Настоящий прорыв: новая технология позволит строить дома в России гораздо быстрее
А. Иванов:
- Друзья, приветствую всех. Радио «Комсомольская правда» в эфире. У микрофона Алексей Иванов. Время экономики на нашем радио. И сегодня мы будем обсуждать тему, которая, безусловно, касается всех россиян. Это вопрос жилищного строительства. Страна бьет рекорды по объемам введенного жилья. Но достаточно ли этого для тех задач, которые ставит государство? Об этом мы сегодня будем говорить с приглашенными экспертами. Это Александр Чинаров, директор по развитию компании «Самолет Страна». И Михаил Соколов, руководитель направления развития стального строительства компании «Северсталь».
Александр, первый вопрос к вам. Вот как вы, как эксперт отрасли, можете охарактеризовать нынешнее положение, нынешнюю ситуацию с жилищным строительством в России? Какие цифры? И достаточны ли они для того, чтобы обеспечить жильем всех, кому это необходимо?
А. Чинаров:
- Алексей, спасибо за вопрос. Вопрос очень насущный. В рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» перед всем строительным блоком нашей страны поставлена очень такая масштабная, фундаментальная задача – вводить к 2030 году каждый год не менее 120 млн. квадратных метров жилья. Можно сказать с уверенностью, что мы к этой цели общекомандной работы двигаемся. Прошлый год стал наиболее успешным за всю историю строительного комплекса Российской Федерации. Мы ввели все вместе 102 млн. квадратных метров жилья. Этот год будет еще более успешным. И ожидается, что мы введем общими усилиями порядка 105 млн. квадратных метров жилья. Такой прогнозный план.
Безусловно, наша компания – «Самолет» находится в авангарде этого движения. В рамках принятой стратегии 2027 перед нами поставлена задача советом акционеров выйти в 15 крупнейших городов Российской Федерации и ежегодно в рамках региональной экспансии в регионах вводить не менее 3 млн. квадратных метров жилья. Мы к этой цели активно двигаемся. Мы уже строим в 6 регионах. Это Московская агломерация, это Петербург и Ленобласть, это Тюмень, и это Владивосток. До конца 2023 года мы планируем выйти еще в 6 регионов. Могу раскрыть планы пока по двум.
А. Иванов:
- Да, давайте, очень интересно.
А. Чинаров:
- Да, это проекты, которые мы будем реализовывать в Нижнем Новгороде и в Екатеринбурге. И, безусловно, мы обещаем нашим клиентам, нашим потребителям, что мы к концу года обеспечим выход еще в четыре региона.
А. Иванов:
- Очень интересно. Итак, я повторю цифры. Значит, у нас сейчас вводится более 100 млн. квадратных метров жилья в год. Это рекордные показатели. 105 млн. квадратных метров – это то, что мы ждем в этом году. А к 2030 году должны выйти на уровень 120 миллионов квадратных метров. Ну, и самое важное, мне кажется, что это уже не только столичные регионы, но и то, что жилищное строительство начинает развиваться и в других регионах России. В том числе, за Уральским хребтом. Сибирь, Дальний Восток и так далее. Какие сдерживающие факторы есть? Есть ли те условия, которые нужно выполнить для того, чтобы достигнуть, действительно этой очень амбициозной планки в 120 млн. квадратных метров?
А. Чинаров:
- От лица строительного комплекса хочу выразить фундаментальную благодарность правительству Российской Федерации за те меры поддержки, которые функционируют в моменте и, действительно, поддерживают беспрецедентно нашу отрасль. Это, безусловно, инфраструктурное меню, которое позволяет реализовывать очень крупные инфраструктурные проекты и создавать действительно очень правильные условия для развития строительства. Безусловно, это беспрецедентные меры поддержки, созданные на Дальнем Востоке. Да, это и «Дальневосточная ипотека», это и «Дальневосточный квартал», это и территории опережающего развития. Это и свободный порт Владивосток. Очень приятно и очень правильно, что на последнем Восточном экономическом форуме, прошедшем во Владивостоке, был поднят минимальный порог льготной ипотеки с 6 до 9 млн. рублей. Это очень поддержит рынок жилищного строительства на всем Дальнем Востоке. И, действительно, то внимание, которое уделяется сейчас этому блоку, оно, повторюсь, беспрецедентно для нашей страны. И вот еще раз хочу выразить огромную благодарность за эту поддержку.
А. Иванов:
- Ну, то есть вы видите вот этот путь на 120 млн. как такой достаточно свободный? Или все-таки у строительного блока есть какие-то предложения по поводу того, что еще можно сделать для того, чтобы стимулировать как-то жилищную застройку, особенно в тех регионах, где спрос, может быть, на данный момент не такой высокий, как в Москве?
А. Чинаров:
- Безусловно, самой фундаментальной поддержкой для всего строительного комплекса является льготная ипотека. Она на данном этапе действует до 1 июля 2024 года. И, безусловно, основное пожелание, чтобы состоялась пролонгация этой основной, самой фундаментальной и глубокой меры поддержки.
А. Иванов:
- Спасибо. Ну, и вопрос Михаилу. Конечно, вы, как эксперт, можете, наверное, рассказать нам о тех технологиях строительства, которые сегодня применяются в отрасли, которые тоже помогают строить жилье более надежным, более качественным и, возможно, более выгодным по цене для приобретателя. Расскажите о той технологии стального каркаса, которую ваша компания «Северсталь», я напомню, активно внедряет в жилищное строительство.
М. Соколов:
- Алексей, спасибо. Да, чуть-чуть расскажу про саму технологию. Сама технология заключается вообще просто в замене стандартного монолитного каркаса на стальные конструкции сборные, да. Это позволяет, в первую очередь, колоссально ускорить скорость самого строительства. То есть сам каркас, возведение его, по сравнению с монолитным, ускоряется в два раза, а общая скорость строительства, общий цикл от получения девелопером разрешения на строительства до разрешения на ввод, сокращается на 30 %.
Это работает абсолютно для всех регионов. Плюс для регионов именно труднодоступных, это Сибирь, Дальний Восток, там вступает в силу еще ряд плюсов, которые есть у стального каркаса по сравнению с классическими технологиями. В первую очередь, это логистическая доступность, да. То есть мы понимаем, что составляющая для монолита – это песок, цемент и так далее, их достаточно сложно транспортировать на большие расстояния. То есть в Центральном федеральном округе этой проблемы нет, потому что у нас много карьеров, много производств, которые в логистической доступности находятся. Но для регионов Сибири и Дальнего Востока логистические затраты часто увеличивают себестоимость строительства достаточно существенно. В случае с металлоконструкциями эта проблема нивелируется. В первую очередь, потому что они легче. То есть сам каркас просто в массе своей он в три, в четыре раза легче, чем монолитный. Соответственно, затраты на логистику тут падают.
Второй фактор – это расположение заводов металлоконструкций, которые, в отличие от, например, песчаных карьеров, у нас распространены, в том числе, и за Уральским хребтом. Их там исторически достаточно много – в Красноярске, в Новосибирске, в тех регионах. И также для дальних регионов есть еще ряд преимуществ, такие как устойчивость к сейсмическому воздействию, например, которое очень актуально для Владивостока. То есть за счет облегчения самого каркаса он обладает меньшей инертностью. Его меньше выводят из равновесия колебания. Соответственно, существенно снижается влияние от сейсмического воздействия. И, соответственно, увеличивается материалоемкость по сравнению с классической монолитной технологией, где каркас тяжелый, его при колебаниях достаточно сильно… инерционное воздействие на него влияют. И его приходится дополнительно усиливать.
Ну, и для регионов Крайнего Севера также есть логистические преимущества, да, то есть туда и металлоконструкции неблизко везти, и бетон неблизко везти. Но металлоконструкции все-таки чуть дешевле туда доставить, чем составляющие для бетона.
А. Иванов:
- Михаил, уточните, пожалуйста, насколько это инновационная технология? Потому что, говоря о металлоконструкции в жилищном строительстве, многие вспомнят советский опыт. Чем отличается вот та технология, которую вы сейчас предлагаете?
М. Соколов:
- Все мы знаем про сталинские высотки, которые построены с применением как раз стального каркаса. Некоторые из них – с комбинированным каркасом, но все равно с применением стальных профилей. Также был еще ряд экспериментов там, первые панельные дома каркасные были построены с применением как раз стального каркаса в Москве. Но тут надо понимать, что, проведя сравнение с той технологией и той… до которой мы дошли сейчас, мы ее существенно оптимизировали. То есть металлоемкость, например, в сталинских высотках – это порядка 150 килограмм на квадратный метр, в наших проектах, которые мы прорабатываем вместе с девелоперами, эта цифра снизилась в три раза, это порядка 40-50 килограмм на квадратный метр. То есть сами затраты на каркас существенно оптимизированы. Это первое.
А второе, они уже привязаны к текущим потребительским характеристикам в плане конечного продукта. Если раньше подстраивали планировки под каркас, да, то сейчас у нас все идет, в первую очередь, от девелоперского продукта, от квартир. И мы научились нашу технологию, наш стальной каркас вписывать, в общем-то, в любые потребности девелоперов, в любые планировки.
А. Иванов:
- То есть это будет уже не типичное типовое жилье, оно может быть любых архитектурных решений?
М. Соколов:
- Абсолютно верно, да.
А. Иванов:
Друзья, мы сегодня говорим о том, как достигнуть той планки, которую ставит государство в области жилищного строительства. А я напомню, что к 2030 году до 120 млн. квадратных метров жилья в год должны строить в нашей стране. Действительно, очень серьезная планка задана. И мы сегодня обсуждаем о том, как ее можно достигнуть, с Александром Чинаровым, директором по развитию компании «Самолет Страна», и Михаилом Соколовым, руководителем направления развития стального строительства компании «Северсталь». Обсуждаем новые технологии.
Михаил, расскажите, в новых регионах, я имею в виду регионы строительства Сибири, Дальнего Востока, тоже используются уже эти технологии? Или пока технологии стального каркаса – это, прежде всего, столичное такое ноу-хау?
М. Соколов:
- Технологии стального каркаса точечно применяются во всех регионах. На самом деле примеров в таких городах как Новосибирск, Новокузнецк, их даже больше, чем на данный момент в Москве. И там они больше современные. То есть за последние 15 лет там есть точечные проекты жилых комплексов, реализованные с применением данной технологии. Вот, в частности, в Новокузнецке есть жилой комплекс «Союз». А в Москве есть примеры начала нулевых. То есть была одной компанией разработана серия под названием «Мостема», были возведены три здания жилых многоэтажных на стальном каркасе. То есть, в принципе, точечные проекты появляются, но технология не распространена массово.
Связано это, в первую очередь, с тем, что эти проекты появляются там, где в одной точке сходятся все компетенции для реализации такого проекта. Причем эти компетенции у нас исторически были, ну, практически утрачены в связи с прямым запретом в 1955 году использования стали в жилой и социальной инфраструктуре. Потому что сталь требовалась для других отраслей производства, экономики.
Со временем, уже в конце 90-х, начали эту технологию потихоньку-потихоньку возрождать, но все-таки больший упор был сделан в пользу монолитной технологии. Соответственно монолитное сейчас уже развилось до весьма существенной доли на рынке, стальной каркас пока находится в начале этого пути. И вот как раз основной барьер – это неготовность девелоперов так яро экспериментировать. Особенно в дальних регионах. То есть, если в Москве девелоперы, в общем-то, открыты к чему-то новому, открыты к экспериментам, то в дальних регионах все-таки пока в основном опираются на существующие технологии, на минимизацию своих рисков. И так далее.
Основные барьеры – это компетенции. И тут как раз мы ведем работу сейчас по формированию экосистемы для реализации подобных проектов. Также есть расхожее, скажем так, мнение, что одним из барьеров применения этой технологии является нормативная документация. Ну, и в целом, до последних нескольких лет это, наверное, так и было. То есть не было норм, которые позволяли бы эффективно и качественно строить с применением стального каркаса. За последние несколько лет металлургические компании вместе с экспертным сообществом, с Министерством строительства выпустило ряд изменений к нормативной документации, соответственно, сейчас ничто не создает в этом плане барьеров для применения стального каркаса в массовом жилом строительстве.
А. Иванов:
- Михаил, вы затронули очень интересную тему по поводу компетенций. Ну, и она органично, наверное, вытекает в тему подготовки кадров для строительной отрасли, особенно кадров, которые могут работать по современным технологиям. Поэтому Александру адресую вопрос. Как в вашей компании вы решаете эти вопросы по подготовке кадров, нахождению тех людей, которые могут работать быстро, современно, качественно? Особенно что касается северных регионов, труднодоступных регионов. Какой у вас опыт в этом направлении есть?
А. Чинаров:
- Алексей, спасибо, очень важный вопрос, очень насущный. На начало 2023 года Минстрой фиксировал дефицит на строительном рынке, который был оценен в такую очень для меня серьезную цифру в 200 тысяч человек. Но это дефицит только для обеспечения существующих строек. Для того, чтобы выйти на уровень 120 млн. квадратных метров, необходимо воспитать еще порядка 3 млн. профильных специалистов, которые готовы будут двигаться к этой амбициозной отметке в части ввода.
Наша компания, компания «Самолет» очень фундаментально подходит к этому вопросу. Ежегодно тысячи сотрудников компании «Самолет» проходят обучение, повышение квалификации на базе и Московского государственного строительного университета, на базе МГИМО. В этом году мы обучили 30 руководителей проектов, где они повышали компетенции в разных сферах деятельности. У нас совместно с Центром развития компетенций – техникумом им. Королева создана школа мастеров-строителей. В рамках данных программ мы готовим бригадиров, мы повышаем квалификацию линейных сотрудников.
Могу сказать, что при участии, при финансовой поддержке компании «Самолет» на базе Научно-исследовательского университета Высшей школы экономики был создан двухлетний магистерский курс по анализу данных в девелопменте. И там 35 свободных мест, и 30 мест финансируются компанией «Самолет». И более того, скажу, чтобы нивелировать дефицит кадров в проектировании, также мы запустили программу «Самолет Джуниор», где мы воспитываем кадры в проектировании. Поэтому мы крайне фундаментально подходим к взращиванию кадров. И считаем это нашей дополнительной ценностью в группе компаний.
А. Иванов:
- Я наверное очевидную вещь скажу. Но, может быть, для массового слушателя, для людей таких, которые к этой отрасли не имеют непосредственного отношения, кажется, что строитель – это, прежде всего, бригадир или человек, который кладет кирпич. Но, конечно, современное строительство – это область высоких технологий в полном смысле этого слова. Это вот о чем говорит Александр, это и аналитики больших данных нужны. Я уверен, что искусственный интеллект внедряется в технологии строительства. Поэтому это работа, действительно, высокой квалификации. Тут важно, конечно, вот те программы, которые компания использует.
Михаил, расскажите, чем ваша компания может помочь, как она участвует в подготовке кадров для строительной отрасли?
М. Соколов:
- Первое, хотелось бы отметить, что уже из существующих компетенций, которые есть, мы формируем экосистему для реализации проектов именно по нашей технологии, по новой. То есть любой девелопер, который рассматривает возможность строительства на стальном каркасе, может прийти к нам и, помимо того, что мы саму технологию ему представим и организуем поставку наших изделий на строительство, понятно, что это нужно запроектировать, собрать, построить. То есть это требует включения нескольких компаний в процесс.
Соответственно, мы уже собрали вокруг себя ряд проектных институтов, порядка пяти-шести, которые именно могут и имеют опыт проектирования жилья, соцобъектов на стальном каркасе. И также строительно-монтажные организации, компетентные в сборке каркасов из металлоконструкций, которые также не имеют привязки к конкретному региону, могут реализовывать объекты по всей географии России.
Но, помимо этого, мы тоже понимаем, что развитие новых кадров, вот этими 5-10 компаниями при цели в 120 млн. квадратных метров невозможно. Соответственно, нужно создавать и развивать новые кадры. И в этом направлении два года назад нами был разработан учебник совместно с Ассоциацией развития стального строительства. Учебник для вузов по как раз проектированию стальных конструкций, с фокусом, в том числе, на жилье, на социальные объекты. И он уже внедрен в ряд вузов, В частности, если мы говорим про дальние регионы, в Дальневосточном федеральном университете он внедрен в программу. И сейчас на направлении «Строительство», в том числе, по нему обучается 910 проектировщиков в год.
Помимо этого, мы сейчас готовим методички, курсовые работы, которые покажут студентам, как именно можно запроектировать дом не только из панелей и монолита, а и с применением нашей технологии. И далее будем внедрять это также в программу обучения ведущих строительных вузов страны.
А. Иванов:
- А что касается меморандума, который заключила компания «Северсталь» и «Самолет» именно в области технологий стальных каркасов. Расскажите, что это такое?
М. Соколов:
- В этом году на Петербургском международном экономическом форуме нами с компанией ГК «Самолет» подписан меморандум по совместному развитию стального строительства. Он нацелен на несколько областей. Первая – это как раз оптимизация решений. То есть ресечинг девелопмент, направление, которым мы совместно с компанией «Самолет» занимаемся. Там уже за этот год достигли первых успехов. Второе направление – это как раз подготовка кадров и обучение данной технологии. Тоже вместе с «Самолетом» разрабатываем данную методичку, совместно ее будем внедрять.
Ну, и третье, наверное, такой основной блок меморандума, это повышение общей осведомленности рынка о данной технологии. На данный момент тоже один из блокираторов - просто мало кто представляет, что это такое и что это вообще возможно реализовать. Соответственно, мы вместе эту осведомленность рынка поднимаем.
А. Иванов:
- Спасибо больше. Я думаю, после нашей сегодняшней программы вопросов по поводу того, что такое стальное строительство и как можно достигнуть 120 млн. квадратных метров в год, станет намного меньше. Я благодарю, сегодня с нами в студии были Александр Чинаров, директор по развитию компании «Самолет Страна» и Михаил Соколов, руководитель направления развития стального строительства компании «Северсталь». Увидимся с вами снова в эфире. Всего вам доброго.