Анастасия Цыбулевская, Агентство стратегических инициатив: «Наш слоган – узнавай страну не только по учебникам»
Идеальное обучение – когда теорию можно сразу применить на практике. Школьным урокам порой не хватает второй части. А стандартные школьные экскурсии по музеям, как правило, навевают скуку. В Агентстве стратегических инициатив решили изменить ситуацию. С этого года в России реализуется программа «Классная страна». О том, что это такое и как эта инициатива должна изменить школьное образование, в эфире радио «КП» рассказала Анастасия Цыбулевская, руководитель и методолог Всероссийской программы Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Классная страна».
- Правильно я понимаю, что в названии «Классная страна» сразу два значения?
- Несколько смыслов. Это точно.
- Тогда давайте расскажем, в чем этот проект заключается?
- Всероссийская программа «Классная страна» направлена на интеграцию формата путешествия в учебный процесс, на формирование модели детского и молодежного образовательного туризма в субъектах Российской Федерации.
- А в чем основная идея этого туризма? У нас сейчас много видов: промышленный, экологический и так далее. То есть это еще одна разновидность туризма?
- Да, это образовательный туризм. Знаете, есть такое высказывание: желание родителей - чтобы дети получили хорошее образование, желание педагога – дать столько знаний ребенку, чтобы он мог их применить в жизни правильно, а желание ребенка – путешествовать. Все эти желания «Классная страна» объединила. Этот год у нас – первый, пилотный. Мы изучили международный опыт, рассмотрели различные практики. Например, в Великобритании, Японии, Китае формат путешествий является неотъемлемой частью основного образовательного процесса. Всегда интереснее и продуктивнее, когда дети получают сначала теоретические знания внутри школьных стен, а когда есть возможность, выходят за пределы школы и знакомятся со всеми процессами «вживую». Посещают предприятия, технопарки, природные территории. И уже там могут все посмотреть своими глазами и пощупать руками.
- В целом у нас что-то есть - школьные экскурсии в музеи, на ВДНХ и так далее. Или «Классная страна» - это что-то другое?
- Экскурсии есть, но здесь большая разница. Одно дело - путешествовать для расширения кругозора. И совсем другое, когда есть конкретная цель. Например, изучаешь на уроке химию, допустим, органические и неорганические вещества. И педагог, формируя данный урок в виде путешествия, проектирует его так, что дети после урока в школе посещают объекты, на которых применяются эти знания.
- То есть не просто теория, которая пишется на классной доске, а теория и сразу практика?
- Конечно, ведь что такое физика, химия, другие естественные науки? Это всегда очень сложно и непонятно. А мы с коллегами разработали такие программы, которые дают детям возможность эти сложные предметы познать. Многие дети после таких посещений полюбили науку. Она для них раскрылась. Они теперь знают, что это, зачем она нужна, какие бывают направления. Например, при посещении космодрома «Восточный» в Благовещенске дети увидели вертикализацию ракеты и поняли: так вот она - физика.
- Мне кажется, на реальное производство большинство молодых людей попадают не раньше, чем после первого курса университета. И то если проходят летнюю практику. А до этого многие выбирают профессию по наитию…
- В том-то и дело. Мы поднимаем вопрос ранней профориентации. Детей нужно знакомить с различными профессиями хотя бы класса с восьмого, чтобы у них было четкое представление о них. «Классная страна» ставит себе задачу - помочь с выбором будущего направления, с которым дети свяжут дальнейшую жизнь.
- Вспоминаю свои журналистские командировки, когда попадаешь на какую-нибудь гидроэлектростанцию и поражаешься ее величию. Мне кажется, если бы в восьмом-девятом классе я попал на нее, то, скорее всего, пошел бы учиться в какой-нибудь энергоинститут… Сколько регионов участвуют во всей этой истории?
- Всероссийская программа «Классная страна» стартовала с февраля этого года. Нас поддерживают Министерство просвещения, Министерство экономического развития и «Национальные приоритеты». У нас был конкурсный отбор. Участвовали все федеральные округа, около 39 заявок было подано. На экспертном совете, который возглавляет вице-премьер Дмитрий Чернышенко, отобрали 22 субъекта РФ. Они и стали участниками в 2023 году. Но мы будем развивать программу дальше. В следующем году будет новый отбор, будем увеличивать количество регионов. А первые 22 субъекта останутся как регионы-наставники. Нам предстоит следующий этап – реализовать образовательные программы путешествий на территории своих регионов. В общем, будем постепенно масштабировать модель детского молодежного образовательного туризма.
- Можете привести пример той практики, которая вам больше всего понравилась?
- Сложно выбрать. Каждый регион уникален. «Классная страна» прежде всего направлена на то, чтобы выстроить межведомственное взаимодействие. Мы объединили две ключевые отрасли – образование и туризм, так как организованные детские путешествия имеет право проводить только туроператор. У каждого своя роль и свои обязанности. У педагогов воспитательная и образовательная составляющая. На туроператорах лежит ответственность за детские группы, за реализацию этих путешествий.
- То есть мало одного желания — все это сделать, нужно еще и выстроить систему?
- Конечно, федеральная программа «Классная страна» - как раз про выстраивание системы. Потому что, если не будет этой системы, ничего не получится. У нас существует пять тематических треков: экология, культура, наука, спорт и здоровый образ жизни. И, конечно же, история и патриотизм. Еще один важный компонент – профориентация. Без нее никуда. Каждая программа путешествия включает знакомство с различными специальностями и направлениями. Каждая команда в регионе включает большое количество профильных специалистов - до ста человек. Это и региональные органы власти, и педагогическое сообщество, и советники по воспитательной работе, и представители бизнеса, и крупных предприятий, туроператоры. И, конечно же, полноправными участниками стали сами дети. Мы включили их в процесс. Они наравне со взрослыми разрабатывали концепции программ-путешествий.
- Из чего состоит стандартная программа-путешествие?
- Из комплекса мероприятий. Сначала дети получают знания в рамках обычного учебного плана, потом учитель проводит с ними вводный урок - перед тем, как они отправятся в путешествие. На этом уроке они проговаривают и выстраивают четкие цели и задачи этого путешествия. Получается правильное целеполагание. Таким образом мы формируем непрерывную нить, которая связывает образовательный процесс и поездку. Например, по треку «Экология» у нас дети брали пробы воды. Большое количество пробирок набрали, и дальше мы с ними отправились в высшее учебное заведение. Там в лаборатории мы провели с ними различные исследования, увидели, как эти процессы наяву происходят. Когда они возвращаются обратно в свою школу либо колледж, они с учителем закрепляют полученный материал.
- И он, кстати, в этом случае лучше запоминается...
- Да, и мы даже на пилотном проекте увидели результат. В рамках реализации этих программ-путешествий проводили с детьми входное и выходное тестирование. Эффект был поражающий. Мы не думали, что даже за одно путешествие дети смогут так хорошо связать теорию с практикой. В общем, получили положительный результат.
- Можно короткой строкой, какие еще предприятия, какие места посетили в рамках пилотных путешествий?
- В каждом регионе было несколько объектов. Если говорить об Амурской области, то в Благовещенске мы посещали космодром «Восточный». В Тамбовской области побывали на очень интересном завод «Пигмент», где производят различные красители. Кроме этого, ездим на различные природные достопримечательности, в нацпарки. В Самарской области побывали в «Бункере Сталина». Это уникальный объект. Там было интересно не только детям, но и взрослым. Ведь вот она - та история, которую мы изучаем в школе.
- Кто весь этот банкет оплачивает?
- Есть несколько вариантов. Многим регионам были выделены федеральные субсидии на реализацию школьных путешествий. Не исключаем и те проекты, которые существуют внутри регионов. В том числе, предлагаем рассмотреть регионам софинансирование со стороны бизнеса - крупных корпораций и предприятий, находящихся в регионе. Например, в Тюменской области в рамках проекта «Город открытий» мы привлекали корпорацию ЛУКОЙЛ и очень плотно работали с «Сибуром». В Тюменской области предприятия формировали группу, выделяли финансирование школам и отправляли классы детей на производство.
- Мне кажется, бизнес должен быть заинтересован в этом, особенно региональный, потому что это их потенциально будущие сотрудники.
- Конечно, это же кадровый потенциал. Дети видят, что можно и учиться, и работать у себя в регионе. А значит мы отвечаем на не менее важный вопрос о повышении уровня приверженности родному краю.
И еще немаловажный инструмент финансирования - родители…
- У меня сразу первая мысль: дорогие родители, давайте скинемся на шторы в классе…
- Не совсем. У нас следующий год объявлен Годом семьи. И мы с регионами уже приняли решение, что вместе с детьми путешествовать могут и родители. То есть мы говорим о семейном походе, когда можно всей семьей ездить и получать знания.
- По сути, это инвестиции в человеческий капитал?
- Да. В те кадры, которые потом будут создавать наше будущее, развивать страну. Ведь не зря слоган Всероссийской программы «Классная страна» - «Узнавай страну не только по учебникам».
- Немного завидую этим детям, честно говоря. Нам, конечно, журналистам часто приходится ездить на различные предприятия. Но, мне кажется, я бы тоже с удовольствием сейчас съездил бы куда-нибудь и посмотрел, что там у нас происходит в нашей большой и классной стране. Спасибо!