии: чины говорили про то, что поле было включено слишком долго и от этого у экипажа возникли проблемы. И что матросы до сих пор не в своем уме и, видимо, навсегда.

Несколько лет назад в интервью «Комсомольской правде» американский историк Эндрю Хоххаймер рассказал, что некий эксперимент скорее всего действительно имел место. По крайней мере это не отрицает Управление научных исследований ВМС США. Но аргументация у Хоххаймера слабая: он считает, что даже фантастические мифы не рождаются на пустом месте.

В 99-м году, впервые со времён окончания войны, в Атлантик-Сити собрались моряки, служившие на эсминце «Элдридж». Встреча широко освещалась в США, но почему-то осталась незамеченной в России.

«Я считаю, что это кто-то придумал, обкурившись дури», — заявил бывший моряк, 74-летний Эд Вайз. А его сослуживец Тэд Девис сказал просто и ясно: «Никаких опытов над нами никогда не проводили».Сам эсминец «Элдридж» в 1951 году зачем-то передали Греции, а там его переименовали в «Леон». Через 40 лет, в 1991-м, корабль списали и разрезали на металлолом. Тайна «Элдриджа» сгорела в плавильных печах.